Цифровая экосистема это кратко и понятно

Обновлено: 02.07.2024

Например, по принципу win-win работают самые популярные социальные сети (Вконтакте, Facebook, Instagram). Однако если мы акцентируем внимание на материальной части, то увидим, что пользователи сетей ничего не получают. И это притом, что именно благодаря пользователям сети и имеют миллиардную прибыль, а бизнес — клиентов.

Цифровой феодализм

В итоге каждая опубликованная статья этих блогеров - это был своеобразный микровклад в развитие издания. В качестве оплаты пользователи получают опубликованный текст на официальном сайте издания. Это приносит им радость, удовлетворенность, понимание значимости - любые другие социальные блага, которые не выражаются в денежном эквиваленте.

Почему ваш продукт не экосистема?

Но когда один из участников этого процесса не получает ничего, то сама суть экосистемы утрачивается. Нарушая это условие, любая цифровая экосистема превращается в обычное сервисное предложение, которое будет выполнять одну из функций одного из десятков приложений и сервисов, которыми пользуется клиент.

В этом и заключается проблема: провозглашая себя цифровой экосистемой, компании не понимают смысла этого понятия, и на деле могут предложить лишь сервисное приложение.

Количество цифровых экосистем на российском рынке увеличивается, а действующие — расширяются. На карте ICT.Moscow — больше 150 цифровых экосистем для бизнеса: Сбер, Тинькофф, Яндекс, МТС и Магнит. Крупные компании фокусируются на экосистемном развитии, строят из этого стратегию на 5 — 10 лет, расширяют сервисы и выходят на новые рынки:

МТС, Сбер, Тинькофф и Магнит позиционируют себя как экосистемы

Такое развитие российского рынка — отражение мировой тенденции. Компании трансформируются и оцифровываются уже несколько лет, но 2020 год ускорил этот процесс в разы. Теперь участие в цифровой экосистеме — необходимый этап развития. Например, в 2023 году 80% компаний из списка Global 2000 будут развивать циф­ровые экосистемы и получать не менее 20% выручки через новые сервисы — данные IDC. А сейчас семь из десяти крупнейших компаний мира по капитализации — это экосистемы:

За тем как развиваются крупнейшие экосистемы мира мы следим в нашем Telegram-канале @heads_ecosystem. А в этой статье расскажем

  1. Что такое цифровая экосистема
  2. Какие бывают стратегии развития
  3. Когда компания может назвать себя экосистемой

Будет полезно тем, кто хочет построить цифровую экосистему вокруг своего бизнеса или хочет стать партнером одной из них.

Что такое цифровая экосистема

Цифровая экосистема — бесшовная цифровая среда, в которой представлены собственные и партнерские сервисы компании. Сервисы экосистемы работают в разных сегментах рынка: e-commerce, foodtech, DIY, e-health, fintech и другие.

  • Покупают билеты на самолет
  • Заказывают еду из ресторанов
  • Консультируются с юристом
  • Показывают домашних питомцев ветеринарам

Новые сервисы появляются на сайте и в мобильном приложении банка. А лояльный клиент, который управляет счетом в приложении, получает новые возможности. Теперь он может заказать еду, купить авиабилет, получить помощь юриста или ветеринара через знакомый ему интерфейс. И удовлетворить свои межотраслевые потребности в одном месте быстрее, удобнее и дешевле, чем раньше. А экосистема заработает на таком клиенте больше, чем отдельный банк.

Пользователь больше не нужно искать службы, передавать свои контакты и номер банковской карты, запоминать события. Потому что приложение с новыми сервисами делает все за пользователя. А доступ к сервисам происходит через единый аккаунт. Так четыре разных неудобных канала связи превратились в один универсальный.

Как построить экосистему

Есть три базовые стратегии:

  • разрабатывать новые сервисы своими силами
  • приобретать крупные доли в компаниях и включать их в экосистему
  • заключать партнерства с минимальными инвестициями

Разрабатывать новые сервисы своими силами

Ядро экосистемы и новые сервисы предлагают пользователю закрывать какие-то отраслевые задачи: еда, транспорт, проживание, здоровье, работа и развлечение. Но разработка каждого нового сервиса — это создание нового бизнеса и его последующая интеграция.

Здесь придется пройти все стадии: исследование рынка, найм команды, организация бизнес-процессов, управление, разработка цифрового сервиса и его интеграция с экосистемой.

Чтобы разработать и выпустить на рынок новый цифровой сервис, нужна квалифированная команда: проект-менеджеры, разработчики, дизайнеры, аналитики и тестировщики. Обычно в крупных экосистемах есть свои команды. Но иногда они обращаются в студии разработки за более профильными специалистами и целыми командами.

Приобретать крупные доли в компаниях и включать их в экосистему

В такой стратегии экосистема расширяется, покупая и присоединяя к себе уже готовые компании. Экосистема управляет компаниями, подключает их к своей цифровой платформе и отвечает перед потребителем за их работу. Купленные компании появляется в экосистеме как новые сервисы. Они получают пользовательские данные, их интересы и предпочтения. И дополняют это хранилище с данными новыми сведениями. Экосистемы иногда специально покупают какие-то компании, чтобы получить недостающие данные.

Заключать партнерства с минимальными инвестициями

Стратегия похожа на предыдущую. Разница в том, что партнер экосистемы остается самостоятельным участником, может выйти из нее или работать одновременно в нескольких экосистемах. Например, как PayPal — система цифровых платежей и площадка для электронной коммерции.

Зачем бизнесу экосистема

Цифровая экосистема работает на несколько рыночных сегментов. Если рассматривать клиентов, конкурентов и деловых партнеров через призму одной отрасли — невозможно распознать изменения рынка: новые привычки и типы клиентов, новые инструменты и стратегии конкурентов. Такие компании не успевают за меняющимся рынком и взаимодействуют с ним неправильно. А когда компании объединяются, они работают друг на друга и растут экспоненциально, опережая динамику рынка и двигая экосистему в лидеры.

Содержание

Что такое экосистема

Цифровая экосистема – это комплекс внутренних систем и приложений, бизнес-процессов, поставщиков, партнёров и клиентов. Это динамичная и взаимосвязанная сеть, которая развивается вокруг одной компании, к примеру, в виде маркетплейса.

Экосистемы – это бесшовная среда. Пользователь словно путешествует внутри нее, сам того не замечая. В рамках экосистемы компания может закрывать потребности своих клиентов самостоятельно или с помощью партнеров.

В основе подобной сквозной интеграции – принцип win-win, где каждый её участник выигрывает. Партнёры получают новых клиентов, которые ранее были недоступны по собственным каналам продаж. Компания собирает и анализирует данные о покупателях, чтобы развивать маркетинговые коммуникации. А клиент находит нужные продукты или услуги, которые компания смогла ему предложить за счёт продуманной системы рекомендаций.

Digital экоксистема.jpg

Экосистема СБЕРа.jpg

Какие бывают экосистемы

Однако не только крупные финансовые компании создают экосистемы. Для внедрения и интеграции платформы не важен размер бизнеса, главное – объём входящих лидов и задачи, которые компания хочет решить с помощью нового инструмента.

Экосистемы бывают собственными и внешними. Первый тип можно поделить на более мелкие: вертикальные, горизонтальные и гибридные. Они различаются по механизму работы площадки.

Внешняя экосистема – это вариант для компаний, у которых ограниченный поток заявок, и им нужно его увеличить для роста бизнеса. Собственная платформа станет для них дорогим и даже бессмысленным средством для роста бизнеса, разумнее подключается к чужой платформе, которая поможет выйти на новых клиентов.

В чем преимущества экосистем

Экосистема – это сложный технологический проект с массой интеграций. Несмотря на сложности реализации польза такого подхода очевидна: оптимизация процессов, повышение эффективности работы различных направлений и максимально полная информация о целевой аудитории, что помогает развивать маркетинг, сервис и продажи.

Ранее ИТ-инфраструктура большинства компаний строилась по принципу пирамиды: сначала бизнес внедрял учетные системы, потом – фронт-офисные системы, и только в последнюю очередь – бизнес-аналитику и решения для прогнозирования. Долгое время эта парадигма оставалось ведущей, от которой многие предприятия отталкивались, когда строили свой ИТ-ландшафт.

ИТ ландшафт компании.jpg

Сейчас бизнес выбирает экосистемный подход в архитектуре. Связано это с ростом клиентских данных и желанием создавать новые возможности для повышения продаж. Даже такие консервативные отрасли, как промышленность и производство, начинают вести бизнес в D2C (direct to customer), и экосистемы играют в этом не последнюю роль.

Экосистема – это единая среда для самых разношерстных решений. Она позволяет легко подключать новые продукты и процессы. Если воплощать её в облаке, можно сильно сократить бюджет внедрения, а позже – быстрее и проще обновлять и поддерживать системы.

Стратегия экосистемной интеграции немыслима без новейших технологий – без этого сложно поддерживать темпы развития бизнеса. Например, компании могут воспользоваться преимуществами современных облачных сервисов и SaaS-решений, а не полагаться на устаревшее программное обеспечение.

Как экосистема помогает увеличить прибыль

Экосистема открывает для компаний новые возможности благодаря большому объёму информации о целевой аудитории. Как бизнес может эти знания применить?

Более качественный сервис. Экосистема автоматизирует множество ручных операций – расчёты, заключение договоров, формирование заказов, обслуживание, – что сокращает вероятность ошибок и увеличивает скорость работы. А значит, сокращаются и операционные издержки.

Эффективный маркетинг. Экосистема объединяет все каналы коммуникации и точки взаимодействия с клиентом – и онлайн, и офлайн. Все детали и предпочтения каждого покупателя собраны в одном месте, что упрощает сегментацию аудиторию и сильно влияет на эффективность CRM-маркетинга.

Персонализированные и дополнительные предложения. Благодаря цифровой экосистеме менеджеры знают, что предложить различным клиентским сегментам завтра или через год, на любом из этапов воронки продаж.

Расширение бизнеса. Идеальный сценарий – это тот, при котором взаимодействие бренда с клиентом не заканчивается только одной покупкой, а длится годы. Сегодня человек открывает дебетовую карту, через год – берёт ипотеку, а через пару лет – ищет ремонтную бригаду и покупает мебель. И при этом он находит нужные ему услуги в едином интерфейсе, оставаясь внутри экосистемы, даже когда пользуется услугами партнёров компании. Таким образом, чтобы увеличить прибыль, не обязательно активно привлекать новых клиентов, достаточно эффективнее работать с текущими.

Глубокое представление о бизнес-процессах. Больше статистики – больше возможностей проанализировать, где и какие сложности возникают у клиента при принятии решения, по какой причине, в каких моментах компания теряет деньги, или, наоборот, есть переизбыток ресурсов. Знания об этом помогут лучше прогнозировать мощности и грамотно планировать бюджет.

Если бизнесу нужна автоматизация небольшого и конкретного бизнес-процесса, узконаправленные ИТ-инструменты будут наиболее подходящим решением. Но если количество ручных операций выходит за рамки комфортного расхода ресурсов, компании стоит задуматься о создании экосистемы. Трансформация в единую платформу и интеграция с партнёрами позволяет увеличить жизненный цикл клиента и получить дополнительную выручку. Такая прибыль растёт в долгосрочной перспективе и иногда сильно превосходит затраты на продукт или услугу, за которой покупатель обращался изначально.

Нужна экспертная или технологическая помощь в запуске или трансформации вашей цифровой экосистемы? Оставьте свои контакты в форме ниже, мы свяжемся с вами в ближайщее время.

Государственная информатизация в России переходит на новый уровень: вместо разрозненных отдельных ИТ-систем федеральных ведомств, региональных органов власти и государственных сервисов должна появиться единая цифровая экосистема. В марте 2020 года этот процесс находится в самом начале: закладываются очертания будущей цифровой системы госуправления, которую предстоит создавать совместно государству и бизнесу. Конференция TAdviser IT Government Day 11 марта 2020 г. в Москве стала первым деловым мероприятием, на котором представители российского бизнеса и государства обсудили понятие "цифровая экосистема государства" и то, каким образом необходимо ее создавать.

Содержание


Команду бизнеса составили руководители ИТ-компаний:

Какой должна быть цифровая экосистема государства?



Максут Шадаев: Если госуслуги растворятся в коммерческих экосистемах крупных рыночных игроков, у нас не возникнет единого мощного слоя фронтального обслуживания. А оно призвано стать ключевой точкой контакта с нашими гражданами, где государство, в том числе, объявляет свою повестку

По мнению Максута Шадаева, сегодня мы находимся на некотором перепутье, и конкретный путь развития еще предстоит выбрать. Один вариант предполагает, что государство должно фактически раствориться со своими госуслугами и госсервисами в тех экосистемах, которые уже созданы, незаметно присутствовать там, обеспечивая возможность получения услуги или сервиса в любом месте, где находится человек.

Подразумеваются те коммерческие услуги, которые можно уложить в государственные суперсервисы, то есть комплексные онлайновые государственные услуги. Тогда, например, сервис зачисления в вуз, вполне вероятно, будет включать пул услуг, связанных с получением кредита, а сервис покупки автомобиля - услугу выбора поставщика полиса.

Директор НИИ "Восход" Андрей Бадалов согласен с Шадаевым:



Андрей Бадалов: Для нас первичной является оценка со стороны фронт-офиса, то есть с точки зрения полезности тех услуг, которые мы создаем, для потребителей

Павел Гонтарев полагает, что альтернативных путей развития экосистемы цифрового государства по факту нет:

Дмитрий Комиссаров напоминает, что бизнес-сообщество в сфере ИТ представляют не только крупнейшие игроки:

Также Комиссаров предостерегает от соблазна упростить разработку, передав ее целиком в госструктуры:

Максут Шадаев согласен - если наши государственные предприятия будут делать платформы самостоятельно, то результат может быть достигнут не так быстро, как хотелось:

Павел Гонтарев замечает, что успех деятельности по построению экосистемы будет зависеть от того, удастся ли найти новые формы взаимодействия бизнеса и государства:

Принципы и архитектура цифровой экосистемы

По мнению Максута Шадаева, создание цифровой экосистемы государства невозможно свести к разработке некоторой схемы:



Максут Шадаев: Нельзя рассчитывать на то, что удастся создать одну картинку и сказать: все, теперь мы живем по этой схеме. Есть много кейсов, которые по разным причинам в эту картинку не впишутся

Эти принципы имеют большое значение, поясняет Шадаев, в частности, для переформатирования механизма согласования бюджетных расходов – этим сейчас занимается министерство. Проблема в том, что отсутствие таких принципов серьезно затрудняет проведение экспертизы, которая требуется от Минкомсвязи при согласовании технической части любого контракта любого ведомства в части информатизации.

Андрей Бадалов согласен

Игорь Ляпунов замечает:

Павел Гонтарев считает, что идеальной архитектуры и идеальной картины не может быть в принципе. Нужно двигаться по этому пути: от первых простых очевидных решений к более сложным в итерационном порядке, в рамках ежегодных обновлений технической политики.

Любое обсуждение цифровой экосистемы неминуемо приходит к дискуссии по вопросам интеграции. Участники TAdviser IT Government Day уделили этому аспекту серьезное внимание.

Технологическая интеграция

Для этого, поясняет Бадалов, необходимо обеспечивать тесную технологическую интеграцию с существующими платформами обработки данных.

В реализации этой задачи важную роль играют несколько ключевых принципов:

Дмитрий Комиссаров сетует на то, что в обсуждениях экосистемы государства не уделяется должного внимания проверке того, что целевая ИТ-инфраструктура, условно говоря, управляется государством. Речь идет не столько о российском программном обеспечении, сколько о растущих рисках, связанных с массовым использованием открытого ПО в госучреждениях РФ. В последнее время нередки случаи, когда в силу тех или иных геополитических тенденций разных стран, неожиданно меняются лицензионные соглашения зарубежных вендоров, в первую очередь, американских.



Дмитрий Комиссаров: В последнее время нередки случаи, когда в силу тех или иных геополитических тенденций разных стран, неожиданно меняются лицензионные соглашения зарубежных вендоров, в первую очередь, американских

В госсекторе есть примеры ситуаций, когда излишнее увлечение открытым ПО приводило к невозможности дальнейшего развития крупных информационных систем, отвечает Шадаев. Может ли техническая политика однозначно учесть подобные риски принятия решения лицами, ответственными за информатизацию?

Теме информационной безопасности цифровой экосистемы государства был посвящен отдельный раздел дискуссии.

Информационная безопасность цифровой экосистемы государства

Павел Гонтарев предлагает решать большие задачи, начиная с малого:



Павел Гонтарев: Должна быть единая среда авторизации государственных сервисов, общая система нормативно-справочной информации, стандарты технической политики с точки зрения информационной безопасности

Лев Матвеев считает, что вопросам информационной безопасности при разработке цифрового фундамента уделяется недостаточно внимания:

Максут Шадаев прокомментировал это предложение:

Игорь Ляпунов поддержал позицию министерства:

Источником растущих проблем ИБ, считает Игорь Ляпунов, является геополитическая обстановка:



Игорь Ляпунов: На нашу инфраструктуру идут атаки от группировок, спонсируемых государствами, они очень заинтересованы в той информации, которую мы аккуратно собираем в рамках разных проектов информатизации

Эксперт обозначил основные векторы совершенствования систем ИБ. Во-первых, новый подход к построению системы защиты.

Дмитрий Комиссаров поддержал коллег:

Модернизация нормативной базы

Павел Гонтарев делится своими впечатлениями от работы на рынке госструктур в условиях нынешнего регулирования:

План взаимодействия электронного правительства с коммерческими системами



Максут Шадаев: Приказом Минкомсвязи должны быть утверждены принципы взаимодействия инфраструктуры электронного правительства с коммерческими системами, а также план по их взаимному проникновению

Инновационные схемы финансирования

Один из ключевых вопросов любого инфраструктурного проекта - вопрос финансирования. Все участники дискуссии согласились с тем, что инновационные подходы к ИТ-проектам требуют инновационных схем финансирования.

С коллегой категорически не согласился Дмитрий Комиссаров:

Он формулирует два ключевых элемента задачи создания цифровой инфраструктуры государства:

Правда, замечает министр, есть ответ на вопрос о поддержке развития решений таких компаний:

Вопрос, насколько эффективен сам ныне действующий механизм венчурных инвестиций, министр предложил пока вынести за скобки:

Перспективы взаимодействия в форме ГЧП

Андрей Бадалов видит сферы для реализации механизмов ГЧП:

Аналогичный подход, по мнению Бадалова, применим и к НСУД, и к системам обработки данных:

Особое место в инфраструктуре государства занимает промышленный интернет. Здесь, полагает Андрей Бадалов, наблюдается избыток – в хорошем смысле – предложений на рынке.

На самом деле, полагают участники обсуждения, несмотря на частое упоминание аббревиатуры ГЧП в прессе, реальных примеров не так уж и много. А те, которые есть, чаще всего носят эксклюзивный характер, соответствующие решения, по сути, принимаются на очень высоком уровне.



Максут Шадаев: Механизм НСУД надо расширять на отраслевые решения: ТЭК, промышленность и др. Тогда это будет еще более интересно для бизнеса

Лев Матвеев, отвечая на вопрос об опыте государственно-частного партнерства, напоминает, что коммерческие компании инвестируют деньги в развитие отрасли:

Тезисы о возможностях ГЧП вызвали большой интерес у представителей госструктур, собравшихся в зале. В частности, Борис Левченко, представитель правительства Ульяновской области, интересовался перспективами тиражирования Центра управления Московской областью, который недавно глава области Андрей Воробьев представил президенту РФ, в русле общей политики Минкомсвязи по продвижению типовых проектов.



Максут Шадаев пояснил, что по итогам представления Центра управления регионом президенту РФ прошло заседание Совета по развитию местного самоуправления. На этом заседании президент РФ дал поручение создать в каждом регионе такой центр и поставил разработчикам три главных задачи. Во-первых, видеть все, что волнует жителей, по всем каналам обращения граждан. Во-вторых, видеть и отслеживать критически важные показатели, связанные с уровнем и качеством жизни граждан, реализацией нацпроектов. В-третьих, изменять процессы для того, чтобы жалоб со стороны населения становилось меньше.

Говоря о вопросах внедрения разрабатываемой цифровой платформы управления регионом, Максут Шадаев подчеркнул:

Это важная деталь для региональных структур, которые в последние годы активно занимались информатизацией и создали современные хорошо работающие системы.

Роли госвеба и гособлака

Алексей Драгунов, директор Регионального центра информационных технологий Псковской области, рассказал о проблемах с дублированием образовательных сайтов в результате появления Госвеба, а также проблемах подключения к федеральной крипто-сети университетского Центра цифровой трансформации с солидным накопленным информационным ресурсом.



В конференции TAdviser IT Goernment Day приняли участие 230 руководителей и экспертов органов власти, ИТ-компаний, образовательных и научных организаций

Среди участников конференции оказалось немало владельцев ИТ-решений или информационных систем, которыми они хотели бы поделиться с коллегами в других регионах. Максут Шадаев дал ответ:

И даже на вопрос из зала, видит ли федеральное министерство разработки муниципального уровня, у главы Минкомсвязи нашелся позитивный ответ:

Платформа здесь нужна, пояснил министр, чтобы обеспечить тиражируемость разработок конечных сервисов.

Кроме того, министерство занялось формированием банка данных о лучших решениях регионального и муниципального уровня.

Банк лучших решений планируется создать летом 2020 года. Видимо, первая его презентация состоится на Госовете по тематике цифровизации в конце мая.

Таким образом, дискуссия на тему взаимоотношений бизнеса и государства в ходе создания цифровой экосистемы государства прошла в обстановке взаимопонимания. Команды бизнеса и государства не вступили в противостояние, а продемонстрировали понимание общей масштабной задачи, в которой каждая сторона является носителем уникального опыта и специфических возможностей.

Читайте также: