Д мережковский особенности творчества кратко

Обновлено: 02.07.2024

Д. С. Мережковский первым теоретически обосновал появление символизма как нового литературного течения, выступив в 1892-ом году с лекцией “О причинах упадка и новых течениях в современной русской литературе”. Д. С. Мережковский – сложная фигура в литературе “серебряного века”. Его поэзия неотделима от религиозно-философских исканий, которыми он занимался всю жизнь, обретая Бога и новую религию. Влияние философа B. C. Соловьева, писателя Ф. М. Достоевского обусловило тематику поэзии Д. Мережковского: роковое одиночество и раздвоенность

Мы же лгать обречены:
Роковым узлом от века
В слабом сердце человека
Правда с ложью сплетены.

Третий сборник “Новые стихотворения” динамичнее по содержанию. Теперь поэт не только намечает отдельные темы, но испытывает постоянное ощущение тревоги одиноких пророков, уничтоженных мудрецов:

Мы бесконечно одиноки,
Богов покинут жрецы…

Четвертый сборник поэтических произведений Д. Мережковского “Собрание стихов” издан в 1909-ом году. В нем по-новому начинают звучать старые стихотворения, находясь в ином поэтическом окружении. Поэт-символист вновь обращается к Богу, так как только он может дать избавленье от уныния и безнадежности. Все стихотворные произведения сборника пронизаны: желанием веры:

Мы не смеем, не желаем,
И не верим, и не знаем,
И не любим ничего.
Боже, дай нам избавленья,…
Дай нам крылья, дай нам крылья,
Крылья духа Твоего!

Не приняв большевистского режима, Д. С. Мережковский в 1919-ом году вместе с женой З. Н. Гиппиус покинул Россию, проведя вторую половину жизни во Франции в эмиграции.

Нажмите, чтобы узнать подробности

был признан одним из теоретиков и учителей русских символистов.

Писать стихи Мережковский начал в 13 лет. В "Автобиографии" он упоминает о

том, как его отец, столоначальник в придворной конторе, привез

пятнадцатилетнего гимназиста к Достоевскому, который нашел ученические стихи

Мережковского плохими и слабыми: "Чтоб хорошо писать,- страдать надо,

страдать!" Тогда же Мережковский познакомился с Надсоном и через него вошел в

литературную среду, встречался с Плещеевым, Гончаровым, Майковым, Полонским.

О Н. Михайловском и Г. Успенском он всегда говорил как о своих учителях.

Благодаря Якубовичу в 16 лет опубликовал первое стихотворение, после чего

стал печататься в "Отечественных записках". В 1888 г. женился на начинавшей

тогда поэтессе 3. Гиппиус. К тому времени относится пережитый Мережковским

религиозный переворот, давший новое направление его творчеству и литературно-

Брюсов связывал с именем Мережковского возникшее в русском общества начала

1900-х годов движение, суть которого "состояла в призыве к религиозному

возрождению и в проповеди неохристианства", способного объединить

евангельский идеал с полножизненным "языческим" началом, утвердив

"равносвятость" духа и плоти. Теоретические концепции Мережковский развивал в

книге статей "Вечные спутники" (1897), двухтомном сочинении "Лев Толстой и

Достоевский" (1901-1902), а также в исторических романах и пьесах (трилогия

"Христос и Антихрист", "Александр I", "Павел I" и др.). Вместе с 3. Гиппиус

Мережковский был инициатором и активным участником Религиозно-философских

собраний в Петербурге (1901-1903 и 1907-1917), журнала "Новый путь" (1903-

1904). По его признанию, решающее значение для него имели события 1905 г.,

когда он безуспешно пытался заручиться поддержкой официальной церкви в борьбе

против черносотенных погромов, а затем против измены царского правительства

его собственному манифесту 17 октября. "Я понял. - писал он,- связь

православия со старым порядком в России, понял также, что к новому пониманию

христианства нельзя иначе подойти, как отрицая оба начала вместе"

("Автобиография"). 1905-1907 годы провел в Париже, позднее выступал по

преимуществу как прозаик, публицист и критик. Октябрьской революции не

принял, с 1920 г. в эмиграции. Отойдя от художественной прозы, писал

Мережковский-поэт целиком принадлежит к поколению "старших символистов",

начинавших с декларативных подражаний Надсону и активно использовавших клише

народнической поэзии, а затем переживших определенный творческий кризис,

закончившийся обновлением поэтических мотивов и средств. Сознание

безысходного одиночества человека в мире, роковой раздвоенности и бессилия

личности, проповедь красоты, "спасающей мир",- развивая эти общие для

"старших символистов" мотивы, Мережковский не сумел преодолеть в стихах

рассудочности и декларативности. Издав в 1896 г. "Новые стихотворения. 1891-

1895", выступал как поэт все реже. В 1911 г. для последнего своего "Собрания

стихов. 1883-1910" (СПб.) он отобрал те, которым сам "придавал значение",- 49

лирических пьес и 14 "легенд и поэм".

Первое стихотворение в сборнике "Отклик" (1881). В 1884 - 1888 гг. студент

историко-филологического факультета Петербургского университета. Первая книга

"Стихотворения" в 1888 г. Этапный сборник стихов "Символы" (1892).

Европейскую известность принесла прозаическая трилогия "Христос и Антихрист"

("Смерть Богов. Юлиан Отступник", 1896; "Воскресшие Боги. Леонардо да Винчи",

1901; "Антихрист. Петр и Алексей", 1905).

Отличительные черты творчества

Менее всего Мережковский интересен как поэт. Стих его изящен, но образности и

одушевления в нем мало, и, в общем, его поэзия не согревает читателя. Он

часто впадает в ходульность и напыщенность. По содержанию своей поэзии

Мережковский сначала всего теснее примыкал к Надсону . Не будучи

"гражданским" поэтом в тесном смысле слова, он охотно разрабатывал такие

мотивы, как верховное значение любви к ближнему ("Сакья-Муни"), прославлял

готовность страдать за убеждения ("Аввакум") и т. п. На одно из произведений

первого периода деятельности Мережковского - поэму "Вера" - выпал самый

крупный успех его как поэта; живые картины духовной жизни молодежи начала

1880-х годов заканчивается призывом к работе на благо общества.

Мотивы символизма и ницшеанства в творчестве

В своем неприятии коммунизма и большевизма Мережковские были удивительно последовательны. У З.Гиппиус есть строки, чрезвычайно точно передающие их ощущение случившегося:

Блевотина войны - октябрьское веселье!

От этого зловонного вина

Как было омерзительно твое похмелье

О бедная, о грешная страна!

Какому дьяволу, какому псу в угоду,

Каким кошмарным обуянный сном,

Народ, безумствуя, убил свою свободу,

И даже не убил - засек кнутом?

Смеются дьяволы и псы над рабьей свалкой,

Смеются пушки, разевая рты.

И скоро в старый хлев ты будешь загнан палкой,

Народ, не уважающий святынь!

До самой смерти. Кто бы мог подумать?

(Санки у подъезда. Вечер. Снег.)

Никто не знал. Но надо было думать,

Что это - совсем? Навсегда? Навек?

критике большевизма, заканчивалась же речь пламенными строками Гиппиус о России (совершенно несовместимыми с гитлеровскими планами славянского геноцида):

Она не погибнет - знайте!

Она не погибнет, Россия,

Они всколосятся - верьте!

Поля ее золотые!

И мы не погибнем - верьте.

Но что нам наше спасенье?

Россия спасется - знайте!

И близко ее воскресенье! [39] .

Сладок мне венец забвенья темный,
Посреди ликующих глупцов
Я иду отверженный, бездомный
И бедней последних бедняков.

Но душа не хочет примиренья
И не знает, что такое страх;
К людям в ней - великое презренье,
И любовь, любовь в моих очах:

Я люблю безумную свободу!
Выше храмов, тюрем и дворцов
Мчится дух мой к дальнему восходу,
В царство ветра, солнца и орлов!

А внизу, меж тем, как призрак темный,
Посреди ликующих глупцов,
Я иду отверженный, бездомный
И бедней последних бедняков.

Устремляя наши очи
На бледнеющий восток,
Дети скорби, дети ночи,
Ждем, придет ли наш пророк.
Мы неведомое чуем,
И, с надеждою в сердцах,
Умирая, мы тоскуем
О несозданных мирах.
Дерзновенны наши речи,
Но на смерть осуждены
Слишком ранние предтечи
Слишком медленной весны.
Погребенных воскресенье
И среди глубокой тьмы
Петуха ночное пенье,
Холод утра - это мы.
Мы - над бездною ступени,
Дети мрака, солнце ждем:
Свет увидим - и, как тени,
Мы в лучах его умрем.

…Сердцу ближе друзей –

И небо кажется таким пустым и бледным,
Таким пустым и бледным…
Никто не сжалится над сердцем бедным,
Над моим сердцем бедным.
Увы, в печали безумной я умираю,
Я умираю…
З. Гиппиус.

У Д. Мережковского же читаем:

Человек и мир прокляты, оставлены Богом, одиноки, жизнь бессмысленна:

Всё обман; и вещи, по сути, заключающие высокий смысл, придающие ценность и осознанность человеческой жизни – любовь, смерть, вера, – неверно воспринятые и истолкованные, оборачиваются губительными, коварными миражами, которые остаются со своими создателями.

В стихотворении Д. Мережковского "Двойная бездна" говорится о зеркальности, а следовательно равнозначности жизни и смерти. Та и другая "родные бездны", они "подобны и равны", при этом не понятно, да и не имеет значения, где смотрящийся, а где отражение. Жизнь и смерть — это два зеркала, между которыми помещен человек, путающийся в многократно повторенных ликах зазеркалья:
И смерть и жизнь — родные бездны:
Они подобны и равны,
Друг другу чужды и любезны,
Одна в другой отражены.
Одна другую углубляет,
Как зеркало, а человек Их съединяет, разделяет
Своею волею навек.
И зло и благо — тайна гроба.
И тайна жизни — два пути —
Ведут к единой цели оба,
И все равно куда идти…
В смерти и переживании "смертности" есть нечто такое, что не только отражает жизнь, но и дополняет ее. Ее неизбежность приносит чувство основательности и стабильности, неизвестное по обыденной жизни, где все преходяще и неустойчиво. Она идентифицирует, выделяет из толпы, вылущивает из шершавой коры коммунальных сущностей нечто индивидуальное, особенное, "свое". Только на пороге Вечности можно сказать "я", а не "мы", понять, что такое "я", почувствовать все величие своей противопоставленности миру.
А также здесь:
У Дмитрия Мережковского проявляется двойственность в сознании. Он превращается в человека, соединяющего несоединимые вещи, что особенно ярко видно в стихотворении "Двойная бездна" , в котором говорится, что "и зло, и благо (. ) - два пути, - Ведут к единой цели оба, И всё равно, куда идти". Это и есть ничто иное, как духовная слепота, следствие безумного порыва к свободе.

Один из ярчайших представителей Серебряного века, литератор Дмитрий Сергеевич Мережковский, входит в число наиболее выдающихся русских авторов и общественных деятелей. Он увековечил свое имя не только в качестве одаренного сочинителя, но и как религиозный философ и историк. Разносторонность личности отразилась и на биографии Мережковского, и на его творчестве, благодаря чему он стал весьма неоднозначной фигурой как в отечественной, так и в мировой культуре.

Мережковский Дмитрий Сергеевич

Литератор с большой буквы

Прежде чем перейти к основным этапам биографии и творческой деятельности Дмитрия Сергеевича, стоит особо отметить его литературные достижения, благодаря которым он не просто прославился, но и навсегда вошел в историю. Выдающийся автор-модернист, эссеист и критик, Мережковский по праву считается основателем жанра историософского романа в русской литературе, а также входит в число:

  • лучших авторов Серебряного века;
  • пионеров религиозно-философского анализа литературных произведений;
  • основоположников русского символизма — нового направления для отечественного искусства.

Свою основную творческую деятельность, выражавшуюся в написании стихотворений и романов, Мережковский успешно совмещал с сочинительством совсем другого рода. Он занимался переводами, а также писал рецензии на литературные произведения.

Литератор Мережковский

Среди современников литератор был известен не только своими творениями, но и философскими идеями. Последние в сочетании с радикальными политическими взглядами, которых придерживался писатель, вызывали у людей прямо противоположную реакцию. Одни полностью поддерживали Дмитрия Сергеевича и одобряли его мнение, другие становились оппонентами автора и его сторонников. Но и первые, и даже вторые (несмотря на все разногласия с литератором) единодушно признавали в Мережковском талантливого автора, жанрового новатора и одного из самых оригинальных и одаренных писателей-мыслителей 20 века.

Высокую оценку творчества писателя его современниками подтверждает следующий факт его биографии: Мережковский — 10-кратный номинант на Нобелевскую премию по литературе. Впервые кандидатура Дмитрия Сергеевича на престижную награду была выдвинута в 1914 году академиком Нестором Котляревским. Но несмотря на такое количество номинирований, стать лауреатом главной премии литераторов всего мира Мережковскому не довелось.

Детские годы

Выдающийся русский прозаик и поэт Дмитрий Сергеевич Мережковский родился 14 августа (по новому стилю — 2 августа) 1865 года в дворцовом здании на Елагином острове. Литератор — коренной петербуржец.

В обычное время семья Мережковских жила в старом доме неподалеку от Прачечного моста, но на летний сезон перебиралась в одну из дворцовых построек, используя ее как дачу. В стенах дворца будущий литератор и появился на свет. Всего в семье было 9 детей — 6 мальчиков и 3 девочки. Дмитрий был самым младшим ребенком четы.

Выдающийся русский прозаик и поэт Дмитрий Сергеевич Мережковский

Род Мережковских был дворянским, но нетитулованным. Отец Дмитрия — Сергей Иванович Мережковский — всю жизнь служил чиновником и достиг немалых карьерных высот. К моменту появления на свет девятого ребенка он дослужился до чина действительного статского советника и работал при императорском дворе, но на этом не остановился. Наивысшим постом в карьере Сергея Ивановича стал тайный советник. Именно в этом чине отец семейства вышел в отставку в 1881 году в возрасте 59 лет.

Мать Дмитрия — Варвара Васильевна Чеснокова — занималась ведением хозяйства и воспитанием детей. Она была дочерью обер-полицмейстера, управлявшего канцелярией в Петербурге. Женщина удивительной красоты, она, несмотря на свой ангельский характер, ловко и умело командовала мужем, который при всей своей эгоистичности и черствости буквально боготворил супругу. Именно Варваре Васильевне принадлежит заслуга в том, что ее дети хотя бы отчасти получали родительское (а, вернее, материнское) тепло и ласку.

Многолетняя служба чиновником ожесточила Сергея Ивановича и превратила его изнутри в настоящий кремень. К детям он относится строго и при этом пренебрежительно.

Благодаря высокому положению отца, семья Мережковских была богатой (в частности — владела великолепным имением-дворцом в Крыму) и могла позволить себе жить с шиком, в роскоши. Однако несмотря на широкие возможности и материальное благосостояние семьи, дом Мережковских был обставлен по-простому, а на обеденном столе не было изысканных блюд или обилия яств.

Скромная жизнь в режиме повышенной бережливости была решением главы семейства. Таким образом Сергей Иванович надеялся уберечь детей от двух распространенных пороков — мотовства и любви к роскоши.

Сопровождая мужа в служебных разъездах, Варвара Васильевна препоручала заботу о детях экономке немецкого происхождения и пожилой няне. Последняя в качестве сказки на ночь рассказывала маленькому Дмитрию жития святых, что в результате стало главной причиной его экзальтированной религиозности на уровне фанатизма.

Пробы пера

Пробы пера Мережковского

Неизвестно, чем кончилась бы эта история, если бы в нее не вмешался отец Дмитрия. Благодаря своему высокому положению он уладил дело, а заодно узнал о первых проявлениях поэтического таланта у сына. Сергея Ивановича всерьез заинтересовал литературный дар младшего отпрыска и он начал сводить Дмитрия со знатоками сочинительского дела.

Летом 1879 года Мережковский выступил со своими стихами перед княгиней Елизаветой Воронцовой. Престарелая дама была очарована творениями юноши и, разглядев в нем не только талант, но и необыкновенную душевную чуткость, призвала продолжать сочинять.

Следующим знаменитым критиком стал Федор Достоевский, но его вердикт кардинально отличался от мнения Воронцовой. Встреча двух авторов — начинающего и прославленного — состоялась в 1880 году. Читая свои стихи перед Достоевским, юноша краснел, бледнел, запинался и заикался.

Дебют и слава

Тяжелый творческий путь

Постепенно творчество Мережковского меняет свое направление. Литератор все дальше отходит от поэзии и развивается как писатель-прозаик. Причиной этому стало открытие автором ранее неизведанной и крайне интересной для себя темы — это драматургия Древней Греции.

Творения Мережковского

Приблизительно такая же судьба была у мережковских эссе (кратких сочинений со свободной композицией) и статей. Героями этих коротких работ-размышлений становились такие видные литераторы, как:

  • Гончаров;
  • Достоевский;
  • Короленко;
  • Майков;
  • Пушкин;
  • Сервантес;
  • Плиний;
  • Ибсен и многие другие.

Каждая статья Мережковского была равнозначна полноценному серьезному произведению. Но вместо славы одного из самых проницательных и тонких критиков рубежа 19−20 веков, которая должна была принадлежать писателю по праву, Дмитрий Сергеевич стал настоящим изгнанником в мире искусства и как критик, и как литературовед.

Несмотря на успех в качестве автора и признание современниками его одаренности, Дмитрий Мережковский входит в число самых недооцененных писателей. Многие его творения не получили должной востребованности при жизни литератора.

Неприятие произведений Мережковского было обусловлено их жанровой новизной. Критика субъективного типа, которую практиковал автор, обрела популярность много позже, став разновидностью литературно-философского эссе.

Успешный изгнанник

  • Тургенев;
  • Толстой;
  • Гончаров;
  • Достоевский.

Так Мережковский подводил лекцию к заключительному выводу, что модернизм по своей сути продолжает тенденции классики русской литературы. Это выступление писателя стало сенсацией. Но излишне подчеркивать, что выдвинутые им теории были приняты в лучшем случае насмешливо или презрительно.

  • Рахманинов;
  • Чайковский;
  • Рубинштейн и т. д.

Личная жизнь и общественная деятельность

Мережковский и поэтесса Зинаида Гиппиус

Одна из главных особенностей как поэзии, так и прозы Мережковского заключается в бескрайнем чувстве одиночества, которым насквозь пропитаны строки литератора. Тем не менее одиноким в полном смысле этого слова Дмитрий не был. Всю свою жизнь (за исключением детских и юношеских лет) он был женат на одной женщине, ставшей для него по-настоящему единственной — возлюбленной, супругой, другом, опорой и поддержкой. Женой Мережковского была не менее одаренная, чем он сам, поэтесса Зинаида Гиппиус — демоническая красавица, которую нередко называли ведьмой.

Они познакомились в Боржоми весной 1888 года, когда новоиспеченный выпускник университета (в 1884—1888 годах Дмитрий учился в университете Санкт-Петербурга на историко-филологическом факультете) совершал путешествие по югу России. Дмитрию было 22 года, Зинаиде — 19 лет. С первой же встречи они оба сразу ощутили полное единение друг с другом — как духовное, так и интеллектуальное.

Через два месяца после знакомства Дмитрий сделал Зинаиде предложение. В начале 1889 года они обвенчались в Тифлисе. За полувековую совместную жизнь они не расстались ни на день.

Так супруги стали владельцами одного из крупнейших литературных салонов Петербурга, на вечерах которого свои первые творения представили поэты, ныне считающиеся классиками:

  • Мандельштам;
  • Есенин;
  • Блок и другие.

Каждую революцию (и 1905 года, и 1917-го) супруги встречали с большим воодушевлением, убежденные, что подобные бунты принесут людям только хорошее. Но в конечном итоге принять установившийся большевизм они так и не смогли. В 1919 году Дмитрий и Зинаида тайно покинули Родину, став одними из столпов русского эмигрантского движения.

Брак Мережковского и Гиппиус

За 52 года брака Мережковский и Гиппиус не провели друг без друга ни единого дня. С момента их венчания в Тифлисе они были вместе всегда и везде, какие бы испытания ни преподнесла им судьба. Разлучить преданных супругов смогла только смерть. Жизнь Мережковского закончилась 9 декабря 1941 года в столице Франции — Париже. Литератор скончался в возрасте 76 лет. Зинаида Гиппиус пережила супруга на 4 года.

Многие произведения Мережковского признаны сложными для понимания и тяжелыми для восприятия. Несмотря на это изучение биографии и творчества выдающегося писателя и поэта входит в школьную программу по литературе, которую проходят в средних и старших классах.

Дмитрий Мережковский (1865–1941) — российский прозаик, литературный критик, переводчик. Занимался общественной деятельностью, интересовался историей и философией. Был супругом знаменитой поэтессы Зинаиды Гиппиус. Вошёл в историю русской литературы как один из основателей символизма и историософского романа. Был 10 раз номинирован на Нобелевскую премию в области литературы.

Ранние годы

Дмитрий Мережковский родился 2 (14) августа 1865 года. С раннего детства он интересовался литературой и с 15 лет уже публиковался в различных журналах. После окончания обычной гимназии Мережковский успешно получил образование на историко-филологическом факультет Петербургского университета.

Первые сборники поэзии

Известность в Европе

Художественно-философская проза

Личная жизнь

Дмитрий Мережковский был женат один раз, детей у пары не было. В 1889 году он женился на Зинаиде Гиппиус, и эта пара прожила вместе 52 года, являясь самым известным супружеским тандемом Серебряного века. Узаконили отношения они быстро и никогда не отмечали день свадьбы.

Мережковский и Гиппиус были очень схожи по увлечениям, и духовная связь для них была превыше всего. Однако достоверно известно, что в плотские отношения супруги никогда не вступали, имея связи на стороне. И если Мережковский относился к увлечениям супруги снисходительно, то она ревновала писателя к его подругам.

Смерть

Дмитрий Мережковский умер 9 декабря 1941 года в Париже. Он скоропостижно скончался от кровоизлияния в мозг.

Читайте также: