Чувственное рациональное интуитивное познание кратко

Обновлено: 06.07.2024

Проблема познания является одной из важнейших в философии. Как возможно познание мира? Возможно ли оно? Что есть истина? - те вопросы, которые изначально были продиктованы любовью к знанию и до сих пор образуют существо философской проблематики. Эти вопросы философские потому, что заданы в общей форме и являются только обобщенной формулировкой проблем, постоянно встающих перед человеком.

Содержание

. Введение……………………………………………………. 3
2. Чувственное, рациональное и интуитивное познание……4
3. Два типа мышления: рационально-логическое, дискурсивное (левополушарное) и образное (правополушарное)…..8
4. Знание и незнание, их диалектическая связь…………….11
5. Вера и убеждение как состояние знания………………….31
6. Заключение………………………………………………….35
7. Библиографический список……………………………….36

Прикрепленные файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ.doc

  1. Введение…………………………………………………….. .3
  2. Чувственное, рациональное и интуитивное познание……4
  3. Два типа мышления: рационально-логическое, дискурсивное (левополушарное) и образное (правополушарное)…..8
  4. Знание и незнание, их диалектическая связь…………….11
  5. Вера и убеждение как состояние знания………………….31
  6. Заключение…………………………………………………. 35
  7. Библиографический список……………………………….36

Проблема познания является одной из важнейших в философии. Как возможно познание мира? Возможно ли оно? Что есть истина? - те вопросы, которые изначально были продиктованы любовью к знанию и до сих пор образуют существо философской проблематики. Эти вопросы философские потому, что заданы в общей форме и являются только обобщенной формулировкой проблем, постоянно встающих перед человеком. Теорию познания в общем виде можно определить как раздел философии, в котором изучаются природа познания, его возможности и границы, отношение знания к реальности, субъекта - к объекту познания, выявляются условия достоверности и истинности знания.

Термин "гносеология" происходит от греческих слов "gnosis" - знание и "logos" - учение, слово и означает учение о знании, несмотря на то, что сам термин "гносеология" введен в философии сравнительно недавно, учение о познании стало разрабатываться со времен Гераклита, Платона, Аристотеля. Актуальность данной темы определяется продолжающейся до сих пор дискуссией о значении эмпирического и теоретического уровней в структуре научного знания.

Целью настоящей работы является исследование проблем теории познания, существовавших на протяжении развития философской мысли.

В связи с поставленной целью можно формулировать следующие задачи исследования:

  • рассмотреть особенности чувственного, рационального и интуитивного этапов познания
  • рассмотреть особенности левополушарного и правополушарного типов мышления
  • разобрать диалектическую связь знания и незнания
  • вера и убеждение как состояние знания

2. Чувственное, рациональное и интуитивное познание.

Одним из важнейших положений гносеологии является то, что познание есть сложный, противоречивый процесс. Сложность в том, что познание — это многостадийный, многоаспектный, детерминированный различными причинами и условиями, разворачивающийся в пространстве и во времени акт.

Цель познания — знания. Знание - средство преобразования действительности и это система. Знание возникает в процессе познания, а он состоит из форм, этапов, уровней. В теории познания выделяют, как правило, чувственное и рациональное познание, а также рассматривают интуицию как особый момент связи чувственного и рационального.

Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Для него характерны: - непосредственность (прямое воспроизведение объекта); - наглядность и предметность возникающих образов; - воспроизведение объектов на уровне явления, т.е. их внешних сторон и свойств.

Основные формы чувственного отражения: ощущения, восприятия, представления. Ощущения отража ют отдельные свойства и стороны объекта (цвет, запах и т.д.) и сами по себе не дают цельной картины объекта познания. Восприятия - синтез ощущений, при котором формируется целостный образ предмета в единстве его сторон и свойств. И, наконец, наглядное воспроизведение прошлых восприятий с помощью памяти и воображения рождает такую форму образа, как представление. По сравнению с восприятием оно является более обобщенным образом действительности, служит ступенькой, позволяющей перейти к рациональному отражению действительности.

Говоря о чувственном познании, следует заметить, что социальная детерминация чувственного отражения человека составляет его специфику по сравнению с чувственным отражением у животных. Эту специфику можно выразить в следующих положениях.

• Выделяется влияние социальных отношений, общественной и индивидуальной практики на выбор объектов отражения в окружающей действительности.

• Происходит формирование (под воздействием практики, социально-культурных условий и ценностей) перцептивных установок и ожиданий, регулирующих в ходе восприятия взаимодействие текущих сенсорных данных и прошлого опыта субъекта.

• Осуществляется взаимодействие прошлой, а также текущей сенсорной информации и культурных наслоений. Исходя из этого можно говорить о том, что непосредственность чувственного отражения - вещь относительная и что необходимо учитывать эту относительность в познавательной и практической деятельности. Таковы в общих чертах формы, особенности и специфика чувственного познания человека.

Рациональное познание — более сложный, присущий человеку способ отражения действительности посредством мышления. Мышление может быть представлено тремя основными уровнями, которые соответствуют в общем истории его развития: сенсорно-перцептивным; уровнем представлений; вербально-логическим уровнем (уровнем понятийного мышления). Для него характерны: - опора на результаты чувственного отражения, опосредованность чувствами; - абстрактность и обобщенность возникающих образов; - воспроизведение объектов на уровне сущностей, внутренних закономерных связей и отношений. К основным формам рационального познания можно отнести: понятия, суждения, умозаключения, законы, гипотезы, теории.

Понятие – логический образ, воспроизводящий существенные свойства и отношения вещей. С него начинается и им завершается любой цикл осмысления действительности. Возникновение понятия – это всегда скачок от единичного к всеобщему, от конкретного к абстрактному, от явления к сущности.

Суждение – это мысль, связывающая несколько понятий и благодаря этому отражающая отношения между различными вещами и их свойствами. С помощью суждений строятся определения науки, все ее утверждения и отрицания.

Умозаключение представляет собой вывод из нескольких взаимосвязанных суждений нового суждения, нового утверждения или отрицания, нового определения науки. С помощью понятий, суждений и умозаключений выдвигаются и обосновываются гипотезы, формулируются законы, строятся целостные теории – наиболее развитые и глубокие логические образы действительности.

И еще одно важное положение, которое желательно сформулировать при характеристике рационального познания. Необходимо различать понятия “мышление” и “интеллект”. Интеллект следует рассматривать как интегральную и высокодифференцированную способность к мышлению, как универсальную тренированность мозга. Это своего рода духовный потенциал личности, где функциональное раскрытие порождает все богатство оттенков и форм человеческого мышления. Под мышлением (умственной активностью), напротив, понимается та конкретная деятельность, которая производится носителем интеллекта.

Интуиция — определяется как способность постижения истины путем ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств. Еще ее определяют как чутье, проницательность, непосредственное познание, основанное на предшествующем опыте и теоретических научных знаниях. В иррациональной философии интуиция — мистическое постижение “истины” без помощи научного опыта и логических умозаключений.

Подсознательный характер интуитивного мышления не означает его отрыва от осознанного мышления. Во-первых, интуитивн ое мышление совершает свою работу над проблемой не раньше и не позже того, когда над проблемой бьется осознанное мышление. Во-вторых, решения, полученные на интуитивном уровне, дают ответ именно на наиболее трудные задачи, стоящие перед осознанным мышлением, дают конструкциям (моделям) осознанного мышления именно то, чего им не достает.

Завершая разговор о видах познания, следует сказать о том, что выделение в познании чувственного и рационального познания, а также интуиции вовсе не означает, что процесс познания протекает именно в такой последовательности. В реальном познании все сосуществует одномоментно, формы познания в реальном познавательном акте неразделимы. Но тем не менее знание о том, что такое познание, каковы его основные формы, закономерности, безусловно, поможет в осмыслении окружающей нас действительности.

3. Два типа мышления: рационально-логическое, дискурсивное (левополушарное) и образное (правополушарное).

Согласно типологии Юнга люди делятся на 8 психотипов. Четыре из них являются основными: мыслительный, чувствующий, ощущающий и интуитивный. Каждый из них может проявляться путем экстраверсии и интроверсии. В этой типологии есть неточности, неопределенности, хотя Юнг понимает это и предполагает уточнение своей типологии. Из 8 психотипов, первые четыре ассоциируются с известными четырьмя типами, а остальные 4 типа не обладают логическойполнотой:

1. Мыслительный экстравертный – ассоциируются с сангвиником.

2. Мыслительный интровертный – ассоциируются с флегматиком.

3. Чувствующий экстравертный – ассоциируются с холериком.

4. Чувствующий интровертный – ассоциируются с меланхоликом.

5. Ощущающий экстравертный – одно и то же, неопределенность.

6. Ощущающий интровертный – противоречие, неопределенность.

7. Интуитивный экстравертный – противоречие, неопределенность.

8. Интуитивный интровертный – одно и то же, неопределенность.

Проведенная Юнгом группировка психотипов на рациональные и иррациональные также не поддается логическому обоснованию. Юнг объединил в одну группу мыслительного и чувствующего, которые противоположны друг другу и назвал их рациональными. По содержанию мыслительный тип действительно является рациональным, так как воспринимает внешний мир реально путем распознавания реальных образов окружающей действительности, является стабильным: вначале думает, потом делает, планирует свои действия, может выработать адекватный прогноз будущего и соответствующие тактику и стратегию. Чувствующий же по содержанию является иррациональным, так как воспринимает реальную действительность искаженно, ирреально, иллюзорно, иррационально. У него повышена чувствительность к внешним и внутренним раздражителям, он является импульсивным, дестабильным: вначале делает, потом думает, не планирует свои действия, а реагирует на раздражители импульсивно, что приводит к неадекватным реакциям. Ирреальное, иррациональное восприятие внешнего мира для него является следствием психологической защиты от реальной действительности, которая невыносима для его психики.

Также нелогично Юнг относит к одной группе ощущающего и интуитивного и называет их иррациональными, хотя они являются противоположностями. На самом деле ощущающий (логический, левополушарный) и интуитивный (правополушарный) не зависят от рациональности или иррациональности. Например, интуиция может служить как рациональному (реалистическому), так и иррациональному (иллюзорному) восприятию окружающего мира вследствие повышения чувствительности к внутренним раздражителям и подмены реальных образов собственными импульсивными воображениями. В то же время известно, что интуитивно человек может воспринять образы реального мира и далее своей логикой расшифровать эти образы, установить связи между ними. На этом основывается реалистическое творчество (научное и художественное). Придание интуиции только иррациональной функции не позволяет отличить реалистическое творчество от иррационального искусства, духовность от безумия, творческих людей от шизоидных психопатов. Может быть, этим и объясняется существующий в психиатрии хаос, не позволяющий отличить людей, создавших духовное наследие человечества от шизофреников.

Следует отметить, что Юнг в других своих размышлениях об интуиции придает ей как мыслительные, так и чувственные функции и мог бы систематизировать эти знания, но нужно учесть, что во времена Юнга еще не было известно о функциональной асимметрии двух полушарий головного мозга.


О чем эта статья:

10 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Определение познания

Что такое познание? Это совокупность процессов и методов, через которые можно получить знания об окружающем мире.

Это обширное понятие, которое охватывает и естественное стремление найти логическое объяснение происходящим вокруг процессам, и искусственно созданные приемы получения и накопления знаний.

Стремление объяснить каждое явление окружающего мира — главный фактор возникновения и развития человеческой цивилизации.

Субъект — тот, кто совершает действия, которые направлены на получение знаний. Например, вы читаете этот материал, чтобы узнать виды познания и их характеристику. Получается, что вы субъект познавательной деятельности.

Объект — то, на что направлена деятельность субъекта. Например, сейчас объект вашей познавательной деятельности — понятие познания и его виды.

Мотивы — то, зачем мы что-то делаем. Различают два вида мотивов:

  • Практические мотивы толкают владеть знаниями, чтобы их использовать с целью улучшения качества жизни (учеба в институте дает профессию, которая кормит).
  • Теоретические мотивы основываются на получении удовольствия от самого процесса познания (прочитать книгу и пополнить библиотеку своих знаний).

Цель познавательной деятельности заключается в получении истинных, достоверных знаний о мире, понимании, как устроена реальность на самом деле.

Результат — это само знание о предмете или явлении. Иногда получение результата происходит неосознанно, например, если ребенок будет играть с глиняной кружкой и разобьет ее, он тут же поймет, что глина хрупкая и будет обращаться с посудой более бережно.

Сейчас узнаем, какие существуют методы познания, а после перейдем к формам.

Методы познания

Все методы познаний можно разделить на две большие группы: эмпирические и теоретические.

Эмпирические методы — выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей.

Теоретические методы — это выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение скрытых проявлений за видимыми, внутренние связи и отношения.

Наблюдение — исследователь изучает объект в его естественной среде без влияния на происходящие процессы.

Измерение — исследователь получает численные характеристики объекта через, за которым наблюдает, и сравнивает его свойства с образцовыми значениями.

Эксперимент — исследователь намеренно создает особые условия и далее изучает объект, который помещает в них.

Классификация — исследователь объединяет изучаемые объекты в группы по одинаковым свойствам.

Систематизация — исследователь объединяет накопленные знания в систему, в которой обозначены взаимосвязи и закономерности.

Описание — исследователь фиксирует сведения об объектах и данные в наблюдении с помощью естественного или искусственного языка.

Сравнение — исследователь сопоставляет свойства объекта, который изучает, со свойствами других объектов.

Исторический метод — исследователь изучает историю во всей ее полноте, обобщает эмпирический материал и устанавливает на этой основе общую историческую закономерность.

Восхождение от конкретного к абстрактному — метод, при котором исследователь сперва находит главную связь, а после шаг за шагом наблюдает, как она изменяется в разных условиях и открывает новые связи.

Восхождение от абстрактного к конкретному — метод изучения действительности, суть которого в последовательном переходе от абстрактных и односторонних представлений о ней к более конкретному ее воспроизведению в теоретическом мышлении.

Формализация — построение абстрактных математических моделей, которые раскрывают сущность изучаемых процессов.

Математизация — применение методов и понятий математики в естественных, технических и социально-экономических науках для количественного анализа явлений, которые они исследуют.

Также существуют общенаучные методы познания. Среди них выделяют:

Анализ — деление объекта на составляющие и подробное изучение.

Синтез — воссоздание целостной картины из отдельных деталей.

Аналогия — это прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках.

Конкретизация — более глубокое изучение определенных свойств.

Абстрагирование — изучение предмета под новым углом (с акцентом на одни свойства и игнорированием других).

Индукция — умозаключения, которые направлены от частного к общему.

Дедукция — умозаключения, которые направлены от общего к частному.

Идеализация — создание образа вымышленного объекта с идеальными свойствами и использование его в качестве особенного примера.

Моделирование — создание модели объекта для подробного изучения его свойств, которое невозможно на реальном объекте.

У познания есть два уровня (ступени): чувственный и рациональный. Рассмотрим отдельно каждый из них.

Поможем закрепить новый материал на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart.

Чувственное познание

Чувственное познание происходит с помощью органов чувств человека. Основные механизмы чувственного познания: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.

Формы чувственного познания:

Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, которые возникают в результате их воздействия на органы чувств. При помощи этих органов человек ощущает некоторые свойства предмета — форму, цвет, запах.

Восприятие — чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, которые воздействует на органы чувств. Именно восприятие помогает формировать представления.

Представление — чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, который сохраняется и воспроизводится в сознании даже без воздействия самих предметов познания на органы чувств. Другими словами — то, что сохранилось в памяти человека после знакомства с предметом.

Чувственное познание всегда субъективно, при этом именно этот уровень познания реализует связь человека с внешним миром.

Рациональное познание

Рациональное познание осуществляется разумом. Оно свойственно только человеку и является довольно сложным способом отражения действительности.

Основные механизмы рационального познания: сравнение, уподобление, обобщение, отвлечение.

Формы рационального познания:

Понятие — мысль, которая утверждает общие и существенные свойства объекта.

Суждение — мысль, которая утверждает или отрицает что-либо об объекте.

Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения.

Пример умозаключения: если a > b и b > c, то a > c.

Индуктивное умозаключение — от частного к общему.

Дедуктивное умозаключение — от общего к частному.

То, которое получается по аналогии.

Сравнение чувственного и рационального познания

Непосредственность, которая выражается в прямом воспроизведении объекта.

Наглядность и предметность возникающих в результате познания образов.

Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.

Опора на результаты чувственного познания.

Абстрактность и обобщенность возникающих в результате познания образов.

Воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений.

Нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании. Обе ступени проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.

Основные виды и формы знаний

Знание — результат познания действительности, содержание сознания.

Житейское — носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Это важнейшая ориентировочная основа повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Приводит к констатации фактов и их описанию.

Научное — понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем. Осуществляет предвидение разных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы).

Практическое — овладение вещами, преобразование мира.

Художественное — целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии.

Рациональное — отражение реальности в логических понятиях и категориях. Связано с рациональным мышлением.

Иррациональное — противоречит рациональному мышлению. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномальные, которые не подчиняются законам логики и науки.

Личностное — зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности.

Ученик за партой

Познание – это сложный когнитивный процесс, которому мы обязаны всеми достижениями человеческой цивилизации. Это удивительное природное явление интересовало древних мудрецов ещё до появления философии. И сегодня оно является предметом изучения гносеологии, когнитивной психологии и многих других наук. В этой статье мы сосредоточим внимание на формах познания, но чтобы Вам было проще с ними разобраться, давайте сперва кратко рассмотрим, что такое познание. Итак,

Что такое познание?

Познание – это совокупность процессов и методов получения знаний об окружающем мире. Это обширное понятие, охватывающее и естественное стремление найти рациональное объяснение происходящим вокруг процессам, и искусственно созданные приёмы получения и накопления знаний. Людям свойственно стремление объяснить каждое явление окружающего мира, и именно это стремление считается главным фактором возникновения и развития человеческой цивилизации.

Познание имеет сложную структуру, при этом фундаментальными для него являются пять основных структурных элементов:

  1. Субъект. Это тот, кто получает знание, прикладывая к этому определённые усилия. Любой человек, читающий книгу или статью в интернете, проводящий экспериментальные наблюдения или выполняющий теоретические расчёты, является в этот момент субъектом познания.
  2. Объект. Это то, на что направлена познавательная деятельность. К примеру, для читателей данной статьи объектом познания является само познание как понятие и явление.
  3. Мотив.Это фактор, вызывающий тягу к знанию, например, интерес. Мотив может быть практическим (желание получить высшее образование и обеспечить себе карьерные перспективы) или теоретическим (получение удовольствия непосредственно от процесса познания). Теоретическими мотивами человек руководствуется, например, читая статью о теории струн или строении вселенной. Этот процесс приносит удовольствие от познания, хоть и не даёт знаний, обладающих практической ценностью.
  4. Цель. Не следует путать цель и мотив. Целью познания является получение полных, точных и достоверных знаний о познаваемом объекте.
  5. Результат. Результатом познания является само знание. Стоит отметить, что результат иногда достигается даже без намеренного ведения познавательной деятельности. К примеру, ребёнок получает знания, когда впервые падает и расшибает колено, когда впервые обжигается, ранит палец или загоняет занозу. Он определенно не стремится к получению такого опыта, но знания он получает.

Формы познания

Существует две основных формы познания: чувственное (то есть, основанное на чувствах и ощущениях) и рациональное (основанное на мышлении). Рассмотрим каждую форму подробно.

1. Чувственное познание

Основными механизмами данной формы познания являются зрение, слух, осязание, вкус и обоняние. При этом само чувственное познание имеет три уровня:

  1. Ощущение. Это процесс, происходящий в органах чувств под влиянием внешнего воздействия и позволяющий понимать определенные свойства познаваемого объекта или явления (форма, цвет, вкус, температура и прочее).
  2. Восприятие. Это интерпретация чувственных данных (ощущений), представляющая собой целостный образ предмета, процесса или явления.
  3. Представление. Это воспроизведённый образ предмета, процесса или явления, сформированный в воображении на основании имеющегося опыта и сохранившийся в памяти. Для возникновения представления не требуется воздействие на органы чувств в текущий момент времени.

Чувственное познание субъективно и не отличается высокой точностью. И всё же именно оно лежит в основе всех когнитивных процессов человека. Разновидностью чувственного познания является также интуиция. Это явление заключается в том, что человек приходит к определенным умозаключениям на основании некоего внутреннего самоощущения. При этом он руководствуется не логикой и осмысленными рассуждениями, а исключительно чувствами и предчувствиями. Как и другие формы чувственного познания, интуиция очень субъективна.

При чувственном познании знание получается непосредственно от органов чувств и без дополнительной обработки может быть неточным или неполным. К примеру, если в стакане воды находится ложка, из-за преломления она выглядит изогнутой. Поэтому для точного понимания её формы образ, полученный через чувственное восприятие, должен подвергаться рациональному осмыслению.

2. Рациональное познание

Формы рационального познания:

  1. Понятие. Это логически оформленная идея или мысль, определяющая объект, явление или свойство.
  2. Суждение. Это мысль, утверждающая или отрицающая определенные факты (например, наличие свойств у предмета).
  3. Умозаключение. Это суждение, сформированное на основании нескольких других суждений и несущее при этом новую информацию.

Существует три вида умозаключений:

Очевидно, что из перечисленных видов умозаключений только дедуктивный метод может гарантировано приводить к правильным выводам. При этом индуктивный и трансдуктивный подходы являются основными источниками логических ошибок. Таким образом, рациональное познание не всегда приводит к получению достоверных знаний.

Рациональному познанию свойственны следующие особенности:

  • оно основывается на результатах чувственного познания;
  • оно использует абстрактные и обобщенные образы;
  • оно использует известные закономерности, связи и отношения.

Соотношение чувственного и рационального познания

В философии существует два противоположных взгляда на то, как соотносятся между собой чувственное и рациональное познания:

  1. Эмпиризм. Данный подход основывается на утверждении, что единственным источником знаний является чувственное познание.
  2. Рационализм. Этот подход основывается на утверждении, что достоверные знания могут быть получены только путём рациональных рассуждений с соблюдением законов логики.

Каждый из этих подходов является крайностью, и в действительности обе формы познания тесно взаимосвязаны между собой. Без чувственного познания человек не может получать информацию извне, а без рационального невозможно определить достоверность полученных знаний. В современных науках присутствует большое количество абстрактных понятий, не имеющих аналогов в материальном мире, и все же для их понимания необходимо наличие образов, сформировавшихся благодаря чувственному познанию.

Виды познания

В современной философии выделяют 6 видов познания:

  1. Философское познание. Это нахождение объяснений различным явлениям окружающего мира посредством рассуждения.
  2. Научное познание. Это получение и систематизация достоверных знаний с применением доказательного подхода.
  3. Творческое (художественное) познание. Это познание окружающего мира через художественные образы. Творческое познание не ставит перед собой задачу обеспечивать достоверность знаний.
  4. Религиозное познание. Это привитие абсолютизированных идеалов, ценностей, моральных и нравственных принципов, которые должны приниматься как данность – без аргументов и доказательств.
  5. Мифологическое познание. Такой вид познания был актуален, когда человечеству было мало известно о законах природы. Тогда любые явления объяснялись действиями неких высших сил.
  6. Самопознание. Это осмысление самого себя, понимание своих психических и физических особенностей, поиск своего места в социуме. Данный процесс длится непрерывно в течение всей жизни.

Методы познания

Все методы познаний можно разделить на две большие группы (или два уровня): эмпирические (построенные на непосредственном наблюдении неких явлений) и теоретические (основанные на анализе уже имеющейся информации и рациональных рассуждениях).

Эмпирические методы:

  • наблюдение – изучение объекта в его естественной среде без какого-либо влияния на происходящие процессы;
  • измерение – получение численных характеристик наблюдаемого объекта путём сопоставления его свойств с эталонными значениями;
  • эксперимент – намеренное создание особых условий и дальнейшее изучение объекта, помещенного в эти условия;
  • сравнение – сопоставление свойств изучаемого объекта со свойствами других объектов, которые уже были изучены ранее.

Теоретические методы:

  • анализ – деление объекта на составляющие и подробное изучение;
  • синтез – воссоздание целостной картины из отдельных деталей;
  • сравнение – сопоставление нескольких объектов, выявление одинаковых и различных свойств;
  • классификация – объединение изучаемых объектов в группы на основании наличия одинаковых свойств;
  • конкретизация – более глубокое изучение определенных свойств;
  • абстрагирование – изучение предмета под новым углом (с акцентом на одни свойства и игнорированием других);
  • систематизация – объединение накопленных знаний в систему, в которой четко прослеживаются взаимосвязи и закономерности;
  • индукция – умозаключения, направленные от частного к общему;
  • дедукция – умозаключения, направленные от общего к частному;
  • идеализация – создание образа вымышленного объекта с идеальными свойствами и использование его в качестве эталона;
  • моделирование – создание модели объекта для подробного изучения его свойств, которое невозможно на реальном объекте.

Заключение

Познание – это сложное явление, которое было одним из важнейших объектов изучения в философии на протяжении всего её существования. Сегодня разные аспекты познания изучаются такими науками как когнитивная психология, науковедение, социология знания, научная методология и множеством других научных дисциплин. Увы, изучение данного понятия не входит в школьную программу. Но можно с уверенностью сказать, что понимание сути познания, его форм, видов и методов очень полезно для любого человека, сохраняющего интерес к знаниям, саморазвитию и самоактуализации.

Познание — это многостадийный, детерминированный различными причинами и условиями, разворачивающийся в пространстве и во времени акт. Противоречивость познания проявляется уже в том, что оно переводит материальное в свою противоположность — идеальное. Цель познания — знания. Знание возникает в процессе познания, а он состоит из форм, этапов, уровней. В теории познания выделяют, как правило, чувственное и рациональное познание, а также рассматривают интуицию как особый момент связи чувственного и рационального.

Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств. Для него характерны: - непосредственность; - наглядность и предметность возникающих образов; - воспроизведение объектов на уровне явления, т.е. их внешних сторон и свойств.

Основные формы чувственного отражения: ощущения, восприятия, представления. Ощущения отражают отдельные свойства и стороны объекта, не дают цельной картины объекта познания. Восприятия - синтез ощущений, при котором формируется целостный образ предмета в единстве его сторон и свойств. наглядное воспроизведение прошлых восприятий с помощью памяти и воображения рождает представление.

Рациональное познание — более сложный, присущий человеку способ отражения действительности посредством мышления. Мышление может быть представлено тремя основными уровнями, которые соответствуют в общем истории его развития: сенсорно-перцептивным; уровнем представлений; вербально-логическим уровнем (уровнем понятийного мышления). Для него характерны: - опора на результаты чувственного отражения, опосредованность чувствами; - абстрактность и обобщенность возникающих образов; - воспроизведение объектов на уровне сущностей, внутренних закономерных связей и отношений. К основным формам рационального познания можно отнести: понятия, суждения, умозаключения, законы, гипотезы, теории.

Понятие – логический образ, воспроизводящий существенные свойства и отношения вещей. Суждение – это мысль, связывающая несколько понятий и благодаря этому отражающая отношения между различными вещами и их свойствами.

Умозаключение представляет собой вывод из нескольких взаимосвязанных суждений нового суждения, нового утверждения или отрицания, нового определения науки. Умственная работа не сводится к механическому усвоению способов деятельности. Человек овладевает не набором понятий, суждений и умозаключений, а принципами, структурой для их обработки.

Интуиция — определяется как способность постижения истины путем ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств. 1) интуиция - это особая форма скачка от незнания к знанию;

2) интуиция - это плод переплетения логических и психологических механизмов мышления.

формы интуиции: чувственную и интеллектуальную. Оно никогда не представляет собой целой теории, а дает лишь некоторый ключевой элемент.

Проблемы экологии

Познавая законы природы и на их основе преобразуя природу, человек увеличивает свою власть над ней; вместе с тем общество в ходе своего развития вступает во все более широкий и глубокий контакт с природой. Природа требует взаимности: у нее нужно не только брать, но и давать.

Взаимодействие общества и природы. Каждое общество преобразует географическую среду, используя достижения предыдущих эпох, и в свою очередь передает ее в наследство будущим поколениям, превращая богатство ресурсов природы в средства культурно-исторической жизни. Неизмеримое количество человеческого труда израсходовано на преобразование природы. Труд человека вырубил леса для земледельческих угодий, осушил болота, насыпал плотины. Человек не только переместил в другие климатические условия различные виды растений и животных, но и изменил их.

Невозможно анализировать общество, не принимая в соображение его взаимодействие с природой, поскольку оно живет в природе. Если лишить современную географическую среду ее свойств, созданных трудом поколений, и поставить современное общество в исходные природные условия, то оно не сможет существовать.

Географическая среда оказывает немаловажное влияние на развитие общества. Условия среды и очертания поверхности планеты способствовали или, напротив, препятствовали развитию человечества.

Экология - наука о родном доме человечества, об условиях обитания тех, кто его населяет. В более строгом определении экология — комплексное научное направление, изучающее закономерности взаимодействия живого с внешними условиями его обитания с целью поддержания динамического равновесия системы общество — природа.

В прошлом человек брал у природы столько, сколько позволяли его собственные производительные силы. Но научно-техническая революция столкнула человека с новой проблемой — с проблемой ограниченности природных ресурсов, возможного нарушения динамического равновесия сложившейся системы, а в связи с этим и необходимостью бережного к ней отношения. Воздействие человека на природу должно происходить не вопреки ее законам, а на основе их познания. Видимое господство над природой, приобретаемое за счет нарушения ее законов, может иметь только временный успех. Человечество вплотную столкнулось с глобальными экологическими проблемами, которые угрожают его собственному существованию: загрязнение атмосферы, истощение и порча почвенного покрова, химическое заражение водного бассейна. Осознание возможности глобального экологического кризиса ведет к необходимости разумной гармонизации взаимодействий в системе техника — человек — биосфера.

Современная экологическая ситуация требует от человека именно такого отношения к природе, без которого невозможно ни решение встающих передним практических задач, ни совершенствование самого человека как “части”, порожденной самой же природой. Нравственное отношение человека к природе обусловлено нравственным отношением к людям.

12. Антропосоциогенез. (происхождение человека)

Одним из аспектов взаимодействия общества и природы является антропосоциогенез - происхождение человека и общества. В XIX веке учение об антропогенезе прочно связано с Дарвином. Главный вывод Ч.Дарвина - генетическое родство человека с животным, следовательно, естественное, природное происхождение человека в процессе эволюции, основными механизмами которой являются наследственность и естественный отбор, осуществляемый в процессе борьбы за существование.

Собственно возникновение человека с мышлением и речью, способного к трудовой деятельности совместно с себе подобными, было рассмотрено Ф.Энгельсом, сторонником трудовой гипотезы происхождения человека и общества. В работах "Диалектика природы", "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" Энгельс предположил существование сложного маятникообразного движения от биологических к качественно новым, социальным закономерностям и обратно в процессе антропогенеза. В силу изменения природных условий жизни будущий человек стал чаще использовать продукты природы в своей деятельности - камни, палки; вынужден искать защиту от холода при изменении климата. Эти предпосылки стимулируют развитие простейших трудовых навыков, которые, в свою очередь, ведут к изменению строения руки. С помощью совершенствования руки стало возможным невиданно расширить круг предметов, с помощью которых можно воздействовать на природу. Производство этих предметов - орудий - процесс коллективный. В процессе коллективной деятельности у людей возникает "потребность что-то сказать друг другу". Маятникообразное движение от биологического к социальному, от социального к биологическому убыстряется. Причины практически невозможно отделить от следствий, все сплелось в тугой клубок. И вдруг происходит почти чудо: природно-биологические закономерности отходят на второй план, человек приобретает законченную социальную форму, природа в нем самом укрощена навеки: он закончил свою биологическую эволюцию и отныне живет по новым, общественным законам, он даже ест и пьет "по-человечески".

"Начала" и "концы" представленной версии антропогенеза относительно ясны. В начале эволюции стоит животное, чьи биологические механизмы адаптации уже не справляются с изменившимися условиями окружающей среды. В конце - человек, обладающий сознанием и речью, испытывающий неодолимую потребность жить в коллективе, изготовляющий орудия труда. Животное только пользуется природой и производит в ней изменения только в силу своего в ней присутствия. Человек заставляет ее служить своим целям, господствует над ней. В середине же - почти неуловимые нюансы переходов от орудийной деятельности животных к человеческому труду. "Трудовая" гипотеза ныне многими, в том числе и отечественными исследователями, признается недостаточной. сторонники трудовой теории антропогенеза говорят о склонностик модернизации. Они говорят: прачеловек догадался, понял, изобрел. Но он просто еще не умел догадываться и изобретать.

Читайте также: