Ценность информации цена информации кратко

Обновлено: 02.07.2024

ЦЕННОСТЬ ИНФОРМАЦИИ количественная характеристика информации, определяющая ее прагматическую сторону, значение информации для получателя. Традиционно информация оценивается одним параметром — ее количеством, которое зависит только от статистических характеристик алфавита сигналов. Этого в большинстве случаев достаточно для анализа технических каналов связи. Однако на деятельность оператора, его возможности решать возникающие задачи большое влияние оказывает не только и не столько количество информации, сколько ее ценность. Следовательно, пренебрежение содержательной стороной информации для инженерной психологии нередко означает потерю наиболее существенного показателя информации.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике . 2013 .

Смотреть что такое "ЦЕННОСТЬ ИНФОРМАЦИИ" в других словарях:

ценность информации — Свойство информации, определяемое ее пригодностью к практическому использованию в различных областях целенаправленной деятельности человека. [Домарев В.В. Безопасность информационных технологий. Системный подход.] Тематики защита информации EN… … Справочник технического переводчика

ИНФОРМАЦИИ ТЕОРИЯ — ИНФОРМАЦИИ ТЕОРИЯ специальная научная дисциплина, обычно представляемая как раздел кибернетики, анализирующая математические аспекты процессов сбора, передачи, обработки и хранения информации. Главная особенность теории информации состоит в… … Философская энциклопедия

ЦЕННОСТЬ — объект (интеллектуальный или материальный), который имеет позитивное значение для человека или общества. Различают социальные и индивидуальные ценности. К социальным ценностям относят этические, эстетические, политические, мировоззренческие.… … Философия науки и техники: тематический словарь

параметры информации — Характеристики, с помощью которых оцениваются информационные ресурсы. К основным параметрам относятся: содержание, охват, время, источник, качество, соответствие потребностям, способ фиксации, язык, стоимость. Подробнее см. Таблицу: № Параметры… … Справочник технического переводчика

Хронология развития теории информации — Хронология событий, связанных с теорией информации, сжатием данных, кодами коррекции ошибок и смежных дисциплин: 1872 … Википедия

ТЕОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ — теория, изучающая сущность, способы применения и совершенствования экономической информации. В частности, она занимается разработкой искусственных информационных языков, которые используются в работе с электронными вычислительными машинами.… … Большой экономический словарь

КАЧЕСТВО ИНФОРМАЦИИ — степень практической пригодности информации, используемой в процессе управления, определяемая совокупностью таких свойств как полнота, плотность, полезность, достоверность, ценность информации … Большой экономический словарь

ТЕОРИЯ ИНФОРМАЦИИ — теория, изучающая законы и способы измерения, преобразования, передачи, использования и хранения информации. В Т. и. и ее технич. приложениях центральными являются понятия количества информации и его меры. Эти понятия в известной степени… … Философская энциклопедия

Модели оценки ценности информации — Информация носит нематериальный характер, если не нанесена на материальный носитель, но при этом способна играть важную роль. С развитием информационных технологий, появилась возможность неограниченно размножать информацию. Для сравнения,… … Википедия

Неуверенность в деловом решении означает, что у вас есть шанс ошибиться. Информация снижает неопределенность в экономических решениях. Иногда информация сама обладает собственной рыночной стоимостью. Стоимость информации, влияющей на поведение людей, просто равна стоимости разницы в их поведении. Чем сильнее уменьшаются ожидаемые потери от упущенных благоприятных возможностей, тем больше стоимость информации.

  1. Информация снижает неопределенность в экономических решениях.
  2. Она влияет на поведение людей, и это также имеет экономические последствия.
  3. Иногда информация сама обладает собственной рыночной стоимостью.

Объяснение первой причины известно с 1950-х годов. Оно было обосновано в математической теории принятия решений. Именно сокращению неопределенности мы и уделим основное внимание — ведь оно наиболее актуально для обычных условий.

Стоимость информации, влияющей на поведение людей, просто равна стоимости разницы в их поведении. Если измерение результатов деятельности дает рост производительности труда 20%, то денежное выражение роста производительности и есть стоимость измерения. Если же стоимость информации является ее рыночной стоимостью, то перед нами проблема рыночного прогноза, ничем не отличающаяся от оценки продаж любого другого продукта. Однако чаще всего в бизнесе производят измерения потому, что они хотя бы частично связаны с принятием решений.

Потери от упущенных возможностей

Более 50 лет назад в теории игр была разработана такая формула стоимости информации, которую можно не только вывести математически, но и уяснить интуитивно. Снижение неопределенности (то есть проведение измерений) позволяет делать более удачные ставки (то есть принимать более обоснованные решения). Знать стоимость измерений необходимо, чтобы определить, как можно измерить что-либо и следует ли этим заниматься вообще.

Неуверенность в деловом решении означает, что у вас есть шанс ошибиться. Под ошибкой мы понимаем следующее: последствия альтернативного решения могут оказаться предпочтительнее; зная об этом, вы выбрали бы другое решение. Цена ошибки — это разница между сделанным неправильным выбором и лучшей из имевшихся альтернатив — то есть той, на которой вы остановились бы, обладая полной информацией.

Например, собираясь вложить деньги в новую смелую рекламную кампанию, вы надеетесь, что эти инвестиции окупятся. Но полностью уверенным в успехе мероприятия вы быть не можете. Известно, что в прошлом многие казалось бы прекрасные рекламные акции не оправдали надежд. Некоторые из них даже сыграли на руку конкурентам. В то же время правильно спланированные кампании приводят к значительному росту доходов. С другой стороны, нельзя сидеть сложа руки только потому что есть вероятность ошибиться.

Чтобы определить стоимость измерения вероятности успеха намеченных действий, вы должны знать, какие убытки понесете, если инвестиции в кампанию окажутся неудачными, а также какова вероятность провала. Будь эта вероятность полностью исключена, снижать неопределенность вообще не потребовалось бы — ваше решение очевидное и безрисковое.

Чтобы не усложнять наш пример, рассмотрим бинарную ситуацию: вы либо преуспеете, либо провалитесь — вариантов больше нет. Предположим, что вы заработаете 40 млн. дол., если реклама сработает, и потеряете 5 млн. дол. (затраты на проведение кампании) в другом случае. Допустим также, что ваши специалисты говорят, что существует вероятность провала рекламы 40%. Обладая этой информацией, вы можете составить таблицу 1.

Таблица 1. Простейший пример расчета потерь от упущенных благоприятных возможностей.


Успех Провал
Вероятность 60% 40%
План проведения кампании одобрен 40 млн. дол. -5 млн. дол.
План проведения кампании отвергнут 0 дол. 0 дол.

Потери от упущенных благоприятных возможностей (opportunity loss, OL) — это те затраты, которые мы понесем, если выберем ошибочный путь. Ожидаемые потери от упущенных возможностей (expected opportunity loss, EOL) для той или иной стратегии можно рассчитать путем умножения вероятности допустить ошибку на цену ошибки. В нашем примере мы получим такие ответы:

  • OL (план проведения кампании одобрен): 5 млн. дол.
  • OL (план проведения кампании отвергнут): 40 млн. дол.
  • EOL (план проведения кампании одобрен): 5 млн. дол. х 40% = 2 млн. дол.
  • EOL (план проведения кампании отвергнут): 40 млн. дол. х 60% = 24 млн. дол.

Ожидаемые потери от упущенных благоприятных возможностей возникают из-за того, что вы не знаете, какова вероятность негативных последствий принимаемого решения. Сумей вы снизить данную неопределенность, уменьшится и EOL. Именно это и позволяет сделать измерение.

Все измерения, результаты которых имеют некую стоимость, приводят к снижению неопределенности влияющего на решение показателя. Чем сильнее уменьшаются ожидаемые потери от упущенных благоприятных возможностей, тем больше стоимость информации, полученной путем измерения. Разница между значениями EOL до и после измерения называется ожидаемой стоимостью информации (expected value of information, EVI).

Расчет ожидаемой стоимости информации, получаемой в ходе измерений, до их проведения требует от нас предварительной оценки ожидаемого снижения неопределенности. Иногда это бывает трудно сделать из-за сложности определения некоторых переменных, но возможен и упрощенный подход. Легче всего рассчитать ожидаемую стоимость полной информации (expected value of perfect information, EVPI).

Если бы существовала возможность полного устранения неопределенности, то значение EOL уменьшилось бы до нуля. Таким образом, EVPI — это просто EOL выбранного вами варианта. В нашем примере решение, принимаемое без осуществления измерений, заключается в одобрении плана проведения рекламной кампании. Тогда ожидаемые потери от упущенных благоприятных возможностей составляют 2 млн. дол. Таким образом, стоимость устранения любой неопределенности относительно успешности планируемой акции просто равна 2 млн. дол. Если удается не устранить, а только уменьшить неопределенность, то ожидаемая стоимость информации несколько сокращается.

Стоимость информации

Ожидаемая стоимость информации ( EVI ) =
Сокращение ожидаемых потерь от упущенных благоприятных возможностей (EOL):

EVI = EOL (до измерений) - EOL (после измерений),

где EOL — вероятность ошибиться, умноженная на цену ошибки.

Ожидаемая стоимость полной информации (EVPI) =
EOL до измерений (если информация точна и полна, то EOL после измерений равна 0).

Чуть более сложный, но более распространенный и реалистичный метод — это расчет EOL в случае, когда рассматриваются не два экстремума (успех или провал рекламной кампании), а множество значений какой-нибудь величины. Гораздо чаще возникает необходимость рассчитать стоимость измерения, когда неопределенная переменная может принимать значения в некоем интервале. Метод расчета стоимости такой информации принципиально не отличается от того, как мы оценивали стоимость информации в простой бинарной ситуации.

Вопрос о ценности информации возникает постоянно. Ее нельзя ни потрогать, ни на вкус попробовать, то есть, вроде как, нет ее в материальном плане. Ни в сейф ее не спрятать, ни в кармане унести. Огромная масса людей ценит в информации лишь ее материальные носители (стоимость DVD диска или бумаги на которой напечатана книга).

сколько стоит информация

Анализируя эту ситуацию, я прихожу к выводу, что сама по себе информация не может определять ее реальную стоимость, есть тут нечто большее. Значимость определяют не килобайты и мегабайты и не другие единицы измерения информации. Ценность информации определяется тем, к кому она поступает. Способность ее принять, понять и применить, вот что влияет на ее реальную цену для конкретного человека.

Эта способность определяется мышлением, мировоззрением, гибкостью ума и другими внутренними особенностями человека. Иногда, на возможность применить информацию влияет и внешняя среда. Часто, эти факторы, которые делают одну и ту же информацию или безумно дорогой или совершенно бесполезной называют контентом.

Делая выводы, мы видим, что есть две составляющие, влияющие на ценность информации – это ее возможная польза и контент того человека, которому она достается. И, на практике, очень мало людей задумывается об этом.

Наблюдая за людьми, я заметил, что чем меньше развит сам человек, тем меньше внимание он уделяет себе, своему внутреннему развитию (контенту). Самый крайний случай это те, кто видит ценность лишь в материальных вещах, причем таких, которые легко применить по назначению, в противовес им, на другом конце развития находятся люди, которые понимают, что из любой информации и из любых знаний можно получить пользу благодаря тому, что они способны ее применить.

За последние несколько лет я прошел несколько десятков различных тренингов. Их можно разделить на две основные категории – те, что давали информацию и те, которые влияли на образ мышления (меняли контент).

И на этих тренингах я увидел несколько закономерностей.

На тренингах, которые направлены на расширение сознания присутствуют в основном состоявшиеся люди, которые уже могут получать пользу от любой информации. Буквально на прошлых выходных я был в Уфе на одном из таких тренингов личностного роста. Почему-то люди с ограниченным кругозором, ценности в таких тренингах не видят, не понимая, зачем они нужны.

Большая часть людей, видит ценность лишь в конкретных знаниях, правда тут выявляется другая закономерность. Много информации, получаемой мной на информационных тренингах, я применял и получал результат, но большая часть людей из тех же самых знаний пользу извлечь не могли.

Есть еще одна группа людей, я редко обращаю на нее внимание – это те, кто не видит ценности ни в каком обучении. Об их успехе говорить не приходится, так как его просто не бывает.

Подводя итог этой статьи, я хочу сказать, что чем больше вы будете работать над расширением своего сознания, тем больше пользы вы сможете извлекать из любой информации поступающей к вам.

Хотите видеть ваш сайт на первых местах в результатах поиска? Тогда используйте поисковое продвижение сайтов.

Ценность информации (VOI или VoI) - это сумма, которую лицо, принимающее решение, готово заплатить за информацию до принятия решения.

Содержание

Похожие термины

Определения

Простой

Простой пример лучше всего иллюстрирует эту концепцию. Рассмотрим ситуацию принятия решения с одним решением, например, принятие решения оАктивный отдых '; и одна неопределенность, например, что будетПогодные условия' быть? Но мы будем знать толькоПогодные условия' после того, как мы решили и начали 'Активный отдых '.

  • Ценность точной информации о Погодные условия отражает ценность возможности знать Погодные условия еще до того, как сделать Отдых решение. Количественно он выражается как самая высокая цена, которую лицо, принимающее решение, готово заплатить за возможность знать Погодные условия прежде чем сделать Отдых решение.
  • Ценность несовершенной информации о Погодные условиятем не менее, отражает ценность возможности узнать результат другой связанной неопределенности, например, Прогноз погоды, вместо Погодные условия сам перед тем как сделать Отдых решение. Количественно он выражается как самая высокая цена, которую лицо, принимающее решение, готово заплатить за возможность знать Прогноз погоды перед тем как сделать Отдых решение. Обратите внимание, что это, по сути, ценность точной информации о Прогноз погоды.

Формальный

Приведенное выше определение показывает, что ценность несовершенной информации любой неопределенности всегда может быть сформулирована как ценность точной информации, то есть VoC, другой неопределенности, поэтому далее будет использоваться только термин VoC.

Стандарт

Рассмотрим общую ситуацию принятия решения [1] имея п решения (d1, d2, d3, . dп) и м неопределенности (ты1, ты2, ты3, . тым). Рациональность Допущение в стандартной философии принятия решений гласит, что то, что сделано или известно, не забывается, т. е. лицо, принимающее решения, имеет идеальный отзыв. Это предположение приводит к существованию линейной упорядоченности этих решений и неопределенностей, такой что:

  • dя производится до изготовления dj если и только если dя приходит раньше dj в заказе
  • dя сделано до того, как узнать тыj если и только если dя приходит раньше тыj в заказе
  • dя сделано после того, как узнал тыj если и только если dя идет после тыj в заказе

Рассмотрим случаи, когда лицо, принимающее решение, может знать результат некоторых дополнительных неопределенностей ранее в его / ее ситуации принятия решения, т.е. тыя перемещаются так, чтобы они появлялись раньше в заказе. В таком случае VoC определяется как самая высокая цена, которую лицо, принимающее решение, готово заплатить за все эти действия.

Обобщенный

Характеристики

Есть четыре чрезвычайно важных характеристики VoI, которые всегда актуальны для любой ситуации принятия решения:

  • Ценность информации никогда не может быть меньше нуля, поскольку лицо, принимающее решение, всегда может игнорировать дополнительную информацию и принимать решение, как будто такая информация недоступна.
  • Никакая другая деятельность по сбору / обмену информацией не может быть более ценной, чем та, которая оценивается с помощью ясновидения.
  • Наблюдение за множеством новых свидетельств дает одинаковый выигрыш в максимальной ожидаемой полезности независимо от порядка наблюдения.
  • VOI наблюдения двух новых переменных доказательств не аддитивен. Вместо этого это эквивалентно наблюдению за одним, включению его в наши текущие свидетельства, а затем наблюдению за другим.

Вычисление

VoC выводится в строгом соответствии с его определением как денежная сумма, которая достаточно велика, чтобы просто компенсировать дополнительную выгоду от получения дополнительной информации. Другими словами; VoC вычисляется итеративно до тех пор, пока

Особый случай - когда лицо, принимающее решение нейтральный к риску где VoC можно просто вычислить как

Этот особый случай - как ожидаемая ценность совершенной информации и ожидаемое значение выборочной информации рассчитываются где нейтралитет риска неявно предполагается. В случаях, когда лицо, принимающее решение не рисковать или же поиск риска, этот простой расчет не обязательно дает правильный результат, и итерационный расчет - единственный способ гарантировать правильность.

Деревья решений и диаграммы влияния чаще всего используются для представления и решения ситуаций принятия решений, а также для связанных с ними вычислений VoC. Диаграмма влияния, в частности, построена таким образом, чтобы учитывать ситуации командного решения, в которых неполный обмен информацией между членами команды может быть представлен и решен очень эффективно. Хотя деревья решений не предназначены для учета командных ситуаций, они могут сделать это, дополнив их информационные наборы широко используется в игровые деревья.

Примеры

Голосовая связь часто иллюстрируется на примере оплаты консультанта в рамках бизнес-операции, который может либо быть идеальным (ожидаемая ценность совершенной информации) или несовершенные (ожидаемое значение несовершенной информации). [3]

В типичной ситуации с консультантом консультант получает оплату в размере c для их информации, исходя из ожидаемой стоимости E без консультанта и уточненной стоимости F с информацией консультанта. В идеальном информационном сценарии E может быть определено как произведение суммы вероятностей хорошего результата грамм раз его стоимость k, плюс вероятность плохого исхода (1-грамм) умножить на его стоимость k'> k:

E = gk + (1-г) к ',

которая пересмотрена с учетом ожидаемой стоимости F точной информации, включая стоимость консультации c. Идеальный информационный кейс предполагает, что плохой результат не произойдет из-за безупречного информационного консультанта.

F = г (к + с)

Затем мы решаем значения c для которого F [4] Это типично для решений о найме-повторном найме или решений в цепочке создания стоимости, для которых компоненты сборочной линии должны быть заменены в случае ошибочного заказа или установки:

E = gk + (1-g) (k '+ m + E)

F = г (к + с)

Если консультант несовершенный по частоте ж, то стоимость консультанта решается с учетом вероятности ошибки:

F = g (k + c) (1-f) + g (k + c + F) f + (1-g) (1-f) (k + c + F) + (1-g) f (k '+ c + m + F)

Эта задача далека от своего решения, но имеет всё возрастающее теоретическое и практическое значение.

Основные положения семантической теории информации.

1.Ценность информации зависит от цели.

Если цель достижима, то ценность информации может быть определена по уменьшению затрат на её достижение.

Если достижение цели – не обязательно то ценность информации V по Бонгарду и Харкевичу равна:

p- вероятность достижения цели до получения информации;

P- вероятность достижения после получения информации;

Априорная вероятность p зависит от информационной тары, от полного количества информации I, определяемого по формуле (2): p=2 - I .

Так если все варианты равновероятны то p=1/n; I=log2n;

Апостериорную вероятность P может быть как больше, так и меньше p; тогда (P

Понятно, что ценность информации субъективна – она зависит от целей и тезауруса реципиента.

Бессмысленная информация – это информация, не имеющая ценности ни для кого из тех, кого интересует смысл текста. Соответственно, как противоположность, возникает понятие осмысленной информации.

С точки зрения теории систем, здесь рассматриваются процессы в связях, а системному анализу нужны и связи, и элементы. И понятие цели играет в системном анализе основополагающую роль, поскольку он занимается целенаправленными системами.




В синергетике где также исследуются эти проблемы, показано [Чернавский], что ценность информации способна эволюционировать: неценная информация становится ценной, а бессмысленная – осмысленной, и наоборот. Цели системы могут возникать, меняться и исчезать в процессе развития.

Во-вторых, отождествление понятий просто информации, ценной информации , осмысленной информации приводит к недоразумениям. Для них невозможно дать единое объективное (воспринимаемое всеми) и конструктивное (полезное для развития науки и практики) определение. Напротив, разделив эти понятия можно дать конструктивное определение каждому из них, оговорить меру условности и субъективности.

Мы ранее рассмотрели меры ценности информации. Это мера Бонгарда-Харкевича, и мера Корогодина.

Вот еще две меры, связанные с истинностью информации [Лидовский].

inf(s) = -log2 p(s) = -1.44 ln p(s)

где s – предложение, смысл которого измеряется;

p(s) – вероятность того, что предложение S – истинно.

Понятно, что эта мера подходит только для простых предложений. Но тем не менее.

Некоторые свойства функции inf(s):

1) inf(s) ≥ 0 поскольку 0 ≤ p(s) ≤ 1;

2) при p(s) = 1, inf(s) = 0 (в тривиальном (истинном) предложении никакой информации не содержится);

Из свойств (2) и (3) следует, что p(s) совпадает с априорной информацией р в формулах Бонгарда и Корогодина.

4) если s1s2(из s1следует s2) истинна, то inf(s1) ≥ inf(s2);

5) условия независимости: inf(s1s2) = inf(s1) + inf(s2) ↔ p(s1) * p(s2) = p(s1*s2).

Значение функции-меры inf(s) больше для предложений, исключающих большое количество возможностей. Пример:из s1: “a > 3” из s2: “а = 7”, следует, что s1s2и inf(s2) > inf(s1). Ясно, что s2 исключает больше возможностей, чем s1.

cont(s) = 1 - p(s).

Связь между этими мерами даётся формулами:

cont(s) = 1 – 2-inf(s)= 1 – e-0.69 inf(s);

inf(s) = -log2(1 - cont(s)) = -0.69ln(1 – inf(s))

Задача.Вычислить меры истинности inf(s) и cont(s) для трёх предложений:

1) предложения s1, про которое известно, что оно достоверно на 25%;

2) предложения s2, достоверного на 50%;

3) предложения s3, достоверного на 75%.

Эта задача далека от своего решения, но имеет всё возрастающее теоретическое и практическое значение.

Основные положения семантической теории информации.

1.Ценность информации зависит от цели.

Если цель достижима, то ценность информации может быть определена по уменьшению затрат на её достижение.

Если достижение цели – не обязательно то ценность информации V по Бонгарду и Харкевичу равна:

p- вероятность достижения цели до получения информации;

P- вероятность достижения после получения информации;

Априорная вероятность p зависит от информационной тары, от полного количества информации I, определяемого по формуле (2): p=2 - I .

Так если все варианты равновероятны то p=1/n; I=log2n;

Апостериорную вероятность P может быть как больше, так и меньше p; тогда (P 3” из s2: “а = 7”, следует, что s1s2и inf(s2) > inf(s1). Ясно, что s2 исключает больше возможностей, чем s1.

cont(s) = 1 - p(s).

Связь между этими мерами даётся формулами:

cont(s) = 1 – 2-inf(s)= 1 – e-0.69 inf(s);

inf(s) = -log2(1 - cont(s)) = -0.69ln(1 – inf(s))

Задача.Вычислить меры истинности inf(s) и cont(s) для трёх предложений:

1) предложения s1, про которое известно, что оно достоверно на 25%;

Читайте также: