Человек и богатство в исламе кратко

Обновлено: 02.07.2024

Что говорит Ислам о богатстве?

Многим из нас, наверное, знакомы распространенные стереотипы: религия не поощряет человека в стремлении к достатку, бедный человек более угоден Богу, чем богатый, поскольку богатство почти всегда нажито каким-то нечестным путем. Это правда или вымысел, действительно ли человеку верующему лучше жить в бедности, а не стремиться к обеспеченной жизни?

На самом деле религия предостерегает человека не от зарабатывания денег и накопления имущества как такового, а от опасностей, которые влечет за собой чрезмерная погруженность в мирские дела:

Стремление к богатству становится для некоторых людей таким сильным соблазном, что ради него они готовы пойти на обман и мошенничество, предавать друзей и родных, посягать на чужое имущество. И даже если человек зарабатывает на жизнь честным путем, увеличение достатка и любовь к роскошной жизни может заставить его забыть о своей душе, о благодарности Всевышнему, о помощи ближним.

Однако будет таким же заблуждением считать, что наиболее богоугодный и правильный образ жизни - это бедность. Бедность имеет свои искушения и соблазны: так, бедный человек склонен завидовать тем, кому повезло в жизни больше, чем ему; он может также соблазниться нечестным способом зарабатывания денег.

Бедность часто проистекает от лености, когда человек попросту не хочет прилагать усилия для поддержания своей жизни на достойном уровне, для получения профессиональных навыков и поиска хорошей работы. Бедность заставляет людей забывать о своем достоинстве, попрошайничать, унижаться перед богатыми приятелями, от которых они могут ожидать подарков и милостей.

Какой же выход из этой ситуации? Как правильно относиться к материальным благам?

Ключом ко всему служит умеренность и золотая середина. Человеку следует прилагать все усилия для поиска честного и надежного заработка, для повышения своих профессиональных навыков. Религия поощряет трудолюбие и порицает лень:

Собственный, пусть и небольшой, заработок является защитой человека от унижения попрошайничества и нищенства, когда он сам может оказывать помощь неимущим, а не ждать милостей от богатых родственников и знакомых.

При этом нужно помнить, что богатство – это дар от Всевышнего. Кому-то Он дает в этой жизни больше материальных благ, а кому-то меньше.

Всевышнему может быть одинаково угоден как состоятельный человек, заработавший свое имущество честным путем, который не презирает бедных, но, наоборот, расходует средства для помощи неимущим и нуждающимся; так и бедный человек, который, тем не менее, не жалуется на свое положение и не завидует, а продолжает трудиться для поддержания своей жизни и помощи своей семье.

Дуа для тех, кто хочет увеличить свой заработок

Дуа для тех, кто хочет увеличить свой заработок

Из истории мы знаем, что, к примеру, царь и пророк Сулейман (Соломон), мир ему, был обладателем огромного состояния, однако был чрезвычайно аскетичным и богобоязненным человеком. Богатство не заставило его забыть о своем Господе и стать неблагодарным.

Среди сподвижников Пророка (мир ему) были как Абу Хурайра, которому не принадлежало ничего, кроме той одежды, что была на нем, так и такие люди как Абу Бакр или Усман (да будет доволен ими всеми Всевышний), имевшие большое богатство. Лучшие люди, как говорится в хадисе, - это те, кто умеет соблюдать баланс между материальным и духовным, между вечным и преходящим:

Итак, верующий человек – это не обязательно бедный и неимущий. Бедность не всегда приближает к Богу, а богатство не удаляет человека от Него. Правильное отношение к имуществу состоит в умении правильно расставить приоритеты: человеку не запрещено стремиться к достойной жизни, к тому, чтобы обеспечить себя и своих близких всем необходимым.

Но при этом следует избегать всех соблазнов материального мира – не стать черствым, эгоистичным, корыстолюбивым, жадным. Если Всевышний наградил вас достатком, поблагодарите Его и расходуйте свое имущество разумно, не забывая о помощи бедным. Если же, наоборот, ваши дела идут не очень хорошо, не впадайте в отчаяние, а продолжайте трудиться, проявляйте терпение и не завидуйте другим. Тогда Он будет доволен вами.


Относительно недавно на просторах всемирной паутины появилась новость о молодой жительнице Великобритании Джейн Парк, которая выиграла в лотерею 1 миллион фунтов стерлингов (около 80 миллионов рублей). Но девушка прославилась отнюдь не благодаря своему везению, а скорее, наоборот, невезению.

В июле 2013 года Джейн Парк стала победительницей лотереи EuroMillion, но, по словам девушки, столь радостное событие обернулось для нее кошмаром. Джейн считает, что организаторам лотерей следует запретить подросткам участвовать в них. В связи с этим мисс Парк собирается подать в суд на британскую компанию, которая проводит такого рода розыгрыши.

Джейн Парк на своём примере доказала давно известную и охотно забываемую всеми истину – не в деньгах счастье.

До участия в лотерее Джейн Парк была совершенно обычным подростком – она жила с мамой в двухкомнатной квартире, училась и подрабатывала. Когда же девушка разбогатела, она пустилась во все тяжкие: устраивала громкие вечеринки, скупала дизайнерские сумки и недвижимость, отдыхала на дорогих курортах и сделала операцию по увеличению груди.

Однако всё это быстро ей наскучило, и она стала тосковать по своему скромному образу жизни. Из-за выигрыша Джейн не удаётся устроить личную жизнь — мужчин интересует только её состояние.

Сразу оговоримся, наша статья не об игорном бизнесе, лотереях и даже не об отношении Ислама к нему. Кто желает узнать подробнее об этом, пусть перейдёт по ссылке. Мы же хотим поговорить об отношении Ислама к мирскому богатству, какое место оно должно занимать в жизни мусульманина и как правильно им распоряжаться, чтобы не оказаться в той ситуации, в которой оказалась Джейн Парк.

Богатство в Исламе считается вполне приемлемым для человека, стремление иметь собственность и распоряжаться ею приветствуются, если только это стремление не идёт вразрез с существующими религиозными установками. Имущество должно быть нажито одобряемыми способами и не наносить ущерба нравственности её обладателя.

Из хадиса видно, что богатство само по себе является благом. Оно приносит человеку огромную пользу, избавляет его от необходимости обращаться за материальной помощью к людям, позволяет ему наслаждаться дозволенными земными удовольствиями, обеспечивать свою семью и совершать благодеяния, которые не по карману тем, кто наделён скудным состоянием.

Ислам не запрещает людям стремиться к богатству, пользуясь дозволенными путями, и расходовать средства на обеспечение материального благополучия своей семьи. Напротив, в хадисе сообщается, что Всевышнему Аллаху нравится, когда мусульмане одеваются красиво и опрятно.

От Амра бин Шу’айба передаётся, что его отец передал, что его дед (да будет доволен им Аллах) сказал:

قَالَ رسول الله - صلى الله عليه وسلم: إنَّ اللهَ يُحِبُّ أَنْ يُرَى أثَرُ نِعْمَتِهِ عَلَى عَبْدِهِ

قُلْ مَنْ حَرَّمَ زِينَةَ اللَّهِ الَّتِي أَخْرَجَ لِعِبَادِهِ وَالطَّيِّبَاتِ مِنَ الرِّزْقِ قُلْ هِيَ لِلَّذِينَ آمَنُوا فِي الْحَيَاةِ الدُّنْيَا خَالِصَةً يَوْمَ الْقِيَامَةِ كَذَلِكَ نُفَصِّلُ الْآيَاتِ لِقَوْمٍ يَعْلَمُونَ

Из этого можно сделать вывод, что земные украшения и прелести были сотворены Аллахом для верующих и ради верующих, отчасти для того, чтобы они пользовались ими, отчасти для их испытания. Однако пользоваться ими могут и те, кто не уверовал в единство Аллаха.

Что же касается последней жизни, то в ней наслаждаться благами смогут только те, кто уверовал в Аллаха и повиновался Его Посланнику. Из этого аята также следует, что если человеку даровано богатство, то это ещё не означает, что он заслужил любовь своего Господа и вправе надеяться на лёгкий расчёт после смерти.

P.S.

Богатство в жизни мусульманина должно занимать столько места, сколько необходимо для отправления религиозных предписаний, и не более. Человек, живущий в соответствии с этим правилом, в принципе не может оказаться в той ситуации, в которой оказалась юная победительница лотереи Джейн Парк.

А то, что он тратил бы на себя, он тратил бы с пониманием того, что любое благо, дарованное человеку в этом мире, непременно лишает его части вознаграждения в будущей жизни, подобно тому, как любое испытание, постигшее человека в этой жизни, облегчает его участь после смерти.

Иными словами, всё, чем мусульманин пользуется в этом мире – это часть той награды, которую он может получить на том Свете, и для того, чтобы приумножить свой удел после смерти, он должен посвятить свои усилия одному Аллаху и посредством дарованных ему благ искать способ приблизиться к Нему. Более того, если человек не поступает так, то дарованные ему богатства тяжким бременем лягут на его плечи в день Страшного Суда.

Дай Аллах нам обрести истинное счастье в обоих мирах, и да соберёт Он нас под знаменем Пророка ﷺ в день великого Суда. Амин!

Махач Гитиновасов



В нашем обществе существует определенный стереотип, что если человек пришёл к вере, начал исповедовать должным образом религию, то ему непрестало заниматься делом, которое может приносить хороший доход. А если доход серьезный и его финансовый статус начинает выражаться визуально в виде благ этого мира, то, у некоторых людей могут возникнуть сомнения в том, что данный человек действительно верующий и богобоязненный. Конечно, у этого стереотипа есть основа, предполагается, что верующий человек должен быть бедным, так как богатство мешает ему искренне верить, увлекая его за собой в дебри дуньи.

Лихое первоначальное накопление капитала в период ранней независимости нашей страны заложило в сознании людей, что бизнес не соответствует религиозным нормам и по свой сути греховен. В настоящее время, это убеждение отчасти выветрилось, но осадок остался и продолжает влиять на суждения о том могут ли бизнес (коммерция) и религия сосуществовать в одном человеке не нарушая принципы друг друга?

Несомненно, могут. Более того, религия Ислам приветствует занятие дозволенным делом, которое позволяет жить в достатке и хорошо выглядеть. Ат-Тирмизи и аль-Хаким передали со слов Ибн ‘Амра, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

Ан-Насаи передал со слов Малика ибн ан-Надлы:

Са’ид бин Мусайаб сказал:

Факих со своим иснадом передал от Сабита Банани, который сказал:

Передано от Абу Хурайры (р.а.), что Пророк (с.а.с.) сказал:

Ислам предостерегает мусульман от того, что бы строить свой бюджет на подаянии. Если человек в состоянии, то ему лучше работать, даже если это скромный труд за скромную плату чем опускаться до постоянного испрашивания средств у других людей.

Если же человек не может заставить себя работать и намерен жить подаянием, то рискует не выйти из бедности.

Шакик бин Ибрахим о словах Всевышнего Аллаха:

Таким образом, религия Ислам, благоволит мирским делам, обретению профессии, заработку средств. Ислам не порицает стремление не только зарабатывать, но добиться высоких доходов если богатство, а также статус и положение в обществе приобретено/получено дозволено и используется правильно, в том числе выплачивается закят, садака, и оказываются другие виды благотворительности (так как это очищает имущество) и не приводят к высокомерию, показухе и гордыне, а также к другим болезням сердца.

15 финансовых вопросов, рассматриваемых в Коране и хадисах


Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передает, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) рассказывал:

Абдулла ибн Ханджаля (да будет доволен им Аллах) передает, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

2. Наследование и завещание

3. Зарабатывать на жизнь следует дозволенным образом

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передает, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

Абу Саид (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

4. Своевременная выплата долга

Передается от Абу Мусы аль-Ашари (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

5. Займы – милостивое отношение к должнику

Абу Катада (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

6. Помощь бедным

Сафван ибн Салим (да будет доволен им Аллах) передает, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

7. Накопление богатства

8. Расходы на бедных облегчают наказание в могиле

Передается от Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

9. Избегайте излишества (исраф)

Амр ибн Шуайб (да будет доволен им Аллах) передал со ссылкой на авторитет своего отца, который передавал от своего отца, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

10. Не будьте скупыми

Абу Саид Худри (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

11. Умеренность в расходах

12. Избегайте взяточничества

13. Довольство тем, что имеешь

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передает, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

14. Зависть к чужому имуществу

Ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я слышал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

15. Правильное ведение своих дел

Джабир (да будет доволен им Аллах) передает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

Читайте также: