Бюджетное право лекции кратко

Обновлено: 08.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ТЕМА: Бюджетное право РФ. Бюджетные отношения.

Принципы бюджетной системы

1. Понятие бюджета дано в ст. 6 БК РФ.

Бюджет — форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджет обеспечивает выполнение государством своих функций, развитие образования, медицинского обслуживания, обороны страны, охраны природы и т.д. Бюджет в РФ создаётся на трёх уровнях власти. Бюджет можно рассматривать в трёх аспектах :

Как экономическая категория : через бюджет происходит распределение и перераспределение в денежной форме валового внутреннего продукта страны между отраслями производства и непроизводственной сферой.

Как материальная категория : бюджет выступает в виде государственного (муниципального) централизованного фонда денежных средств.

Как правовая категория : Бюджет является основным финансовым планом соответствующей территории, который ежегодно утверждается в форме закона или в форме решения представительного органа местного самоуправления.

Бюджет принимается на очередной финансовый год и на плановый период 2 года.

Финансовый год в РФ длится с 1 января по 31 декабря.

Текущий финансовый год – это год, в котором осуществляется исполнение бюджета, а также составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год.

Плановый период – это два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом.

По соотношению расходов и доходов бюджет может быть:

Профицитным (доходы больше расходов),

Дефицитным (доходы меньше расходов),

Сбалансированным (доходы равны расходам).

2. Бюджетное право

Бюджетное право является подотраслью ФП и занимает в нём центральное место, т.к. бюджеты занимают центральное место в финансовой системе государства. Все институты ФП связаны с бюджетным правом, особенно институт государственных и муниципальных доходов и институт государственных и муниципальных расходов; а также институт государственного и муниц. кредита, институт государственных внебюджетных фондов.

Бюджетное право регулирует отношения:

1) по поводу бюджетного устройства ( по поводу формирования бюджетной системы РФ, определения её принципов, установления классификации доходов и расходов бюджетов и т.д.);

2) по поводу установления структуры доходов и расходов бюджетной системы РФ и распределения их между бюджетами разных уровней бюджетной системы ;

3) по поводу бюджетного процесса (по поводу составления проектов бюджетов; рассмотрения и утверждения проектов бюджетов; исполнения бюджетов; подготовки и утверждения отчета об исполнении бюджета).

Составной частью всех названных отношений являются бюджетно-контрольные отношения.

Субъекты бюджетного права :

1) Публично-правовые образования, т.е. РФ, субъекты РФ и муниципальные образования;

2) органы государственной власти и местного самоуправления, а также ЦБ РФ;

3) бюджетные учреждения.

На основе норм бюджетного права возникают бюджетные правоотношения . Их особенности :

урезанный субъектный состав (физ. лица и частные организации не явл. субъектами);

уникальный объект – закон о бюджете на текущий год, проект бюджета;

цикличность (каждый год принимается новый бюджет, исполняется, контролируется и так по бесконечному кругу).

Источники бюджетного права:

* ФКЗ, например, ФКЗ от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве РФ"

* Бюджетный кодекс РФ (принят 17 июля 1998 г. и вступ. в силу с 1 января 2000 г.)

* ФЗ и законы субъектов РФ: ФЗ о федеральном бюджете, законы о бюджете субъектов РФ

* НПА органов местного самоуправления (постановление о бюджете муницип. образования)

* Подзаконные НПА: Указы Президента, постановления Правительства, акты Минфина РФ.

3. Бюджетная система делится на уровни, соответствующие уровням власти в РФ:

бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ (ПФР, ФСС, ФФОМС);

бюджеты субъектов Российской Федерации

бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов (ТФОМС);

местные бюджеты. Этот уровень включает два подуровня:

бюджеты муниципальных районов, бюджеты муниципальных округов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;

бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутригород. районов.

4. Консолидированный бюджет

Консолидированный бюджет – это свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (не учитываются бюджеты гос. внебюжд. фондов). Консолидированный бюджет показывает общее количество денежных средств, собранных в бюджетные фонды на данной территории, уровень богатства этой территории.

Консолидированный бюджет РФ вкл. федер. бюджет и все бюджеты субъектов РФ.

Консолидированный бюджет субъекта РФ вкл. бюджет субъекта РФ и бюджеты входящих в него муниц. районов.

Консолидированный бюджет муниц. района вкл. бюджет муниц. района и бюджеты входящих в него городских и сельских поселений.

5. Принципы бюджетной системы перечислены в ст. 28 БК РФ, их расшифровка – в ст. 29-38.2 БК РФ.

принцип единства бюджетной системы Российской Федерации:

единство бюдж. законодательства, принципов, форм бюджетной документации и отчетности.

разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

НДС – в федер. бюджет, налога на имущество организаций – в регион. бюджет, налог на имущество физических лиц – в местный бюджет (ст. 50, 56, 61 БК РФ).

право органов власти самостоятельно утверждать свой бюджет, определять направления расходования средств бюджета, право устанавливать опред. налоги и т.д.

равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований:

единые принципы и требования в вопросах бюджетного процесса.

полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов:

все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах

объем расходов = объем доходов + объем источников финансирования дефицита бюджета

эффективности использования бюджетных средств:

необходимо достигать результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) или достигать наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов:

расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета

открытость для общества и СМИ проектов бюджетов

реалистичность расчета доходов и расходов бюджета

адресности и целевого характера бюджетных средств:

бюджетные средства доводятся до получателей с указанием цели их использования

подведомственности расходов бюджетов:

получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся (воинская часть – только от Минобороны)

существует единый счет бюджета, управляемый Фед. казначейством и обслуживаемый Центральным Банком РФ.

Краткое описание документа:

Лекция на тему: "Бюджетное право"
План:

  • 1. Понятие бюджета.
  • 2. Бюджетное право.
  • 3. Бюджетная система.
  • 4. Консолидированный бюджет
  • 5. Принципы бюджетной системы

Бюджет — форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджет обеспечивает выполнение государством своих функций, развитие образования, медицинского обслуживания, обороны страны, охраны природы и т.д. Бюджет в РФ создаётся на трёх уровнях власти. Бюджет можно рассматривать в трёх аспектах:

· Как экономическая категория: через бюджет происходит распределение и перераспределение в денежной форме валового внутреннего продукта страны между отраслями производства и непроизводственной сферой.

· Как материальная категория: бюджет выступает в виде государственного (муниципального) централизованного фонда денежных средств.

· Как правовая категория: Бюджет является основным финансовым планом соответствующей территории, который ежегодно утверждается в форме закона или в форме решения представительного органа местного самоуправления.

Бюджет принимается на очередной финансовый год и на плановый период 2 года.

Финансовый год в РФ длится с 1 января по 31 декабря.

Текущий финансовый год – это год, в котором осуществляется исполнение бюджета, а также составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год.

Плановый период – это два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом.

Читайте также: