Чесноков хоровое творчество кратко

Обновлено: 05.07.2024

Па́вел Григо́рьевич Чесноко́в (12 (24) октября 1877 года, Звенигородский уезд, Московской губернии — 14 марта 1944 года) — русский композитор, хоровой дирижер, автор широко исполняемых духовных композиций.

Содержание

Биография

Родился близ города Воскресенска (ныне Истра) в семье сельского регента. Все дети в семье проявляли музыкальную одаренность, и пятеро братьев Чесноковых в разное время учились в московском Синодальном училище церковного пения (дипломированными регентами стали трое — Михаил, Павел и Александр).

В 1895 году Чесноков с отличием окончил Синодальное училище. Впоследствии брал уроки композиции у С. И. Танеева, Г. Э. Конюса и М. М. Ипполитова-Иванова. По окончании Синодального училища работал в разных московских училищах и школах: в 1895—1904 годах преподавал в Синодальном училище, а в 1901—1904 годах был помощником регента Синодального хора. В 1916—1917 годах дирижировал капеллой Русского хорового общества (на Кузнецком Мосту в доме Торлецкого — Захарьина).

В 1917 году Чесноков получил диплом Московской консерватории по классам композиции и дирижирования.

С 1900-х годов Чесноков получил большую известность как регент и автор духовной музыки. Долгое время руководил хором церкви Троицы на Грязях (на Покровке), с 1917 по 1928 год — хором церкви Василия Неокесарийского на Тверской; работал также с другими хорами, давал духовные концерты. Его произведения входили в репертуар Синодального хора и других крупных хоров.

Умер Чесноков в Москве 14 марта 1944 года, похоронен на Ваганьковском кладбище (координаты захоронения: 55°45′58.28″ с. ш., 37°33′2.23″ в. д.).

Музыкальные произведения

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Хоровое творчество П.Г.Чеснокова. Презентация на заданную тему содержит 9 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500

Академические работы Академические работы Произведения Павла Григорьевича Чеснокова многие авторитетные критики и ценители академической церковной музыки называют гениальными и ставят в один ряд с работами таких признанных мэтров духовной музыки, как Петр Ильич Чайковский или Сергей Васильевич Рахманинов. За свою творческую жизнь Павел Григорьевич создал около пятисот произведений в жанрах академической и духовной музыки. Несмотря на то что композитор посвятил себя духовной музыке, есть у него и немало работ светского характера. Чесноков был большим любителем и ценителем старинной русской культуры. Поэтому бережно хранил и восстанавливал классические народные романсы, писал собственные аранжировки для народных песен и баллад.

Павел Григорьевич Чесноков

Павел Григорьевич Чесноков






Биография Павла Чеснокова представляет собой причудливое сочетание взлетов и падений, удач и черных полос в жизни, а сам композитор является примером мужества, отваги и беззаветной преданности своей Родине и ее многовековой культуре. Всю свою сознательную творческую жизнь дирижер посвятил изучению русских православных церковных песнопений, сохранению найденного материала, восстановлению различных видов и версий того или иного произведения, а также созданию собственных хоровых и сольных аранжировок, в настоящее время уже ставших классикой в репертуаре любого академического хора, имеющего отношение к исполнению духовных песнопений.

Павел Григорьевич

Биография

Павел Чесноков родился 12 октября 1877 года в Звенигородском уезде Московской губернии, в семье потомственного сельского регента. С детства Пашу привлекала профессия отца – Григорий Чесноков дирижировал церковным хором, составлял песенные книги, работал с музыкальными духовными произведениями. Маленький Паша рос в атмосфере церковной музыки и молитв, иногда сам пробуя сочинять распевы или исполнять партии в некоторых духовных песнопениях во время церковной службы.

Собрание певчих

До семи лет мальчик уже практически знал весь ход богослужения наизусть и имел за плечами большой опыт в пении, что позволило ему поступить в Московское Синодальное училище Церковного пения.

Педагогами, у которых занимался Павел Чесноков, были знаменитые дирижеры В. С. Орлов и С. В. Смоленский, которые сразу заметили уникальный музыкальный слух мальчика, а также врожденный талант к изучению, исполнению и созданию академической церковной музыки.

Обучение

В период своей учебы в Синодальном училище Павел проявил себя как прилежный и старательный ученик. Все свои силы юноша отдавал учебному и творческому процессу, не только изучая теоретические основы церковного пения, но и занимаясь также основами композиции, вокалом, дирижерским искусством и регентским делом. Педагоги отмечали поразительное упорство, с которым юный студент изучал все аспекты выбранной профессии.

Павел Чесноков

Ранние годы

Биография Павла Григорьевича Чеснокова сохранила довольно мало сведений о периоде его жизни после завершения обучения.

В 1895 году юный регент с отличием оканчивает Синодальное училище и получает почетный диплом и золотую медаль первого класса, дающую ему право осуществлять преподавательскую деятельность, а также работать в храмах по всей России.

С невероятным рвением Павел приступает к работе, стараясь совместить деятельность регента, дирижера и преподавателя.

Сразу же после выпуска он устраивается регентом в несколько крупных соборов Москвы, берет часы учителя хорового пения в гимназиях и женских институтах, руководит несколькими хоровыми коллективами, а также находит свободное время для музицирования.

Юному мастеру интересна сама структура духовного песнопения и принципы его построения, поэтому он проводит много времени с профессором Московской консерватории С. И. Танеевым, разбираясь в тонкостях полифонии и экспериментируя с различными приемами извлечения звука в сольных произведениях и работах для хорового исполнения.

Карьера преподавателя

Старая церковь

После нескольких лет жизни в таком бешеном темпе Павел Чесноков понимает, что морально готов к большой ответственности, и начинает вести активную преподавательскую деятельность. Первым местом его работы стало родное Московское Синодальное училище, где Чесноков в течение десяти лет преподавал теорию академической музыки, а также основы управления хором. Одновременно с этой серьезной работой Павел Григорьевич берет на себя руководство Синодальным хором, спустя несколько лет соглашаясь занять пост дирижера в Капелле русского хорового общества.

Несмотря на чудовищную загруженность и нехватку времени, на всех своих постах Павел Чесноков выполняет свою работу ответственно. Под его чутким руководством вокальные коллективы становились сильнее, выходили на принципиально другой уровень исполнения. Один из старейших регентов Москвы, Николай Данилов, отмечал, что коллективы, которым посчастливилось работать под началом Павла Григорьевича, были настолько популярны, что многие певчие были готовы еженедельно платить за право работать в их составе.

Певчие храма в нарядах

Творческая деятельность

Мастер принимает решение предпринять несколько гастрольных поездок по России, чтобы в каждом городе по пути следования не только давать концерты академической музыки и дирижировать церковными хорами, но и стараться дать хотя бы несколько уроков или помочь советом маленьким провинциальным академическим и духовным коллективам.

Приходской хор

Попутно дирижер активно участвует и в работе различных регентских симпозиумов и съездов композиторов духовной и классической музыки.

В 1917 году заслуженный дирижер Российской империи, гениальный музыкант и регент поступает в Московскую консерваторию. По заверениям самого композитора, его знания о деле, которому он предан всем сердцем, были несовершенными и нуждались в серьезных дополнениях.

Восполнив пробелы, Чесноков заканчивает консерваторию с почетным дипломом и серебряной медалью, которую ему вручил лично сам М. М. Ипполитов-Иванов, ставший близким другом композитора и поддерживавший его долгие годы.

Трудные годы

Старинная церковь

Сам мастер неразрывно связывал свою жизнь и творческую концепцию с православной верой, и сейчас, лишенный возможности творить и работать в привычном русле, был вынужден изменить свою жизнь, не предав при этом свои принципы.

Первое время дирижер продолжает работать, на свой страх и риск организуя концерты академической музыки и принимая участие в богослужениях, кое-как собирая хоры из оставшихся в Москве певчих, однако со временем все больше и больше близких Павлу Григорьевичу людей переезжали в другие страны, оставляя его один на один со своей нелегкой ношей. В 1919 году брат композитора, Александр Чесноков, эмигрирует в Париж, однако сам дирижер отказывается вместе с ним покидать Родину, оставаясь верным своим религиозным убеждениям и преданным патриотом страны.

Старое фото храма

Написание книги

Помимо преподавания в консерватории, Павел Григорьевич активно работал с группами Большого театра СССР.

Убеждения

Соборный храм

Вплоть до самой своей смерти во время Второй мировой войны Павел Чесноков оставался преданным патриотом своей родины и настоящим православным христианином. Главным в этой жизни он считал человеческое достоинство, умение правильно и честно прожить отмеренный судьбой срок, сделав как можно больше добрых дел. В памяти людей, полагал композитор, нужно оставаться добродетельным, или не оставаться вообще.

Смерть

Биография Павла Чеснокова оборвалась весной 1944 года. Композитор скончался в нищете и голоде, в городе, где было введено военное положение. Несмотря на всю тяжесть ситуации, над ним провели чин отпевания, и дирижера похоронили по православному обычаю. Могила Чеснокова находится на Ваганьковском кладбище.

Певчие в церкви

Академические работы

Произведения Павла Григорьевича Чеснокова многие авторитетные критики и ценители академической церковной музыки называют гениальными и ставят в один ряд с работами таких признанных мэтров духовной музыки, как Петр Ильич Чайковский или Сергей Васильевич Рахманинов. За свою творческую жизнь Павел Григорьевич создал около пятисот произведений в жанрах академической и духовной музыки. Несмотря на то что композитор посвятил себя духовной музыке, есть у него и немало работ светского характера. Чесноков был большим любителем и ценителем старинной русской культуры. Поэтому бережно хранил и восстанавливал классические народные романсы, писал собственные аранжировки для народных песен и баллад.

Читайте также: