Цицерон трактат о судьбе кратко

Обновлено: 02.07.2024

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

Гордиевич О. И., Главнейшие черты практич. этики Ц., К., 1899 ; Буассье Г., Ц. и его друзья, пер. с франц., М., 1914 ; Ц. 2000 лет со времени смерти. Сб. ст., М., 1959 ; Hirzеl В., Untersuchungen zu Cicero's philosophischen Schriften, Bd 1—3, Lpz. (877—83; Ruegg W., Cicero und der Humanismus, Z., 1946 ; Seel O., Cicero. Wort, Staat, Welt, Stutt., 1903 ; Valente M., L'ethique sto'icienne chez Ciceron, P., 1956 ; Hunt H. A. K., The humanism of Cicero, Carlton, 1954 ; DOuglas A., Cicero, Oxf., 1968 ; Gor l er W., Untersuchungen zu Ciceros Philosophie, Hdlb., 1974 ; Heu? A., Cieefos Theorie vom remischen Staat, Gott., 1975.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

(Cicero), Марк Туллий (106–43 до н.э.) – рим. гос. деятель, оратор, теоретик риторики и философ. Учился у греч. эпикурейцев Федра, Филона из Ларисы, стоика Диодота, с к-рым дружил, Антиоха, эпикурейца Зенона и ритора Деметрия. Наибольшее влияние оказал на него Посидоний. В 44, после убийства Цезаря, был фактич. главой респ. Рима, но в 43 цезарианцы взяли верх и убили Ц. Противник эпикурейского атомизма, Ц. был сторонником стоич. учения о целесообразности и провидении. Бессмертие души для него совершенно несомненно. Гл. внимание Ц. уделял проблемам этики. Наперекор стоикам и скептикам Ц. отстаивал идею непосредств. достоверности и всеобщей врожденности моральных понятий. Поскольку аффекты души представляются Ц. слишком хаотическим и сумбурным явлением, он считает, что лучше избавиться от них. Ц. сознает, однако, что этот идеал редко осуществляется в реальной жизни; он удивляет своим совмещением чувства слабости и неустойчивости человеч. судьбы и в то же время убежденности в абс. характере морали. При этом Ц. нисколько не стремится к последовательности и твердости своей аргументации.

Большое значение имеют сочинения Ц. как источник для истории философии, их широко использовал Маркс в своей докторской диссертации (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произв., М., 1956, по имен. указат.). Политич. идеал Ц. – соединение монархии, аристократии и демократии. Субъективная взволнованность и красноречивость Ц. сделали его популярным писателем в новое время.

Соч.: М. Т. Ciceronis scripta quae manserunt omnia, I–XVII, Lipsiae, 1914 (c 1964 г. начато новое издание); в рус. пер.: Об обязанностях к сыну М. Ц., М., 1877; Тускуланские беседы к М. Бруту, кн. 1–5, К., 1888–89; О природе богов, "Гимназия", 1892, No 2–3, с. 1–71; 1893, No 1, с. 1–16; 1894, No 5, с. 17–32; No 6, с. 33–48; No 10, с. 49–80; 1895–1896, No 2, с. 1–8; 1899, No 2, с. 9–24; No 3, с. 25–48; Филос. трактаты о старости и дружбе, М., 1893; О наилучшем роде ораторов, "Гимназия", 1895, No 6–7; Речь "О дивинации", К., 1896.

Лит.: Буасье Г., Ц. и его друзья. Очерк рим. общества во времена Цезаря, М., 1880; Гордиевич О. И., Главнейшие черты практич. этики Ц., К., 1899; Черняев П. Н., Филос. воззрение Ц. по "De divinatione", "Варшавск. унив. изв.", 1911, No 2, с. 1–32; История философии, т. 1, М., 1940, с. 362–67 (имен. указат.); Утченко С. Л., Учение Ц. об "идеальном гражданине", "Вестник древней истории", 1954, No 3; Φомина т.к., Филос. терминология Ц. (на основе анализа трактата "De finibus bonorum et malorum"), M., 1958 (Автореф. дисс.); Ц., 2000 лет со времени смерти. Сб. ст., М., 1959; Hirzel R., Untersuchungen zu Cicero's philosophischen Schriften, Τl 1–3, Lpz., 1877–83; Schink W., Cicero als Philosoph, "Neue Jahrbücher für das klassische Altertum", 1914, Bd 34, S. 513–22; Ζie1inski Th., Cicero im Wandel der Jahrhunderte, 4 Aufl., Lpz. – В., 1929; Оksa1a P., Die griechischen Lehnwörter in den Prosaschriften Cicero's, Hels., 1953; Haury Α., L'ironie et l'humour chez Cicéro, Leiden, 1954.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960—1970 .

ЦИЦЕРОН (Cicero) Марк Туллий (106—43 до н. э.) — римский государственный деятель, оратор и писатель, впервые сделавший латинский язык полноправным средством выражения философских идей. Не будучи оригинальным мыслителем, основателем философской школы или создателем собственной философской системы, Цицерон стремился к тому, чтобы создать на родном языке философскую прозу, способную ввести римскую читающую публику в курс последних достижений греческой философской мысли, дать материал для серьезного чтения и самообразования. В 19—20 вв. Цицерон интересовал историков философии в основном как источник сведений о послеаристотелевской философии, огромное большинство текстов которой было утрачено. Цицерон долгие годы занимался под руководством последнего схоларха афинской Академии Филона из Ларисы, слушал его ученика, а затем философского противника Антиоха Аскамиского, посещал лекции современных ему стоиков и эпикурейцев. Ему были хорошо знакомы учения корифеев Средней Стой — Панэтш и Посчдочш, он читал и использовал как образцы диалоги Аристотеля, сочинения Крантора и Клитомаха, Зенона и Хрисиппа. При этом, однако, он не был вульгарным компилятором. Многочисленные попытки разрезать его тексты на куски, представляющие собой буквальные переводы из того или иного греческого автора, попытки “восстановления” т. о. гипотетических греческих трактатов оказывались в большинстве своем неубедительными. Чужие мысли и даже дословные заимствования полностью интегрированы у Цицерона в собственный контекст.

Цицерон начал свою литературную деятельность с сочинений, обозначаемых обычно как “риторические”, т. е. относящиеся к теории красноречия. Однако уже юношеское сочинение “О нахождении” и затем написанный в 55 большой диалог “Об ораторе” посвящены не только техническим вопросам риторики. Цицерон считал нужным принять участие в древнем споре риторики и философии, где соперничающие стороны были представлены еще и Сократом, и Платоном. Нужно ли быть философом, т. е. выработать и последовательно применять общие принципы, к которым может быть возведен каждый конкретный случай, чтобы быть хорошим защитником в суде, хорошим советчиком в Сенате, хорошим оратором перед Народным собранием — в общем полезным деятелем в государстве? И что такое в сущности государство? Эмпирическая данность, сложившаяся исторически под влиянием разнородных и случайных обстоятельств и управляемая случаем и произволом, или форма проявления общих и незыблемых принципов права и справедливости, при нарушении которых наличная реальность может называться государ

ством лишь “омонимически”, как сказал бы Аристотель? В сочинениях конца 50-х гг., “О государстве” и “О законах”, сохранившихся не полностью, он рассуждает именно “о наилучшем государстве и наилучшем гражданине”. Следуя за Полибием, уже за век до него осмыслившим впечатляющий римский государственный опыт в категориях греческой политической мысли, и стоиком Панэтием, Цицерон видит в Римской республике времен ее расцвета ту “смешанную политик”, в которой свободное волеизъявление народа и его подлинное участие в государственных делах оптимально сочетаются с необходимым руководством со стороны разумнейших и достойнейших. Тем самым избегаются недостатки, присущие основным выделявшимся греками типам государственного устройства: монархии, аристократии и демократии; ведь они “неустойчивы”, ибо все время угрожают выродиться соответственно в тиранию, олигархию и охлократию.

Расцвет литературной деятельности Цицерона приходится на время владычества Цезаря (46—44). В этот недолгий промежуток, на который падает кроме других общественных и семейных потрясений внезапная смерть его любимой дочери Туллии, и была осуществлена впечатляющая программа философского просвещения. В центре тогдашних философских дискуссий стоял вопрос о природе и статусе знания, часто формулировавшийся как вопрос о “критерии истины”: существуют ли в нашем восприятии либо мышлении какие-либо признаки, гарантирующие достоверность конкретного акта познания? Может ли, следовательно, знание о чем бы то ни было быть окончательным? В соответствии с учением Новой Академии, последователем которой Цицерон себя всегда признавал, и в противоположность стоикам он отвечал на этот вопрос отрицательно. Однако этот т. н. скептицизм не означает отказа от познавательной деятельности. Филон разрабатывал категорию “убедительного”, или “правдоподобного”, как ориентир не только в повседневной жизни (как применяли ее его предшественники), но и в научном познании. Вероятно, он основывался при этом на опыте Перипатетической школы. В работе “О пределах добра и зла”, посвященной теоретическому обоснованию этики, Цицерон последовательно опровергает учения основных школ о высшем благе (удовольствии — у эпикурейцев, добродетели — у стоиков), оставаясь при скептическом воззрении, согласно которому окончательное теоретическое обоснование высшего блага невозможно. Однако в области практической морали определяющим для Цицерона является понятие природы: “кто следует природе, тот не ошибается”. Это, как и толкование понятий добродетели и долга, сближает его как моралиста со стоиками, что в особенности видно в его последнем сочинении “Об обязанностях”. Однако признание стоической морали не примиряет его со стоической верой в традиционных богов, с их фатализмом и связанной с этим верой в ведовство. Трактаты “О природе богов”, “О ведовстве” и “О судьбе” посвящены язвительному и остроумному разоблачению суеверий и обоснованию чисто философской религии, а также человеческой ответственности за свои поступки. Наиболее совершенными с литературной точки зрения являются “Тускуланские беседы” в 5 книгах и два маленьких трактата: “О старости” и “О дружбе”, говорящие о том, как истинная философия, т. е. стремление к мудрости и нравственному совершенствованию, обогащает основу повседневного существования — дружбу и смягчает и наполняет смыслом неизбежные тяготы всякой жизни: старость, боль, смерть близких и ожидание собственной. До нас не дошли его “протрептический” (“обращающий к философии”) трактат “Гортензий” (знаменитый благодаря высокой оценке со стороны бл. Августина) и “Утешение”, обращенное к самому себе (впервые в истории жанра) в связи со смертью дочери Туллии. Для всех последующих эпох Цицерон так или иначе оставался представителем гуманизма — само это слово восходит к его излюбленному понятию humanitas.

Соч.: Cicero in 28 vol. Cambr., 1981—89 (Loeb Classical Library); почта все философские трактаты с параллельным французским текстом, вступительными статьями и комментариями имеются в изданиях “Les belles lettres”. Филологически надежные издания с подробным критическим аппаратом предоставляет Bibliotheca Teubneriana; в рус. пер.: Диалоги, 2-е изд. М., 1994 (“О государстве”, “О законах”); О старости, О дружбе. Об обязанностях, 2-е изд. М., 1993; Три трактата об ораторском искусстве, 2-е изд. М., 1994; Фи

лософские трактаты. М, 1995 (“О природе богов”, “О дивинации”, “О судьбе”); Опровержение эпикуреизма. Кн. 1, 2 произведения “О высшем благе и крайнем зле”. Казань, 1889; Избр. соч. М., 1975 (“Тускуланские беседы” и др.); О пределах блага и зла. Парадоксы стоиков. М.,2000.

Лит.: Покровский М. М. Лекции по Цицерону. М., 1914; Буасье Г. Цицерон и его друзья. М., 1914; Утченко С. Л. Цицерон и его время. М., 1972; Грималь П. Цицерон. М., 1996; Philippson, Tullius, RE, 2 Reihe, 13 Hbbd, 6/2, col. 1104—1191; HinelR. Untersuchungen zu philosophischen Schriften Ciceros, Bd. I-III. Lpz., 1877; Zielinski Th. Cicer im Wandel der Jahrhunderte, 1914; Hunt H. The humanism of Cicero. Melbourne, 1954; Fortenbaugh W. W., Steitmeti P. (ed.). Cicero's Knowledge of the Peripatos. New Brunswick, 1989; PowellJ. G. F. (ed.). Cicer the Philosopher: Twelve Papers Edited and Introduced. Oxf., 1995.

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

ЦИЦЕРОН

  • Описание
  • Алфавитный указатель
  • Арабская философия
  • Индийская философия
  • Китайская философия
  • Русская философия
  • Этика
  • Авторы
  • Приложения

1. Cicero in 28 vol. Cambr., 1981–89 (Loeb Classical Library);

4. О старости, О дружбе, Об обязанностях, 2-е изд. М., 1993;

5. Три трактата об ораторском искусстве, 2-е изд. М., 1994;

1. Покровский М.М. Лекции по Цицерону. М., 1914;

2. Буасье Г. Цицерон и его друзья. М., 1914;

3. Утченко С.Л. Цицерон и его время. М., 1972;

4. Грималь П. Цицерон. М., 1996;

5. Philippson, Tullius, RE, 2 Reihe, 13 Hbbd, 6/2, col. 1104–1191;

6. Hirzel R. Untersuchungen zu philosophischen Schriften Ciceros, Bd. I–III. Lpz., 1877;

Политический деятель, философ и оратор Марк Туллий Цицерон жил в Древнем Риме. Римлянин не происходил из знатного рода, но ораторским талантом сумел достичь небывалых высот в политической карьере. Марк Туллий до последнего оставался сторонником республиканского строя, за что поплатился жизнью. До нашего времени дошли некоторые литературные, философские и ораторские труды деятеля. Современники Цицерона считали, что у философа эталонный стиль повествования.

Портрет Цицерона

Портрет Цицерона

Творчество Марка Туллия оказало влияние на формирование древнеримской культуры. Трактаты, речи Цицерона восхищали историков разных времен. Исследователи делают важные выводы, основываясь на произведениях философа.

Детство и юность

Цицерон в детстве

Цицерон в детстве

Родственники Марка Туллия входили в круг уважаемых людей. К примеру, муж тети Гай Акулеон тесно общался с оратором Луцием Лицинием Крассом. Цицерон вдохновлялся дядей, считая деятеля человеком тонкого ума. Акулеон разбирался в гражданском праве.

Цицерон

Цицерон

В детском возрасте Цицерон вместе с двоюродным братом приезжал в Рим для общения с Крассом. Резиденция отца Марка Туллия была в городе. Дом располагался в квартале Карины. Современники философа утверждали, что Цицерон обучался легко и ненасытно. Подростком выучил греческий язык, постигал науки у учителей из Греции.

Литература и философия

Статуя Цицерона

Статуя Цицерона

Риторическое образование в те годы не устраивало Марка Туллия, поэтому оратор пытался достучаться до молодых умов творчеством. Цицерон установил высокую планку, которую невозможно было достичь, но благодаря этому начинающие ораторы приближались к этим представлениям.

Цицерон считал, что оратору необходим широкий кругозор: необходимо ориентироваться в риторике, философии, истории и гражданском праве. Для оратора важно быть образованным и искренним, обладать чувством такта. Молодым людям философ дал немало советов. К примеру, в речи использование риторических фигур допустимо, но перегружать ими высказывания не следует. Последовательность – одна из основ ораторского искусства.

Оратор Цицерон

Оратор Цицерон

Неологизмы могут быть использованы в речи, но при этом новые слова должны быть понятны слушателям. Избегать изобразительно-выразительных средств не следует, но метафоры нужно подбирать естественные и живые. Практиковать рассуждения можно при помощи философских тем. Цицерон советовал заниматься правильностью и четкостью произношения. Речи пожилых римлянок нравились оратору.

Политические и судебные речи должны обладать определенной структурой, отличной от повседневных выступлений. Пафос и шутки не помогут в восприятии изложения мыслей, но в некоторых ситуациях сделают речь живой. Оратору необходимо тонко чувствовать эти грани. По мнению Марка Туллия, эмоции лучше оставлять на заключительную часть выступления. Так можно добиться максимального эффекта.

Статуя Цицерона

Статуя Цицерона

Во время речей Цицерон замечал пользу литературы как для писателя, так для читателей. Нередко создатели литературных произведений рассказывают обывателям в биографиях и поэмах о доблести и героизме известных правителей, великих людей. Оратор советовал всем гражданам, обладающим поэтическим или писательским даром, активно развивать талант, так как природа не способна подарить максимальный уровень владения словом.

Когда речь заходила о поэзии, Цицерон становился консерватором. Оратору нравились традиционные варианты стихосложения, а поэты-модернисты подвергались критике. Философ считал, что современная поэзия - цель, а не инструмент для прославления родины, воспитания патриотов. По душе Марку Туллию были эпическая поэзия и трагедия.

Цицерон перед аудиторией

Цицерон перед аудиторией

Интересно, что Цицерон считал историю не наукой, а видом ораторского искусства. Философ пытался сподвигнуть соотечественников на изложение исторических событий, произошедших недавно. По мнению Марка Туллия, анализ древних времен не нужен. Перечисление произошедших событий не интересует обывателей, так как увлекательнее читать, что подтолкнуло деятелей на совершение тех или иных действий.

Политические взгляды

Цицерон в политике предстал теоретиком и практиком. Специалисты утверждают, что Марк Туллий внес вклад в теорию государства и права. Некоторые отмечают двуличность в суждениях на бумаге и на словах у Цицерона. Несмотря на это, советский ученый С. Л. Утченко выразил иное мнение – в трактатах философ предлагает познакомиться со взглядами на политическую теорию, которые находят применение в публичной деятельности. Марк Туллий искренне считал, что государственные деятели должны в обязательном порядке изучать философию.

Цицерон

Цицерон

Публичные выступления стали привычными для Цицерона уже в 25-летнем возрасте. Первую речь оратор произнес в честь диктатора Суллы. Несмотря на всю опасность суждений, римские власти не стали подвергать гонениям Марка Туллия. Вскоре философ переезжает в Афины для изучения любимых наук. Только после смерти диктатора Цицерон вернулся на родину. Философа приглашают в качестве защитника на судебных разбирательствах.

Политический деятель Цицерон

Политический деятель Цицерон

По мнению философа, Римской республике требуется лидер. На правителя будет возложена обязанность решения проблем и противоречий народа. Цицерону не нравилась система власти, внедренная Октавианом Августом. Оратор относил себя к республиканцам, взгляды которых противоречили принцепсу. Тезис о надклассовом лидере до сих пор вызывает жаркие споры в среде историков и исследователей. Доподлинно неизвестно, к какому решению по этому вопросу пришел Цицерон, так как до современности книги философа дошли фрагментарно.

Политический деятель в течение продолжительного времени искал идеальные законы, которые помогли бы сохранить государство. Цицерон считал, что страна развивается двумя путями - гибнет или процветает. Для последнего и нужна идеальная законодательная база. При этом Марк Туллий скептически относился к судьбе.

Статуи Цицерона

Статуи Цицерона

Цицерон считал, что право – сложная наука, которую не смогли постичь даже судебные ораторы. Для улучшения ситуации необходимо использовать философские методы и теории в изучении и классификации принципов гражданского права. Тогда законы станут искусством.

Юлий Цезарь

Юлий Цезарь

По мнению Цицерона, в мире отсутствует справедливость. Политический деятель считал, что на смертном одре каждому воздастся за прожитое время и поступки. Марк Туллий не рекомендовал в точности следовать закону, потому что это приводит к яркой несправедливости. Это сподвигло оратора к требованию справедливого отношения с рабами, которые ничем не отличаются от наемных трудяг.

Личная жизнь

Личная жизнь Цицерона оказалась непростой. Философ женился дважды. До старости Марк Туллий прошел с первой супругой – Теренцией. Девушка происходила из уважаемого рода. Теренция родила Цицерону двух детей. Девочка Туллия умерла в юном возрасте. Позже появился сын Марк. Спустя 30 лет брак распался.

Бюсты Цицерона

Бюсты Цицерона

В 60-летнем возрасте Цицерон вновь женился. Супруга Публия была младше мужа, но это не помешало. Ревнивую девушку не устраивали отношения философа с дочерью, поэтому вскоре Цицерон уходит из семьи.

Ходили слухи, что сестра Клодия стремилась выйти замуж за политического деятеля. Оратор - старший ребенок в семье. Брат - Квинт.

Смерть

После смерти Цезаря за постоянные нападки на Антония Цицерона помещают в проскрипционные списки. Таким образом, философ становится врагом государства. Имущество конфисковали. Кроме того, за убийство или выдачу правительству Цицерона объявили награду.

Марк Антоний

Марк Антоний

Оратору о случившемся удалось узнать в момент общения с Квинтом. Сначала Цицерон вместе с братом отправился в Астуру, а потом хотел остановиться в Македонии. Братья не успели запастись вещами для такого путешествия. В итоге Квинт решил задержаться и собрать чемоданы, а Цицерон должен был ехать дальше.

Догнать политического деятеля Квинт не сумел, так как был убит. Цицерон поспешил скрыться на судне. Позже Марк Туллий сошел на землю и стал метаться, ища спасения. В итоге возвращается в Формию, на личную виллу. Неожиданно в окнах появились вороны, которые стащили с лица философа плащ. Рабы попытались помочь мужчине и донесли на носилках до моря.

Смерть Цицерона

Смерть Цицерона

Подоспели убийцы – центурион Геренний и военный трибун Попиллий. Работник рассказал, куда понесли Цицерона. Увидев это, оратор приказал рабам остановиться. Марк Туллий смотрел на убийц в излюбленной позе, а потом позволил умертвить себя. Философа зарезали, отрубили голову и руки за написание речей против Антония.

Ораторская речь

Марк Тулий Цицерон родился в семье всадника, в античном городе Арпинум, возле Рима. В 16 лет юный философ уехал в Рим для обучения римскому праву. Его выдающиеся способности к красноречию начали проявляться сразу, и оратор стал постигать ораторское искусство, которое давалось юноше с легкостью.

После смерти римского диктатора философ вернулся в Рим и начал свои выступления на судебных процессах в качестве защитника подсудимых. В 63 году до н. э. Цицерона выбирают консулом, его влияние и деятельность на данной должности достигли небывалых высот, но многие граждане начали относиться к политическому деятелю с неприязнью, так как он был склонен к само хвалению.

В 44 году убивают Цезаря, и великий философ решил попытаться вернуться в более широкую политику. На выборах противостояли друг другу наследник могущественного Цезаря Октавиан и Марк Антоний. Цицерон поддерживал Октавиана, видя в нем более легкую жертву для влияния, поэтому все его речи были направлены против Марка Антония. Соперник был разбит и к власти пришел наследник Цезаря. В декабре 43 года до н. э. Цицерона нашли убитым неподалеку от Кайеты.

Биография

Ораторское искусство Цицерона

Искусство красноречия учит не только красиво произносить речь, но и также интересно мыслить, определяя правила, законы, обычая и права людей. Благодаря красноречию, многие политики имеют возможность доносить до избирателей свои мысли.

Ораторская речь, согласно Цицерону, должна совмещать в себе следующее:

  • чистоту языка – выработать данное условие в речи можно только с помощью постоянного обучения и совершенствования. Можно читать тексты ведущих ораторов, для того, чтобы брать что-то из их работы себе;
  • ясность мысли;
  • речь должна быть развернутая, с употреблением ярких слов и выражений, которые смогут зацепить слушателя и задеть его эмоции.

Цицерон считал, что оратором можно назвать любого человека, который может владеть своей речью и передавать с ее помощью свои мысли, но степень мастерства будет зависеть от виртуозности его таланта. Цицерон считал, что оратором может стать только политический деятель, который, посредством публичной речи может организовать общественную жизнь.

Философ выделял следующие обязанности хорошего оратора:

  1. он должен найти, что сказать;
  2. расположить мысли по порядку;
  3. запомнить подготовленную речь;
  4. красиво подать слушателю речь.

Важно! Самое важное для публичного выступления, по мнению великого оратора, — это произнесение речи и ее подача аудитории, то есть словесное выражение мыслей.

Ораторское искусство

Трактаты Цицерона

Знаменитый философ написал более 100 речей, которые имели политическое и судебное направление. К сожалению, до сегодняшнего времени дошло менее 60ти сохранившихся текстов. Цицероном было написано 19 трактатов по философии, риторике, политике. На его книгах выросло несколько поколений юристов.

Все трактаты знаменитого политического деятеля, были созданы в период приостановления активной политической деятельности в жизни.

Основные трактаты Цицерона:

Трактаты великого Цицерона находили отклик в обществе и помогали ему более глубоко изучить такую науку, как философия.

Трактаты

Избранные цитаты Цицерона

Секреты Цицерона

Великий оратор Марк Тулий Цицерон выделял следующие достояния ораторского искусства:

  • важно создать не только речь, но и достойное выступление к ней, оратор обязан наладить коммуникацию со слушателем, привлечь внимание аудитории. Пышную речь можно использовать в случаях, когда нужно поиграть на струнах души слушателя, вызвать у него бурю эмоций;
  • мысль должна быть изложена кратко и ясно;
  • речь обязана быть максимально понятной слушателю;
  • для начала нужно выстроить введение, далее — выделить проблему, обосновать свою точку зрения на нее и замкнуть заключением.

Заключение, в зависимости от целей выступления, может быть воспламеняющим или, наоборот, успокаивающим.

Цицерон выделял речь трех родов:

  1. речь, в центре которой стоит важность мысли, с высокими и громкими выражениями;
  2. сухое выступление, которое доносит мысль до слушателя мягко и сжато;
  3. средний род речи, который не обладает ни высокопарностью, ни сдержанностью.

Успех Цицерона был достигнут с помощью его природного таланта, постоянного пополнения знаний и постоянной работой над собой.

История римского красноречия сохранила немало имен, но среди них лишь некоторые принадлежат выдающимся оратором. Одним из таких был Марк Туллий Цицерон.

Публичная речь была наиболее распространенным жанром в среде образованных людей античности. Знания, дающие людям владение устной речью, занимающей умы и сердца людей, называлось риторикой. По месту, занимаемому в искусстве художественного слова древней Эллады, риторика была сопоставима с такими жанрами искусства, как героический эпос или классическая греческая драма. Разумеется, подобное сопоставление допустимо лишь для эпохи, в которой эти жанры сосуществовали. Впоследствии, по степени влияния на развитие более поздней европейской литературы риторика, игравшая еще значительную роль в средние века, в новое время уступила место другим жанрам словесности, определившим характер национальных культур Европы на многие века. Надо особо отметить, что из всех видов художественного слова в античном мире публичная речь была наиболее тесно связана с современной ей политической жизнью, социальным строем, уровнем образования людей, бытом, образом мышления, наконец, с особенностями развития культуры народа, создавшего этот жанр.

Глава I Риторика Цицерона.

Крупнейшим классиком античного красноречия и теоретиком ораторского искусства был древнеримский оратор и политик Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.). Цицерон широко известен как знаменитый оратор, - его имя даже стало нарицательным, - значительно менее он известен как политический деятель и почти вовсе неизвестен как философ. Такое распределение "аспектов" его славы не случайно. Как представитель ораторского искусства и римской литературы, он прочно и на века вошел в историю мировой культуры; как политический деятель он имел отношение к такой эпохе и событиям, которые ныне интересуют лишь историков (и то далеко не всех!) и, наконец, как философ он едва ли может считаться крупным и самостоятельным мыслителем, сказавшим в этой области какое-то новое слово. И, тем не менее, его философские произведения - в особенности те, которые отобраны для настоящего издания, - представляют большой интерес.

В теории познания Цицерон склоняется к скептицизму, считая, что нет критерия для отличия реальных представлений от нереальных. Он рассматривает вопросы о высшем благе, о добродетелях как единственном источнике счастья, стремится к совершенству. Такому стремлению соответствуют четыре добродетели: мудрость, справедливость, мужество, умеренность. Его философские воззрения легли в основу взглядов на ораторское искусство.

Каковы же взгляды Цицерона на ораторское искусство? Теория красноречия Цицерона занимает среднее положение между азианизмом 1 и умеренным классическим аттицизмом. В трактате „Об ораторе" он выбирает свободную форму философского диалога, что позволило ему излагать материал проблемно, дискуссионно, приводя и взвешивая все доводы за и против. Цицерон сетует на то, что красноречие среди всех наук и искусств имеет меньше всего представителей. И это не случайно. По его мнению, настоящих хороших ораторов мало, потому что красноречие - нечто такое, что дается труднее, чем это, кажется. Красноречие рождается из многих знаний и умений. „В самом деле, - пишет он, - ведь здесь необходимо усвоить себе самые разнообразные познания, без которых беглость в словах бессмысленна и смешна; необходимо придать красоту самой речи, и не только отбором, но и расположением слов; и все движения души, которыми природа наделила род человеческий, необходимо изучить до тонкости, потому что вся мощь и искусство красноречия в том и должны проявляться, чтобы или успокаивать, или возбуждать души слушателей. Ко всему этому должны присоединяться юмор и остроумие, образование, достойное свободного человека, быстрота и краткость, как в отражении, так и в нападении, проникнутые тонким изяществом и благовоспитанностью. Кроме того, необходимо знать всю историю древности, чтобы черпать из нее примеры; нельзя также упускать знакомства с законами и гражданскими правами. Нужно ли мне еще распространяться о самом исполнении, которое требует следить и за телодвижениями, и за жестикуляцией, и за выражением лица, и за звуками и оттенками голоса. Наконец, что сказать мне о сокровищнице всех познаний - памяти? Ведь само собою, разумеется, что если наши мысли и слова, найденные и обдуманные, не будут поручены ей на хранение, то все достоинства оратора, как бы ни были они блестящи, пропадут даром".

Красноречие - это искусство, но труднейшее из искусств. Действующими лицами своего диалога, авторитетом которых Цицерон подкреплял свое мнение, были учителя его молодости, лучшие ораторы предшествующего поколения Лициний Красе и Марк Антоний, а также их ученики Сульпиций и Котт и менее значительные лица. 2

Известный римлянин М.Т.Цицерон написал три трактата об ораторском искусстве, в которых он учит разумно логично и правильно строить речь. Но в одном месте он оговаривается : "для оратора ничего нет более важного при произнесении речи, чем расположить к себе слушателя и так его возбудить, чтобы он был руководим больше неким душевным порывом и волнением, чем советом и разумом. Люди ведь гораздо чаще руководствуются в своих решениях ненавистью, или любовью, или надеждой, или боязнью, или заблуждением, или другим каким либо душевным движением, чем справедливостью, или предписанием, или каким-нибудь правовым установлением, или судебным решением, или законами."

Цицерон не только производил сильное впечатление на слушателей своими речами, он и писал сочинения по теории красноречия. Главные его трактаты — это "Об ораторе", "Брут" и "Оратор". В них отражен опыт нескольких десятков лет, проведенных Цицероном в сенате, суде, на форуме. Это не учебники по риторике. Автор осмысляет развитие красноречия, его место в обществе, его соотношение с философией и другими явлениями культуры. Трактат "Об ораторе" характеризует идеального оратора. Он написан в форме диалога, которая обусловливает дискуссию. Сторонник практического красноречия Марк Антоний утверждает, что говорящему достаточно ясно изложить свой предмет. Полемизирующий с ним Красс полагает, что оратор должен разбираться и в риторической теории, и в художественной литературе, истории, философии и психологии. Цицерон — сторонник последнего мнения.

Два других трактата "Брут" и "Оратор" посвящены одному из убийц Цезаря Марку Юнию Бруту. Цицерон любил этого юношу старинного рода, прекрасно образованного, аскетических установок, твердой воли и трезвого ума, хотя Брут был другом ненавистного оратору Цезаря и сторонником нелюбимого им аттикизма 4 . Трактат "Брут" — диалог, в нем участвуют Брут, Аттик и сам Цицерон. Однако это не живая беседа, произведение скорее можно назвать лекцией Цицерона, в которой излагается история римской риторики. Здесь есть, как мы уже упоминали, и полемические мысли: Цицерон критикует аттикизм (Brut. 63—70; 283—200; 283—291). Написав это сочинение, Цицерон отправил его Бруту, который был в то время наместником Цизальпинской Галлии. Последний ответил, прося подробнее разъяснить некоторые положения или, возможно, с чем-то не соглашаясь.

Тогда Цицерон написал сочинение "Оратор". Это как бы длинное письмо Бруту: обращаясь к нему, оратор разъясняет свое мнение. Он говорит о требованиях к совершенному оратору, его образованности и подчеркивает, что идеальный оратор должен выполнить три задачи: доказать свои положения (docere), доставить слушателям удовольствие (delectare) и взволновать их (movere). Желая этого достигнуть, он должен уметь пользоваться тремя главными разновидностями стиля: низкий стиль (genus humile) подходит для убеждения; умеренный (genus modicum) оказывает эстетическое воздействие, а патетическая сила высокого стиля (genus grande) воздействует на чувства и волю (Or. 1—32; 61—139). В этом сочинении Цицерон также пишет о словесном выражении (сочетании слов, особенностях лексики — Or. 140—162) и о ритмике языка (Or. 169—237).

В этом же трактате Цицерон касается построения и содержания речи, ее оформления. Видное место отводится языку, ритмичности и периодичности речи, ее произнесению, причем Цицерон ссылается на выступление актера, который мимикой, жестами добивается воздействия на душу слушателей. В первой части работы „Об ораторе" Цицерон старается создать идеал образованного оратора, оратора-политика, который был бы одновременно и философом, и историком, и знал бы право. История, философия и право были в то время общеобразовательными предметами. „Если же речь идет о том, что по-настоящему превосходно, - пишет Цицерон, - то пальма первенства принадлежит тому, кто и учен, и красноречив. Если мы согласимся назвать его и оратором, и философом, то и спорить не о чем, если же эти два понятия разделить, то философы окажутся ниже ораторов, потому что совершенный оратор обладает всеми знаниями философов, а философ далеко не всегда располагает красноречием оратора; и очень жаль, что философы этим пренебрегают, ибо оно, думается, могло бы послужить завершением их образования". Так возникает образ идеального оратора, образованного и тем самым поднимающегося над обыденным сознанием, над толпой, способного вести ее за собой. Цицерон в трактате „Об ораторе" основывался на некоторых теоретических исследованиях своих предшественников и на практических школьных учебниках, на греческой и римской ораторской традиции и лучших образцах ораторского искусства, на своем практическом опыте. Цицерона можно считать создателем своей риторической теории, которую он наиболее полно изложил в этом трактате.

Трактаты „Брут" и „Оратор", написанные в 46 г. до н. э., он обращает к Бруту, представителю нового, аттического течения, защищая свою точку зрения. Цель этих сочинений - обосновать законность и превосходство того ораторского идеала, пути к которому Цицерон указал в диалоге „Об ораторе". Обосновывает он это направление и с точки зрения исторической (в „Бруте"), и с точки зрения теоретической (в „Ораторе").

В диалоге „Брут, или О знаменитых ораторах" Цицерон перечисляет почти всех знаменитых ораторов - свыше двухсот - в хронологическом порядке с краткими характеристиками каждого. Для Цицерона римское красноречие - предмет национальной гордости, и он счастлив стать первым его историком. Этот труд - сочинение критическое и полемическое, имеющее своей целью не только характеристику ораторов, но главным образом защиту и развитие тех идей, которые высказаны в предыдущем трактате.

Читайте также: