Цивилизация и формация обществознание кратко

Обновлено: 05.07.2024

Формация и цивилизация представляют собой каждая особый срез развития общества. Формация — социоэкономическая категория, цивилизация — социокультурная, но обе эти категории связаны с понятием социума и включаются в описание законов его развития. На этом пересекаются материальное и внематериалыюе s сложном процессе развития нераано-не. сион системы, какой является человеческое общество в его целостности. И формация, н цивилизация могут перекрывать друг друга во времени, могут отстоять по уровню на значительном расстоянии. С точки зрения эффективности и формация древних греков, и формация современных потомков завоевателей Австралии являются оптимальными в конкретное время и в конкретных условиях. Но их культуры нельзя сравнивать по сложности и влиянию на развитие общечеловеческой цивилизации.

Понятие формации становится базовым тогда, когда мы говорим о социально-экономическом и политическом развитии общества. Формацию можно рассматривать как системообразующее начало общества, понимаемого как совокупность экономических, социальных и политических связей. Классификация формаций традиционно проводится по преобладающим формам собственности, хотя деление К. Маркса сейчас признано упрошенным и не соответствующим историческим фактам. Сменяемость формаций обусловлена развитием производительных сил, изменением природных условий, появлением новых материальных возможностей для человеческой деятельности или утратой прежних, а также упрощением общественно-экономических структур в результате катастроф как политического, так и природного характера.

некорректен сам вопрос - речб скорее идет о подходах исследования развития истории
правда выделяют их не два, а 5.
в общем цивилизации - китайская египетская православная индуисткая и т. д. разные филосовы и политолоши выделяют разные цивилизации

формационный подход - развитие общество (ну основная идея) первобытный-строй-рабовлпдельческий-феодальный-капталестический-коммунистический

♦ ступень развития человечества, которая следует за периодом ди­кости и варварства (Льюис Г. Морган, Ф. Энгельс);

♦ мировое сообщество государств и народов;

♦ степень развития материальной культуры;

♦ завершающий этап развития культуры, ее закат (О. Шпенглер),

Теория общественно-экономических формаций К. Маркса

Формация, по К. Марк­су, - это определенная ступень исторического разви­тия общества. Любое общество переживает последова­тельно несколько формаций. Формация обладает базисом и надстройкой и опре­деляется ей присущим способом производства. Базис формации (основная часть общества) — это совокуп­ность производительных сил, т. е. обладающих навы­ками производственной деятельности людей, и средств производства, то есть орудий труда и ресурсов, необ­ходимых для производства, и производственных от­ношений, то есть отношений между людьми по поводу производства. Общественная надстройка включает в себя государство и все политические институты, а также религию, принятую систему ценностей и вообще всю духовную культуру общества.

Первобытнообщинный способ производства, основан­ный на присваивающем хозяйстве, когда люди брали из природы в готовом виде все необходимое для жизни, доставлял людям минимум средств существования. Поэтому все люди одинаково трудились и поровну делились добытым. Вследствие этого все были рав­ны — первобытный коммунизм.

С переходом к производящему хозяйству, когда люди, освоив земледелие и скотоводство, начали сами создавать продукты своего потребления, появились т. н. излишки материальных благ. Их распределяли уже не поровну. И в обществе появилось неравенство. Люди в обществе разделились на классы. Первыми классами стали рабовладельцы и рабы, живые орудия труда. Для обеспечения своего господства над ними рабовладельцы создали государство, особую организацию внеэкономического принуждения. Так образовалась рабовладельческая формация.

Средства производства развивались далее. На смену рабовладельческой приходит новая фор­мация — феодальная. Ее классы: феодалы, владеющие главным средством производства — землей, и зависи­мые крестьяне, работающие на этой земле за определен­ные повинности феодалу. Далее та же схема: развива­ющиеся производительные силы приходят в растущее противоречие с производственными отношениями; рас­тущее противоречие между крестьянами и феодалами; социальный взрыв, именуемый революцией.

Следующая формация — капиталистическая. Её основные классы: капиталисты, владеющие более развитыми средствами производства, сначала мануфактурами, затем заводами и фабриками, и рабочие, работающие на них. Механизм уничтожения капиталистической формации — путем революции. К. Маркс предполагал, что завершающей стадией развития человечества будет коммунистическая формация. Уничтожив надстройку капиталистической формации, рабочие присваивают себе средства произ­водства. Вследствие этого они становятся хозяевами и всего произведенного. Капиталистов как класса боль­ше нет, частной собственности тоже нет, все равны и все заняты в производстве. Свободный рынок в этих обстоятельствах заменяется прямым продуктообменом. Государство отменяется за ненадобностью. Это общество абсолютной социальной справедливости, в котором нет эксплуатации человека человеком, таким образом, должна быть достигнута вершина социального развития человечества.




Вопросы к тексту:

1. Что такое цивилизация? (1 б.)

2. Назовите имена учёных, изучающих цивилизационный подход к изучению общества. (1 б.)

3. Как вы понимаете, в чём состоит смысл цивилизационного подхода к изучению общества? (1 б.)

4. Что такое формация? (1 б.)

5. Какие формации называет К. Маркс, дайте им краткую характеристику. (1 б.)

Практическая работа №8

· Выявить характерные особенности традиционной, централизованной (командной) и рыночной экономических систем, и записать знания в таблицу

Оборудование:

1.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., Издательский центр "Академия", 2016.- 528 С.

2. Рабочая тетрадь

Ход работы:

1. Ознакомьтесь с текстовым материалом

2. Проанализируйте текст;

Тип экономической системы Характеристика экономической системы

♦ ступень развития человечества, которая следует за периодом ди­кости и варварства (Льюис Г. Морган, Ф. Энгельс);

♦ мировое сообщество государств и народов;

♦ степень развития материальной культуры;

♦ завершающий этап развития культуры, ее закат (О. Шпенглер),

Теория общественно-экономических формаций К. Маркса

Формация, по К. Марк­су, - это определенная ступень исторического разви­тия общества. Любое общество переживает последова­тельно несколько формаций. Формация обладает базисом и надстройкой и опре­деляется ей присущим способом производства. Базис формации (основная часть общества) — это совокуп­ность производительных сил, т. е. обладающих навы­ками производственной деятельности людей, и средств производства, то есть орудий труда и ресурсов, необ­ходимых для производства, и производственных от­ношений, то есть отношений между людьми по поводу производства. Общественная надстройка включает в себя государство и все политические институты, а также религию, принятую систему ценностей и вообще всю духовную культуру общества.

Первобытнообщинный способ производства, основан­ный на присваивающем хозяйстве, когда люди брали из природы в готовом виде все необходимое для жизни, доставлял людям минимум средств существования. Поэтому все люди одинаково трудились и поровну делились добытым. Вследствие этого все были рав­ны — первобытный коммунизм.

С переходом к производящему хозяйству, когда люди, освоив земледелие и скотоводство, начали сами создавать продукты своего потребления, появились т. н. излишки материальных благ. Их распределяли уже не поровну. И в обществе появилось неравенство. Люди в обществе разделились на классы. Первыми классами стали рабовладельцы и рабы, живые орудия труда. Для обеспечения своего господства над ними рабовладельцы создали государство, особую организацию внеэкономического принуждения. Так образовалась рабовладельческая формация.

Средства производства развивались далее. На смену рабовладельческой приходит новая фор­мация — феодальная. Ее классы: феодалы, владеющие главным средством производства — землей, и зависи­мые крестьяне, работающие на этой земле за определен­ные повинности феодалу. Далее та же схема: развива­ющиеся производительные силы приходят в растущее противоречие с производственными отношениями; рас­тущее противоречие между крестьянами и феодалами; социальный взрыв, именуемый революцией.

Следующая формация — капиталистическая. Её основные классы: капиталисты, владеющие более развитыми средствами производства, сначала мануфактурами, затем заводами и фабриками, и рабочие, работающие на них. Механизм уничтожения капиталистической формации — путем революции. К. Маркс предполагал, что завершающей стадией развития человечества будет коммунистическая формация. Уничтожив надстройку капиталистической формации, рабочие присваивают себе средства произ­водства. Вследствие этого они становятся хозяевами и всего произведенного. Капиталистов как класса боль­ше нет, частной собственности тоже нет, все равны и все заняты в производстве. Свободный рынок в этих обстоятельствах заменяется прямым продуктообменом. Государство отменяется за ненадобностью. Это общество абсолютной социальной справедливости, в котором нет эксплуатации человека человеком, таким образом, должна быть достигнута вершина социального развития человечества.

Вопросы к тексту:

1. Что такое цивилизация? (1 б.)

2. Назовите имена учёных, изучающих цивилизационный подход к изучению общества. (1 б.)

3. Как вы понимаете, в чём состоит смысл цивилизационного подхода к изучению общества? (1 б.)

4. Что такое формация? (1 б.)

5. Какие формации называет К. Маркс, дайте им краткую характеристику. (1 б.)

Практическая работа №8

· Выявить характерные особенности традиционной, централизованной (командной) и рыночной экономических систем, и записать знания в таблицу

Оборудование:

1.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., Издательский центр "Академия", 2016.- 528 С.


Вы уже не раз говорили о том, что общество — динамическая, развивающаяся система. Отвечали и на вопрос: каковы причины его развития?

Второй фактор, обуславливающий постоянное развитие общества, — сознательные волевые усилия людей. Они стремятся удовлетворить самые разные потребности: материальные, социальные и духовные. Потребности изменяются количественно и качественно. А значит, изменяются и способы их удовлетворения. Появляются, усложняются, распадаются социальные общности. Совершенствуются технические средства, которые человек использует в своей деятельности — орудия и предметы труда. Возникают новые формы взаимодействия.

Но есть ещё один вопрос: какова цель и направленность развития общества? Существует ли в истории человечества некая упорядоченность и закономерность? Если это так, то законы развития можно познать так же, как люди познают законы природы. И тогда можно будет выстроить теорию. Как любая другая научная теория, она не только объяснит, почему и как происходят те или иные социальные изменения, но и позволит предвидеть будущее. Или никакой закономерности на самом деле нет? На развитие общества влияет огромное количество случайных факторов. Варианты их сочетания настолько многочисленны, что каким-то образом предвидеть их совокупный результат невозможно.

Это как с прогнозом погоды. Современная метеорология очень много всего знает про атмосферные потоки, муссоны и пассаты, циклоны и антициклоны, влияние океанических течений… Но точно предсказать погоду на длительный период времени практически невозможно. Слишком много факторов! И каждый из них может влиять на остальные. Прогноз на ближайшие несколько дней был верен? Спасибо науке. Это уже большое дело!

Но вернёмся к историческому процессу. Среди множества идей, объясняющих его направленность, выделяются два основных подхода: формационный и цивилизационный. Разберёмся, что они собой представляют.

Формационный подход, собственно говоря, можно считать одной из разновидностей линейно-стадиальной модели развития общества. Суть её заключается в следующем. Человечество в своём развитии проходит через определённые ступеньки — стадии. Это верно для всех народов. Какие-то общества пройдут по лестнице быстрее, какие-то медленнее. Кто-то застопорится на одной из ступенек, может быть, даже спуститься на предыдущую, а потом побежит вперёд семимильными шагами. Будут какие-то особенности в развитии. Но в общем магистральный путь будет один.

В девятнадцатом веке появилась следующая интерпретация истории. Человечество в своём развитии прошло через стадии дикости, варварства и цивилизации. Дикость — эпоха господства присваивающего хозяйства. Стадия варварства началась после неолитической революции, когда основными занятиями людей стали земледелие и животноводство. Начали развиваться ремёсла. Переход к цивилизации связывался с появлением письменности. Это означало качественно новую ступеньку в передаче накопленных знаний. Углубляется разделение труда и социальное разделение. Появляются города как центры ремесла и торговли. В особую социальную группу выделяются жрецы и деятели культуры: учёные, писатели, художники. Разобщённое общество уже не может управляться по-прежнему. Именно на этой стадии возникает особая система организации власти — государство. Оно по-прежнему опирается на силу авторитета. Но уже и на просто силу, принуждение.

К линейно-стадиальной модели отнесём также технологический подход к анализу общества и концепцию пяти стадий развития общества Уильяма Ростоу. Но о них вы будете говорить отдельно.

Меняется способ производства, определённые изменения произойдут и во всех остальных сферах общественной жизни. Так, при переходе от феодального к капиталистическому строю анахронизмом (отжившем свой век социальным институтом) станет абсолютная монархия. Сословное деление заменится классовым. Вспомним, что права и обязанности сословий определяются фактом рождения и серьёзно отличаются. Классы же, согласно марксисткой трактовке, выделяют, прежде всего, по отношению к собственности на средства производства. Различие в социальном положении сочетается с формальным равенством людей — перед законом. В общественном мировоззрении место религии в объяснении окружающей действительности занимает наука.

Не стоит считать Маркса вульгарным материалистом, который ни во что не ставил духовную жизнь, не верил в силу идей. Наоборот, он считал, что идеи, овладевшие умами многих людей, способны повернуть развитие общества совершенно в ином направлении. Другой вопрос: почему эти новые идеи возникают в умах? Может быть, потому что пришло их время? Потому что их появление подспудно подготовлено теми изменениями, которые уже назревают в экономической сфере? Надстройка может влиять на базис. Скажем, правительство, если оно достаточно разумно, вовремя заметит необходимость проведения реформ в сфере экономики. Или своим консерватизмом затормозит развитие. Но не остановит!

Цивилизация и формация

Главная идея формационного подхода — все народы проходят в своём развитии эти стадии. Критики, правда, отмечают, что не всегда это так. Например, большинство европейских обществ, включая и восточнославянское, не знали рабовладельческого строя. Рабы были, но никогда не становились основной производительной силой. А в цивилизациях Азии не было классического феодализма, с личной зависимостью крестьян и феодальной иерархией. И если бы не влияние Запада, кто знает, перешли бы страны Востока к рыночной капиталистической системе или нет?

Цивилизация и формация

Именно духовную культуру общества сторонники цивилизационного подхода считают главным фактором, влияющим на направление развития той или иной цивилизации. Господствующие идеалы и ценности определяют цель, к которой стремятся люди, ради которой действуют. Тойнби и Хантингтон признавали особую роль религий в определении этих самых целей. И цивилизации они выделяли именно по господствующей религии. Тойнби считал, что движущими силами истории являются вызов, брошенный цивилизациям извне, и их ответ на этот вызов. Вызовом может быть невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная агрессия. А ответ должны были организовать представители культурной элиты — талантливые, творческие личности. Творческое меньшинство ведёт за собой инертное большинство. Но если его энергия иссякает, цивилизация не может дальше существовать. Шпенглер также считал, что основой любой цивилизации является культура. Но цивилизацией культура становится тогда, когда перестаёт развиваться. Когда появляются некие рамки — нормы, правила, институты — приходит время цивилизации. Но это — уже закат культуры. Всё будет упорядочено, но не будет чего-то нового, живого. Люди сосредоточены в городах, где чувствуют себя лишь бездушным винтиком некоего механизма. Техника занимает всё более важное место. Во главе государства становится тиран. Начинаются войны за мировое господство. Это ведёт к гибели цивилизации.

Цивилизация и формация

Подведём итог. Основное различие между двумя подходами к объяснению исторического процесса заключается в следующем: они по-разному отвечают на вопрос о том, закономерно ли развитие человеческого общества, если ли у него общее направление и что лежит в основе этого развития, что его определяет.

В XIX веке немецкий философ Карл Маркс предложил формационный подход к классификации исторического процесса и социального развития.

Формационный подход

Исходя из его концепции, формация - это стадия развития общества, которая определяется способом производства и преобладающей на данном этапе исторического развития форме собственности.На этой основе выделились следующие типы обществ:

↑ Цивилизационный подход

Существует также цивилизационный подход к систематизации исторического процесса, который заключается в сравнении народов по уровню развития.

Цивилизация - это определенный уровень человеческого развития.

В философии имеют место несколько теорий цивилизации.

Согласно данному подходу развитие цивилизаций можно представить следующим циклом: рождение, рост, расцвет, надлом и упадок - такой путь прошли все великие цивилизации. Самобытность и уникальность каждой из них проявляется в культуре проживающего там народа.

В соответствии с одной из теорий: цивилизация - это группа стран и народов, имеющих общую историю и культуру. Данная точка зрения принадлежала Арнольду Тойнби.

Читайте также: