Цивилизационная идентификация казахстана в глобальном мире кратко

Обновлено: 05.07.2024

АСТАНА. КАЗИНФОРМ - История Независимого Казахстана неразрывно связана с именем Лидера нации - Н.А. Назарбаева. С первых дней Независимости государственная этнополитика направлена на построение казахстанской государственности, реальное воплощение идеи единства и целостности народа Казахстана.

Казахстанская модель межэтнического согласия явилась реакцией на кризисы идентичности, порожденные новыми социально-экономическими условиями, информационными и коммуникационными технологиями.

Логическим стержнем межэтнических отношений стала политика Первого Президента Республики Казахстан, направленная на общественное согласие.

Именно национальное единство и общественное согласие являются индикаторами Независимости и целостности государства, обеспечивая формирование единой сплоченной нации в лице народа Казахстана. Приверженность этим базовым ценностям стала мощным консолидирующим фактором казахстанского общества. Эти гуманистические ценности в качестве идеологической платформы заложены в основу Казахстанской модели межэтнической толерантности и общественного согласия Нурсултана Назарбаева.

Достаточно краткая история развития Казахстана уже показала, что в стране найдена наиболее оптимальная форма взаимодействия государства и этносов в виде этнических сообществ. И государство осуществляет всемерную поддержку процесса культурного развития всех этносов. Именно это даёт положительные результаты в обеспечении стабильности и общественного согласия. В настоящее время в республике проживают представители свыше 130 этносов. Вопросы самоорганизации и самоуправления каждого из них не могут не волновать общество. Сегодня этнические сообщества проводят комплекс мероприятий, направленных не только на просвещение своего этноса, но и на сохранение ее в культурном и этническом плане в структуре полиэтнического государства. Этнокультурные объединения благодаря своей самоорганизации и самоуправлению представляют один из наиболее реальных и оптимальных вариантов возрождения и сохранения этнической самобытности, служат фактором стабилизации межэтнических отношений.

Процесс включения этнокультурных объединений и сообществ как субъектов политической системы, в общественную и культурную жизнь происходил в тесной взаимосвязи с политическим и социально-экономическим развитием Казахстана. Для установления стабильных межэтнических отношений внутри государства следует и в дальнейшем развивать этнокультурные объединения, так как они выступают наиболее доступной формой этнического самосознания и общественно- политической активности масс в условиях гражданского общества.

Национальное единство народа Казахстана - это не только достижение прошлого и настоящего, но и важнейшая задача будущего.

Обретение Казахстаном национальной независимости и суверенитета раскрыло перед его народом огромные перспективы, дало историческую возможность создать свое будущее собственными руками, обустроить свою жизнь так, чтобы она отвечала не только национальным интересам и ценностям, но и общепринятым международным демократическим нормам.

Богатый исторический опыт Казахстана показывает, что народы нашего региона взаимодействуют с мировой цивилизацией более двух с половиной тысяч лет. Наши далекие предки, населявшие территорию этого края, никогда не жили изолированно, не были оторваны от магистрального пути мировой цивилизации. Еще задолго до нашей эры в Центральной Азии возникли древние очаги культуры, на основе которых сложилась самобытная цивилизация, оказавшая свое благоприятное воздействие на соседние регионы. Так, археологические раскопки под руководством С.П. Толстого показали, что еще в эпоху бронзы древние насельники Казахстана, помимо скотоводства, занимались земледелием.

Весь мир един и взаимосвязан. С древних времен народы Казахстана жили и творили неразрывно с соседними и дальними народами. Находясь в центре Великого Шелкового Пути, они связывали Восток и Запад. Всему культурному миру известны имена таких великих предков казахского народа как аль-Фараби, Юсуф Баласагунский, Махмуд Кашгари, Ахмед Йассауи и многие другие. До сих пор удивляют мир своим величием и красотой памятники зодчества Туркестана, Тараза, Жаркента, Сайрама. За тысячелетия своей истории казахский народ пережил многое - и расцвет культуры, науки, государственности и горечь чужеземного порабощения. Однако, ни превратности истории, ни бедствия и голод не сломили его духа, его веру в справедливость, добросовестность и гуманизм.

Новый качественный этап в развитии Казахстана начинается с момента обретения им национальной независимости 16 декабря 1991 года. Именно она позволила казахскому народу определить для себя конкретные пути для широкой интеграции в мировое сообщество как равный с равными.

Наряду с возвращением к своим историческим ценностям и осознанием глубины культурного и духовного наследия, в республике крепнет ясное осознание необходимости освоения и приобщения к ценностям современной мировой цивилизации и духовности.

Памятуя о том, что цивилизация в современную эпоху представляет собой общий для всех народов путь социального, культурного и научно-технического прогресса, в республике осуществляются меры, направленные на углубление процесса демократизации, коренного реформирования всех сторон жизни, утверждения гражданских свобод и соблюдения прав человека.

Многосторонность и открытость внешней политики Казахстана являются гарантией к установлению прочных взаимовыгодных отношений с этими государствами, открывают дорогу к современным технологиям, привлечению инвестиций и комплексному использованию природного сырья.

Таким образом, современный процесс развития нашей страны дает нам полное основание полагать, что в сегодняшнем Казахстане созданы все необходимые условия для широкой интеграции нашего общества в мировую цивилизацию.

В настоящее время Фонд развития государственной политики Республики Казахстан совместно с Министерством культуры приступает к проведению исследований, посвященных вопросу казахстанской идентичности.

Исследования включают в себя два комплекса основных мероприятий. Первое – это социологическое исследование, которое состоит из республиканского и экспертного опросов, а также фокус-групп. Второе – обсуждение проблем идентичности с экспертами на специальных заседаниях. Первое из них проведено 25 июля т.г.

Сравнительно недавно мы отметили 20-летие независимости страны. Республика Казахстан оформлена всеми необходимыми атрибутами государства. Но существует ли гражданин этой страны? Кем себя считают жители нашей страны, с чем себя идентифицируют. Удалось ли создать гражданина нового Казахстана, или в каком состоянии находится этот процесс – вот то, что мы должны выяснить.

Каждое общество всегда насыщено набором символов, образов, которые объясняют реальность. За символами стоят идеи. Когда вдруг за короткое время одни символы сменяются другими, это называется революцией. В начале 90-х годов прошлого столетия эта революция произошла. Общество просто не осознало этого факта.

Исчезло не просто государство, исчезла целая историческая реальность, которую сменила иная, новая. На смену одним символам пришли другие, а с ними и новые идеи. Красный флаг, серп и молот сменился флагом независимого Казахстана и гербом, основанным на традиционных казахских мотивах. Но насколько изменилось реальное содержимое, стоящее за этими символами? Возникли ли новые идеи, осознало ли общество новую реальность, приняло ли ее?

Процесс формирования казахстанской идентичности, связанной с новым суверенным государством, шел постепенно. И теперь уже можно делать какие-то выводы. Безусловно, мы достигли на пути построения государства успехов, но в каком состоянии сегодня находится казахстанская идентичность, каковы тенденции ее развития, и насколько внешняя часть нашего государства в виде символов соотносится с его внутренним содержимым – вот те цели, которые мы пытаемся раскрыть в своем исследовании.

Перед началом обсуждения хотелось бы вкратце раскрыть суть проблемы. Мы базируемся на результатах ряда социологических опросов, проведенных в период с 2010 по 2013 годы.

По их результатам мы можем сказать, что примерно около 10% респондентов не ощущают себя гражданами Казахстана. Но эти данные требуют определенной степени коррекции, так как не всегда дается искренний ответ. То есть, на самом деле количество тех, кто не ощущает себя гражданами Казахстана, может быть несколько выше.

Основные причины слабой идентификации себя со страной проживания либо отсутствия таковой в целом, известны по исследованиям, проводившимся как нашей структурой, так и другими организациями.

Это, в первую очередь, этнические особенности. Они локализованы в рамках отдельных этнических общностей, в первую очередь неказахов, в особенности этносов европейского происхождения, и связаны с определенным шоком от распада Союза, не преодоленным до сих пор, изменением этнической карты общества, и наличием некоторой дискриминации, причем неважно, реальной или мнимой.

В максимальной степени идентифицирует себя с Казахстаном, ощущают себя гражданами молодежь до 18 лет. Исследования показывают, что их показатель приближается к 100%. Для сравнения: в возрастах от 18 до 45 лет средний показатель – порядка 90%, от 40 до 60 лет – около 85%. Итак, чем старше возраст, тем больше становится количество респондентов, не ощущающих себя гражданами Казахстана.

По национальному признаку картина вполне ожидаемая. Среди казахов идентифицируют себя с Казахстаном около 95%, тогда как аналогичные показатели среди русских – 85%. Распределение по регионам и по соотношению город-село показывает высокую зависимость от этнического состава. Например, северные регионы и восток дают больший процент тех, кто не ощущает себя гражданами Казахстана, чем регионы, в основном населенные казахами. Та же картина в разрезе город-село: село у нас в основном казахское по составу, тогда как русские в стране по большей части городские жители.

Из этих данных мы можем сделать один важный вывод. Он касается результатов по молодежи до 18 лет. Стопроцентный показатель в их среде – свидетельство того, что они более интегрированы в современное казахстанское общество. Безусловно, картина по мере их взросления изменится, но ясно одно – роль школьного образования, воспитания патриотизма, знакомства детей, в первую очередь неказахов, с казахской культурой и т.д. – критически важны для их успешной интеграции.

Проблема казахского языка, например, не будет такой острой и полемичной, если дети-неказахи еще в школе получат хорошие навыки казахского языка. Сегодня проблема зачастую обходится стороной, спускается на тормозах. Но эти результаты показывают, что необходимо увеличение как количества (объема), так и качества преподавания казахского языка в русскоязычных школах. Изменить ситуацию со старшими возрастами в наших условиях уже не получится, но в том, что касается молодежи – это вполне реально.

Чем мы можем объяснить проблему идентичности в Казахстане? Характерно, что в ответах на вопросы, призванные выявить, что значит для людей быть гражданином Казахстана, в самом низу оказываются категории, которые предполагают активную роль гражданина в обществе, его субъектность, а не объектность.

Причастность к происходящему в стране и полезность набирают менее всего баллов. И это говорит о типичной для многих постсоветских стран ситуации – высокой степени отчужденности граждан от политики и слабом развитии гражданского общества. Личность, замкнутая в круге своей личной активности пределами семьи, узкого круга друзей или родни не может быть активным гражданином.

Гражданская активность – индикатор развитости общества. Уже давно было выявлена зависимость между численностью гражданских организаций и качеством развития регионов. Так, Роберт Патнем сравнивал Северную Италию (богатый, развитый регион) и Южную Италию (экономически слаборазвитый, дотационный, пораженный коррупцией район страны). В Северной Италии уровень гражданской активности был на порядок выше, чем на юге.

Этническая составляющая в проблеме идентификации особенно важна. Но, на наш взгляд, не следует воспринимать ее слишком прямолинейно. Так, по результатам социологических исследований, для подавляющего большинства опрошенных Родина – это Казахстан, населенный пункт, где они выросли, или дом. Только около 5% выбирают другие варианты, например, историческую родину или СССР. Вариант СССР как Родины отмечается крайне незначительным числом опрошенных. Это говорит о том, что советская идентификация, как бы ни говорили обратное, в целом неактуальна, и сохраняется только в крайне незначительном сегменте населения. Как правило, это исключительно те, кто вырос и провел большую часть активной жизни в советское время. В дальнейшем их число будет, естественно, только снижаться.

Активнейшая поддержка со стороны русских в Казахстане Таможенного Союза, например, связана именно с этим феноменом – появляется надежда, что можно будет не уезжать, так как здесь все станет если не как при Союзе, то хотя бы как в России. Надежда, безусловно, иррациональная, но в данной ситуации вообще мало рационального, потому что речь идет о сознании больших масс людей.

Помимо указанных здесь факторов, безусловно, существует еще много аспектов проблемы идентичности в нашем обществе. Это именно проблема, и ее осознание, на наш взгляд, совершенно необходимо для поиска путей решения.

5.2. Кризис глобального эгоизма и необходимость новой самоидентификации человечества…………. ………………..

5.3. Казахстанская идентичность в контексте формирования новых культурно-цивилизационных общностей………………………

Раздел 2. СОВРЕМЕННЫЙ КАЗАХСТАН: ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА КОНСОЛИДАЦИЮ КАЗАХСТАНСКОГО ОБЩЕСТВА И

ПРОЦЕССЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ

В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

4.2 Риски и ограничения утраты/ удержания идентичности:

тактические варианты……………………………………………. 333

4.3 Программно-целевые идентификационные стратегии:

столкновение интересов или консенсус?

Глава 5. ИНТЕГРАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ

КАЗАХОВ В ОБЩЕМИРОВОЕ КУЛЬТУРНОЕ

ПРОСТРАНСТВО В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

(Нысанбаев А.Н., Шайкемелев М.С.)……. ……………..

1.1 Некоторые теоретико-методологические аспекты выбора вектора цивилизационного развития (Шайкемелев М.С.)………………

1.2 Социально-психологические аспекты модернизационных процессов (Шайкемелев М.С.)…. ……………………….…… 379

1.3 Коммуникативные и нормативно-ценностные аспекты казахской идентичности (Нысанбаев А.Н., Шайкемелев М.С.)……

SUMMARY OF THE BOOK «KAZAKHSTAN IN THE GLOBAL

WORLD: CHALLENGES AND PRESERVATION

Chapter 1. KAZAKH AND KAZAKHSTAN IDENTITY IN SOCIOLOGICAL DIMENSION (Nysanbaev A.

N., Eshpanova D.D., Nysanbaeva A.A.)

1.1 Dialectics of civil and ethnic: the analysis of the basic positions. 7

1.2 Value of civil and ethnic identity

1.3 Some aspects of cultural identity

1.4 Ideological and political orientation

1.5 Relationship to the States. Regional Identity

Chapter 2. GLOBAL CHALLENGES OF THE PRESENT TIME AND

KAZAKHSTAN: IDEOLOGICAL AND CIVILIZATIONAL ANALYSIS

2.1Globalization challenge to a man: the threat of loss of depth measurements of his personality

2.2 A global challenges of our time, transforming them into internal Kazahstani challenges and opportunities for development of the Republic of Kazakhstan

2.2.1 Challenges and threats of globalization

2.2.2 Transformation of the challenges of globalization in possibility of development of Kazakhstan society

2.2.3 Unity of Kazakhstan's society before the challenge of globalization

2.3 Preservation of identity as a condition of adequate responses 61 of Kazakhstan to global challenges

2.3.1 Spiritual consolidation of Peoples of Kazakhstan in the context 66 of globalization

Chapter 3. TRANSFORMATION OF CULTURES IN THE CONTEXT OF GLOBAL PROCESSES (Chumakov A.

3.1 The socio-cultural reality of our time

3.2 Mass and elite culture in the era of globalization

Chapter 4. FORMATION OF PERSONAL AND GROUP

IDENTITY IN THE CONTEXT OF THE NEW COMMUNICATION

PRACTICES (Dunaev V.U.)

4.1 Information and communication technology of formation of ideological and value parameters of identity

4.2 Mosaic-network morphology of society and the phenomenon of multiple identities

4.3 Transformation of identity in virtualization of communicative practices

4.4 Imperatives and challenges of integration of Kazakhstan into the global information society

Chapter 5. SPIRITUAL AND PRACTICAL BACKGROUND TO OVERCOME CONTEMPORARY GLOBAL CRISIS (Kolchigin S.

5.2. The crisis of global self-interest and the need for new Identity of humanity

5.3. Kazakhstan identity in the context of formation of new cultural and civilizational commonalities

SECTION 2. CONTEMPORARY KAZAKHSTAN: THE IMPACT OF

GLOBALIZATION ON THE CONSOLIDATION OF KAZAKHSTAN

SOCIETY AND THE PROCESS OF IDENTITY FORMATION

Chapter 1. KAZAKHSTAN IN THE FACE OF MODERN CHALLENGES (Abisheva M.A., Nysanbaev A.N.)

1.1. Trends in the global context of regional security

1.1.1 Central Asia and the Eurasian idea

1.1.2 Central Asia and the Union of Central Asian states

1.1.3 The idea of pan-Asian security

1.1.4 Central Asia in the contemporary geopolitical realities. 214 1.1.5 Reformatting of the world order

1.2 Trends in Foreign Economic Development in Kazakhstan. 221 1.2.1 Foreign economic policy of the Republic Kazakhstan

1.3 Areas of National Development

Chapter 2. IDENTIFICATION PROCESSES IN MULTI-ETHNIC AND MULTI- CONFESSIONAL KAZAKHSTAN (Kurganskaya V.

2.1 Factors of disintegration and consolidation of multi-ethnic Kazakhstani society in evaluation of the mass consciousness. 227

2.2. Multicultural base formation common Kazahstani identity. 253 Chapter 3. KAZAKHSTAN IN THE NEW SOCIOCULTURAL

CHALLENGES: CONSOLIDATION AND A NEW IDENTITY

3.1 Main particularities, challenges and demands of modern civilization development

3.2 Problems of modern state formations and general in the cultures of the major ethnic groups of Kazakhstan as the types of rationalities in the context of universalist research strategy. 285

3.3 Sosiocultural consolidation based on the new core values and a new identity

4.2 Risks and limitations of the loss / retention of identity:

4.3 Program-target identification strategies:

conflict of interests or consensus ?

Chapter 5. INTEGRATION HISTORICAL HERITAGE OF KAZAKH

INTO THE GLOBAL CULTURAL SPACE IN THE GLOBALIZATION

(Nysanbaev A.N., Shaykemelev M.S.)

5.1 Some theoretical and methodological aspects of choosing the vector civilization development (Shaykemelev M.S.)

5.2 Socio-psychological aspects of the modernization process (Shaykemelev M.S.)

5.3 Communication and regulatory aspects of the value of the Kazakh identity (Nysanbaev A.N., Shaykemelev M.S.)

SUMMARY OF THE BOOK «KAZAKHSTAN IN THE GLOBAL

WORLD: CHALLENGES AND PRESERVATION

НАШИ АВТОРЫ

1. Нысанбаев Абдумалик Нысанбаевич – директор Института философии и политологии КН МОН РК, лауреат Государственной премии Республики Казахстан, первой премии им. Чокана Валиханова, Президентской премии мира и духовного согласия и Международной премии тюркского мира, заслуженный деятель науки и техники Казахстана, академик НАН РК, президент Академии социальных наук Казахстана, доктор философских наук, профессор.

2. Косиченко Анатолий Григорьевич – заведующий Отделом философии культуры и религии Института философии и политологии КН МОН РК, первый вице-президент Академии социальных наук Казахстана, академик, доктор философских наук, профессор.

3. Чумаков Александр Николаевич – Первый вице-президент Философского общества Российской Федерации, доктор философских наук, профессор (Москва).

4. Дунаев Владимир Юрьевич – главный научный сотрудник Отдела философии науки и техники Института философии и политологии КН МОН РК, доктор философских наук, профессор.

5. Колчигин Сергей Юрьевич – заведующий Отделом онтологии и теории познания Института философии и политологии КН МОН РК, доктор философских наук, профессор.

6. Абишева Мариан Асаровна – ведущий научный сотрудник, кандидат политических наук.

7. Курганская Валентина Дмитриевна – главный научный сотрудник Отдела философии культуры и религии Института философии и политологии КН МОН РК, доктор философских наук, профессор.

8. Сартаева Раушан Султановна – старший научный сотрудник Отдела философии науки и техники Института философии и политологии КН МОН РК.

9. Бурова Елена Евгеньевна - главный научный сотрудник Отдела философии культуры и религии Института философии и политологии КН МОН РК, доктор философских наук, профессор.

10. Шайкемелев Мухтарбек Сейт-Алиевич - старший научный сотрудник Отдела философии науки и техники Института философии и политологии КН МОН РК, кандидат философских наук.

11. Ешпанова Дина Далабаевна – заведующая Отделом социальнополитической модернизации Казахстана, Института философии и политологии КН МОН РК, кандидат философских наук.

12. Нысанбаева Айжан Абдумаликовна – младший научный сотрудник Отдела социально-политической модернизации Казахстана Института философии и политологии КН МОН РК.

OUR AUTHORS

1. Nysanbaev Abdumalik Nysanbaevich - Director of the Institute of Philosophy and Political sciences of the Committee of science of the Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan, the Laureate of State Prize of the Republic of Kazakhstan, the first prize of Chokan Valikhanov and the International Prize of the Turkic world, honored worker of science and technology in Kazakhstan, academician of Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan, President of the Academy of Social Sciences of Kazakhstan, Doctor of Philosophy, professor.

2. Kosichenko Anatoly Grigorievich- Head of the Department of Philosophy of Culture and Religion of the Institute of Philosophy and Political sciences of the Committee of science of the Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan, first vice-president of the Academy of Social Sciences of Kazakhstan, academician, doctor of philosophical sciences, professor

3. Chumakov Alexander Nikolayevich - First Vice-President of Russian Philosophical Society, Doctor of Philosophy, Professor (Moscow)

4. Dunayev Vladimir Yurievich - Chief Scientist at the Department of Philosophy of science and Technology of the Institute of Philosophy and Political sciences of the Committee of science of the Ministry of Ed-ucation and Science of the Republic of Kazakhstan, Doctor of Philosophy, Professor

5. Kolchigin Sergey Yurievich - head of the ontology and the theory of knowledge of the Institute of Phi-losophy and Political sciences of the Committee of science of the Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan, Doctor of Philosophy, Professor

6. Abisheva Marian Asarovna - Leading Scientist, Candidate of Political Sciences.

7. Kurganskaya Valentina Dmitrievna- Chief Scientist at the Department of Philosophy of Science and Technology of the Institute of Philosophy and Political sciences of the Committee of science of the Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan, Doctor of Philosophy, Professor.

8. Sartaeva Raushan Sultanovna - senior Scientist at the Department of Philosophy of Science and Technology of the Institute of Philosophy and Political sciences of the Committee of science of the Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan.

9. Burova Elena Evgenievna. - Chief Scientist of the Department of Philosophy of Culture and Religion of the Institute of Philosophy and Political sciences of the Committee of science of the Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan, Doctor of Philosophy, Professor.

10. Shaykemelev Muhtarbek Seitaliyevich - senior Scientist at the Department of Philosophy of Science and Technology of the Institute of Philosophy and Political sciences of the Committee of science of the Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan, candidate of philosophical sciences.

11. Eshpanova Dalabaevna Dean – head of the Department of social and political modernization of the Kazahstan of the Institute of Philosophy and Political sciences of the Committee of science of the Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan candidate of philosophical sciences.

12. Nysanbaeva Aizhan Abdumalikovna - junior researcher at the Department of social and political mod-ernization of Kazakhstan of the Institute of Philosophy and Political sciences of the Committee of science of the Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan.

Формат 60/841/16. Усл. п.л. 26,5. Печать офсетная.

Компьютерно-издательский центр Института философии и политологипи КН МОН РК г. Алматы, ул. Курмангазы, 29

Читайте также: