Чичагов серафим биография священномученик кратко

Обновлено: 18.05.2024

Святитель Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичагов) родился 9 января 1856 года в Санкт-Петербурге, в семье полковника артиллерии Михаила Никифоровича Чичагова и его супруги Марии Николаевны. Семья святителя принадлежала к одному из наиболее знаменитых дворянских родов Костромской губернии, из которого вышли знаменитый мореплаватель, исследователь Северного ледовитого океана, адмирал В.Я. Чичагов и российский морской министр адмирал П.В. Чичагов.

После окончания Императорского Пажеского корпуса Леонид Михайлович участвовал в Балканской войне 1876-77 годов. Оказавшись участником почти всех основных событий этой кровопролитной войны, произведенный на поле брани в гвардии поручики и отмеченный несколькими боевыми наградами Л.М. Чичагов неоднократно проявлял высокий личный героизм. Промысл Божий, уберегший поручика Л.М. Чичагова от смерти и ранений на полях брани, привел его вскоре после возвращения в Санкт-Петербург в 1878 года к встрече с великим пастырем Русской Православной Церкви святым праведным Иоанном Кронштадтским. С этого времени свои важнейшие жизненные решения святитель принимал лишь с его благословения.

8 апреля 1879 года состоялся брак Л.М. Чичагова с дочерью камергера Двора Его Императорского Величества Наталией Николаевной Дохтуровой. Памятуя о том, что христианский брак есть, прежде всего, малая Церковь, в которой не угождение друг другу, а тем более предрассудкам большого света, но угождение Богу является основой семейного счастья, Л.М. Чичагов постарался привнести в уклад своей молодой семьи начала традиционного православного благочестия.

Промысл Божий неуклонно подводил Л.М. Чичагова к подготовленному всем его предшествующим развитием решению о принятии священного сана. После его выхода в отставку Л.М. Чичагов с семьей в 1891 году переехал в Москву. Здесь, под сенью московских святынь, он стал благоговейно готовиться к принятию священнического сана. Полуторогодовому периоду вдохновенных молитвенных размышлений и томительных житейских ожиданий суждено было завершиться 26 февраля 1893 года, когда в Московском Синодальном храме Двунадесяти апостолов Л.М. Чичагов был рукоположен в сан диакона. Пресвитерская хиротония последовала через 2 дня 28 февраля в той же церкви при значительном стечении молящихся, среди которых быстро распространилась молва о необычной судьбе этого ставленника.

Испытания первого года священнического служения отца Леонида оказались усугубленными неожиданной тяжелой болезнью супруги. В 1895 году она безвременной скончалась. Отец Леонид похоронил ее в Дивееве на монастырском кладбище.

Весной 1898 года, оставив своих четырех дочерей на попечение нескольких доверенных лиц, отец Леонид 30 апреля 1898 года получил отставку от пресвитера военного и морского духовенства и летом того же года был зачислен в число братии Троице-Сергиевой Лавры. Особое значение для новопостриженного иеромонаха имело наречение ему при пострижении в мантию 14 августа 1898 года имени Серафим.

Указом Святейшего Синода 14 августа 1899 года он был назначен настоятелем Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря с возведением в сан архимандрита. Настоятельство в Спасо-Евфимиевом монастыре составило еще одну славную и вместе с тем исполненную больших жизненных трудностей страницу церковного служения святителя Серафима. Проявив твердость церковного администратора, практичность рачительного хозяина и отеческую любовь подлинного пастыря, архимандрит Серафим за пять лет своего игуменства сумел преобразить как хозяйственную, так и духовную жизнь некогда величественного, но пришедшего в упадок монастыря.

Постоянно ощущавший духовную поддержку преподобного, архимандрит Серафим решился предпринять казавшийся некоторым его собратьям по духовному сословию дерзостью шаг с целью поставить, наконец, вопрос о канонизации преподобного Серафима Саровского в Святейшем Синоде.

29 января 1903 года состоялось торжественное открытие мощей преподобного Серафима Саровского. Святейший Синод принял деяние, на основании которого Саровский старец Серафим причислялся к лику святых Русской Православной Церкви. 17-19 июля 1903 года состоялись торжества в Сарове, связанные с его канонизацией.

Промыслом Божиим отцу Серафиму уготовано было новое церковное служение. 28 апреля 1905 года в Успенском соборе Московского Кремля была совершена его хиротония в епископа Сухумского. С этого времени и до конца его дней архиерейское служение оказывалось для него неразрывно связанным с мужественным стоянием за чистоту православной веры и единство Русской Церкви, которое священномученик Серафим, будучи продолжателем воинской славы своих доблестных предков, осуществлял уже в качестве воина Христова на поле духовной брани.

6 февраля 1906 года владыка Серафим был направлен на Орловскую кафедру, где ему предстояло проявить себя в качестве ревностного устроителя епархиальной жизни. Именно на Орловской кафедре он пришел к ставшему определяющим всю его дальнейшую архипастырскую деятельность убеждению, что полнокровное развитие епархиальной жизни возможно лишь на основе активно действующих приходских общин.

После орловской кафедры Святейший Синод поручил епископу Серафиму управление епархией, в которой церковные дела находились в еще более сложном положении. 16 сентября 1908 года был принят указ о его назначении на Кишиневскую кафедру. Трехлетняя созидательная деятельность на Кишиневской кафедре не только привела к подлинному преображению епархии, но и получила самую высокую оценку как в Святейшем Синоде, так и у Государя. В 1912 году служение архиепископа Серафима на Кишиневской кафедре подходило к концу, он получил новое назначение − на Тверскую кафедру.

Проведя около года в архангельской ссылке, владыка Серафим вернулся в Москву, которая в связи с пребыванием под арестом Святейшего Патриарха Тихона и временным захватом обновленцами высшего церковного управления переживала период внутрицерковной смуты. 16 апреля 1924 года он был вновь арестован ГПУ, вменявшему ему на этот раз в вину организацию прославления преподобного Серафима Саровского. Следствие продолжалось уже около месяца, когда в мае 1924 года Святейший Патриарх Тихон подал в ОГПУ ходатайство о его освобождении. Владыку Серафима освободили, но потребовали выехать из Москвы. Он был принят игуменией Арсенией (Добронравовой) в Воскресенский Феодоровский монастырь, находившийся около Шуи. На несколько лет этой обители суждено было стать для него последним тихим монастырским пристанищем.

В конце 1927 года владыка Серафим покинул давшую ему гостеприимное прибежище обитель, чтобы принять участие в деятельности Временного Патриаршего Священного Синода. Поддержка столь авторитетного, известного своей твердостью и бескомпромиссностью церковного иерарха, каким являлся святитель Серафим, была чрезвычайно важна для митрополита Сергия. Весьма показательно, что митрополичья кафедра, на которую был назначен постановлением Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия и Временного Патриаршего Синода от 23 февраля 1928 года владыка Серафим, находилась в Ленинградской епархии, откуда громче всех раздавались упреки митрополиту Сергию за его лояльное отношение к советской власти.

К 1933 году телесные немощи и все возраставшая ненависть к нему государственной власти в Ленинграде, делавшая весьма вероятным скорый арест митрополита Серафима, побудили митрополита Сергия и Временный Патриарший Священной Синод 14 октября 1933 года издать указ о его увольнении на покой. Отслужив 24 октября в храме своей юности − Спасо-Преображенском соборе − Божественную литургию, владыка Серафим навсегда покинул свой родной город, в котором произошло его становление как глубоко верующего православного мирянина и которому он отдал в труднейший для церковной жизни города период свои силы как православный святитель.

Он нашел себе последнее пристанище в двух комнатах загородной дачи, находившейся недалеко от станции Удельная Казанской железной дороги. Здесь, в деревенской тиши, в духовных размышлениях над богословскими и аскетическими сочинениями, сопровождавшими его на протяжении всей жизни, в молитвенных бдениях перед дорогими для него иконами владыка Серафим имел счастливую возможность подвести последние жизненные итоги и приуготовить себя к встрече со Христом Спасителем.

В ноябре 1937 года, прикованный к постели 82-летний святитель был вынесен из дома на носилках и доставлен в Таганскую тюрьму. 11 декабря 1937 года его расстреляли на Бутовском полигоне.

Священномученик Серафим Чичагов был причислен к лику святых Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 18/23 февраля 1997 года.

Митрополит Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичагов) родился в 1856 г. Правнук знаменитого адмирала В.Я. Чичагова, одного из первых исследователей Северного Ледовитого океана и внук П.В. Чичагова, морского министра, главнокомандующего Черноморским флотом с 1811 г., Леонид был зачислен после окончания 1-й Санкт-Петербургской гимназии в Пажеский корпус. В 37 лет он получил звание полковника. Леонид Михайлович женился на Наталье Николаевне Дохтуровой, внучатой племяннице генерала Д.С. Дохтурова, героя Отечественной войны 1812 года.

Военная карьера не привлекала Леонида Михайловича, все чаще он задумывался о том, чтобы посвятить свою жизнь Богу. В 1891 г. он объявил, что уходит в отставку и избирает иной жизненный путь – священство. С благословения святого Иоанна Кронштадтского, духовным чадом которого был Леонид Михайлович, он был рукоположен в Москве в кремлевском Успенском соборе в сан священника и приписан к кремлевской церкви Двенадцати Апостолов. Позднее, отреставрировав храм во имя Святителя Николая на Старом Ваганькове, он стал служить в этом храме. В это время скончалась его горячо любимая супруга. Поручив четырех дочерей достойным воспитателям, отец Леонид ушел в Троице-Сергиеву Лавру, где принял иночество. В 1898 г. он был пострижен в мантию с именем Серафим, а вскоре возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря и благочинным монастырей Владимирской епархии.

Леонид Михайлович Чичагов с женой

Леонид Михайлович Чичагов с женой

Архимандрит Серафим (Чичагов)

Архимандрит Серафим (Чичагов)

В 1905 г. в Успенском соборе Московского Кремля архимандрит Серафим был хиротонисан во епископа Сухумского. В последующие годы святитель Серафим трудился на Орловской, Кишиневской, а затем Тверской кафедрах.

Архиепископ Серафим был избран членом Поместного Собора 1917–1918 гг. После Собора был возведен в сан митрополита с назначением в Варшаву. Но туда митрополит Серафим отъехать не смог из-за развернувшихся революционных событий. Владыка поселился в Черниговском скиту около Троице-Сергиевой Лавры.

Владыка Серафим (Чичагов)

Владыка Серафим (Чичагов)

В 1921 г. его заключили в Таганскую тюрьму, а в 1922 г. приговорили к ссылке в Архангельскую область. В Архангельске митрополит пробыл до 1923 г., после чего ему было разрешено переехать в Москву, но ни в каких церковных делах участия не принимать. Через год митрополит вновь был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму. Патриарх Тихон подал прошение властям об освобождении из тюрьмы престарелого и больного митрополита Серафима. Владыка был освобожден из-под стражи и поселился в Воскресенском Феодоровском женском монастыре около города Шуи Владимирской области. Два года прожил владыка Серафим в монастыре, и все сестры полюбили его за доброе и отзывчивое сердце.

Митрополит Серафим

Митрополит Серафим

В 1928 г. митрополит Серафим был назначен управляющим Санкт-Петербургской епархией и отбыл в Петербург. Свою первую литургию он совершил в Преображенском соборе, где когда-то был старостой. В Петербурге владыка прослужил пять лет, а в 1933 г. был отправлен на покой и переехал в Подмосковье (сначала в Малаховку, а затем на станцию Удельная). Здесь, на даче, больного митрополита посещали духовные дети. Многие православные люди прибывали в Удельную из других областей и приходили к владыке за советами, наставлениями и благословением. Ночи владыка проводил в бдении и молитвах ко Господу. Часто обращался он к преподобному Серафиму Саровскому, вспоминая его чудесное явление.

Митрополит Серафим (Чичагов)

Митрополит Серафим (Чичагов)

В 1937 г. участились аресты духовенства, и митрополит Серафим готовился пострадать за Христа. Владыку арестовали 30 ноября 1937 г. Митрополиту было в это время 84 года, он был очень болен и не мог передвигаться без посторонней помощи. Владыку вынесли из дома на носилках и доставили в Таганскую тюрьму. 7 декабря митрополита Серафима приговорили к расстрелу.

9 декабря митрополит Серафим был расстрелян вместе с другими мучениками за Христову веру на полигоне НКВД в подмосковном поселке Бутово.

В 1997 г. Архиерейским собором Русской Православной Церкви причислен к лику святых как новомученик.


Аристократ

Потомок двух известнейших адмиралов, дворянин, внешне он мало чем отличался от молодых людей своего круга – имел со вкусом обставленный дом, элегантный выезд, красавицу-жену, посещал театры и балы. Прекрасно образованный, владевший иностранными языками, он находил удовольствие в занятии живописью и музыкой и для многих, кто знал его не близко, было открытием, что Чичагов является одним из лучших в России специалистов в области военной истории, автором капитального труда по артиллерии.

При его безупречной службе, учитывая его высокие награды – десять российских и иностранных орденов – ему прочили высшие государственные степени. Но в возрасте 34 лет Леонид Чичагов, только что возведенный в чин полковника, ошеломил Петербург решением выйти в отставку…

Призыв Божий


Л.М.Чичагов. Начало 1890-х гг.

В предреволюционное время такие люди, как Иоанн Кронштадтский и отец Леонид Чичагов были исключением. С амвонов во время проповедей они открыто призывали современников взыскать Бога, обрести покой и чистую совесть через покаяние и исполнение евангельского закона любви.

Итак, поступок Леонида Михайловича Чичагова требовал определенного мужества. Поначалу его не понимали даже домашние.


Л.М.Чичагов с женой Н.Н.Чичаговой (урожд. Дохтуровой).

Но в первые годы служения о. Леонид навыкал церковному послушанию. Возложенные на него поручения требовали по большей части обязательности, а не творчества. Было время, когда он служил в церкви Святителя Николая на Старом Ваганькове, которая окормляла артиллерийские части и учреждения Московского военного округа.

Собранные им материалы о жизни и духовном подвиге Преп. Серафима Саровского – воспоминания Мотовилова, многочисленные свидетельства о помощи по молитвам к старцу – послужили основанием для канонизация святого, т.е. установления официального почитания в церкви. Благословение на этот труд о. Леонид Чичагов получил от одной из дивеевских стариц, блаженной Паши, приветствовавшей его словами:


Священник Леонид Чичагов. Около 1894 г.

И, наконец, летом 1903 г., после обретения мощей, состоялись торжества по случаю прославления великого русского святого подвижника. Николай Александрович и автор Летописи – их главные организаторы – шли во главе праздничных процессий.


С государем на торжествах по случаю прославления Преп. Серафима Саровского (1903 г.)

А впереди была целая череда лет епископского служения. Сухуми, Орел, Кишинев, Тверь, Петроград. Какую бы епархию не поручали ему возглавить, он везде проявлял талант исключительного организатора церковной жизни, приводя в порядок часто расстроенные дела, собирая вокруг себя паству.



В гуще дел Владыке Серафиму хватало еще времени для занятия иконописью, и тогда на свет появлялись удивительные иконы Спасителя в белом хитоне, Преп. Серафима Саровского…За что бы он ни брался, все становилось средством служения Богу и людям.

В годы тяжёлых испытаний для Православной Церкви и христианского духа в русской земле воссияли истинные подвижники веры. Люди, подобные священномученику Серафиму Чичагову, служили примером стойкости и смирения. Деятельность митрополита Серафима вносила покой в христианские души и смятение в сердца гонителей.

Биография

Митрополит Серафим — уникальная личность, в которой объединились лучшие черты образованного аристократа и глубоко верующего православного христианина. Вся его светская и церковная деятельность была направлена на помощь нуждающимся людям и защиту православия.

Образование

Будущий святитель родился в 1856 г. в семье потомственных военных Чичаговых. Его отец Михаил Никифорович дослужился до звания полковника артиллерии. Представители дворянского рода приумножили славу семьи и Отечества на ниве военного дела и исследовательской деятельности в северных водах.


Маленького Леонида крестили в одном из приходских храмов российской столицы. В десятилетнем возрасте он потерял отца, но мать — Мария Николаевна — воспитывала своих детей в духе семейных традиций, что предопределило его выбор военной карьеры.

Образование мальчика началось в Первой Санкт-Петербургской классической гимназии. С 1870 по 1875 гг. обучался в Пажеском корпусе. По окончании престижного у дворян учебного заведения юноша получает военное звание подпоручика и отправляется в действующую армию. Одновременно с этим он становится слушателем Михайловской артиллерийской академии.

Военная служба

Военная карьера Леонида Михайловича началась в 1-й конно-артиллерийской бригаде. К началу русско-турецкой войны он находился в звании подпоручика. Во время военных действий проявил себя храбрым и смелым воином, за что получил множество русских и зарубежных наград. Талантливый аристократ быстро поднимался по карьерной лестнице, дослужившись к 35 годам до звания полковника.

Начало духовного пути

Пережив военные действия Леонид понял, что военная карьера тяготит его. Он стал задумываться о возможности принятия духовного пути. Этими мыслями он поделился со своим духовником — отцом Иоанном Сергиевом, известным в истории православия под именем Иоанн Кронштадтский. Священник благословил мужчину на принятие священнического сана.

В 1890 г. полковник Чичагов ушёл в отставку и переехал вместе с семьёй в Москву. Его решение было неоднозначно воспринято ближайшими родственниками. Супруга, урождённая Наталья Николаевна Дохтурова, согласилась поддержать мужчину только после откровенной беседы с Иоанном Кронштадтским, который поведал ей, что Леонида Михайловича ждёт великая судьба.


В течение 3 лет мужчина самостоятельно изучал богословские науки и готовился к принятию сана. Долгожданное событие свершилось в феврале 1893 г. Радость была омрачена тяжёлой болезнью матушки Натальи. Она скончалась в начале 1895 г. Отец Леонид привёз её тело в Дивеевскую обитель и похоронил с благословения настоятельницы на местном кладбище. С этого времени он стал частым посетителем святого места.

В 1896 г. отец Леонид становится настоятелем храма во имя святого Николая Чудотворца в Старом Ваганькове. Небольшая церковь пустовала в течение 30 лет и находилась в обветшавшие состоянии. На собственные средства священник восстановил здание, часть внутренних росписей которого сделал собственными руками.


Одним из важнейших дел этого периода жизни отца Серафима является подготовка прославления преподобного Серафима Саровского. После множества необходимых процедур и оживленной полемики в Священном Синоде было принято решение о канонизации основателя Дивеевского монастыря. Настоятелю Евфимиевой обители была поручена подготовка торжественных мероприятий, которые прошли в середине июля 1903 г. Он подготовил подробный церемониал открытия мощей и написал житие святого мужа.


В марте 1914 г. архиепископ Серафим Чичагов занял должность главы Тверской и Кашинской епархии. В годы Первой мировой войны он ежедневно молился о победе русских воинов, организовывал госпитали для раненных солдат, приюты для осиротевших детей. Революционные события 1917 г. были встречены епархиальным главой отрицательно.

Но, оставаясь сторонником строго иерархического подчинения, он подчинился решению Священного Синода, поддержавшего Временное правительство. Позиция тверского архиерея настроила против него новые власти, при содействии которых участники местного епархиального съезда вынесли решение отстранить отца Серафима от управления епархией.

Решение было принято с минимальным перевесом голосов, при этом не учитывалось мнение членов 34 монашеских общин епархии, единодушно поддержавших архиерея. Синод продолжал считать сподвижника истинным главой епархии, но после большевистского переворота тверской совет рабочих и крестьянских депутатов вынес решение о высылке архиепископа с тверской земли.

В начале 1918 г. архиепископ Серафим Чичагов был назначен главой Варшавской православной епархии с возведением в сан митрополита. Но политическая и военная обстановка помешала святителю выехать на место нового назначения. Он поселился в Черниговском скиту, расположенной недалеко от Троице-Сергиевой Лавры.

Владыка спокойно жил в подмосковном городе до 1921 г. Но он был слишком уважаемым человеком и значимой фигурой в церковной иерархии, чтобы избежать советских репрессий. Против него было сфабриковано уголовное дело, в котором священника обвиняли в потенциальной антисоветской пропаганде в случае его выезда на Варшавскую кафедру.

В сентябре митрополит был помещён в Таганскую тюрьму. Его дочери просили смягчить участь престарелого монаха. Его отпустили в январе 1922 г., но уже в апреле вновь арестовали и отправили в ссылку в Архангельскую губернию.

В апреле 1923 г. владыке разрешили вернуться в Москву, но жизнь в суровом северном крае сильно подорвала старческое здоровье. Старец спокойно жил в столице, не участвуя в церковных и общественных событиях.


Новый арест произошёл через год. Престарелого священника обвиняли в подготовке и участии в канонизации преподобного Серафима Саровского. Его заставили давать разъяснения относительно событий двадцатилетней давности и заключили под стражу. За освобождение митрополита просил лично патриарх Тихон.

Прошение было проигнорировано, тем не менее священника освободили в июле 1924 г. Одновременно с этим всем православным церковным архиереям было приказано покинуть советскую столицу. Отец Серафим поселился в Воскресенско-Феодоровском женском монастыре, расположенном недалеко от города Шуя.


Во имя митрополита Петроградского освящены три храма в следующих населённых пунктах:

  • район Южное Бутово (г. Москва);
  • город Лобня (Московская область);
  • город Санкт-Петербург (епархиальное управление).

Труды

Серафим Чичагов оставил после себя богатое духовное наследие. Его основу составляют следующие литературные произведения:

  • Архив адмирала П. В. Чичагова;
  • Дневник пребывания императора Александра II в Дунайской армии 1877–1878 г.;
  • Медицинские беседы;
  • Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря Нижегородской губернии Ардатовского уезда;
  • Житие преподобного Серафима, Саровского чудотворца.

Также известны два иконописных произведения, написанных святителем:

  • Христос в белом хитоне;
  • образ Серафима Саровского, молящегося у камня.

Помимо этого, деятельный монах являлся автором нескольких духовных музыкальных произведений.

Система оздоровления организма

С именем священномученика Серафима, митрополита Петроградского, связывают систему оздоровления организма. Её популяризатором является Ксения Кравченко. Она утверждает, что эта система была разработана священнослужителем, якобы имевшим медицинское образование.

Важно! Богословы и медики призывают людей с осторожностью относиться к рекомендациям госпожи Кравченко.

Священномученик Серафим Чичагов — один из самых уважаемых священнослужителей Православной Церкви. Он был твердым поборником чистоты православия и подчинения строгому иерархическому устройству Русской Церкви. Существует легенда, что его мученическая смерть и канонизация были предопределены ещё в 1903 г., после видения преподобного Серафима Саровского.

Читайте также: