Детская литература 19 века кратко
Обновлено: 05.07.2024
Включает произведения, созданные непосредственно для детей, а также адресованные взрослому читателю, но вошедшие в круг детского чтения в оригинальном или адаптированном виде. Специфика читателя-ребёнка определяет необходимость сочетания в детской литературе дидактичности и познавательности с занимательностью, яркой образностью.
В XX веке резко изменяется жанровый состав детской литературы. Важнейшее место в ней занимает приключенческая и историческая проза (читаемая также и взрослыми) - остросюжетная, романтическая по тональности, нередко имеющая экзотический колорит (Р. Киплинг, Дж. Лондон, Г.Р. Хаггард, У. Коллинз, Р. Сабатини, Э. Берроуз и мн. др.). В круг детского чтения входят новые жанры: детектив (А.К. Дойл), научная фантастика (Г. Уэллс, А.Р. Беляев), научно-познавательные книги о природе и животных (Э. Сетон-Томпсон, Д. Кервуд, Серая Сова; в России - В.В. Бианки, Е.И. Чарушин), фэнтези (К.С. Льюис, Дж.Р. Толкин). Претерпевает изменения традиционный жанр сказки: дидактика в ней уступает место игровому началу, литературной эксцентрике, нередко сочетающейся с лирической интонацией и философскими сентенциями (А. де Сент-Экзюпери, А.А. Милн, О. Пройслер, П. Треверс, С. Лагерлёф, А. Линдгрен, Дж. Родари, Т. Янсон и др.).
Детская литература — это литература, предназначенная для детей и осуществляющая языком художественных образов задачи воспитания и образования детей.
Детская литература в первой половине 19 века
В детской литературе первой половины 19 столетия выделяют четыре основных направления:
- Классицизм. Это направление дало детской литературе такие жанры, как разговоры, поучения, беседы;
- Сентиментализм: повесть-путешествие, рассказ;
- Реализм: роман, басня, повесть;
- Романтизм: баллада, сказка, исторический роман.
Классический романтизм стал важнейшим этапом развития детской литературы. Романтики начала 19 века придали свойства художественности архаике, экзотике, устной словесности, документу, игре, детскому вымыслу. Э. Т. А. Гофман провел границу между взрослой и детской литературной сказкой.
Романтики считали, что главной эстетической ценностью является детская фантазия. Воодушевившись ею, они создали новаторский тип художественных произведений, где культурными образцами стал диалог ребенка и взрослого, а также детская игра.
Творчество романтиков питал не только фольклор, но и феномен детской субкультуры, который был впервые замечен ими.
Однако романтиков нельзя назвать основателями детской литературы в ее современном значении. Они только внесли в это понятие один из компонентов – литературу для детей, которая была ориентирована на детский вымысел и фольклорную сказку.
Готовые работы на аналогичную тему
Особой популярностью во второй четверти 19 столетия пользовались стихотворные и прозаические сказки (Пушкин, Жуковский, Ершов, Погорельский).
Детская литература второй половины 19 века
Вторая половина 19 столетия была необыкновенно плодотворной для русской литературы. В этот период в литературе одновременно творят такие писатели, как Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, А.И. Куприн, В.Г. Короленко, В.М. Гаршин, Д.В. Григорович и т.д. В создании произведений детской литературе и отбора текстов для нее из взрослой литературы участвуют известные педагоги, такие как Д.И. Тихомиров и В.П. Острогорский.
Разбор современной ему детской литературы проводил В. Г. Белинский. Он отстаивал идею гармонического развития личности и считал, что самым действенным средством воспитания является литература. В этом он полемизировал с некоторыми современниками. По мнению критика, состояние детской литературы, в частности, беллетристики, было крайне плачевным. Белинский высказывает убеждение, что детская литература должна входить в план воспитания, но при этом он называет вредными ряд русских и иностранных книг для детей.
Вопросами детской литературы занимался и Н.А. Добролюбов, позиция которого в целом совпадает с позицией Белинского. Он отмечает, что детские произведения должны показывать действительность и отвечать принципам реализма.
А.П. Чехов считал, что в 19 веке в России не было детской литературы, заслуживающей внимания. Однако детская литература существовала и насчитывала не одно столетие своей истории. Основой сомнений было низкое качество литературных подделок, которые заполняли книжный рынок и скрывали выдающиеся произведения.
Именно в 19 веке русская детская литература стала формировать свой золотой фонд, который насчитывает сотни произведений.
В 1960-е годы избыток детских журналов приводит к тому, что периодическим изданиям приходится переходить на более узкую возрастную специализацию. Так появились журналы для самых маленьких, журналы для юношества, для детей младшего возраста, научно-популярные и литературно-художественные журналы.
К концу 19 века детская литература окончательно сформировалась. И тогда же возникла необходимость в систематизации детской литературы.
Русская детская литература в первой половине XIX века.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Списки детской литературы для домашнего чтения
Списки книг для домашнего чтения в 1,2,3,4 классах.
Рабочая программа "В мире детской литературы" 3 класс
Рабочая программа "В мире детской литературы" 3 класс.
Воспитание патриотических чувств младших школьников средствами детской литературы
В сегодняшнем мире постепенно снижается воспитательное воздействие на человека российской культуры, искусства и образования. В общественном сознании наблюдается утрата российского патриотического созн.
Развитие коммуникативного общения младших школьников с ограниченными возможностями, через приобщение к детской литературе.
Мероприятия по развитию коммуникотивного общения: экскурсии, трудовая деятельность, сюжетно-ролевая игра, развлечения.
Проект. посвященный творчеству С.В. Михалкова.
Сценарий - проект "Художники - иллюстраторы детской литературы", презентация к проекту.
Этот сценарий является итогом работы над проектом "Художники-иллюстраторы детской литературы". Цель данного проекта - познакомить детей с профессией художник-иллюстратор. Материал сценария будет интер.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Описание презентации по отдельным слайдам:
История В конце XVIII – начале ХIХ века детская литература выделилась в самостоятельную область культуры с определенными педагогическими задачами. Основной фонд детской словесности формировался путем перехода в чтение детей и юношества произведений взрослой литературы.
Появляются первые детские писатели, специально создающие произведения для детей формировалась художественная система, учитывающая своеобразие детского восприятия жизни и искусства, в частности, выделилось особое направление научно–познавательного и учебно-прикладного характера.
Быт образованного русского ребенка первых десятилетий ХIХ века невозможно себе представить и без книг прикладного характера книг-картинок, книг-игрушек, букварей,, энциклопедий и практических руководств, включая инструкции по вышиванию, вырезыванию, составлению букетов и пр.
Продолжают свое существование вошедшие в чтение детей с конца ХVIII века малые эпические жанры: нравоучительный рассказ басня аполог беседа разговор
Появляются новые виды детской прозы Историческая повесть С.Н.Глинка П.Р.Фурман Повесть из детской жизни А.О. Ишимова В.П. Бурнашев А.П.Онтаг Л.А. Ярцова М.Ф. Ростовская
Литературная сказка А.П. Зонтаг В.Ф.Одоевский Детская комедия П.Р.Фурман Поздравительные стихи, или стишки на случай Б.М. Федоров
Значительно расширяется круг журналистки для детей и юношества. Особенной популярностью пользуются: В них закладываются основы периодики для детей
Круг детского чтения Для детей пишут В.А.Жуковский В.Ф.Одоевский А. Погорельский
В детских журналах, альманахах и сборниках печатаются И.А.Крылов А.С.Пушкин М.Ю.Лермантов А.А. Дельвиг Е.А. Баратынский
В чтение детей и юношества вводится проза русских и зарубежных авторов (для взрослых читателей) Н.В.Гоголь А.С.Пушкин М.Н.Загоскин М.Н.Лажечников
В. Скотт Ф. Купер Э.Т.А. Гофман
Сказочный мир А.С.Пушкина Александр Сергеевич Пушкин усилил народную песню и сказку блеском своего таланта, оставив неизменными при этом 'их смысли силу' М.Горький
Сказка А.С.Пушкина Русская сказка — явление многовариантное, ив литературном наследии Пушкина есть примеры всех жанровых разновидностей сказки. Главное место в нем заняли сказки волшебные, создавшие Пушкину возможность открывать национальное в общечеловеческом, а в национальном— общечеловеческое.
Из всех жанров литературы именно сказка давала поэту возможность наиболее прямо и непосредственно выразить свой идеал, свою собственную концепцию мира и человека. Автор размышляет в них о полноте человеческого существования, достигаемой, как ему представляется, не только в минуты счастья.
Философский смысл любой сказки поэта, красота души и есть истинная красота человека, заключается в утверждении любви и добра как основы мира.
Известные сказки А.С. Пушкина Сказка о рыбаке и рыбке Руслан и Людмила Сказка о царе Салтане
Сказка о Попе и о работнике его Балде Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях
СТИХИ И СКАЗКИ В.А.ЖУКОВСКОГО Василий Андреевич Жуковский открыл в человеке способность наслаждаться созерцанием способствовал развитию в России сентиментализма чувство, чувствительность. Он подготовил явление пушкинского гуманизма 'Без Жуковского мы не имели бы Пушкина‘(В.Г.Белинский)
В романтических балладах и стихотворных сказках Жуковского всегда происходит что-либо необычное. За воображением здесь признается право на неограниченную свободу, и эмоциональную читательскую реакцию на чудо подобная художественная установка делает сильной и непосредственной.
Любимые герои Жуковского — рыцари духа. Они проявляют благородство и мужество в защите 'вечных' человеческих чувств. Любовь и преданность в его произведениях неизменно вознаграждается, а зло беспощадно и неотвратимо наказывается.
Сюжет, идея, художественные средства баллад и сказок Жуковского подчинены поэтизации личности, нравственно стойкой и сильной. Непременным условием романтического творчества является сказочное воображение.
Во второй половине жизни для самых маленьких читателей поэт пишет несколько небольших стихотворений, посвящая их собственным детям Павлу и Александре. В них нашли отражение жизненный опыт художника, общественно-педагогические взгляды, тонкое знание детской психологии.
В наследии Жуковского сложился тип сказки-баллады – литературно-поэтического фантастического произведения с обнажением приема, сказки с авторской романтической иронией. Сюжеты сказок поэта узорчаты. Он мастер композиции, контаминирующей (переплетающей) мотивы.
Действие у Жуковского происходит в условном пространстве. Картины быта, наряды персонажей и их обиходные манеры, характеристика запахов и звуков обнажают в произведениях поэта сходство условного сказочного мира со временем, в которое живет автор.
Известные сказки В.А. Жуковского Сказка об Иване-царевиче и Сером Волке Спящая царевна
Кот в сапогах Война мышей и лягушек Тюльпанное дерево
Вывод Народные сказки, вошедшие в обиход детей, веками оттачивались, наилучшим образом приспосабливались для детского восприятия. В них наиболее полно отразилось своеобразие детской литературы. Сказки близки детям, воздействуют на их нравственность и эстетические чувства, также помогают решать задачи эстетического и нравственного воспитания детей.
- подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- по всем предметам 1-11 классов
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Дистанционные курсы для педагогов
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
5 611 923 материала в базе
- ЗП до 91 000 руб.
- Гибкий график
- Удаленная работа
Самые массовые международные дистанционные
Школьные Инфоконкурсы 2022
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Другие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
- 11.03.2020 3267
- PPTX 20.5 мбайт
- 207 скачиваний
- Рейтинг: 2 из 5
- Оцените материал:
Настоящий материал опубликован пользователем Баранова Алла Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Автор материала
40%
- Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- Для учеников 1-11 классов
Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов
Дистанционные курсы
для педагогов
663 курса от 690 рублей
Выбрать курс со скидкой
Выдаём документы
установленного образца!
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие
Время чтения: 16 минут
Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России
Время чтения: 1 минута
Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
ГИА для школьников, находящихся за рубежом, может стать дистанционным
Время чтения: 1 минута
В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Читайте также: