Быт купцов 19 века в россии кратко

Обновлено: 07.07.2024

Мы уже рассказывали о том, как обучало своих детей купечество – одно из самых многочисленных и влиятельных сословий нашей страны до Октябрьского переворота 1917 года. Сегодня мы поговорим об укладе семейной жизни купцов.

Жена да убоится мужа своего?

Если глава семьи отправлялся в деловую поездку, жена часто подменяла его: следила за тем, как идут дела в лавке или магазине, вносила необходимые платежи и т.д. Такая взаимопомощь была делом весьма распространенным и свидетельствовала о том, что безграмотными и беспомощными купчихи отнюдь не были.

Прежде всего, не стоит забывать, что купцы в большинстве своем были выходцами из крестьян – если уж не в первом, то во втором-третьем поколении точно. Совсем как знаменитый Павел Михайлович Третьяков, меценат и коллекционер, основатель Третьяковской галереи, недалеким предком которого был крепостной крестьянин Малоярославецкого уезда. А значит, в купеческой среде по наследству передавались базовые ценности простого народа: детей растили в строгости, не слишком баловали их и не позволяли лениться. Из наследников готовили продолжателей рода и опору в старости. Очень большое значение придавалось религиозно-нравственному воспитанию: почитание старших, верность своему слову, милость к сирым и убогим – все это было в купеческом обществе не пустым набором слов. В то же время родители денно и нощно заботились о физическом и моральном благополучии своих чад.

Девочек с самого нежного возраста приучали к домоводству, обязывали помогать матери следить за порядком и присматривать за младшими братьями и сестрами. Кроме того, купеческие дочки занимались рукоделием, и сами нередко готовили себе приданое, совсем как обычные крестьянки. Словом, дочерей рачительные купцы сызмальства готовили к роли матери и жены. Нередко домашнее образование девушек сводилось лишь к умению читать, писать и считать, но уже с середины XIX века в России развивается сеть женских учебных заведений, где дочери купцов получают более глубокое образование.

О русском купце сложился стереотип: невежественный самодур, деспот, помыкающий своими близкими, при этом выпивоха, кутежник, обжора и картежник. Конечно, подобные персонажи в купеческой среде встречались. Вот только на плаву они долго не удерживались: успеха достигали совсем другие люди, которых было большинство.

Огромное значение купечество придавало соблюдению религиозных традиций: семьи в полном составе непременно принимали участие в религиозных обрядах и праздниках, делая щедрые пожертвования. В любом семействе были приемные дети или воспитанники – взять на воспитание сироту считалось совершенно обычным делом. Трудно переоценить и социальную роль купечества: в XIX веке, как правило, именно купцы организовывали на свои средства приюты, больницы, бесплатные столовые, богадельни и ночлежки для неимущих. Они же выступали спонсорами для публичных библиотек, народных домов и различных образовательных учреждений. Кроме того, они организовывали немало полезных мероприятий – от городских праздников до заседаний общества трезвости.

О купцах-меценатах можно рассказывать долго: многие достижения отечественной культуры и искусства без таких деятелей, как братья Щукины, Савва Мамонтов, Морозовы, Бахрушины, Третьяковы и другие, просто не состоялись бы. Пожалуй, лучше всего об этом написал Федор Шаляпин в своей автобиографии.

-Музыка

-Поиск по дневнику

-Интересы

-Сообщества

-Статистика


С развитием капиталистических отношений, в то время как дворянство начало сходить с исторической арены, выдвинулось другое сословие – купечество. Сословие купцов было достаточно закрытым, со своими традициями и особенностями. Много ли нам известно сегодня о купеческих традициях?

Жили купцы по заветам отцов и дедов, в патриархальной среде, где новшества принимались с подозрением, а основой жизни считались традиции. Купечество на протяжении многих веков крепко соблюдало определенные раз и навсегда нравственные ценности.

Трудолюбивые купцы очень любили праздники, тратили на них много денег, дабы получить истинное удовольствие от отдыха. Свадьбы у купцов проходили очень весело, с размахом. Туда приглашалось большое количество гостей, накрывались шикарные столы, которые ломились от обилия еды. Праздновали свадьбы по нескольку дней.
Неотъемлемой частью традиций было сватовство. Родители принимали непосредственное участие в выборе жениха или невесты. Чаще всего пара подыскивалась, исходя из финансовых соображений, учитывалось все – начиная от положения семьи в обществе, и заканчивая наследственными болезнями. Обычно, жены купцов были намного моложе мужей. Широко были распространены межсословные браки. Например, в конце 18 века внутрисословными были около 15% купеческих браков. У остальных купцов жёны происходили из крестьян. В первой половине 19 века купцы чаще стали жениться на мещанках.

Особенным событием у купцов было рождение ребёнка. Появление малыша связывалось с продолжением рода. Сразу после родов, деток старались побыстрее покрестить. Происходило крещение обычно на восьмой день после рождения или на сороковой. При крещении у ребёнка должны были быть обязательно крёстные родители. В качестве крёстного обычно выбирали духовного отца или родственника. При крещении, на младенца надевали серебряный или золотой крестик, который на нём оставался всю жизнь. После окончания крещения купец созывал всех родственников для празднования крещения. По случаю рождения ребёнка было принято кормить и угощать нищих.

Так как купеческие семьи были большими, то и дома строились соответственных размеров. Вокруг дома размещались конюшни, сараи, баня и сад. Дом обычно состоял из двух частей - парадной и жилой. В парадной части обязательно была гостиная. В большинстве купеческих домов парадные комнаты оформлялись роскошно, но не всегда со вкусом. В парадных комнатах купцы любили вешать свои портреты и портреты предков, в стеклянных шкафах было много красивых и дорогих безделушек. Самое интересное в домах купцов было то, что в парадных комнатах все подоконники были заставлены различными бутылями с домашними наливками и настойками, поэтому окна в комнатах плохо открывались, и проветривали редко. Жилые комнаты располагались в задней части дома, и выглядели гораздо скромнее.

Купечество это сословие, которое внесло большой вклад в развитие российского государства, и спустя сотни лет плоды деятельности купцов составляют значительную часть культурного наследия русского народа.

Очень много купцов прославились своим вкладом, как в экономику, так и в культуру России. В конце XIX - начале XX века на средства богатых купцов были построены медицинские клиники, аэродинамический и психологический институты, организовывались географические экспедиции, создавались театры.

В России центром купечества, конечно, была Москва. Именно в Москве деятельность купцов особенно заметна. Благодаря купцам появились Третьяковская галерея, Бахрушинский театральный музей, известное собрание икон С.П.Рябушинского, собрание русского фарфора А.В.Морозова, известное издательство купца Солдатенкова и многое другое.

Русские купцы понимали роль благотворительности в развитии государства, и часто вкладывали колоссальные суммы денег на строительство больниц, приютов, храмов и церквей. В конце XIX века на деньги купцов были построены больничные здания клиник Московской медицинской академии, работающие и по сей день. Интересен тот факт, что на момент постройки эти больничные здания были лучшими больницами в Европе.



Когда денег больше чем достаточно, приходит желание тратить их исключительно на личные удовольствия. Чем и занимались богатейшие представители купечества, распыляя финансы на любовниц, дорогую еду, проведение светских приёмов, игру в карты. Но, несмотря на причуды, пьянство и кутежи, российские купцы много сделали и для отечественной культуры, сохранив для потомков бесценные коллекции картин, редкие предметы искусства и просто значимые для истории вещи.

Чем славились русские богатеи

Даймлер, француженка за 200 тыс. и другие пристрастия финансового туза Рябушинского

Так, потомственный купец-промышленник Николай Рябушинский потратил на французскую любовницу Фажетт более 200 тыс. руб. за 2 месяца, оплачивая её прихоти и покупая драгоценности ценою в десятки тысяч рублей. Для сравнения: оплата рабочего за 12-часовую смену равнялась 50 копейкам и считалась высокой ценой за такой труд.

Однако тратил деньги эксцентричный Николай Павлович не только на женщин и вызывающие любопытство технические новинки. В молодые годы он побывал в Новой Гвинее, откуда привёз настоящие отравленные стрелы, рассказав, что получил их от африканских аборигенов-людоедов. Позже он объездил Европу, пополнив коллекцию старинными фарфоровыми вазами с Мальорки, итальянскими бокалами из венецианского стекла и прочими ценными вещицами, которые приглянулись щедрому на траты купцу.

Учёные животные – модный тренд среди русского купечества

От диких причуд к созданию музеев, или как собирались уникальные коллекции русскими богатеями

Купцы зарабатывали миллионы и тратили их не только на себя, но и на благотворительные цели: строили храмы, лечебницы, выпускали книги для бедных./Фото: static.tonkosti.ru

Купеческое стремление выделиться и превзойти любого проявлялось во всем: даже коллекционирование предметов искусства начиналось не от осознания культурной ценности, а от желания иметь вещь, которой больше ни у кого нет. Часто это сопровождалось пари, как, например, в случае с Алексеем Бахрушиным – создателем известного Театрального музея в Москве. Поспорив с двоюродным братом, что за месяц переплюнет его коллекцию, которую тот собирал не один год, Бахрушин так увлёкся поиском театральных редкостей, что эта страсть не покидала его до конца жизни.

История начала коллекционирования Михаила Абрамовича Морозова выглядит совсем комично: купив за 2 000 франков 4 картины Гогена, купец продал их через какое-то время и получил сразу 26 тыс. франков прибыли. Однако, придя на другой день в картинную галерею и обнаружив там бывшую собственность по цене 50 тысяч, Михаил Абрамович без колебаний купил картины обратно, не поскупившись почти на двойную переплату.


Обязанности и особенности

В 19 веке купеческое сословие оставалось достаточно закрытым, сохранявшего свои правила, а также обязанности, особенности и права. Туда не особо пускали посторонних. Правда, бывали случаи, когда в эту среду вливались люди из других сословий, обычней всего из разбогатевших крестьян или не желавшие или не могущие идти по духовному пути.
Частная жизнь купцов в 19 веке оставалась островком старинной старозаветной жизни, где все новое воспринималось, минимум подозрительно, а традиции исполнялись и считались незыблемым, что должно выполняться из поколения в поколение неукоснительно. Конечно, для развития бизнеса купцы не чурались светских развлечений и посещали театры, выставки, рестораны, где завязывались новые нужные для развития дела знакомства. Но вернувшись с такого мероприятия, купец менял модный смокинг на рубаху и полосатые штаны и в окружение своего многочисленного семейства садился пить чай около огромного медного начищенного самовара.
Отличительной чертой купечества была набожность. Церковь была обязательной для посещения, пропускать службы считалось грехом. Также важно было и молиться дома. Конечно же, религиозность тесно переплеталась с благотворительностью – помощь различным монастырям, соборам и церквям больше всего оказывали именно купцы.
Бережливость в быту, доходящая иногда до крайней скупости – одна из отличительных черт в жизни купцов. Расходы на торговлю были обыденными, а вот тратить лишнее на собственные нужды считалось совсем лишним и даже греховным. Было вполне нормальным, когда младшие члены семьи донашивали одежду за старшими. И такую экономию мы можем наблюдать во всем – и в содержании дома, и в скромности стола.

Купеческим районом Москвы считался Замоскворецкий. Именно здесь были почти все дома купцов в городе. Строили здания, как правило, используя камень, а каждый купеческий дом окружал участок с садом и более мелкими постройками, к ним относились бани, конюшня и хозяйственные строения. Изначально на участке обязательно должна была находиться баня, но позже ее часто упраздняли, а мылись в специально построенных общественных заведениях. Сараи же служили для хранения утвари и вообще всего, что было необходимо для лошадей и ведения хозяйства.
Конюшни всегда строились прочными теплыми и обязательно так, чтобы не было сквозняков. Коней берегли из-за дороговизны, и так заботились о здоровье лошадей. Их в то время держали двух видов: выносливых и крепких для дальних поездок и породистых, изящных для городских выездов.
Непосредственно сам купеческий дом состоял из двух частей – жилой и парадной. Парадная часть могла состоять из нескольких гостиных роскошно оформленных и обставленных, хотя и не всегда со вкусом. В этих комнатах купцы, для пользы дела устраивали светские приемы.
В комнатах обязательно ставили по несколько диванов и диванчиков обитые тканью неярких цветов – коричневой, синей, бордовой. На стенах парадных комнат вешались портреты хозяев и их предков, а в нарядных горках глаз радовала красивая посуда (часто составляющая приданое хозяйских дочерей) и всякие дорогие безделушки. У богатых купцов был странный обычай: все подоконники в парадных комнатах были уставлены бутылками разной формы и размерами с домашними медами, наливками и тому подобным. Из-за невозможности часто проветривать комнаты, а форточки давали плохой результат, воздух освежали различными доморощенными методами.
Расположенные в задней части дома жилые комнаты были намного более скромно обставленные и окна их выходили на задний двор. Для освежения воздуха в них вешали пучки душистых трав, часто привозимых из монастырей и перед тем как их повесить, окропляли святой водой.
С так называемыми удобствами дело обстояло еще хуже, находились туалеты во дворе, строились плохо, ремонтировались редко.

Îòïðàâèòü ñâîþ õîðîøóþ ðàáîòó â áàçó çíàíèé ïðîñòî. Èñïîëüçóéòå ôîðìó, ðàñïîëîæåííóþ íèæå

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

ÌÈÍÈÑÒÅÐÑÒÂÎ ÎÁÐÀÇÎÂÀÍÈß È ÍÀÓÊÈ ÐÎÑÑÈÉÑÊÎÉ ÔÅÄÅÐÀÖÈÈ ÔÅÄÅÐÀËÜÍÎÅ

ÃÎÑÓÄÀÐÑÒÂÅÍÍÎÅ ÀÂÒÎÍÎÌÍÎÅ ÎÁÐÀÇÎÂÀÒÅËÜÍÎÅ Ó×ÐÅÆÄÅÍÈÅ ÂÛÑØÅÃÎ ÏÐÎÔÅÑÑÈÎÍÀËÜÍÎÃÎ ÎÁÐÀÇÎÂÀÍÈß

ÓðàëüñêèéôåäåðàëüíûéóíèâåðñèòåòèìåíèïåðâîãîÏðåçèäåíòàÐîññèèÁ. Í,Åëüöèíà

Öåíòðêëàññè÷åñêîãîîáðàçîâàíèÿ

ÔÀÊÓËÜÒÅÒÈÑÊÓÑÑÒÂÎÂÅÄÅÍÈßÈÊÓËÜÒÎÐÎËÎÃÈÈ

Êàôåäðàêóëüòóðîëîãèèèñîöèàëüíî-êóëüòóðíîéäåÿòåëüíîñòè

Áûò è íðàâû ìîñêîâñêîãî êóïå÷åñòâàêîíöà XVIII — íà÷àëà XIX ââ.

ñòóäåíòêè 1 êóðñà

Ïëàí

  • 1. Ââåäåíèå
  • 2. Ãèëüäèè. Ïðàâà è ïðèâèëåãèè
  • 3. Òîðãîâûå äíè êóïå÷åñòâà
  • 4. Äîì
  • 5. Åäà
  • 6. Êóïå÷åñêàÿ ìîäà
  • 7. Äîñóã
  • 8. Çàêëþ÷åíèå
  • 9. Ñïèñîê èñïîëüçîâàííîé ëèòåðàòóðû

ìîñêîâñêîå êóïå÷åñòâî áûò íðàâ

Ðóññêèé êóïåö, ðàñêëàäûâàÿ ñâîè òîâàðû, áîÿçëèâî îñìàòðèâàëñÿ ïî ñòîðîíàì: íå èäåò ëè ê íåìó êàêîé ÷èíîâíèê, ÷òîáû âçÿòü ó íåãî ÷òî ïîëó÷øå, è ïðèòîì äàðîì.

 ñòàðûå âðåìåíà îáùàÿ êàðòèíà ìîñêîâñêèõ ðÿäîâ è Ãîñòèíîãî äâîðà ïðåäñòàâëÿëà ñàìóþ êèïó÷óþ äåÿòåëüíîñòü. Íî÷üþ âñÿ ýòà ÷àñòü, çàïåðòàÿ ñî âñåõ ñòîðîí, ïðåäñòàâëÿëà êàêîé-òî íåîáúÿòíûé ñóíäóê ñ ðàçíûìè öåííîñòÿìè, îõðàíÿåìûé çëûìè ðÿäñêèìè ñîáàêàìè íà áëîêàõ äà ñòîðîæàìè. Íî ëèøü òîëüêî íà íåáå âñòàâàëî ñîëíöå, êàê âñÿ ýòà áåçëþäíàÿ è áåçìîëâíàÿ ìåñòíîñòü âäðóã ðàñòâîðÿëàñü òûñÿ÷àìè ëàâîê, çàêèïàëà æèçíüþ è äâèæåíèåì. Äëèííîé âåðåíèöåé òÿíóëèñü ê ðÿäàì òÿæåëî íàãðóæåííûå âîçû îò Óðàëà, Êðûìà è Êàâêàçà. Êóäà ãëàç íè âçãëÿíåò — âñþäó äâèæåíèå è êèïó÷àÿ äåÿòåëüíîñòü: çäåñü ðàçãðóæàþò, òàì íàêëàäûâàþò âîçû; òþêè, êîðîáà, ìåøêè, ÿùèêè, áî÷êè — âñå ýòî æèâîé ðóêîé ðàñòàñêèâàåòñÿ, ñêàòûâàåòñÿ â ëàâêè, â ïîäâàëû, àìáàðû è ïàëàòêè.

Äëèííûå, èçâèëèñòûå ïîëóòåìíûå ðÿäû ïîñòðîåíû áåç ïëàíà è òîëêó, â êîòîðûõ áåç ïóòåâîäèòåëÿ íåïðèâû÷íîìó íå ïðîéòè; âñå ýòè ðÿäû ñîõðàíÿëè è âìåùàëè â ñåáå òîâàðû öåíîþ íà ìèëëèîíû ðóáëåé. Çäåñü åñòü ëàâêè, ãäå áëåñê ñåðåáðà ïåðåëèâàåòñÿ ñ æåì÷óãàìè è áðèëëèàíòàìè, è íåäàëåêî îò íèõ íàâàëåí ÷óãóí, ñâèíåö ïëèòêàìè. Òóò, íàïðèìåð, ïàð÷è, áàðõàò è àòëàñ, à ó ñîñåäà ïðîäàþòñÿ ðîãîæè, öèíîâêà. Çäåñü ãàëàíòåðåéíàÿ ëàâêà è ðÿäîì ñ íåé òðÿïè÷íèê; òàì — ÷àé è ñàõàð, à íàïðîòèâ — ñóêíî, ïîëîòíî, êîæà, ïèñ÷àÿ áóìàãà.

Çäåñü âñåãäà ïåñòðàÿ ÿðìàðêà ñ ñàìûìè ðàçíîðîäíûìè òîâàðàìè.

1. Ïûëÿåâ Ì.È. Ñòàðàÿ Ìîñêâà. Èñòîðèÿ áûëîé æèçíè ïåðâîïðåñòîëüíîé ñòîëèöû. Ì.: ÝÊÑÌÎ, 2008

2. Îðëîâ À.Ñ., Ãåîðãèåâ Â.À. Èñòîðèÿ Ðîññèè. Ó÷åáíèê. Ì., 1999

3. Êèðèëëîâ Â.Â. Îòå÷åñòâåííàÿ èñòîðèÿ â ñõåìàõ è òàáëèöàõ. Ì., 2009

8. Áóðûøêèí Ï.À. Ìîñêâà êóïå÷åñêàÿ. Ì., 1990

9. Íàéäåíîâ Í.À. Ìàòåðèàëû äëÿ èñòîðèè ìîñêîâñêîãî êóïå÷åñòâà. Ì., 1889

Еда вообще является важным показателем национальной культуры и как раз купечество являлось хранителем кулинарной культуры.
В купеческой среде есть было принято 4 раза в день: в девять утра – утренний чай, обед – около 2-х часов, вечерний чай – в пять вечера, ужин в девять вечера.
Купечество кушало плотно, к чаю подавалось множество видов выпечки с десятками начинок, различные сорта варенья и меда, покупной мармелад.
Обед всегда содержал первое (уха, борщ, щи и т.д.), затем несколько видов горячих блюд, а после этого несколько закусок и сладкое. В пост готовились только постные блюда, а в разрешенные дни – рыбное.

Ïîäîáíûå äîêóìåíòû

Ðàáîòû â àðõèâàõ êðàñèâî îôîðìëåíû ñîãëàñíî òðåáîâàíèÿì ÂÓÇîâ è ñîäåðæàò ðèñóíêè, äèàãðàììû, ôîðìóëû è ò.ä.
PPT, PPTX è PDF-ôàéëû ïðåäñòàâëåíû òîëüêî â àðõèâàõ.
Ðåêîìåíäóåì ñêà÷àòü ðàáîòó.

Литература

Кол-во блоков: 22 | Общее кол-во символов: 15667
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

Читайте также: