Ценности культуры это кратко

Обновлено: 05.07.2024

КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ - по определению Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. "нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания,сооружения,предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты".

Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое "КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ" в других словарях:

Культурные ценности — нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы… … Официальная терминология

Культурные ценности — по законодательству РФ нравственные и эстетические идеалы; нормы и образцы поведения; языки, диалекты и говоры; национальные традиции и обычаи; топонимы; фольклор; художественные промыслы и ремесла; произведения культуры и искусства; результаты и … Финансовый словарь

КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ — 1) нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы … Юридическая энциклопедия

Культурные ценности — имущественные ценности светского или религиозного характера, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение (произведения искусства, книги, рукописи, архивные материалы, составные части и фрагменты архитектурных,… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

Культурные ценности — нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, произведения искусства и культуры, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко… … Энциклопедия культурологии

КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ — термин 1) Основ законодательства о культуре и 2) Закона РФ о вывозе и ввозе культурных ценностей. 1) Для целей Основ законодательства о культуре культурные ценности нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

Культурные ценности — В этой статье отсутствует вступление. Пожалуйста, допишите вводную секцию, кратко раскрывающую тему статьи … Википедия

КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ — нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы… … Энциклопедический словарь экономики и права

культурные ценности — по определению Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор,… … Большой юридический словарь

Культурные ценности — нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных… … Словарь юридических понятий

Ценность – это фиксированная в сознании человека характеристика его отношения к объекту. Ценность для человека имеют предметы, которые доставляют ему положительные эмоции: удовольствие, радость, наслаждение и т.п.

· Ценность - это общепризнанная норма, сформированная в определенной культуре, которая задает образцы и стандарты поведения и оказывает влияние на выбор между возможными поведенческими альтернативами.

· Нормы – общепризнанные образцы, правила поведения или действия, которые являются устойчивыми регулятивными образованиями, утвержденными, признанными и оправданными членами сообщества. Нормы предполагают действие по определенному шаблону.

· В отличие от норм, ценности предполагают свободный выбор, творчество личности в отборе тех или иных образцов поведения.

· По содержанию (Спренджер);

витальные (жизнь, здоровье, безопасность и т.д.);

социальные (семья, дисциплина, богатство и пр.);

политические (гражданские свободы и др.);

моральные (добро, любовь и т.п.);

религиозные (Бог, Священное писание, вера и пр.);

эстетические (Красота, стиль, гармония и др.);

· По степени распространенности: массовые; элитарные; субкультурные;

· По характеру носителей:

групповые, сословные, классовые;

· По интенсивности распространения (Ф.Клакхон):

вариативные (не одобряется, но воспринимается терпимо);

девиантные (запрещаются и караются).

· Существует огромная разница между тем, как воспринимаются ценности разными людьми разных культур. Это восприятие зависит от их индивидуальных или групповых установок, и от той объективной шкалы, которая свободна от субъективных и изменчивых оценок.

· Каждая культура имеет свое ценностное уникальное ядро, воплощающее ее хронотип, то есть специфику ее локализации в мире (Север, Юг, Запад , Восток и т.п.) и пребывания в потоке всемирной истории, а также накопленный исторический опыт. Благодаря этому ядру обеспечивается целостность данной культуры, ее неповторимый облик.

· У каждого человека, начиная с детства, образуются личные ценностные ориентации.

· В системе ценностных ориентаций личности следует различать ценности:

· Ценности во многих случаях оказываются несовместимы друг с другом. Человек нередко вынужден ради одних ценностей жертвовать другими. С проблемой выбора альтернативных ценностей люди постоянно сталкиваются в условиях повседневной жизни.

Мораль как феномен культуры

Мораль возникает в культуре как механизм обеспечения согласованности действий в обществе, признанный поддержать генетическую установку на выживаемость человека как биологического вида.

Система ценностей культуры:

· В самом общем плане культура- это совокупность норм и ценностей, посредством которых упорядочивается и организуется природа, задается или устанавливается смысл происходящим событиям

· В ХIX в. Возникла особая философская дисциплина о ценностях - аксиология

Ценность – это фиксированная в сознании человека характеристика его отношения к объекту. Ценность для человека имеют предметы, которые доставляют ему положительные эмоции: удовольствие, радость, наслаждение и т.п.




· Ценность - это общепризнанная норма, сформированная в определенной культуре, которая задает образцы и стандарты поведения и оказывает влияние на выбор между возможными поведенческими альтернативами.

· Нормы – общепризнанные образцы, правила поведения или действия, которые являются устойчивыми регулятивными образованиями, утвержденными, признанными и оправданными членами сообщества. Нормы предполагают действие по определенному шаблону.

· В отличие от норм, ценности предполагают свободный выбор, творчество личности в отборе тех или иных образцов поведения.

· По содержанию (Спренджер);

витальные (жизнь, здоровье, безопасность и т.д.);

социальные (семья, дисциплина, богатство и пр.);

политические (гражданские свободы и др.);

моральные (добро, любовь и т.п.);

религиозные (Бог, Священное писание, вера и пр.);

эстетические (Красота, стиль, гармония и др.);

· По степени распространенности: массовые; элитарные; субкультурные;

· По характеру носителей:

групповые, сословные, классовые;

· По интенсивности распространения (Ф.Клакхон):

вариативные (не одобряется, но воспринимается терпимо);

девиантные (запрещаются и караются).

· Существует огромная разница между тем, как воспринимаются ценности разными людьми разных культур. Это восприятие зависит от их индивидуальных или групповых установок, и от той объективной шкалы, которая свободна от субъективных и изменчивых оценок.

· Каждая культура имеет свое ценностное уникальное ядро, воплощающее ее хронотип, то есть специфику ее локализации в мире (Север, Юг, Запад , Восток и т.п.) и пребывания в потоке всемирной истории, а также накопленный исторический опыт. Благодаря этому ядру обеспечивается целостность данной культуры, ее неповторимый облик.

· У каждого человека, начиная с детства, образуются личные ценностные ориентации.

· В системе ценностных ориентаций личности следует различать ценности:

· Ценности во многих случаях оказываются несовместимы друг с другом. Человек нередко вынужден ради одних ценностей жертвовать другими. С проблемой выбора альтернативных ценностей люди постоянно сталкиваются в условиях повседневной жизни.

Мораль как феномен культуры

Мораль возникает в культуре как механизм обеспечения согласованности действий в обществе, признанный поддержать генетическую установку на выживаемость человека как биологического вида.

Картина

Культурные ценности — это незаменимые материальные и нематериальные предметы и произведения культуры, имеющие художественную и имущественную ценность, созданные человеком в рамках осуществления творческой деятельности и оказывающие определенное влияние в рамках эстетики, науки, истории.

Предмет, обладающий подобной ценностью, может содержать в себе как художественную информацию, так и данные в рамках науки, истории. Такой предмет способен вызвать у человека зрительное, эстетическое, слуховое наслаждение, повлиять на органы чувств.

Признаки культурных ценностей

Есть несколько главных признаков, позволяющих классифицировать определенный предмет к рассматриваемой категории:

  • универсальность — объект представляет ценность как результат авторского творческого труда;
  • незаменимость — не может быть создано 2-х абсолютно идентичных культурных ценностей;
  • уникальность — каждый предмет культурной ценностей несет в себе уникальный творческий посыл и идею;
  • временной характер — культурная ценность и значимость может со временем меняться;
  • цена — культурные ценности могут быть оценены в денежном эквиваленте;

Важно учесть, что материальная ценность предметов искусства не обладает точным и постоянным выражением, может изменяться. С учетом этого вопрос о правомерности добавления указанного критерия в юридическую формулировку еще и сейчас вызывает много дискуссий. Его изучением занимаются различные мировые юридические авторы. Для этого они принимают во внимание ряд условий: уровень развития рынка, развитость общества и т.д.

Разновидности культурных ценностей

В статье 1 Конвенции о защите ценностей культуры при возникновении военного конфликта предоставляется классификация всех культурных ценностей, которые можно дифференцировать на 3 категории:

  • Непосредственно культурные ценности, к числу которых принято относить: архитектурные, исторические, светские памятники; монументы и мемориалы искусства, сферы религии; археологические месторасположения; архитектурные ансамбли, имеющие действительный интерес с точки зрения художества, истории, произведения искусства; манускрипты и свитки, книги и прочие предметы, имеющие существенное значение в области художества, истории, археологии. К первой категории культурных ценностей еще принято относить научные коллекции, литературные собрания, имеющие большую значимость, материалы архивов и т.д.
  • Сооружения, предназначенные для хранения движимых культурных ценностей, которые относятся к первой категории, выставления их в качестве экспонатов для демонстрации людям. К данной категории можно отнести музеи, библиотеки больших размеров, хранилища архивов.
  • Центры, в которые собраны культурные ценности. К данной категории можно отнести центры, в которых находится большое количество культурных ценностей. В качестве яркого примера можно назвать Казанский Кремль, который считается памятником архитектуры и истории. А на его территории расположено много прочих важных культурных ценностей.

Формы культурных ценностей

  • материальный аспект культурной ценности подразумевает, что это в основном вещь, имеющая своего владельца.
  • духовный аспект – наличие у предмета особенной значимости с точки зрения культуры.

Различные подходы в области науки стали базисом для развития 2 научных школ, которые пропагандируют разные варианты юридического регулирования оборота культурных объектов.

Примеры культурных ценностей

Рассмотрим примеры материальных и нематериальных культурных ценностей

Материальные ценности

  • Сооружения, строительные объекты, религиозные предметы, технологии, которые считаются уникальными для определенной территории с точки зрения истории и культуры;
  • Исторические ценности, которые касаются событий народов в различные периоды истории, развития общественности, государства, научной и технической страницы истории. Эти ценности связаны с жизнью известных исторических людей, их деятельностью;
  • Предметы, их фрагменты, которые были добыты благодаря археологическим раскопкам;
  • Ценности с точки зрения художества. К ним принято относить картины, скульптурные произведения, которые обладают оригинальностью, художественные композиции;
  • Предметы религиозного назначения, которые специально оформлены с точки зрения художества. Например, иконы, гравюры;
  • Произведения декоративно-прикладного искусства, художественные предметы, созданные представителями народного промысла, фрагменты архитектурных сооружений, памятников истории, художества, памятников монументального искусства;
  • Древние книги, редкие манускрипты и свитки, документальные памятники;
  • Архивы, к которым можно отнести фото-, кино-, видеоархивы, оригинальные и редкие музыкальные инструменты, почтовые марки;
  • Древние монеты, награды, медали, печати, различные предметы, которыми увлекаются коллекционеры;
  • Редкие коллекции, образцы флоры и фауны;
  • Прочие движимые предметы. Например, копии, которые обладают культурной важностью для истории, художества, науки, находящиеся под защитой государства исторические, культурные памятники.

Нематериальные ценности

  • Идеалы нравственности, эстетики, поведенческие нормы, стандарты;
  • Языки, диалекты, традиции и ритуалы наций, топонимы, устное и народное творчество, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства;
  • Итоги научных изысканий деятельности в области культуры, которые обладают определенной значимостью для истории, культуры. К ним можно отнести научные ценности, накопленные познания.

Правовая охрана культурных ценностей в РФ

В отношении указанных предметов действуют особенные правила эксплуатации, их защиты, перемещения. Если культурные ценности необходимо перевезти в другую страну, они всегда подвергаются сначала экспертизе. РФ не должны покидать:

  • предметы, имеющие важность для истории, художества, науки, культуры, признанные особенно важными объектами культурного наследия российского народа;
  • предметы, созданные в различные времена, охраной которых занимается государство, добавленные в охранные списки;
  • Культурные ценности, находящиеся регулярно в музеях, архивах, библиотеках, прочих хранилищах ценностей государственного уровня;
  • Культурные предметы, изготовленные более 100 лет назад.

Культурные ценности, которые были вывезены из РФ, завезены в страну с нарушением законодательства, должны быть обязательно возвращены.

С 2008 года проверкой выполнения правил оборота культурных ценностей занимается в стране специальный орган — Федеральная служба по надзору за соблюдением законов в сфере охраны культурного наследия. При невыполнении правил может быть предусмотрена даже уголовная ответственность. Например, в случаях кражи предметов, бумаг, которые имеют особенную культурную ценность для науки, художества.

Уголовная ответственность может возникнуть за:

  • контрабанду предметов культуры;
  • несоблюдение зафиксированных сроков возврата в РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния российских народов, иностранных государств, которые были вывезены за пределы страны;
  • уничтожение, повреждение исторических, культурных, природных комплексов, объектов, защитой которых занимается государство, предметов, бумаг, обладающих ценностью с точки зрения истории, культуры.

Заключение

Культурные ценности – главный элемент цивилизации, культуры народов. Их изучение позволяет добиться взаимного понимания, уважения между нациями. Сегодня любая страна должна заниматься охраной своего культурного достояния, которое состоит из определенных ценностей, имеющихся на его территории. Государство должно предотвращать их незаконный вывоз и ввоз, предоставление на них права владения другим лицам, организациям.

  • Культурные ценности — это незаменимые материальные и нематериальные предметы и произведения культуры, созданные человеком в результате творческого процесса, имеющие художественную и имущественную ценность, универсальную значимость и оказывающие эстетическое, научное, историческое воздействие на человека.

Связанные понятия

Произведе́ние иску́сства, худо́жественное произведе́ние — объект, обладающий эстетической ценностью; материальный продукт художественного творчества (искусства), сознательной деятельности человека.

Це́нность — важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления. Однако значимость и полезность присущи им не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а являются субъективными оценками конкретных свойств, которые вовлечены в сферу общественного бытия человека, человек в них заинтересован или испытывает потребность. Система ценностей играет роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности.

Культу́ра (от лат. cultura — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и др.

Искусства — термин, относящийся к теории и физическому выражению творчества в различных обществах и культурах. Основные составляющие искусств включают литературу (в том числе драму, поэзию и прозу), исполнительское искусство (среди них танец , музыка и театр) и изобразительное искусство (включая рисование, живопись, кинопроизводство, архитектуру, керамику, лепку и фотографию). Некоторые виды искусств сочетают визуальный компонент с исполнительским (например, кинематография) или изобразительный компонент.

Упоминания в литературе

В рамках исследования институционального аспекта развития искусства как феномена культуры встает и другой важный вопрос – о сочетании самоорганизации и управления в сверхсложных и суперсверхсложных системах, которой является и искусство (М. Каган). В XX веке разрабатывались и внедрялись законы, управляющие развитием свободного рынка (например, антимонопольные); сюда же можно отнести программы по социальному регулированию, поддержку государствами и общественными организациями ряда институтов художественной культуры, утверждение определенных духовных ценностей. Данные программы в идеале должны предотвращать общество от распада, сохранять культурные ценности . О том, насколько эти меры могут быть неадекватными, хорошо знакомо жителям России, пережившим тоталитарный режим, но и другая крайность – отрицание управления как такового – также чревата непредсказуемыми последствиями. Поиск баланса в управлении культурными институтами, таким образом, может быть основан только на диалогическом понимании культуры, при осознании важности искусства как носителя духовной культуры. Именно духовная культура обеспечивает сохранение и развитие культуры, определяет взаимоотношения с природной и социальной компонентами бытия. Это особенно актуально в современной ситуации кризиса духовной культуры, когда в стирании межкультурных границ идет процесс искусственного навязывания ценностей, моделей социокультурного поведения в рамках мировой унификации жизни.

Организация институтов, обеспечивающих сохранение культуры, тесно связана с обеспечиваемым ими характером обращения с культурой. Культурные ценности могут использоваться как единичным, так и массовым образом, как в подлинниках, так и в дубликатах и могут храниться как в подлинниках, так и в дубликатах. Использование этих ценностей происходит как в организованном, так и в неорганизованном порядке. В неорганизованном порядке к культурным ценностям обращаются посетители архивов, музеев и библиотек. В организованном порядке культура вводится в общество через школу. Однако в последнем случае не предполагается непосредственного использования знаковых актов, составляющих культуру. Школа есть культурная институция в том смысле, что в ней подрастающие поколения получают правила пользования культурой наряду с обучением конкретным дисциплинам. С семиотической точки зрения школа использует не саму культуру, а результаты обобщения содержания знаковых актов, хранящихся в культуре ради построения деятельности общества, в том числе и деятельности чисто утилитарной, внекультурной. Поэтому школьные учебные пособия, учебные материалы, будучи знаковыми актами, используемыми в культуре, оказываются специально сконструированными для нужд школы в качестве обобщения культурных достижений человечества. Школа привлекает библиотеку, музей как активные факторы обучения и воспитания. Однако цель школы состоит в том, чтобы в концентрируемом виде преподать основы опыта, хранящиеся во всей совокупности семиотических актов, составляющих духовную культуру.

Связанные понятия (продолжение)

Полити́ческая систе́ма о́бщества или полити́ческая организа́ция о́бщества — организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.

Факт (лат. factum) — термин, в широком смысле может выступать как синоним истины; событие или результат; реальное, а не вымышленное; конкретное и единичное в противоположность общему и абстрактному.В философии науки факт — это особое предложение, фиксирующее эмпирическое знание, утверждение или условие, которое может быть верифицировано. Факт противопоставляется теории или гипотезе. Научная теория описывает и объясняет факты, а также может предсказать новые. Утверждение, которое не может быть непосредственно.

Объекти́вность — принадлежность объекту, независимость от субъекта; характеристика факторов или процессов, которые не зависят от воли или желания человека (человечества).

Госуда́рство — политическая форма организации общества на определённой территории, политико-территориальная суверенная организация публичной власти, обладающая аппаратом управления и принуждения, которому подчиняется всё население страны.

Объе́кт иссле́дования — в науке под ним подразумевают главное поле приложения сил учёных. В одной науке (научном направлении) однако может быть несколько объектов исследований, которые составляют логически связанное существо и цель исследований в этой науке (научном направлении).

Свобо́да — состояние субъекта, в котором он является определяющей причиной своих действий, то есть они не обусловлены непосредственно иными факторами, в том числе природными, социальными, межличностно-коммуникативными и индивидуально-родовыми. При этом свободу не стоит путать со вседозволенностью, когда человек вовсе не учитывает возможной пагубности своих действий для себя и окружающих.

Упоминания в литературе (продолжение)

Принятие идеи единства человечества ведет нас к решению следующей крупной проблемы философии истории – осмыслению процесса взаимодействия отдельных стран и народов. Подобное взаимодействие всегда имеет верхний пласт, обусловленный уникальными особенностями народов, ситуации и эпохи. Но за внешним пластом конкретных процессов скрывается более глубокий слой закономерностей межкультурного обмена, становящийся предметом философского рассмотрения. Именно философия истории способна установить источники, природу и функции таких форм взаимодействия, как война, торговля, культурный обмен. Только в рамках философско-исторического знания может быть четко поставлена и решена проблема выявления наиболее общих закономерностей трансмиссии культурных ценностей от обществ-доноров к обществам-реципиентам. Актуальность этой темы многократно возросла в последние десятилетия, когда под видом глобализации зачастую стала осуществляться вестернизация стран не-Запада. Для восточнославянских народов указанная проблема приобретает особую остроту в связи с поиском цивилизационных ориентиров развития и активно обсуждается в рамках дискуссии славянофилов и западников вот уже два столетия.

Все теоретики национальной школы обосновывают мысль о том, что национальные культурные ценности не могут существовать вне контекста общечеловеческих ценностей. Национальная культура не может существовать вне взаимодействия с другими культурами, а значит, и национальное образование ориентируется не только на культурные приоритеты своего народа, но и на культурные ценности, выработанные другими нациями. Образование и воспитание в многокультурном мире должно вестись с учетом национальных различий и включать множество типов, моделей и педагогических ориентаций, адекватных мировоззрению и запросам разных этнокультурных групп населения. Поскольку в современном мире воспитание и образование является непременным элементом надмоноэтнических и цивилизационно-культурных сообществ, актуализируется вопрос о поликультурном образовании [15, с. 317].

Духовно-нравственное развитие человека помимо общечеловеческих культурных оснований теснейшим образом взаимосвязано с сохранением, творческим развитием и освоением национально-культурных ценностей. Каждая нация в ходе своей истории создает свою специфическую по форме культуру, в рамках которой в традициях сохраняется преемственность поколений, в культурных ценностях отражаются определенные мировоззренческие представления и моральные нормы, в особом укладе жизни фиксируется устойчивость связей и отношений между людьми. Наличие национальных культур порождает многообразие мировой культуры, духовное наследие и традиции различных народов являются важнейшим источником, питающим творческую мощь мировой культуры. Развитие же, в свою очередь, национальной культуры немыслимо без осуществления культурного обмена на мировом уровне, который исторически плодотворно осуществлялся и продолжает сегодня осуществляться с использованием новейших информационных технологий. При этом источником развития национальной культуры является отражение в ней гуманистических по своему содержанию духовных ценностей, в которых, в свою очередь, раскрывается то, в какой мере и каким образом человек становится человечнее. Поэтому достаточно четко прослеживается зависимость: чем больше национальная культура носит гуманистический характер, тем в большей мере она принадлежит миру, следовательно, в еще большей степени она способствует развитию духовных сил своего народа.

Ценность Я как предмет самоутверждения личности относится к группе так называемых субъективных ценностей, или ценностей сознания (О. Г. Дробницкий). Обладая всеми атрибутами этой группы, она, безусловно, отличается от остальных (так называемых культурных ценностей , ставших внутренним достоянием субъекта путем их утверждения) рядом признаков, в совокупности раскрывающих ее сущность.

В. М. Максимчук высказывается о том, что образование не следует рассматривать как обязательную форму, наполненную идеологическим содержанием (к сожалению, сегодня можно наблюдать постоянную трансформацию культурных ценностей и попытки навязывания некоторых стереотипов), это явление более многогранно и включает в себя набор бесконечных способов, приемов и условий обучения. Это процесс, вобравший в себя многовековую историю накопления и передачи умений и навыков, является феноменальным с позиций не только исторической, но и философской науки2. Признавая конвенциональность образования в качестве неотъемлемого признака демократической культуры Н. Ф. Ефремова указывает, что именно оно и представляет собой феномен хитросплетений человеческих усилий, умений, желаний и возможностей, которые передаются подрастающему поколению для того, чтобы потомки не отвергли идею общесоциального гуманизма и вывели ее на новую орбиту при дальнейшем укреплении столпов правового государства в России3.

Если посмотреть на культуру с другой стороны, то следует отметить, что культурные ценности формируются на основе отбора определенных видов поведения и опыта людей, и каждое общество осуществляет свой отбор культурных форм: в одной культуре решающее влияние на поведение людей могут оказывать материальные ценности, а в другой они почти не признаются. В результате такого отбора различаются предшествовавшие и современные культуры.

Современная цивилизация называется техногенной и представляет собой последний период в развитии так называемой западной цивилизации. Техногенная цивилизация оформилась в Европе в XV–XVII вв. и характеризовалась динамизмом, установкой на индивидуализм, утверждением достоинства человеческой личности. Ее главные ценности – научная рациональность, идеалы свободы и равенства, а позднее – прогресс науки и техники, породивший в XX в. научно-техническую революцию и обусловивший возможность быстрого обновления искусственной предметной среды, созданной человеком. К концу XX в. техногенная цивилизация стала доминировать в глобализирующемся мире, а ее культурные ценности (научная рациональность, приоритет разума, научно-техническая революция, инновационность) были признаны универсальными. Кроме западного типа цивилизации выделяют еще восточный тип – более древний, связанный с воспроизводством уже сложившихся форм жизни, малым разнообразием форм человеческой жизнедеятельности, созерцательным отношением к жизни. Этот тип цивилизации был характерен для так называемых традиционных, или аграрных, обществ.

Однако столь высокое место в иерархии культурных ценностей наука занимала далеко не всегда и не во всех культурах. Наука представляет собой высокоспециализированную деятельность, ориентированную на постоянный рост информации об окружающем нас мире и ее практическое использование с целью его преобразования. В таком понимании наука есть специфический социокультурный феномен, возникновение и стремительное развитие которого оказалось возможным только в западной цивилизации.[1] Избранный западной культурой в XVI–XVII вв. путь цивилизационного развития получил название техногенного. Для данного типа развития характерна интеграция науки и техники, обусловившая формирование современного технологически зависимого общества. Техногенный тип цивилизационного развития основан на постоянно ускоряющемся преобразовании природной среды, что обусловливает также и стремительные темпы социальных изменений.

Биографический метод представляет собой анализ жизненного пути деятеля культуры для лучшего понимания его внутреннего мира, который отражает систему культурных ценностей своего времени.

2) население разделяет фундаментальные культурные ценности , реализованные во внешнем единстве культурных форм;

• Формирование у студентов понимания основных закономерностей развития культуры и механизмов трансляции культурных ценностей и норм в условиях становления глобальной культуры.

А.Н. Ксенофонтова утверждает, что культура и есть воплощение творческих сил общества и человека в определенных культурных ценностях .

Ценности культуры всегда так или иначе опредмечены в самых разнообразных носителях. В них воплощены духовные, ценностные смыслы.

Такие ценности жизни, как здоровье, богатство, вещи, комфорт, – во многом обеспечиваются развитием цивилизации. Некоторые из них и называются не ценностями, а достижениями цивилизации. Их культурные смыслы зависимы от конкретных условий их создания и использования, от того, как они включены в отношения между людьми.

Автомат Калашникова – ценность высокого порядка, когда надо сохранять и защищать, человека, родину, жизнь, и не только свою. Но тот же автомат как совершенное орудие убийства, если и ценность, то явно не культуры.

В общем, поэтому

? ценность культуры – это особая объективная положительная значимость чего–либо в духовной жизни конкретного человека, социальной группы, общества, воплощаемая в разнообразных носителях значимости и выражаемая в знаках и знаковых системах данной культуры.

То, что называется общечеловеческими ценностями, есть, конечно, некие абстракции. Нет в реальности добра вообще. Но есть Добро, реализуемое в разных его модификациях, воплощаемое в разнообразных формах, носителях. То же и с Истиной, и с Красотой, Верой, Свободой, Любовью. В этих предельных понятиях зафиксированы разные грани человечности человека. Древние греки видели все их в единстве, как Благо. Нам более свойственно видеть в них проявления культуры – реализуемого умения и желания творить и ценить Добро, Истину жизни, Красоту, способности действительно веровать, любить, быть, а не казаться свободным.

Ценности культуры в их реальном бытии, действенности тесно связаны с тем, что называется нормами и идеалами.

О ЦЕННОСТИ ЖИДКИХ МОЗГОВ

ЦЕННОСТИ

ЦЕННОСТИ Ценности – это некий приз, который мы получаем за тяжесть движения по жизненному пути.Ценности – это, безусловно, хорошо. Проблема состоит в том, что, поскольку мы все разные, у нас и ценности разные. То, что для одного – награда, для другого – пустой

16.4. Какие ценности педагогической культуры актуальны сегодня

16.4. Какие ценности педагогической культуры актуальны сегодня Перечислим основные гуманистические ценности новой педагогической культуры.Взаимопонимание и понимание – состояние, готовность человека постигать индивидуальные особенности других и ожидание, что он сам

7 ЦЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ

7 ЦЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ В содержании культуры важное место занимают ценности. В XIX в. возникла особая философская дисциплина о ценностях – аксиология.Ее развитию в немалой степени способствовали Г. Лотц, В. Виндельбанд, Г. Риккерт.Существуют различные подходы к пониманию

3. Этические ценности

3. Этические ценности Рассмотрим некоторые основные этические ценности.Удовольствие. Среди положительных ценностей удоволь–ствие и пользу считают наиболее очевидными. Эти ценности непосредственно отвечают интересам и потребностям челове–ка в его жизни. Человек,

3.4. Ценности культуры

4. Этические ценности

4. Этические ценности Наслаждение как позиция и ценность в ней и признается, и принимается. Стремление человека к наслаждению определяет мотивы гедоника и иерархию его ценностей, образ жизни. Назвав добро наслаждением, гедоник осознанно строит свои цели, сообразуясь не с

1.2. Ценности как ядро формирования корпоративной культуры компании

1.2. Ценности как ядро формирования корпоративной культуры компании Сильная корпоративная культура способствует росту эффективности компании, а ее основополагающим элементом являются внутренние ценности. Четко сформулированные корпоративные ценности повышают

Приоритет развлекательной ценности

Приоритет развлекательной ценности Из условно выделенных ценностных составляющих музыкального искусства (см. раздел 4.1) в массовой музыкальной культуре доминирующая роль принадлежит, несомненно, развлечению. Потребность в этой ценности в обществе очень велика, и

Глава 2. НОВЫЕ ЦЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО

Глава 2. НОВЫЕ ЦЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО Любая попытка определить будущий вектор развития цивилизации должна содержать описание вероятной эволюции культуры без прикрас, пропагандистских лозунгов и отстаивания национальных интересов. Мы должны пересмотреть

Читайте также: