Цели коммуникации и человеческие потребности кратко

Обновлено: 05.07.2024

Общение – это процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.

Потребность является психическим состоянием индивида и определяется как состояние нужды в конкретных условиях.

Для развития человеку нужны специальные условия, которые может обеспечить социум, другие люди, а социализация, как и любая деятельность человека, без общения невозможна.

Общение является чисто человеческой потребностью и формируется из стремления людей к сотрудничеству.

Мотивы потребности общения могут быть взаимоисключающими и взаимодополняющими – от эгоистичных до бескорыстных.

Потребность людей в общении, стремление к сотрудничеству, дружбе называется аффилиацией, которая проявляется в желании контактировать с другими людьми.

Аффилиация особенно характерна для людей с высокой тревожностью, которые очень часто идут на поводу других и впадают в состояние фрустрации.

Выделяются некоторые черты потребностей человека:

  • объективность происхождения;
  • исторический характер;
  • зависимость от практической деятельности;
  • социальная обусловленность.

Потребности многообразны – это и сохранение человеческого вида, потребность в какой-либо деятельности, потребность в свободе, труде, познании и др.

В общении выделяются следующие виды потребностей:

Готовые работы на аналогичную тему

Удовлетворение потребностей – это сложный процесс, включающий целый ряд этапов – главными выступают мотивация и реализация деятельности.

Структура общения

Суть связи заключается в передаче разной информации – осведомительной, регулятивной или аффективной.

Под взаимодействием автор понимает процесс совместной деятельности людей при решении общей задачи.

Познание, считает Парфенов, является процессом восприятия и интерпретации поведения человека и осознание его для понимания личностной сущности.

Он выделяет опосредованное общение и непосредственное общение. Опосредованное общение может происходить через средства массовой коммуникации.

Проблемы общения Парфенов рассматривает через методологические принципы её исследования – коммуникативный принцип, информационный, гностический, регулятивный.

В данной модели структуры общения, считает А.А. Леонтьев, важно идти не от глобального представления коммуникативных процессов, а в обратном направлении. А.А. Леонтьев отмечает, что данная модель структуры общения построена на логоцистическом анализе процессов общения, а не на психологическом.

Б.Д. Парыгин выделяет параметры общения – психический контакт при взаимном восприятии друг друга, обмен информацией в ходе вербального или невербального общения, взаимовлияние и взаимодействие друг на друга. Ученый считает, что существует внутренняя и внешняя сторона общения.

По мнению А.А. Леонтьева, данная концепция тоже имеет слабость, которая заключается в том, что концепция изложена в индивидуально-психологической трактовке процессов общения.

В социальной психологии России довольно широкое признание получила аналитическая модель, в которой структура любого акта общения состоит из трех взаимосвязанных сторон – коммуникативной, интерактивной, перцептивной.

Коммуникативная сторона предполагает обмен информацией, интерактивная означает взаимодействие в совместной деятельности, а перцептивная сторона состоит в восприятии и понимании другого человека.

Кроме этих существуют и другие классификации структуры общения.

Если исходить из того, что структура является совокупностью устойчивых связей между многочисленными элементами, благодаря которым она представляет собой единое целое, то структуру общения можно рассматривать, учитывая следующие аспекты: динамические, функциональные, предметно-содержательные, операциональные.

Виды и уровни общения

Существует множество оснований для классификации видов общения, среди которых выделяются основные – по целям, и по содержанию.

По содержанию классификации общения могут быть:

  • материальные, предполагающие обмен предметами и продуктами деятельности, необходимые для нормальной жизни – это предметы материальной и духовной культуры, которые являются важным условием для индивидуального развития;
  • когнитивные, выступающие как фактор интеллектуального развития, поскольку в процессе когнитивного общения идет взаимное обогащение знаниями;
  • кондиционные виды общения создают готовность к научению, формулируют необходимые для оптимизации установки;
  • мотивационные виды общения являются источником дополнительной энергии, в ходе которого человек приобретает новые мотивы, интересы, цели и увеличивает свой психоэнергетический потенциал;
  • деятельные виды имеют прямой развивающий эффект, они совершенствуют и обогащают собственную деятельность индивида.

По целям классификации общения бывают биологические и социальные, кроме этого, исходя из цели, выделяются ритуальное, манипулятивное, гуманистическое общение.

Основой биологического общения является самосохранение организма и развитие его жизненных функций.

Социальное же общение направлено на обслуживание общественных потребностей людей, его цель – расширить и укрепить межличностные контакты, установить и развить интерперсональные отношения, личностный рост индивида.

Характерной особенностью ритуального общения является ненаправленность, неинформативность, невовлеченность, бессодержательность партнеров в общении.

При манипулятивном общении один из партнеров ставит цель - использовать партнера в своих интересах.

Гуманистическое общение помогает удовлетворить потребность в понимании, сопереживании – это доверительное, интимное, исповедальное общение.

Про основные функции коммуникации человек думает тогда, когда понимает, что она гораздо шире, чем простое общение. Ведь передача информации может осуществляться посредством самых разных инструментов.

Вот и получается, что в коммуникации заложено гораздо больше, нежели в общении. И о том, какие функции она исполняет в человеческом обществе, расскажем далее.

Цели и потребности процесса коммуникации

Цели и потребности процесса коммуникации

Решение этих задач и есть цель коммуникации. Стоит заметить, что в контексте одного процесса преследуется, как правило, одновременно несколько целей. Так, например, передача может быть и информационной, и обучающей, и развлекательной.

Автор и ведущая женских тренингов по гармонизации женской энергии. Мастер по снятию ограничивающих убеждений и мастер расстановок.

HUG - 3 важных шага, которые должна пройти каждая женщина

Я подготовила для вас три урока, которые помогут вам лучше понять себя, снять ограничения, мешающие почувствовать себя любимой и жить счастливо.

Видео-урок с медитацией: 5 состояний женственности

Вы узнаете про 5 женских состояний, которые есть в каждой женщине, как они проявляются и какие архетипы у вас больше всего проявлены, а какие не развиты.

Видео-урок + медитация: Как отпустить прошлые отношения

Рассказываю, что необходимо сделать, чтобы освободить свое сердце от старых чувств, и разорвать энергетические нити связывающие вас с прошлым партнером.

Благодаря этой нейро-аффирмации вы сможете вернуть любовь к себе и почувствовать искреннюю благодарность и счастье за каждый свой день.

И начать новую, счастливую для себя жизнь.



Человек нуждается в коммуникации, так как, применяя ее, он может удовлетворить свои социальные потребности. То есть его желание вступить в процесс приема и передачи информации обусловлен его стремлением к реализации собственных интересов. Соответственно, перечисленные выше цели общения необходимы для:

  • самосохранения;
  • личных нужд;
  • взаимодействия с окружающими;
  • культивирования отношений;
  • формирования у окружающих определенного мнения с помощью убеждения;
  • объединения людей или групп людей в более многочисленные структуры;
  • реализации различных форм контроля над людьми (сюда следуют отнести пропаганду);
  • демонстрации творческих способностей;
  • понимания окружающего мира, нашего в нем места (мысли о себе, о вере во что бы то ни было, об отношении к окружающим, об истинности каких-либо явлений).

5 основных функций коммуникации

5 основных функций коммуникации

В жизнедеятельности людей коммуникация может иметь то или иное назначение, функцию. В зависимости от того, какие цели преследует участник общения, в коммуникационный процесс и его структуру будут заложены определенные функции.

Какие функции выполняет коммуникация?

Информационная

Под информацией принято понимать сведения и знания, которые хранятся и передаются человеком. В этом случае коммуникация будет выступать в качестве проводника, с его помощью между участниками общения производится обмен точками зрения, выводами, идеями, рассуждениями и тому подобным.

Информационная функция может способствовать достижению какой-либо цели, решению задачи или осуществлять процесс выстраивания и сохранения взаимоотношений между коммуникантами.

Социальная

Данная функция формирует и развивает принципы культуры во взаимоотношениях между людьми. Она способствует генерированию мнений, убеждений, рефлексов на определенные события. Существование культуры невозможно без коммуникации. Находясь в обществе, человек вынужден придерживаться сложившегося набора правил для того, чтобы плодотворно взаимодействовать с другими людьми, материализовывать важные для социума идеи, быть человеком.

Социальная функция коммуникации в психологии обеспечивает участникам общества получение некоего культурного уровня, благодаря которому они приобретают возможность сосуществовать друг с другом в рамках этого общества.

Экспрессивная

Экспрессивная функция коммуникации

С помощью этой функции участники общения демонстрируют и осознают эмоциональное состояние друг друга. Первым этапом в процессе выстраивания отношений является установка контакта. Причем для последующего общения важно предоставить вербальную информацию (представиться) и невербальную (улыбнуться, пожать руку). Такая информация позволит выразить свои эмоции по отношению к визави (симпатия/антипатия), а также понять его чувства касательно вас.

Если в ходе первого знакомства не удалось произвести должного впечатления, то это может негативно сказаться на взаимоотношениях между партнерами в долгосрочной перспективе. При последующем общении проявление эмоций не теряет своей значимости, так как это помогает укрепить связь и реализовать какие-либо совместные планы.

Экспрессивная функция позволяет выразить эмоциональные переживания, сопровождающие общение. Используемые при этом вербальные и невербальные инструменты основываются на том стиле коммуникации, которому участники отдали предпочтение. При этом выбранный стиль может усиливать или минимизировать информационную функцию коммуникации.

Для человека, чья деятельность связана с творчеством, экспрессивная функция играет важную роль в общении. Это обусловлено тем, что плод его труда является отражением внутреннего чувственного мира или эмоционального восприятия мира внешнего. Своим творением он желает пробудить в другом человеке определенные чувства, которые в какой-то степени могут изменить его собственные эмоции.

Прагматическая

Данная функция коммуникации в обществе определяет регламент поступков всех участников и позволяет организовывать их коллективные действия. Она может содействовать мотивационному воздействию на коммуниканта или, наоборот, накладывать запрет на какие-либо его шаги.

Вектор направленности может быть обращен как на себя, так и на партнера. Такие процессы обусловлены тем, что индивид коммуницирует с окружающими для того, чтобы удовлетворять какие-либо свои потребности. Это, в свою очередь, накладывает отпечаток на его поступки. И чтобы поведение индивида не выбивалось из допустимых рамок, принятых в этом обществе, его деятельность требует обязательного контроля и корректирования.

Интерпретативная

Для правильной оценки желаний, идей, эмоций, принципов партнера необходима эта функция коммуникации. Нужно понимать, что с помощью общения происходит не только передача информации, но и интерпретация этой информации согласно принятой системе социальных и политических установок.

Часть иностранных ученых называют такую функцию interpretation function, то есть акцентируют внимание на том, что при обмене информация подвергается интерпретации через призму определенных взглядов. Тем не менее данная функция коммуникации является наиболее используемой при передаче опыта, оценки, мнения и так далее.

различные стороны коммуникационных функций

Изучая различные стороны коммуникационных функций, следует учитывать, что они редко встречаются в чистом виде. Как правило, каждый тип общения имеет совокупность назначений. Плюс ко всему на вариативность сочетания функций влияют уровни межличностных коммуникаций, среди которых выделяют:

  • Социально-ролевой уровень отображает предполагаемую роль индивида в обществе и может быть реализован только при полном понимании правил той среды, которая окружает человека. Причем вне зависимости от степени близости участников (родственники, друзья, знакомые, незнакомые) коммуникация происходит анонимно.
  • Деловой уровень предполагает партнерство, коллективную деятельность. Соответственно, назначение коммуникации – повысить результативность общей работы. Для участников общения важно правильно оценить друг в друге способность справляться с теми или иными обязательствами и задачами.
  • Интимно-личностный уровень помогает человеку удовлетворить нужду в сопереживании и понимании. Между партнерами, которые способны обеспечить такой уровень коммуникации, существуют доверие, эмпатия и психологическое родство.

Классификация функций коммуникации в общении, предложенная Якобсоном

Подобное доминирование элементов будет определять функции коммуникации, которые Р.О. Якобсон разделил на три типа.

Эмотивная

Классификация функций коммуникации в общении, предложенная Якобсоном

  • По моему мнению, этот фильм достоин внимания.
  • Мне крайне неприятна эта тема.
  • В твоем поведении я не вижу ничего хорошего.
  • Желаю тебе всего самого лучшего!

Конативная

В этом случае доминирующую роль играет адресат. Процесс коммуникации сконцентрирован на том, чтобы оказать на этого человека определенное воздействие: побудить его выполнить какое-либо действие, изменить мнение, повлиять на решение и прочее. Трактовка коммуникативной ситуации будет определена тем, насколько эффективно адресант добивается своих целей от адресата.

  • Я призываю вас одуматься!
  • Не трогать руками!
  • Подойди ко мне.
  • В случае пожарной тревоги пользуйтесь эвакуационными выходами.

Референтивная

Коммуникация будет иметь эту функцию, если в процессе общения основное внимание направлено на то, о чем говорят, то есть на контекст. Под контекстом Р. О. Якобсон понимал тему общения, содержание беседы.

  • Пустельга относятся к семейству соколиных.
  • В прошлое воскресенье состоялась выставка работ художников-самоучек.
  • В этом доме проживает пять многодетных семей.
  • XXVIII съезд КПСС был последним в истории СССР.

Поэтическая

Поэтическая функция коммуникации

В основном эту функцию несут произведения искусства, плоды творчества (стихотворение, роман, картина, танец и тому подобное). Однако ее можно обнаружить и в рекламе, и в политических слоганах, которые призваны привлечь внимание, или же в повседневном общении, когда нужно добиться яркости либо непринужденности для транслируемой информации.

  • Квас – не Кола, пей Николу!
  • Есть идея — есть IKEA.
  • Подождем под дождем.
  • Я на этом собаку съел.

Фатическая

фатическая функция определяет структуру социальных взаимоотношений

По сути, фатическая функция определяет структуру социальных взаимоотношений, будь то дружеская беседа, общение между членами семьи, разговор сослуживцев и так далее. В качестве типичных ситуаций, в которых имеет место общение с фатической функцией, – приветствие и прощание, шаблонные тосты при застолье, заставка в начале телепередачи, радиопозывные и прочее.

Метакоммуникативная

  • Сочетания -чк-, -чн- пишутся без мягкого знака.
  • Пешеход должен начинать движение после того, как водитель увидит его и примет меры к остановке, то есть будет установлен визуальный контакт с водителем.

Общение— сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне общения невозможна человеческая деятельность.

Виды общения:

- Материальное - обмен предметами или продуктами деятельности.

- Когнитивное - обмен информацией, знаниями. (мы узнаём у знакомых о погоде на улице, ценах на продукты, времени начала концерта, способах решения математической задачи)

- Кондиционное (эмоциональное) - обмен эмоциональными состояниями между общающимися индивидами (развеселить грустного друга). В его основе лежит феномен эмоционального заражения.

- Мотивационное - обмен желаниями, побуждениями, целями, интересами или потребностями. Имеет место как в деловом, так и в межличностном общении (мотивация персонала на успешную работу на предприятии (деловое общение), разговор, направленный на то, чтобы уговорить друга пойти с Вами на концерт (межличностное общение).

- Деятельностное - обмен навыками и умениями, который осуществляется в результате совместной деятельности (обучение вышиванию крестиком в кружке вышивания).

В зависимости от используемой техники общения и его целей можно выделить следующие виды:

- Контакт масок - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски вежливости, учтивости, безразличия, скромности, участливости - набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.

- Светское - его суть в беспредметности: люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации (формальная вежливость, ритуальное общение).

- Формально-ролевое - регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

- Деловое общение - процесс взаимодействия в общении, при котором происходит обмен информацией для достижения определенного результата. Общение целенаправленное. Оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности. При деловом общении учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения. еловое общение можно условно разделить на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (когда между партнерами существует пространственно-временная дистанция, то есть с помощью переписки или технических средств.

- Межличностное (интимно-личностное) - раскрываются глубинные структуры личности.

- Манипулятивное общение - направлено на получение выгоды от собеседника.

Функции общения:

-Инструментальная - характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия.

-Интегративная - раскрывает общение как средство объединения людей.

-Самовыражение - определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста.

-Трансляционная - выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок.

Среди других функций общения можно назвать: экспрессивную (функция взаимопонимания переживаний и эмоциональных состояний), социального контроля (регламентации поведения и деятельности), социализации (формирования навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами).

Вопрос № 2: Цели коммуникации.

- предупредить других людей (дорожные знаки или крик);

- информировать других людей (телетекст или пресс - релиз);

- объяснить что-либо (учебник или план эксперимента);

- развлечь (анекдот или художественный фильм);

- описать что-либо (документальный фильм или устный рассказ);

- убедить кого-либо (плакат, призывающий: "Храните деньги в сберегательной кассе!").

Это - цели коммуникации. Чаще всего в пределах одной коммуникации их бывает несколько (фильм может и развлекать, и информировать, и описывать, и предупреждать, и объяснять). Базовой причиной, по которой люди нуждаются в коммуникации, служат социальные потребности человека или группы людей. Мы вступаем в коммуникативный процесс в целях удовлетворения тех или иных своих насущных потребностей. Таким образом, следовательно, цели коммуникации обслуживают основные потребности человека:

- сотрудничество с другими людьми;

- поддержание отношений с другими людьми;

- убеждение других действовать или думать каким-либо образом;

- осуществление власти над другими людьми (сюда относится и пропаганда);

- объединение обществ и организаций в одно целое;

- осознание мира и нашего опыта в нем (во что мы верим, что думаем о себе, об отношениях с другими людьми, о том, что является истинным);

- проявление творческой натуры и воображения.

Принято распределять наши потребности по четырем группам: 1) личные, 2) социальные, 3) экономические, 4) творческие. Для трактовки и понимания теории коммуникации как научного знания о законах социального взаимодействия нас, прежде всего, интересуют личные и социальные потребности человека.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.004)

Это – цели коммуникации. Чаще всего их бывает несколько (фильм может и развлекать, и информировать, и описывать, и предупреждать, и объяснять). Исходной причиной, по которой люди нуждаются в коммуникации, служат потребности человека или группы людей.

Часто для описания человеческих потребностей приводят схему-пирамиду, предложенную американским психологом Абрахамом Маслоу. Согласно его концепции мотивации, наши потребности представляют собой иерархию, то есть существуют базовые биологические и высшие потребности, потребности самореализации личности. В пирамиде Маслоу пять уровней:

физиологические потребности (пища, питье);

нужды безопасности (крыша над головой, одежда, чувство безопасности);

потребности взаимоотношений (любовь, дружба, семья, принадлежность к группе людей);

необходимость уважения (самоуважение, признание, власть);

необходимость самореализации (быть самим собой, самовыражение).

Разумеется, с развитием высших уровней низшие не исчезают, а в чем-то даже преобразуются (кулинария, культура питания, архитектура и дизайн жилища). Вот как выглядит ‘пирамида Маслоу’ в оригинальном варианте:


2. Функции коммуникации и коммуникативного акта.

Можно вести речь о функциях коммуникации в целом (о ее роли в жизни и деятельности человека и общества). Можно также говорить о функциях отдельных коммуникативных актов и коммуникативных событий. Функции коммуникации выделяются только в целях анализа. В реальном коммуникативном процессе, даже в одном, отдельно взятом коммуникативном акте могут сочетаться несколько функций, одна или две из которых будут основными, определяющими. Исходя из того, какая из функций является ведущей, можно построить классификацию коммуникативных актов.Функции коммуникации могут быть надстроены над моделью коммуникации и ‘прикреплены’ к ее участникам и элементам. Из модели Р.О.Якобсона вытекают шесть функций:


эмотивная,


конативная,


референтивная,


поэтическая,


фатическая,


метаязыковая.


АДРЕСАНТ

эмотивная функция

Адресант непосредственно выражает свое отношение к теме и ситуации:


По моему мнению, не стоило привлекать для работы эту ненадежную фирму.


Перечеркнутая бомба на плакате.


АДРЕСАТ

конативная функция

Внимание сосредоточено на адресате (обращения и императивы, привлечение внимания, побуждение):


Президент! Уходите в отставку!


Пиктограммы мужчина и женщина


КОНТЕКСТ

референтивная функция

Наиболее обычная функция: внимание сосредоточено на объекте, теме, содержании дискурса.


Солнце восходит на востоке.


Форма предмета бытовой культуры (например, ложки) как обозначение его возможного применения

поэтическая функция


Рифма, аллитерация и т.п.


Изображение игры света на картине.


КОНТАКТ

фатическая функция

Использование коммуникативной системы для начала, поддержания и окончания общения, фокусировка на контактном элементе ситуации:


Алло? – Да-да!


Радиопозывные (например, станция Маяк), заставки передач.


КОД

метакоммуникативная функция

Сосредоточение внимания на самом коде; теория языка и коммуникации представляют собой метаязык для описания коммуникативного процесса:


Жи-ши пишется с буквой и.


Объяснение учителем правил невербальной коммуникации в школе: Сначала ученик должен поднять руку, затем уже выйти.

Рассмотрим более подробно наиболее известную модель Р.О.Якобсона, в которой выделяется шесть функций, в соответствии с участниками и аспектами его же модели коммуникации. Модель Якобсона применима как для анализа языка и коммуникативных систем в целом, так и для функционального исследования отдельных речевых и коммуникативных актов и коммуникативных событий.

предупреждение,

выражение мнения,

развлечение.

Эта классификация функций является прагматической. то есть, связанной с употреблением коммуникативных средств для достижения определенных целей. О прагматике будет идти речь в лекции, посвященной семиотическим аспектах коммуникативного процесса.

Еще одна интересная модель языковых функций связана с именем австралийского лингвиста, автора ряда работ по функциональной грамматике, М.А.К.Хэллидея. Система Хэллидея содержит три макрофункции, в которые в процессе языкового развития индивида соединяются семь исходных дискретных (отдельных) функций в языковом поведении ребенка. Каждый акт взрослого, по мнению Хэллидея, обслуживает более чем одну функцию сразу. Три макрофункции в системе Хэллидея – это идеационная, межличностная и текстуальная. Идеационная близка традиционно выделяющейся когнитивной, но шире ее, включает ‘выражение опыта’, оценочные и аффективные аспекты. Межличностная функция включает в себя индексальную и регулятивную, выражая роль говорящего в речевой ситуации, его личные приверженности и взаимодействие с другими. Именно эта функция способствует установлению и поддержанию социальных отношений, посредством которых разграничиваются социальные группы, а индивид получает возможность взаимодействия и развития собственной личности. Текстуальная функция связана со структурированием речевых актов – выбором грамматически и ситуационно уместных предложений. Недаром именно Хэллидей называл функциональную грамматику грамматикой выбора. Модель Хэллидея позволяет описать ситуативно-обусловленное использование языка, в котором семантический компонент соотносится с социальным, с одной стороны, а с другой – с лингвистическим. По мнению Хэллидея, на входе семантика имеет социальное, а на выходе – лингвистическое. Семантика, таким образом – промежуточный, посредующий уровень между социальным (ситуацией) и лингвистическим (текстом и языковыми средствами конкретного речевого акта).

Читайте также: