Цивилизация нового света кратко

Обновлено: 05.07.2024

Культура Америки ассоциируется у большей части читателей либо с небоскребами Манхэттена и статуей Свободы, либо с Диснейлендом и китчем1, в лучшем случае — с плясками и пением независимых и гордых индейцев прерий, стреляющих без промаха и не знающих пощады. Но есть и другая Америка — страна провидцев и поэтов, художников и великих интеллектуалов, страна фантастических цивилизаций, в ряде вопросов превосходящих цивилизацию Европы.

Традиционно считается, что Америка не является областью прародины человечества — там нет и не было архантропов2, и заселялась она людьми современного вида через существовавший 28—30 тысяч лет назад сухопутный мост между Аляской и Чукоткой — так называемую Берингию. Именно с этого момента начинается отсчет истории американской культуры.

Современная академическая наука считает, что древние обитатели материка принадлежали к протомонголоидной или протоазиатской группе, генетически связанной с алтайскими, финно-угорскими, сино-тибетскими народами. Это утверждение базируется на лингвистических данных и антропологических признаках аборигенов — прямые жесткие волосы, слабый третичный волосяной покров и т. п.

Ко времени открытия и завоевания континента европейцами его территорию населяли многочисленные коренные народы. Их общая численность равнялась примерно 15—20 миллионам. В результате ошибки первых мореплавателей, принявших открытые ими земли за Индию, начиная с XVI в. эти народы стали называться индейцами. Как правило, сами аборигены зовут себя иначе — самоназвания племен в большинстве случаев образованы от местных топонимов1.

Уровень развития населения в различных частях материка был неодинаков. Среди безбрежного океана первобытных племен с их мировоззрением, творчеством и образом жизни находились островки уникальных культур классового общества Центральной Америки и западной части Южной Америки с их поистине потрясающими достижениями.

Культура племен

Северной Америки

Племена арктической зоны

Северную часть континента населяло большое количество племен и народов, находящихся на стадии первобытности. Первые стоянки собирателей и бродячих охотников, владевших огнем и каменными орудиями, обнаружены в Техасе, Неваде, Калифорнии (Лыоисвилл, Тьюл-Спрингс, о. Санта-Роса) и в районе Сандиа (25—15 тыс. до н. э.), а более поздние — в Кловисе (1500— 9 тыс. до н. э.) и в Фолсоме (9000—7000 тыс. до н. э.). Поселки земледельцев в Аризоне и Нью-Мексико датируются 7—6 тыс. до н. э.

К XVI в. уровень развития североамериканских народов был неодинаков:

они находились на различных стадиях развития первобытного общества. По местам обитания их можно подразделить на несколько групп. К первой относятся охотники и рыболовы арктической зоныалеуты и эскимосы2.

В этом районе выработался своеобразный хозяйственно-культурный тип, обусловленный сложными климатическими условиями: каждодневный быт был нацелен на главную задачу — выживание. Охота на морских животных, оленей, пушных зверей, птиц, рыболовство и собирание водорослей, ягод, кореньев и трав были их основным занятием. Жилища из жердей, покрытых шкурой или корой, — летом и землянки или иглу (дома изо льда с пологами из шкур внутри) — зимой защищали людей от холода и непогоды. Двухслойная одежда из меха (нижний слой мехом к телу, верхний — мехом наружу), торбаса (высокие меховые сапоги), плащи из рыбьей кожи, кишок или травы и шляпа из бересты — так был одет житель арктического севера.

Природа была сурова к нему, но в битве за жизнь человек не забывал о художественном творчестве. Оно находит выражение в песнях и танцах, резьбе по дереву, камню, рогу и в орнаментации одежды, в узорах татуировки и в изобретении оригинальных средств передвижений (саней, запряженных соба-ками или оленями, снегоступов, лодок различных модификаций — от одноместного каяка до уммаке на несколько человек). Стойбище было главной социальной единицей и представляло собой соседскую общину с большим количеством родовых пережитков.

Индейские племена Тихоокеанского побережья и севера Канады

У них были похожие занятия, основные орудия труда (лук, стрелы, гарпуны, силки, ловушки, остроги, капканы) и жилища (принцип землянок), но у алгонкинов были также конусообразные постройки с деревянным каркасом, обтянутые берестой или шкурами, — вигвамы.

Для зимней одежды индейцы сохраняли мех, для летней делали мягкую замшу. Основой служили рубаха (у мужчин ниже колен, у женщин — до щиколоток) и штаны, соединенные в одно целое с обувью — мокасинами. Голову закрывал капюшон, руки — перчатки (зимой — от холода, летом — от насекомых). У обитателей северо-западных районов к одеждам из мехов и кож добавлялась еще тканая — из шерсти горных коз. Особую гордость тлинкитов составляли тканые накидки, украшенные причудливыми узорами.

Древнеиндейская маска

Украшалась одежда бахромой, иглами дикобраза, оленьим волосом, вышивкой и красочным орнаментом из морских ракушек. Индейцы лесов ценили ожерелья из косточек редких рыб, серьги с розовыми и зелеными жемчужинами из раковин моллюска, нарезные браслеты, гибкие пояса, сплетенные из очищенных корней кедра, окрашенные и искусно разрисованные, а также головные уборы из хвоста рыжей лисицы и орлиных перьев.

Лицо и тело раскрашивались татуировкой. Богатые женщины носили украшения в отверстии нижней губы, что считалось необычайно изящным.

Тотемный столб

Однако прославился этот народ великолепной обработкой дерева. Из него делали разнообразную утварь (ложки, сосуды, ковши, блюда), а также предметы ритуала: щиты и шлемы-маски для воинов, жезлы шаманов, трещотки, тотемные маски и тотемные столбы. Это были священные вещи, их создание считалось опасным магическим действием. Шлем олицетворял личное достоинство человека, его внутреннюю силу и храбрость. Щит приносил обладателю счастье и удачу, кольца на нем считались местом входа в наш мир спешащих на помощь богов и духов. Трещотка помогала шаману в вызывании духов и вхождении в транс. Маска была действительным воплощением предка или сверхъестественной силы, и надевший ее перевоплощался в того, кого изображал.

Резные символические фигурки различных животных, с которыми племя чувствовало особую внутреннюю связь, покрывали тотемные столбы. Искусство резьбы и раскрашивания этих фигурок часто достигает высокого художественного уровня. Поразительных результатов добивались лишь при помощи точильного камня из песчаника и кусков кожи акулы для полировки.

Тлинкиты были умельцами в изготовлении украшений из меди. Используя способ холодной ковки, мастера делали серьги, кольца, браслеты и ожерелья. И жители северной Канады, и жители севера Тихоокеанского побережья находились на родовой ступени развития общества, но индейцы северо-запада знали рабство, хотя рабы и принадлежали всей общине.

Калифорнийские индейцы

К калифорнийским индейцам относятся шошоны, пенути, хока, юки и др. Эти племена жили в лесистых районах либо с влажным и мягким, либо с жарким и сухим климатом. Именно поэтому исключительное значение в их жизни имело собирание орехов, плодов, семян и кореньев диких растений. Охота и рыболовство дополняли это занятие. В поисках пищи семьи кочевали с места на место, не зная постоянных жилищ. Навесы из ветвей и травы защищали их от летнего солнца, а землянки — от зимнего ветра. Неотъемлемой частью каждой стоянки были бани и ритуальные парилки.

Не зная гончарства, калифорнийцы плели великолепные корзины, используя древнюю технику спирально-жгутового плетения. Очищенные от коры ивовые прутья или ветви красного дерева свивались в жгуты и сшивались костяными или деревянными иглами. Изделия украшались двухцветным орнаментом в сочетании коричнево-красного и белого цветов. Плетение было таким плотным, что не пропускало воду. В таких корзинах готовили пищу — раскаленные на огне камни опускались щипцами в заполненную водой посуду. Остывшие камни заменялись новыми. Именно поэтому калифорнийцев часто называют камневарами.

Они не умели ткать и носили легкую одежду: мужчины — набедренную повязку из кожи оленя, а женщины — короткие юбки из луба дерева. И только вожди имели право в особых случаях надевать плащи из перьев птиц.

Калифорнийские индейцы считаются наиболее примитивной группой коренного населения Северной Америки.

Население лесных областей востока Северной Америки

В лесных областях востока — южнее Великих озер, от Миссисипи до Атлантического океана — жили племена ирокезов, делаваров, могикан, мосгенов. Эти племена вели оседлый образ жизни. Помимо охоты, рыболовства и собирательства занимались мотыжным земледелием (огородничеством). Зарождение земледельческой культуры на континенте произошло еще в 6500—1500 гг. до н. э. Выращивали бобовые, кабачки, маис (кукурузу), подсолнечник, тыквы, арбузы. В пищу шло мясо диких животных, исключая хищников, и различные растительные лесные дары. К любимым лакомствам относились патока и сахар из кленового сока, из него же готовили опьяняющие напитки. Использовались даже такие продукты, как ореховое и медвежье масло.

Славу жителям восточных областей принесли их ремесленники: мастера по созданию украшений из перьев, скорняки, плетельщики, гончары, ткачи. Ткань создавали из крапивы, древесной коры и даже из индюшачьих перьев. Но самым удивительным было их умение работать с берестой. Из бересты изготавливали не только корзины, емкости для жидкости, шкатулки, но даже каноэ и своеобразную бумагу.

Высока была роль женщины в обществе, потому что великим делом считалось быть матерью.

Как смогут жить и процветать люди, как сможет крепнуть народ без женщины-матери, способной подарить племени сыновей и дочерей? Оскорбить женщину — значит оскорбить Природу и навлечь на народ несчастья, голод, мор, нищету. Поэтому именно женщине принадлежит главная исполнительная власть. Правительница и совет матерей выбирали военного старейшину рода. Все вместе они составляли совет племени.

Индейцы прерий

Перечень племен Северной Америки был бы неполон без упоминания индейцев Великих Равнин (прерий) — аппачей, навахо, команчей и других, которые вошли в сознание европейцев в

виде злодеев в боевой раскраске с томагавками1 и человеческими скальпами2 в руках.

Действительно, обычай смешивать жир с краской и наносить эту смесь на кожу был чрезвычайно распространен среди индейцев вообще и жителей прерий в том числе. Раскраска не просто украшала человека, а защищала его от внешнего вредоносного влияния и должна была приносить удачу. Помимо этого она содержала информацию о родовой и племенной принадлежности, общественном положении, о личных качествах и пр. Воинская окраска служила для отпугивания врагов и злых духов в бою. Из всех цветов красная краска считалась предпочтительной, за что индейцы и были прозваны краснокожими.

Реальностью жизни племени на тропе войны было снятие скальпов, но это были скальпы врагов, нарушивших нормы жизни и справедливости. Снимая с головы кожу вместе с волосом — средоточием энергии, магическую силу противника подчиняли и использовали после его смерти. Считалось, что скальпы способствовали плодородию, приносили здоровье, мощь и духовную силу. Чем могущественнее была жертва, тем больше магической силы давал ее скальп.

Охота за людьми была характерна лишь для военного времени. В обыденной жизни индейцы прерий — охотники на бизонов. Они не занимались ни земледелием, ни ремеслом, часто кочевали вслед за стадами животных, перевозя имущество на собаках. Охотились пешими, с луком и стрелами, часто используя протяжный, пронзительный вопль, сбивающий бизонов с ног (этому крику специально обучались у девушек). Такая охота была сложна и опасна, но риск стоил того — бизоны давали пищу, топливо (жир), а также кожи для одежды, лодок и переносных домов в виде конических палаток (типи). Такие дома ставились по кругу, в центре которого находилась палатка племенного совета еще материнского рода.

Несмотря на кочевой охотничий быт, в прериях велись даже летописи. В виде рисунков, начертанных на тщательно выделанных шкурах бизонов, отмечались главные события года. Развивалось изобразительное искусство: вышивание по коже или ее разрисовка. Часто использовались символы:

бабочка — вечная жизнь,

глаз знахаря — наблюдение, мудрость,

перья орла — вождь,

рог буйвола — успех и т. д.

Образцом религиозной скульптуры могут считаться курительные трубки. Они имели различные формы и размеры, были богато орнаментированы и носили ритуальный характер. Существует легенда о том, что первая трубка была дана людям духом грома для того, чтобы они могли использовать ее при вызывании священных сил и установлении гармонии между ними и человеком. Поэтому трубка была не только символом духов, но и символом защиты. Своей энергией и силой она охраняла людей. Отсюда ее название — Трубка Мира. Тот, кто ею владел, был другом всех индейцев и мог свободно путешествовать от племени к племени.

Племена пуэбло

Последнюю группу составляют жители северной части юго-запада США (зуни, хохокамы, хопи и пр.), Их называют пуэбло, что в переводе с испанского означает поселение, народ. Этим словом называли не только постройки и ту область, для которой они были характерны, но и людей, населявших их.

Типичные пуэбло — это внутрискальные, многосемейные жилища, вмещающие до тысячи человек. Они имели вид замкнутого двора с отвесной внешней стороной и внутренней стеной в форме амфитеатра, ступени которого представляли собой ряды жилых построек. На склонах каньонов и в скалах создавались колоссальные сооружения в четыре-пять этажей. Правда, были и небольшие поселения.

Все пуэбло, независимо от размеров, представляли собой общины с принадлежащими им землями и охотничьими угодьями. Люди этих племен прослыли великолепными агрономами и инженерами. Используя ирригационные системы, длина которых достигала 300 миль, они получали высокие урожаи, несмотря на крайне скудные почвы. Под руками этих индейцев пустыня расцветала, повсюду зеленели посевы маиса, фасоли, хлопка и тыквы. Были приручены собаки и индейки, высоко ценившиеся из-за перьев, используемых для украшений и обрядовых целей.

Жители юго-запада были не только хорошими земледельцами и строителями, но и отменными ремесленниками. Их гончарные изделия имели кремовый, оранжевый, желтый цвета, изящную форму и рисунок, богато украшались разноцветными глинами, антропо- и зооморфными фигурами с миндалевидными глазами или просто черным геометрическим орнаментом. Эта керамика очень напоминает произведения гончаров Древнего Востока и Европы. Изготовление глиняной посуды такого качества требовало высокого мастерства и отнимало достаточно много времени — ведь ее делали без гончарного круга. Однако все затраты были оправданы, поскольку изделия из глины для индейцев пуэбло — не просто предметы обихода. Совершенством и пластикой форм, способностью вмещать в себя любое содержимое они воплощали образ Космоса. Искусство гончара отождествлялось с искусством Бога — Творца Мира и было поэтому значимым и почетным.

Среди пуэбло популярностью пользовалось и ремесло ткачей. Они делали цветные покрывала и накидки, пояса, фартуки и юбки, которые до сих пор славятся по всему миру.

В мире индейцев юго-запада преобладал материнский род, во главе которого стояла мать, и личная собственность наследовалась только по женской линии. Но несмотря на это, главой семьи считался мужчина. Он же выполнял жреческие функции и руководил кланом.

Мировоззрение

Буржуазная цивилизация. Буржуазные отношения, установившиеся в Западной Европе в XV—XIX вв., быстро модернизировали общество, коренным образом обновляя все стороны его жизни.

Наиболее ощутимым результатом модернизации уже в период раннего Нового времени было осознание людьми их принадлежности не к узким сословно-корпоративным общностям, а к нациям, классам, человечеству.

Буржуазные отношения, открыв простор для предпринимательской деятельности, создали условия для формирования нового человека, активной творческой личности, утверждающей себя и в практической повседневной жизни, и в духовных поисках, обращенных как в прошлое, так и в будущее.

Индивидуализм во всех его проявлениях стал смыслом и символом Нового времени. Индивидуализм объявил свободу личности высшей категорией нравственных и правовых норм, эстетических и религиозных ценностей. Свобода личности стала пониматься как выбор человеком жизненного пути (независимо от происхождения и положения в обществе) и как наслаждение полнотой жизни.

Но безудержный индивидуализм начала Нового времени позже был скорректирован эпохой Просвещения, ограничившей волевое поведение человека рамками разумности и уважительного отношения к обществу. Суверенитет личности может быть реализован только в суверенном обществе, которое становится тем более совершенным, чем более совершенен закон, принятый всеми для исполнения.

Общественный договор как идеальная модель социального устройства стал началом осознания принципов демократизма, утверждавших гражданское общество и правовое государство.

Гуманизация коснулась и понимания социально-экономических отношений, возможность управления которыми в условиях научного и технического прогресса вселила надежду на достижение социальной справедливости и материального изобилия.

Океаническая цивилизация. В противоположность локальным цивилизациям прошлых эпох цивилизация Нового времени вышла за пределы Западной Европы и стала со временем мировой. Европейские народы, консолидированные в единое историческое пространство, колонизовали Новый Свет, Азию, Африку, соединив эти континенты торговыми путями и культурными связями.

В начале Нового времени было положено начало формирования единой мирохозяйственной системы. Глобальный характер океанической цивилизации дал людям Нового времени ощущение причастности ко всему миру, сознание того, что Земля — общий дом человечества.

Индустриальная цивилизация. Все цивилизации прошлых эпох были аграрными, люди зависели от природно-климатической среды обитания, на преобразование которой они затрачивали в основном физические усилия.

Машинное производство индустриального общества не только освободило людей от тотальной зависимости от природы, дало массу качественно новых продуктов, позволило тратить преимущественно нервные и умственные усилия (более свойственные жизнедеятельности человека), но и высвободило силы и время общества для творческого труда и активного отдыха.

ОЛЬМЕКИ

Наиболее ранние даты активного освоения Месоамерики, характеризующиеся появлением признаков доместикации маиса, восходят к V тысячелетию до н. э., а в IX тысячелетии в долине Теуакана уже отмечено маисовое земледелие. Середина II тысячелетия до н. э. становится точкой отсчета перехода от кочевого и полукочевого образа жизни охотников и собирателей к оседлости в долине Теуакана.
Признаки государства в Месоамерике возникают только с появлением во II тысячелетии до н. э. цивилизации ольмеков, просуществовавшей до начала н. э. Эта цивилизация сформировалась на побережье Мексиканского залива (территории современных мексиканских штатов Табаско и южной части Веракруса). Земли здесь со множеством рек и лагун в основном болотистые. Отсюда начинается путь внутрь континента по рекам Грихальва и Усумасинта. Со стороны побережья, на некотором удалении от основных городских центров, находятся небольшие горные массивы, на юге горные цепи начинаются ближе к границе со штатом Чьапас. Жаркий влажный климат и рекордное количество осадков создают прекрасные условия для получения до трех урожаев в год маиса и бобовых.
Древние ольмеки создавали протогородские центры, имевшие сакральное значение и воплощавшие религиозно-социальное устройство ми-

Географическое положение и природные условия. Народы майя населяли территории: на западе —от мексиканского штата Табаско, на востоке —до западных окраин Гондураса и Сальвадора. Этот ареал делится на три четко различимые по климатическим и культурно-историческим особенностям области. Северная — полуостров Юкатан, сформированный известняковой платформой,—отличается засушливым климатом, бедной почвой и отсутствием рек. Единственные источники пресной воды —карстовые колодцы (сеноты). Центральная область охватывает мексиканские штаты Табаско, часть Чьяпаса, Кампече, Кинтана-Роо, а также Белиз и гватемальский департамент Петен. Эту область составляют низменности, изобилующие естественными водоемами и пересекаемые крупными реками Усумасинта, Мотагуа и др. Территория покрыта влажными тропическими лесами с разнообразной фауной, богатым выбором съедобных плодов и растений. Здесь, как и на севере, практически нет полезных ископаемых. К Южной области относятся горные цепи высотой до 4000 м штата Чьяпас и гватемальского нагорья. Территория покрыта хвойными лесами и отличается умеренным климатом. Здесь встречаются различные минералы —жадеит, нефрит, обсидиан, пирит, киноварь, ценившиеся майя и служившие предметами торговли. Климат всех областей характеризуется сменой сухого и дождливого сезона, требующей точности определения времени посева, что невозможно без развития астрономических знаний и календаря. Фауна представлена копытными (пекари, тапиры, олени), хищниками семейства кошачьих, разновидностями енотов, зайцев и рептилиями.
Население. Проблема заселения региона майя пока далека от окончательного решения. Некоторые данные позволяют предполагать, что прото-майя пришли с севера, продвигаясь вдоль побережья Мексиканского залива, вытесняя местное население или смешиваясь с ним. Между 2000—1500 гт. до н. э. стали расселяться по всей зоне, распадаясь на различные языковые группы.
В VI—IV вв. до н. э. в Центральной области появляются первые городские центры (Накбе, Эль-Мирадор, Тикаль, Вашактун), отличающиеся монументальностью построек. В этот период городская планировка приобретает характерный для городов майя вид — приспособленное к рельефу сочленение самостоятельных, астрономически ориентированных акрополей, представляющих прямоугольную площадь, окруженную храмовыми и дворцовыми постройками на платформах. Ранние города майя формально продолжали сохранять родо-фратриальную структуру.
Классический период—III—X вв. н. э.— время окончательного оформления и расцвета культуры майя. На всей территории майя возникают городские центры с подчиненными терри-

Периодизация цивилизации майя

. — 1500г.дон.э. —Архаический период
1500 — 800 гг. до —Ранний формативный н. э.
800—300 гг.до н.э. —Средний формативный
300 г. до н . э. — — Поздний формативный 150 г. н. э.
150 — 300 гг. — Протоклассический
300 — 600 гг. — Раннеклассический
600 — 900 гг. — Позднеклассический
900 —1200 гг. — Ранний постклассический
1200 — 1530 гг. — Поздний постклассический

МОНТЕ-АЛЬБАН (сапотеки и миштеки)

ЦИВИЛИЗАЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ МЕКСИКИ В КЛАССИЧЕСКИЙ И ПОСТКЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (начало н. э.— 1521 г.)

Географическое положение. Большая часть Центральной Мексики представляет собой труднодоступные сейсмоактивные высокогорные плато с множеством горных долин и ущелий. Здесь горный массив Кордильер разветвляется на западную и восточную части, между которыми располагается Центральное плато. Плато состоит из нескольких географических зон, высота которых колеблется между 1 000 и 4 000 м над уровнем моря. На западе и на востоке горы обрываются, сменяясь тропическими равнинами побережья Тихого океана и Мексиканского залива. На севере плато находятся пустынные равнины —традиционное место обитания кочевников. Одна из этих долин — Мехико — богата мелководными пресными и солеными озерами и лагунами, связанными между собой и окруженные действующими вулканами. Плодородные земли у подножия вулканов обеспечили условия для возникновения здесь цивилизаций и их торговой и военной экспансии на соседние территории.

ТЕОТИУАКАН

По материалам археологических исследований и по анализу фресок в теотиуаканском обществе выделяются следующие социальные группы: светская и военная знать, жрецы, многочисленные торговцы и ремесленники, общинники. Жрецы являлись хранителями научных знаний, в том числе медицинских и астрономических. В число ремесленников входили переселенцы из других районов Центральной Мексики. Земледельцы Теотиуакана разработали сложную ирригационную систему и использовали искусственные огороды —чинампы. Кроме того, долина Теотиуакана находилась на пересечении торговых путей и была богата обсидианом.
Фрески Теотиуакана отражают различные стороны жизни его обитателей. Они состоят из ритуальных, мифологических, военных и бытовых сцен. Основные сюжеты: божество дождя, пернатый змей, божество огня, божество Улитка, растения и животные, храмы, воины-орлы и воины-ягуары, человеческие сердца и кровь, жертвоприношения, раковины, игра в мяч, купание и другие коллективные забавы, процесс инкрустации зубов, прорицательство.
Упадок Теотиуакана приходится на 650— 700 гг.: он теряет свое главенствующее положение, а прежние второстепенные центры становятся независимыми. Во многих центральных сооружениях (пирамидах, дворцах) были найдены следы огня, и многие исследователи предполагают, что падение города было вызвано социальным конфликтом.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ АСТЕКОВ (первая половина XIII в.)

В основе религиозной практики лежало жертвоприношение —способ доставить божеству его пищу, умилостивить или отблагодарить за помощь. Более древний культурный пласт, связанный с жертвоприношением,— это представления об отправлении посланника к божеству от имени всего сообщества. В качестве основных божеств почитались Ометеотль (двойственность), Уитсилопочтли (Солнце), Тескатлипока (ночное небо), Тлалок (дождь), Кетсалькоатль (ветер), Шиутекутли (огонь), Коатликуэ (богиня земли), Тласольтеотль (богиня плоти).

Библиография

Источники

Общие работы

Социально-политическое устройство

Аверкиева Ю.П. Индейцы Северной Америки. М., 1974.
Баглай В.Е. Ацтеки. История, экономика, социально-политический строй. М., 1998.
Гуляев В.И. Города-государства майя. М., 1979.
Гуляев В.А. Город и общество в Центральной Мексике накануне конкисты//Археология Старого и Нового Света. М., 1982.
Уилли Г.Р. Политическая жизнь древних майя//ВДИ. 1991. № 2.

Язык, письменность

Кнорозов Ю.В. Письменность индейцев майя. Л., 1963.
Кнорозов Ю.В. Иероглифические рукописи майя. Л., 1975.

Религия и культура

Ершова Г.Г. Заупокойные надписи майя// Древние системы письма. Этническая семиотика. М., 1986.
Ершова Г.Г. Зодикальный пояс в представлениях мезоамериканцев//Дракон и Зодиак. М., 1997.
Ершова Г.Г. Кометы и метеоры в представлениях майя//Древняя астрономия: небо и человек. М., 1998.
Кинжалов Р.В. Искусство древних майя. Л., 1968.
Кинжалов Р.В. Культура древних майя. Л., 1971.
Культура Индейцев. М., 1963. Лопес Портильо М. Сказание о Кецалькоатле. М., 1980.

Подготовлено по изданию:

Доколумбовые цивилизации – уникальный мир, известный нам величественной архитектурой, апокалиптичным календарём и экзотичной религией. Мы привыкли воспринимать индейские государства как единую культуру Нового Света. Но чем они отличались? В чем разница между ацтеками, инками и майя, и какие ещё существовали цивилизации в Америке?

Загадочная Америка

Наиболее крупные из них – цивилизации Чибча, Чавин, Чиму, сапотеки, тольтеки и т.д. Народы жили на разных участках континента, могли отличаться языком, культурой, социальной организацией, политическим устройством и уровнем научно-технического прогресса.

Также на севере существовали сотни племён коренных американцев – чероки, алгонкины, пауни, апачи и т.д. Они находились на стадии родовой общины, занимались земледелием и охотой. Торговали они как друг с другом, так и с более развитыми цивилизациями континента.

В чём разница между майя и ацтеками?

Майя и ацтеки относились к одной юто-ацтекской языковой семье. Они жили в Центральной Америке, пользовались одним календарём, имели похожую культуру, а также единую социально-экономическую и политическую организацию общества.

Мезоамерика, центр континента, жила в рамках полисной системы, примерно как города-государства в Древней Греции. Наиболее крупные и выдающиеся поселения – Куикуилько, Теотиуакан, Монте-Альбан и прочие. По оценкам учёных, в них жило от 20 до 200 тысяч человек – для древних народов это довольно большие цифры!

Разница между майя и ацтеками в том, что цивилизация первых намного древнее . История народа начинается приблизительно с 2600 года до н.э. К XVI веку майя уже находились в глубоком кризисе. Были заброшены города, снизилась численность населения, деградировало архитектурное искусство. Полисы воевали между собой.

Ацтеки – одно из племен народа науа. Народ этот был не местным, а откочевал с севера современной Мексики на юг в IV-VI веках н.э. Непосредственно ацтеками считались лишь жители полиса Теночтитлан, основанного в 1325 году.

В некотором роде, это были спартанцы Мезомерики – Теночтитлан к началу XV века невероятно усилился и занял главенствующую роль среди других полисов, попутно начал завоевание соседних городов и формирование империи. К появлению испанцев государство ацтеков находилось на пике своего могущества, правда, не выдержало их огневой мощи, предательства подчинённых народов и европейских болезней.

Таким образом, майя и ацтеки хоть и принадлежали к одной языковой семье, являлись разными народами. К XVI веку у науа существовало централизованное государство, у майя его уже не было.

Чем отличались инки?

Инки – народ, живший в районе озера Титикака на стыке современных Перу и Боливии. Известен с XII века, когда местных индейцев возглавил царь Инка.

Рядом с ними цвели цивилизации Моче, Уари, Чиму, Наска, Пукина и ряд других государств, растянувшихся от Колумбии до южных границ Аргентины. Все они впоследствии оказались завоеваны Инкой и его потомками.

У инков был собственный календарь, уникальная культура, развитые административное деление и бюрократическая система. Помимо пирамид инки строили водопроводы и дороги, у них была развитая медная и бронзовая металлургия. В целом, это была единственная цивилизация Америки, которой была известна бронза.

У народа была и особая система письменности – кипу, сложные верёвочные узлы и сплетения со свисающими нитями и разными цветами для обозначения категории информации – времени, денег, законов и т.д. Сложно поверить, но на кипу была построена вся цивилизация! Система не расшифрована полностью, её до сих пор изучают исследователи.

Экономика империи также была необычной: она работала по принципу планирования и коллективного труда, то есть инкам удалось создать работающую систему централизованного снабжения. Но одновременно в государстве существовало рабство, а власть принадлежала монарху и приближённым олигархическим слоям.

Почему погибли эти цивилизации?

В цивилизационном отношении все государства Америки находились на уровне Древнего Шумера, династического Египта и других античных государств.

Хотя эти культуры были довольно развитыми, у них не было важных достижений – колеса, ездовых животных, пороха. Прибывшие европейцы и вовсе стали считаться богами, а их оружию придали магические свойства. Такое положение вещей деморализовало местные армии и побудило индейцев к подчинению.

Империя инков была завоёвана обманом. Франсиско Писарро хитростью пленил местного монарха, а потом поддержал одного из его сыновей в развернувшейся войне за власть.

Наконец, до 90% населения Нового света погибло не из-за оружия завоевателей, а из-за привезённых ими болезней. Оспа, чума и тиф, к которым у европейцев давно выработался иммунитет, опустошили города ацтеков, майя и инков. Выжившие народы вошли в состав испанских колоний и потеряли преемственность с бывшими империями.

И всё же, ацтеки, майя, инки и другие народы не исчезли, а продолжают свою историю. В странах Южной и Центральной Америки они составляют до четверти от всего населения и играют важную роль в местных культурах.

Читайте также: