Циклическая модель истории кратко

Обновлено: 02.07.2024

Совершенно иное понимание прогресса присуще культуро­логическим концепциям А. Тойнби и О. Шпенглера. Они огра­ничивают прогресс рамками локальных культур и цивилизаций, отрицая прогресс всемирной истории в целом.

Рассмотренные точки зрения показывают, что нельзя мыслить исторический прогресс абстрактно. Он включа­ет случаи регресса — возвратного движения, движения вспять к ранее пройденным ступеням и формам развития.

Прогрессивная направленность исторического развития не ис­ключает моментов циклического движения, круговоротов, когда возврат к исходному состоянию повторяется в определенном есте­ственном порядке. К примеру, циклические изменения в экономи­ке, периоды расцвета, застоя и упадка в развитии отдельных куль­тур и цивилизаций. Как очень долгий и сложный путь прогресс человечества в целом выступает в спиралевидной форме, когда каждый исторический цикл не только включает традиционные формы, но и порождает новые, сохраняя при этом восходящую направленность исторического про­цесса. Следует отметить, что такое понимание прогресса присуще в наибольшей степени марксизму.

Применяя критерии общественного прогресса, важно иметь в виду неодномерность прогрессивных преобразований, их разнонаправленность. Прогресс науки и техники может не совпа­дать с прогрессом духовной культуры, искусства, личности.

Современный этап развития общества поставил перед чело­вечеством ряд глобальных проблем, решение которых возможно лишь на путях становления и эволюции единой цивилизации. Можно выделить три группы глобальных проблем.

• Первая связана с аспектами взаимодействия общества и при­роды. Это прежде всего экологические проблемы: охрана окружаю­щей среды, поддержание динамического равновесия биосферы, опасность истощения энергетических и других природных ресурсов.

• Вторая затрагивает аспекты взаимодействия социальных общностей людей и включает проблемы предотвращения ядер­ной катастрофы, сохранения мира, преодоления экономической и культурной отсталости некоторых регионов.

• Третья группа — это антропосоциальные проблемы, отра­жающие взаимосвязи человека и общества: рост народонаселения, трансформация и адаптация личности в условиях ускоренного науч­но-технического прогресса, отчасти нарушающего психологическую и биологическую стабильность человека. Все эти проблемы так или иначе затрагивают коренные основы современной цивилизации, соз­давая угрозу ее существованию. От мировоззренческого, гуманисти­ческого осмысления глобальных проблем, их философского анализаво многом зависит определение стратегии их разрешения и прогно­зирование будущего развития человечества.

В современной западной социально-философской мысли, выдвигаются различные концепции, в которых предпринимают­ся попытки выявить влияние глобальных проблем на все сторо­ны жизни общества: экономическую, политическую, культур­ную. Одна из таких теорий — философская концепция постинду­стриального или информационного общества — сформулирована в работах Д. Белла, О. Тоффлера, И. Масуды и др. В ней рассмат­риваются перспективы развития современной цивилизации в условиях существования глобальных проблем и формирования информационного общества. К тому же она претендует на роль общефилософской теории поступательного развития человечества.

Концепция постиндустриализма исходит из того, что в со­временном обществе преобладает не первичная сфера экономи­ки (сельское хозяйство), не вторичная (промышленность), а тре­тичная (сфера услуг), в которой определяющую роль играет ин­формация. Утверждается, что микроэлектронная революция, ко­торая разворачивается в постиндустриальном обществе, делает именно информацию, а не труд, фундаментальным социальным фактором, лежащим в основе развития общества.

Информационное общество возникает на гребне третьей вол­ны человеческой цивилизации, когда на смену индустриальному обществу, в котором главным фактором являются труд, сырье, капитал, приходит такое, в котором увеличение прибылей дости­гается не тем, что производители работают тяжелее, а тем, что они работают быстрее. Значимость и удовлетворенность трудом приобретают большую ценность, чем его производительность.

Абсолютизация рыночной экономики в сегодняшней России привела на практике к погоне за прибылью как самоцели и в итоге к игнорированию ее национальных интересов, расшире­нию сферы криминального капитала, деградации нравственно­сти. Место России в мировой цивилизации зависит прежде всего от того, насколько быстро придет осознание ею собственного пути развития, основанного на самобытных российских тради­циях и ценностях.

Многообразные способы описания развития социальных сис­тем можно свести к трем основным подходам, в основе которых ле­жит различное понимание социального времени: один из них пред­ставляет развитие общества как линейный процесс, другой - как циклический, третий - как спиралевидный.

Линейная модель истории -представление о восходящем, поступательном развитии истории, переходе общества от низших менее совершенных форм жизни к более совершенным.Линейная модель истории является прогрессистской.(Философия просвещения, позитивизм, теории технологического детерминизма, У.Ростоу, О.Тоффлера).

Линейная модель истории зародилась в ветхозаветном созна­нии, на базе которого сформировалась христианская (как и иудаистская, и мусульманская) историософия. Линейная перспектива исто­рического процесса проходит через все средневековье (где история ограничивается рамками: сотворение мира - конец света) ив виде разнообразных Версий теории прогресса (просветительской, сенсимоновской, гегельянской, марксистской, позитивистско-эволюционистской и пр.) доживает до наших дней.

Вопрос о критериях социального прогресса не принадлежит к числу окончательно решенных. Например, с системной точки зрения прогресс общества рассматривается как последовательное усложне­ние его структуры, повышение уровня организованности (хотя это относится не ко всем типам систем), а регресс - соответственно как деградация, как движение вспять. Наглядный образ времени в этом случае - ориентированная в одном направлении стрела. Но следует иметь в виду, что в действительности регресс не может рассматри­ваться как простой повторение в обратном порядке ранее пройден­ных этапов развития. Это связано с тем, что от этапа к этапу меняют­ся исторические условия, поэтому даже если воссоздать прежние со­циальные институты, в новых условиях они функционировать или не смогут, или это будет происходить в каких-то новых формах. В связи с этим правомерно говорить об асимметричной направленности ли­нейного прогресса и линейного регресса. С.Э. Крапивенский спра­ведливо полагает, что отличительной чертой линейной динамики яв­ляется кумулятивный характер и что в ходе реализации линейных процессов возникают необратимые изменения, которые не полно­стью отрицают предыдущие, а частично вбирают в себя их свойства, обогащают их, усложняя тем самым весь процесс в целом.

У линейной модели истории есть существенный недостаток: в рамках этого подхода общественно-исторические закономерности мыслились как необхо­димая, повторяющаяся связь между явлениями, задающая единый путь, по которому с теми или иными отклонениями следуют все со­циальные системы. Однако в действительности приходится говорить о возрастающей нелинейности в процессе трансформации социума.

Циклическая модель истории

Циклическая модель исторического процесса возникла в древнеземледельческих цивилизациях, получив философскую интер­претацию в Древней. Греции и Риме (Гераклит, Платон, Аристотель, стоики, Полибий). Идея цикличности применялась тогда основном к смене форм правления. После краха античного мира, в эпоху сред­невековья, циклическое моделирование истории отходит на второй план, сменяясь линейной моделью, но вновь оживает в среде мысли­телей Возрождения и их идейных преемников (Н. Макиавелли, Дж. Вико), а затем, по мере кризиса идеи прогресса, у Н.Я. Данилевского и Шпенглера. Лишь немногим, как Августину и спустя полтора тысячелетия Тойнби (в поздний период его творчест­ва), удавалось добиться некоторого, пусть и непрочного, соединения этих двух взглядов на исторический процесс. Идеи циклического развития общества разделял и К.Н. Леонтьев; циклический характер носила и теория этногенеза Л.Н. Гумилева. Идею цикличности раз­вивали также Парето (идея циркуляции элит), Михельс (железный закон олигархии), Кун (теория научных революций), Шумпетер (эко­номические кризисы) и др. Таким образом, концепция цикла имма­нентно присутствует во всех крупных философских, социологиче­ских и экономических теориях, стремящихся понять типологически сходные фазы развития социальных процессов и дать их сравнитель­ное описание (А.Н. Медушевский).

В циклической модели общественного развития периоды по­ступательного развития не отрицаются, а рассматриваются в более широком контексте - как фазы цикла, в котором на смену прогрес­сивному периоду приходят фазы застоя и упадка. Весь же путь раз­вития общества представляет собой совокупность различных по ве­личине замкнутых циклов, которые составляют один гигантский временной цикл. Образ времени здесь уже не стрела, а круг.

Современные, ученые выделяют несколько типов цикличе­ских изменений - системно-функциональный, исторический, истори­ческий круговорот, волновое развитие.

Говоря о типе цикличности, следует учесть, что это понятие - относительное, так как он зависит от масштаба, в котором рассмат­ривается социальная система: в малых преобладают маятниковые циклы, в средних - круговые, в больших - круговые и длинноволновые.

Совершенно иное понимание прогресса присуще культуро­логическим концепциям А. Тойнби и О. Шпенглера. Они огра­ничивают прогресс рамками локальных культур и цивилизаций, отрицая прогресс всемирной истории в целом.

Рассмотренные точки зрения показывают, что нельзя мыслить исторический прогресс абстрактно. Он включа­ет случаи регресса — возвратного движения, движения вспять к ранее пройденным ступеням и формам развития.

Прогрессивная направленность исторического развития не ис­ключает моментов циклического движения, круговоротов, когда возврат к исходному состоянию повторяется в определенном есте­ственном порядке. К примеру, циклические изменения в экономи­ке, периоды расцвета, застоя и упадка в развитии отдельных куль­тур и цивилизаций. Как очень долгий и сложный путь прогресс человечества в целом выступает в спиралевидной форме, когда каждый исторический цикл не только включает традиционные формы, но и порождает новые, сохраняя при этом восходящую направленность исторического про­цесса. Следует отметить, что такое понимание прогресса присуще в наибольшей степени марксизму.

Применяя критерии общественного прогресса, важно иметь в виду неодномерность прогрессивных преобразований, их разнонаправленность. Прогресс науки и техники может не совпа­дать с прогрессом духовной культуры, искусства, личности.

Современный этап развития общества поставил перед чело­вечеством ряд глобальных проблем, решение которых возможно лишь на путях становления и эволюции единой цивилизации. Можно выделить три группы глобальных проблем.

• Первая связана с аспектами взаимодействия общества и при­роды. Это прежде всего экологические проблемы: охрана окружаю­щей среды, поддержание динамического равновесия биосферы, опасность истощения энергетических и других природных ресурсов.

• Вторая затрагивает аспекты взаимодействия социальных общностей людей и включает проблемы предотвращения ядер­ной катастрофы, сохранения мира, преодоления экономической и культурной отсталости некоторых регионов.

• Третья группа — это антропосоциальные проблемы, отра­жающие взаимосвязи человека и общества: рост народонаселения, трансформация и адаптация личности в условиях ускоренного науч­но-технического прогресса, отчасти нарушающего психологическую и биологическую стабильность человека. Все эти проблемы так или иначе затрагивают коренные основы современной цивилизации, соз­давая угрозу ее существованию. От мировоззренческого, гуманисти­ческого осмысления глобальных проблем, их философского анализаво многом зависит определение стратегии их разрешения и прогно­зирование будущего развития человечества.

В современной западной социально-философской мысли, выдвигаются различные концепции, в которых предпринимают­ся попытки выявить влияние глобальных проблем на все сторо­ны жизни общества: экономическую, политическую, культур­ную. Одна из таких теорий — философская концепция постинду­стриального или информационного общества — сформулирована в работах Д. Белла, О. Тоффлера, И. Масуды и др. В ней рассмат­риваются перспективы развития современной цивилизации в условиях существования глобальных проблем и формирования информационного общества. К тому же она претендует на роль общефилософской теории поступательного развития человечества.

Концепция постиндустриализма исходит из того, что в со­временном обществе преобладает не первичная сфера экономи­ки (сельское хозяйство), не вторичная (промышленность), а тре­тичная (сфера услуг), в которой определяющую роль играет ин­формация. Утверждается, что микроэлектронная революция, ко­торая разворачивается в постиндустриальном обществе, делает именно информацию, а не труд, фундаментальным социальным фактором, лежащим в основе развития общества.

Информационное общество возникает на гребне третьей вол­ны человеческой цивилизации, когда на смену индустриальному обществу, в котором главным фактором являются труд, сырье, капитал, приходит такое, в котором увеличение прибылей дости­гается не тем, что производители работают тяжелее, а тем, что они работают быстрее. Значимость и удовлетворенность трудом приобретают большую ценность, чем его производительность.

Абсолютизация рыночной экономики в сегодняшней России привела на практике к погоне за прибылью как самоцели и в итоге к игнорированию ее национальных интересов, расшире­нию сферы криминального капитала, деградации нравственно­сти. Место России в мировой цивилизации зависит прежде всего от того, насколько быстро придет осознание ею собственного пути развития, основанного на самобытных российских тради­циях и ценностях.

Многообразные способы описания развития социальных сис­тем можно свести к трем основным подходам, в основе которых ле­жит различное понимание социального времени: один из них пред­ставляет развитие общества как линейный процесс, другой - как циклический, третий - как спиралевидный.

Линейная модель истории -представление о восходящем, поступательном развитии истории, переходе общества от низших менее совершенных форм жизни к более совершенным.Линейная модель истории является прогрессистской.(Философия просвещения, позитивизм, теории технологического детерминизма, У.Ростоу, О.Тоффлера).

Линейная модель истории зародилась в ветхозаветном созна­нии, на базе которого сформировалась христианская (как и иудаистская, и мусульманская) историософия. Линейная перспектива исто­рического процесса проходит через все средневековье (где история ограничивается рамками: сотворение мира - конец света) ив виде разнообразных Версий теории прогресса (просветительской, сенсимоновской, гегельянской, марксистской, позитивистско-эволюционистской и пр.) доживает до наших дней.

Вопрос о критериях социального прогресса не принадлежит к числу окончательно решенных. Например, с системной точки зрения прогресс общества рассматривается как последовательное усложне­ние его структуры, повышение уровня организованности (хотя это относится не ко всем типам систем), а регресс - соответственно как деградация, как движение вспять. Наглядный образ времени в этом случае - ориентированная в одном направлении стрела. Но следует иметь в виду, что в действительности регресс не может рассматри­ваться как простой повторение в обратном порядке ранее пройден­ных этапов развития. Это связано с тем, что от этапа к этапу меняют­ся исторические условия, поэтому даже если воссоздать прежние со­циальные институты, в новых условиях они функционировать или не смогут, или это будет происходить в каких-то новых формах. В связи с этим правомерно говорить об асимметричной направленности ли­нейного прогресса и линейного регресса. С.Э. Крапивенский спра­ведливо полагает, что отличительной чертой линейной динамики яв­ляется кумулятивный характер и что в ходе реализации линейных процессов возникают необратимые изменения, которые не полно­стью отрицают предыдущие, а частично вбирают в себя их свойства, обогащают их, усложняя тем самым весь процесс в целом.

У линейной модели истории есть существенный недостаток: в рамках этого подхода общественно-исторические закономерности мыслились как необхо­димая, повторяющаяся связь между явлениями, задающая единый путь, по которому с теми или иными отклонениями следуют все со­циальные системы. Однако в действительности приходится говорить о возрастающей нелинейности в процессе трансформации социума.

Циклическая модель истории

Циклическая модель исторического процесса возникла в древнеземледельческих цивилизациях, получив философскую интер­претацию в Древней. Греции и Риме (Гераклит, Платон, Аристотель, стоики, Полибий). Идея цикличности применялась тогда основном к смене форм правления. После краха античного мира, в эпоху сред­невековья, циклическое моделирование истории отходит на второй план, сменяясь линейной моделью, но вновь оживает в среде мысли­телей Возрождения и их идейных преемников (Н. Макиавелли, Дж. Вико), а затем, по мере кризиса идеи прогресса, у Н.Я. Данилевского и Шпенглера. Лишь немногим, как Августину и спустя полтора тысячелетия Тойнби (в поздний период его творчест­ва), удавалось добиться некоторого, пусть и непрочного, соединения этих двух взглядов на исторический процесс. Идеи циклического развития общества разделял и К.Н. Леонтьев; циклический характер носила и теория этногенеза Л.Н. Гумилева. Идею цикличности раз­вивали также Парето (идея циркуляции элит), Михельс (железный закон олигархии), Кун (теория научных революций), Шумпетер (эко­номические кризисы) и др. Таким образом, концепция цикла имма­нентно присутствует во всех крупных философских, социологиче­ских и экономических теориях, стремящихся понять типологически сходные фазы развития социальных процессов и дать их сравнитель­ное описание (А.Н. Медушевский).

В циклической модели общественного развития периоды по­ступательного развития не отрицаются, а рассматриваются в более широком контексте - как фазы цикла, в котором на смену прогрес­сивному периоду приходят фазы застоя и упадка. Весь же путь раз­вития общества представляет собой совокупность различных по ве­личине замкнутых циклов, которые составляют один гигантский временной цикл. Образ времени здесь уже не стрела, а круг.

Современные, ученые выделяют несколько типов цикличе­ских изменений - системно-функциональный, исторический, истори­ческий круговорот, волновое развитие.

Говоря о типе цикличности, следует учесть, что это понятие - относительное, так как он зависит от масштаба, в котором рассмат­ривается социальная система: в малых преобладают маятниковые циклы, в средних - круговые, в больших - круговые и длинноволновые.

Прежде чем рассуждать об истории, надо так или иначе ответить на вопрос, что она собой представляет, каковы её содержательные границы. Обычно историю определяют как науку о прошлом — минувшей действительности, предшествующем развитии, о том, что когда-то произошло или случилось с человеком, народом, обществом в целом. Тем самым история сводится к простому анализу прошедших событий. Такое понимание истории является не точным и не полным. На самом деле история не даёт людям забыть прошлое

Содержание

Введение 3
1. ЦИКЛИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 4
2. ЛИНЕАРНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИСТОРИИ 6
3. СПИРАЛЕВИДНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ 8
4. КОВАРИАНТНАЯ МОДЕЛЬ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ 11
Заключение 13
Список литературы 14

Вложенные файлы: 1 файл

Концептуальные модели истории.doc

ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра истории и философии

Концептуальные модели истории

Реферат студента группы ССТ-11

кандидат исторических наук, кандидат юридических наук,

доцент Пирожкова И.Г.

1. ЦИКЛИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 4

2. ЛИНЕАРНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИСТОРИИ 6

3. СПИРАЛЕВИДНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ 8

4. КОВАРИАНТНАЯ МОДЕЛЬ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ 11

Список литературы 14

Прежде чем рассуждать об истории, надо так или иначе ответить на вопрос, что она собой представляет, каковы её содержательные границы. Обычно историю определяют как науку о прошлом — минувшей действительности, предшествующем развитии, о том, что когда-то произошло или случилось с человеком, народом, обществом в целом. Тем самым история сводится к простому анализу прошедших событий. Такое понимание истории является не точным и не полным. На самом деле история не даёт людям забыть прошлое. Научно-историческое исследование даёт вторую жизнь тому, что однажды уже прошло по жизни, завершило свой земной путь, отцвело и умерло. История — торжество жизни над смертью, настоящего над прошлым. История есть коллективная память людей, память о прошлом. Но память о прошлом — это уже не прошлое в собственном смысле слова. Это — прошлое, восстановленное и восстанавливаемое через призму современной идеологии. Память всегда современна, она — составной смысловой элемент реального, непосредственно на наших глазах разворачивающегося процесса.

История – это прежде всего процесс. С этим сейчас согласно большинство историков, специалистов по философии истории, социологов. 1 Существуют различные модели этого процесса, то есть модели истории. Эти модели представляют не отдельный сегмент исторической реальности, а историю как целое, то есть прошлое, настоящее и будущее вместе. Таких моделей существует множество и их поиск постоянно продолжается. Основная задача данного исследования рассмотреть основные концептуальные модели истории.

  1. ЦИКЛИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕС СА

Циклическая модель истории – одна из наиболее древнейших в человеческой культуре. Образ цикла сформировался из наблюдений за сменой дня и ночи, лунных фаз, времён года, приливов и отливов. Периодичность появления определенных звёзд и вера в их влияние на судьбы людей привели к вере в то, что многие общественные явления периодически повторяются с течением времени.

Циклическая модель впервые получила классическое выражение в древнегреческой философии. Античные философы полагали, что история не знает движения к исторической или сверхисторической цели: она движется по кругу и возвращаясь к своему исходному пункту.

В VI-V в.в. до н.э. традицию циклического толкования истории мира и общества продолжали самые известные греческие философы того времени, прежде всего Платон и Аристотель. По Платону история любой культуры или любого народа проходит последовательно через стадии появления, развития и утончения, достигает вершины и из-за наводнений, чумы или других причин приходит в упадок и распадается. Аристотель наметил цепочку форм государственного устройства: монархия, или царская власть, непосредственно соседствующая с аристократией, — полития — олигархия — тирания — демократия.

Идея цикличности выражается не только языком философских теорий, но и языком цифр. Ученые предпринимают попытки вычислить временную протяженность волн и циклов. Например, Л. Гумилев полагал, что длина каждой из фаз примерно 300 лет, полный же цикл равен 1500 годам; Питирим Сорокин выделял эпохи продолжительностью 600 лет; А. Чижевский связал социальные циклы с периодами наивысшей активности Солнца и выяснил, что они равны 11,1 года 3 . Современные исследователи, продолжающие работать в этом направлении, делают выводы о существовании 80 - 90-летних и 600-летних циклов, которые накладываются друг на друга. Эти расчёты интересны не только сами по себе, но имеют и прикладную ценность: они позволяют делать краткосрочные и долгосрочные прогнозы развития общества. Учёным предстоит ещё большая работа в этой области.

Линеарная концепция истории выражает идею прямолинейности общественного развития и связана использованием образа или фигуры линии в историческом объяснении. Сама по себе прямолинейность не указывает чётко направления развития; возможно развитие и "вперёд", и "назад", и даже "вбок". Здесь главное — не само направление, а жёсткое, непрерывное, выстраиваемое в линию следование однажды принятому направлению.

Линейное развитие общества может происходить в двух направлениях— прогрессивном и регрессивном. Если направление линии развития представляет собой последовательное нарастание совершенства, подъём на более высокие уровни развития, реализующего к тому же определенные человеческие цели, то её называют линией прогресса, прогрессивной эволюции общества. В этом смысле прямолинейность общественного развития отождествляется с его прогрессивностью. Линеарная концепция истории рассматривается как концепция прогрессивного развития общества.

Концепция линейности истории появилась сравнительно недавно. Триумф идеи прогресса, соответствующих настроений и ожиданий пришёлся на XVIII в. О прогрессе в это время писали многие: Вольтер, Дидро, Даламбер и др. Но полнее и глубже других в этом вопросе был Ж.А.Н.Кондорсе. Прогресс человечества, общества видится французскому мыслителю как прогресс человеческого разума. 4 Конечно, не всегда прогресс разума ведёт общество к счастью и добродетели. Результатом активности разума являются не только истины, но и некоторые заблуждения. Согласно Кондорсе, прогресс закономерен, подчинён общим законам развития.

Линию прогресса человеческого разума, человечества Кондорсе расчленяет на 10 исторических этапов, или эпох. Первая эпоха — исходная ступень цивилизации: семьи, объединённые в племена. Вторая эпоха характеризуется переходом "от пастушеского состояния к земледелию". Труд становится более производительным, жизнь — более обеспеченной и безопасной. Третья эпоха характеризуется дальнейшим разделением труда и классовой дифференциацией общества. Четвёртая эпоха — "прогресс человеческого разума в Греции до времени разделения наук в век Александра". Пятая эпоха – эпоха прогресса наук. Шестая эпоха ограничена упадком просвещения. Седьмая эпоха охватывает период с начала возрождения науки до изобретения книгопечатания. Восьмая эпоха – эпоха великих географических открытий. Девятая эпоха берёт свое начало от Декарта, а завершается образованием французской республики. Десятая эпоха – эпоха будущего прогресса человеческого разума.

Отношение к прогрессу в XX веке более чем сдержанное. Сама идея прогресса оттеснена на периферию духовной жизни. Интерес к ней оживился в связи с концепцией "конца истории" Френсиса Фукуямы. Фукуяма утверждает, что мы являемся свидетелями "конца истории как таковой", то есть завершения "идеологической эволюции человечества и универсализации западной либеральной демократии как окончательной формы правления" 5 . С этого момента не будет и не должно появиться ничего принципиально или эпохально нового.

Образ спирали, интуитивный, спонтанный, давно появился в человеческой культуре. Однако его познавательная эвристика, его интегративные возможности впервые были раскрыты лишь в диалектике — сначала гегелевской, а потом в марксистской. Из диалектики как учение о развитии пришло подтверждение и развернутое теоретическое обоснование этого образа.

Спираль связана с законом отрицания отрицания. Среди законов диалектики этот закон занимает особое, синтезирующее место. Закон отрицания отрицания фиксирует направление, т.е. форму и определенный (всегда только относительный) результат развития. Спираль, спиралевидность и есть это направление развития. В свете данного закона процесс развития структурно распадается на отдельные, относительно самостоятельные стадии, этапы, фазы. При этом каждая последующая стадия связана с предыдущей отрицанием — необходимым, сущностным элементом развития.

Гегель нашел очень удачный термин для диалектического отрицания — снятие. В нём органически слились три смысловых плана: упразднение, сохранение и подъём. Во-первых, диалектическое отрицание есть устранение, уничтожение, отбрасывание старого, отжившего, того, что не отвечает изменившимся условиям, препятствует дальнейшему развитию. Во-вторых, оно вбирает, удерживает и сохраняет всё жизнеспособное, перспективное, ценное, что есть в отрицаемом состоянии, что было в предшествующем развитии. Наконец, в-третьих, диалектическое отрицание даёт жизнь новому качественному состоянию, новой стадии развития. А это равнозначно обогащению, тому или иному совершенствованию содержательных, структурных, функциональных и иных характеристик всех относящихся сюда явлений. Иначе говоря, в общем плане диалектическое отрицание утверждает более высокий уровень развития. 6

Понятием общественно- экономической формации в марксизме фиксируются отдельные шаги или качественно своеобразные ступени истории человечества. Всего таких ступеней пять: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. Переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществляется в результате социальной революции, в её основе — конфликт между производительными силами и производственными отношениями. Движущей силой этого качественного скачка в развитии общества, согласно марксистскому учению, выступает классовая борьба. 7

Закон отрицания отрицания и вычерчиваемая им спираль развития универсальны. Согласно марксистской традиции, этот закон действителен для природы, общества и человеческого мышления. Спираль общественного развития, всемирной истории выстраивается из малых спиралей. Смена общественно-экономических формаций происходит с естественноисторической необходимостью. Ни одна из них не сходит с исторической арены прежде, чем разовьются (и будут исчерпаны) все ее сущностные силы.

Картина

Схема Дмитрия Быкова


Модель Быкова во многом вдохновлена историей Советского Союза. Оттуда взяты основные термины (реформы Ленина — зажим Сталина — оттепель Хрущева — застой и маразм Брежнева-Черненко-Андропова). Рассматривать идею нужно с осторожностью, помня о том, что Быков образца начала 2000-х отрицает прогресс. Он считает, что по исторической спирали Россия не поднимается, а съезжает, причем витки становятся все ýже — как у индуистов с их Кали-Югой.

Теория поколений


Интересно, что и тандем Стросса-Хоу, и Быков находят естественную аналогию для своих систем во временах года. У американцев Подъем — это весна, Пробуждение — лето, Спад — осень, Кризис — зима. У Быкова немного по-другому: реформы он также ассоциирует с летом, однако следующий за ним зажим — с зимой, оттепель — с весной, застой — с осенью.

История как рассказ

Модель Стросса-Хоу напоминает схему, известную всем драматургам и литературоведам: экспозиция-завязка-кульминация-развязка. Только, чтобы она работала, начинать нужно с осени и со Спада, тогда кульминация придется на лето и Пробуждение. В двадцатом веке философы неоднократно пытались взглянуть на историю как на жанр литературы. Это одна из важных черт философии постмодернизма.



В большинстве моделей не предполагается дословное повторение пройденного. Скорее, заходя на новый круг, наш исторический болид вынужден снова проходить похожие виражи. Например, может повторяться цикл в освоении новой технологии, когда от иррационального страха перед ней (интернет убьет кино/музыку/литературу и превратит нас всех в зомби) мы переходим к симбиозу с ней и в конце концов вносим доступ к этой технологии в список базовых человеческих прав. Так же и в случае с локальными островками истории: после завершения путинской эпохи России придется заново проходить стадию относительного хаоса и установления новой стабильности.

Политический компас

Цикл анархизма-консерватизма-радикализма-либерализма вызывает много вопросов. Разумеется, это только один из возможных способов рассматривать политический спектр. Однако во многих подобных моделях, действительно, используются две оси: консерваторы и либералы по вертикали, левые и правые по горизонтали. Разумеется, левые не всегда анархисты, а правые — не всегда радикалы-националисты. Но общая идея в том, что маятник общественного развития раскачивается между коллективизмом и индивидуализмом, между традиционализмом (консервативные ценности, государственный контроль) и стремлением к новизне (либеральные ценности, гражданские свободы).


Пятое колесо



Ободы с 1 по 3 объяснены в первом посте серии, с 4 по 13 — во втором, цветовые соответствия — в третьем, все остальное — в этом. (Типы Платона и характеры Шиллера-Гете тематически связаны с архетипическими ролями в теории Стросса-Хоу и четырьмя темпераментами, поэтому я добавил их на 19 и 20 ободе.)


Цикличность истории – это теория исторического круговорота, подразумевающая повторение этапов зарождения, расцвета и упадка или полной гибели человеческих сообществ.

Разнообразие теоретических вариаций данной концепции относят к периоду ее становления. Циклизм противоположен идее прогресса.

Идея цикличности истории получила развитие в эпоху Возрождения в Италии, но только в последние десятилетия XIX века оформилась в качестве самостоятельного направления. Ключевую роль в этом сыграл немецкий историк Э. Мейер.

Образ круга, или циклического коловращения – первый в серии настойчивых человеческих усилий познавательно овладеть временем и историей. Истоками этот образ восходит к архаической мифологической картине мира. То есть, мифам, повествующим о периодических катастрофах и обновлении мира, об умирающих и воскресающих богах и пр.

Цикл и цикличность из мифологии легко перекочевали в философию. В таком первобытно-мифологическом виде они еще очень интересовали философов. Дух цикличности пронзает все социально-политические изыскания Аристотеля и Платона. Их богатое творческое наследие подробно рассматривает круговращение форм правления или государственного устройства.

Самым первым признание получил циклический, или круговой процесс, позже – поступательный, или линейный, а сейчас, как самый тип – спиралевидный процесс.

Теории циклического развития, или исторического круговорота разнообразны по используемому авторами материалу, форме изложения, методам аргументации, видению всемирно-исторических перспектив.

  • божественная – отсутствие государства;
  • героическая – формирование аристократического государства;
  • человеческая – демократическое государство со свободой и естественной справедливостью;
  • упадок, разрушение и возврат к первоначальному состоянию.

Готовые работы на аналогичную тему

Вико основой цикличности считал форму правления в обществе. У Вико субъект исторического процесса – отдельные народы, проходящие божественные стадии, или теократические правила, героические – правление аристократов, человеческое – демократическое правление, которые и образуют истинный цикл.

Идея цикличности в идеях разных философов

Данилевский считал, что историю цивилизаций творят люди, роль которых в этом творении различна. Так, известны:

  • позитивные исторические лица – люди, племена и народы, которые создали мировые цивилизации;
  • негативные исторические лица – монголы, гунны, тюрки, которые сыграли разрушительную роль относительно других цивилизаций;
  • пассивные исторические лица – являются этнографическим материалом для других исторических лиц.

Любой народ в своем развитии прошел три стадии: этнический или племенной, государственный или политический, цивилизационный или культурный. Общая хронология, то есть историческая судьба у перечисленных цивилизаций отсутствует, то есть они развиваются преимущественно обособленно: отсутствует историческое событие, оказавшее воздействие на судьбу целого человечества.

Цивилизации возникают при взаимодействии двух факторов: появление творческого меньшинства, то есть элиты с не вполне благоприятными условиями, которые бросали вызов творческому меньшинству. Цивилизация представляет ответ творческого меньшинства на этот исторический вызов в формате религии, искусства, науки и техники, экономики и пр.

Стержень цивилизации – это некоторая религия, носителем которой сначала выступало творческое меньшинство, а позже и народ. Цивилизации проходят стадию становления, расцвет и упадок, основа которых – соответствующее состояние элиты, подлинный духовный и организационный стержень цивилизации.

Тойнби А. выделял пять живых цивилизаций:

  • христианская – западное общество;
  • православно-христианская – Россия, Украина, Белоруссия и др.;
  • исламская – страны Северной Африки и Среднего Востока;
  • индуистская – Индия;
  • буддистская По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Религиозная этика буддизма подробнее – Китай и пр.

Циклическое развитие может быть историческое и функциональное. Оба они выражаются становлением общества, какого-либо института, общностей или отдельных людей, их расцветом, упадком и исчезновением. Например, становление, расцвет и упадок фашистской Германии, милитаристской Японии, Советского Союза. Таким образом, циклическое развитие общества предполагает выделение определенных стадий становления, расцвета и упадка, которые выступают в качестве разных качественных состояний общества.

В циклическом общественном развитии выделяют несколько ключевых моментов:

  • специфический круговорот, с повторением одних и тех же состояний;
  • чередование таких кругов на протяжении достаточно длительного периода;
  • повторение таких кругов на новой в некотором смысле основе.

Циклический подход к общественному развитию предполагает, чтобы внутри цикла изменяются качества общества, а также они меняются между циклами-кругами. В связи с этим свести циклическое развитие к теории исторического круговорота невозможно. Например, при циклическом подходе к развитию России, было выделено несколько последовательных циклов: княжеский, имперский, советский. Каждый раз, при завершении цикла-круга, Россия вступала в новый.

Кроме исторической цикличности, иногда выделяют цикличность функциональную, которая состоит из:

  • общественной стабильности;
  • нестабильности общества, то есть кризисов и революций;
  • стабильности на новой основе.

Здесь предполагается рассматривать характер функционирования социальных институтов, общностей и государств. В стабильном цикле воспроизводства естественно сложившиеся социальные общности, устойчивые формы деятельности социальных субъектов, их традиционные роли в обществе осуществляют общественную саморегуляцию. Социальная система, которая была выведена из равновесия, через некоторый промежуток времени снова вернется в свое первоначальное состояние.

splava

Колесо истории невозможно повернуть назад, а потому ход развития общества нужно принимать таким, как есть. Зачастую философы и мыслители разных эпох оценивали историю развития общества с точки зрения собственных предпочтений, поэтому столь много противоречивых мнений. Первые подобные трактовки можно наблюдать со времён античности.

Греческий мыслитель Гесиод, вообще, преподносил развитие человечества только, как движение по нисходящей, когда эпоху золотого века, где царили благочестие и нормы глубокой морали, сменил серебряный век – век упадка устоев и почитания Бога. Согласно его теории, сейчас миром правит железный век, в коем нет места нравственности. Таким образом ставится под сомнение сам процесс прогресса. Многие приверженцы циклической и линейной концепции считают его взгляды утопией.

Основные подходы к характеру развития исторического процесса

  1. Линейный (линейно-стадийный). Предполагает постоянное развитие человеческой цивилизации на основе преемственности поколений, передаче накопленных знаний, опыта. Поступательное развитие (реформация и совершенствование) прослеживается со времён Древнего Рима. Тогда философы опирались на христианское мировоззрение, где история представляется в виде линии, её начало – это людское падение во грех, а конец – второе пришествие Христа. С развитием эпохи просвещения верование в прогресс приравнивалось к верованию в Бога. Позже – к вере в силу разума. Эволюция общественного сознания и социального прогресса более детально представлена в работах Моргана, Гегеля, О. Конта, К. Ясперса и Маркса. Как раз труды К. Маркса являются отражением прогрессистского подхода. Согласно его концепции, история носит естественноисторический характер, а её реализация осуществляется сменой главенствующих этапов общественно-исторических формаций.
  2. Циклический (фаталистический). Подход, в котором предполагается существование массы локальных культур, где каждая несёт в себе собственное мировоззрение и имеет отдельный жизненный цикл. Возник на рубеже XVIII-XIX веков, результате разочарования в силу прогресса, не сумевшего разрешить гуманитарную проблему человечества. Тогда-то и появились первые критические оценки прогресса, которые опирались по большей части на развитие науки и техники, и новые предположения нелинейных концепций. Циклический ход исторического процесса основан на периодически повторяющихся сменах времён года, морских приливах и отливах, жизненных биоритмах (старости, смерти), лунных фазах – с их помощью человечество впервые пыталось понять ход мироздания. Позже – в политических переменах, социальном развитии отдельных культур, общин, глобальных достижениях, катаклизмах. Сторонники циклической концепции: О. Шпенглер, А. Тойнби, К. Данилевский, Л. Н. Гумилёва, Н. Д. Кондратьев.
  3. Спиралевидный. Развитие истории имеет форму спирали, с отрицанием предыдущих стадий, отбрасыванием устаревшего и отжившего свой век наследия. Отбор нового, качественного и жизнеспособного материала.
  4. Ковариантная модель. Принимает одновременно разные варианты развития, не отрицает параллельное развитие наций.
  5. Постмодернистские концепции. Само единство истории ставится под сомнение, как и признание её разнообразия.

Плюсы циклической модели концепции

Минусы циклической модели концепции

Общество – очень сложная система. Разбираясь в многообразии его развития более уместно применять комплексный критерий (оценивая экономическую сферу упор делать на степень развития производства, политическую – на уровень воплощения свободы нации, социальную – на гармонию сосуществования человека и сообщества, духовную – на потенциал самореализации и вероисповедания). Ни один из них не может просматриваться, как самодостаточный. М. Вебер как раз говорил об ошибочности однофакторных теорий, не позволяющих открыть многообразие исторических событий.

Вывод

История у человеческого общества одна, а метапаттернов несколько. Именно их многообразие помогает понять природу человеческого мира, представленного разными народами, культурой и цивилизациями. Поэтому, вникая в ход истории, невозможно опираться только на линейную, циклическую или постмодернистскую концепции, но каждая из них имеет право на существование.

Читайте также: