Бюджетный прогноз рф до 2036 года кратко

Обновлено: 05.07.2024

Долгосрочные ожидания Минфина утверждены правительством

Бюджетный прогноз Минфина на долгосрочный период утвержден правительством: в 2020–2036 годах ведомство ожидает рост ВВП до 3,1%. Дефицит федерального бюджета может вырасти до 0,7% ВВП — в частности, к этому времени доходы могут увеличиться на 20%, а расходы — на 40%. Среди ключевых рисков для доходов казны Минфин считает колебания цен на нефть (при ожиданиях их стабилизации на уровне около $40 за баррель к 2030 году в базовом сценарии) и налоговые льготы, которые оцениваются в 4 трлн руб.


Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Прогноз рассчитан исходя из двух сценариев: базового (предполагается постепенное снижение и стабилизация цен на нефть на уровне около $40 за баррель к 2030 году) и консервативного (по нему это произойдет уже в 2020 году).

Напомним, схожий прогноз ведомство вносило в Госдуму вместе с бюджетом на текущую трехлетку осенью прошлого года.

Оценивая возможности роста российской экономики, Минфин исходит из предпосылки о постепенном замедлении глобального экономического роста до 3,2% к 2024 году — это объясняется завершением посткризисной стадии восстановительного роста и нарастанием структурных ограничений в развитых и развивающихся странах.

После 2024 года, согласно документу, мировая экономики будет расти уже темпом ниже 3%.

При этом Минфин предполагает, что в 2020–2036 годах темпы роста ВВП России ускорятся и стабилизируются на уровне около 3,1%. Ускорению российской экономики может способствовать, в частности, расширение инвестиционной активности бизнеса: темпы роста инвестиций в основной капитал прогнозируются на уровне 4,5% в 2020–2036 годах. Доля инвестиций в основной капитал вырастет с 22,2% ВВП в 2018–2021 годах до 26,8% ВВП в 2032–2036 годах.

Экономический рост украсится скромностью

Дефицит федерального бюджета с 2024 по 2036 год увеличится с 0,1% до 0,7% ВВП. Так, доходы к 2036 году увеличатся на 20% (к показателям 2018 года) и составят 14,2% ВВП, а расходы — на 40% и составят 14,8% ВВП. Среди наиболее значительных расходов — госпрограммы, на которые в 2019 году приходится 74% всех трат, а в 2024 году — 93,6% (что, впрочем, может объясняться тем, что наибольшие объемы финансирования в госпрограммах, как правило, предусматриваются за пределами бюджетного цикла и впоследствии корректируются бюджетом на очередную трехлетку).

Ведомство прогнозирует стабилизацию цен на нефть на уровне $52–53 за баррель в 2025–2030 годах.

Какой рост российской экономики прогнозировал Всемирный банк

Отметим, также Минфин несколько ухудшил оценки курса национальной валюты. Теперь Минфин ожидает, что средний курс рубля к доллару может ослабнуть до 70,7 в 2025–2030 годах, 71,5 руб. в 2031–2036 годах и до 74,1 руб. в 2031–2036 годах. В осенней версии прогноза ведомство предполагало курс доллара в 2031–2035 годах на уровне 73,9 руб.


Ключевая цель разработки бюджетного прогноза – оценка на вариативной основе наиболее вероятных тенденций в бюджетной системе Российской Федерации, позволяющая путём выработки и реализации соответствующих решений в сфере налоговой, бюджетной и долговой политики обеспечить стабильные макроэкономические условия и достижение стратегических целей социально-экономического развития страны.

Структура бюджетного прогноза включает укрупнённые разделы в части текущего состояния бюджетной системы, условий формирования бюджетного прогноза (внешних, внутренних условий, а также описание сценариев социально-экономического развития России), прогноза основных характеристик бюджетов всех уровней на период до 2036 года, в том числе структуры доходов и расходов бюджетов, траектории показателей бюджетной и долговой устойчивости. В приложении к бюджетному прогнозу представлены прогноз основных характеристик федерального бюджета, прогноз основных показателей федерального бюджета и показатели финансирования обеспечения государственных программ на период их действия.

Цели и задачи бюджетного прогноза Российской Федерации
на долгосрочный период
Ключевой целью разработки бюджетного прогноза Российской
Федерации на долгосрочный период является оценка на вариативной
основе наиболее вероятных тенденций развития бюджетов бюджетной
системы Российской Федерации, позволяющая путем выработки и реализации соответствующих решений в сфере налоговой, бюджетной и
долговой политики обеспечить стабильные макроэкономические условия и
достижение стратегических целей социально-экономического развития
страны.
К задачам бюджетного прогноза Российской Федерации на
долгосрочный период, способствующим достижению указанной цели,
относятся:
обеспечение прозрачности и предсказуемости параметров
бюджетной системы Российской Федерации, макроэкономических и иных
показателей, в том числе базовых принципов и условий реализации
налоговой, бюджетной и долговой политики;
профилактика бюджетных рисков для бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации, обеспечиваемая в том числе заблаговременным
обнаружением и принятием мер по минимизации негативных последствий
реализации соответствующих рисков;
оценка потенциальных объемов долгосрочных параметров
финансового (бюджетного) обеспечения отдельных направлений
социально-экономической политики, включая финансовые показатели
государственных программ Российской Федерации.
Решение указанных задач обеспечивается в рамках реализации
комплексных мер, включающих:
обеспечение взаимного соответствия и координации бюджетного
прогноза Российской Федерации на долгосрочный период с другими
документами государственного стратегического планирования, в первую
очередь с прогнозом социально-экономического развития на долгосрочный
период и государственными программами Российской Федерации;
систематизацию и регулярный учет основных бюджетных и
макроэкономических рисков;
использование в целях долгосрочного бюджетного прогнозирования
и планирования инициативных мер и решений, позволяющих достичь
требуемых результатов и уровня устойчивости бюджетов бюджетной
системы Российской Федерации;
оказание на постоянной основе методологической и
консультационной поддержки органам государственной власти субъектов
Российской Федерации и органам местного самоуправления по вопросам
долгосрочного бюджетного прогнозирования и планирования;
обеспечение учета и полноценное включение бюджетного прогноза
Российской Федерации на долгосрочный период в бюджетный процесс.


ГОРКИ, 1 апреля. /ТАСС/. Премьер-министр России Дмитрий Медведев утвердил бюджетный прогноз до 2036 года. Об этом он сообщил на заседании президиума Совета при президенте по стратегическому развитию и национальным проектам.

"Я утвердил один из важных документов стратегического планирования - это бюджетный прогноз до 2036 года. Также как и долгосрочный прогноз социально-экономического развития нашей страны, бюджетный прогноз разработан в двух вариантах: базовом и консервативном, которые предполагают разную динамику основных показателей", - сказал Медведев.

Председатель правительства отметил, что целью таких документов является оценка основных тенденций в глобальной экономике с упором на партнеров России, положения дел на глобальных финансовых и сырьевых рынках. "[В документе оцениваются] возможные факторы, которые будут влиять на развитие ситуации, включая те же самые торговые войны, протекционизм, санкции, [что позволяет] просчитать связанные с этим риски. Причем именно в среднесрочной перспективе и спрогнозировать ключевые показатели нашей экономики", - добавил он.

Фото: Донат Сорокин / ТАСС

Каковы базовые параметры?

Минэкономразвития и правительство пока не публиковали разработанный документ, но Орешкин в четверг назвал основные параметры прогноза.

  • Цены на нефть: примерно $40 за баррель в ценах 2016 года

Правительство утвердило прогноз до 2036 года, но поручило уточнить отдельные положения, в частности динамику показателей деятельности в области информации и связи и показатели, определяющие соотношение реальной зарплаты и пенсий.


Какие главные тренды видит Минэкономразвития?

При этом Минэкономразвития исходит из того, что будут реализованы национальные проекты в рамках майского указа президента, будет выполнен план по повышению доли инвестиций в ВВП до 25%. Если эти инициативы не будут успешно реализованы, экономика может не выйти на темпы роста выше 3%, предупредил Орешкин. Долгосрочный прогноз составлен в двух вариантах — базовом и консервативном (министр не привел детали пессимистического сценария).

Правы ли авторы прогноза насчет демографии?

По словам Шульгина, прогноз о том, что доля старшего поколения, то есть граждан старше трудоспособного возраста, будет расти в рассматриваемый период, не вызывает сомнений.

Согласно демографическому прогнозу Росстата, численность граждан моложе трудоспособного возраста сократится к 2036 году в сравнении с 2024 годом на 5 млн человек, до 22,4 млн человек. Численность граждан старше трудоспособного возраста увеличится к 2036 году относительно 2024-го на 3,1 млн человек, а численность трудоспособного населения уменьшится на 583 тыс. человек и к 2036 году составит 78,3 млн.

3% экономического роста — это много или мало?


Это реально?

Уровень загрузки мощностей в экономике уже высокий, безработица уже низкая, поэтому существенных ресурсов для экстенсивного роста нет, считает Татьяна Евдокимова. Ставки по кредитам уже на весьма низких уровнях по российским меркам, рейтинг легкости ведения бизнеса Doing Business (Всемирный банк) существенно улучшен, а экономика все равно не растет, добавляет она.

Читайте также: