Декабристы в чите история кратко

Обновлено: 30.06.2024

В российской истории декабристы – это целая эпоха. Но в разные отрезки времени к ним относились по-разному. Было время, когда память о них замалчивалась, а было – когда возносилась; кто-то считал их преступниками, кто-то – героями. И всегда над ними висела идеологическая оценка их действий. Неоднозначное к декабристам отношение и в настоящее время. В Москве длительное время был закрыт существовавший музей декабристов на улице Карла Маркса (Старая Басманная).

Наиболее известным из них мог бы быть дом горного начальника Читинского острога С.И. Смольянинова, расположенный рядом со старой почтовой конторой (их впоследствии приобрел возвратившийся сюда в 1839 году на поселение декабрист Дмитрий Иринархович Завалишин, объединив их в одну усадьбу, и на их месте в 1843 году построив собственный дом). Именно на чердаке этого дома живший здесь в 1880-х годах народоволец Иван Осипович Союзов обнаружил его бумаги, которые сейчас хранятся в Читинском краевом краеведческом музее. Сам же дом при прокладке железной дороги в 1890 году разобрали и перенесли в нагорную часть города. Там он получил адрес: ул. Николаевская (ныне – им. Горького), 47. В 1961 году при реконструкции улицы он был снесен.

Но главным сооружением тех лет в Чите был каземат, где декабристы содержались. Так сложилось, что место, где он когда-то находился, сейчас свободно от позднейшей застройки. Согласно плану П.И. Фаленберга в его ограде размещалось 18 строений, и самое большое из них находилось как раз под асфальтом проезжей части Селенгинской улицы при въезде на нее со стороны улицы имени Столярова. Осенью 2009 года читинскими археологами были вскрыты остатки оставшегося в земле основания (длиной до 30 метров) частокола северной стороны бывшего острога. Основываясь на это, теперь можно вычертить на поверхности земли контуры бывшего каземата и открыть всему миру их остатки. Острог находился на месте проезжей части современной Селенгинской улицы и чуть южнее ее, там сейчас пустырь и конечная остановка городской маршрутки № 7. Настоящий объект по своей исторической значимости сравним с признанными во всем мире аналогичными памятниками, как Бастилия во Франции или Петропавловские казематы в Санкт-Петербурге. Только там этой историей дорожат, у нас же ее в прямом смысле слова топчут ногами. Надо или не надо производить здесь раскопки? Вопрос даже не в этом. Безусловно, надо! Где гарантия того, что в земле мы не найдем какое-то послание декабристов своим потомкам!? Труднее решить другое: как использовать найденное? Можно ли это будет музеефицировать? Или поступить так, как поступили археологи прошлого со вскрытыми остатками скифского Неаполя на территории современного города Керчь, зафиксировав его историю только на бумаге? Тут нужна научная дискуссия и не только местных историков, а всех декабристоведов страны. И воля - в доведении начатого до конца!

И все же читинцы стараются не забывать о своих предшественниках. В 2004 году бывшая Набережная улица в Ингодинском районе решением областной Думы получила имя декабриста Дмитрия Иринарховича Завалишина. А чуть раньше на одной из колонн площади В.И. Ленина был размещен его барельеф. Его имя должен знать каждый читинский школьник. После отбытия каторги он выбрал местом своего поселения Читу, где проживал с 1839 по 1863 год. Это был очень активный человек, а потому не всем и всегда удобный. Но в том, что Чита стала городом, есть и его доля заслуги. И в том, что центральная часть города имеет прямолинейную сетку размещения улиц. И в том, что наименования этим улицам давались по своеобразной системе: параллельным Читинке улицам присваивались речные имена Сибири и Дальнего Востока, а перпендикулярным – стоящим на них городам (подобной системы наименования улиц не существовало и не существует поныне ни в одном городе нашей великой страны!).

В 1999 году, когда отмечалось 200-летие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, при установлении на улице в его честь мемориальной доски авторы проекта хотели запечатлеть на ней адресованные именно в наши края его слова-обращение:

Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье!

Но это были тяжелые девяностые годы, и местные городские руководители испугались этих великих строк, отнеся их не к давно прошедшему времени, а к современной действительности…

Декабристов нужно не бояться, а гордиться нашей принадлежностью к ним, уважать их и достойно хранить о них память!

После восстания на Сенатской площади 14 декабря 1825 года было осуждено 125 его участников. Из них 84 какое-то время отбывали своё наказание в Чите. Чтобы узнать, какой была нынешняя столица Забайкалья в начале XIX века, вы собрали 10 высказываний о ней декабристов и их жён.

О первом впечатлении

О населении

О природе

О садоводстве

О заключении

О превращении в город

О влиянии декабристов

О том, что было после отъезда декабристов



Декабристское движение оказало влияние не только на общее развитие свободолюбия и равенства в России. Общаясь с декабристами, многие простые люди меняли свое отношение к жизни и ее устройству. Пытаясь избавиться от декабристских настроений путем ссылки повстанцев на каторжные работы, царская власть лишь позволила проникнуть идеям и мыслям прогрессивной части общества вглубь страны.
Первые декабристы – Муравьев, Оболенский, Якубович и Давыдов – в июле 1826 года были отправлены в Нерчинский округ для отбывания наказания на каторжных работах. Чуть позже за ними последовало еще четверо соратников – Трубецкой, Волконский и братья Борисовы. Именно на Благодатском руднике сложился тот дружный коллектив единомышленников, который чуть позже станет центром прогрессивного сознания в Чите и Петровском Заводе.
В Читинский острог первые декабристы из Петропавловской и Шлиссельбургской крепостей прибыли в январе 1827 года, затем сюда же отправили и узников Благодатского рудника. В конце 1827 года на территории Читинской области проживало и отбывало свое наказание уже 84 декабриста. Интересно, что население Читы в то время составляло лишь 300 человек, а с прибытием декабристов оно сразу же увеличилось в два раза. Вместе с узниками в Читинский острог было отправлено около двухсот человек охраны и даже прибыло два генерала. За своими мужьями-повстанцами последовали и их жены. Так, первой добровольно прибывшей в Читу была Елизавета Петровна Нарышкина – жена декабриста Нарышкина. Отстроив дом, она подала пример и другим женщинам, которые стали приезжать в Читу, чтобы быть рядом со своими мужьями. Но ехали не только жены. Полина Гебль последовала за своим возлюбленным Иваном Александровичем Анненковым. Они обвенчались в Старо-Читинской церкви, которую неофициально и называют Церковью декабристов. Сейчас в ней находится Музей декабристов.



Помимо работ основным занятием декабристов было самообразование – изучение иностранных языков, истории и осмысление причин своего поражения. В Чите ссыльные пробыли почти 4 года и потом были перенаправлены в Петровский острог. Именно там, примерно в 1832 году, постепенно стали заканчиваться сроки ссылки у многих декабристов и они начали возвращаться обратно. Но многие вернуться уже не смогли – сами декабристы, их жены и дети были похоронены в суровом Забайкалье.
История Забайкальского края неразрывно связана с декабристским движением. Это был абсолютно новый этап в развитии края, когда местное население смогло узнать и увидеть то, чем живет прогрессивное российское общество и какие ценности в нем присутствуют, а декабристы, возможно, впервые смогли прочувствовать, как и чем живет коренное население российской глубинки.

В российской истории декабристы – это целая эпоха. Но в разные отрезки времени к ним относились по-разному. Было время, когда память о них замалчивалась, а было – когда возносилась; кто-то считал их преступниками, кто-то – героями. И всегда над ними висела идеологическая оценка их действий. Неоднозначное к декабристам отношение и в настоящее время. В Москве длительное время был закрыт существовавший музей декабристов на улице Карла Маркса (Старая Басманная).

Наиболее известным из них мог бы быть дом горного начальника Читинского острога С.И. Смольянинова, расположенный рядом со старой почтовой конторой (их впоследствии приобрел возвратившийся сюда в 1839 году на поселение декабрист Дмитрий Иринархович Завалишин, объединив их в одну усадьбу, и на их месте в 1843 году построив собственный дом). Именно на чердаке этого дома живший здесь в 1880-х годах народоволец Иван Осипович Союзов обнаружил его бумаги, которые сейчас хранятся в Читинском краевом краеведческом музее. Сам же дом при прокладке железной дороги в 1890 году разобрали и перенесли в нагорную часть города. Там он получил адрес: ул. Николаевская (ныне – им. Горького), 47. В 1961 году при реконструкции улицы он был снесен.

Но главным сооружением тех лет в Чите был каземат, где декабристы содержались. Так сложилось, что место, где он когда-то находился, сейчас свободно от позднейшей застройки. Согласно плану П.И. Фаленберга в его ограде размещалось 18 строений, и самое большое из них находилось как раз под асфальтом проезжей части Селенгинской улицы при въезде на нее со стороны улицы имени Столярова. Осенью 2009 года читинскими археологами были вскрыты остатки оставшегося в земле основания (длиной до 30 метров) частокола северной стороны бывшего острога. Основываясь на это, теперь можно вычертить на поверхности земли контуры бывшего каземата и открыть всему миру их остатки. Острог находился на месте проезжей части современной Селенгинской улицы и чуть южнее ее, там сейчас пустырь и конечная остановка городской маршрутки № 7. Настоящий объект по своей исторической значимости сравним с признанными во всем мире аналогичными памятниками, как Бастилия во Франции или Петропавловские казематы в Санкт-Петербурге. Только там этой историей дорожат, у нас же ее в прямом смысле слова топчут ногами. Надо или не надо производить здесь раскопки? Вопрос даже не в этом. Безусловно, надо! Где гарантия того, что в земле мы не найдем какое-то послание декабристов своим потомкам!? Труднее решить другое: как использовать найденное? Можно ли это будет музеефицировать? Или поступить так, как поступили археологи прошлого со вскрытыми остатками скифского Неаполя на территории современного города Керчь, зафиксировав его историю только на бумаге? Тут нужна научная дискуссия и не только местных историков, а всех декабристоведов страны. И воля - в доведении начатого до конца!

И все же читинцы стараются не забывать о своих предшественниках. В 2004 году бывшая Набережная улица в Ингодинском районе решением областной Думы получила имя декабриста Дмитрия Иринарховича Завалишина. А чуть раньше на одной из колонн площади В.И. Ленина был размещен его барельеф. Его имя должен знать каждый читинский школьник. После отбытия каторги он выбрал местом своего поселения Читу, где проживал с 1839 по 1863 год. Это был очень активный человек, а потому не всем и всегда удобный. Но в том, что Чита стала городом, есть и его доля заслуги. И в том, что центральная часть города имеет прямолинейную сетку размещения улиц. И в том, что наименования этим улицам давались по своеобразной системе: параллельным Читинке улицам присваивались речные имена Сибири и Дальнего Востока, а перпендикулярным – стоящим на них городам (подобной системы наименования улиц не существовало и не существует поныне ни в одном городе нашей великой страны!).

В 1999 году, когда отмечалось 200-летие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, при установлении на улице в его честь мемориальной доски авторы проекта хотели запечатлеть на ней адресованные именно в наши края его слова-обращение:

Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье!

Но это были тяжелые девяностые годы, и местные городские руководители испугались этих великих строк, отнеся их не к давно прошедшему времени, а к современной действительности…

Декабристов нужно не бояться, а гордиться нашей принадлежностью к ним, уважать их и достойно хранить о них память!

Читайте также: