Цветаева поэты с историей и поэты без истории кратко

Обновлено: 02.07.2024

Марина Цветаева вписала в историю русской поэзии свою, новаторскую, исполненную высокого драматизма, страницу. Ее наследие огромно: более 800 лирических стихотворений, 17 поэм, 8 пьес, около 50 прозаических вещей, свыше 1000 писем. Сегодня все это приходит к широкому кругу читателей. И одновременно перед читателем раскрывается трагический путь великой поэтессы.

Марина Ивановна Цветаева родилась 26 сентября 1892 года в Москве. Ее отец — Иван Владимирович Цветаев — был личностью во многом примечательной: ученый, профессор, педагог, директор Московского Румянцевского Публичного музея, создатель Музея изящных искусств на Волхонке, знаток языков и литературы. Отец связывал Марину Цветаеву с искусством мира, с историей, филологией, философией. Знание языков и любовь к ним Марины Цветаевой воспитано семьей.

Мать — Мария Александровна — урожденная Мейн, происходила из обрусевшей немецко-польской семьи. Она была блестящей пианисткой, знала иностранные языки, занималась живописью. От матери к Марине перешла музыкальность, причем не просто способность к блестящему исполнительству, а особый дар воспринимать мир через звук.

В 1902 году, когда Марине едва исполнилось 10 лет, Мария Александровна заболела чахоткой, и благополучие навсегда покинуло семью Цветаевых. Маме нужен был мягкий климат, и с осени 1902 года семья Цветаевых уехала за границу: в Италию, Швейцарию, Германию. Марина и ее сестра Ася жили и учились в заграничных частных пансионах.

В Германии осенью 1904 года мама Цветаевой сильно простудилась и они пребрались в Крым. Год, прожитый В Ялте, сильно повлиял на Марину, она увлеклась революционной героикой. Вскоре умерла Мария Александровна, которую летом 1908 года перевезли в Тарусу. Она скончалась 5 июля. Марине было тогда всего 14 лет.

В 16 лет одна уехала в Париж, чтобы в Сорбонне прослушать курс старофранцузской литературы, тогда же начала печататься. А вообще стихи начала писать рано: с 6-ти лет, и не только на русском, но и по-немецки и по-французски.

С весны 1917 года для Цветаевой наступил трудный период. К Февральской революции она отнеслась безучастно. Происходившие события не затронули души, как человек она в них отсутствует. В апреле 1917 года Марина Цветаева родила вторую дочь Ирину. В самый разгар Октябрьских событий Марина Ивановна в Москве, а затем с мужем уезжает в Коктебель к Волошину. Когда же через некоторое время она вернулась в Москву за детьми, обратного пути в Крым уже не было. Так, с поздней осени 1917 года началась для Марины Цветаевой расставание с мужем.

Семья, наконец, воссоединилась. Все вместе они поселись в подмосковном Волшево, Но это последнее счастье было недолгим: 27 августа арестовали дочь Ариадну, потом ее несправедливо осудили и почти 18 лет она провела в лагерях и ссылке. (Только в

1956 году она была реабилитирована за отсутствием состава преступления.) В октябре 1939 года был арестован Сергей Яковлевич, а осенью 1941 года его расстреляли.
С этого момента у Марины Ивановны началась тяжёлая жизнь: болел сын, она ничего не знала о своих близких, стояла в тюремных очередях, занимается переводами с французского, немецкого, английского, болгарского, польского и других языков.

В апреле 1941 года Цветаеву принимают в профком литераторов при Гослитивдате, Война застает ее за переводами испанского поэта Гарсиа Лорки, погибшего от рук фашистов в Гренаде.

8 августа 1941 года Марина Ивановна уезжает в эвакуацию, в Чистополь, а потом в Елабугу. Там она не может найти работу, никакую. даже чернорабочей её не берут. Ненужность, страх за сына вынуждает её совершить самоубийство. Она уходит из жизни в последний солнечный день лета 31 августа 1941 года, Уходит в конечном счете потому что не может больше подчиняться силам, которые перекрыли ей все способы существования.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В связи с неодолимым желанием встре­титься с мужем и невозможностью его приезда
в послереволюционную Россию.

По другим причинам.

Любовь к природе.

Приверженность идеалам Белой армии.

Любовь к мужу Сергею Эфрону.

Высшим предназначением поэта Марина Цветаева считала:

Воспевание женской доли и женского сча­стья.

Отстаивание высшей правды — права по­эта на неподкупность его лиры, поэтическую честность.

Стремление поэта быть носителем идей
времени, его политическим трибуном.

М. Цветаева считала себя:

Для М. Цветаевой было характерно:

Ощущение единства мыслей и творчества.

Отчужденность от реальности и погружен­ность в себя.

Романтическая отвлеченность от реально­сти.

Отражение в поэзии мыслей, связанных
с движением времени и изменением мира.

Лирический герой М. Цветаевой тождествен личности поэта:

В своей поэзии М. Цветаева часто бросает вы­зов миру. Подчеркните строку, доказывающую это утверждение:

«По улицам оставленной Москвы

Поеду — я, и побредете вы.

И не один дорогою отстанет,

И первый ком о крышку гроба грянет, —

И наконец-то будет разрешен

Трагедия потери Родины порой выливается в эмигрантской поэзии Марины Цветаевой:

В противопоставлении себя — русской все­му нерусскому.

В противопоставлении себя Советской Рос­сии.

Кровавый след двойной лия,

Вдоль обмирающего Гебра —

Кому из поэтов серебряного века посвящает цикл стихотворений М. Цветаева:

Кому из поэтов посвящены эти строки:

«В певучем граде моем купола горят,

И Спаса светлого славит слепец бродячий,

И я дарю тебе свой колокольный град,

Определите, к какому мотиву творчества можно отнести приведенные отрывки:

Фет писал стихи больше пятидесяти лет. В эти десятилетия он был студентом, военным, помещиком – менялся, как всякий человек. Но изменения касались лишь биографии Шеншина. Творчество Фета, за исключением самых ранних стихов, строилось по иным законам.

"В течение более чем полувековой литературной деятельности Фет сохранил все тот же неизменный, своеобразный отпечаток, который сразу выделяет его из плеяды современных ему поэтов. Несмотря на все перемены во внешней обстановке, его внутренний мир остается все тем же", – заметил современник (Д. Н. Цертелев. "А. А. Фет как человек и как художник", 1899).

М. И. Цветаева написала замечательную статью "Поэты с историей и поэты без истории" (1933), главными героями которой стали Маяковский и Пастернак. В ней она разделила поэтов на две большие группы, два основных типа. "Поэтов с историей" Цветаева сравнила со стрелой, пущенной в бесконечность, "поэтов без истории" – с кругом или рекой, вода в которой – одна и та же. Первые пришли в мир познавать, вторые – сказать то, что уже знают изначально. Для первых характерно движение, развитие, вторые – "поэты без развития".

Фет – классический образец поэта без истории. Его художественная система – это поэтический мир без лирического героя, в котором эволюция не составляет особой темы и подробностям биографии закрыт прямой путь в стихи.

С этим свойством связана особая композиция его книг. Фет редко датировал отдельные стихи и жаловался, что находится в "природной вражде с хронологией". Уже в первых публикациях и ранних сборниках стихи располагались не по времени написания, а по разделам. Фет вспоминал, что эту идею ему подсказал и первоначально ее осуществлял А. Григорьев.

Но и последующие книги, включая итоговый план изданного лишь после смерти собрания стихотворений Фета, тоже сохраняли эту структуру из 15 тематических ("Весна", "Лето", "Осень", "Снега", "Гадания", "Вечера и ночи", "Море") и жанровых ("Элегии и думы", "Мелодии", "Баллады", "Антологические стихотворения", "Послания, посвящения и стихотворения на случай") разделов.

При таком построении, когда рядом мирно уживались тексты, разделенные по времени написания годами или даже десятилетиями, история лирического героя заменялась движением календаря и совокупностью произведений одного жанра. Композиция книги становилась "машиной по уничтожению времени". "Времеборцем" точно назвал Фета критик Н. Недоброво (1910 г.).

Конкретные биографические и психологические детали, попадая в художественный мир Фета, подчиняются этой логике борьбы со временем. Поэтому, даже расположив и прочитав стихи в хронологическом порядке, мы не увидим резких изменений лирического "я" поэта (у поэта с историей такое вряд ли возможно).

В конце жизни Фет пишет стихотворение "На качелях" (26 марта 1890 г.).

И опять в полусвете ночном

Средь веревок, натянутых туго,

На доске этой шаткой вдвоем

Мы стоим и бросаем друг друга.

Правда, это игра, и притом

Может выйти игра роковая,

Но и жизнью играть нам вдвоем -

Это счастье, моя дорогая!

Один из критиков, зная о возрасте и семейном положении Фета, издевательски написал: "Представьте себе семидесятилетнего старца и его "дорогую", "бросающих друг друга" на шаткой доске… Как не обеспокоиться за то, что их игра может действительно оказаться роковой и окончиться неблагополучно для разыгравшихся старичков!"

Фет обидчиво пожаловался старому другу Я. П. Полонскому: "Сорок лет тому назад я качался на качелях с девушкой, стоя на доске, и платье ее трещало от ветра, а через сорок лет она попала в стихотворение, и шуты гороховые упрекают меня, зачем я с Марией Петровной качаюсь" (30 декабря 1890 г.).

Биографический комментарий, как мы видим, может даже помешать пониманию стихотворений поэта без истории. "Сорок лет тому назад" и "сегодня" представляют для него одно состояние, одно мгновение. Он пишет не о себе сегодняшнем, а воссоздает идеальную ситуацию отчаянной, роковой, любви-игры.

Идеал – одно из самых важных для Фета понятий. В программной статье "О стихотворениях Тютчева" (1859) Фет замечает: "Пусть предметом песни будут личные впечатления: ненависть, грусть, любовь и пр., но чем дальше поэт отодвинет их от себя как объект, чем с большей зоркостью провидит он оттенки собственного чувства, тем чище выступит его идеал". Как видим, он выступает за обобщение "личных впечатлений", придание им идеального характера.

Красота – второй ключ к пониманию фетовского художественного мира. Мир Фета – это мир со строго охраняемыми границами. А красота оказывается его воздухом, "идеальным солнцем" (Полонский) этого мира.

Фет не устает напоминать, что именно воспроизведение мира как красоты является главной задачей поэта. В статье "О стихотворениях Тютчева" сказано: "Художнику дорога только одна сторона предметов: их красота , точно так же, как математику дороги их очертания и численность. Красота разлита по всему мирозданию и, как все дары природы, влияет даже на тех, которые ее не сознают, как воздух питает и того, кто, быть может, и не подозревает его существования". В конце жизни, в воспоминаниях, Фет повторяет столь же уверенно и твердо: "Я никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем-либо помимо красоты".

Все, что попадет в поэтический мир Фета, приобретает отблеск красоты. Гармония, радость бытия – не мгновения, а устойчивое состояние фетовского мира. Даже трагедия, смерть, приобщаясь к музыке сфер , обычно приобретают у Фета успокоительно-примиряющий характер.

В стихотворении "Был чудный майский день в Москве…" (1857) изображены похороны ребенка: маленький розовый гробик проносят по улице под звуки хора. Но красота природы, состояние влюбленности лирического субъекта, вечная музыка претворяют страдание в тихую, грустную печаль, преодолевают его:

Весенний блеск, весенний шум,

Молитвы стройной звуки -

Все тихим веяло крылом

Над грустию разлуки.

За гробом шла, шатаясь, мать.

Надгробное рыданье! -

Но мне казалось, что легко

И самое страданье.

УСАДЬБА КАК ИДИЛЛИЧЕСКИЙ МИР: МГНОВЕНИЕ И ВЕЧНОСТЬ

Перечень основных мотивов фетовского мира, его исходный инвентарь, используя многочисленные цитаты из фетовских стихов, великолепно представил философ и поэт Вл. Соловьев в юбилейном приветствии поэту: "Дорогой и глубокоуважаемый Афанасий Афанасьевич! Приветствуют Вас звезд золотые ресницы и месяц, плывущий по лазурной пустыне, и плачущие степные травы, и розы, весенние и осенние; приветствует Вас густолистый развесистый лес, и блеском вечерним овеянные горы, и милое окно под снежным каштаном. Приветствуют Вас голубые и черные ангелы, глядящие из-под шелковых ресниц, и грот Сивиллы с своею черною дверью. Приветствует Вас лев Св. Марка и жар-птица, сидящая на суку, извилистом и чудном. Приветствуют Вас все крылатые звуки и лучезарные образы между небом и землей. Кланяется Вам также и меньшая братия: слепой жук, и вечерние мошки, кричащий коростель, и молчаливая жаба, вышедшая на дорогу. А, наконец, приветствую Вас и я, в виде того серого камня, который Вы помянули добрым словом. Плачет серый камень, в пруд роняя слезы" (27 января 1889 г.).

Перечисленные Соловьевым детали (за исключением мифологического грота Сивиллы и итальянского льва Святого Марка), объединены общей точкой зрения. Это природа, увиденная вблизи, крупным планом, в подробностях, но в то же время – со стороны, вне практической целесообразности, сквозь призму красоты.

Обычный хронотоп Фета – дом + сад: усадьба .

Это – мир, увиденный из усадебного окна, и усадьба, изображенная как центр мироздания.

Усадьба для Фета – не просто предмет изображения, а точка зрения, взгляд на мир. Даже "просто" стихи о природе, где нет специальных деталей усадебного быта ("Это утро, радость эта…"), демонстрируют ту же самую точку зрения: такую картину нельзя увидеть из многоэтажного петербургского дома или крестьянской избы.

"Художественный мир усадьбы имеет свое пространство и время, свою систему ценностей, свой "этикет" и нормы поведения. Усадьба образует замкнутую модель мира, отношения которого с окружающим не просты, а часто и конфликтны… В усадьбе словно синтезировалась вся история, вся география, вся природа, вся культура… В усадьбе был, пользуясь словами современника, "Эдема сколок сокращенный". Она являла собой некое обетованное место счастья, покоя и тишины", – замечает исследователь русской усадебной культуры (В. С. Турчин. "Годы расцвета подмосковной усадьбы", 1979).

Такой образ усадьбы встречается у Державина и Пушкина, Толстого и Тургенева, позднее у Блока и Бунина. Однако у большинства этих поэтов и писателей картина усадебной жизни входила в более широкие контексты.

Фет же был длиннобородым Адамом ("И я, как первый житель рая…" – обмолвился он в одном из своих лучших стихотворений), который неутомимо называл, давал имена, различал все новые оттенки – создавал практически самую подробную картину русского усадебного мира. Основные разделы фетовских книг ("Весна", "Лето", "Снега", "Осень", "Вечера и ночи", "Море") были знаками вечного возвращения, круговорота природы, а конкретные стихотворения – признаками столь же вечного обновления. "Еще майская ночь", "Еще весны душистой нега…", "Опять осенний блеск денницы…", " Опять весна! Опять дрожат листы…" – характерные начала фетовских стихотворений.

Марина Цветаева – яркая звезда на небосклоне российской поэзии Серебряного века. В ее творчестве на первое место выходят новые мотивы: состояние человеческой души, ощущение одиночества, печали.
Творчество поэтессы – это открытая книга ее сердца. Ведь вся Поэзия Марины это пережитое и прочувствованное, вылившееся в поэтическом слове. Именно поэтому стихи Цветаевой не оставляют равнодушными.

Ведь они не текут спокойной рекой лирического откровения, они рвутся из глубин души и взрываются вихрем эмоций. Творчество поэтессы носит

трагический характер. Литературный герой ее стихотворений – человек противоречий: она стремится к уединению и в то же время испытывает сильное влечение к общению, жизни в обществе.
Поэтесса любила жизнь, ей хотелось взять от нее максимум эмоций, переживаний и ощущений. Но понимание ее быстротечности и невозможности полного познания стало причиной появления в ее откровениях настроений безысходности.
Марина Цветаева боялась старости, ибо несет она беспомощность, немощь и тоску, поэтому считала, что лучше гибель в молодом возрасте:

“Ты дал мне детство – лучше сказки
И дай мне смерть –

Но это не мешает поэтессе впитывать красоту бытия и понимать необъятность мира. Трагическое сочетание любви к жизни и понимание ее мимолетности ведут в душе Цветаевой постоянную борьбу между стремлениями и унынием, философским восхищением окружающим и фатальной неспособностью что-то изменить в ней.
Среди мотивов Творчества Марины Цветаевой ярко выделяются ее размышления над ролью поэта и место поэзии в человеческой жизни. Она считает, что вдохновение способно вырвать художника из тенет действительности и вознести на высоту духовного просветления, на “небо поэта”.
Написание стихов для поэтессы – это не хобби или дань моде, это – острая необходимость. Возможно, поэтому так часто среди ее стихов встречаются оды… письменному столу. Она оценивает и переоценивает не только собственную писательскую судьбу, но и творчество других известных художников.

Этой теме посвящены стихотворения “Искусство при свете совести”, “Поэт и время”, “Поэты с историей и поэты без истории”.
Марина Цветаева закончила свой жизненный путь трагически. Она отчаялась и сломалась. Однако Поэзия Цветаевой – самобытная, действенная, жива и осталась в наших сердцах и по сей день.

В истории литературы поэтесса оставила свой след как неординарная личность, человек широкой души и неограниченных взглядов.

Читайте также: