Деловая карьера это кратко

Обновлено: 17.05.2024

Деловая карьера – это определенное движение человека, которое напрямую указывает на рост его профессионализма, заработной платы, социальной роли и так далее. Всего принято выделять несколько вариантов движения – это вертикальная и горизонтальная карьера. Познакомимся с ними поближе:

  1. Вертикальная карьера. С этим понятием напрямую связан сам термин деловой карьеры. Подразумевается, что человек растет в имеющейся иерархии, переходя на более высокую ступень. Предполагается как увеличение оплаты труда, так и улучшение должности и так далее.
  2. Карьеры горизонтального типа. В этом случае человек может поменять область деятельности, выполнять определенную роль, но формально жесткого закрепления к структуре организации он не имеет. Другими словами, условия работы либо выдвигаемые к кандидату требования будут расти, вознаграждение будет увеличиваться, но никаких серьезных перемен в его работе не произойдет.

Какие варианты деловой карьеры есть?

Говоря о деловой карьере, логичнее говорить о карьере менеджера, нежели о карьере футболиста. В первом случае человек может расти как горизонтально, так и вертикально. Во втором случае речь может идти только о горизонтальном росте. Хотя парадоксален тот факт, что футболист может получать намного больше менеджера.

Специалисты в данной отрасли говорят, что есть четыре основных модели деловой карьеры, на основе которых уже будут базироваться другие варианты построения иерархии. Познакомимся с ними поближе:

Профессии сложные, профессии разные…

Не стоит забывать о том, что какие бы модели карьерного роста ни существовали, в каждой отдельной отрасли либо относительно каждой специфики работы как требования, так и рост могут отличаться.

Давайте рассмотрим пример. Если вас интересует карьера водителя, то первоначально, что необходимо сделать – получить права. Далее речь будет идти о выполнении основной работы на более низких уровнях. Работник будет оттачивать свои навыки и знания, уже после применять их на практике.

Возможен ли рост в этом направлении? Возможен, но, к сожалению, далеко не всегда. Многое зависит как от места жительства человека, так и от ресурсов, которыми он располагает. Можно ли сказать, что карьера водителя сложилась, если он управляет автомобилем президента? Однозначно можно!

Карьерист

Поднимайтесь по карьерной лестнице уверенно

Но в это же время он должен иметь массу знаний и навыков, которые не касаются его непосредственной работы как человека, находящегося за рулем. Не исключено, что ему даже дополнительно понадобится окончить курсы экстремального вождения, отточить свои навыки. Однако пригодятся ли они ему на практике – сказать тяжело. Отметим, что в большинстве случаев подобного рода работа может быть связана с риском для жизни.

Что касается карьеры фигуристки, то здесь во многом само направление движения человека будут определять его родители еще с детства. К сожалению, далеко не факт, что человек действительно хочет развиваться в этой отрасли – быть может такое мнение было навязано ему извне. Причин, по которым человек может и дальше двигаться в этом направлении, существует много – от каких-то моральных принципов до сильного влияния в семье.

Фигурное катание

Карьера фигуристки

Немалую роль могут играть и лавры, которые человек получает за выступления – памятные награды, всемирная известность, немалая оплата. К сожалению, карьера фигуристки может очень быстро закончиться, если будет получена профессиональная травма либо какое-то повреждение, препятствующее нормальному оттачиванию и выполнению элементов, выступлению на публике.

Критерии оценки карьеры

Как же понять, добился ли человек успехов в карьере либо все его рвения были напрасны? Здесь необходимо понимать, действительно ли он ставил перед собой целью движение по карьерной лестнице и достижения.

Успешный человек

Всегда добивайся успехов в карьере

Какие варианты признания есть?

  1. Известность. Больше присуща публичным людям – актерам, спортсменам, политикам и так далее. Неудивительно, что многие молодые парни и девушки стремятся попасть на телевидение, стать известным, ведь многие мечтают о сладкой жизни, не зная, что стоит с изнаночной стороны.
  2. Получаемые средства. Большинство людей реагирует только на этот показатель, и им неважно, кем именно они будут – поэтом, актером, доктором и так далее. Основная задача – получить максимальную оплату своего труда.
  3. Оценка близких. Для многих людей этот показатель далеко не последний. Даже если человек проживает в небольшом городке, он занимает сравнительно маленькую должность в сравнении с мегаполисом, но им гордятся родные и близкие, он будет идти вперед до тех пор, пока не получит нужную должность, постарается продержаться на ней как можно дольше. Про такого не скажут, что он завершил карьеру на пике популярности. Чаще всего занимаемая должность будет у человека до выхода на пенсию.

Работа в организации или самостоятельное плавание?

Многие люди говорят о том, что карьера в весьма большой и известной организации, является для них мечтой. Это возможность показать свои навыки, знания, умения, в это же время возможность получить достойную плату за такие старания. Другие же люди утверждают, что не терпят начальников над собой, а именно так и будет, если речь идет о работе в организации, фирме и так далее.

ИП

Человек, который не привык видеть над собой начальника

Именно поэтому вы некоторые выбирают путь, на котором они не встретят над собой начальника, кроме налоговой инспекции. Это люди, привыкшие работать на себя, не подчиняться никому. В чем прелесть такой работы?

  1. В отличие от карьеры в организации, такие люди самостоятельно могут выставлять для себя планку, развиваясь в выбранном виде деятельности.
  2. Как планирование и прогнозирование, расстановка необходимых приоритетов проводится только им самим, и никто не скажет, где и как надо работать, куда переходить.
  3. Вырастают риски. Приходит понимание, что при ошибке можно потерять фактически все, что есть, и это подталкивает двигаться дальше.

Сразу отметим, что как не все люди могут работать в организации, так и далеко не каждый человек может работать сам на себя. Здесь многое зависит от трудоспособности, самодисциплины, возможностей, смекалки, характера и так далее. Тем не менее, находясь в каждой из этих сфер люди могут получать достойную оплату труда, в это же время заниматься именно той деятельности, которая нравится.

Как карьера в компании, так и самостоятельная работа вне любой фирмы либо карьера служащего имеет свои преимущества и недостатки, планку, выше которой человек не сможет вырасти. Такое ограничение будет связано либо с человеческими возможностями, либо с ресурсами, либо с годами, которые все равно будут брать свое.

Думая о близких

Именно так можно назвать социальную карьеру, которой сейчас занимаются очень многие публичные личности. Это возможность участвовать в жизни людей, которые проживают в мире, помогать им, жертвовать часть заработка, помогать физически. Яркий пример – Анджелина Джоли, которая является известной актрисой, режиссером, в это же время выступает послом доброй воли ООН, стараясь помочь как можно большему количеству людей.

Помощь детям

Даже публичные личности участвуют в благотворительности

Многие думают, что далеко не всегда есть возможность вести социальную карьеру, однако это не так. Многие люди, имеющие возможность оказать хоть какую-то помощь близким, просто не делают этого, считая подобного рода занятие бессмысленным.

Также рекомендуем к прочтению статью на тему “Как искать первую работу?”

Так ли это, могут подсказать только морально-этические принципы человека, его воспитание, то, в какой обстановке он рос.

Например, даже футболисты, завершившие карьеру, очень часто принимают участие в благотворительности, записываются в программы, которые нацелены на помощь людям. Нередко проводятся акции в отношении детей, которые неизлечимо больны либо у которых, наоборот, есть возможность выздороветь и зажить полноценной жизнью.

Проверенные правила успеха

Многие не знают, какой самый верный способ сделать карьеру. На самом деле необходимо просто придерживаться нескольких правил, чтобы добиться желаемого:

  1. Быть профессионалом в своем деле. Постоянно посещать курсы повышения квалификации, быть в курсе всех изменений и нововведений в отрасли, которая была выбрана.
  2. Правильно выбрать компанию, где вы будете развиваться. Убедитесь в том, что она не станет минимальным пределом, которого вы достигнете, и в ней есть возможность вертикального, а не только горизонтального роста.
  3. Проявляйте себя. Даже мегаумный человек, просиживающий на скамье запасных, не добьется того, что сможет получить пробивная личность, у которой где-то временами не хватает смекалки.
  4. Труд – основа успеха. Говорят, что из 100% успеха только 10% зависит от удачи, а остальные 90% – от упорного труда. С этим нельзя не согласиться.
  5. Планируйте, ставьте перед собой цели. Ни один человек, даже работающий в перспективной организации, имеющий возможность расти дальше, не сможет добиться желаемого, если не будет стремиться к лучшему. Необходимо постоянно ставить перед собой цели, упорно идти к ним. Эти цели должны быть как личными, так и профессиональными.

Конечно, существует намного больше правил, позволяющих построить карьеру, но большинство из них уже будет познаваться на практике в течение первых месяцев работы. Важным является и то, какой руководитель будет находиться над вами. Если это человек, действительно желающий вам помочь, то вы получите максимум.

Карьера

Будьте профессионалом в своем деле и вы достигните успехов

С другой стороны, на блюдечке с каемочкой все готовое вам тоже не принесут – придется немало потрудиться самостоятельно для того, чтобы получить нужные знания и навыки, иметь массу знакомых, а также занимать немалое социальное положение, чтобы добиваться желаемого и постоянно расти.

С чего начать? Подробный видео обзор

You are currently viewing Деловая карьера и служебно-профессиональное продвижение

Деловая карьера и служебно-профессиональное продвижение

Содержание

Деловая карьера понятие и определение

Деловая карьера – это субъективно осознанные собственные поведение и позиция, связанные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении рабочей жизни человека.

При этом необходимо соблюдение условия взаимной заинтересованности в развитии карьеры как предприятия, так и самого работника. Кроме того, карьера – мотивация к достижению успеха, знание самого себя, успех и самоотдача, самоконтроль и работоспособность, уверенность в себе и объективность и т. д.

Карьера работника – это процесс успешной самореализации руководителя или специалиста, который сопровождается социальным признанием и является результатом продвижения по служебной лестнице, что обеспечивает взаимный процесс предприятия и работника (при росте материального благополучия последнего).

Жизнь человека вне работы имеет значительное влияние на карьеру, является частью карьеры.

Это продвижение вперед по однажды выбранному пути деятельности, к примеру:

  • Получение больших полномочий.
  • Более высокого статуса.
  • Престиж.
  • Власть.
  • Большего количества денег.

Понятие карьеры не означает только непременное и постоянное движение вверх организационной иерархии.

Первый шаг к тому, чтобы построить свою карьеру — понять, что это вообще такое.

Карьера – это осознанная траектория движения человека в рамках профессии или организации.

В широком смысле карьерой называют успешную реализацию своих умений, знаний и навыков. При этом понятие деловой карьеры отличается тем, что за реализацией следует продвижение в вашей деятельности, что влечет за собой настоящий успех. К сожалению, подавляющее большинство наших соотечественников не понимает, чем карьера отличается от работы. Проясним и это.

Карьера позволяет получать более высокие и ответственные должности, зарплату и развивать свои профессиональные навыки.

Что влияет на карьеру

Итак, мы рассмотрели, что такое карьера. Теперь время начать двигаться к должности генерального директора. Движение нужно осуществлять поэтапно с первых же шагов в новой компании.

Выделяют такие виды, как внутриорганизационная и межорганизационная карьера. Первая предполагает, что человек развивается и совершенствуется как специалист и профессионал в рамках одной компании, вторая же – это карьера в одной области, но в разных компаниях.

Как первый, так и второй виды карьеры реализуются в 3 направлениях:

Вертикальная карьера – подъем на более высокую ступень структурной иерархии.

Горизонтальная карьера – перемещение сотрудника в другую функциональную область деятельности. Горизонтальная карьера – это карьера специалиста.

Центростремительное направление – движение работника к руководству организацией.

Человек в процессе трудовой деятельности осознанно движется по той траектории в рамках профессии или организации, которая им однажды выбрана и соответствует его навыкам, способностям, квалификационным возможностям, амбициям и ожидаемым вознаграждениям.

Можно выделить 7 типов профессиональной карьеры:

    Суперавантюрная карьера предполагает очень высокую скорость продвижения с пропуском некоторых этапов карьерного развития, либо резкую смену сферы деятельности.

Случайная – как основа стечение обстоятельств.

Совместная – продвижение с лидером.

В зависимости от социально-экономической ситуации формы собственности и сферы деятельности формируется преобладание типов карьеры.

Этапы

В ходе деловой карьеры человек обычно проходит через 5 ее этапов:

  1. Предварительный этап – если вам до 25 лет и вы готовитесь к трудовой деятельности, а также озабочены выбором области, то вы точно на этом этапе.
  2. Этап становления – если вам до 30 лет, вы осваиваете работу и развиваете профессиональные навыки.
  3. Этап продвижения – вам до 45 лет, вы профессионально развиты и самореализуетесь.
  4. Этап завершения – вы уже старше 60 лет, готовитесь к переходу на пенсию, озабочены поиском и обучением собственной смены.
  5. Пенсионный этап – после 65 лет, вы заняты совершенно другой деятельностью, и вовсе не обязательно трудовой.

Факторы развития карьеры

Хорошее образование, опыт работы в крупных корпорациях, серьезные должности, диплом МВА, сертификаты об окончании полезных для профессии курсов – никто не спорит, это весомые факторы, влияющие на развитие карьеры. Но если говорить объективно, всё перечисленное – это скорее строчки в резюме.


Получая образование, все мы, как правило, мечтаем о головокружительной, стремительной карьере, о признании, высокой зарплате. Оставив позади вуз (а кое-кто ещё и в период учёбы), начинаем поиски работы, затем изо всех сил стараемся достичь вершин в работе. Словом, делаем карьеру. А чтобы все тонкости в этом нелёгком деле стали понятными, попробуем разобраться, что это такое — карьера. Какие есть типы, как планировать, управлять ею и др.

Формулировки

Виды, типы

Виды карьеры классифицируют:

  • профессиональная карьера – рост в своей нише (профессии). Профессиональная карьера строится либо в одной специализации, выбранной вначале, либо постепенно осваиваются другие области, чаще всего связанные с основной линией работы;
  • неспециализированная – освоение разных специальностей. Так формируется деловая карьера менеджера. В результате руководитель имеет целостное представление о своей компании, понимает все процессы в любом отделе. Неспециализированные виды карьеры получили широкое распространение в Японии.

Есть также виды деловой карьеры:

  1. внутриорганизационная – рост внутри одной и той же организации. Деловая карьера бывает таких типов:
    • вертикальная – повышение должности вместе с ростом зарплаты;
    • горизонтальная карьера – смена обязанностей, переводы в другие отделы, расширение сферы задач с увеличением зарплаты. Человек становится незаменимым в своём деле. Горизонтальная карьера развивается на одном уровне;
    • центростремительная (скрытая) – сотрудника подключают к принятию важных решений, приглашают на официальные и неофициальные встречи, переговоры. Так бывает, когда у сотрудника имеются обширные полезные связи вне компании (это весомое условие, влияющее на управление деловой карьерой). Внешне всё это незаметно, но оплата работника повышается;
  2. межорганизационная – все этапы роста проходят в разных компаниях. Управление карьерой находится больше в компетенции работника.

Есть ещё один комбинированный вид, при котором горизонтальная карьера сочетается с вертикальной, – ступенчатая. Бывает внутри одной организации и в разных.

На практике виды карьеры могут меняться, переплетаться, когда в различных периодах человек проходит различные эволюционные пути.

Модели

Трамплин

Есть четыре модели карьеры:

Карьера — этапы

Знать этапы карьеры важно HR-менеджеру при встрече ещё даже с потенциальным работником, чтобы распланировать максимально эффективное использование сотрудника для компании. Если у человека не экспресс карьера, то он проходит через:

Зачастую планирование карьеры, управление ею, работа с кадрами в компании находится, мягко говоря, на низком уровне, либо вообще отсутствует, поэтому люди не знают о своих перспективах. Это приводит нехватке мотивации, скверным результатам работы.

Планирование, управление

Планирование карьеры бывает прерогативой сотрудника, его руководителя или HR-менеджера. Наиэффективнейшим станет планирование карьеры обеими (либо тремя) сторонами. Ведь без желания у человека роста никакой менеджер не сможет его постоянно тащить, подталкивать. И наоборот – сотруднику будет сложно пробиться с руководителем, не заинтересованным в профессиональном росте подчинённых. Планирование, управление карьерой каждой из сторон:

Знания

Тем не менее управление и планирование деловой карьеры в основном зависит от самого сотрудника. Разберёмся, в чём именно. Управление деловой карьерой начинается уже при собеседовании, приёме на работу, когда человек формулирует вслух свои цели и задаёт вопросы, когда корректно оценивает свои возможности и мечты в соотношении с требованиями и качествами организации. Далее управление карьерой заключается:

Деловая карьера

  • в расширении знаний, навыков;
  • в выборе инициативного, оперативного руководителя. Такое возможно не во всех компаниях, поэтому порой приходится менять место работы;
  • в правильной оценке окружения;
  • в составлении планов, оценке результатов;
  • в понимании, когда дальнейшее развитие, более успешная карьера в организации невозможны, и своевременном принятии решения об увольнении. Да, тут уж опять придётся решать вопрос о том, как сделать карьеру в новой уже организации. Но ведь всё реально при желании стремлении и упорстве;
  • в поисках новой работы, лучше всего полагаться на себя, свои умения, если есть вера в них.

Управление деловой карьерой менеджеров состоит из оценки ситуации, формирования целей деятельности.

Психология, якоря карьеры

Самоутверждение

Психология карьеры основана на психологии человека. Знания эти очень обширны и полезны для начальников, работников, изучающих, как сделать карьеру. Что же требуется, чтобы достичь успеха? Мощная мотивация и стремление к результатам – таков ответ в нескольких словах. Помогают росту такие качества:

Также для успеха необходимо знать свои преимущества, присущий стиль работы, ценности (если убеждения сотрудника несовместимы с ценностями компании, то работа будет невыносимой и неудачной). Кроме того, важно строить рабочий процесс так, чтобы не возникало выбора – семья или карьера. Тут придётся искать баланс, а это не всегда легко.

Создавайте карьеру, будьте успешными, растите в своём деле, развивайтесь! Читайте, изучайте новые методики и достижения в области психологии и других сферах, которые помогут вам на пути становления!
Если вам понравилась статья, поделитесь ей с вашими друзьями в соц. сетях. А я с Вами прощаюсь, до новых встреч!

Читайте также: