Дадаизм в живописи это кратко и понятно

Обновлено: 07.07.2024


Дадаизм ― это авангардистское литературно-художественное движение. Оно возникло во времена Первой мировой войны. Течение основала группа европейских диссидентов, которая собралась в Цюрихе в 1915 году: поэт Хуго Балль с женой Эми Хеннингс, драматург Тристан Тцара, писатель Рихард Хюльзенбек, скульптор Ханс (Жан) Арп и художник Марсель Янко.

В литературе последователи дадаизма пародировали традиционные формы и ломали смысловые структуры вплоть до разрушения грамматики и создания новых слов. В художественном творчестве их главным приемом был коллаж.

Из Цюриха движение распространилось в Западную Европу и Америку: дада-выставки устраивали в Берлине, Париже и Нью-Йорке.

Дадаизм (1916–1927 гг.) — это течение в искусстве, которое появилось в Цюрихе (Швейцария) в начале Первой мировой войны.

Другое название течения — дада. Дадаист — это последователь дадаизма.

Термин дада появился случайно. Его создание приписывают поэту Тристану Тцаре, который нашёл его в словаре. По другой версии, именно поэт Хуго Балль выбрал это слово как название нового течения в искусстве.

дадаизм жан арп

"Манишка и вилка", Жан Арп, 1922 г.

Чтобы иметь представление о даде, посмотрите это видео. Позже мы объясним, что вы только что увидели.


Дада — это мешанина из звуков, красок, слов, шумов, вырезок. Это антиискусство: без логики, без морали, навязанной обществом. Дада провоцирует и борется не только с классическим искусством, но и с самим собой.

"Дада — это антидада".
Лозунг дадаистов

Основные черты дадаизма

  • направление и в литературе (стихи, манифесты), и в живописи (коллажи), и в скульптуре, и в театре (перформансы);
  • это протест: против военных действий, против существующих тенденций в искусстве, против пассивности общества и нежелания духовно развиваться. Дадаисты отрицали моральные ценности, которые были установлены буржуазией;
  • признано встряхнуть зрителя, возмутить его, заинтересовать сюрреализмом происходящего;
  • включает в себя всё вместе: и коллаж, и живопись, и скульптуру, и фотомонтаж. Экспериментирует с использованием различных материалов и разнообразных методов. Это антифигуративное или абстрактное искусство, т. е. отображает нереальные предметы и людей;
  • дадаисты были нигилистами, они жили здесь и сейчас, а не во вчерашнем дне и не в завтрашнем. Они также были циниками.

История дадаизма

Дадаизм (или дада) выделился в отдельное направление в 1916 году. Оно было придумано представителями различных направлений в искусстве.

Среди создателей течения было много беженцев из других стран: Румынии, Австрии, Германии.

Местом зарождения дада считается кафе-ресторан "Кабаре Вольтер", которое открыто и поныне. В нём есть музей дадаизма и проводятся различные перформансы и шоу.

кабаре вольтер дадаизм

Кабаре Вольтер в Цюрихе

Затем дадаизм стал распространяться и в другие страны — Германию, Францию, Италию, Голландию.

Популярность дадаизма пошла на убыль к 1927 году. Он смешался с сюрреализмом и экспрессионизмом. Считается, что дадаизм повлиял на возникновение постмодернизма.

Причины появления дадаизма

Дадаизм возник как протест. Протест против отсутствия развития общества, что, по мнению дадаистов, привело к Первой мировой войне. Протест против аморальности цивилизации.

Представители экспрессионизма и кубизма, которые были завсегдатаями Кабаре Вольтер, решили встряхнуть общество. Их целью было создавать простое, пещерное искусство, заинтересовывать зрителя, удивляя и возмущая его.

Дадаисты бежали от войны. Хотя физически они находились в Швейцарии, которая не участвовала в военных действиях, им нужно было исключить войну из своих мыслей.

Создание дадаизма — это их попытка не думать о войне, гибели людей и политической пропаганде.

Представители дадаизма

  • Хуго Балль (открыл кабаре, основатель дадаизма);
  • Тристан Тцара (считается одним из основателей, писатель);
  • Эмми Хэннингс (танцовщица и певица);
  • Рауль Хаусманн (художник);
  • Луи Арагон (поэт);
  • Жан (Xанс) Арп (скульптор, поэт);
  • Курт Швиттерс (писатель, художник);
  • Марсель Дюшан (художник);
  • Марсель Янко (архитектор, художник); и другие.

Дадаизм в искусстве

Как в скульптуре, так и в живописи дадаизм потрясал своей иррациональностью, т. е. отрицанием реальности.

Это творчество для простых людей, незапланированное творчество. То есть ничего не продумывается заранее. Дадаист движим лишь моментом.

Популярностью пользовались коллажи.

дадаизм рауль хаусман

Коллаж ABCD, Рауль Хаусман, 1923–1924

дадаизм рауль хаусман

"Механическая голова", Рауль Хаусман, 1920 г.

Дадаизм и сюрреализм

Сюрреализм как течение возникло на идеях об иррациональности. Эти идеи он почерпнул у дадаизма. Циничность пришла в сюрреализм также из дады.

Не забудьте освежить в памяти, что такое Сюрреализм.

Дадаизм в литературе

Особенностью дадаизма были стихи без слов, придуманные Хуго Баллем. По сути, это был набор звуков. Посмотрите видео ниже.

Также дадаисты создавали коллажи с поэмами. Вот как Тристан Тцара предлагал дадаистам создавать поэмы:

"Чтобы создать поэму в стиле дада, возьмите газету и ножницы, выберете статью той же длины, как ваша будущая поэма.
Вырежьте статью, затем вырежьте слова из статьи и положите в сумку, аккуратно встряхните. Затем доставайте кусочки один за другим из сумки.
Перенесите кусочки на бумагу, старайтесь на совесть. Поэма будет как вы. И вот он вы — писатель! Бесконечно оригинальный, одарённый чуткостью, которая очаровывает, но недоступна для понимания заурядным личностям".


Дадаи́зм, или дада — модернистское течение в литературе, изобразительном искусстве, театре и кино. Зародилось во время Первой мировой войны в нейтральной Швейцарии, в Цюрихе (Кабаре Вольтер). Существовало с 1916 по 1922 г [1] .

В 1920-е годы французский дадаизм слился с сюрреализмом, а в Германии — с экспрессионизмом.

Содержание

Происхождение термина

Характеристика

Основными принципами дада были иррациональность, отрицание признанных канонов и стандартов в искусстве, цинизм, разочарованность и бессистемность. Считается, что дадаизм явился предшественником сюрреализма, во многом определившим его идеологию и методы. К основателям дадаизма чаще всего относят поэтов Хуго Балля, Рихарда Хюльзенбека (Richard Huelsenbeck), Тристана Тцару, и художников Ханса Арпа, Макса Эрнста и Марселя Янко.

Дадаизм в изобразительном искусстве

Коллаж в Цюрихе

Коллаж в Берлине

Коллаж в Ганновере и Кёльне

Первое крупное движение против искусства, своего рода – антиискусство — дадаизм был бунтом против культуры и ценностей. Дадаизм в живописи – это искусство анархического типа, важное направление авангарда, цель которого состояла в том, чтобы подорвать систему ценностей академической живописи. Художники считали, социально-политические проблемы – неотъемлемая часть деятельности, от этой темы нельзя отказаться.

История развития

Стиль дада зародился в Швейцарии во время Первой мировой войны – это событие глобального значение было главным толчком к формированию радикального течения в искусстве. Родина стиля – Цюрих. Швейцария поддерживала нейтралитет в войне, поэтому именно здесь новое направление успешно выросло в самостоятельный стиль живописи, театра, кино, скульптуры.

дадаизм, стили живописи, картины

Направление существовало в 1916 – 1922 годах, после чего влилось в другие направления – экспрессионизм, сюрреализм. Исследователи истории искусства полагают, что именно дадаизм был первым направлением постмодернизма.

Основатель

Направление возникло как реакция войну и национализм — многие думали о том, что привело к войне. Под влиянием других авангардных течений — кубизма, футуризма, конструктивизма и экспрессионизма – стиль дада выражал наиболее важные идеи. Картины художников отмечены иронией, осуждением, критикой общественных перемен. Благодаря актуальности развиваемой тематики, дадаизм быстро распространился в Берлине, Ганновере, Париже, Нью-Йорке, Кельне и других городах Западной Европы и Америки:

  • Движущей силой стиля в Цюрихе был Т. Тцара. Основными идеями были: нигилизм, социальная тематика, отношения в обществе в связи с военными действиями в Европе. С 1917 по 1921 год активисты выпустили несколько номеров тематического журнала, который выпускался на немецком и французском языках. С конца войны важность Швейцарии в качестве нейтральной территории снизилась. Р. Хюльзенбек, один из основателей дадаизма, уехал в Берлин, Тзара – в Париж. В 1920 году дадаизм в Цюрихе теряет влияние.
  • После Первой мировой войны, активисты стиля разъехались по всей Европе. Преимущественно, поселились в Париже и Берлине. Хюльзенбек основал клуб дада в Берлине, членами движения стали Й.Баадер, Дж. Грос, Р.Хаусманн, Х.Хох. Берлинская версия стиля была более сатирической и политизированной. Главным оружием были периодические издания.
  • Кельнский филиал развития дада в искусстве был менее политизированным, более тяготел к эстетизации искусства, чем в других городах. Главные деятели дадаизма в Кельне – Ж.Арп и М.Эрнст. Последний успешно применял сатирические приемы коллажа с использованием популярного печатного материала, с изображением гротеска. В Кельне прошла одна из крупнейших выставок работ в мае 1920 года. Шоу было закрыто властями в течение нескольких дней в связи с подозрением деятельности, которая противоречила нормам морали, но выставку снова открыли.
  • В Ганновере ведущим деятелем стиля был К.Швиттерс. Его картины считаются наиболее ярким примером чистоты стиля.
  • В Нью-Йорке дадаизм был основан на философии и творчестве М.Дюшана. Особую роль сыграли его рэди-мэйды. Дюшан акже сотрудничал с К.Дрейер в создании Societe Anonyme – ассоциации для содействия росту современного искусства в Америке.
  • К 1921 году многие художники, философы, поэты и скульпторы дада – Ж.Арп, М.Дюшан, М.Эрнст, М.Рэй, Т.Тцара – переехали в Париж. Французская версия дадаизма характеризуется мультикультурностью, яркостью, театральностью, большей эстетизацией. Многие парижские дадаисты перешли в сюрреализм, принеся в него некоторые черты дада.

Читайте также: