Ч пирс семиотика кратко

Обновлено: 02.07.2024

Позитивная разработка предполагает критическое рассмотрение того, что делалось и делается в этом направлении в зарубежной эстетике. С этой точки зрения несомненный интерес представляют труды Ч. Пирса.

Библиография критических исследований о Пирсе за рубежом насчитывает более 500 названий. В нашей литературе философские и семиотические взгляды Пирса получили обстоятельное критическое освещение в работах Ю. Мельвиля, Л. Резникова, И. Добронравова, Н. Стяжкина и др. Однако авторы этих работ не касаются эстетики Пирса, а между тем и этот аспект его философии заслуживает внимания, в особенности под углом зрения применения семиотики к анализу искусства.

Проблема знака имеет давнюю (чуть ли не со времен стоиков) традицию в истории философской, логической и эстетической мысли. Но, как верно отметил Л. Абрамян, собственно семиотический анализ начинается сравнительно недавно, с того момента, когда знак рассматривают в знаковой системе – в семантических, синтаксических, прагматических и иных измерениях 4 .

Пирс был первым, кто заложил фундамент собственно семиотического анализа. Он разработал подробную классификацию, в которой логическое деление знаков осуществляется по разным основаниям. Это дает возможность рассмотреть знаки во многих аспектах, в системе различных отношений и измерений.

Когда в своих трудах по семиотике Пирс анализирует изобразительные знаки и приводит примеры последних, в их числе мы видим картины и скульптуры (3.362; 2.277). Это дает основание утверждать, что произведение изобразительного искусства в целом Пирс рассматривает как изобразительный знак. Если же принять во внимание, что в число изобразительных знаков Пирс включает также исполнение произведений музыки (5.475), архитектурные сооружения (2.281), то можно прийти к выводу, что, согласно Пирсу, природа всякого искусства в своей сущности изобразительна.

Если вспомнить Пирсову четырехчленную структуру знакового отношения (или знаковой ситуации), то чувство, которое сообщается произведением, будет соответствовать значению, а сходное чувство у слушателя – интерпретанте. А что же будет объектом обозначения? По-видимому, Пирс считает, что при коммуникации эмоции посредством музыки знак-изображение и объект совпадают. В семиотике Пирса такой случай предусмотрен. Когда объект, считает Пирс, реально не существует, сама форма изображения является его объектом (4.531). Вот эта форма, подобная сообщаемому чувству, и опосредует возникновение сходного чувства у слушателя.

Поскольку форма составляет основу всякого изображения (4.544), а воспринятое зрителем, слушателем и т. п. чувство является, по Пирсу, изображением того чувства, которое стремится сообщить творец через произведение искусства, можно заключить, что само чувство Пирс понимает как нечто оформленное, имеющее определенную структуру.

Особенностью пирсовских суждений (как мы их пытались воспроизвести выше) представляется понимание изобразительности, противостоящее сведению последней к внешнему (подчас даже просто – визуальному) подобию (позиция, и ныне порой встречающаяся в искусствоведческих трудах).

В течение долгого исторического периода вопросы знаков и их использования в общении людей интересовали философов и языковедов. Однако только во второй половине XIX в. американский философ, логик и математик Чарльз Сандерс Пирс разработал общие основы семиотики, став ее подлинным основателем. Таким образом, между появлением идеи науки о знаках и самой этой науки прошло более двух тысячелетий.

Чарльз Сандерс Пирс — американский философ, который получил блестящую естественно-научную подготовку (в таких областях, как математика, химия, геодезия, астрономия) и прославился своими работами в области математики, логики, физики, антропологии, экономики и семиотики (теории знаков).

В 1879 г. Пирс получил работу младшего преподавателя логики в недавно основанном университете Джона Гопкинса. Это была единственная академическая должность в его жизни. Несмотря на то, что Пирс стал известным ученым, логиком и философом, его педагогическая карьера в американских университетах не ладилась. Причинами были более чем необычная для того времени свободная манера преподавания (Пирс не заботился о ясности и связности изложения, ориентировался лишь на наиболее одаренных слушателей) и утверждаемая им идея университетов как элитарных научных центров. Поэтому Пирс так и не нашел в Америке постоянного профессорского места. Идеи Пирса настолько опережали свое время (в математике на 20-30 лет, в логике - на 50-70 лет, в кибернетике на 70-100 лет), что при его жизни не были признаны. В России, начиная с 1980-х годов, его идеи были положены в основу разработки систем Искусственного интеллекта, в результате чего ими заинтересовались во Франции, Германии, Дании, Финляндии, а в последнее время и в США.

Пирс оставил значительное литературное наследие, в том числе не вышедшие при жизни работы по философии и логике.

Согласно Пирсу, знаковая ситуация включает знак, замещающий объект, создавая в разуме воспринимающего знак определенное впечатление, которое Пирс называет интерпретантой. Связь между первым элементом знаковой ситуации - знаком и вторым - объектом дает возможность знаку определять третий элемент - интерпретанту (представление).

Типология знаков, которой Пирс уделял большое внимание, обращаясь к ней в работах разных лет, была разработана им чрезвычайно детально и предусматривала 66 типов знаков, сгруппированных в 10 групп на основе свойств знаков и отношений между элементами знаковой ситуации. В ранних работах Пирс выделяет меньшее число знаков, которые он разделяет на три группы (на основе соотношений знака с самим собой, с объектом и с интерпретантой) по три типа в каждой: во-первых, на основе существования знака как простого качества, как реального факта или как общего закона; во-вторых, в зависимости от отношения знака к обозначаемому объекту, основанного или на общей с объектом характеристике, или на характеристике, связанной с этим объектом, или на характеристике, связанной с восприятием знака: в-третьих, на основе представления его восприятием как возможного знака, или как фактического знака или, как мыслимого знака (Ibid, par. 243).

Следует заметить, что первый и второй знаки не вполне самостоятельны, а, скорее, представляют собой определенные аспекты знака - его качественный характер и реализацию (что приводит Ю.К. Мельвиля к выводу о том, что они знаками не являются (Мельвиль 1968). Кроме того, это деление знаков в сущности предполагает не одно, а два основания: отношения между знаком и его качественной стороной и между знаком и его реализацией. По-видимому, возможна интерпретация отношения между синсигнумом и легисигнумом как между единичным и общим знаками (ср. Мельвиль 1968: 181).

Во второй группе, основанной на отношениях между знаком и объектом, выделяются следующие типы знаков (эти типы были введены еще в XII в. Абеляром):

образы (icons) - знаки, относящиеся к объекту на основе схожести характеристик;

признаки (indices) - знаки, относящиеся к объекту на основе воздействия этого объекта, смежности с объектом; они обязательно имеют какую-то общую с объектом характеристику и

коды (symbols) - знаки, относящиеся к объекту на основе соглашения, обеспечивающего понимание знака, как относящегося к объекту.

Первый знак Пирс также называл подобием (likeness), а второй - также указателем (indication). Для уточнения понимания характера этих знаков Пирс возвращается к ним несколько ниже, давая дополнительные пояснения и примеры.

Образ представляет объект в основном в силу подобия. Образы могут быть поделены на отражения, основанные на прямом подобии, диаграммы, в которых отношения определенных характеристик объекта представлены подобными отношениями характеристик знака, и метафоры, в которых определенные характеристики объекта представлены аналогией каких-либо других характеристик знака. Типичными примерами образов являются фотографии и картины, а также диаграммы, которые основаны на аналогии. К образам относятся и алгебраические формулы, отражающие определенные отношения между величинами.

В качестве примеров кодов Пирс приводит различные виды знаков, значение которых устанавливается предварительным соглашением: сигнальный костер, являющийся условным сигналом, флаг или вымпел, театральный билет, любой билет или чек, дающий право на получение чего-либо, любое обычное слово. Код не указывает на конкретный предмет, а обозначает тип предмета. Число кодов постоянно увеличивается в результате развития других видов знаков, чаще всего образов. Развиваются и значения кодов — многие широко известные слова имеют для нас совершенно иное значение чем когда-то для наших предков. В своих рассуждениях мы используем все три вида знаков.

Для того, чтобы современные коннотации не затрудняли понимание характера третьего типа знаков второй триады, нами был предложен термин код, который, по нашему мнению, точнее передает характер этого типа знаков в понимании Пирса - знак, приписываемый объекту по соглашению, безотносительно к наличию или отсутствию общих с объектом характеристик (Гринев 1997).

Согласно Пирсу, полная характеристика знаков может быть дана только на основе трех вышеописанных трихотомий, позволяющих разделить существующие знаки на десять основных классов:

(1) квалисигнум (качественный знак) - любое качество (например, ощущение красноты), и поскольку качество обозначает объект на основе некоторого общего компонента или подобия, оно неизбежно является образом, и поскольку качество является простой логической вероятностью, оно является вероятностным знаком (ремой);

(2) образный синсигнум (образный фактический знак) - любой объект опыта, обладающий некоторым качеством, определяющим представление об объекте (например, конкретная диаграмма). Он может быть воспринимаем только как вероятностный знак (рема);

(3) рематический признаковый синсигнум (вероятностный фактический признак) - любое непосредственно воспринимаемое явление, привлекающее внимание к вызывающему его объекту (например, неожиданный крик боли или радости);

(4) дицисигнумный синсигнум (информирующий фактический знак) - любое непосредственно воспринимаемое явление, дающее информацию о соответствующем объекте (например, фотография или флюгер). Это образ;

(5) образный легисигнум (образный условный знак) - любое условное общее явление, обладающее в каждой своей реализации определенным качеством вызывать представление о подобном объекте (например, диаграмма в отвлечении от ее конкретных реализаций). Будучи образом, он должен быть вероятностным знаком (ремой);

(6) рематический признаковый легисигнум (вероятностный условленный признак) - условный знак, являющийся в каждой своей реализации результатом влияния объекта, с тем чтобы привлечь внимание к этому объекту (например, указательное местоимение, вероятностный характер которого вызван тем, что каждый раз оно может использоваться для обозначения иного объекта);

(7) дицисигнумный признаковый легисигнум (информирующий условный признак) - условный знак, являющийся в каждой своей реализации результатом влияния объекта, с тем чтобы дать информацию об этом объекте (например, дорожный знак);

(8) рематический код, или кодовая рема (вероятностный код), - знак, связанный с объектом ассоциацией, на основе которой он вызывает общее понятие и интерпретируется как знак объекта (например, нарицательное существительное). Он должен быть условным знаком (легисигнумом);

(9) дицисигнумный код (информирующий код) - знак, связанный с объектом ассоциацией, на основе которой он вызывает общее понятие. Он должен быть условным знаком (легисигнумом);

(10) аргумент - знак, восприятие которого (интерпретанта) представляет его объект как истинную договоренность. Это условный знак (легисигнум) и код).

Таким образом, Пирс ввел представление о знаковой ситуации (правда, так ее не называя) и предпринял попытку наиболее полной классификации типов знаков на основе отношений элементов знаковой ситуации и таких свойств знаков, как степень вероятности использования и характер связи с объектом.

Объект, представляемый знаком, логики стали называть денотатом; представление о денотате, точнее, о всем классе денотатов, сложившееся у субъекта знаковой деятельности, именовалось концептом (десигнантом). В языкознании сложилась несколько иная терминология: здесь под значением или смыслом, которые в большинстве случаев употребляют как синонимы, понимают или умственное представление об объекте, или отношения между знаком и обозначаемым им предметом, объектом и между знаком и представлением о предмете. Между треугольником Фреге и графическим (в виде треугольника) представлением знаковой ситуации Пирсом заметна определенная терминологическая разница.

Чарльз Сандерс Пирс,родился в Кембридже, штат Массачусетс (США), в 1839 году, он был философом и ученым и автором нескольких работ, оказавших огромное влияние на этот день. Он считается создателем философского прагматизма и одним из пионеров в разработке семиотики.

Помимо своих работ по этим предметам, он также провел несколько научных экспериментов на маятнике, чтобы найти плотность Земли и ее форму. Точно так же он опубликовал большое количество статей по физике, математике, химии и другим наукам..


Сандерс Пирс много лет проводил занятия и беседы в университетах. Тем не менее, его своеобразная и проблематичная личность не позволяла ему занять фиксированную позицию, которую он всегда хотел. Видимо, скандал, вызвавший его второй брак с гораздо более молодой женщиной, не помог ему с этой целью.

Большую часть своей жизни он жил с огромными финансовыми трудностями, уйдя на пенсию в маленьком городке. В качестве любопытства часть своих работ он подписал как Чарльз Сантьяго Пирс. Неизвестно, была ли это дань уважения его другу Уильяму Джеймсу или уступка его второй жене испанского происхождения.

  • 1 Биография
    • 1.1 Первые годы
    • 1.2 Образование
    • 1.3 Профессиональная жизнь
    • 1.4 Объединенная береговая и геодезическая служба
    • 1.5 Личная жизнь
    • 1.6 Последние годы
    • 2.1 Философский прагматизм
    • 2.2 Вклад в науку
    • 3.1. Концепция знака как триады
    • 3.2 Значки, указатели и символы

    биография

    Первые годы

    Чарльз Сандерс Пирс появился на свет 10 сентября 1839 года в американском городе Кембридж, штат Массачусетс..

    Его семья была хорошо известна в Бостоне в политической, социальной и, особенно, интеллектуальной сферах. Поэтому среда, в которой рос молодой Пирс, была полна научных и философских стимулов.

    Его собственный отец был профессором в Гарварде и имел большой престиж как астроном и математик. С самого раннего возраста Чарльз получил уроки физики, астрономии и математики, которые вел его отец.

    В 8 лет он также начал посещать уроки химии, а в 11 он пришел написать статью, объясняющую историю этого предмета. В подростковом возрасте он посвятил себя углублению в философии и логике, читая произведения великих авторов.

    образование

    Несмотря на большой интеллект и всю подготовку, которую он получил дома, у Пирса было много проблем в школе. Учителя жаловались на отсутствие дисциплины и интереса. Его неустойчивое поведение и неспособность вести себя в обычных ситуациях были неизменной чертой всей его жизни..

    В любом случае, Пирс присоединился к Гарварду в 1855 году. В 1961 году он получил степень в области искусств, а два года спустя - в области наук. В то же время он начал работать в береговой службе США..

    Профессиональная жизнь

    Великая цель Пирса состояла в том, чтобы получить кафедру в университете, чтобы преподавать логику. Однако все, что он получил, были временные должности. Его личность, которую некоторые называют маниакально-депрессивным, помешала ему добиться успеха в качестве учителя.

    Таким образом, между 1864 и 1884 гг. Он преподавал логику в Университете Джона Хопкинса в Балтиморе и Гарварде, но никогда в качестве профессора.

    Объединенное побережье и геодезическая служба

    Влияние его отца, управляющего в Объединенном побережье и геодезической службе, помогло ему начать работать в этом учреждении. Он был в этом с 1865 по 1891 год и разработал важные исследования на серьезность и интенсивность звездного света.

    Среди его достижений - изобретение квинкунальной проекции сферы, а также первое использование длины волны света в качестве меры..

    Воспользовавшись этими исследованиями, Пирс отправился в Европу, где приобрел значительный профессиональный авторитет и был назначен членом таких организаций, как Американская академия искусств и наук в 1867 году или Национальная академия наук в 1877 году..

    Эти успехи не означали, что его характер улучшился. Его годы в Обзоре Побережья были приправлены многими инцидентами. В конце концов, после десятилетий работы в этом он был вынужден уйти в отставку в 1891 году.

    Личная жизнь

    Пирс женился впервые в 1863 году, когда ему было 24 года. Союз просуществовал до 1876 года, в котором он развелся после поездки в Европу.

    Несколько лет спустя он снова женился, на этот раз с Джульеттой, женщиной на двадцать семь лет моложе его, и никто ничего не знал о ней. Это вызвало небольшой скандал в то время.

    Когда он потерял работу в Геодезической службе, Пирс и его жена переехали в Милфорд, штат Пенсильвания. Супруги прожили там 27 лет, в течение которых они провели достаточно экономических проблем. Несмотря на огромное количество материала, который автор подготовил, ему редко удавалось опубликовать его..

    Необходимость заставила его принять все виды мелких заданий, в дополнение к необходимости читать лекции по всей стране.

    Последние годы

    Здоровье Пирса и его жены начало ухудшаться. Недостаток ресурсов заставил их жить в довольно плохих условиях. Несмотря на это, философ продолжал вести расточительный и безрассудный образ жизни с рискованными инвестициями, которые только ухудшали его положение.

    Пытаясь решить свои проблемы, Пирс попросил у Института Карнеги грант, чтобы написать то, что он назвал философским трудом своей жизни. Они были 36 работ несомненной ценности, но не получили поддержку со стороны учреждения.

    В 1914 году больной раком Чарльз Пирс умер, не оставив потомков. У его интеллектуального министра было около 80 000 страниц рукописей, многие из которых неопубликованы. Его вдова продала их Гарвардскому университету в том же году.

    взносы

    Как уже упоминалось, его работа очень широка и охватывает множество различных дисциплин. Так, он писал о философии, семиотике, нескольких научных направлениях и о некоторых других темах..

    Философский прагматизм

    Основополагающий принцип этой концепции заключается в том, что именно практические последствия определяют значение убеждений и мыслей..

    Пирс обвинил Джеймса в чрезмерном упрощении прагматизма, исключив логико-семиотический фундамент, который он сам создал.

    Таким образом, прагматизм поддерживает тезис о том, что практическая значимость чего-либо определяет его значение..

    Это философское течение считается самым важным американским вкладом в эту тему в 20 веке. Его влияние достигло Европы.

    Вклад в науку

    В научной сфере Пирс также внес важный вклад. В них он подчеркнул общественную и социальную природу науки.

    Некоторые из его самых выдающихся работ были его эксперименты на маятнике, пытаясь вычислить форму и плотность нашей планеты. Кроме того, его исследования световых волн и их длины выделяются.

    Другие исследования, которые он проводил, были сосредоточены на физических, оптических и математических проблемах, среди других тем..

    семиотика

    В отличие от классической теории Соссюра, Пирс фокусируется на общих аспектах языка, определяемых как способ, которым человек познает реальность. Через язык человек относится к миру.

    Концепция знака как триады

    Согласно теории Пирса, и знак, и реальность состоят из трех разных частей: объекта, представителя и интерпретатора..

    - Объект будет частью реальности, к которой человек получает доступ через знак.

    Еще один новый аспект в его работе по семиотике - рассматривать знания как нечто, создающее ряд выводов. Таким образом, увидев пепел, наблюдатель приходит к выводу, что что-то сгорело. Таким образом, Пирс утверждает, что мир может быть познан только через знаки.

    Иконы, указатели и символы

    Пирс также разработал классификацию знаков в зависимости от их связи с объектами:

    иконки

    Существует прямая связь с объектами. Например, карты или фигуративная живопись.

    индексы

    Это указывает на преемственность в реальности представленных объектов. Например, молния является показателем шторма.

    символы

    Значение символов не является прямым, но может использоваться в социальных соглашениях. Таким образом, щиты или слова в целом являются символами, которым они были приданы значение.

    ЧАРЛЗ САНДЕРС ПИРС

    Наиболее глубокое влияние на Пирса оказал Кант, который, на его взгляд, сумел поставить все важнейшие философские проблемы. Декарта он считал ответственным за распространение современного номинализма. Благосклонно относился к Дунсу Скоту. Философию Пирс считал подклассом науки об открытии, которая, в свою очередь, является частью теоретической науки. Функция философии – давать объяснение единству многообразия, существующего во Вселенной. Всякая философия начинает с логики (отношения знаков к объектам) и феноменологии (опыта восприятия объективного мира).

    Подобно многим другим ученым конца 19 в., Пирс внутренне глубоко переживал ситуацию религиозных распрей, последовавших за публикацией трудов Дарвина. Не приемля догматической теологии и в то же время полагая, что наука не обязательно должна быть связана с атеизмом, Пирс попытался создать философскую систему, в которой бы учитывались методы и результаты науки и которая в то же время была бы совместима с христианством. Чтобы достичь этой цели, он считал необходимым вначале превратить метафизику в строгую науку, а затем доказать, что сама наука предполагает метафизическое учение, которое не является несовместимым с религией. Сам Пирс признавал главным своим результатом в метафизике сведение категорий к трем основным: первичности (чистые возможные качества, или дух), вторичности (объективный внешний мир, или материя) и третичности (мир общих понятий, эволюция). (В более ранних работах: качество, отношение, репрезентация; или – качество, отталкивание, опосредование.)

    Пирс предложил получившую широкую известность классификацию знаков, выделив: (1) иконические, или образные знаки, в которых означающее и означаемое обладают какими-то чертами сходства друг с другом; (2) знаки-индексы (они же индексные, указательные, или дейктические знаки), в которых означающее и означаемое тем иным образом связаны между собой по смежности; чаще всего эта связь носит причинно-следственный и/или указательный характер – так, след указывает на того, кто его оставил, а дым – на огонь, от которого он проистекает); и (3) знаки-символы, или символические знаки, в которых означающее и означаемое связаны лишь принятым в данном обществе и/или данной культуре условным соглашением Пирс указал на важность разработки синтаксиса знаков (см. также ЗНАК). Ему же принадлежит различие типа (type) и экземпляра (token).

    Семиотические идеи Пирса, опубликованные в изданиях, далеких от круга чтения лингвистов, к тому же написанные крайне тяжелым языком, долгое время были мало известны за пределами США; независимо от него сходные идеи выдвигал Ф.де Соссюр, пришедший к ним не от математической логики, а от лингвистики. Концепция Пирса была адаптирована для широкого читателя и развита в 1930-е годы Ч.У.Моррисом, который фактически и обеспечил ей всемирную известность, а самому Пирсу – статус основоположника семиотики. Правда, достигнуто это было ценой извлечения семиотических идей Пирса из широкого философского контекста, существенно отличного от взглядов как Ф.де Соссюра, так и Ч.Морриса). Немалую роль в популяризации идей Пирса сыграл также Р.Якобсон.

    Пирс был убежден, что его метафизическая система совместима с христианством. Он пытался показать, что эволюция в его понимании согласуется с Евангелием и что мы обладаем эмпирическим знанием о Боге. Пирс – автор этического принципа, гласящего, что ограниченная длительность существования конечных существ логически требует отождествления наших интересов с интересами неограниченно существующего сообщества личностей и вещей.

    Наиболее известны две работы Пирса: Обоснование мнения (The Fixation of Belief, 1877) и Как сделать наши мысли ясными (How to Make Our Ideas Clear, 1878). Его работы также были изданы в 6-ти томах Собрания трудов (Collected Papers, 1931–1935) и дополнительных 2-х томах Собрания трудов (1958).

    Читайте также: