Чтобы демократия сработала кратко

Обновлено: 05.07.2024

Что такое демократия простыми словами – краткое определение.

Простыми словами, демократия – это система управления государством, источником власти в которой является сам народ. Именно народ решает, какие законы и нормы необходимы для гармоничного существования и развития государства. Таким образом, каждый человек в демократическом обществе получает определенный набор свобод и обязательств сформированных с учетом интересов всего сообщества. Исходя из вышесказанного, можно заключить, что демократия – это возможность для каждого человека свободно участвовать в непосредственном управлении своим государством, обществом и личной судьбой в конечном счете.

Формы демократии.

Непосредственная (прямая) демократия.

Стоит отметить, что с учетом развития современных технологий, подобные референдумы могут проходить довольно быстро и эффективно. Дело в том, что практически все граждане обладают современными гаджетами (смартфонами) с помощью которых и можно проводить голосование. Но, вероятней всего, прямой демократией государства пользоваться не будут, по крайней мере в полном объеме. Это связано с тем, что непосредственная демократия имеет ряд проблем, о которых мы поговорим ниже.

Проблемы прямой демократии.

К основным проблемам прямой демократии можно отнести такой аспект как: количество людей. Дело в том, что принцип постоянного прямого народного управления возможен только в относительно небольших социальных группах где возможны постоянные обсуждения и компромиссы. В противном случаи, решения всегда будут приниматься в угоду настроениям большинства, не учитывая мнение меньшинства. Из этого следует, что решения могут быть приняты на основе симпатий большинства, а не на логичных и обоснованных мнениях меньшинства. В этом и заключается главная проблема. Дело в том, что по факту, не все граждане являются, так сказать политически и экономически грамотными. Соответственно, что в большинстве случаев, принятые ими (большинством) решения будут заранее неверными. Если уж говорить совсем простыми словами, то будет не верно доверять управление важными политическими и экономическими делами, людям, которые в этом не разбираются.

Представительная (репрезентативная) демократия.

Представительная демократия – это самый распространенный вид управления государством, при котором люди делегируют часть своих полномочий избранным на выборах специалистам. Простыми словами, репрезентативная демократия – это когда люди выбирают себе власть путем народных выборов, и уже потом на избранную власть ложатся обязательства по управлению страной. Люди в свою очередь оставляют за собой право контролировать власть используя различные рычаги влияния: импичмент, отставка правительства (чиновника), революция, люстрация, референдум, и тому подобное.

На данном этапе развития человеческого общества, именно Представительная демократия показывает себя самым эффективным способом управления, но и она не лишена недостатков. К основным проблемам данной формы можно отнести: бюрократию, популизм, коррупцию, узурпацию власти и другие неприятные моменты. Именно для предотвращения таких проблем, общество всегда должно быть активным и постоянно держать власть под контролем.

Суть и принципы демократии. Условия и признаки демократии.

Основные столпы на которых базируется демократия:

  • Суверенитет народа;
  • Правительство формируется с согласия народа;
  • Действует принцип большинства;
  • Соблюдаются права меньшинств;
  • Гарантируются основные права и свободы человека;
  • Свободные и честные выборы;
  • Равенство перед законом;
  • Соблюдение правовых процедур;
  • Конституционные ограничения в отношении правительства (власти);
  • Социальный, экономический и политический плюрализм;
  • Ценности толерантности, прагматизма, сотрудничества и компромисса.

Итак, ознакомившись с базисом, можно переходить к разбору концепции в более мелких деталях.

Из чего состоит демократия.

Для лучшего понимания всех ключевых моментов демократии следует разложить концепцию на основные ключевые элементы. Всего их четыре, это:

  • Политическая система и система выборов;
  • Активность граждан в политической и социальной жизни государства;
  • Защита прав граждан;
  • Верховенство права (равенство перед законом).

Образно говоря, сейчас мы в подробности разберем вышеперечисленные пункты и выясним какие должны быть условия для процветания демократии.

Политическая система и система выборов.

  • Возможность выбирать своих лидеров и привлекать их к ответственности за действия, совершенные будучи на посту.
  • Люди решают, кто будет представлять их в парламенте, и кто возглавит правительство на национальном и местном уровнях. Они делают это, выбирая между конкурирующими сторонами на регулярных, свободных и честных выборах.
  • В условиях демократии народ является высшей формой политической власти.
  • Властные полномочия переходят от людей к правительству только на определенное время.
  • Законы и политика требуют поддержки большинства в парламенте, но права меньшинств защищены различными способами.
  • Люди могут критиковать своих избранных лидеров и представителей. Могут наблюдать за тем, как они работают.
  • Избранные представители на национальном и местном уровнях должны прислушиваться к людям и отвечать на их запросы и потребности.
  • Выборы должны проходить через регулярные промежутки времени, как это предусмотрено законом. Те, кто у власти, не могут продлить срок своего пребывания на должности, не прося согласия у народа на референдуме.
  • Для того, чтобы выборы были свободными и справедливыми, они должны контролироваться нейтральным, профессиональным органом, который одинаково относится ко всем политическим партиям и кандидатам.
  • Все партии и кандидаты должны иметь право свободно проводить избирательную кампанию.
  • Избиратели должны иметь возможность голосовать втайне, без запугивания и насилия.
  • Независимые наблюдатели должны иметь возможность наблюдать за голосованием и подсчетом голосов, чтобы гарантировать, что этот процесс свободен от коррупции, запугивания и мошенничества.
  • Споры в отношении результатов выборов рассматривает беспристрастный и независимый суд.

Активность граждан в политической и социальной жизни государства.

  • Ключевая роль граждан в демократии — участвовать в общественной жизни.
  • Граждане обязаны внимательно следить за тем, как их политические лидеры и представители используют свои полномочия, а также выражать свои собственные мнения и пожелания.
  • Голосование на выборах — важная гражданская обязанность всех граждан.
  • Граждане должны делать свой выбор досконально разобравшись в предвыборных программах всех сторон, что обеспечивает объективность при принятии решения.
  • Граждане могут принимать активное участие в предвыборных компаниях, публичных обсуждениях и протестах.
  • Важнейшей формой участия является членство в независимых неправительственных организациях, которые представляют свои интересы. Это: фермеры, рабочие, врачи, учителя, владельцы бизнеса, религиозные верующие, студенты, правозащитники и так далее.
  • В условиях демократии, участие в гражданских объединениях должно быть добровольным. Никто не должен быть принужден присоединиться к организации против своей воли.
  • Политические партии являются жизненно важными организациями в условиях демократии, а демократия становится сильнее, когда граждане становятся активными членами политических партий. Однако никто не должен поддерживать политическую партию, потому что на него оказывают давление. В условиях демократии граждане могут свободно выбирать, какую сторону поддерживать.
  • Участие граждан должно быть мирным, уважительным к закону и толерантным в отношении взглядов оппонентов.

Защита прав граждан.

  • В условиях демократии каждый гражданин имеет определенные основные права, которые государство не может отнять. Эти права гарантируются международным правом.
  • Граждане имеют право на свои собственные убеждения. Имеют право свободно говорить и писать о том, о чем думают. Никто не может указывать на то как гражданин должен думать, во что верить, об чем говорить или писать.
  • Существует свобода религии. Каждый может свободно выбирать свою религию и поклоняться ей по своему усмотрению.
  • Каждый человек имеет право пользоваться своей собственной культурой вместе с другими членами своей группы, даже если их группа является меньшинством.
  • В средствах массовой информации есть свобода и плюрализм. Человек может выбирать между различными источниками новостей и мнений.
  • Человек имеет право общаться с другими людьми, а также создавать и присоединяться к организациям по своему выбору.
  • Человек может свободно перемещаться по стране, или по желанию покинуть ее.
  • Человек имеет право на свободу собраний и протесты против действий правительства. Однако он обязан осуществлять эти права мирным путем с уважением к закону и правам других граждан.

Верховенство права.

  • В условиях демократии верховенство закона защищает права граждан, поддерживает порядок и ограничивает власть правительства.
  • Все граждане равны по закону. Никто не может подвергаться дискриминации по признаку расы, религии, этнической группы или пола.
  • Никто не может быть арестован, заключен в тюрьму или изгнан безосновательно.
  • Человек считается невиновным если его вина не доказана в соответствии с законом. Любой, кто обвиняется в совершении преступления, имеет право на справедливое публичное разбирательство в беспристрастном суде.
  • Никто не может облагаться налогом или преследоваться по закону, за исключением случаев, предусмотренных законом.
  • Никто не выше закона, даже не король или избранный президент.
  • Закон справедливо, беспристрастно и последовательно применяется судами, независимыми от других ветвей власти.
  • Пытки и жестокое и бесчеловечное обращение абсолютно запрещены.
  • Верховенство закона ограничивает власть правительства. Ни один правительственный чиновник не может нарушать эти ограничения. Ни один правитель, министр или политическая партия не могут указывать судье, как решить дело.

Требования к обществу для нормальной работы демократической системы.

  • Граждане должны не только осуществлять свои права, но и соблюдать определенные принципы и правила демократического поведения.
  • Люди должны уважать закон, и отвергать насилие. Ничто не оправдывает использование насилия против ваших политических противников, только потому, что вы не согласны с ними.
  • Каждый гражданин должен уважать права своих сограждан и их достоинство как людей.
  • Никто не должен осуждать политического противника как зло в чистом виде, просто потому, что у него другие взгляды.
  • Люди должны ставить под сомнение решения правительства, но не отвергать власть правительства.
  • Каждая группа имеет право практиковать свою культуру и иметь определенный контроль над своими делами. Но, в то же время, такая группа должна признать, что она является частью демократического государства.
  • Когда человек выражает свое мнение, он также должен выслушать мнение оппонента. Каждый человек имеет право быть услышанным.
  • Когда люди выдвигают требования, они должны понимать, что в условиях демократии невозможно угодить абсолютно всем. Демократия требует компромисса. Группы с разными интересами и мнениями должны быть готовыми договориться. В данных условиях одна группа не всегда получает все, что хочет, но возможность компромиссов ведет к всеобщему благу.

В итоге, хотелось бы закончить данную статью словами действительно великого человека – Уинстона Черчилля. Однажды он сказал:

Гражданин Политолог

Гражданин Политолог

Гражданин Политолог запись закреплена

Р. Патнэм "Чтобы демократия сработала", 1996.

Какие условия задают правильный вектор развития демократических институтов в стране? Этим вопросом задается Р. Патнэм в своем научном труде "Чтобы демократия сработала".

По мнению большинства экспертов, книга является одной из базовых в политологии, поскольку в ней подробно описываются ключевые принципы работы демократических режимов. В основе исследования лежит пример Италии и её административных реформ 70-х годов прошлого столетия.

В процессе сравнения регионов Италии, автор смог объяснить влияние культурных, социальных и экономических факторов на становление режима, а также убедить, что социальный капитал и развитое гражданское общество — неотъемлемый атрибут работающих институтов в современном мире.

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Чтобы демократия сработала, люди должны доверять друг другу.

Благодетельным человеком в России, если судить хотя бы по нашей классической литературе, считается лицо без особых занятий и интересов за пределами службы, социально спокойное, невзбудораженное. Где искать корни такого отношения – это отдельный непростой вопрос. Очевидно, что свой вклад в рождение русской социальной пассивности внесла советская власть. Хотя она начиналась как дело активистов и в качестве своего основного ресурса использовала первоначально голый энтузиазм масс.

Нигилизм и апатия позднего советского общества, кажется, до сих пор являются нашей главной травмой. На территории бывшего Советского Союза расцвели сто цветов застоя.

Вот гипотеза, позволяющая оправдать народ и одновременно избавиться от болезненной необходимости искать врага. Что если потенциал и развитие демократических институтов связаны с наличием или отсутствием некоторого социального капитала?

Под этим несколько абстрактным термином – социальный капитал – понимается вполне конкретная вещь. Например, готовы ли люди доверять друг другу и действовать, опираясь на такую взаимопомощь? Поощряется ли в данном обществе социальная инициатива? Существует ли разветвленная сеть гражданских ассоциаций, начиная от кружков при библиотеках и заканчивая реальными профсоюзами?

Такой социальный капитал, разумеется, не может быть создан по приказу реформаторов в течение каких-нибудь 500 дней. Демократия, если рассуждать в этой логике, вообще не начинается как шоу чикагских мальчиков. Усилия либералов в правительстве будут бесплодны, если они не коррелируют с историческим способом существования или несуществования на данной территории гражданского общества.

Для написания этой книги американский ученый Роберт Патнэм проделал гигантский объем работы, отследив и суммировав ход двадцатилетних итальянских реформ. В 1973 году Италия модернизировала свою политическую систему, отказавшись от прежней системы жесткого вертикального управления страной и наделив региональные правительства обширными полномочиями. Эффект в целом оказался предсказуемо положительным, однако результаты реформы существенно отличались на севере и юге страны. Наибольшую выгоду от новых правил игры получил индустриальный север, в то время как аграрный юг в экономическом и политическом отношении развивался значительно медленнее.

Объяснение развития общества исключительно в терминах эффективных институтов не работает, поясняет Патнэм. И что еще более важно: это можно продемонстрировать на конкретном эмпирическом материале. Север и юг Италии получили одинаковые институты, но не смогли в равной степени воспользоваться ими. Патнэм связывает эту неравномерность с особенностями гражданской культуры, характерной для регионов. Одна из южных провинций, Калабрия, например, поражала наблюдателей царящей там всеобщей робостью, недоверием, царящим среди людей, причем не только к чужакам, но и друг к другу. И, напротив, одна из самых развитых северных областей, Эмилия-Романья с административной столицей в Болонье сочетала в себе черты развитого технологического общества и активную вовлеченность граждан в социальную жизнь, их политическую ангажированность.

По логике Патнэма, развитие политической системы зависит от общественных институтов, в то время как состояние этих институтов, в свою очередь, определяется их генеалогией. Такая позиция может показаться граничащей с фатализмом, ведь мы не в состоянии влиять на прошлое своего общества.

Однако все не так однозначно.

Соответственно, можно вообразить и конструирование представлений о прошлом, в котором русские сотрудничали друг с другом для достижения политических и экономических целей без помощи и часто вопреки действиям государства. Здесь можно в качестве примера брать краткий подъем общественной жизни накануне краха СССР, участие рабочих в управлении производством в начале 1920-х или феномен казачества и колонизация Сибири. Такие антиэтатистские установки, вероятно, могли бы постепенно оказывать давление на общественные практики и ценности.

Второй момент заключается в том, что история, как кажется многим, движется сегодня быстрее, чем сто лет назад или даже в конце прошлого века. Революция цифровых социальных медиа, случившаяся в последние годы, выступает здесь лишь одним из наиболее явных примеров. Может быть, сегодня мы наконец сможем перевернуть тяжелую страницу русской истории XX столетия и начать писать с чистого листа.

Роберт Патнэм - Чтобы демократия сработала. Гражданские традиции в современной Италии

Попытка объяснить разницу между регионами Италии через различную степенть социального капитала. Книга весьма популярна среди обществоведов и считается эталоном институциональных исследований.

Лучшая рецензия на книгу

Роберт Патнэм - Чтобы демократия сработала. Гражданские традиции в современной Италии

1 апреля 2016 г. 01:24

Достаточно классическая книга в политологии, однако написан вагон и маленькая тележка книг, которые с ней не согласны. Мало того, что его теория базируется на достаточно шатких обоснованиях, так еще и статистическая основа далека от совершенства, - корреляция во многих местах заменяется причинностью, а в своих статистических данных он сравнивает R2 из двух разных моделей с разными переменными, что делать категорически нельзя.

Перевод: Наталия Кислова

Год издания: 1996

- Американец? Об Италии? А что нам до всего этого?

Рецензии

1 апреля 2016 г. 01:24

Достаточно классическая книга в политологии, однако написан вагон и маленькая тележка книг, которые с ней не согласны. Мало того, что его теория базируется на достаточно шатких обоснованиях, так еще и статистическая основа далека от совершенства, - корреляция во многих местах заменяется причинностью, а в своих статистических данных он сравнивает R2 из двух разных моделей с разными переменными, что делать категорически нельзя.

26 июля 2015 г. 22:37

Подборки


подборка книг по философии, политологии, социологии, психологии, экономики, культурологии, и антропологии

Владимир Гельман - Из огня да в полымя. Российская политика после СССР
Егор Гайдар - Гибель империи. Уроки для современной России
Роберт Патнэм - Чтобы демократия сработала. Гражданские традиции в современной Италии
Артемий Магун - Демократия, или Демон и гегемон
Платон - Государство
Фридрих Ницше - Веселая наука
Э.В. Ильенков - Об идолах и идеалах
Артемий Магун - Единство и одиночество. Курс политической философии Нового времени

20 февраля 2018 г.

Похожие книги

Читайте также: