Буржуазные реформы 60 70 годов 19 века кратко

Обновлено: 05.07.2024

Освобождение крепостных крестьян не только способствовало развитию капитализма в России, но и повлекло за собой необходимость серьезных изменений во всех сферах государственной жизни. Одной из важнейших стала судебная реформа 1864 года. Необходимость подобной реформы назрела уже давно. Суды были откровенно пристрастны, были лишены общественного контроля. Эта реформа была подготовлена Замятиным, министром юстиции и запрудным, Статс-секретарем.

Была провозглашена независимость суда от администрации, состязательность, устность и гласность делопроизводства, несменяемость судей. Суд теперь основывался на бессословных началах. Присяжных заседателей выбирали из разных сословий. Суд присяжных и прокурорский надзор были прогрессивными для того времени.

Судебная система была приведена в соответствие демократическим принципам и формирующимся буржуазным отношениям. Это не могло не вызвать недовольства со стороны самодержавия. В итоге реформа была пересмотрена.

Поражение, нанесенное России Турцией в Крымской войне, наглядно показало отсталость русской армии и несовершенство оснащения армии. Реформирование армии легло на плечи генерала Милютина Д.А., ставшего военным министром в 1861 году. Он уменьшил общее количество войск и заменил рекрутские наборы всеобщей воинской повинностью. Страна была разделена на военные округа (15). Все они подчинялись военному министру. Для мужчин, достигших 20-и лет, был установлен 6-и летний период службы. Большое внимание уделялось внедрению нового оружия. Более серьезно стали относиться и к подготовке кадров. Муштра отменена, подготовка солдат, ранее отличавшаяся жестокостью, была гуманизирована. Открывались венные училища для командного состава. Возможность продвижения по службе получили представители всех сословий. Офицерский корпус теперь лишился своего кастового характера. Все это позволило увеличить боеспособность русской армии.

Буржуазные реформы 60-70 годов 19 века затронули и систему образования. В 1863 году был издан университетский устав, по которому университеты наделялись широчайшими возможностями самоуправления. А школьная реформа 1864 года положила начало демократизации среднего и начального образования. Заметно увеличилось количество учебных заведений. Цензура в периодике и книгоиздательстве была заметно смягчена. Социальные и политические вопросы теперь открыто обсуждались в периодике.

Реформы 60-70-х годов 19 века, несмотря на их ограниченность, имели огромное значение в судьбе России и означали продвижение страны по пути капиталистического развития, по пути превращения феодальной монархии в буржуазную и развитие демократии. Реформы были шагом от помещичьего государства к правовому. Отчуждение от власти на длительный срок стало характерным лишь для радикально настроенной молодежи и революционных демократов.

19 февраля 1861 г. в Государственном совете Александр II подписал Положения о реформе (17 законодательных актов) и Манифест об отмене крепостного права.

1. Манифест предоставлял крестьянам личную свободу и общегражданские права.

2. Положения регулировали вопросы наделения крестьян землей.

3. По реформе крестьяне получали установленный земельный надел, но за выкуп, который равнялся годовой сумме оброка, увеличенной в среднем в 17 раз.

4. В течение 49 лет крестьяне должны были выплатить эту сумму с процентами.

5. До выкупа земли крестьяне продолжали считаться временнообязанными по отношению к помещику, должны были нести старые повинности – барщину и оброк.

Выход крестьян из крепостной зависимости обострил проблему малоземелья, наделы многих крестьян были очень малы, что препятствовало развитию сельского хозяйства.

Большая часть дворян, которые привыкли паразитировать на труде крепостных, не смогла использовать деньги, полученные в качестве выкупа, на развитие своего хозяйства. Дворяне зачастую продавали земли, проматывали деньги.

Но, несмотря на ограниченный характер, крестьянская реформа имела большое значение. Она дала простор развитию капитализма в России.

Отмена крепостного права в России повлекла за собой и преобразования в иных сферах жизни страны.

Земская реформа 1864 г.:

1) изменила всю систему местного управления;

2) в губерниях и уездах были созданы земства, которые являлись выборными органами местного самоуправления, состояли из представителей всех сословий;

3) высокий имущественный ценз и многоступенчатая система выборов обеспечивали преобладание в земствах дворян;

4) земства не обладали политическими функциями, область их деятельности ограничивалась только хозяйственными вопросами;

5) земства сыграли позитивную роль в общественной жизни на местах.

Городская реформа 1870 г.:

1) была проведена по типу земской.

В городах были созданы городские думы и городские управы;

2) городские органы местного самоуправления ведали также главным образом хозяйственными вопросами;

3) избранный городской глава возглавлял городскую думу и управу, координировал их деятельность.

Судебная реформа 1864 г.

1. Эта реформа была наиболее радикальной из преобразований 1860–1870 гг.

2. Согласно судебной реформе Россия получала обновленный суд, который был основан на принципах буржуазного права, а именно новый суд стал: бессословным; гласным; состязательным; независимым.

3. Реформа вводила выборность некоторых судебных органов.

4. В соответствии с новой системой судопроизводства в судебных процессах участвовали прокурор и адвокат.

5. Вопрос о виновности или невиновности обвиняемого решался присяжными заседателями.

6. Была разграничена компетенция различных судебных инстанций. Высшей судебной инстанцией являлся Сенат.

Военная реформа:

1) необходимость проведения военной реформы стала очевидной в связи с поражением в Крымской войне;

2) она проводилась до 1874 г. В результате военной реформы были отменены рекрутские наборы; введена всеобщая воинская повинность, которую должны были отбывать все мужчины без различия сословий, которые достигли 20 лет, были годны к службе по здоровью; срок службы в армии был существенно сокращен: в пехоте вместо 25 лет – 6 лет, во флоте – 7 лет; стала действовать система многообразных льгот по сокращению срока службы для лиц, получающих образование, помогающих родителям и др.




Реформы в системе образования:

1) в сфере образования произошли значительные изменения;

2) в 1864 г. были изданы Устав гимназий и Положение о народных училищах, которые регламентировали начальное и среднее образование;

3) в 1863 г. была восстановлена ликвидированная при Николае I автономия университетов.

В 1865 г. были введены Временные правила о печати, которые отменили цензуру для многих печатных изданий.

Финансовая реформа предопределяла формирование единого государственного бюджета, планирование которого было возложено на Министерство финансов.

Значение буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в.

Проведенные реформы существенно изменили прежний уклад общественной жизни и государства. Таким образом, были сделаны шаги на пути превращения России в буржуазную монархию. Продолжением преобразований могли бы стать политические реформы (проект конституционных изменений, разработанный М.Т. Лорис-Меликовым).

Но убийство в 1881 г. Александра II кардинально изменило направление курса правительства.

Реформы 60-70-х годов 19 века, несмотря на их ограниченность, имели огромное значение в судьбе России и означали продвижение страны по пути капиталистического развития, по пути превращения феодальной монархии в буржуазную и развитие демократии. Реформы были шагом от помещичьего государства к правовому. Отчуждение от власти на длительный срок стало характерным лишь для радикально настроенной молодежи и революционных демократов.

19 февраля 1861 г. в Государственном совете Александр II подписал Положения о реформе (17 законодательных актов) и Манифест об отмене крепостного права.

1. Манифест предоставлял крестьянам личную свободу и общегражданские права.

2. Положения регулировали вопросы наделения крестьян землей.

3. По реформе крестьяне получали установленный земельный надел, но за выкуп, который равнялся годовой сумме оброка, увеличенной в среднем в 17 раз.

4. В течение 49 лет крестьяне должны были выплатить эту сумму с процентами.

5. До выкупа земли крестьяне продолжали считаться временнообязанными по отношению к помещику, должны были нести старые повинности – барщину и оброк.

Выход крестьян из крепостной зависимости обострил проблему малоземелья, наделы многих крестьян были очень малы, что препятствовало развитию сельского хозяйства.

Большая часть дворян, которые привыкли паразитировать на труде крепостных, не смогла использовать деньги, полученные в качестве выкупа, на развитие своего хозяйства. Дворяне зачастую продавали земли, проматывали деньги.

Но, несмотря на ограниченный характер, крестьянская реформа имела большое значение. Она дала простор развитию капитализма в России.

Отмена крепостного права в России повлекла за собой и преобразования в иных сферах жизни страны.

Земская реформа 1864 г.:

1) изменила всю систему местного управления;

2) в губерниях и уездах были созданы земства, которые являлись выборными органами местного самоуправления, состояли из представителей всех сословий;

3) высокий имущественный ценз и многоступенчатая система выборов обеспечивали преобладание в земствах дворян;

4) земства не обладали политическими функциями, область их деятельности ограничивалась только хозяйственными вопросами;

5) земства сыграли позитивную роль в общественной жизни на местах.

Городская реформа 1870 г.:

1) была проведена по типу земской.

В городах были созданы городские думы и городские управы;

2) городские органы местного самоуправления ведали также главным образом хозяйственными вопросами;

3) избранный городской глава возглавлял городскую думу и управу, координировал их деятельность.

Судебная реформа 1864 г.

1. Эта реформа была наиболее радикальной из преобразований 1860–1870 гг.

2. Согласно судебной реформе Россия получала обновленный суд, который был основан на принципах буржуазного права, а именно новый суд стал: бессословным; гласным; состязательным; независимым.

3. Реформа вводила выборность некоторых судебных органов.

4. В соответствии с новой системой судопроизводства в судебных процессах участвовали прокурор и адвокат.

5. Вопрос о виновности или невиновности обвиняемого решался присяжными заседателями.

6. Была разграничена компетенция различных судебных инстанций. Высшей судебной инстанцией являлся Сенат.

Военная реформа:

1) необходимость проведения военной реформы стала очевидной в связи с поражением в Крымской войне;

2) она проводилась до 1874 г. В результате военной реформы были отменены рекрутские наборы; введена всеобщая воинская повинность, которую должны были отбывать все мужчины без различия сословий, которые достигли 20 лет, были годны к службе по здоровью; срок службы в армии был существенно сокращен: в пехоте вместо 25 лет – 6 лет, во флоте – 7 лет; стала действовать система многообразных льгот по сокращению срока службы для лиц, получающих образование, помогающих родителям и др.

Реформы в системе образования:

1) в сфере образования произошли значительные изменения;

2) в 1864 г. были изданы Устав гимназий и Положение о народных училищах, которые регламентировали начальное и среднее образование;

3) в 1863 г. была восстановлена ликвидированная при Николае I автономия университетов.

В 1865 г. были введены Временные правила о печати, которые отменили цензуру для многих печатных изданий.

Финансовая реформа предопределяла формирование единого государственного бюджета, планирование которого было возложено на Министерство финансов.

Значение буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в.

Проведенные реформы существенно изменили прежний уклад общественной жизни и государства. Таким образом, были сделаны шаги на пути превращения России в буржуазную монархию. Продолжением преобразований могли бы стать политические реформы (проект конституционных изменений, разработанный М.Т. Лорис-Меликовым).

Но убийство в 1881 г. Александра II кардинально изменило направление курса правительства.

Буржуазные реформы, которые проводились в 60-70 годы 19 века, повлекли за собой кардинальные изменения, затрагивающие ключевые не только государственные, но и социальные аспекты. За небольшой временной отрезок было принято решение реализовать многочисленные законодательные правки по разным направлениям: экономика, образование, культура.


Император Александр 2

В 1855 году во время кровопролитного сражения у границ Севастополя, скоропостижно уходит из жизни Николай 1. В результате титул правители переходит к старшему сыну. В дальнейшем он входит в российскую историю как Александр 2 Освободитель.

Новый император мгновенно вступил на престол полноправным правителем – в возрасте 36 лет. Что характерно, Александр 2 не имел четко разработанной политической и экономической программы. Это обусловлено отсутствием принадлежности к либералам и реакционеров.

Причины и предпосылки

Александр не воспринимал и не разделял отдаленных от жизни идей и мировоззрений. Отдавал предпочтение практическим действиям, но не рисковал. Это обусловлено пониманием того, что без имеющихся компромиссов и определенных уступок невозможно организовать эффективное государственное управление. Поэтому Александр 2 был уверен в целесообразности требуемых преобразований в узких политических кругах в период управления.

К середине 19 века новое правительство, включая консервативные круги прекрасно понимали, что крестьянский вопрос требовал незамедлительного решения. Многочисленные попытки правителя смягчить имеющуюся ситуацию не повлекли положительных последствий. Это обусловлено протестное настроение настоящей армией помещиков.

В результате окончательно сформировались буржуазные реформы на русских землях. Это обусловлено тем, что крепостничество окончательно изжило себя в экономическом плане. Многочисленные помещичьи хозяйства стремительно теряли развитие, что влекло за собой существенные финансовые вливания с государственной казны.

Суть реформ

Проведение многочисленных реформ повлекло за собой изменения в разных направлениях. Рекомендуется ознакомиться с каждым из них подробней, чтобы избежать недопонимания.

Отмена крепостничества

Буржуазные реформы, проводимые в 19 веке, затронули большую часть населения – крестьянство. Многие сходились в едином мнении, что крайне важно вносить соответствующие изменения. Для этого принято решение создать Главный комитет, в чьи обязанности входит рассмотрение крестьянского дела.

Александр 2 утвердил требуемое распоряжение для успешного внедрения реформ. В нем представлена исчерпывающая информация о разработке с последующим созданием ряда комитетов, подразумевающие под собой полное освобождение крестьян. Главными положениями принято считать:

  • земельные наделы остаются в праве собственности помещиков;
  • земельный участок передается в полноправную собственность крестьян в результате отработок либо оброка;
  • крестьяне получают разрешение на выкуп персонального угодья у помещиков.

В результате можно с уверенностью говорить о формировании выгодных условиях для крестьян. Утвержденные Положения являются благоприятными для возможности сохранения непосредственной зависимости главной части местного населения от помещиков. Проводимые реформы принуждают крестьян оформлять арендное соглашение на земельные наделы, причем с заведомо тяжелыми требованиями.

Земская реформа

Согласно с разработанными Положениями, земские учреждения вынуждены состоять из представителей всех имеющихся сословий, причем учитывая имущественные цензы. Избрание осуществлялось раздельно и подразумевало несколько категорий избирателей:

  • землевладельцы;
  • городское население;
  • крестьяне.

В результате буржуазные реформы Александра 2 предусматривали передачу руководящей роли представителям буржуазии и помещикам, а имеющиеся проблемы несут реализацию хозяйственных потребностей. Причем деятельность находится под жестким контролем дворянства и губернаторов.

Городская реформа

Реформа проводилась в 1870 году. В соответствии с установленными нормами, принято решение о создании городской думы, берущую на себя роль распорядительного местного органа. Следовательно, изменения касались напрямую органов самоуправления и базируются на едином принципе.

Внедренные положения не позволяют выйти за жесткие рамки исключительно по многочисленным хозяйственным вопросам. К примеру, городская дума берет на себя обязанность по благоустройству местной территории, образовательных учреждений и развития системы здравоохранения.


Судебная реформа

Обновленная торгово-промышленная деятельности, а также производство, требовало судебных изменений. Причем общественные связи не остались без внимания. Суд требовал реформирования с последующим освобождением от непосредственного воздействия дворянской администрации. В результате можно с уверенностью говорить о юридическом равенстве и безопасностью прав собственности земельных наделов и прочего имущества.

После утверждения изменений, суд разделяется на несколько разновидностей:

Дополнительно принимается решение о создании военного суда. Главная задача – эффективное ведение политических процессов.

Военные преобразования

После унизительного поражения царской армии у берегов Крыма, принимается решение о реформировании. В результате наблюдаются изменения в Военном министерстве, что повлекло разделение с одновременным формированием военных округов. Отменяется набор военнослужащих рекрутом. В результате утверждается повсеместная военная повинность сроком в 6 лет.

Реформа образования

Реформы Александра 2 предусматривают создание современных образовательных учреждений с целью эффективной подготовки высококачественных специалистов. В разных регионах страны запускаются высшие учебные заведения. Предусматривается образование для представителей слабой половины человечества.

Значение изменений

Проводимые реформы сложно переоценить. После отмены крепостного права последовало беспрекословное утверждение капитализма. В результате формируется несколько слоев населения – буржуазия и пролетариата.

Отмена крепостничества способствовала развитию капитализма в России и вызвала необходимость преобразований во всех областях государственной жизни.

Наиболее прогрессивной стала судебная реформа 1864 г., так как старые николаевские суды вершили приговоры без общественного контроля, были пристрастны, грешили произволом и взятками. Подготовкой реформы руководили министр юстиции Замятин и статс-секретарь Запрудный.

Новый суд основывался на бессословных началах, были провозглашены несменяемость судей, независимость суда от администрации, гласность, устность и состязательность судопроизводства (обвинение в лице прокурора и защита в лице адвоката рассматривали обстоятельства дела, а окончательное решение по делу выносили присяжные заседатели, которых выбирали из различных сословий). Прогрессивным новшеством было создание прокурорского надзора и суда присяжных.

Новая судебная система соответствовала развивающимся буржуазным отношениям и принципам демократии, что вызвало острое недовольство со стороны самодержавия. По этой причине в 60-70-х гг. 19-го в. судебная реформа была подвергнута пересмотру.

Городские думы были бессословными и избирались из местной среды. Они выполняли те же функции, что и земские учреждения в сельской местности.

Поражение России в Крымской войне показало несовершенство и отсталость российской армии. Ее основой были солдаты, набранные через рекрутские наборы. Начавшаяся в 1855 г. реформа армии ощутимых результатов не дала, пока в 1861 г. на должность военного министра не был утвержден выдающийся генерал Д.А. Милютин. Это был патриот, понимающий историческую необходимость реорганизации военной системы российского государства. Уменьшив общее количество войск, Милютин провел серию военных преобразований. Вместо рекрутских наборов была введена всеобщая воинская повинность. Установлен шестилетний срок службы, распространяемый на мужчин, достигших 20 лет, независимо от сословия. Россия была разделена на 15 военных округов, которые подчинялись военному министру. На вооружение армии были поставлены новые образцы оружия. Большое внимание было уделено подготовке военных кадров, открылись новые военные училища. В армии отменили муштру и палочную систему, воспитание и обучение солдат стало более гуманным. Представители различных сословий получили возможность продвижения по службе, что положило конец кастовости в составе офицерского корпуса. Реформа способствовала повышению боеспособности русской армии.

В 1863 г. был издан новый университетский устав, по которому университеты получили широкие возможности в самоуправлении. Совету профессоров университетов дали возможность выбирать всех должностных лиц университетской администрации и профессоров на вакантные должности. Школьная реформа 1864 г. способствовала демократизации сферы начального и среднего образования. Было увеличено количество учебных заведений и реорганизован педагогический корпус.

Читайте также: