Декарт эпоха просвещения кратко

Обновлено: 06.07.2024

Философия Нового времени существенно отличается от философии древности и средневековья по содержанию, методологическим принципам, характеру проблем, находящихся в центре внимания. Это, конечно, не означает, что новая европейская философия полностью теряет связь с прежней традицией, но она интерпретирует эту традицию по-своему и ставит новые акценты. Рождение философии Нового времени относится к концу 16-17 веков.

На заре новой эры, как никогда ранее, повышенный интерес к человеку во всех его многочисленных проявлениях. Философы этого периода ценили прежде всего оригинальность и неповторимость личности.

Чрезвычайно важную роль в формировании философии и науки Нового времени сыграла Реформация, которая привела к важным изменениям в общей интеллектуальной атмосфере и экономической жизни Западной Европы.

Эти особенности также обусловили переориентацию философии. Если в средние века она действовала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения — с искусством и гуманитарными науками, то с XVII века она базируется в основном на науке. Поскольку наука занимает ведущее место в мировоззрении этой эпохи, проблемы эпистемологии — гносеологии становятся доминирующими в философии, хотя гносеология изначально оправдывалась онтологическими предположениями.

Философия нового времени и эпохи просвещения - Эмпиризм Ф. Бекона и рационализм Р. Декарта

Эмпиризм Ф. Бекона и рационализм Р. Декарта

Решение проблемы метода познания в философии Нового времени связано с двумя течениями — эмпиризмом, основанным великим английским философом Фрэнсисом Бэконом, и рационализмом, ярким представителем которого был французский мыслитель и математик Рене Декарт.

«Смысл этого афоризма в том, что истинное знание, по мнению философа, должно давать человеку власть над природой и служить обществу.

По мнению Бэкона, в средние века и в древности наука основывалась, прежде всего, на дедуктивном методе, примером чему служит аристотелевская силлогистическая формула. Используя дедуктивный метод, можно перейти от общих очевидных высказываний (аксиом) к индивидуальным выводам. Бэкон считает, что этот метод недостаточно эффективен и плохо подходит для познания природы. Все познания и изобретения должны быть основаны на опыте, т.е. они должны перейти от отдельных фактов к общим утверждениям. Такой метод называется индуктивным. Индукцию описал Аристотель, но он не придал ей такого универсального значения, как Ф. Бэкон.

Самый простой случай индуктивного метода — это то, что называется полной индукцией, при которой перечисляются все объекты данного класса и обнаруживается свойство, присущее всем объектам. Однако в науке роль полной индукции не очень велика. Гораздо чаще приходится прибегать к неполной индукции, когда на основе наблюдения конечного числа фактов делается общий вывод относительно всего класса данных явлений. Основой неполной индукции, таким образом, является аналогичный вывод, и это всегда носит вероятностный характер, а не строгую необходимость.

Но он делит их на четыре вида:

Посредством своего учения об идолах Ф. Бэкон стремился освободить сознание людей от влияния схоластики и всякого рода ошибок, и тем самым создать условия для успешного развития и распространения знаний.

Работа Бекона оказала серьезное влияние на общую интеллектуальную атмосферу, в которой формировались наука и философия XVII века. Не случайно обращение Бэкона к опыту и экспериментам стало своеобразным лозунгом для основателей лондонского естественно-научного общества, в которое вошли создатели новой науки — Р.Бойл, Р.Хук, И.Ньютон и другие.

Основными сторонниками эмпирической линии в философии современности были Т. Хоббс, Д. Локк, Й. Беркли, Д. Локк. Хьюм — в Англии; Э. Кондильяк, С. Гельветий, П. Галбах и Д. Дидро — во Франции.

Основателем нового европейского рационализма был Рене Декарт. Историки XVIII-XIX веков считали его основателем целой Новой европейской философии.

Развитие рационализма в учениях Бенедикта Спинозы и Готфрида Лейбница

Б. Спиноза предложил свое собственное решение проблемы вещества, основанное на идее пантеизма, преодолевая картезианское противоречие между Богом как неосвоенной субстанцией и двумя природными субстанциями, которые конечны и сотворены. Субстанция, согласно Би. Спиноза, которая сама по себе причина.

Таким образом, в отличие от Декарта, Спиноза задумал строго монистический взгляд на мир, выводя все существующие вещи из одной материальной субстанции.

Напротив, в отличие от Р. Декарта, противопоставившего современную науку традиционной философии и, в частности, схоластическому аристотеллизму, Г. Лейбниц пришел к выводу, что эти две сферы знания не так непримиримо противопоставляются друг другу, как это казалось Г. Галилео, атомистам и Р. Декарту.

Г. Лейбниц ставит перед собой задачу найти точки соприкосновения новой естественной науки с традиционной философией и логикой и решает ее частичным возвращением к древней философии и науке, насколько это возможно в предположениях классической механики.

Философские взгляды Т. Хоббса, Д. Беркли, Д. Хьюма

Томас Гоббс, выступая с позиции материализма, пытается отличить философию от богословия. Богословие — это божественно открытое знание, которое не поддается рациональному анализу.

Цель философии, по мнению Т. Хоббса, — научить людей предвидеть последствия и использовать их в своей жизни. Все знания возникают из ощущений, отчасти прямых, отчасти из памяти.

Один из величайших философов-просветителей, англичанин Джон Локк, видел человека в двух государствах: естественном и гражданском. Первый характерен для доисторических времен. Второе связано с социальной историей, когда человек становится цивилизованным. Состояние природы соответствует естественным правам человека: праву на равенство, свободу, собственность и право на их защиту. Локк передает неотъемлемые естественные права на гражданское состояние человека.

Дж. Локк развивает основные положения теории общественного договора, которая, по его мнению, позволяет человеку перейти из состояния природы в цивилизованное гражданское государство. Гражданское общество предполагает три независимые ветви власти: законодательную, судебную (в Джоне Локке еще не полностью отделенную от законодательной) и исполнительную.

Таким образом, Г. Локк развивает концепцию верховенства права, которая в дальнейшем реализуется в общественно-политической реальности Европы и Америки и становится одной из важнейших основ демократических обществ современности и современности.

В то время как рационализм и эмпиризм, занимающие разные позиции и использующие разные техники познания и разные методы установления истины, предполагают, что мир знаменит в принципе, Джордж Беркли и Дэвид Хьюм, с позиции субъективного идеализма, подвергают подобную предпосылку сначала сомнению, а затем резкой критике.

Идеи Дж. Локка получили своеобразное толкование в философии его соотечественника Джорджа Беркли. Приверженность Беркли к теологии послужила основой для его стремления преодолеть и искоренить материализм и атеизм. Лейтмотивом почти всех его работ было признание материализма как источника неверие, которое он видел в основе всех проблем.

Философия Французского Просвещения

Этьен Боно де Кондиллак был основоположником современного чувства. По его словам, сенсорное восприятие является источником знаний.

Жюльен Офр де Ламетри был французским врачом и философом. Он был сторонником материалистических и атеистических взглядов, за которые подвергался преследованиям во Франции и в Голландии. Он был сторонником радикального материализма и механистического взгляда на человека как на самозапускающуюся машину. Такой взгляд на человека, по его мнению, также объяснял вопросы этики и доказывал неуместность в принципе всей религии.

Дени Дидро был французским писателем и философом, основателем и соредактором Энциклопедии. Он перешел от теистической веры в откровение к материализму и пантеизму, видя божество в законах природы и во всем, что истинно, красиво и добро. Атомы, по его мнению, являются средствами ощущения, от которых возникает мысль. От контакта этих атомов возникает единое сознание человека и Вселенной.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Период Нового времени в истории, включая эпоху Просвещения, охватывает время с XVIII до XIX вв.

И. Кант говорил, что Просвещение – это необходимая эпоха развития человечества. Г. Гегель видел в Просвещении рационалистическое движение XVIII века в культуре и духовной сфере.

Вместе с тем, в этот исторический период развивался пантеизм (греч. Pan – все, Theos – Бог), который зародился в древности и прошел через Средневековье. Суть пантеизма в отождествлении Мира и Бога – все есть Бог, единосущее, вне Бога нет ничего, но Бог отсутствует вне Мира. Это также добавляло определенный гносеологический колорит представлениям о всеобщей картине Мира и методах его познания.

Основными проблемами философии того времени были учение о бытии и учение о познании:

  • Методы и уровни познания;
  • Исследование субстанции (первоосновы) универсума и ее свойств;
  • Изучение соотношения материальной (атомы) и духовной (монады) единиц бытия;
  • Причины заблуждений.

Ведущие мыслители эпохи Просвещения

Одним из выдающихся мыслителей эпохи Просвещения был Френсис Бэкон.

Он также считается основателем учения о решающей роли эксперимента и опыта в познании – эмпиризма. По Бэкону, истинному познанию бытия мешают предвзятые идеи и ложные представления, присущие человеку. Они обусловлены следующими причинами:

  • Привычкой поклоняться авторитетам;
  • Традиционными учениями;
  • Несовершенством человеческих органов чувств;
  • Неправильным употреблением слов.

Ф. Бэкон выделял три типа ученых, занимающихся познанием мира и природы:

При этом основной приоритет в познании Бэкон отводил эксперименту и опыту. Исходным положением его философии был беспристрастный ум, который освобожден от разных предрассудков, открыт для опыта и внимает ему.

Для того, чтобы овладеть истиной вещей нужно прибегнуть к верному методу работы с опытом, который будет гарантировать успешный исход. Будучи родоначальником эмпиризма Бэкон недооценивал значимость разума. Проявление силы разума в способности организовать наблюдение и эксперимент таким образом, чтобы услышать голос самой природы и верно истолковать то, что она говорит.

Рене Декарт является одним из главных представителей эпохи Нового времени. Если Ф. Бэкон придерживался эмпирических приоритетов, то Декарт заложил основы рационалистической традиции познания мира. На первое место ученый поставил разум, а роль опыта свелась к простой практической проверке данных интеллекта.

Рене Декарт (латинизированное имя Картезий, 1596–1650). Французский философ, физик и математик. Родился в знатной семье члена совета парламента Бретани. В 1604-1612 году воспитывался в иезуитском колледже Ла Флеш, где обучался математическим наукам. После того, как его отец погиб, Рене продал землю, которая досталась ему в наследство и какое-то время жил на проценты. Будущий ученый проходил воинскую службу в голландской и баварской армиях с некоторыми перерывами, принимал участие в Тридцатилетней войне, которая была первой общеевропейской войной между двумя коалициями за господство в Европе 1618–1648 гг. В 1629 году он, оставив службу, уехал в Нидерланды, где занимался наукой на протяжении 20 лет. Чтобы спастись от преследований нидерландских богословов, Декарт переехал в Швецию, где принял приглашение Королевы Кристины о помощи в организации Академии наук. Тем не менее, он не сумел перенести жесткий режим дня и суровый шведский климат, заболел пневмонией и умер. Ученый никогда не состоял в браке, однако у него была внебрачная дочь, погибшая в пятилетнем возрасте.​​​​​

Рационализмом (от лат. Ratio – разум) называют философское воззрение, которое признает мышление в качестве источника познания и критерия его истинности.

В истории философии Р. Декарт остался в качестве философа-дуалиста – он выделял в основании бытия две (лат. dua – два) самостоятельных субстанции: духовную и материальную, которые существуют параллельно и независимо друг от друга.

В соответствии с теорией Р. Декарта, мышление является механистичным, что объективно ввиду научного знания, которое существовало на тот момент. Вселенная, Мир по Р. Декарту – это огромный механизм, обладающий своей историей и динамикой изменений. Бог создал первоначальный импульс к существованию и развитию мира, однако впоследствии мир развивался благодаря самостоятельной творческой силе материи.

Декарт был одним из первых ученых, разработавших идеи эволюции (хоть и на механистической основе). Он сумел провести данные идеи сквозь все области учения о природе – от рождения светил и планет до того, как возникли растения, животные и человек. По Декарту, звезды, планеты и их системы образовывались благодаря вихревому движению материи: мировая материя является беспредельной, однородной, в ней нет пустот и ее можно поделить до бесконечности. Таким образом,

Декарт был одним из первых философов, которые вплотную подошли к идее о материальном единстве мира (универсума). Материя постоянно находится в количественном и качественном движении, которое определяется универсальными законами механики.

Ученый отвергал представление о том, что мышление – это основная субстанция, которая словно существует сама по себе и проявляется сама через себя.

В религии он придерживался натуралистического пантеизма – Бог, идеальное и материальное у него сливались в единую бесконечную субстанцию, которая находится вне сознания и является причиной самой себя, не нуждаясь в каких-либо других причинах.

Одно из главных достоинств философии Спинозы заключается в обосновании тезиса о субстанциальном единстве мира. Однако, кроме него в его взглядах также присутствовали и элементы диалектического понимания мира – о единстве конечного и бесконечного, единого и многого, свободы и необходимости.

Гений эпохи Просвещения: 5 интересных фактов из биографии Рене Декарта

11 февраля 1650 года скончался Рене Декарт - великий французский учёный, заложивший основы современной науки. Вот уже более трёх веков человечество живет под сенью знаменитого утверждения великого философа: "Мыслю, следовательно, существую". "Cogito, ergo sum" - эти три коротких латинских слова определили путь "новой философии", определив научную мысль как факт субъективного сознания.

Родился Декарт 31 марта 1596 года в Лайе в семье советника парламента Бретани Иоахима Декарта. Мать Рене умерла от болезни легких, когда мальчику исполнился всего один год. В 1606 году Рене отдали в коллеж Ла Флеш - одно из лучших учебных заведений во Франции, основанное иезуитами. Здесь он провёл девять лет, усваивая латынь, древнегреческий, грамматику, риторику, богословие и схоластику. После этого юноша окончил университет в Пуатье и получил степень юриста, после чего поступил на военную службу - сначала в революционной Голландии, затем в Германии. Но и военным он не стал - возвратился в Париж и начал активную научную деятельность. Тогда же он открыл принцип виртуальных скоростей, который в то время никто ещё не был готов оценить по достоинству. После совершённого открытия он принял участие в осаде Ля-Рошели, цитадели гугенотов в католической Франции. По возвращении в Париж он узнал, что его свободомыслие стало известно иезуитам и те обвинили его в ереси. Декарт спешно переехал в Голландию, где провёл 20 лет. Здесь он изучал самые различные науки - от медицины до метеорологии.

В 1634 году Декарт закончил свою первую программную книгу под названием "Мир", состоящую из двух частей: "Трактат о свете" и "Трактат о человеке". В это время инквизиция вела процесс над Галлилео Галилеем, поэтому Декарт решил при жизни не печатать этот труд. Вот, что он писал своему учёному Мерсенну: "Это меня так поразило, что я решил сжечь все мои бумаги, по крайней мере, никому их не показывать; ибо я не в состоянии был вообразить себе, что он, итальянец, пользовавшийся расположением даже Папы, мог быть осуждён за то, без сомнения, что хотел доказать движение Земли… Признаюсь, если движение Земли есть ложь, то ложь и все основания моей философии, так как они явно ведут к этому же заключению". Вскоре появились другие его труды: "Рассуждение о методе", "Размышления о первой философии", "Первоначала философии". Кардинал Ришельё благожелательно отнёсся к трудам Декарта и разрешил их издание во Франции, однако травля его продолжалась. Он был сильно ею изнурен, поэтому поддался уговорам шведской королевы и переехал в 1649 году в Стокгольм. Нервное перенапряжение отрицательно сказывалось на здоровье учёного, что дополнительно усугублялось суровым климатом. Вскоре Декарт серьёзно простудился и умер на девятый день болезни.

Благодаря учёному современная наука достигла невероятных успехов - его открытия стали предпосылкой быстрого развития естественных наук и технологий. Они привели к переходу от схоластики к накоплению и объяснению новых знаний. Для науки это стало настоящим прорывом – эпоха Просвещения породила промышленную революцию, скачок в развитии технологии, классическую физику, интегральное счисление Лейбница, химию Лавуазье и многие другие открытия в естественных и точных науках.

"Вечерняя Москва" предлагает вашему вниманию несколько интересных фактов из биографии великого учёного.

1. Главным открытием Декарта в математике подавляющее большинство учёных считает легендарную систему координат, получившую впоследствии название декартовой. Кроме того, что эта система сыграла определяющую роль в истории аналитической геометрии, она имела еще один побочный эффект: помогла сократить число дуэлей в Париже. Дело в том, что в театре из-за мест часто возникали ссоры, превращавшиеся в кровопролитие. А введение системы "ряд-место" и присвоение каждому билету отдельных координат помогло уменьшить число недоразумений.

2. Декарт считается основоположником современной рефлексологии (науки о рефлексах). Крупнейшим его открытием в этой области является принцип рефлекторной деятельности. Декарт представил модель организма как работающий механизм. Это и послужило фундаментом для развития психологии. Русский ученый Иван Павлов возле своей лаборатории установил памятник-бюст Декарту, так как считал его основателем всех своих исследований и сделанных открытий.

3. В 1649 году Декарт по приглашению королевы Христины переехал в Швецию, где был учителем королевы. Шведская королева заставляла его вставать в пять утра каждый день, чтобы заниматься с ней уроками. Королева вставала очень рано и заставляла философа прибывать к ней в 5 часов утра. По официальной версии двора мыслитель простудился, подхватил "воспаление лёгких" и скончался от пневмонии после четырех месяцев пребывания в Стокгольме. По другой версии, учёный был отравлен. Первые предположения о том, что смерть Декарта не случайна, подтверждала странная надпись на могильном камне, выгравированная по настоянию французского посла: "Он заплатил за атаки соперников невиновностью своей жизни". В 1980-е годы были обнаружены документы, которые содержали заключение медика о причинах смерти Декарта - письма лейб-медика шведской королевы Йоханна ван Вуллена к известному немецкому врачу Уильяму Писо. Его потомок, публицист Эйк Писо разослал известным патологоанатомам описание болезни, предварительно удалив имена и даты. Результат оказался ошеломляющим: Декарт умер от тяжелейшего отравления мышьяком.

4. Так как Декарт был католиком, в протестантской Швеции, после смерти он не имел права быть захороненным на освященной земле и был погребен на кладбище для некрещёных детей. В 1666 году останки Декарта были извлечены из могилы и в медном гробу транспортированы в Париж для перезахоронения в церкви Сент-Женевьев-дю-Монт. Во время Французской революции было принято решение о перезахоронении великого учёного. Гроб с телом Декарта в 1819 году был доставлен в Сен-Жермен-де-Пре. Прежде чем предать прах земле, гроб открыли, обнаружив к всеобщему ужасу, что череп Декарта в нем отсутствует. Позже череп появился на аукционе в Швеции; очевидно, он был изъят во время первой эксгумации, так как на нем имелась надпись: "Череп Декарта, взятый во владение и бережно сохраняемый Израэлем Ханстромом в году 1666-м по случаю переноса тела во Францию и с тех пор спрятанный в Швеции". Череп был возвращён Франции и с 1878 года числится в инвентарном каталоге анатомических экспонатов Музея человека в Париже.

5. В честь Декарта на Луне назван кратер. Это сильно разрушенный кратер, находящийся в труднодоступной южно-центральной горной местности планеты. В этих местах имеются магнитные аномалии - самые сильные на видимой стороне Луны. Наибольшее число лунотрясений (около 3000 в год) происходит именно в районе кратера Декарт. Примерно в 50 километрах к северу от него 21 апреля 1972 года сел спускаемый модуль американской миссии Аполлон-16.




Собственно термин просвещение пришёл в русский язык, как и в английский (The Enlightenment) и немецкий (Zeitalter der Aufklärung) из французского (siècle des lumières) и преимущественно относится к философскому течению XVIII века. Вместе с тем, он не является названием некой философской школы, поскольку взгляды философов Просвещения нередко существенно различались между собой и противоречили друг другу. Поэтому просвещение считают не столько комплексом идей, сколько определенным направлением философской мысли. В основе философии Просвещения лежала критика существовавших в то время традиционных институтов, обычаев и морали [1] .

Содержание

Историческое значение


Общеевропейское значение в XVIII в. получила французская просветительная литература в лице Вольтера, Монтескьё, Руссо, Дидро и др. писателей. Общая их черта — господство рационализма, направившего свою критику во Франции на вопросы политического и социального характера, тогда как немецкие просветители этой эпохи были более заняты разрешением вопросов религиозных и моральных.

Современная европейская философская и политическая мысль, например, либерализм, во многом берет свои основания из эпохи Просвещения. Философы наших дней считают основными добродетелями Просвещения строгий геометрический порядок мышления, редукционизм и рационализм, противопоставляя их эмоциональности и иррационализму. В этом отношении либерализм обязан Просвещению своей философской базой и критическим отношением к нетерпимости и предрассудкам. Среди известных философов, придерживающихся подобных взглядов — Берлин и Хабермас.

После Второй мировой войны вместе с рождением постмодернизма некоторые особенности современной философии и науки стали рассматриваться как недостатки: чрезмерная специализация, невнимание к традиции, непредсказуемость и опасность непредвиденных последствий, а также нереалистическая оценка и романтизация деятелей Просвещения. Макс Хоркхаймер и Теодор Адорно даже считают, что Просвещение косвенно породило тоталитаризм.

Периодизация по Г. Мэю

Во взглядах мыслителей этой эпохи много противоречий. Американский историк Генри Мэй (Henry F. May) выделял в развитии философии этого периода четыре фазы, каждая из которых в какой-то степени отрицала предыдущую.

За скептической последовала революционная фаза, во Франции ассоциируемая с именем Руссо, а в Америке — Пейна и Джефферсона. Характерными представителями последней фазы Просвещения, получившей распространение в XIX в., являются такие философы как Томас Рид и Фрэнсис Хатчесон, возвратившиеся к умеренным взглядам, уважению к нравственности, законности и порядку. Эту фазу называют дидактической [5] .

См. также

Примечания

  1. Hackett, LouisThe age of Enlightenment (1992). Архивировано из первоисточника 9 февраля 2012.
  2. Hooker, RichardThe European Enlightenment (1996). (недоступная ссылка — история)
  3. Frost, MartinThe age of Enlightenment (2008). Архивировано из первоисточника 9 февраля 2012.Проверено 18 января 2008.
  4. Blissett, LutherAnarchist Integralism: Aesthetics, Politics and the Après-Garde (1997). Архивировано из первоисточника 9 февраля 2012.Проверено 18 января 2008.
  5. ↑ Цитируется по: G.Gunn. Early American Writing. Introduction. Penguin Books USA Inc., New York, 1994. Pp.xxxvii-xxxviii.

Библиография

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Читайте также: