Человек общество и государство кратко

Обновлено: 07.07.2024

Почему разная национальная и расовая принадлежность не мешают людям понимать друг друга, любить и создавать благополучные семьи? И почему люди одной страны, одного языка, одной национальности могут ненавидеть друг друга? Что лежит в основе любви человека к своему Отечеству, и почему одновременно с этим он может быть противником своего государства? Более того, всё это не мешает ему уважать и ценить иные страны, культуры и цивилизации, другие государства.
Почему возникают конфликты между людьми одного общества, между обществом и государством в пределах одной страны, или между разными государствами? Ввиду происходящих в мире событий – локальных войн, государственных переворотов, дестабилизации обстановки путем экспансии и нагнетания вражды – все эти вопросы требуют нового внимания и осмысления.
Как много и в то же время как мало известно о человеке! С одной стороны тысячелетние знания о том, что человек есть существо бесконечное и вечное, претерпевающее цепь земных воплощений. С другой – представления о человеке как существе конечном и живущем один раз. Чем тогда объяснить, что во сне может явиться умерший сотни лет назад, дать дельный совет, предсказать ход событий? Но даже без метафизики ясно, что человек, хотя бы в силу свойств ума, не только земное явление. Именно поэтому он не чужд происходящему в других странах.
У человека есть сначала обязанности, а потом права. Он обязан благоговеть пред жизнью, хранить ее, быть полезным обществу, своему народу, государству, а в более широком смысле – человечеству и природе. У него есть свобода выбора собственного пути, при непременном исполнении обязанностей, и право требовать от государства условий для реализации своей миссии.
Все разговоры о демократических свободах и правах давно стали ширмой, которой прикрываются политики двойных стандартов, имеющие целью только выгоду, наживу, реализацию хорошо замаскированных хищнических устремлений. В современных условиях о демократии можно говорить только как о широкой народной инициативе, что в большей мере относится к жизни общества и всех его структур. В идеале, если налажены механизмы общественной жизни, любой может своей личной инициативой влиять на общество, а через его структуры и на государство.
Действительность, к сожалению, далека от идеала. Демократия превратилась в демагогическое жонглирование лозунгами, пустыми обещаниями тех, у кого есть средства вести избирательные кампании и конкретное личное стремление к власти. Правильнее и точнее будет говорить не о власти народа, а в лучшем случае о народной инициативе, которая, набрав должную силу, возможно, и приведет к власти лучших представителей народа. Государство, как законодательный аппарат, регулирующий внутреннюю и внешнюю жизнь страны, должно служить общественному благу и благу каждого члена общества. В большинстве случаев это не так. Государство и вся его армия чиновников скорее противостоит обществу, то есть общество и государство в большей мере являются антиподами.
Живя в обществе и стараясь быть полезным ему, человек возлагает на государство свои надежды. Он хочет быть уверен в том, что высшая власть в стране блюдет и отстаивает интересы своего народа и своего государства на международной арене, способна быть волевой, сильной, решительной, мудрой и готовой дать отпор всем недругам. Если рядовой член общества не видит этих качеств, а, наоборот, наблюдает нерешительность, робость, постоянную оглядку на циничных проповедников двойных стандартов, то он начинает сомневаться, его вера высшим органам власти с неизбежностью ослабевает. И возникает парадоксальная ситуация, когда любовь к Отечеству, воспринимаемому как богатство героического исторического прошлого, народных традиций и культуры, и неприятие оторвавшегося от народа государства уживаются в одном сердце. В этом случае о благе и благоденствии говорить уже едва ли уместно.
Каждый человек рано или поздно определяет свое место в обществе и государстве, пытаясь осознать себя как связующее звено поколений, как ветвь на большом родовом древе. Он опирается на свой род – на род. Историческая общность, единство многих родов и есть народ. Поэтому патриотизм не пустой звук, а благодатная почва, питающая в человеке его преданность своему народу и своей стране.

© Copyright: Александр Сизиф, 2014
Свидетельство о публикации №214031300823

Государство и личность – понятия, которые неразрывно связаны. Само понятие государство предполагает наличие некой общности людей. Общность людей, в свою очередь, есть не что иное, как совокупность личностей. Таким образом, государство и личность – взаимообуславливающие друг друга явления.

Соотношение личности и государства

Отношения личности и государства выстраиваются посредством сохранения баланса между возможностью личности беспрепятственно развиваться и удовлетворять свои потребности и законные интересы и признанием, поддержкой личностью государства.

  • индивидуалистический (личностный). Суть данного подхода состоит в том, что личность является самой целью, государство выступает средством достижения этой цели. Иными словами, личность изначально, с рождения наделена рядом прав и владеет ими независимо от государства. Государству необходимо создать такие условия, которые позволили бы личности эти права реализовать; при этом права личности не должны быть ущемлены. Объем прав может быть изменен и расширен, однако фундаментальные, основные права остаются неизменными;
  • государственный (этатический, юридико-позитивистский). Данный подход базируется на том, что права даны человеку государством и обществом. Государство в данном случае выступает в качестве источника и гаранта прав человека, благодаря которому последние получают свое законное закрепление. При этом права личности могут быть изменены в зависимости от государственных целей и возможностей.

Отношения государства и личности выражаются во взаимном воздействии, во взаимных правах и обязанностях. Зачастую человек не замечает эту связь. Тем не менее, государство принимает активное участие в жизни личности с момента его рождения – вносится запись в книгу актов гражданского состояния, на основании которой выдается свидетельство о рождении, и до смерти (справка о смерти).

Нужна помощь в написании работы?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Институт гражданства

Наиболее ярко отношения государства и личности проявляются в такой категории как гражданство. Институт гражданства наглядно демонстрирует существование или отсутствие связи лица с данным государством, законодательно определяя при этом, какое лицо является гражданином, какое – иностранцем, лицом без гражданства, апатридом, бипатридом и т.д.

Статус гражданина предоставляет лицу более широкий спектр прав перед лицами, которые этого статуса не имеют, но и порождает большие обязанности перед государством. Однако, все люди – независимо от гражданского статуса личности – имеют право на защиту жизни, свободы, своего имущества государством, на территории которого они находятся, и, в свою очередь, обязаны знать и соблюдать законы страны проживания.

Права личности

Права личности, о которых неоднократно упоминалось выше, принято делить на четыре категории:

  • права, выражающие равноправие личностей (как правило, это естественные права человека, право на жизнь, безопасность и пр.);
  • социально-экономические (право на труд, образование, охрану здоровья и т.д.);
  • политические (право на свободу слова, объединений, собраний и др.);
  • личные (право на неприкосновенность личности, неприкосновенность жилища и т.д.).

Все эти права так или иначе закреплены в Конституциях всех стран мира. Это в свою очередь обязывает государство предоставить личности гарантии защиты жизни, свободы, достоинства, т.е. гарантировать реализацию ею своих прав. В противном случае, лицо может обратиться с исковым заявлением против государства в суд за защитой своих прав и интересов.

Однако, личность имеет только права, но и обязанности по отношению к государству. В самом общем виде обязанности личности сформулированы как конституционные требования исполнять Конституцию, законы и иные нормативные акты государства, соблюдать принятые нормы международного права и общественные нормы страны пребывания. Человек обязан уплачивать налоги, проходить срочную или альтернативную службу в армии, защищать конституционный строй и свободный демократический порядок и т.д.

Государство, в свою очередь, также имеет права и обязанности по отношению к личности. Государство вправе требовать от индивидов соответствующего нормам права поведения, в противном случае государство вправе применить санкции.

Уплата налогов, соблюдение общественного порядка, забота о сохранении культурного и исторического наследия страны, забота об окружающей среде и природе и пр. – все это относится к правам государства по отношению к личности. За нарушение этих прав государство применяет меры взыскания, санкции.

В тоже время, государство выполняет определенные обязанности по отношению к личности. Государство обязано защищать человека и гражданина, создать безопасную среду для его развития; предоставить различные социальные услуги (образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение, гарантии труда и отдыха); должно принимать меры по улучшению условий жизни индивидов.

Вывод

Таким образом, характер взаимоотношений государства и личности является важнейшим показателем состояния общества в целом, целей и перспектив его развития. Невозможно понять современное общество и современного человека без изучения многообразных отношений людей с государством.

Положение личности в обществе предопределено и обусловлено не только ее собственной активностью и способностями. В государственно-организованном обществе в системе факторов, определяющих положение человека, именно государству принадлежит исключительно важная роль.

Значение государства обусловлено его относительной независимостью и значительной самостоятельностью по отношению к человеку и обществу, теми рычагами воздействия на общественные отношения, которыми оно монопольно располагает.

Тот, кто хоть немного знает о философии, тем не менее, слышал имя Платона, выдающегося мыслителя древности. Интерес к его творчеству в наше время не уменьшается, а возможно даже возрастает, потому что мнение даже простого человека, жившего две с половиной тысячи лет назад, интересно само по себе.

Платон (427-347 гг. до н.э.) был основоположником философии объективного идеализма. Его взгляды сформировались под влиянием Сократа. Платон сформировал собственное видение государственного устройства, сформировал доктрину бытия и небытия и идеалистическую диалектику. Иными словами, Платон внес большой вклад в историю философских доктрин.


Философская доктрина бытия

В этой ветви философии изучаются фундаментальные принципы бытия, наиболее общая сущность и категории бытия. Философская доктрина знания называется гносеологией (от греческого гнозис, знание и логотипы, слово, учение).

Между миром идей, как реальным существованием, и несуществованием, существует очевидное существование (т.е. мир реально, воспринимаемых явлений и вещей), которое отделяет истинное существование от несуществования. Поскольку мир разумных вещей занимает среднее положение между царством бытия и небытием, поскольку он является продуктом этих двух царств, он объединяет в себе, как бы то ни было, противоположности; он является единством противоположностей: Бытие и небытие, идентичные и неидентичные, неизменные и изменчивые, недвижимые и подвижные, участвующие в Едином и Многом.

Теперь мы можем подытожить теорию идей Платона:

  • Идея вещи — это смысл вещи. Чтобы отличить вещи, необходимо ответить на вопрос: Что это за штука и что отличает ее от всего остального? Идея вещи — это как раз ответ на вопрос, что же такое данная вещь, поэтому идея вещи — это, прежде всего, смысл вещи.
  • Идея вещи заключается в целостности всех ее частей, неразрывно связанных между собой.
  • Идея вещи — это совокупность ее составных особенностей и своеобразий, которая является законом для возникновения и принятия этих своеобразных проявлений вещи. Тот факт, что идея вещи — это общий закон, который охватывает появление и проявление ее отдельных своеобразных особенностей, проявляется во всех вещах, и чем сложнее вещь, тем очевиднее ее общий закон идей.
  • Идея вещи несущественна. Хорошо известно, что сама по себе вещь может претерпевать всевозможные изменения, но идея вещи не может измениться. Один из простейших примеров — вода. Вода может быть в твердом и жидком состоянии, а также может испаряться. Но идея воды не может изменить ее состояние.
  • Идея вещи имеет свое собственное и вполне самостоятельное существование; это также особый вид идеальной вещи или вещи, которая существует в своей полной и совершенной форме только на небесах или над ними.

Доктрина Платона об идее как о принципе постижения вещей

Учение Платона о знании неотделимо от его доктрины бытия, его психологии, космологии и мифологии. Теория знания вращается вокруг мифа. По словам Платона, наша душа бессмертна. До того, как она была заселена на Земле и приняла на себя физическую оболочку, душа созерцала истинно существующее существо и сохраняла знание о нем. Человек будет знать, не учась ни у кого, а только отвечая на вопросы, то есть, получая знания внутри себя, так что он будет помнить. Таким образом, по мнению Платона, суть процесса познания заключается в том, что душа помнит уже рассмотренные ею идеи.

Истинный смысл достигается только через мышление. Мышление — это абсолютно самостоятельный процесс запоминания, независимый от сенсорного восприятия. Сенсорное восприятие производит только мнение о вещах. В этом отношении процесс познания определяется Платоном как диалектика, то есть искусство говорить, искусство задавать вопросы и отвечать на них, создавать воспоминания. Другими словами, это рациональное понимание истинно существующих родов бытия или идей — самое совершенное знание. Диалектика Платона — это путь или движение мысли через ложь к истине. Призыв души к размышлению может быть таким впечатлением или мыслью, что содержит в себе противоречие. Первая половина задачи диалектического исследования, в платоническом смысле, состоит в том, чтобы определить определенное, четко определенное определение рода.

Диалектика Платона была важным этапом в развитии логики. По словам Платона, знание возможно не для всех. Философия, буквально любовь к мудрости, невозможна ни для того, кто уже обладает истинным знанием (у богов оно уже есть), ни для того, кто вообще ничего не знает (невежда и думает, что знания ему не нужны). Поэтому философ — это тот, кто стоит между полным знанием и невежеством, стремясь подняться от менее совершенного знания к все более совершенному знанию.

В своих работах Платон говорит о модели идеального, лучшего состояния. Эта модель такого состояния, которое никогда нигде не существовало, но которое должно возникнуть. Другими словами, Платон говорит об идее государства как об утопии. Ни разу философ не пытался повлиять на правительство государства. В то время в Сицилии, в Сиракузах, существовало тираническое правило, и Платон пытался вступить в разговор с Дионисием, чтобы положить конец деспотизму и кровопролитию в Сицилии. Это закончилось очень неудачно: афинский философ не только однажды был изгнан из города, но и почти продан в рабство. Так бесславно закончилась попытка приказать правительству на основании причин.

Рассматривая идеальное состояние Платона, необходимо понять, какое состояние он классифицировал как негативное, а какое уже существовало в нем не устраивало его в принципе. Платон разделяет все существующие состояния на четыре разновидности.

Тимократия — власть амбициозных людей. В таком состоянии правители и воины были свободны от сельскохозяйственного и ручного труда. Большое внимание уделяется спортивным упражнениям, но стремление к обогащению уже очевидно, а спартанский образ жизни трансформируется в роскошный, что определяет переход к олигархии.

Олигархия. В олигархическом государстве уже существует четкое разделение на богатых (правящий класс) и бедных, что позволяет правящему классу вести совершенно беззаботную жизнь. Согласно теории Платона, развитие олигархии приводит к ее вырождению в демократию.

Тирания. «Тирания, естественно, проистекает не из какой иной системы, кроме демократии: иными словами, из наибольшей свободы проистекает величайшее и жесточайшее рабство. «2

По мнению Платона, правители идеального государства должны быть исключительно философами, чтобы в государстве господствовали разум и интеллект. Именно философы обеспечивают благосостояние и справедливость. В сущности, философы защищают других людей от зла, которое в состоянии Платона — каждое нововведение. Не менее важно и то, что благодаря философам, стол и вся жизнь идеального государства будут строиться по законам разума, мудрости, не будет места бурям души и эмоциям.

Если в государстве Платона есть люди, которые имеют дело с законами и конституцией государства, это означает, что есть также люди, которые имеют дело только с сельским хозяйством и ремеслами. Основной закон существования идеального государства заключается в том, что каждый член общества обязан выполнять только ту работу, для которой он подходит.

Все жители идеального государства автор разделяет на три социальные группы. Эти группы — правители — философы, стратеги — воины, задачей которых является обеспечение безопасности государства, и производители — землевладельцы и ремесленники, которые обеспечивают удовлетворение насущных потребностей.

Согласно Платону, совершенное государство обладает четырьмя добродетелями:

  • Мудростью,
  • Мужеством,
  • Благоразумием,
  • Справедливостью.

Мудростью могут обладать немногие избранные — правители, философы, несомненно, мудры и принимают мудрые решения. Мужеством обладают все больше людей, не только правители-философы, но и воины-стражи. Если первые две добродетели были свойственны только определенным классам людей, то благоразумие должно быть присуще всем жителям. По четвертой добродетели — справедливости — автор понимает уже упомянутое разделение людей на классы, касты.

Платон подробно описывает в диалоге организацию государственной власти и законы лучшего порядка. Платон описывает идеальную государственную систему как правительство, в котором сочетаются принципы демократии и монархии: демократический принцип арифметического равенства (выборы по большинству голосов) и монархический принцип геометрического равенства (выборы по заслугам и производительности). Демократические принципы государства находят свое выражение в деятельности Народного Собрания. Все избранные государственные органы и правители обязаны действовать в точном соответствии с законом.

Постоянно развивающаяся борьба старого и нового

Именно эта борьба объективно предполагает необходимость диалектики — научной теории развития, метода познания природы, общества и мысли.

Все, что происходит в мире, а именно: изменения, движение и развитие, подчиняется законам диалектики. Чтобы понять диалектику, необходимо прояснить некоторые отправные точки. Диалектика как понятие используется в смысле отражения универсальных законов движения и развития объективной реальности.

Диалектика как понятие используется в трех значениях:

  • Диалектика понимается как совокупность объективных диалектических законов, процессов, которые действуют в мире независимо от сознания человека. Это диалектика природы, диалектика общества, диалектика мысли, понимаемой как объективная сторона процесса мышления.
  • Субъективная диалектика, диалектическое мышление. Она представляет собой отражение объективной диалектики в сознании.
  • Философская доктрина диалектики или теория диалектики. Действует как отражение размышлений. Называется доктрина диалектики, теория диалектики.

Учение Гераклита является не только одним из примеров раннеантичного греческого материализма, но и замечательным примером раннеантичной греческой диалектики.

Движение — самая общая черта процесса жизни в мире; оно относится ко всей природе, ко всем ее объектам и явлениям. Тезис универсальности движения в равной степени применим и к вечным вещам, которые движутся вечным движением, и к возникающим вещам, которые движутся переходным движением.

В Гераклите идея универсальности движения и изменения тесно связана с диалектическим пониманием самого процесса движения. Гераклит утверждает, что из факта движения и постоянной мутации всех вещей следует противоречивый характер их существования, так как о каждом движущемся объекте он должен утверждаться одновременно с тем, что, поскольку он движется, он одновременно существует и не существует.

Диалектика по Гераклиту

Диалектика, по Гераклиту, — это прежде всего изменение всего и единство безусловных противоположностей. Здесь изменение рассматривается не как простое движение, а как процесс формирования Вселенной, Космоса.

Если Гераклит, со своей доктриной борьбы противоположностей как движущей силы развития природы, ориентировался прежде всего на объективную диалектику, то Сократ, исходя из элитской школы и софистов, впервые четко поставил вопрос о субъективной диалектике, о диалектическом режиме мышления.

Платон называет диалектику рациональным пониманием истинно существующих родов бытия или идей. Диалектика Платона — это прежде всего доктрина бытия. Идеализм Платона, как и его эпистемология и диалектика, имеет ярко выраженный онтологический характер. Соответственно, диалектика, как это понимает Платон, это, прежде всего, учение об онтологических архетипах, узорах и причинах вещей в разумном мире.

Платон хочет доказать, что высшие роды всех вещей: бытие, движение, покой, идентичность и изменение, могут быть продуманы только таким образом, что каждый из них есть и не есть, есть и не является тем же самым, что и сам по себе.

И без преувеличения можно сказать, что из всех философов эпохи зарождения древней философии Гераклит наиболее достоин звания основателя объективной диалектики как учение о противоположностях, их борьбе, их единстве, процессе мира.

Платон — один из великих мыслителей древности. Его работа обогатила интеллектуальную культуру всего человечества.

Поскольку в основе учения Платона лежал философский идеализм, естественно, что наибольшее впечатление Платон всегда производил на мыслителей, склонных к идеализму. Они увидели в учениях Платона модель для своих собственных идеалистических конструкций и гипотез.

Другой стороной содержания философии Платона, ставшей источником длительного философского влияния, была его диалектика. Идеалистическая диалектика Платона является предшественником идеалистической диалектики Гегеля, их философского прототипа. Без диалектики Платона не было бы той формы, в которой гегелевская диалектика появилась бы в Германии в начале 19 века.

Платон был пионером в области философской трактовки множества политико-правовых вопросов, и развитие многих из них отмечено печатью его творческого гения.

Платон — один из тех искателей истины и героев мысли, которые становятся вечными спутниками человечества и современниками всех новых эпох и поколений людей в их неустанных поисках истины и справедливости, в неустанном стремлении к более разумной и совершенной жизни.

Во многом можно согласиться с их видением мира, системы правления, социального права, морали и души. Но нельзя не согласиться с тем, что в истории было много примеров таких государств, не все, но во многом они напоминают то, что описывали Сократ и Платон. Согласны ли вы или нет — это второстепенный вопрос. Можно с чем-то согласиться и в то же время быть яростным противником.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

В политической системе общества центральное место занимает государство. В процессе исторического развития менялся характер взаимоотношений личности и государства: от отчуждения и вражды до взаимного сотрудничества и взаимной ответственности. Взаимоотношения личности и государства регулируются нормами права.

Можно выделить следующие общие закономерности, касающиеся взаимоотношений общества и государства.

1.Общество имеет первичное значение по отношению к государству.

2.Уровень развития государства определяется уровнем развития общества и соответствует ему.

3.Поиск новых, лучших форм организации общественной жизни, более совершенных форм государственной организации, т.е. поиск общественного идеала происходит в обществе.

Личность взаимодействует с государством через право, то есть систему общеобязательных норм, исходящих от него, а с другой стороны путем - участия в процедурах формирования органов государственной власти. Право определяет принципы взаимоотношений личности с государством и обществом, меру ее юридической свободы, гарантии осуществления прав и обязанностей, способы защиты прав и законных интересов. Такая мера свободы личности в современном обществе, ее правовое положение определяется системой норм как международного, так и внутригосударственного права. Изучая взаимоотношение личности, общества и государства в науке сложились две главные традиции постановки и концептуального решения этой проблемы– коллективистская и индивидуалистическая (либеральная). В современных юридических доктринах эти традиции выражены не только и не столько в чистом виде, сколько в различных вариантах их сочетания.

Свобода и справедливость как принципы права

Принцип свободы.

Под свободой обычно понимают возможность человека без какого-либо принуждения совершить желаемый им поступок. Английский философ И. Берлин отличает негативную свободу от позитивной. Негативная свобода - это свобода от, при которой никто не принуждается к чему-либо другими людьми. Позитивная свобода - это свобода к (поступку), когда имеющиеся возможности действительно используются человеком.

Очень часто принцип свободы связывается с наличием так называемых основных свобод личности, которые, как правило, указываются в конституциях многих стран мира. Речь идет о либеральных ценностях, как-то: неприкосновенность личности, свобода слова, свобода получения информации, свобода вероисповедания, свобода митингов и собраний.

Содержание принципа свободы часто вступают в конфликт с требованием сочетания личного с общественным. Живя в обществе, невозможно быть свободным от него. Абсолютная свобода невозможна уже постольку, поскольку человеку приходится действовать при определенных условиях. Следовательно, принцип свободы имеет относительный характер. К тому же следует учитывать, что свобода одного не должна стать гнетом для другого. Иначе говоря, свобода воли предполагает четкое различение доброй и злой воли. Принцип свободы несовместим со злой волей.

Сторонникам принципа свободы их оппоненты неизменно указывают, что люди, совершая поступки, действуют в рамках некоторых законов. Это замечание вполне правомерно. Дело в том, что очень часто принцип свободы формулируется концептуально неряшливо. Что означает быть свободным в концептуальном отношении? Творчество относительно принципов, законов, ценностей и целей. О путях реализации творчества свидетельствует развитие теорий, например эволюция управленческой мысли в менеджменте. Таким образом, не следует связывать принцип свободы исключительно с поступками по достижению определенных целей. Генерация целей и достижение одной из них - это, несомненно, принцип свободы в действии. Но генерация и варьирование ценностей - это также реализация принципа свободы.

В связи с темой свободы актуальнейшее значение приобретает вопрос о необходимости. Под необходимостью понимается однозначно детерминированное поведение. Может ли человек его избежать? Все ли зависит от него, или же человек вынужден подчиниться некоторым персонифицированным или даже анонимным силам? А. Смит считал, что человек свободен в силу естественной, "невидимой руки" рынка. К. Маркс рассуждал в принципиально другой манере: не сознание определяет бытие, а бытие определяет сознание. Человек функционирует в рамках естественноисторических законов, и именно они придают его поведению если не строго, то, по крайней мере, квазинеобходимый характер. Достижения синергетики позволяют внести дополнительную ясность в вопрос о соотношении свободы и необходимости в поведении людей. На наш взгляд, в связи с этим актуальны следующие три вывода.

o Принципы устойчивее законов, законы подвластны изменениям в меньшей степени, чем ценности.

o Если не могут быть изменены принципы, законы или доминирующие ценности, то, тем не менее, свобода возможна в их контексте.

o Поведение человека в силу стохастического характера социальных законов всегда является вероятностно-игровым.

Принцип справедливости.

При характеристике принципа свободы отмечалось, что в его формулировках не учитывается сочетание разнородных интересов различных индивидов. Именно в этой связи вводится принцип справедливости. Необходимость дополнения принципа свободы принципом справедливости прекрасно обосновал американский философ Дж. Роулз. Разумеется, принцип справедливости также интерпретируется по-разному.

В необходимости принципа справедливости из социальных философов мало кто сомневается. Более спорным считается вопрос о путях достижения общества справедливости. Согласно марксизму, справедливость недостижима без социалистической революции. Современные авторы считают предпосылкой и основанием справедливости общественный договор. Впервые концепция общественного договора была выдвинута Дж. Локком, И. Кантом и Ж.-Ж. Руссо. В наши дни эта концепция реанимирована Дж. Роулзом и Ю. Хабермасом. Оба полагают, что умелое использование институтов представительной демократии как раз и позволяет шаг за шагом утверждать принципы справедливости - в частности, путем совершенствования конституций как отдельных стран, так и более крупных социальных образований, например объединенной Европы. По Хабермасу, в продуктивный дискурс должно быть вовлечено как можно больше людей.

Итак, три принципа общественных наук, а именно: принципы равенства, свободы и справедливости, образуют определенное единство. Они, не исключая друг друга, выражают различные концептуальные особенности общественного устройства. Безусловно, концептуальное единство трех принципов воодушевляет, но ему, как нам представляется, недостает этической обостренности.

Читайте также: