Дейтонское соглашение кратко суть

Обновлено: 05.07.2024

Дейтонские соглашения – соглашение о прекращении огня, разделении враждующих сторон и обособлении территорий, положившее конец гражданской войне в Боснии и Герцеговине (1992-1995 гг.). Согласованное 21 ноября 1995 г. на военной базе США в Дейтоне (штат Огайо), оно было подписано 14 декабря 1995 г. в Париже Алиёй Изетбеговичем, Слободаном Милошевичем и Франьо Туджманом.

Наряду с этим, соглашение подписали также страны-гаранты: США, Великобритания, Франция, Германия, Россия и представителем ЕС.

Мирные переговоры проходили при активном участии США, которые предложили создание боснийско-хорватской федерации. Договор о прекращении хорватско-боснийского конфликта и создании Федерации Боснии и Герцеговины был подписан в Вашингтоне и Вене в марте 1994 г. премьер-министром Республики Босния и Герцеговина Харисом Силайджичем, президентом Хорватской Республики Герцег-Босна Крешимиром Зубаком и министром иностранных дел Хорватии Мате Граничем. Боснийские сербы отказались присоединиться к этому договору.

Соглашение состоит из общей части и одиннадцати приложений, в которых излагается суть достигнутых договоренностей (I.A. Соглашение о военных аспектах мирного урегулирования; I.B. Соглашение о региональной стабилизации; 2. Соглашен е о линии разграничения между образованиями и связанных с этим вопросах; 3. Соглашение о выборах; 4. Конституция Боснии и Герцеговины; 5. Соглашение об арбитраже; 6. Соглашение о правах человека; 7. Соглашение о беженцах и перемещенных лицах; 8. Соглашение о Комиссии по охране национальных памятников; 9. Соглашение об учреждении публичных корпораций БиГ; 10. Соглашение о гражданских аспектах мирного урегулирования; 11. Соглашение о специальных международных полицейских силах). Документ включает также карты территориального размежевания.

Приложения к Соглашению можно условно разделить на две части: блок военных проблем и проблемы гражданского урегулирования.

Для поддержания военного перемирия на территорию Боснии и Герцеговины вводились многонациональные Силы по стабилизации под командованием НАТО – 60 тысяч солдат, почти половина из которых американцы. На Силы по стабилизации (IFOR, затем SFOR) возлагалась обязанность контроля за разведением конфликтующих сторон, соблюдения границ их разъединения. Международным силам предоставлялись все полномочия по контролю за выполнением соглашения. В реализации военного компонента мирного соглашения до июня 2003 г. участвовал и российский воинский контингент численностью более 1 тысячи человек.

2 декабря 2004 г. ответственность за военные аспекты имплементации мирного соглашения перешла к силам Евросоюза (EUFOR). Их численность в данный момент составляет около 2 тысяч военнослужащих.

Житель Республики Босния и Герцеговина мог быть гражданином как объединённой республики, так и одного из двух образований. При этом, сербы получили 49 % территории, боснийцы и хорваты получили 51 % территории.

Горажде отходило боснийцам, оно соединялось с Сараево коридором, который контролировали международные силы. Сараево и прилегающие к нему сербские районы переходили в боснийскую часть. Точное прохождение границы внутри района Брчко должна была определить Арбитражная комиссия.




Соглашение запретило обвинённым Международным трибуналом по бывшей Югославии (МТБЮ) занимать государственные должности на территории Республики Босния и Герцеговина. Таким образом от власти были отстранены Радован Караджич, Ратко Младич и другие лидеры боснийских сербов и хорватов.

Дейтонская модель предполагает сложную систему власти, учитывающую интересы трех государствообразующих народов – боснийских мусульман (бошняков), сербов и хорватов.

Коллективным главой государства является Президиум БиГ, состоящий из трех членов – по одному представителю от каждого из трех государствообразующих народов.

Совет Министров БиГ состоит из девяти министерств (иностранных дел; безопасности; обороны; финансов; внешней торговли и экономических связей; транспорта и связи; по гражданским делам; по правам человека и делам беженцев; юстиции).

Политические организации формируются главным образом по этническому принципу.

Федерация Боснии и Герцеговины состоит из 10 кантонов, имеющих высокую степень автономии. В Федерации Боснии и Герцеговины проживает преимущественно бошнякское и хорватское население.

Республика Сербская является централизованным образованием. В Республике Сербской преобладает сербское население.

Оба энтитета имеют собственные органы власти: президентов, парламенты, правительства и т.д.

В целом, полномочия центральных властей, по соглашению, были весьма ограниченными. Реальная власть передавалась органам Федерации и Республики Сербской. Вся система должна была работать под наблюдением Верховного представителя по Боснии и Герцеговине.

Статья 5 Приложения 2 Дейтонского соглашения гласит, что третейский суд в лице 3 судей должен в обозначенные сроки определить точную границу между Республикой Сербской и Федерацией Боснии и Герцеговины в её спорной части, проходящей через округ Брчко, который к тому времени уже был разделён на сербскую (48 %, включая город Брчко) и боснийско-хорватскую (52 %) части.

Вместо этого суд вынес решение, в котором сохранил округ Брчко в виде единой административной единицы в составе Боснии и Герцеговины, наделил его статусом автономии и таким образом фактически исключил его из состава как Федерации Боснии и Герцеговины, так и Республики Сербской. При этом территория последней потеряла свою непрерывность, оказавшись разделённой на 2 части.

Неудачу потерпела попытка С. Милошевича договориться в Дейтоне о передаче СРЮ Превлакского полуострова, практически закрывающего Которский залив, в котором находилась единственная (расположенная на территории Черногории) база СРЮ, обеспечивавшая ее выход в море – на Адриатику.

Дейтонское соглашение заложило основу конституционного устройства Боснии и Герцеговины, которое сохраняется до сегодняшнего дня. Созданная ими система считается громоздкой и малоэффективной, но до восстановления взаимного доверия между тремя народами её отмена затруднительна. В последние годы западные страны более активно призывают к пересмотру Дейтонской системы и введению традиционной конституции. Этот план, в частности, позволил бы ускорить сближение Боснии и Герцеговины с Европейским союзом. Однако на сегодня согласие по нему не достигнуто, причём в большей степени за перемены выступают боснийцы и хорваты.

Международный мониторинг процесса мирного урегулирования в Боснии и Герцеговине осуществляют Совет по выполнению Мирного соглашения (в него входят 55 стран) и его исполнительный орган – Руководящий комитет (США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Канада, Россия, Япония, председательство Евросоюза, КЕС и Организация исламская конференция, представленная Турцией). Роль координатора международных усилий по выполнению гражданских аспектов мирного урегулирования выполняет Высокий представитель.

Предполагается, что Аппарат Высокого представителя, после выполнения боснийскими властями определенных условий в сфере политики и безопасности, будет преобразован в Миссию спецпредставителя Евросоюза.

Дейтонские соглашения – соглашение о прекращении огня, разделении враждующих сторон и обособлении территорий, положившее конец гражданской войне в Боснии и Герцеговине (1992-1995 гг.). Согласованное 21 ноября 1995 г. на военной базе США в Дейтоне (штат Огайо), оно было подписано 14 декабря 1995 г. в Париже Алиёй Изетбеговичем, Слободаном Милошевичем и Франьо Туджманом.

Наряду с этим, соглашение подписали также страны-гаранты: США, Великобритания, Франция, Германия, Россия и представителем ЕС.

Мирные переговоры проходили при активном участии США, которые предложили создание боснийско-хорватской федерации. Договор о прекращении хорватско-боснийского конфликта и создании Федерации Боснии и Герцеговины был подписан в Вашингтоне и Вене в марте 1994 г. премьер-министром Республики Босния и Герцеговина Харисом Силайджичем, президентом Хорватской Республики Герцег-Босна Крешимиром Зубаком и министром иностранных дел Хорватии Мате Граничем. Боснийские сербы отказались присоединиться к этому договору.

Соглашение состоит из общей части и одиннадцати приложений, в которых излагается суть достигнутых договоренностей (I.A. Соглашение о военных аспектах мирного урегулирования; I.B. Соглашение о региональной стабилизации; 2. Соглашен е о линии разграничения между образованиями и связанных с этим вопросах; 3. Соглашение о выборах; 4. Конституция Боснии и Герцеговины; 5. Соглашение об арбитраже; 6. Соглашение о правах человека; 7. Соглашение о беженцах и перемещенных лицах; 8. Соглашение о Комиссии по охране национальных памятников; 9. Соглашение об учреждении публичных корпораций БиГ; 10. Соглашение о гражданских аспектах мирного урегулирования; 11. Соглашение о специальных международных полицейских силах). Документ включает также карты территориального размежевания.

Приложения к Соглашению можно условно разделить на две части: блок военных проблем и проблемы гражданского урегулирования.

Для поддержания военного перемирия на территорию Боснии и Герцеговины вводились многонациональные Силы по стабилизации под командованием НАТО – 60 тысяч солдат, почти половина из которых американцы. На Силы по стабилизации (IFOR, затем SFOR) возлагалась обязанность контроля за разведением конфликтующих сторон, соблюдения границ их разъединения. Международным силам предоставлялись все полномочия по контролю за выполнением соглашения. В реализации военного компонента мирного соглашения до июня 2003 г. участвовал и российский воинский контингент численностью более 1 тысячи человек.

2 декабря 2004 г. ответственность за военные аспекты имплементации мирного соглашения перешла к силам Евросоюза (EUFOR). Их численность в данный момент составляет около 2 тысяч военнослужащих.

Житель Республики Босния и Герцеговина мог быть гражданином как объединённой республики, так и одного из двух образований. При этом, сербы получили 49 % территории, боснийцы и хорваты получили 51 % территории.

Горажде отходило боснийцам, оно соединялось с Сараево коридором, который контролировали международные силы. Сараево и прилегающие к нему сербские районы переходили в боснийскую часть. Точное прохождение границы внутри района Брчко должна была определить Арбитражная комиссия.

Соглашение запретило обвинённым Международным трибуналом по бывшей Югославии (МТБЮ) занимать государственные должности на территории Республики Босния и Герцеговина. Таким образом от власти были отстранены Радован Караджич, Ратко Младич и другие лидеры боснийских сербов и хорватов.

Дейтонская модель предполагает сложную систему власти, учитывающую интересы трех государствообразующих народов – боснийских мусульман (бошняков), сербов и хорватов.

Коллективным главой государства является Президиум БиГ, состоящий из трех членов – по одному представителю от каждого из трех государствообразующих народов.

Совет Министров БиГ состоит из девяти министерств (иностранных дел; безопасности; обороны; финансов; внешней торговли и экономических связей; транспорта и связи; по гражданским делам; по правам человека и делам беженцев; юстиции).

Политические организации формируются главным образом по этническому принципу.

Федерация Боснии и Герцеговины состоит из 10 кантонов, имеющих высокую степень автономии. В Федерации Боснии и Герцеговины проживает преимущественно бошнякское и хорватское население.

Республика Сербская является централизованным образованием. В Республике Сербской преобладает сербское население.

Оба энтитета имеют собственные органы власти: президентов, парламенты, правительства и т.д.

В целом, полномочия центральных властей, по соглашению, были весьма ограниченными. Реальная власть передавалась органам Федерации и Республики Сербской. Вся система должна была работать под наблюдением Верховного представителя по Боснии и Герцеговине.

Статья 5 Приложения 2 Дейтонского соглашения гласит, что третейский суд в лице 3 судей должен в обозначенные сроки определить точную границу между Республикой Сербской и Федерацией Боснии и Герцеговины в её спорной части, проходящей через округ Брчко, который к тому времени уже был разделён на сербскую (48 %, включая город Брчко) и боснийско-хорватскую (52 %) части.

Вместо этого суд вынес решение, в котором сохранил округ Брчко в виде единой административной единицы в составе Боснии и Герцеговины, наделил его статусом автономии и таким образом фактически исключил его из состава как Федерации Боснии и Герцеговины, так и Республики Сербской. При этом территория последней потеряла свою непрерывность, оказавшись разделённой на 2 части.

Неудачу потерпела попытка С. Милошевича договориться в Дейтоне о передаче СРЮ Превлакского полуострова, практически закрывающего Которский залив, в котором находилась единственная (расположенная на территории Черногории) база СРЮ, обеспечивавшая ее выход в море – на Адриатику.

Дейтонское соглашение заложило основу конституционного устройства Боснии и Герцеговины, которое сохраняется до сегодняшнего дня. Созданная ими система считается громоздкой и малоэффективной, но до восстановления взаимного доверия между тремя народами её отмена затруднительна. В последние годы западные страны более активно призывают к пересмотру Дейтонской системы и введению традиционной конституции. Этот план, в частности, позволил бы ускорить сближение Боснии и Герцеговины с Европейским союзом. Однако на сегодня согласие по нему не достигнуто, причём в большей степени за перемены выступают боснийцы и хорваты.

Международный мониторинг процесса мирного урегулирования в Боснии и Герцеговине осуществляют Совет по выполнению Мирного соглашения (в него входят 55 стран) и его исполнительный орган – Руководящий комитет (США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Канада, Россия, Япония, председательство Евросоюза, КЕС и Организация исламская конференция, представленная Турцией). Роль координатора международных усилий по выполнению гражданских аспектов мирного урегулирования выполняет Высокий представитель.

Предполагается, что Аппарат Высокого представителя, после выполнения боснийскими властями определенных условий в сфере политики и безопасности, будет преобразован в Миссию спецпредставителя Евросоюза.


14 декабря 1995 года в Париже были подписаны Дейтонские соглашения, завершившие Боснийскую войну. По количеству жертв и нанесенному ущербу этот конфликт считается крупнейшим в Европе после Второй мировой войны. Руководству Югославии (фактически Сербии) и Республики Сербской пришлось пойти на значительные уступки. Дейтонские соглашения часто рассматривают как дипломатическое поражение России, поскольку ведущую роль в мирном урегулировании взяли на себя США.

14 декабря 1995 года подписанием Дейтонских соглашений в Париже завершилась Боснийская война. Она продлилась почти четыре года. Общее число жертв конфликта, по современным оценкам, может достигать 100 тыс. человек.

В российской историографии более привычны иные наименования — гражданская война в Югославии или балканский кризис. В странах-участницах событий боевые действия в Боснии отделяют от конфликта в Хорватии (кроме того, еще в 1991 году произошла война в Словении). В совокупности югославские войны середины 1990-х годов считают крупнейшим военных конфликтом в Европе после Второй мировой войны. После нескольких лет затишья, вызванного Дейтонскими соглашениями, кризис продолжился войной в Косово (1998 год) бомбардировкой Белграда и других сербских и черногорских городов силами НАТО (1999).

Отголоском конфликта явились столкновения между македонцами и албанцами в Македонии (2001).

Во всем мире знают о Боснийской войне по таким ее эпизодам, как воздушный бой над Баня-Лукой между истребителями ВВС США и штурмовиками ВВС Республики Сербской, резня мусульман в Сребренице, бомбежки авиацией НАТО позиций и объектов инфраструктуры боснийских сербов.

На первом этапе боснийского урегулирования именно миротворческие усилия России были наиболее эффективными. Но в конечном итоге попытка Кремля восстановить свое влияние на Балканах окончилась неудачей. Дейтонские соглашения, положившие конец кровопролитию и сохранившие целостность Боснии и Герцеговины, стали реализацией планов США, а не России, которая не сумела сыграть заметной роли на последнем этапе боснийского кризиса.

По убеждению западных аналитиков, именно авиаудары заставили сербов сесть за стол переговоров. 12 октября 1995 года было подписано соглашение о прекращении огня, но бои еще велись в районе Приедора. Толпы сербских беженцев, покинув город, двинулись в сторону Баня-Луки. Боснийские мусульмане и хорватские войска продолжали обстреливать из артиллерийских орудий и минометов сербские боевые порядки и гражданские объекты южнее Баня-Луки. Был захвачен Сански-Мост.

Окончательный итог войне был подведен после переговоров в Дейтоне на базе ВВС США. Они проходили с 1 по 21 ноября 1995 года. Хорватскую и боснийскую делегацию возглавляли президенты стран Франьо Туджман и Алия Изетбегович.

В состав югославской делегации, где право решающего голоса имел президент Сербии Слободан Милошевич, также входили представители Республики Сербской.

Согласно Гуськовой, пакет договоренностей подразделялся на три составные части: карты разделения Боснии и Герцеговины, военные аспекты урегулирования, которые были призваны обеспечить развод конфликтующих сторон, прекращение враждебных действий и размещение войск НАТО в Боснии, а также гражданские вопросы государственного строительства, восстановления экономики, решения гуманитарных вопросов.

Конференцию в Дейтоне проводил государственный секретарь США Уоррен Кристофер. Непосредственно подписание бумаг состоялось 14 декабря 1995 года в Елисейском дворце в Париже в присутствии наблюдателей из числа руководителей США и стран Европы. За спинами трех подписантов – Милошевича, Туджмана и Изетбеговича – стояли премьер-министр Испании Фелипе Гонсалес, американский президент Билл Клинтон, его французский коллега Жак Ширак, канцлер ФРГ Гельмут Коль, премьер-министр Великобритании Джон Мейджор и председатель правительства России Виктор Черномырдин.

Как следовало из статьи 1, три страны обязывались отныне строить свои отношения в соответствии с принципами Устава ООН, а также Хельсинкского Заключительного акта и других документов ОБСЕ. Стороны брали на себя обязательства полностью соблюдать подписанные соглашения и содействовать их выполнению.

Союзная Республика Югославия и Республика Босния и Герцеговина признали друг друга в качестве суверенных независимых государств в рамках своих международных границ.

Гражданские вопросы урегулирования занимали отдельный блок документов. Основным была предложенная сторонам Конституция, которая решала будущее Боснии: создавалось единое государство, состоящее из двух частей — Федерации Боснии и Герцеговины и Республики Сербской. Неопределенными оставались отношения как между этими частями, так и в государстве. К компетенции Боснии были отнесены: внешняя политика, политика в области внешней торговли, таможенная политика, денежно-кредитная политика, финансирование институтов и международных обязательств, политика в области иммиграции, беженцев и убежища, обеспечение соблюдения уголовного законодательства на международном уровне и т. д.

С декабря 1995 года контингент миротворцев стал называться миссией ООН в Боснии и Герцеговине.

Миротворческие силы ООН практически расписались в своем бессилии и уступили место сначала воздушным, а затем и сухопутным военным формированиям НАТО.

В со­от­вет­ст­вии с Дейтонскими соглашениями Бос­ния и Гер­це­го­ви­на, ос­та­ва­ясь еди­ным го­су­дар­ст­вом со сто­ли­цей в Са­рае­ве, бы­ла раз­де­ле­на на 2 час­ти - му­сульанско-хорватскую Фе­де­ра­цию Бос­нии и Гер­це­го­ви­ны (Фе­де­ра­ция; 51% тер­ри­то­рии) и Рес­пуб­ли­ку Серб­скую (РС; 49%). Сер­бы пе­ре­да­ли Фе­де­ра­ции город Го­ра­ж­де, ко­то­рый со­еди­нял­ся с городом Са­рае­во ко­ри­до­ром, кон­тро­ли­руе­мым ме­ж­ду­народными си­ла­ми. Са­рае­во с при­ле­гаю­щи­ми к не­му сербскими рай­она­ми ос­та­ва­лось в му­сульманской зо­не. Во­прос об административной при­над­леж­но­сти рай­она Брчко пе­ре­да­вал­ся на рас­смот­ре­ние Ар­бит­раж­ной ко­мис­сии (в мар­те 1999 года объ­яв­лен ней­траль­ной зо­ной).

Дейтонскими соглашениями уч­ре­ж­дал­ся выс­ший ор­ган государственной вла­сти Бос­нии и Гер­це­го­ви­ны - Пре­зи­ди­ум, со­стоя­щий из 3 человек - бош­ня­ка и хор­ва­та, из­би­рае­мых от Фе­де­ра­ции, и сер­ба, из­би­рае­мо­го от РС. За­ко­но­дательная власть пе­ре­да­ва­лась двух­па­лат­ной Пар­ла­мент­ской ас­самб­лее, 2/3 де­пу­та­тов ко­то­рой долж­ны бы­ли из­би­рать­ся от Фе­де­ра­ции, 1/3 - от РС. Пре­зи­ди­ум на­зна­чал председатель СМ, а тот, в свою оче­редь, - ми­ни­ст­ров (2/3 - от Фе­де­ра­ции, 1/3 - от РС). В ве­де­ние центральных ор­га­нов пе­ре­да­ва­лись внеш­няя, кре­дит­но-де­неж­ная, им­ми­грационная по­ли­ти­ка, внеш­няя тор­гов­ля, фи­нан­си­ро­ва­ние ме­ж­ду­народных обя­за­тельств Бос­нии и Гер­це­го­ви­ны, обес­пе­че­ние внутреннего транс­порт­но­го со­об­ще­ния. Кон­троль над вы­пол­не­ни­ем ос­но­во­по­ла­гаю­щих за­ко­нов воз­ла­гал­ся на Кон­сти­туционный суд, со­стоя­щий из 9 человек (4 человека долж­ны бы­ли из­би­рать­ся от Фе­де­ра­ции, 2 - от РС, ос­таль­ных на­зна­чал председатель Ев­ропейского су­да по пра­вам че­ло­ве­ка из лиц, не яв­ляю­щих­ся гра­ж­да­на­ми Бос­нии и Гер­це­го­ви­ны и со­сед­них с ней го­су­дарств). Ру­ко­во­дство кре­дит­но-де­неж­ной по­ли­ти­кой на всей тер­ри­то­рии Бос­нии и Гер­це­го­ви­ны по­ру­ча­лось Центральному бан­ку. Его управ­ляю­щий на­зна­чал­ся МВФ из лиц, не яв­ляю­щих­ся гра­ж­да­на­ми Бос­нии и Гер­це­го­ви­ны или со­сед­них с ней го­су­дарств. Ли­цам, об­ви­нён­ным Ме­ж­ду­народным три­бу­на­лом по бывшей Юго­сла­вии в со­вер­ше­нии пре­сту­п­ле­ний, за­пре­ща­лось за­ни­мать государственные, административные и вы­бор­ные долж­но­сти.

В со­от­вет­ст­вии с Дейтонскими соглашениями для уре­гу­ли­ро­ва­ния во­енного кон­флик­та на тер­ри­то­рию Бос­нии и Гер­це­го­ви­ны вво­ди­лись мно­го­на­цио­наль­ные Си­лы по вы­пол­не­нию со­гла­ше­ний (СВС), со­сто­яв­шие из во­ин­ских кон­тин­ген­тов 14 стран НАТО (кро­ме Ис­лан­дии и Люк­сем­бур­га) и 10 стран, не вхо­дя­щих в этот аль­янс (об­щая чис­лен­ность СВС со­став­ля­ла 83,5 тысяч человек, из них 37 тысяч американских, 14 тысяч британских, 4 тысяч германских во­ен­но­слу­жа­щих; в со­ста­ве СВС дей­ст­во­ва­ла так­же российского бри­га­да чис­лен­но­стью 1,5 тысячи человек). Дейтонские соглашения воз­ла­га­ли на уча­ст­ни­ков кон­флик­та обя­за­тель­ст­во в те­че­ние 30 дней пре­кра­тить бое­вые дей­ст­вия и в те­че­ние 120 дней вы­вес­ти всё тя­жё­лое воо­ру­же­ние в ука­зан­ные ко­ман­дую­щим СВС пунк­ты сбо­ра. СВС пре­дос­тав­ля­лись ши­ро­кие пол­но­мо­чия: они име­ли пра­во без со­гла­со­ва­ния с му­сульмано-хорвантской и сербской сто­ро­на­ми про­из­во­дить лю­бые дей­ст­вия, вклю­чая при­ме­не­ние во­енной си­лы, ко­то­рые ко­ман­дую­щий СВС со­чтёт не­об­хо­ди­мы­ми.

Бос­ния и Гер­це­го­ви­на под­пи­са­ла с НАТО отдельное со­гла­ше­ние, по ко­то­ро­му на её тер­ри­то­рии си­лы аль­ян­са по­лу­чи­ли пра­во на сво­бод­ное пе­ре­дви­же­ние, рас­квар­ти­ро­ва­ние, про­ве­де­ние ма­нёв­ров, ис­поль­зо­ва­ние в сво­их ин­те­ре­сах лю­бых объ­ек­тов (в том числе аэ­ро­пор­тов, ав­то­мо­биль­ных до­рог, пор­тов) и, ес­ли по­тре­бу­ет­ся, на из­ме­не­ние ин­фра­струк­ту­ры. Кон­тин­гент НАТО ос­во­бо­ж­дал­ся от уп­ла­ты на­ло­гов и та­мо­жен­ных по­шлин.

К концу 1996 года за­да­чи, по­став­лен­ные пе­ред СВС в со­от­вет­ст­вии с Дейтонскими соглашениями, бы­ли вы­пол­не­ны: бое­вые дей­ст­вия на тер­ри­то­рии Бос­нии и Гер­це­го­ви­ны пре­кра­ще­ны, вой­ска вы­ве­де­ны в зо­ны разъ­е­ди­не­ния, про­ве­де­ны вы­бо­ры, сфор­ми­ро­ва­ны и на­ча­ли дей­ст­во­вать ор­га­ны центральной вла­сти. По ис­те­че­нии сро­ка дей­ст­вия ман­да­та СВС в декабре 1996 года на­чал­ся но­вый этап ми­ро­творческой опе­ра­ции в Бос­нии и Гер­це­го­ви­не. СВС сме­ни­ли ме­ж­ду­народные Си­лы по ста­би­ли­за­ции (СПС), в за­да­чу ко­то­рых вхо­ди­ло про­ти­во­дей­ст­вие во­зоб­нов­ле­нию во­енных дей­ст­вий, что по­зво­ли­ло США и НАТО про­длить своё при­сут­ст­вие в Бос­нии и Гер­це­го­ви­не. Российский кон­тин­гент дей­ст­во­вал в со­ста­ве СПС до ию­ня 2003 года. Ман­дат СПС за­кон­чил­ся 2.12.2004 года, их сме­ни­ли под­раз­де­ле­ния стран Ев­ро­сою­за (ЕВРОФОР).

Дейтонские соглашения, не ре­шив всех про­блем и не удов­ле­тво­рив всех уча­ст­ни­ков, по­зво­ли­ли пре­кра­тить воо­руженное про­ти­во­стоя­ние и по­ло­жить на­ча­ло про­цес­су мир­но­го вос­ста­нов­ле­ния Бос­нии и Гер­це­го­ви­ны.

Флаг Боснии и Герцеговины. Архив

21 ноября 2010 года исполняется 15 лет со дня заключения Дейтонского соглашения - соглашения о мире в Боснии и Герцеговине.

21 ноября 2010 года исполняется 15 лет со дня заключения Дейтонского соглашения - соглашения о мире в Боснии и Герцеговине.

Общее рамочное соглашение о мире в Боснии и Герцеговине (Дейтонское соглашение) - соглашение о прекращения огня, разделении враждующих сторон и обособлении территорий, положившее конец гражданской войне в Боснии и Герцеговине 1992-1995 гг.

Парафировано 21 ноября 1995 г. на военной базе США в Дейтоне (штат Огайо) лидером боснийских мусульман Алией Изетбеговичем, президентом Сербии Слободаном Милошевичем, президентом Хорватии Франьо Туджманом, странами‑гарантами: США, Россией, Германией, Великобрита ией и Францией и представителем Евросоюза. Вступило в силу после его подписания 14 декабря 1995 г. в Париже.

Россия подписала соглашение с оговоркой "за исключением Приложения I". Тем самым она выразила несогласие с двумя его составными частями, а именно: "Приложение I.A - Соглашение о военных аспектах мирного урегулирования" и "Приложение I.B - Соглашение по региональной стабилизации". Именно в них идет речь о блоке НАТО и участии его сил в мирном урегулировании.

Непосредственно перед подписанием соглашения, в августе-сентябре 1995 г. авиация НАТО провела воздушную операцию Deliberate Force ("Обдуманная сила") против боснийских сербов, которая сыграла роль в остановке сербского наступления и некотором изменении военной ситуации в пользу мусульмано-хорватских сил.

Соглашение состоит из общей части и одиннадцати приложений, в которых излагается суть достигнутых договоренностей (I.A. Соглашение о военных аспектах мирного урегулирования; I.B. Соглашение о региональной стабилизации; 2. Соглашен е о линии разграничения между образованиями и связанных с этим вопросах; 3. Соглашение о выборах; 4. Конституция Боснии и Герцеговины; 5. Соглашение об арбитраже; 6. Соглашение о правах человека; 7. Соглашение о беженцах и перемещенных лицах; 8. Соглашение о Комиссии по охране национальных памятников; 9. Соглашение об учреждении публичных корпораций БиГ; 10. Соглашение о гражданских аспектах мирного урегулирования; 11. Соглашение о специальных международных полицейских силах). Документ включает также карты территориального размежевания.

Приложения к Соглашению можно условно разделить на две части: блок военных проблем и проблемы гражданского урегулирования.

Для поддержания военного переми рия на территорию Боснии и Герцеговины вводились многонациональные Силы по стабилизации под командованием НАТО - 60 тысяч солдат, почти половина из которых американцы. На Силы по стабилизации (IFOR, затем SFOR) возлагалась обязанность контроля за разведением конфликтующих сторон, соблюдения границ их разъединения. Международным силам предоставлялись все полномочия по контролю за выполнением соглашения. В реализации военного компонента мирного соглашения до июня 2003 года участвовал и российский воинский контингент численностью более 1 тысячи человек.

2 декабря 2004 г. ответственность за военные аспекты имплементации мирного соглашения перешла к силам Евросоюза (EUFOR). Их численность в данный момент составляет около 2 тысяч военнослужащих.

В соответствии с Дейтонским соглашением, новым официальным названием страны стало "Босния и Герцеговина" (БиГ). Она стала правопреемницей Республики БиГ. Сербы получили 49% территории, мусульмане и хорваты - 51%. Столицей осталось Сараево.

Согласно Конституции, являющейся составной частью мирного соглашения, БиГ состоит из двух административно‑территориальных образований (энтитетов): Федерации БиГ (мусульмано‑хорватской) и Республики Сербской. Это союз двух территориальных образований, имеющих обособленное положение.

Дейтонская модель предполагает сложную систему власти, учитывающую интересы трех государствообразующих народов - боснийских мусульман (бошняков), сербов и хорватов.

Коллективным главой государства является Президиум БиГ, состоящий из трех членов - по одному представителю от каждого из трех государствообразующих народов.

Высшим законодательным орга ном страны является Парламентская ассамблея БиГ. Она состоит из Палаты народов и Палаты представителей. Палату народов составляют 15 представителей (по 5 от бошняков и хорватов из Федерации и 5 сербов из РС), делегируемых парламентами энтитетов. Палата представителей состоит из 42 депутатов, две трети из которых избираются в Федерации, одна треть – РС.

Совет Министров БиГ состоит из девяти министерств (иностранных дел; безопасности; обороны; финансов; внешней торговли и экономических связей; транспорта и связи; по гражданским делам; по правам человека и делам беженцев; юстиции).

Политические организации формируются главным образом по этническому принципу.

Федерация БиГ состоит из 10 кантонов, имеющих высокую степень автономии. В Федерации БиГ проживает преимущественно бошнякское и хорватское население.

Республика Сербская является централизованным образованием. В РС преобладает сербское население.

Оба энтитета имеют собственные органы власти: президентов, парламенты, правительства и т.д.

Международный мониторинг процесса мирного урегулирования в БиГ осуществляют Совет по выполнению Мирного соглашения (в него входят 55 стран) и его исполнительный орган - Руководящий комитет (США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Канада, Россия, Япония, председательство Евросоюза, КЕС и Организация исламская конференция, представленная Турцией). Роль координатора международных усилий по выполнению гражданских аспектов мирного урегулирования выполняет Высокий представитель. В данный момент пост Высокого представителя занимает Валентин Инцко (Австрия).

Высокий представитель обладает исключительными ("боннскими") полномочиями и может увольнять государственных деятелей, действия которых несут угрозу миру и безопасности БиГ, а также отменять решения боснийских властей и выносить свои собственные.

Предполагается, что Аппарат Высокого представителя, после выполнения боснийскими властями определенных условий в сфере политики и безопасности, будет преобразован в Миссию спецпредставителя Евросоюза.

Читайте также: