Демократия в древней греции кратко

Обновлено: 02.07.2024

Приблизительно с 500 по 321 г. до н. э. в Афинском полисе существовала демократическая форма правления. Любой гражданин имел право (и даже обязанность) участвовать в работе Народного собрания. Разделения властей в современном понимании не было.

Содержание

Народное собрание

Высшим органом власти было Народное собрание — экклесия, в котором могли принимать участие все взрослые мужчины, имевшие права гражданства. От участия отстранялись женщины, чужеземцы и рабы. Народное собрание собиралось довольно часто, несколько раз в месяц, в нем принимали участие несколько тысяч человек (все население Афинского полиса, имевшее право голоса, оценивается современными исследователями в 20-30 тыс. человек). На собрании решались наиболее важные вопросы жизни полиса. Во времена расцвета афинской демократии для того, чтобы позволить беднейшим гражданам оторваться от работы и принимать участие в народном собрании, была введена плата за участие в экклесии в размере примерного дневного заработка ремесленника.

Совет пятисот

Гелиэя

Продолжал существовать ареопаг, однако его реальная власть в условиях демократии была очень сильно ограничена.

Должности

Исполняли решения народного собрания и других органов носители должностей. Все должности в Афинах были коллегиальными и практически все исполнялись по жребию. Исключение составляли должности, требовавшие особых навыков — стратегов и руководителей полисных финансов, носители которых выбирались голосованием. Коллегия десяти стратегов играла очень важную роль в Афинах и сами стратеги были влиятельными гражданами. Так, формальная власть Перикла состояла в том, что он в течение длительного времени переизбирался на должность стратега.

Обилие государственных должностей в Древних Афинах приводило к тому, что каждый гражданин за свою жизнь не раз занимал различные должности, приобщаясь к управлению государством и постоянно участвуя в его жизни.

Источники и литература

Догреческий субстрат · Лелеги · Пеласги · Ионийцы · Ахейцы · Эолийцы · Дорийцы · Дорийское вторжение · Эллинское происхождение древних македонцев

Демократия · Апелла · Экклесия · Дикастерий · Совет пятисот · Агора · Graphē paranómōn · Ареопаг · Коринфский союз · Диадохи

В греческая демократия это был тип правления, появившийся примерно в 6 веке до нашей эры. C. в афинском полисе, поэтому многие историки называют это афинской демократией. Персонажи, которые больше всего способствовали принятию этого типа политической системы, были Солон, Клисфен и, прежде всего, Перикл.

С тех пор, как Клистен изменил действующие законы, чтобы установить демократию, около 508 г. до н.э. C. Пока македонцы не покончили с этим, прошло почти 200 лет. В это время у демократической системы было много сторонников, но также были такие выдающиеся противники, как Платон и Аристотель.

Демократия в Древней Греции сильно отличалась от сегодняшней. Начнем с того, что не все жители имели политические права, поскольку женщины, не рожденные в полисе и рабы были исключены.

Те, кто имел право участвовать, собирались в экклесии - собрании, на котором обсуждались государственные дела и принимались соответствующие решения. С другой стороны, существовал ряд учреждений, некоторые из которых выбирались по жребию. Этот метод считался более демократичным, чем голосование.

Происхождение греческой демократии

Греция, а точнее Афинский полис, была колыбелью демократии. Со временем другие полисы приняли такой же режим правления, хотя многие другие этого не сделали.

Благодаря их системам документации механизмы, которые они создали для реализации этой политической системы, известны сегодня.

Задний план

Между 800 и 500 годами н. Э. C. города эллинской культуры становились все сложнее и размерами. Обычно в каждом из этих полисов существовала монархическая система правления, хотя позже они стали управляться местной аристократией.

Рост населения усилил давление на этих тиранов. Его ответ заключался в предоставлении людям некоторых прав. Точно так же была реорганизована военная структура, и многие бывшие фермеры стали играть важную роль в защите полиса.

С другой стороны, греческий полис развил экономическую систему, в которой рабы играли основную роль. Одним из последствий была четкая социальная иерархия, поскольку различия в правах между так называемыми гражданами и негражданами усиливались.

Вдобавок к этому в этом контексте начали писаться то, что эксперты считают примитивными конституциями.

Тимократия

Одна из основных вех в процессе, приведшем к созданию демократии в Афинах, произошла во время правления Солона в 594 году до нашей эры. С.

Солон считал, что власть должна осуществляться наиболее подготовленными, которых в то время отождествляли с философами. Только они, благодаря своим знаниям, могли правильно управлять всеми делами города. Эта система правления называется тимократией.

В 594 г. К., Солон одобрил Конституцию, чтобы внедрить эту систему правления. Кроме того, вождю удалось списать долги эксплуатируемых афинян и запретить превращать тех, кто был в долгу, в рабов.

Клисфен, Перикл и Эфиальт

Позже, в конце 6 века до н. Э. К., новый правитель, Клистен, положил конец правлению элит и навязал демократию.

Двумя другими великими именами в истории греческой демократии были Эфиальт и Перикл. Оба жили в V веке, когда Афины сопротивлялись попыткам вторжения империи Ахеменидов. После этой победы менее привилегированные группы населения потребовали увеличения своих политических прав.

Реформы Эфиальта и Перикла позволили этим группам иметь гораздо большее участие в политической жизни. Вдобавок второй из них создал различные институты, которые развивались в этой системе правления.

Особенности и работа

Афины были первым полисом, принявшим демократию, систему правления, при которой граждане участвовали в принятии политических решений. Из этого города демократия распространилась на другие полисы.

Этимология

Слово демократия появилось в V веке до нашей эры. C., в полисе Афин. Он состоит из двух слов: демос (люди) и кратос (власть или правительство).

Согласно Плутарху, дворяне будут эвпатридами; ремесленники, демиурги; а крестьяне - геоморы. Таким образом, демократия будет означать «правление ремесленников и крестьян, двух групп, которые выступали против господства дворян.

Гражданство

Греческая демократия имела много отличий от того, что понимается как таковая сегодня. Начнем с того, что понятие гражданина было очень маленьким: так считались только мужчины старше 20 лет, прошедшие военную подготовку.

Женщины, иностранцы и рабы не имели этого права и, следовательно, не могли участвовать в политической жизни.

Государственные органы

В Афинах, где зародилась греческая демократия, было три руководящих органа. Первой из них была Экклесия, или Ассамблея, она выполняла функции руководящего органа полиса. В некотором смысле его функции аналогичны функциям парламентов.

Вторым руководящим органом был Бул, также известный как Совет пятисот. Как видно из названия, он состоял из пятисот человек, выбранных по жребию и занимавших эту должность в течение года. Этот орган позаботился о практичности и встречался каждый день.

Последним органом была Дикастерия, народный суд. Это была судебная ветвь полиса. Как и предыдущий, он состоял из 500 человек, также выбранных по лотерее.

Государственные сборы

Государственные должности в этой системе правления избирались двумя разными способами. Первый, как уже отмечалось, проводился по лотерее. Это был самый распространенный метод, поскольку считался самым демократичным.

С другой стороны, были также некоторые должности, которые избирались голосованием. Так приходили к власти примерно сто из тысячи чиновников. Это были, например, казначеи и стратеги, генералы армии.

Функционирование

Участие горожан, за исключением идиотов, было обязательным. У этой группы были равные политические права, помимо свободы слова.

Чтобы предложить закон, гражданин должен был написать свое предложение на планшете и положить его на агору. Позже это предложение обсуждалось в Совете пятисот. В случае, если это сочтено удобным, Совет разработал законопроект для представления его Ассамблее.

После принесения в жертву поросенка, граждане, присутствовавшие на собрании Ассамблеи, обсуждали утверждение проекта на сессиях, которые могли длиться до 6 часов. В конце концов, они проголосовали поднятием руки.

Конец греческой демократии

Афины пережили свой золотой век в период демократии, хотя им пришлось пережить войну против Спарты. Эпидемия чумы, возникшая во время осады города, унесла множество жизней, в том числе Перикла.

Хотя Афины проиграли эту войну, демократия оставалась в полисе до 322 г. до н. Э. Затем началось господство Македонии в Греции и конец демократической системы.

Аргументы за и против

Греческая демократия считается одним из величайших достижений в истории западной цивилизации. Даже сегодня либеральные демократии утверждают, что они произошли от той, которая была создана в тот период.

Однако, помимо его неуниверсального характера, исключающего женщин и другие социальные группы, уже в свое время он нашел немало критиков.

критики

Двумя наиболее известными критиками демократии, внедренной в Афины, были Платон и Аристотель. Эти великие философы объяснили недостатки, обнаруженные ими в этой системе правления.

Платон также пошел дальше в своей критике. Для философа демократическому человеку недоставало дисциплины и стыда. По его словам, эти люди хотели только свободы делать то, что они хотели, и, следовательно, удовлетворять свои телесные желания.

С другой стороны, демократическая система, установленная в Афинах, исключила большую часть населения. Только граждане, свободные люди, имели политические права. Некоторые расчеты подтверждают, что на 430 а. C., только 10% из 300 000 жителей города могли участвовать в политической жизни.

Аргументы в пользу

Лучше всего преимущества греческой демократии объяснил Перикл. В своей похоронной речи он определил эту систему следующим образом:

«У нас есть политический режим, который не подражает законам других народов, и мы больше, чем имитаторы других, мы являемся образцом для подражания. Его название, потому что правительство зависит не от немногих, а от большинства, - демократия. Что касается личных дел, равенство, согласно нашим законам, распространяется на всех, в то время как при избрании государственных должностей мы не ставим классовые соображения выше личных заслуг в соответствии с престижем, которым пользуется каждый гражданин. в своей деятельности; и также никто из-за своей бедности не находит препятствий из-за темноты своего социального положения, если он в состоянии оказывать услуги городу "

Таким образом, хотя и в некоторой степени, демократия позволила людям впервые высказывать свое мнение и голосовать. Более того, злоупотребления со стороны правителей были значительно ограничены.

Выдающиеся фигуры

Перикл

Перикл пришел в мир в 495 году до нашей эры. C., в полисе Афин. Его отцом был Джантипо, военный, командовавший армией в его победе против персов при Микале в 479 году до нашей эры. С.

Как член привилегированного класса, Перикл имел очень престижных учителей, таких как философ Анаксагор или софист Деймон.

Кроме того, он окружил себя группой выдающихся интеллектуалов того времени: Геродот, историк, Софокл, драматург, или Фидий, скульптор. Даже его возлюбленная Аспасия де Милето была известна своей великой культурой.

Перикл, лидер фракции, защищающей демократию, пытался убедить всех граждан участвовать в правительстве. Точно так же он ввел оплату в обмен на услуги, оказанные государству, и был создателем системы лотереи для избрания государственных чиновников.

Нападение персов, которое привело к созданию Делосского союза, сделало Перикла лидером Афин на пятнадцать лет. В этот период он способствовал восстановлению храмов, разрушенных во время войны, а также построил несколько новых зданий, в том числе Парфенон.

Солон

В то время, когда Афины страдали от серьезных внутренних конфликтов из-за концентрации земель в руках аристократов, Солон был выбран в качестве арбитра, чтобы положить конец происходящим боевым действиям.

Этот законодатель намеревался полностью изменить политическую и социальную систему города. Его намерением было способствовать постоянному социальному миру и тому, чтобы не возникало никаких новых проблем. Для этого он искал формулу, которая могла бы привести к соглашению привилегированные и угнетенные группы.

В области сельского хозяйства Солон предложил отменить сборы. Его предложение включало изменение валютной схемы, тем самым уменьшив долг на 30%. Кроме того, заявлено об истечении срока ипотеки.

С другой стороны, Солон был ярым защитником свободы гражданина, так как считал, что без нее страдания не перестанут расти. Таким образом, он составил новый свод законов, который расширил личные свободы.

Хотя в строгом смысле система, сформулированная Солоном, не была демократией, она рассматривается как ее предшественник.

Клисфен

Клистен был афинским политическим деятелем, родившимся в 570 г. Его главным вкладом было внедрение демократии в его город-государство.

Его намерение внедрить демократию было отвергнуто афинской олигархией. Чтобы победить его, Клистен вступил в союз с демократической фракцией во главе с Исагорасом. Оба в конечном итоге столкнутся друг с другом за власть, битва, которая закончилась победой Клисфена.

Придя к власти, Клистен приступил к разработке необходимых реформ для демократизации правительства. При поддержке афинского народа он создал основы системы, основанной на равенстве граждан перед законом.

Греческая демократия Это был первый шаг к утверждению демократической концепции, известной сегодня. Хотя он заложил основы нынешней демократии, некоторые аспекты принципиально отличаются.


Это первое определение заложило основу для всех философских аргументов демократии как системы правления.

В определении греческой демократии люди, несомненно, были людьми Греции, с некоторыми ограничениями на жителей, которые могли бы участвовать в политике.

Среди наиболее важных различий демократического полиса и современного демократического государства - разная территориальная протяженность, разный демографический объем, разные формы участия жителей политической жизни, среди прочих..

Территория и количество жителей

В древней Греции города-государства имели небольшое расширение по сравнению с нынешними городами, а ядро ​​политической жизни, где принимались решения, было относительно небольшим.

В настоящее время территория демократии намного больше.

Что касается количества жителей, население греческих городов-государств было небольшим, и не все участвовали в политических решениях.

Хотя все еще есть члены обществ, которые не имеют доступа к участию в политической жизни, ограничения намного меньше.

Во времена греческой демократии такие важные философы, как Платон и Аристотель, говорили о важности территории и жителей, которые принимали участие в политических решениях..

Платон предложил в качестве идеального города-государства с 5000 жителей. С другой стороны, Аристотель утверждал, что город-государство с менее чем 10 членами был невозможен, но город с более чем 100000 был бы неуправляемым.

В настоящее время штаты из 10000 жителей считаются малыми.

Участие граждан в политической жизни

Греческие города-государства были небольшими сообществами, где отношения между людьми были первичными и очень прямыми отношениями. Это сделало демократическое участие более прямым.

С другой стороны, политическая жизнь греческих городов-государств была более интенсивной, чем в нынешних демократиях.

Чем меньше число включенных в политическую жизнь, тем больше включенность последних.

В анализе политической жизни Аристотеля политический институт города-государства определял, кто обладает качествами управления.

Эта идея была связана с тем, что разные города-государства древней Греции имели разные правительства с разными типами граждан..

Другие аспекты греческой демократии

В политических дискуссиях в древней Греции было мало различий между государственным и частным.

Политическая жизнь, общественная жизнь, религия и экономика значительно смешались в процессе принятия решений греческой демократии.

Греческая демократия была пронизана религией. В этом аспекте он существенно отличается от текущих состояний, которые в основном лежат.

Греческая демократия была инструментом, посредством которого становилось всеобщее благо и социальная организация. Эта концепция до сих пор сохраняется в современных демократиях.

Демократия – яркий пример успешного управления государством. В отсутствие альтернативной, общепризнанной мировой идеологии, она, пожалуй, единственная система, признаваемая большинством стран мира. Каковы же истоки этой формы правления? Они могут показаться невероятными и далёкими от того, что мы с вами видим сегодня. Но в истории первый пример демократии – афинская демократия. То есть история первой демократии – это история афинской демократии.

Первый пример демократии – афинская демократия. Всё в руках богов

Первая демократия в мире заключалась в том, что Афинами управлял совет из пятиста человек, называемый Буле. Учитывая, что каждый грек считал себя важным элементом, в движении великого колеса демократии, Буле было необходим для недопущения хаоса.


Первый пример демократии – афинская демократия. Буле

Однако, сам совет выбирался случайным образом. От десяти афинских племен выдвигалось по 50 делегатов, выбираемых с помощью жребия. Обычно, это были короткие соломинки, которые тянули граждане. Подобным образом избирался и глава Буле, отвечавший за казну, государственную печать и документы.

Каждый гражданин имел слово

Основы афинской демократии заключались также в том, что члены Буле не изобретали законов, лишь бы зарезервировать своё авторство. Они слушали народ. Каждые 10 дней собиралась Экклесия – народное собрание, где проводилось обсуждение любых решений: от порядка проведения фестиваля и одежды участников, до объявления войн.


Афинская демократия – народное собрание (эклессия)

Каждый гражданин имел право выступить на мероприятии. Конечно, это не значит, что его мнение обязательно будет учтено, но высказаться мог любой.

Казалось бы, на театральную арену возле Акрополя должны были собираться все жители города. Однако, такого не происходило. Древние греки, не отличавшиеся особой сознательностью, не любили бросать дела по пустякам. Из сорока тысяч голосующих, редко собирались более 5000. Да и то, по наиважнейшим вопросам.

Оплата или штраф, за выполнение гражданского долга

Древнегреческая демократия, как и современная, заключалась в возможности голосования. Но порой людей приходилось заставлять приходить на голосования. Для начала им пытались доплачивать определённые суммы денег, а потом штрафовать.


Признаки древнегреческой демократии – голосование в Древней Греции

В дни обсуждений Афины закрывали все рынки и дороги. Рабы растягивали окрашенную красной охрой верёвку и медленно надвигались на заносчивых граждан. Те вынуждены были бежать в сторону Акрополя, опасаясь испачкать свои одежды.
Любой, кто не добирался достаточно быстро, или имел следы краски на тунике, подвергался штрафу за пренебрежение гражданским долгом.

Звание гражданин

Существуют записи, что некоторым иностранцам и рабам такое право также предоставлялось, но детали этого не ясны.

Суд присяжных

Суть афинской демократии заключается также и в суде присяжных. Сегодня суд формируется из 12 человек. Греки считали по-другому. 500 членов суда. И ни на одного человека меньше!


Суд присяжных в Древней Греции

Каждый гражданин, имеющий право голоса, мог быть выбран в этот орган. При этом, незначительные дела могли рассматриваться местными чиновниками. Но если планировалось суровое наказание, либо штраф был более 50 драхм, то разрешались только присяжные.

Политические дела часто доходили до суда. Множество знаменитых представителей того времени, заканчивали карьеру или жизнь, под давлением общественного мнения. Даже Сократ получил свой приговор, на подобном судебном процессе.

Подход к налогам

Греки не понимали, почему обычный человек должен платить налоги. Собственно, их никто к этому и не принуждал. Для обеспечения государства средства поступали от таможенных пошлин, налогов с иностранцев и самых богатых афинян.


Налоги в Древней Греции

Уточню последний момент. Вначале налоги взимались с 1200 богачей, потом с 300. Вместо того, чтобы жаловаться и стенать, богатые греки сами предлагали большие суммы. И дело было не в расточительности, а в достижении социального статуса. Если ты входишь в число этих 300 счастливчиков, значит, в самом деле, ты состоятельный и уважаемый человек.

И хотя всё это может показаться безупречным раем, на деле не совсем так. Да и всё это расцвет афинской демократии. Но при этом была и коррупция, и обман, и взятки. Интересно, что у власти всегда находилось большинство, составляющее элиту республики. А это никак не согласуется со случайным голосованием. Археологи раскопали пачку бюллетеней, на которых было написано только одно имя: Фемистокл. При этом всё начертано одним почерком. А ведь такая красивая сказка получалась…

Читайте также: