Демон декарта суть эксперимента кратко

Обновлено: 02.07.2024

Демон Декарта - мысленный эксперимент, предложенный французским математиком, физиком и философом Рене Декартом в одной из главных его работ "Размышления о первой философии", где Декарт упоминает "злого гения", обманывающего его.

Мы должны сомневаться в чувственных вещах, не должны доверять органам чувств.
— Рене Декарт

Вопрос Декарт ребром поставил:
“Как знать, что существую я?”
Что не иллюзия мной правит?
И что такое это - “Я”?

Возможно ль доверяться чувствам?
Как знать, что это не во сне?
Что не мираж для нас искусный
Создал нам “демон”, что извне?

Декарту, как и вам, известно,
Что изменяют чувства нам.
Что нам обманываться лестно,
Что любим мы самообман.

Контроль над чувствами возможен -
Самовнушение, гипноз.
И медитация поможет,
Наркотик также и наркоз.

Декарт представил , что есть “демон”
И в наших чувствах он знаток.
Он подменяет чувства смело,
Чтоб до души добраться в срок.

Он шепчет сладкие наречия,
Даёт видения наяву,
И аромат, знакомый с детства,
Нам предлагает, как в бреду.

Представит “чудное мгновение”,
То страсть, то ревность возбудит,
Подарит Гамлету сомнение,
Покой Татьяны вдруг смутит.

Он соблазняет наше тело,
Чтоб душу после получить.
Но здесь Декарт заметил смело -
Не властен разум совратить!

Поскольку разум неподвластен -
Ему лишь можно доверять!
Декарта вывод теперь ясен -
На демона нельзя пенять!

Но разум должен быть свободным
От алкоголя, порошка,
От веяний, сегодня модных,
Иначе - разум мудреца.

Сегодня новая проблема:
А может, мы внутри игры,
Как симуляция чья-то? Демон,
А может это снова ты?

Изучая мысленные эксперименты философии сознания (см. полный каталог ), мы как-то напрасно упустили из виду один и основополагающих экспериментов, который был предложен в качестве одного из рассуждений самим Рене Декартом, который часто считается основоположником рационального мышления (как минимум, он основоположник современной философии). Именно Рене Декарт вывел формулу cogito ergo sum — мыслю, следовательно существую. Но откуда взялась эта формула?

Так вот Декарт писал, что может ли быть что-либо в мире, чего нельзя подвергнуть сомнениям? Вдруг какой-то могущественный демон постоянно дурачит человека, выставляя перед его органами чувств иллюзии так, что человек ничего не может заподозрить?

В общем, принцип cogito ergo sum утверждает, что единственное, в чём может не сомневаться мыслящее сознание, так это в своём собственном существовании, если оно рассматривает его от первого лица. Всё остальное может оказаться иллюзией. Впрочем, сегодня некоторые философы подвергают сомнению и этот, казалось бы, непреложный факт. Некоторые утверждают, что само сознание — это иллюзия. Но об этом мы поговорим как-нибудь в другой раз.

В поисках фундамента научного знания Декарт пытается опровергнуть свой же тезис. Напряжение ситуации состоит в том, что если его опровергнуть не получится, то под большим вопросом окажется не только возможность науки, но и мира вообще

Отчасти да. По крайней мере это точно касается Декарта, известного своим вольным нравом, любовью уединиться, чтобы подумать, привычкой спать до обеда. Но именно Декарт – тот автор, чья методология и до сих пор может быть взята за образец философствования, да и вообще рассуждения.

В этой строчке – весь замысел и, по сути, спойлер фундаментальной программы Декарта. По его собственному признанию, уже в XVII веке в науках было столько путаницы, что представлялось совершенно необходимым пересмотреть сами основания научного знания.

Поэтому Декарт проводит мысленный эксперимент. По сути, он конструирует испытательный полигон для проверки одной радикальной идеи.

Есть и другой вариант мысленного эксперимента – с помощью уже имеющейся или специально созданной методологии решить задачу, которая бесповоротно подтвердит или опровергнет какой-то тезис. Формализовать процедуру этого типа эксперимента очень сложно. Главная его особенность в том, что все начинается не с кейса или задачи, а с какого-то фундаментального вопроса, с очень базовой, но порой сокрушительной интуиции. Такой тип эксперимента, конечно, более сложный. Декарт проводит именно его.

Итак, в поисках фундамента научного знания Декарт пытается опровергнуть свой же тезис. Напряжение ситуации состоит в том, что если его опровергнуть не получится, то под большим вопросом окажется не только возможность науки, но и мира вообще.

Ход мысленного эксперимента:

Постановка проблемы

Шаг первый

Шаг второй

Шаг третий

Тогда Декарт решается на авантюрный шаг. В том, что все так, как оно есть, что оно такое, а не другое, мы уже усомнились, но это не помогло победить Демона. Тогда нужно попробовать усомниться радикально – поставить под сомнение не то, как что-то существует (во сне или же в реальности), а существует ли оно вообще. Иными словами, можно ли мыслить нечто несуществующим? Если да, то ничего достоверного ни в мире, ни в нас нет, а значит, скорее всего, весь мир – развлечение злого Демона. Допустим, яблока на столе нет (хотя вот же оно!), это легко можно помыслить. Можно помыслить и отсутствие стола. Далее – целой комнаты, даже целого дома, города, да и при некотором усилии – целого мира. Все это не может быть той очевидностью, которую ищет Декарт – всего могло бы и не быть.

Шаг четвертый

Это на первый взгляд незатейливое, но сыгравшее важную роль в развитии науки рассуждение, имеет продолжение как у самого Декарта (в других сочинениях он разыскивает аргументы против Демона, апеллируя к понятию совершенного Бога), так и у последующих философов. Самое, наверное, впечатляющее тут то, что Декарт, борясь с Демоном, вообще-то стремился разрешить научную проблему, но, решая ее, поставил новую, фундаментальной значимости – проблему Я, а еще – заложил фундамент для одной из самых главных философских традиций.

Декарт использует простую, но убедительную и рабочую методологию. Он проводит своего читателя по той же дороге, что прошел сам, а потом отпускает его обратно. Как математик Декарт известен каждому школьнику, однако далеко не все знают, что именно во время битвы с Демоном Декарт сформулировал понятие о Я, которое критиковалось и критикуется до сих пор. Но именно оно сделало возможным разговор о Я как для философии, так и для смежных дисциплин.

Продолжая эксперимент, Декарт указывает, что даже такие относительно неоспоримые суждения, как, например, то, что вы сидите в кресле и читаете эту книгу, могут быть подвергнуты сомнению. Конечно, эти суждения кажутся более надежными, чем ваши догадки о Йоне и о том, что он делает на крыльце. Однако Декарт подчеркивает, что мы часто заблуждаемся в отношении именно таких вещей во сне. Во сне вы можете видеть, что сидите на стуле и читаете эту книгу, хотя на самом деле вы лежите в кровати и у вас быстрая фаза сна. Мы не можем отличить опыт бодрствования от опыта, который мы якобы переживаем во сне, пока не проснемся, Морфеус поддерживает это мнение:

Ты когда-нибудь видел такой сон, Нео, когда был уверен, что это не сон? Что, если ты бы не мог очнуться от этого сна? Как бы ты узнал разницу между миром твоего сна и реальным миром?

Демон

Демон Легко и бережно, на выдохе сознанья, Лелея мысль, пульсируя слегка, Я погружаюсь в бездны мирозданья И проплываю страны и века. Мне ни к чему сизифовы усилья. В пересечении пустынь, морей и рек Я словно птица простираю крылья. Но выгляжу совсем как человек. В

Рене Френи Лето (М. : Флюид, 2004)

Рене Френи Лето (М. : Флюид, 2004) Вполне умиротворенное чтение для людей, которые хотят, чтобы их немного развлекли, немного потянули нервы, немного огорчили, но не сильно.Действие происходит в Париже, к тому же, как видно из названия книги, – летом. Главный герой владеет с

Красавец Декарт

Красавец Декарт Конечно, наука XVII столетия была фантасмагорическим месивом, в котором обоснованное и точное переплелось с самыми дикими домыслами. Работы Кеплера соседствовали с улетевшим к Сатурну препуцием Христа, а грубейшие ошибки Кирхериуса имели тот же вес, что и

Писатель и его демон

Горести любви, или Демон, гений, герой

Рене Клер

2. Демон и дух

2. Демон и дух Лестершир — одно из самых маленьких графств Англии. Прежде его жители занимались в основном скотоводством, но сейчас добрая половина пастбищ перепахана. Лестершир славится не одним сыром и пирогами со свининой; он даже упоминается в учебниках истории как

МЫ МОЖЕМ КОРМИТЬ МИЛЛИАРД ЧЕЛОВЕК МЫ МОЖЕМ КОРМИТЬ МИЛЛИАРД ЧЕЛОВЕК Константин Бабкин 12.12.2012

Сергей Угольников ДЕКАРТ ОТДЫХАЕТ

Сергей Угольников ДЕКАРТ ОТДЫХАЕТ Чтобы лояльнее воспринимать творчество Писарева, нужно прочесть Делеза, для спокойного восприятия женских романов – можно прочитать книгу Василины Орловой. Если находиться вне контекста, то не совсем понятно, кто в данном

Наш демон (Будущее стихотворение)

Наш демон (Будущее стихотворение) В те дни, когда нам было ново Значенье правды и добра И обличительное слово Лилось из каждого пера; Когда Россия с умиленьем Внимала звукам Щедрина И рассуждала с увлеченьем. Полезна палка иль вредна; Когда возгласы раздавались, Чтоб


Демон Декарта (Злой демон Декарта, злой гений Декарта) - Мысленный Эксперимент, предложенный французским математиком, физиком и философом Рене Декартом в одной из главных его работ "Размышления о первой философии" и, фактически, основавший солипсизм как философскую школу и давший европейскому рационализму крепкий фундамент. Именно в этой работе и именно в данном МЭ Декарт впервые излагает своё известное "Cogito ergo sum", то есть "Я мыслю, значит я есть" или чуть менее удачное, но более популярное "Я мыслю, значит я существую" [1] .

Формулировка [ ]

В первых главах Декарт постоянно упоминает то Бога, то "злого гения", обманывающего его, из-за чего нижеприведённый отрывок не всем является первоисточником. Однако автор статьи данной решил привести именно его, так как именно он ведёт к идеи "Cogito ergo sum" и при том несёт в себе большую часть написанных ранее Декартом шагов размышления:

"Итак, я допускаю, что все видимое мною ложно; я предполагаю никогда не существовавшим все, что являет мне обманчивая память; я полностью лишен чувств; мои тело, очертания (figura), протяженность, движения и место – химеры. Но что же тогда остается истинным? Быть может, одно лишь то, что не существует ничего достоверного.

В культуре [ ]

Декарт, создав солипсизм, то есть учения о достоверном существование только мыслящего, то есть только тебя, читатель, очевидно, освободил место множеству художественных произведений, фильмам и прочему, сомневавшихся в достоверном существовании реальности. Ниже будет приведён список таковых работ, какой автор уважительно просит тебя пополнить:

Читайте также: