Бытие и субстанция кратко

Обновлено: 25.06.2024

Субстанция (лат. substantia — сущность, нечто лежащее в основе), объективная реальность, рассматриваемая со стороны её внутреннего единства; материя в аспекте единства всех форм её движения; предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие и изменчивость свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему. В соответствии с общей направленностью определённой философской концепции вычленяются одна Субстанция (монизм), две Субстанция (дуализм) или множество Субстанция (плюрализм). В истории философии Субстанция интерпретировалась по-разному: как субстрат, как конкретная индивидуальность, как сущностное свойство, как то, что способно к самостоятельному существованию, как основание и центр изменений предмета, как логический субъект.

Уже в античной философии вычленялись различные Субстанция, которые трактовались как материальный субстрат и первооснова изменений вещей (например, атомы Демокрита, четыре стихии Эмпедокла). Аристотель отождествлял Субстанция с первой сущностью, характеризуя её как основу, неотделимую от вещи, её индивидуальности. Наряду с онтологическими особенностями субстанции Аристотель выявляет и её логические характеристики: Субстанция как субъект, а не как предикат суждения, выразимость Субстанция в виде и роде предмета и др. Трактовка Аристотелем формы как первопричины, обусловливающей определённость предмета, послужила истоком не только различения духовной и телесной Субстанция, но и спора о так называемых субстанциальных формах, пронизывающего всю средневековую философию (см. Номинализм, Реализм).

В философии нового времени выделяются две линии анализа Субстанция. Первая из них, связанная с онтологическим пониманием Субстанция как предельного основания бытия, была начата в эмпиризме Ф. Бэкона на пути качественного описания субстанциальных форм и отождествления Субстанция с формой конкретных вещей. Этой качественной трактовке субстанции Р. Декарт противопоставлял учение о двух Субстанция: материальной (для которой характерны протяжённость и количеств. измеримость) и духовной (мыслительной).

Трудности дуализма в объяснении взаимоотношения Субстанция были преодолены Б. Спинозой на основе пантеистического. монизма: для него мышление и протяжённость — не две Субстанция, а два атрибута единой субстанции. Г. Лейбниц в своей монадологии вычленял множество простых и неделимых Субстанция, обладающих самостоятельностью, активностью и изменчивостью. Вторая линия анализа Субстанция — гносеологическое осмысление понятия Субстанция, его возможности и необходимости для научного знания. Она была начата Дж. Локком в его анализе Субстанция как одной из сложных идей и критике эмпирически-индуктивного обоснования идеи субстанции. Дж. Беркли вообще отрицал понятие материальной Субстанция, хотя и допускал существование духовной субстанции.

Задача современной теории познания - продолжить лучшие классические традиции, связанные с развитием учения о двух дополняющих друг друга субстанциях: первичной (материальной, объективной) и вторичной (духовной, ментальной). В XX в. понятие первосубстанции и психической (вторичной) субстанции использовали такие признанные в мире ученые, как В. Гейзенберг и 3. Фрейд. В категории первичной субстанции происходит не снятие противоположности между материей и сознанием, как полагают некоторые исследователи, а устранение противопоставления материи движению. Ибо объективный мир есть не только единство и противоположность материи и сознания, но также единство и противоположность материи и движения. Выявление полярности материи и сознания в качестве основного вопроса есть предпосылка для построения системы гносеологии. Само же изложение этой системы начинается с" понятия первичной субстанции как единого основания материи и движения.

Что Вы посещаете?

Теории первичной и вторичной субстанций представляют две неотъемлемые стороны целостной теории познания. Взаимосвязь этих двух атрибутов реальности адекватно отражается диалектикой абсолютного и относительного. Отличительным признаком первичной субстанции выступает ее абсолютность, специфическим признаком вторичной субстанции является, напротив, относительность.

Абсолютность первичной субстанции выражается в безусловном, самостоятельном, независимом существовании. Признание относительного характера вторичной субстанции означает, что она, в отличие от материи, не может существовать сама по себе, а только на основе и в неразрывной связи с нею.

Абсолютность первосубстанции раскрывается в свойствах несотворимости и неуничтожимости материи и движения. Последнее может быть лишь передано. Естественнонаучным доказательством принципа несотворимости и неуничтожимости движения выступают законы сохранения и превращения энергии. Некоторые моменты относительности первосубстанции обусловлены возможностью целесообразного, сознательного воздействия на нее со стороны вторичной субстанции (социальной формы движения материи). Вторичная субстанция есть реальность относительная, ее бытие, движение и развитие невозможны сами по себе, вне связи с материальными процессами.

Это и понятно, если учесть, что психика и сознание возникают и существуют лишь в рамках высших форм движения материи и представляют собой субъективно-идеальное отражение действительности. Вместе с тем в границах этой общей относительности присутствуют моменты абсолютного, ибо всякое истинное познание природы есть познание вечного и бесконечного, в силу чего оно по существу абсолютно. По своему содержанию первичная субстанция есть движущаяся материя (материальное движение), вторичная субстанция -это любые идеально-субъективные процессы, присущие сознанию и психике животного и человека.

Прямое взаимовлияние первичной и вторичной субстанций обусловлено именно тем, что душа и тело не являются двумя разнородными образованиями, между которыми установлены отношения психофизиологического параллелизма. Подлинная симметрия взаимосвязи первичной и вторичной субстанций заключается, следовательно, не в их параллельном и независимом существовании, а в их непосредственном воздействии друг на друга. Учеными установлено эмпирически обратное влияние психически-идеальных образов (декодированных сигналов) на нейрофизиологические структуры.

Непосредственным полем соприкосновения двух субстанций выступают биотическая и общественная формы движения материи. Реальными носителями психического оказываются нервные процессы, представляющие собой такой специфический вид физиологического, на основе которого базируются отражательные психические явления. Следовательно, отражательная сущность нервных механизмов внутренне противоречива. Со стороны физиологического она материальна, объективна, в психическом плане - субъективна, идеалы. То же самое необходимо сказать и применительно к актам сознания. Нервно-физиологической основой последнего выступает головной мозг. По своей сущности деятельность мозга, как механизма отражения, связана с тем, что это отражение одновременно выступает и как материальное, и как идеальное, но в разных отношениях.

Для обозначения общей основы всего существующего в философии выработаны 2 категории: субстрата и субстанция.

2. Понятие бытия

Что Вы посещаете?

Т. о., бытие – это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.

В истории философии преобладает монистический подход, но существует две основные формы монизма: идеалистический монизм в виде религиозной или светской разновидности; материалистический монизм (материя первооснова мира).

1) эта категория неконкретна и не характеризует признаков свойств вещей;

Почему в каждую переломную эпоху проблема бытия приобретает важное значение, и что оно может дать современному миру? Рассмотрим сначала доводы, направленные на отрицание проблемы бытия или на его трансформацию.

В новое время появляется понятие субстанции - нечто единое, которое порождает многообразие вещей и явлений и куда все возвращается после разрушения. Субстанция бывает материальной (протяженность) и идеальной (мышление). В соответствии с общей направленностью определенной философской концепции вычленяются одна (монизм), две (дуализм) или множество (плюрализм). Если основой всего мыслится одна субстанция, которая порождает другую, то такая позиция называется монизмом, который бывает материалистическим и идеалистическим.

Дуализм - две субстанции существуют независимо друг от друга и извечно (Декарт). Плюрализм - субстанций множество, они независимы друг от друга, но из их сцепления, комбинаций появляются вещи, предметы, структура сознания. В истории философии субстанция интерпретировалась по-разному: как субстрат, как конкретная индивидуальность, как сущностное свойство, как то, что способно к самостоятельному существованию, как основание и центр изменений предмета, как логический субъект.

Понятие материи, его мировоззренческое и методологическое значение. Материя (по Ленину) - философская категория для обозначения объективной реальности, которые дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. Здесь выделено 2 основных признака:

1) материя существует независимо от сознания;

2) копируется, фотографируется, отображается ощущениями. Таким образом, это определение предстает как сжатая формулировка материалистического решения основного вопроса философии. Материя - это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения. Материя включает в себя не только все непосредственно наблюдаемые объекты и тела природы, но и все те, которые в принципе могут быть познаны в будущем на основе совершенствования средств наблюдения и эксперимента. Весь окружающий нас мир представляет собой движущуюся материю в ее бесконечно разнообразных формах и проявлениях, со всеми ее свойствами, связями и отношениями.

В материалистической философии материя определяется как субстанция всех вещей и явлений в мире. Диалектический материализм признает субстанциальнойть материи, но только во вполне определенном смысле: в плане материалистического решения основного вопроса философии и раскрытия природы различных свойст и форм движения тел.

Именно материя является субстанцией всех реально существующих в мире свойств, связей и форм движения, конечной основой всех духовных явлений. Никакое свойство и форма движения не могут существовать сами по себе, они всегда присущи определенным материальным образованиям, которые являются их субстратом. Для прогресса научного знания и опровержения различных идеалистических концепций важно выявление того материального субстрата, который лежит в основе исследуемых в данный момент явлений, свойств и форм движения объективного мира. Диалектико-материалистическое понимание материи имеет важное значение не только для естествознания, но и для общественных наук. Оно является предпосылкой для последовательной разработки материалистического понимания истории, позволяет рассмотреть общественную жизнь как функционирование сложной материальной системы - человеческого общества, которая включает в качестве своего неотъемлемого аспекта духовные процессы.

Читайте также: