Дать рекомендации по оптимизации палатной секции кратко

Обновлено: 08.07.2024

Ваши предложения по совершенствованию сестринского дела. ⇐ Дискуссионный клуб

Модератор: kapa

Выскажите пожалуйста свои предложения
1. по совершенствованию сестринского дела в ЛПУ и стране в целом
2. много критики в адрес Ассоциации, а как вы видите - для чего Ассоциация и чем она должна заниматься? Ваши предложения об усовершенствовании деятельности Ассоциации.

На мой взгляд необходимо:
1. Автоматизация рабочих мест, механизация трудоемких процессов
2. Достаточное финансирование, при нынешнем положении дел, когда не хватает денег на расходные материалы, приходится на всем экономить
3.Соотношение врач - медсестра
4. Привлечение молодых кадров, путем обеспечения жильем
А главная задача ассоциации - совершенствование знаний сестер, путем конференций, круглых столов, обмен опытом, разработка документов и помощь и защита при необходимости.

Cогласна с tata, задачи свои РАМС выполняет, и выполняет хорошо: проводится много мероприятий, выпускается литература. Главной целью все-таки считаю представление интересов сестринского сообщества.
Усовершенствовать, может быть, нужно не деятельность Ассоциации, а отношение самих сестер к своей профессии. Пока мы все не поймем, что кроме нас никто не будет заниматься нашими проблемами, будем иметь то, что имеем и соответствующее отношение к сестринскому делу.

Повышение качества образования : как базового, так и повышения квалификации
Реорганизация системы прохождения практики (Не надо всю группу направлять в одно ЛПУ - студенты не столько практикуются, сколько устраивают тусовки. В свое время, когда проходила гос. практику, то из училище всего несколько человек проходил практику в том же ЛПУ, чтои я - общаться было, собственно говоря, не с кем )
Повышение контроля качества оказания сестринской помощи
Реальный просчет себестоимости лечения и увеличентие расценок согласно этм расчетом
Утверждене стандартов выполнения манипулиций
Ввести накопительную систему повышения квалификации
Сделать "доступными" сестринские конференции (от ЛПУ за последние лет 5 ни разу ни на каккую конференцию не посылали, была на семинаре в Питере за свой счет, сейчас опять собираюсь опять за свой счет)

совершенно согласна с omina, anestezistca, tata. но самое главное - отношение государства к медицине. в №1 за 2012 г "медицинской сестры" есть статья о работе роддома в блокадном Ленинграде. Так во время блокады там было тепло, электричество, производились ремонты. У нас зимой в поликлинике в некоторых кабинетах температура выше 9 градусов не поднимается. И вроде войны нет. Пока так будут относиться к первичному звену, так и будем в .

omina: много критики в адрес Ассоциации, а как вы видите - для чего Ассоциация и чем она должна заниматься?

Ссылку на тему про выполнение задач Ассоциацией давать не буду. Но, боюсь Вы с "tata" будете в меньшинстве.
С присущим мне уважением!

Гы гы гы. Простите, но корень другой.

Лучше почитать, как графини, Великие княгини и прочие дворяне оказывали помощь тифозным больным в роли сестер милосердия по доброй воле, не боясь запачкаться и не корысти али других амбиций ради.

Понятие о сестринском процессе, его этапы. Анализ по выявлению и оценке основных внешних, внутренних маркетинговых факторов, влияющих на работу государственной поликлиники. Разработка комплекса мероприятий по оптимизации деятельности медицинских сестер.

Рубрика Медицина
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 28.11.2012
Размер файла 32,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

  • Содержание Введение
  • 1 . Понятие о сестринском процессе
  • 2 . Анализ по выявлению и оценке основных внешних и внутренних маркетинговых факторов, влияющих на работу ОПУ государственной поликлиники
  • 3 . Факторы, влияющие на качество сестринской реабилитационной помощи
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Актуальность темы работы состоит в том, что увеличение потребности населения в больничной реабилитационной помощи и реформа сестринского дела предполагают значительное изменение функций и организации труда среднего медицинского персонала, что будет способствовать более рациональному использованию потенциала медицинских работников. Расширение полномочий медицинской сестры, повышение престижа этой профессии, современный подход к процессу оказания сестринской помощи пациенту - все это требует внедрения новых форм организации труда медицинских сестер. Отдельными авторами рассматриваются вопросы организации сестринской работы в мультидисциплинарных бригадах. Однако рассматривались эти вопросы применительно к узким аспектам восстановительного лечения и реабилитации, таким как патронирование медсестрой-реабилитологом семей, в которых есть дети с ДЦП или синдромом Дауна или деятельность медсестры по психиатрии. В первом случае речь идет о специалисте, должность которого не включена в номенклатуру среднего медицинского персонала.

В психиатрической практике участие медицинских сестер отделения восстановительного лечения в мультидисциплинарной бригаде только предполагается, не существует описания особенностей сестринского реабилитационного процесса. Вместе с тем в отечественной литературе практически не нашли достаточного освещения вопросы организации и планирования сестринского реабилитационного процесса, не определены место, роль и значение медицинской сестры в современной системе реабилитации, отсутствуют научно обоснованные рекомендации по оптимизации работы сестринского персонала в отделениях восстановительного лечения и реабилитации многопрофильных стационаров.

Современные достижения медицинской науки и техники значительно расширили возможности эффективного лечения пациентов, состояние которых ранее считалось безнадежным. Борьба за жизнь таких пациентов становиться возможной при условии интенсивного проведения лечебных мероприятий, включающих применение разнообразной аппаратуры и сложных реанимационных приемов.

Целью работы является разработка комплекса мероприятий по оптимизации деятельности медицинских сестер отделений восстановительного лечения и реабилитации многопрофильного стационара.

В задачи работы входило:

1. Изучение отечественного и иностранного опыта планирования и организации работы сестринской службы отделений восстановительного лечения и реабилитации крупного многопрофильного стационара.

2. Выявление медико-социальных и профессионально-личностных особенностей сестринского персонала отделений восстановительного лечения и реабилитации крупного многопрофильного стационара.

3. Изучение характера и объема работ медицинских сестер отделений восстановительного лечения и реабилитации крупного многопрофильного стационара. сестринский процесс поликлиника

4. Обоснование концептуальной модели сестринского реабилитационного процесса в крупном многопрофильном стационаре на основе использования новых клинико-организационных технологий восстановительного лечения и реабилитации.

5. Разработка рекомендаций по повышению качества и эффективности работы медицинских сестер отделений восстановительного лечения и реабилитации крупного многопрофильного стационара.

1. Понятие о сестринском процессе

Сестринский процесс является одним из основных понятий современных моделей сестринского дела. В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по сестринскому делу, сестринский процесс - это метод организации и исполнения сестринского ухода за пациентом, нацеленный на удовлетворение физических, психологических, социальных потребностей человека, семьи, общества.

Целью сестринского процесса является поддержание и восстановление независимости пациента, удовлетворение основных потребностей организма.

Сестринский процесс требует от сестры не только хорошей технической подготовки, но и творческого отношения к уходу за пациентами, умения работать с пациентом как с личностью, а не как с объектом манипуляций. Постоянное присутствие сестры и ее контакт с пациентом делают сестру основным звеном между пациентом и внешним миром.

Сестринский процесс состоит из пяти основных этапов.

1.Сестринское обследование. Сбор информации о состоянии здоровья пациента, который может носить субъективный и объективный характер. Субъективный метод - это физиологические, психологические, социальные данные о пациенте; релевантные данные об окружающей среде. Источником информации является опрос пациента, его физикальное обследование, изучение данных медицинской документации, беседа с врачом, родственниками пациента

Объективный метод - это физическое обследование пациента, включающее оценку и описание различных параметров (внешний вид, состояние сознания, положение в постели, степень зависимости от внешних факторов, окраска и влажность кожных покровов и слизистых оболочек, наличие отека). В обследование также входит измерение роста пациента, определение массы его тела, измерение температуры, подсчет и оценка числа дыхательных движений, пульса, измерение и оценка артериального давления.

Конечным результатом этого этапа сестринского процесса является документирование полученной информации создание сестринской истории болезни, которая является юридическим протоколом - документом самостоятельной профессиональной деятельности медсестры.

2. Установление проблем пациента и формулировка сестринского диагноза. Проблемы пациента подразделяются на существующие и потенциальные. Существующие проблемы - это те проблемы, которые беспокоят пациента в настоящее время. Потенциальные - те, которые еще не существуют, но могут возникнуть с течением времени. Установив оба вида проблем, сестра определяет факторы, способствующие или вызывающие развитие этих проблем, выявляет также сильные стороны пациента, которые он может противопоставить проблемам.

Поскольку у пациента всегда бывает несколько проблем, сестра должна определить систему приоритетов. Приоритеты классифицируются как первичные и вторичные. Первичным приоритетом обладают проблемы, которые в первую очередь могут оказать пагубное влияние на больного.

3. Определение целей сестринского ухода и планирование сестринской деятельности. План сестринского ухода должен включать оперативные и тактические цели, направленные на достижение определенных результатов долгосрочного или краткосрочного характера.

Определив цели и задачи по уходу, сестра составляет письменное руководство по уходу, в котором должны быть подробно перечислены специальные действия медсестры по уходу, записываемые в сестринскую историю болезни.

4. Реализация планируемых действий. Этот этап включает меры, которые принимает медицинская сестра для профилактики заболеваний, обследования, лечения, реабилитации пациентов. Существует три категории сестринского вмешательства. Выбор категории определяется нуждами пациентов.

Зависимое сестринское вмешательство осуществляется на основании предписаний врача и под его наблюдением. Независимое сестринское вмешательство предусматривает действия, осуществляемые медсестрой по собственной инициативе, руководствуясь собственными соображениями, без прямого требования со стороны врача. Например, обучение пациента гигиеническим навыкам, организация досуга пациента и др.

Взаимозависимое сестринское вмешательство предусматривает совместную деятельность сестры с врачом, а также с другими специалистами. При всех типах взаимодействия ответственность сестры исключительно велика.

5. Оценка эффективности сестринского ухода. Этот этап основан на исследовании динамических реакций пациентов на вмешательства сестры. Источниками и критериями оценки сестринского ухода служат следующие факторы оценка ответной реакции пациента на сестринские вмешательства; оценка степени достижения поставленных целей сестринского ухода служат следующие факторы: оценка ответной реакции пациента на сестринские вмешательства; оценка степени достижения поставленных целей сестринского ухода; оценка эффективности влияния сестринской помощи на состояние пациента; активный поиск и оценка новых проблем пациента.

Важную роль в достоверности оценки результатов сестринского ухода играет сопоставление и анализ полученных результатов.

2. Анализ по выявлению и оценке основных внешних и внутренних маркетинговых факторов, влияющих на работу ОПУ государственной поликлиники

Демографическая ситуация в Санкт-Петербурге, сложившаяся, в первую очередь, в итоге общих негативных социально-экономических тенденций, характеризуется низким уровнем рождаемости и высоким уровнем смертности, смещением возрастной структуры в сторону старших возрастных групп, уменьшением потенциала восстановления численности населения, преобладанием доли женщин, ростом заболеваемости населения.

Указанные демографические и медико-социальные особенности населения города, имеющие характер стойких тенденций на протяжении последних 10 лет, позволяют прогнозировать устойчивый рост потребности взрослого населения в услугах учреждений здравоохранения общего профиля. Из-за недостаточного финансирования системы оказания помощи по программе ОМС эта ситуация положительно влияет на рост спроса на рынке платных медицинских услуг. Отрицательное воздействие на оказание городскими поликлиниками платных услуг оказывают не в полной мере отработанная экономико-правовая база в этой области, нестабильность долгосрочных перспектив коммерческих отделений государственных учреждений здравоохранения в связи с не фиксированным окончательно правовым статусом оказания ими платных услуг.

Структуру платежеспособного спроса на рынке платных медицинских услуг определяют три источника финансирования данной помощи: личные средства граждан, средства системы добровольного медицинского страхования и средства работодателей, выделяемые корпоративно на покрытие медицинских потребностей своих сотрудников.

Основными конкурентами, составляющими как макро-, так и микросреду для поликлиники являются: частные медицинские центры и другие государственные учреждения здравоохранения, в первую очередь, стационары, оказывающие платную амбулаторную помощь.

На рынке амбулаторной медицинской помощи в границах административного района количество государственных и частных медицинских центров, в целом, сравнимо. На основе анализа ценовой политики можно заключить, что предлагаемые поликлиникой цены конкурентоспособны. Полученные значения коэффициента эластичности для ряда услуг (от -0,01 до -0,35) свидетельствуют о неэластичности спроса на платные услуги. Проведённые исследования влияний на спрос сезонных колебаний и изменений в уровне доходов населения показали, что оценка этих факторов является обязательной при интерпретации значений коэффициента эластичности спроса по цене.

Доля средств, полученных от оказания платных медицинских услуг, в общем доходе поликлиники составляет 26,2%, в то время как посещения, обеспечившие эти средства, составляют всего 4,2% в структуре всех посещений поликлиники. При этом, в среднем, стоимость одного посещения по программе государственных гарантий бесплатной медицинской помощи составляет 13,4 руб., а стоимость услуги, оказываемой на платной основе -108,4 руб. Таким образом, оказание платных медицинских услуг характеризуется высокой экономической результативностью.

Таблица 1 Распределение доходов и посещений ОПУ поликлиники по источнику финансирования

В настоящее время средний медицинский персонал, от которого во многом зависит качество и эффективность предоставляемых услуг, играет одну из ведущих ролей в решении задач по оказании помощи населению. Управление качеством трудовой деятельности среднего медицинского персонала в медицине в целом и в стоматологии в частности возможно, когда деятельность среднего медицинского персонала изучена, структурирована, нормирована. Полученные данные могут быть использованы в целях оптимизации труда средних медицинских работников стоматологической поликлиники. Предложенные мероприятия позволят повысить продуктивность работы медицинского персонала, улучшить профессиональные характеристики, повысить удовлетворенность выполняемой работой, а, следовательно, увеличить качество медицинских услуг, что скажется на удовлетворенности пациентов. Результаты исследования позволят определить возможность и принципы коррекции факторов воздействия на профессиональные качества медицинских сестер.


1. Никляев А.В., Самарина Т.В., Яковлева О.И. и соавт. Об экспертизе ка¬чества медицинской помощи // Здравоохранение. - 2005.- № 10.- с. 47-58.

2. Рошковский В.М. К вопросу об использовании лечебно-профилактиче¬скими учреждениями стационарозамещающих техноло¬гий. / Мат. науч.-пр. конф., посвященной 75-летию каф. соц. меди¬цины и организации здравоохранения КГМУ - Казань: Медицина, 2006. -С. 166-170.

3. Салалыкина Е.В., Лынова Е.Н. Современные коммуникационные процессы в организации деятельности медицинского персонала // Сборник материалов 1 международной ( X Всероссийской) научно- методической конференции РИЦ Баш ГУ – 2014-С.75-77.

4. Салалыкина Е.В., Лынова Е.Н.Профессиональное выгорание – как причина ухудшения взаимодействия персонала в коллективе // Сборник материалов 1 международной ( X Всероссийской) научно- методической конференции РИЦ Баш ГУ – 2014-С.160-162.

5. Шильникова Н.Ф., Карпова И.П. Методика оценки деятельности среднего медицинского персонала: Методическое пособие/ – Чита: 2010. – 30 с.

В настоящее время средний медицинский персонал, от которого во многом зависит качество и эффективность предоставляемых услуг, играет одну из ведущих ролей в решении задач по оказании помощи населению.

Управление качеством трудовой деятельности среднего медицинского персонала в медицине в целом и в стоматологии в частности возможно, когда деятельность среднего медицинского персонала изучена, структурирована, нормирована. Решение этих задач возможно только на базе конкретных медико – социологических исследований. Исследования в сфере стоматологии являются популярной темой в современной социологии медицины. Однако проблемы, связанные с профессиональной деятельностью среднего медицинского персонала стоматологического профиля, пока не получили должного освещения, что и обуславливает актуальность темы данной выпускной квалификационной работы.

- статистические отчеты работы поликлиники

- теоретический (изучение источников литературы)

- эмпирический (анкетирование, опрос, анализ и синтез)

- статистический (математической статистики)

На качество работы среднего медицинского персонала влияет уровень подготовки и нормирование труда, а с проблемами в организации процесса появляется неудовлетворенность выполняемой работой медицинскими сестрами, где наблюдается снижение качества работы среднего медицинского персонала. Оптимизация работы среднего медицинского персонала позволит повысить продуктивность работы и профессиональные характеристики медицинских сестер.

Исследование качества работы среднего медицинского персонала проводилось на базе МБУЗ ДСП №1. Временные границы проведенного исследования – ноябрь – декабрь 2015 г. В исследовании принимали участие 20 медицинских сестер, 20 врачей-стоматологов. В работе применялись теоретические, эмпирические методы и математика - статистические. C помощью теоретических методов, таких как анализ литературных данных, анализ нормативно-правовых документов, анализ инструкций сформировалась цель исследования и основные задачи для определения качественных показателей работы среднего медицинского персонала. Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе использовался один их эмпирических методов – анкетирование.

На втором этапе был произведен опрос. Опрос проводился с врачами стоматологами. Для каждой категории участников были разработаны свои вопросы, касающиеся качественных показателей работы среднего медицинского персонала и работы поликлиники.

Среди врачей - стоматологов был проведен опрос, в котором они оценивали профессиональные качества работы среднего медицинского персонала. В нем были выделены основные моменты работы медицинских сестер:

- грамотное ведение медицинской документации;

- умение быстро и четко действовать в экстренных ситуациях;

- затраты времени на основные и второстепенные задачи;

- владение всеми манипуляциями, необходимыми в работе;

- знание и четкое соблюдение правил санитарно-эпидемиологического режима;

Для оценки личностных качеств было предложено оценить культуру речи, внешний вид и стиль поведения.

Все качества оценивали по пятибалльной системе. После выставления оценок, все полученные баллы были суммированы, затем количество баллов разделено на количество полученных оценок, найдено тем самым среднее арифметическое значение.

- проведение всех видов инъекций (в/в, в/м, п/к, в/к);

- сбор системы для в/в вливаний и подключение ее к вене;

- учет, выписка и хранение лекарственных средств;

- заполнение медицинской документации;

При проведении практического уровня оценки манипуляций, были выбраны следующие критерии оценки:

- без замечаний 2 балла,

- незначительные замечания 1 балл,

- неудовлетворительное выполнение 0 баллов.

Исходя из того, что каждой медицинской сестре было предложено выполнить по 3 манипуляции, максимальное число баллов, для каждого сотрудника – 6. Оценка тестовых заданий проводилась по принципу 1 балл за каждый правильный ответ, и максимально составляла 20 баллов.

Все данные тестирования и экспертных оценок были внесены в специальную таблицу, которая была разработана непосредственно в самой поликлинике.

В ходе анализа анкет медсестер я распределила все вопросы по блокам, тем самым структурируя информацию из них. Возраст ( р ≥33,5год ±1,5).

года. По результатам анкетирования медицинских сестер было выяснено, что из 20 опрошенных медсестер 40% имеют высшую категорию, 40%- медицинских сестер с 1-й категорией, 15% со 2 й категорией.(см. рис. 1).


Рис.1. Распределение по категориям

Из блока вопросов касающихся нагрузки и распределения рабочего времени было выявлено, что 40% считают нагрузку на рабочем месте - адекватной. Остальные 60% медицинских сестер считают, что нагрузка на рабочем месте – чрезмерная и связано это, по их мнению, это с недостатком кадров 30% человек, неправильным распределением рабочего времени 20% человека, выполнением несвойственных должности обязанностей 10% человека. Результаты представлены на рисунке 2.


Рис.2. Нагрузки и распределение рабочего

На вопросы по соблюдению условий санитарно – эпидемиологического режима 100% опрошенных ответили что, все соблюдается в полом объеме. Так же в анкетировании были затронуты вопросы по оказанию доврачебной медицинской помощи и выполнению сестринских манипуляций. В результате 100% опрошенных справляются и с этими обязанностями.

На вопросы по оформлению медицинской документации и учету лекарственных средств 100% ответили, что все оформляется и ведется ежедневно.

Последний вопрос из анкеты был об участие медицинской сестры в повышении качественных показателей работы младшего медицинского персонала и на него положительно ответили 70% опрошенных, остальные 30%- не участвуют в повышении качественных показателей работы младшего медицинского персонала. Наглядно представлено на рис. 3.


Рис. 3. Участие медицинской сестры в повышении качественных показателей работы младшего медицинского персонала.

Из рисунка видно, что больше половины медицинских сестер участвуют в повышении качественных показателей работы младшего медицинского персонала.

В результате анкетирования было выявлено что, по мнению медицинских сестер у большинства из них нагрузка на рабочем месте чрезмерная. Поэтому для повышения качественных показателей работы среднего медицинского персонала руководству поликлиники необходимо проанализировать штатные и занятые единицы, пересмотреть графики работы и должностные инструкции среднего медицинского персонала.

Подведение итогов второго этапа исследования, было осуществлено по следующей схеме:

1. Подсчет среднего значения баллов по каждому вопросу всех анкет.

2. Подсчет среднего обобщенного балла по всем анкетам.

Средний медицинский персонал в личном и профессиональном плане были высоко оценены врачами - стоматологами поликлиники. Максимальное количество баллов получилось при оценке профессиональных качеств среднего медицинского персонала. Средний балл составил – 5,0.

Личные качества практически у всех сотрудников были оценены на - 4,5 балла. Средний обобщенный балл второго этапа опроса по профессиональным и личностным качествам составил - 4,8.

По итогам этого этапа исследования профессиональные качества среднего медицинского персонала были оценены на самые высокие баллы. Так же были выявлены показатели негативно влияющие на работу среднего медицинского персонала. Ими оказались личностные качества медицинских сестер, такие как культура речи, внешний вид и стиль поведения. Для улучшения личностных качеств среднего медицинского персонала руководству поликлиники необходимо проводить среди персонала собрания, семинары, беседы. На которых будут обсуждаться темы, касающиеся культуры речи, манеры поведения. А для улучшения внешнего вида среднего медицинского персонала руководителям необходимо разработать единый стиль, цвет гамму, фасон медицинской форменной одежды, утвердить и внедрить. Тем самым мы улучшим качественные показатели работы среднего медицинского персонала.

Заключительный этап исследования состоял из двух частей – теоретической и практической.

Теоретическая часть тестирования выявила, что только 5 медицинских сестер из 20 справились на отлично, из них 3 медицинские сестры с высшей категорией. Распределение результатов показано на рис. 4.


Рис.4. Распределение результатов тестирования

Больше всего ошибок медицинских сестер были в вопросах касающихся санитарно – эпидемиологического режима рис. 5.


Рис. 5. Ошибки среднего медицинского персонала в %


Рис. 6. Выполнение манипуляций

Все замечания по выполнению манипуляций были направлены на заполнение медицинской документации и учет лекарственных средств рис. 7.


Рис. 7. Недочеты по выполнению сестринских манипуляций

Из рисунка 7 мы видим, что большинство недочетов было по заполнению медицинской документации. Этот показатель говорит о том, что среднему медицинскому персоналу не хватает практических знаний для грамотного ведения медицинской документации.

Исследование показало, что уровень образования медицинских сестер влияет на качественные показатели работы среднего медицинского персонала. Для этого им необходимо регулярно повышать свой профессиональный и квалификационный уровень, применять свои знания, умения и навыки в работе. Руководству поликлиники следует обратить внимание на подготовку и повышение квалификации своих кадров.

1. Своевременно проводить повышение квалификации медицинских сестер внутри организации. Предоставить возможность проходить обучение за счет средств поликлиники.

2. Для улучшения личностных качеств среднего медицинского персонала необходимо проводить среди персонала собрания, семинары, беседы. На которых будут обсуждаться темы, касающиеся культуры речи, манеры поведения.

3. Для повышения качественных показателей работы среднего медицинского персонала необходимо проанализировать штатные и занятые единицы, пересмотреть графики работы и должностные инструкции среднего медицинского персонала.

4. Обратить внимание на равное распределение талонов между врачами. А также равенство всех пациентов, желающих получить стоматологическую помощь по системам ОМС, ДМС, платные услуги.


Ключевые слова: медицинская помощь, рабочее время, основная деятельность, амбулаторный прием, медицинская документация, медицинская сестра, норма времени.

В настоящее время происходят процессы активной модернизации здравоохранения в Республике Казахстан — внедрение медицинских информационных систем. В Карагандинской области — это Комплексная медицинская информационная система (КМИС), используемая с целью повышение качества и доступности медицинской помощи за счет автоматизации работы медицинских сотрудников по всем направлениям деятельности МО. Данная система используется для ведения электронной медицинской карты (электронного паспорта здоровья), полной цифровизации клинических направлений работы медицинской организации, эффективного информационного взаимодействия между всеми участниками лечебно-диагностического процесса (поликлиника, стационар, лабораторно-диагностические службы). При использовании этой системы предполагается существенно сократить рутинные операции по оформлению медицинской документации, повысить информативность медицинской документации, сократить у медицинских работников непрофильную нагрузке, основное время уделять своей непосредственной работе — общению с пациентом, оказанию медицинской помощи и т. д. на основе объективной и своевременной информации (электронный документооборот).

Главная цель модернизации амбулаторно-поликлинической помощи — приблизить медицинскую помощь к населению, сделать ее более доступной и качественной (Кучеренко В. З., 2011; Пудовинникова Л. Ю., 2011; Богатова И. В., 2013; Стародубов В. И., Сон И. М., Иванова М. А., 2014; Линденбратен А. Л., Хабриев Р. У., Комаров Ю. М., 2014). Поэтому повышение качества, доступности и безопасности медицинской помощи — ключевая проблема здравоохранения, сложно решаемая в настоящее время и являющаяся предметом особой озабоченности структур власти на всех уровнях управления (Козодой Ю. В., Смирнов М. С., Хаткевич М. И., 2014).

Однако одним из главных инструментов для решения задач модернизации здравоохранения является обоснование норм труда врача и среднего медицинского персонала, рациональная расстановка и использование кадров [2, 4, 9, 16]. От эффективности работы медицинских работников первичного звена здравоохранения зависит полноценное и качественное оказание первичной медико-санитарной помощи значительной части населения в амбулаторных условиях. Рациональное распределение и использование рабочего времени — один из ключевых моментов в обеспечении результатов труда, доступности и надлежащего качества оказанной медицинской услуги [5]. Нормы времени являются основой для расчета норм нагрузки, нормативов численности и иных норм труда врачей медицинских организаций, оказывающих ПМСП. Так, согласно вышеуказанного приказа, нормы времени на одно посещение пациентом врача-ВОП в связи с заболеванием, необходимое для выполнения в амбулаторных условиях трудовых действий по оказанию медицинской помощи (в том числе затраты времени на оформление медицинской документации) составляют 15 минут. Нормы времени на повторное посещение одним пациентом в связи с заболеванием -70–80 % от норм времени от первичного, согласно Приказа и. о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 5 января 2011 года № 10 «О внесении изменений и дополнений в приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан № 238 от 7 апреля 2010 года «Об утверждении типовых штатов и штатных нормативов организаций здравоохранения”

Изучить средние затраты времени на отдельную технологическую операцию (процедуру оказания медицинской помощи) с учетом фактического коэффициента повторяемости операции возможно с помощью фотохронометража [6].

Фотохронометраж рабочего времени проводился у одних и тех же сотрудников с одинаковыми должностями (врач-ВОП) с понедельника по пятницу две рабочие недели с 11ноября 2019г по 24 ноября 2019года, таким образом анализу подвергались два одинаковых дня недели (понедельника, вторника, среды, четверга, пятницы). Полученные данные о затратах времени врача заносились в лист фотохронометражных наблюдений, где фиксировался порядок и наименование трудовых операций, затраты труда по текущему времени.Хронометраж осуществлялся с использованием листов хронометражных замеров, в которых фиксировалась длительность проведения работ. Рассчитывались затраты времени в минутах. Измерение осуществлялось в секундах, с последующим перерасчетом на минуты.

Текущее время, в отличие от фиксированного времени, когда измеряется непосредственно длительность каждой операции, определялось хронометром с отметкой в карте наблюдений времени начала каждой последующей трудовой операции, означающей в то же время и окончание предыдущей. Для правильного измерения длительности каждой операции устанавливали ее границы, то есть фиксажные точки. Фиксажные точки –отчетливые внешние признаки, определяющие моменты начала и окончания операции, удобные для измерения ее продолжительности. Каждая трудовая операция имела начальную и конечную фиксажные точки. Обязательным требованием являлось совпадение конечной фиксажной точки предыдущей трудовой операции, с начальной фиксажной точкой, следующей за ней операции.

Продолжительность трудовой операции определялась вычитанием из времени начала следующей за ней операции времени начала данной операции. Каждая трудовая операция кодировалась в соответствии с классификатором видов деятельности и трудовых операций медицинского работника.

Распределение рабочего времени по основным видам деятельности

Читайте также: