Черная легенда о наполеоне кратко

Обновлено: 05.07.2024

Черная легенда является негативным восприятием характера, организация или событий, в результате накопления отрицательных и часто необоснованных слухов. Черную легенду нельзя спутать с исторической правдой.

Резюме

Испанское происхождение

Несмотря на то, что Эмилия Пардо Базан и Висенте Бласко Ибаньес использовали этот термин в современном смысле, до Худериаса он был его телеведущим и тем, кто описал концепцию в 1914 году в своей книге Черная легенда :

" [. ] el ambiente creado por los relatos fantásticos que acerca de nuestra patria han visto la luz pública en todos los países, las descripciones grotescas que se han hecho siempre del carácter de los Españoles como Individualos y colectividón la luz pública en todos los países, las descripciones grotescas que se han hecho siempre del carácter de los Españoles como Individualos y colectividón la lo menos la ignorancia sistemática de cuanto es Благоприятный y hermoso en las diversas manifestaciones de la cultura y del arte, las acusaciones que en todo tiempo se han lanzado sobre España fundándose para ello en hechos exagerados, mal интерпретадос о фадальсах ан су наконец, afirmación contenida en libros al parecer respetables y verídicos y muchas veces reproducida, comentada y ampiada en la Prensa extranjera, de que nuestra Patria constituye, desde el punto de vista de la толерантность, de la cultura y del progreso непромокаемо dentro del grupo de las naciones europeas.

(. ) среда, созданная фантастическими историями о нашей стране, возникшими во всех странах, гротескными описаниями, которые всегда характеризовали испанский характер как индивидуумов и коллективно, отрицание или, по крайней мере, систематическое игнорирование всего сущего. Благоприятные для различных форм культуры и искусства, обвинения во все времена выдвигались против Испании на основании преувеличенных, неверно истолкованных или искаженных фактов, и, наконец, утверждений, содержащихся в книгах, которые кажутся респектабельными, правдивыми и часто В зарубежной прессе воспроизводится, обсуждается и продвигается, что наша страна с точки зрения толерантности, культуры и политического прогресса является прискорбным исключением в группе европейских наций. "

- Хулиан Худериас , Черная легенда , 1914.

В 1944 году Американский совет по образованию , обеспокоенный антииспанской предвзятостью в учебных материалах в Соединенных Штатах, определил эту концепцию в длинном отчете, в котором говорилось, что:

[Основная предпосылка Черной легенды состоит в том, что] испанцы исторически показали себя исключительно жестокими, фанатичными, тираническими, мракобесами, ленивыми, фанатичными, жадными и коварными; иными словами, они настолько отличаются от других народов этими чертами, что испанцев и испанскую историю следует рассматривать и понимать в терминах, которые обычно не используются при описании и интерпретации других людей. [Основная посылка Темной легенды заключается в том, что] испанцы всегда проявляли себя исключительно жестокими, нетерпимыми, тираническими, обскурантистскими, ленивыми, сектантскими, жадными и коварными, то есть они так отличаются от других народов, кроме испанцев и историю Испании в этом отношении следует рассматривать и понимать в терминах, которые обычно не используются для описания и интерпретации других.

Французское происхождение?

Наполеон в течение своей жизни, в свою очередь, был объектом поклонения и презрения своих подданных. Сегодня, - хотя влияние его индивидуальных действий на судьбы Франции и Европы еще не может быть точно определено, - его память по-прежнему разделяет нас на два лагеря: поклонников и недоброжелателей, одинаково ревностных к искажению, хорошему и плохому, личность Императора. […] Однако, праведно изучая жизнь Императора, можно быстро увидеть реальность, проистекающую из золотой легенды и из того, что можно назвать наполеоновской черной легендой. Такова реальность: Наполеон не был ни богом, ни чудовищем, а просто - согласно известной классической формуле, которую можно применить к нему - он был человеком, и ничто человеческое не было ему чуждо. По сути, высокое семейное чувство, доброта, благодарность, сердечность были его основными качествами.

Таким образом, по-прежнему согласно Луису Эспаньолу , выражение Леви о Наполеоне I было бы переведено испанскими авторами Кайетано Солером и Эмилией Пардо Базан в их соответствующих произведениях 1899 года, воспроизведено журналистами и приобрело значение из классического произведения Худериаса. затем, наконец, вернулся во Францию, где он будет повторно использован, в частности, в работах по черной легенде о Наполеоне I (см. ниже ).

Критические интерпретации испанской черной легенды

В последние годы сформировалась группа историков, в которую вошли Альфредо Альвар, Рикардо Гарсия Карсель, Лурдес Матео Бретос и Кармен Иглесиас, которые не верят в объективное существование легенды, но считают, что черная легенда - это восприятие испанцами их имидж за рубежом.

Гарсия Карсель даже отрицает существование черной легенды в своей книге La Leyenda Negra :

Ни leyenda, en tanto en cuanto el Concunto de Viewes negativas de España tuvieran no pocos Fundmentos históricos, ni negra, dado que el tono nunca fue постоянная или унифицированная. Abundan los grises, pero la coloración de estas viewses estuvo siempreterminada por los colores contrapuestos de lo que aquí hemos llamado leyenda rosa.

Последующее использование термина

Наполеоновская черная легенда

Черная легенда Наполеона I эр

Наполеоновских завоеваний иногда триггер преклонение, как у немецкого поэта Гете , который получает орден Почетного легиона по указу 12 октября 1808 г. Наполеона или философа Гегеля, иногда ненависть, как у испанцев, когда император вторгся в их страну , что создало черную легенду с первой брошюрой, распространенной по всей Европе, Испанский катехизис , готовивший национальные взрывы, которые положат конец Великая Империя .

Черная легенда о Наполеоне III


Часто упоминаемая историками в биографии Императора, черная легенда особенно глубоко анализируется, не исчерпывая других авторов, историками Пьером Мильца и Эриком Ансо в их соответствующих трудах, посвященных Наполеону III.

§ 1. Характерные черты образа Наполеона в русских и зарубежных памфлетах.

1. Наследник революции.

5. Бонапарт – безбожник.

7. Узурпатор власти и душитель вольности.

В славолюбии Наполеона С.С. Уваров видит главную причину его завоевательных войн [309] .

9. Кровожадный и мстительный тиран.

10. Безнравственный властитель, развращающий подданных.

11. Циничный и беспринципный политик.

12. Мнимый сверхчеловек.

13. Наполеон и Россия.

Картина военного и политического противостояния в Европе, рисуемая авторами памфлетов, окрашена в черно-белые тона. Наполеон и наполеоновская Франция представлены как воплощение зла и греха. Противники Наполеона и жертвы его агрессии - народы, защищающие свою независимость, религию, законных государей и национальную самобытность – как воплощение страждущей и сражающейся добродетели. Особенно показательно в этом отношении противопоставление в отечественных памфлетах наполеоновской Франции и России. Поражение Наполеона и освобождение порабощенных им народов предстает как акт высшего правосудия или как финал классической драмы: торжество добродетели и наказание порока.

§ 2. Основные темы и образы русской государственной пропаганды в эпоху наполеоновских войн.

В патриотической пропаганде времен наполеоновских войн наряду с государственными структурами активно была задействована Российская Православная церковь, ее иерархия и священство. Святейший Синод трижды издавал антнаполеоновские воззвания: в 1806, 1812 и 1815 годах [400] .

В Египте приобщился он гонителям Церкви Христовой, проповедовал коран Магометов, объявил себя защитником исповедания суеверных последователей сего лжепророка мусульман и торжественно показывал презрение свое к пастырям святой Церкви Христовой.

Наименование Наполеона кандидатом на роль еврейского лжемессии фактически означало объявление его антихристом. Согласно христианским эсхатологическим представлениям, именно антихрист будет признан как мессия иудеями, отвергшими истинного Мессию – Иисуса Христа. По учению отцов церкви, антихрист будет всемирным правителем, а стремление Наполеона к мировому господству уже тогда (в 1806 году) было для многих очевидно.

Несмотря на сходство идейного содержания обоих синодальных воззваний, нельзя не заметить, что воззвание 1812 года написано более сильным и живым языком, в нем больше искреннего чувства. Это вполне объяснимо: в 1812 году всем было очевидно, что Наполеон угрожает независимости и целостности России, в то время как в 1806 году такая угроза была лишь гипотетической.

Наличие в синодальных воззваниях большого количества церковно-славянских слов и оборотов могло отчасти затруднить их понимание простыми людьми. Но, с другой стороны, церковная лексика и стилистика настраивала русского православного человека на торжественный и возвышенный лад, что способствовало пробуждению в нем тех религиозно-патриотических чувств, к которым апеллировали авторы воззваний.

Как можно убедиться из всего вышеизложенного, манифесты, приказы, воззвания и другие акты верховной власти, издававшиеся в связи с наполеоновскими войнами, имели ярко выраженный публицистический характер. В этих документах выражалась официальная (государственная и церковная) точка зрения на причины войн, цели, которые преследовала, участвуя в них, Россия, а также на саму личность Наполеона. В высочайших манифестах периода Отечественной войны и заграничного похода также нашли отражение особенности мировоззрения их автора, консерватора и русофила А.С.Шишкова.

[238] Наполеон с причетом своим, с. 4; см. также Тайная история нового французского двора… , ч. 2, с. 24-25.

Чтобы читать весь документ, зарегистрируйся.

Связанные рефераты

Наполеон Бонапарт

6 Стр. 51 Просмотры

Наполеон Бонапарт

. Наполеон родился в Аяччо на острове Корсика, который долгое время находился под.

Наполеон Бонапарт.

. Император Наполеон I Бонапарт, признанный гений военного искусства, вторгся.

Наполеон Бонапарт

. Наполеон Бонапарт Наполеон Бонапарт — иначе его.

Наполеон Бонапарт

. заложивший основы современного французского государства. Наполеоне Буонапарте (так его имя.

Вышеназванные газеты прославляли подвиги Бонапарта, делали из него истинного защитника завоеваний революции, несущего свободу порабощенным народам. Наполеон старался, чтобы газету увидело максимальное количество людей, так что часто он раздавал газеты бесплатно.

Именно эти газеты стали отправной точкой в создании образа героя. Например, в одном из номеров газеты говорилось: “Ганнибал спит в Капуе, но деятельный Бонапарт не спит в Мантуе”. Или же газета "Курьер итальянской армии" повествует: “Бонапарт стремителен, как молния, и настигает, как раскат грома. Он всеведущ и вездесущ…” . "Вид на Францию из Италии" повествовал:

Заглянув в его душу, мы увидим обыкновенного человека, охотно расстающегося в семейном кругу с атрибутами своего величия. Его мозг, как правило, отягощен какой-нибудь великой мыслью, часто лишающей его сна и аппетита. С доверительным достоинством он может обратиться к тому, кто пользуется его расположением: “Передо мной трепетали цари, в моих сундуках могли бы храниться пятьдесят миллионов, я мог бы притязать на все, что угодно, но я − гражданин Франции, я − первый генерал Великой Нации, и я знаю, что грядущие поколения воздадут мне по заслугам!

18 брюмера

Когда Наполеон стал первым консулом, совершив государственный переворот, перед ним встала задача убедить народ, что его власть законна. В связи с этим он совершенствует свою "легенду", внедряя в нее новые установки. Бонапарт объясняет, что переворот был вынужденной мерой, спасшей Францию. Он говорил, что страна погрязла в коррупции, обмане, интригах, борьбой между фракциями и т. д. Единственный способ сохранить завоевания революции — смена режима.

Наполеон намеревался показать французскому народу, что его власть обеспечивает спокойствие и счастье для всех классов общества. Бонапарт утверждал, что не выражает волю какого-то отдельного класса. К слову, вся внутренняя и внешняя политика Наполеона заключалась в следующем: нужно угождать обеим группам третьего сословия — крестьянству и буржуазии. С крестьянами было гораздо проще, чем с буржуазией. Чтобы обеспечить поддержку крестьянства, нужно было дать им гарантию незыблемости их владений, которые они приобрели в период революции. Поддержку же буржуазии нужно было заслуживать более сложными путями. В период Итальянской кампании Бонапарт понял, что буржуазия жаждет мира, которого он вскоре добился, хотя Директория была против этого, так как продолжение войны есть гарантия пребывания Директории у власти. Финансовая реформа, Французский банк, Гражданский кодекс, континентальная блокада, войны — все эти жесты были направлены на буржуазию с целью заполучить их поддержку.

Пропаганда прославляла Наполеона, делая упор на следующие достижения: ликвидация бандитизма, прекращение гражданской войны в Вандее, успехи в борьбе с коррупцией.

Консульство

После того как Наполеон утвердился на своем месте и перестал бояться за свою власть, он начал распространять свою пропаганду в такие сферы, как живопись, театр, литература, архитектура, музыка и т. д. Например, Бонапарт приказывает лучшим художникам Франции писать батальные полотна на сюжеты наполеоновских войн. Огромный вклад в развитие "легенды" в сфере живописи внес гениальный художник Антуан Гро. Именно он написал шедевр "Наполеон на Аркольском мосту", положивший начало серии картин, прославляющих Бонапарта. На этой картине изображен момент боя при Арколе, когда Наполеон выхватывает знамя и увлекает за собой солдат. Эта атака, предпринятая в первый день сражения, захлебнулась.


Немалое значение в развитие "легенды" внесла картина "Наполеон в госпитале чумных в Яффе", написанная все тем же Антуаном Гро. Художник сначала хотел изобразить Бонапарта обнимающим больного, но эту версию отвергли, так как она была слишком неправдоподобной. В итоге на картине был изображен настоящий храбрец, который собирал в себе все лучшие человеческие качества, притрагиваясь к опухоли больного. В действительности же Наполеон не притрагивался к больным и держал немалую дистанцию.


Продуман до мелочей был и образ Наполеона. В отличие от своих маршалов и генералов, носивших поистине роскошный мундир, он был одет в простой серый сюртук и небольшую шляпу. Все это создавало видимость "народности" Бонапарта. Даже свою знаменитую треуголку он носил немного не так, как все остальные офицеры высшего состава: он носил ее под углом, открывая лицо.

Пропаганда утверждала, что Наполеон — гений, причем во всем. Под полным воздействием этого аспекта "легенды" была написана знаменитая книга Мережковского "Наполеон". Оказывается, гениальность Наполеона абсолютна, она гораздо шире его военных даров или личного бесстрашия. Он, к примеру, гениальный человек движения, гений не только памяти, но и воображения, то есть поэт, чей герой — невыразимое молчание, в которое он в решающие мгновения жизни вслушивается. Даже мещанство в нем, по оценке Мережковского, гениальное.

Империя

Пропаганда в этот период старалась подчеркивать, что вассальные страны получают одни выгоды и плюсы от сотрудничества с Францией. Создавался образ сплоченности между странами, которые вместе идут к общей цели. В качестве плюсов приводилось следующее: установление свободы вероисповедания, ликвидация феодализма, введение Гражданского кодекса, установление всеобщего равенства перед законом, отмена внутренних таможенных барьеров, реорганизация системы административного управления, улучшение финансов и пр.

Наполеону придавали и образ миролюбия. По "легенде", Наполеон всегда жаждал мира и делал все, чтобы он свершился. Это дело всегда портила зловещая Англия, которая постоянно финансировала и формировала новые коалиции против Франции. Примечательно, что всегда в своих войнах Наполеон пытался дать им вид "освободительных". Так, например, в своем воззвании к саксонцам он говорил:

Саксонцы, Пруссия захватила вашу землю. Я иду, чтобы освободить вас. …Разве вы не сделаете правильный выбор между теми, кто желает вас поработить, и теми, кто хочет защитить вас? Мой успех обеспечит существование и независимость вашей нации.

В период империи Наполеона впервые начали представлять как наместника бога на земле. В новом катехизисе, обязательном для всех католиков, император уподоблялся Богу: "Господь, – говорилось в VII наставлении, – сделал так, чтобы он был владыкой нашим, земным подобием и исполнителем Его воли. Почитать и любить императора нашего – то же самое, что почитать и любить Бога".

Сто дней

После отречения Наполеона в 1814 году иностранные державы посадили на трон Франции Людовика XVIII, представителя династии Бурбонов. Наполеон, находясь на острове Эльба, прекрасно видел, что Бурбоны неспособны успокоить все классы французского общества. Народ не был доволен своим королем, он вновь захотел себе императора. У экс-императора во Франции была собственная сеть агентов, возглавляемая Сиприани, снабжавшая его всей необходимой информацией о положении дел в стране. Выждав нужный момент, Наполеон бежал с острова Эльба, высадившись 1 марта 1815 года во Франции.

Наполеону была необходима причина, по которой он вернулся во Францию. В качестве таковой он назвал плохое правление Бурбонов. Наполеон говорил:

Незаметно прежние законы, прежняя несправедливость и феодальные порядки были бы восстановлены… Готовилась страшная реакция. Возмущенный и уставший народ захотел бы сбросить иго Бурбонов, и не прошло бы и года, как большинство из вас, господа, были бы повешены, да, повешены! Когда я понял это, я решил вернуться во Францию, спасти этот славный народ, который не заслуживает того, чтобы его унижали.

В период годового правления Людовика XVIII Наполеон предстал как узурпатор, тиран и деспот, который не имеет ни малейших прав на власть. Наполеону снова пришлось доказывать свои права на престол. Доказывая свою легитимность, Наполеон в то же время стремился внушить идею о незаконности правления Бурбонов и об их несовместимости с постреволюционной Францией.

Наполеон решил стать конституционным монархом и перейти на курс либерализации. Тогда возникает вопрос: почему Наполеон раньше не стал конституционным монархом, если он всегда придерживался либеральных взглядов?

В своей беседе с либералом Бенжаменом Констаном Наполеон объяснял:

Нация в течение двенадцати лет отдыхала от политических волнений, в течение года она отдыхает от войн. Этот двойной отдых вернул ей потребность в деятельности. Она хочет или думает, что хочет, иметь трибуну и ассамблеи. Она не всегда их хотела. Она бросилась к моим ногам, когда я пришел к власти. Вы должны помнить об этом, вы же попробовали быть в оппозиции. Где была ваша опора, ваша сила? Нигде. …Я хотел построить мировую империю, и, чтобы добиться этого, мне была необходима неограниченная власть. Для управления одной Францией, возможно, конституция лучше. …Посмотрите, что вам кажется возможным. Дайте мне ваши идеи. Публичные прения, свободные выборы, ответственные министры, свобода слова — на все это я согласен. …Я человек из народа; и если народ действительно хочет свободы, я ее ему дам.


Остров Святой Елены

После битвы при Ватерлоо и отречения Наполеон неожиданно для всех решил предоставить свою дальнейшую судьбу англичанам. Дело в том, что экс-император намеренно подвергал себя неудобствам и мучениям на Святой Елене, чтобы навсегда обессмертить себя и предстать мучеником в глазах человечества.

С этой точки зрения становятся более понятными непрекращающиеся жалобы императора на скверный климат острова и на дурное обращение с ним губернатора Гудзона Лоу: свои страдания Наполеон рассматривал не только как испытания, через которые ему суждено было пройти, но и как необходимый элемент для создания собственной “легенды” и наиболее действенный способ ее укоренения в сознании народных масс.

Вывод

Несомненно, бонапартистская "легенда" получила широкое влияние на народные массы. Десятилетиями Наполеон формировал свой образ, формировал так, как он хотел видеть себя в глазах потомков. У него это, бесспорно, получилось. Справедливости ради хочу отметить, что не все утверждения "легенды" являются мифами. Наполеоновская "легенда" представляет собой реальные события, но им приписывают нереальные намерения.

Список использованной литературы

1. Дживелегов А.К. Александр I и Наполеон. М. : "Захаров", 2018. 312 с.
2. Стерликов А.А. Возникновение наполеоновской "легенды".
3. Стерликов А.А. Сто дней Наполеона и бонапартистская "легенда".
4. Ундалов А.М. О некоторых методах влияния наполеоновской пропаганды на общественное мнение.
5. Кузнецова Е.И. Образ и имидж Наполеона.
6. Толмачев В.М. Мережковский и Наполеон.

Читайте также: