Бухгалтерская профессия и профессиональная этика кратко

Обновлено: 05.07.2024

Профессиональная этика — это совокупность моральных норм, которые определяют причастность человека к долгу перед профессией.

Профессиональные бухгалтеры во всем мире выполняют в обществе важную роль. Государство (правительство), инвесторы, кредиторы, работодатели и население в целом являются пользователями экономической информации, формируемой профессиональными бухгалтерами. Профессиональный подход и поведение профессиональных бухгалтеров при предоставлении ими таких услуг влияют на экономическое благосостояние всей страны. Следовательно, профессия бухгалтера общественно значима. Это налагает на профессиональных бухгалтеров ответственность за соблюдение общественных интересов. Обязанности профессионального бухгалтера заключаются в удовлетворении потребностей не только отдельного клиента или работодателя, но и всего общества. Международная федерация бухгалтеров в 1998 г. приняла Кодекс этики профессиональных бухгалтеров. Кодекс разработан на базе следующих фундаментальных принципов:

1. Порядочность. Профессиональный бухгалтер должен быть откровенен и честен при предоставлении им профессиональных услуг.

2. Объективность. Профессиональный бухгалтер должен быть справедливым и избегать предвзятости или небеспристрастности, конфликта интересов или влияния других лиц, которые мешали бы его объективности.

3. Профессиональная компетентность и должная тщательность. Профессиональный бухгалтер обязан оказывать профессиональные услуги с должной тщательностью, компетентностью и старательностью. Ему необходимо постоянно поддерживать профессиональные знания и навыки на уровне, требуемом для предоставления клиенту или работодателю преимуществ, связанных с использованием профессиональных услуг компетентного лица, опирающегося на последние тенденции в практике, законодательстве и методах работы.

4. Конфиденциальность. Профессиональный бухгалтер должен соблюдать конфиденциальность информации, полученной в ходе предоставления профессиональных услуг, и не должен использовать или разглашать такую информацию без надлежащих полномочий, за исключением случаев, когда раскрытие такой информации продиктовано его профессиональными или юридическими правами либо обязанностями.

5. Профессиональное поведение. Профессиональный бухгалтер должен действовать таким образом, чтобы это соответствовало хорошей репутации профессии, и воздерживаться от поведения, которое могло бы нанести ущерб этой репутации.

6. Технические стандарты. Профессиональный бухгалтер должен оказывать профессиональные услуги в соответствии с применяемыми техническими и профессиональными стандартами

При оценке соблюдения основных принципов профессиональному бухгалтеру, возможно, потребуется разрешить конфликт в применении фундаментальных принципов. Приступая к процессу разрешения этого конфликта, профессиональный бухгалтер должен:

1) рассмотреть (самостоятельно или совместно с другими лицами) следующие факторы: • уместные факты; • имеющиеся этические проблемы; • основные принципы, имеющие отношение к вопросу; • установленные внутренние процедуры; • альтернативные действия;

2) определить образ действий, совместимый с основными принципами;

3) оценить последствия возможных действий;

4) задокументировать суть проблемы, деталей любых обсуждений и решений, принятых по этой проблеме (если необходимо). Если проблема остается неразрешенной, то профессиональный бухгалтер должен проконсультироваться с соответствующими лицами в профессиональной организации или в организации, в которой он работает по найму, с целью получения помощи для разрешения конфликта. Если значительный конфликт не поддается разрешению, профессиональный бухгалтер может обратиться за профессиональным советом в соответствующую саморегулируемую организацию профессиональных бухгалтеров или к юридическим консультантам и таким образом получить рекомендации по разрешению этической проблемы, не нарушая при этом конфиденциальности.

Требования к членам Института профессиональных бухгалтеров России.

Общие требования, предъявляемые к членам ИПБ: честность, объективность, компетентность, конфиденциальность и др.

а) честность и объективность при выполнении услуг: основанием для выводов и рекомендаций члена ИПБ может быть только информация, но не предвзятость, конфликт интересов или оказываемое на него давление;

б) профессиональная компетентность: постоянное повышение своей квалификации и качества своей работы, знание нормативных актов и наличие необходимых практических навыков, отказ от выполнения работ и услуг, выходящих за пределы той области, где данный член ИПБ является специалистом;

в) конфиденциальность информации, полученной при выполнении своих служебных обязанностей, без ограничения во времени и независимо от того, продолжаются или прекращены отношения члена ИПБ с работодателем (за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации);

г) профессиональное поведение: необходимость поддержания репутации профессии в целом и воздержания от любых поступков, которые могли бы дискредитировать бухгалтерскую профессию;

д) работа в соответствии со стандартами профессиональной деятельности: выполнение своих обязанностей в соответствии со стандартами, принятыми в сфере его работы, независимо от того, утверждены эти стандарты государственными органами или общественными организациями, членом которых он является. Этические требования, предъявляемые к члену ИПБ, не исчерпываются теми, которые в явном виде перечислены в Кодексе ИПБ. Член ИПБ обязан придерживаться общепризнанных моральных правил и нравственных норм в своих поступках и решениях, жить и работать по совести.)

Требования к лицам, занимающимся аудиторской деятельностью.

Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности- это проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью. Она осуществляется в форме квалификационного экзамена. Лицам, которые успешно сдали экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора. Срок действия квалификационного аттестата аудитора не ограничен, чтобы быть допущенным к экзамену претенденту необходимо иметь:

1) высшее экономическое, юридическое образование полученное в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, экономическое и (или) юридическое образование, полученное в образовательном учреждении иностранного государства;

2) стаж работы по экономической или юридической специальности не менее 3-х лет.

Порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, количество и типы аттестатов, программы квалификационных экзаменов определяются уполномоченным федеральным органом.

Квалификационные экзамены проводятся в течении 3-х дней и состоят из тестирования и выполнения письменно-устной работы по экзаменационным билетам.

В настоящее время наиболее важные вопросы по порядку обучения и проведения экзаменов регулируются Временным положением о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в РФ.

Аудитору, имеющему квалификационный аттестат, необходимо в течении каждого календарного года проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым уполномоченным федеральным органом.

Действуя в общественных интересах, аудитор должен соблюдать и подчиняться требованиям профессиональной этики аудитора.

Аудитор должен соблюдать следующие основные принципы этики:

в) профессиональная компетентность и должная тщательность;

д) профессиональное поведение.

14. Кодекс этики Международной федерации бухгалтеров и кодекс этики бухгалтеров и аудиторов России.

Кодекс этики МФБ состоит из трех частей:

Части В и C иллюстрируют, как концептуальная основа должна применяться в конкретных ситуациях. В них содержатся: • примеры защитных мер, которые могут быть предприняты для устранения угроз соблюдения основных принципов; • примеры ситуаций, в которых никакие меры предосторожности не применимы, и в которых, соответственно, следует избегать деятельности или отношений, создающих угрозы.

Кодекс этики профессиональных бухгалтеров – членов ИПБ России постоянно совершенствуется с учетом новых международных тенденций в профессии.

Цель: Устанавливает основные правила поведения профессиональных бухгалтеров – членов ИПБ России и определяет основные принципы, которые должны ими соблюдаться при осуществлении профессиональной деятельности.

Сфера действия: Кодекс этики ИБП России предназначен для применения публично практикующими профессиональными бухгалтерами и профессиональными бухгалтерами, работающими по найму.

Дисциплинарные санкции Нарушение фундаментальных этических принципов и правил поведения, установленных в Кодексе этики профессиональных бухгалтеров – членов ИПБ России, влечет за собой следующие дисциплинарные меры ответственности (перечислены в порядке усиления):

Профессия профессионального бухгалтера является общественно значимой, что подразумевает признание и принятие на себя обязанности действовать в общественных интересах. Применительно к профессиональному сообществу бухгалтеров общество включает клиентов, работодателей, служащих, профессиональные объединения бухгалтеров, финансовое сообщество, а также других лиц, которые полагаются на объективность, независимость, честность профессиональных бухгалтеров в целях обеспечения упорядоченного ведения коммерческой деятельности. Поэтому обязанности профессионального бухгалтера не сводятся исключительно к удовлетворению потребностей отдельного клиента или работодателя. Действуя в общественных интересах, профессиональный бухгалтер обязан соблюдать и подчиняться требованиям Кодекса этики профессиональных бухгалтеров и аудиторов.

Нормы поведения бухгалтерских работников. Впервые положения профессиональной бухгалтерской этики разработаны в США в 1987 г. Американская ассоциация бухгалтеров приняла этический кодекс бухгалтера, который время от времени уточняется. Его основные положения:

1) бухгалтер, прежде чем занять место, должен тщательно изучить работу предшественника;

2) если предшественник уже не работает, к нему следует обратиться с письменным запросом;

3) Если из предварительного ознакомления с делами следует, что работодатель нарушает или может нарушить действующее законодательство, бухгалтер должен отказаться от предложения (работы);

4) бухгалтер не в праве требовать от администрации знания и понимания того, что он делает;

5) бухгалтер не может сам требовать повышения по службе;

6) прибыли работодателя не могут включать долю для главного бухгалтера, т.е. бухгалтер не может получать премию или доплату за финансовые результаты, которые он сам вывел;

7) бухгалтер не должен советовать работодателю, как совершить и скрыть следы своего преступления;

8) за искажение отчетности работодатель и бухгалтер несут солидарную ответственность;

9) бухгалтер обязан регулярно повышать свою профессиональную квалификацию и т.д. Считается, что наличие кодекса укрепляет статус бухгалтера и увеличивает спрос со стороны работодателей на его труд.

Аудит стал заметным явлением современной экономической жизни. Квалифицированные аудиторы – сравнительно высоко оплачиваемые специалисты. Аудитор основывает свою деятельность на доверии к нему клиентов и пользователей бухгалтерской отчетности. Организация выбирает и приглашает квалифицированного, объективного аудитора, который пользуется доверием акционеров и всех других лиц, интересующихся бухгалтерской информацией. Ряд обязательных требований и ограничений в деятельности аудитора определяется в законодательных актах. Они составляют правовые основы аудиторской профессии.Сообщество аудиторов и их организаций, объединенное Аудиторской палатой России, призвано совершенствовать аудит в стране, воспитывать высокие моральные качества в аудиторах и консультантах, строго следить за соблюдением аудиторами не только правовых, но и этических норм профессионального и человеческого поведения.

Бухгалтерская профессия и профессиональная этика




Специалист-бухгалтер должен уметь использовать экономико-математические методы, модели и современные технические средства управления: проводить научные исследования по профилю специальности; обрабатывать и анализировать полученные результаты; владеть рациональными приемами поиска и использования экономической информации. Глубокое познание профессиональных дисциплин в сочетании с практическими навыками обеспечивает высокую квалификацию бухгалтера. Опытный бухгалтер всегда сможет успешно работать в должности экономиста, аналитика, банкира и финансиста.

В условиях перехода к рыночным отношениям бухгалтеры специализируются по четырем направлениям.

1. Управленческий, финансовый и налоговый учет. Бухгалтер работает по найму в организациях различных форм собственности, банках, финансовых органах и организациях внешнеэкономической деятельности. Благодаря широкому, всестороннему и глубокому взгляду на все стороны деятельности организации он оказывает значительное влияние на ее финансовые результаты, предотвращает отрицательные явления хозяйственной деятельности, организаций, выявляет внутрихозяйственные резервы, обеспечивает финансовую устойчивость организации.

Бухгалтер по управленческому, финансовому и налоговому учету обязан постоянно обновлять свои профессиональные знания в области бухгалтерского учета и аудита, анализа, налогообложения, финансово-банковской деятельности и гражданского права, российских и международных норм и стандартов бухгалтерского учета. Он может подтверждать свою профессиональную компетентность и подготовку путем прохождения аттестации на получение квалификации профессионального бухгалтера по управленческому и финансовому учету.

Международный опыт, традиции отечественного учета и сложившиеся экономические условия в России требуют принятия Кодекса профессиональной этики бухгалтеров. Таким кодексом давно уже пользуются ведущие профессиональные объединения бухгалтеров США, Великобритании, Австралии и других стран. Так, в кодексе профессиональной этики Американского института присяжных бухгалтеров закреплены следующие моральные нормы:

· объективность и независимость членов организации при выполнении служебных обязанностей;

· запрещение покровительства, использующего принуждение, превышение полномочий и недобросовестную рекламу;

· разрешение консультаций, предполагающих личные умения;

· запрещение участвовать в комиссионной продаже, кроме отдельных видов деятельности (например, компьютерные услуги и услуги, связанные с обработкой данных);

· категорическое запрещение совместительства и вымогательства. Они рассматриваются как грубое нарушение профессиональной этики;

· обязательная ориентация бухгалтера на общечеловеческие моральные правила и нравственные нормы в своих поступках и решениях, на жизнь и работу по совести, воспитание в себе таких качеств, как объективность, независимость, компетентность и честность.

Бухгалтер обязан объективно рассматривать все возникающие ситуации и реальные факты по вопросам, входящим в его компетенцию. Он не должен допускать, чтобы личная предвзятость, предрассудки либо давление со стороны отражались на результатах его деятельности. Независимость предполагает способность бухгалтера действовать честно и объективно: отражать действительное положение дел предприятий независимо от каких-либо условий; вести бухгалтерский учет и формировать финансовые результаты, опираясь только на законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Компетентность и честность в работе — основа успеха в профессиональной деятельности бухгалтера. Если бухгалтер чувствует, что некомпетентен в тех или иных вопросах, то он обязан честно сказать об этом руководству организации и пригласить для оказания помощи в работе более компетентного специалиста. Дело чести каждого бухгалтера внимательно и серьезно относиться к своим обязанностям, соблюдать утвержденные бухгалтерские стандарты, поддерживать высокий уровень своих знаний, постоянно совершенствовать профессиональное мастерство.

2. Независимая бухгалтерская деятельность. Бухгалтер не работает в какой-либо организации или в учреждении, а предоставляет им свои профессиональные услуги платно. К этой категории в основном относите: бухгалтеры-аудиторы, оказывающие платные услуги по проведению аудиторских проверок, налогообложению, консультирующие по управленческому и финансовому учету и т.д. Престиж аудитора очень высок, однако чтобы заняться аудиторской деятельностью, необходимо получить аттестат или лицензию (индивидуальную) путем сдачи письменных и устных экзаменов и иметь опыт практической работы.

3. Бюджетный учет. Бухгалтер по найму работает в правительственных учреждениях всех уровней, общественных и добровольных организациях, высших и средних учебных заведениях, больницах, школах и других бюджетных организациях. Он занимается ведением бухгалтерского учета и ее составлением отчетности, контролирует законность и эффективность использования бюджетных и общественных средств.

4. Педагогическая деятельность. Подготовка бухгалтеров — творческая почетная деятельность, которая может идти по трем направлениям.

Первое — в школах и на краткосрочных курсах. Здесь работают преподаватели, окончившие высшее учебное заведение по специальности, а также специалисты с опытом работы и со средним специальным образованием.

Второе — в колледжах и техникумах. Здесь могут работать преподаватели, окончившие университеты и институты по специальности, профессиональные бухгалтеры и аудиторы, а также преподаватели с ученой степенью кандидата наук.

Третье — в университетах и институтах. Здесь, как правило, преподают люди, имеющие ученую степень кандидата или доктора по специальности. Таким образом, бухгалтерская специальность стала творческой, интересной и престижной.

Содержание

Введение

Бухгалтерская профессия и профессиональная этика

Стандарты поведения профессионального бухгалтера

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Профессия профессионального бухгалтера является общественно значимой, что подразумевает признание и принятие на себя обязанности действовать в общественных интересах. Применительно к профессиональному сообществу бухгалтеров общество включает клиентов, работодателей, служащих, профессиональные объединения бухгалтеров, финансовое сообщество, а также других лиц, которые полагаются на объективность, независимость, честность профессиональных бухгалтеров в целях обеспечения упорядоченного ведения коммерческой деятельности. Поэтому обязанности профессионального бухгалтера не сводятся исключительно к удовлетворению потребностей отдельного клиента или работодателя. Действуя в общественных интересах, профессиональный бухгалтер обязан соблюдать и подчиняться требованиям Кодекса этики профессиональных бухгалтеров и аудиторов.

Нормы поведения бухгалтерских работников. Впервые положения профессиональной бухгалтерской этики разработаны в США в 1987 г. Американская ассоциация бухгалтеров приняла этический кодекс бухгалтера, который время от времени уточняется. Его основные положения:

1) бухгалтер, прежде чем занять место, должен тщательно изучить работу предшественника;

2) если предшественник уже не работает, к нему следует обратиться с письменным запросом;

3) Если из предварительного ознакомления с делами следует, что работодатель нарушает или может нарушить действующее законодательство, бухгалтер должен отказаться от предложения (работы);

4) бухгалтер не в праве требовать от администрации знания и понимания того, что он делает;

5) бухгалтер не может сам требовать повышения по службе;

6) прибыли работодателя не могут включать долю для главного бухгалтера, т.е. бухгалтер не может получать премию или доплату за финансовые результаты, которые он сам вывел;

7) бухгалтер не должен советовать работодателю, как совершить и скрыть следы своего преступления;

8) за искажение отчетности работодатель и бухгалтер несут солидарную ответственность;

9) бухгалтер обязан регулярно повышать свою профессиональную квалификацию и т.д. Считается, что наличие кодекса укрепляет статус бухгалтера и увеличивает спрос со стороны работодателей на его труд.

Аудит стал заметным явлением современной экономической жизни. Квалифицированные аудиторы – сравнительно высоко оплачиваемые специалисты. Аудитор основывает свою деятельность на доверии к нему клиентов и пользователей бухгалтерской отчетности. Организация выбирает и приглашает квалифицированного, объективного аудитора, который пользуется доверием акционеров и всех других лиц, интересующихся бухгалтерской информацией. Ряд обязательных требований и ограничений в деятельности аудитора определяется в законодательных актах. Они составляют правовые основы аудиторской профессии.Сообщество аудиторов и их организаций, объединенное Аудиторской палатой России, призвано совершенствовать аудит в стране, воспитывать высокие моральные качества в аудиторах и консультантах, строго следить за соблюдением аудиторами не только правовых, но и этических норм профессионального и человеческого поведения.

Бухгалтерская профессия и профессиональная этика

Специалист-бухгалтер должен уметь использовать экономико-математические методы, модели и современные технические средства управления: проводить научные исследования по профилю специальности; обрабатывать и анализировать полученные результаты; владеть рациональными приемами поиска и использования экономической информации. Глубокое познание профессиональных дисциплин в сочетании с практическими навыками обеспечивает высокую квалификацию бухгалтера. Опытный бухгалтер всегда сможет успешно работать в должности экономиста, аналитика, банкира и финансиста.

В условиях перехода к рыночным отношениям бухгалтеры специализируются по четырем направлениям.

1. Управленческий, финансовый и налоговый учет. Бухгалтер работает по найму в организациях различных форм собственности, банках, финансовых органах и организациях внешнеэкономической деятельности. Благодаря широкому, всестороннему и глубокому взгляду на все стороны деятельности организации он оказывает значительное влияние на ее финансовые результаты, предотвращает отрицательные явления хозяйственной деятельности, организаций, выявляет внутрихозяйственные резервы, обеспечивает финансовую устойчивость организации.

Бухгалтер по управленческому, финансовому и налоговому учету обязан постоянно обновлять свои профессиональные знания в области бухгалтерского учета и аудита, анализа, налогообложения, финансово-банковской деятельности и гражданского права, российских и международных норм и стандартов бухгалтерского учета. Он может подтверждать свою профессиональную компетентность и подготовку путем прохождения аттестации на получение квалификации профессионального бухгалтера по управленческому и финансовому учету.

Международный опыт, традиции отечественного учета и сложившиеся экономические условия в России требуют принятия Кодекса профессиональной этики бухгалтеров. Таким кодексом давно уже пользуются ведущие профессиональные объединения бухгалтеров США, Великобритании, Австралии и других стран. Так, в кодексе профессиональной этики Американского института присяжных бухгалтеров закреплены следующие моральные нормы:

· объективность и независимость членов организации при выполнении служебных обязанностей;

· запрещение покровительства, использующего принуждение, превышение полномочий и недобросовестную рекламу;

· разрешение консультаций, предполагающих личные умения;

· запрещение участвовать в комиссионной продаже, кроме отдельных видов деятельности (например, компьютерные услуги и услуги, связанные с обработкой данных);

· категорическое запрещение совместительства и вымогательства. Они рассматриваются как грубое нарушение профессиональной этики;

· обязательная ориентация бухгалтера на общечеловеческие моральные правила и нравственные нормы в своих поступках и решениях, на жизнь и работу по совести, воспитание в себе таких качеств, как объективность, независимость, компетентность и честность.

Бухгалтер обязан объективно рассматривать все возникающие ситуации и реальные факты по вопросам, входящим в его компетенцию. Он не должен допускать, чтобы личная предвзятость, предрассудки либо давление со стороны отражались на результатах его деятельности. Независимость предполагает способность бухгалтера действовать честно и объективно: отражать действительное положение дел предприятий независимо от каких-либо условий; вести бухгалтерский учет и формировать финансовые результаты, опираясь только на законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Компетентность и честность в работе — основа успеха в профессиональной деятельности бухгалтера. Если бухгалтер чувствует, что некомпетентен в тех или иных вопросах, то он обязан честно сказать об этом руководству организации и пригласить для оказания помощи в работе более компетентного специалиста. Дело чести каждого бухгалтера внимательно и серьезно относиться к своим обязанностям, соблюдать утвержденные бухгалтерские стандарты, поддерживать высокий уровень своих знаний, постоянно совершенствовать профессиональное мастерство.

2. Независимая бухгалтерская деятельность. Бухгалтер не работает в какой-либо организации или в учреждении, а предоставляет им свои профессиональные услуги платно. К этой категории в основном относите: бухгалтеры-аудиторы, оказывающие платные услуги по проведению аудиторских проверок, налогообложению, консультирующие по управленческому и финансовому учету и т.д. Престиж аудитора очень высок, однако чтобы заняться аудиторской деятельностью, необходимо получить аттестат или лицензию (индивидуальную) путем сдачи письменных и устных экзаменов и иметь опыт практической работы.

3. Бюджетный учет. Бухгалтер по найму работает в правительственных учреждениях всех уровней, общественных и добровольных организациях, высших и средних учебных заведениях, больницах, школах и других бюджетных организациях. Он занимается ведением бухгалтерского учета и ее составлением отчетности, контролирует законность и эффективность использования бюджетных и общественных средств.

4. Педагогическая деятельность. Подготовка бухгалтеров — творческая почетная деятельность, которая может идти по трем направлениям.

Первое — в школах и на краткосрочных курсах. Здесь работают преподаватели, окончившие высшее учебное заведение по специальности, а также специалисты с опытом работы и со средним специальным образованием.

Второе — в колледжах и техникумах. Здесь могут работать преподаватели, окончившие университеты и институты по специальности, профессиональные бухгалтеры и аудиторы, а также преподаватели с ученой степенью кандидата наук.

Третье — в университетах и институтах. Здесь, как правило, преподают люди, имеющие ученую степень кандидата или доктора по специальности. Таким образом, бухгалтерская специальность стала творческой, интересной и престижной.

Этика — это кодекс поведения, применимый к повседневной жизни. Она определяет правильность и ошибочность действий. Этичное поведение — это результат решений индивидуума. Вы сталкиваетесь со многими этичными ситуациями каждый день.

Некоторые из них могут быть потенциально противозаконными, например, искушение принести канцелярские принадлежности с работы для использования их дома. Другие — не противозаконны, но в такой же степени неэтичны, например, решение не говорить студенту-одногруппнику, пропустившему занятие, о том, что объявили о проведении экзамена на следующем занятии. Когда об организации говорят, что она поступает этично или неэтично, это означает, что люди в этой организации приняли решение поступать этично или неэтично. Когда компания использует ложную рекламу, обманывает покупателей, загрязняет окружающую среду, плохо обращается с сотрудниками или вводит в заблуждение инвесторов, представляя им ложную финансовую отчетность, это значит, что руководители и другие сотрудники приняли осознанное решение вести себя неэтично. Таким образом, этичное поведение в компании является непосредственным результатом действий и решений сотрудников компании.

Профессиональная этика — это кодекс поведения, применимый к профессиональной практике. Так же, как и этические нормы компании, профессиональные этические нормы являются набором действий отдельных личностей. Как представители профессии бухгалтеры несут ответственность за поддержание высочайших этических стандартов не только перед своими работодателями и клиентами, но и перед обществом в целом. Каждый человек, становящийся бухгалтером, несет ответственность за поддержание высоких стандартов профессии, независимо от области бухгалтерского учета, в которой этот человек задействован.

Для того чтобы обеспечить понимание всеми членами профессиональных организаций ответственности, связанной с тем, что они являются профессиональными бухгалтерами, такие организации во многих странах ввели кодекс профессионального поведения, которому должны следовать независимые бухгалтеры. В основе этого кодекса лежит ответственность перед общественностью, включая клиентов, кредиторов, инвесторов и всех остальных, кто полагается на работу бухгалтера.

При разрешении конфликтов между этими группами бухгалтер должен проявлять честность, даже если для этого придется пожертвовать личной выгодой. Честность означает, что бухгалтер правдив и беспристрастен и ставит службу и общественное доверие выше личной выгоды. Бухгалтер также должен быть объективным. Объективность означает, что бухгалтер — это человек непредвзятый и интеллектуально честный. Естественно, бухгалтер должен быть и независимым. Независимость означает избежание любых отношений, нарушающих объективность бухгалтера, или даже кажущихся таковыми.

Один из способов, позволяющих аудитору компании поддерживать свою независимость — это не иметь прямого финансового интереса в компании и не быть сотрудником компании. Бухгалтер должен проявлять должную тщательность во всех аспектах своей деятельности, компетентно и старательно выполняя профессиональные требования. Например, бухгалтер не должен соглашаться на работу, для выполнения которой у него нет должной квалификации, даже при риске ухода клиента в другую фирму; небрежная работа просто недопустима.

Управленческие бухгалтеры также несут этическую ответственность: быть компетентными в своей работе, сохранять информацию в тайне, кроме тех случаев, когда им это разрешено или когда раскрытие информации требуется законом, быть честными и избегать конфликтов интересов, а также передавать информацию объективно и непредвзято.

Пример нарушения бухгалтерской этики

Цель – рассмотреть значение бухгалтерской профессии в организации и в обществе.

Задачи:

  • раскрыть особенность, место и роль бухгалтерской профессии в системе управления экономического субъекта;
  • раскрыть функции профессиональной этики бухгалтера.

Оглавление

В широком смысле профессией называется основной род занятий или трудовой деятельности. В общественных науках принято выделять 5 общих свойств, характерных для всех профессий: 1) тeopетические знания, 2) авторитет, 3) поддержка общества, 4) нормы этического поведения, 5) культура. Рассмотрим эти свойства с точки зрения формирования бухгалтера-профессионала в Российской Федерации.

Теоретические знания бухгалтеров формируются посредством обучения в различных учебных заведениях с бухгалтерской направленностью. При этом всю совокупность знаний, необходимую для создания базы практической деятельности, можно обеспечить, только получив высшее профессиональное образование.

Авторитет профессии во многом определяется ее социальной значимостью. Еще совсем недавно в нашей стране бухгалтер-профессионал воспринимался человеком в нарукавниках и со счётами в руках. Развитие экономических отношений на современном этапе значительно повысило роль бухгалтерского учета и само по себе вывело профессию бухгалтера в первый ряд не только экономистов-практиков, но и экономистов-теоретиков. Практически вся работа экономических служб организации строится на основе данных, сформированных работниками бухгалтерского аппарата. Более того, деятельность бухгалтерского аппарата в организации частично или полностью включила в себя многие смежные функции других экономических специальностей. Так, например, все вопросы, связанные с налогообложением организаций, по существу, решаются бухгалтерами. В свою очередь, практически любое управленческое решение связано с налогообложением. Поэтому благодаря широкому, всестороннему и глубокому взгляду на все аспекты деятельности организации бухгалтер стал оказывать большое влияние на принятие управленческих решений.

Нормы этического поведения тесно связаны с утверждением профессионального образа и самоконтроля в среде профессиональных бухгалтеров. В большинстве экономически развитых стран свод этических норм, присущих профессии, закрепляется Кодексом этического поведения. В Российской Федерации Институтом профессиональных бухгалтеров совместно с Министерством финансов разработан проект первого российского Кодекса этики профессионального бухгалтера.

Профессиональный образ определяется требованиями культуры профессии, которая формируется через взаимодействие формальных и неформальных групп. В Российской Федерации ведущими носителями культуры профессии являются структурные подразделения высших учебных заведений. Многое зависит от личности руководителей таких структурных подразделений. Рассмотренные свойства, присущие формированию бухгалтера-профессионала в Российской Федерации, и определяют понимание бухгалтерской профессии на современном этапе.

Эти свойства породили интересную, творческую, престижную и в ряде случаев хорошо оплачиваемую профессию. В настоящее время лица, имеющие ее, как правило, специализируются в следующих областях деятельности: 1) бухгалтерская деятельность в штате организации; 2) независимая бухгалтерская деятельность; З) педагогическая деятельность.

Профессиональная деятельность бухгалтера в составе организации является самой распространенной в Российской Федерации. Такую деятельность можно подразделить на З составляющие: деятельность в бухгалтерском аппарате организации, деятельность в отделе внутреннего контроля (аудита) и деятельность в аудиторской фирме.

При участии в деятельности бухгалтерского аппарата бухгалтер работает по найму в организациях различных форм собственности. В этом случае основная задача бухгалтера – наблюдение за правильностью ведения документации и документооборота, подготовкой соответствующих бухгалтерских отчетов, соблюдением организацией налогового законодательства и государственного регулирования учета.

В его обязанности также входит обеспечение менеджмента организации информацией, необходимой для принятия взвешенных управленческих решений.

На современном этапе для усиления эффективности хозяйственной деятельности, а также для контроля движения ресурсов организации и предотвращения хищений, повсеместно создаются отделы внутреннего контроля (аудита). В этом случае бухгалтер принимает участие в планировании финансовых результатов, составлении смет и контроле расходов.

В настоящее время в законодательном порядке определены признаки тех организаций, которые подлежат обязательному аудиту. Аудиторскую проверку проводят аудиторские фирмы, представляю­щие собой объединение профессиональных бухгалтеров. Задача аудитора в составе такой организации – дать профессиональное заключение о том, насколько реально отражает бухгалтерская (финансовая) отчетность проверяемой организации ее финансовое положение и результаты деятельности. Аудиторы должны проверить первичную документацию, остатки денежных средств, установить достоверность проводимых в организации инвентаризаций имущества и обязательств, проверить реальность дебиторской и кредиторской задолженности, а также убедиться в том, что бухгалтерский учет ведется в соответствии с действующим нормативным регулиро­ванием, а выплата налогов организацией осуществляется по нормам налогового законодательства.

При осуществлении бухгалтером независимой деятельности он не работает в штате какой-либо организации, а предоставляет ей свои услуги на основании договоров. Сфера такой независимой деятельности охватывает предоставление платных услуг по проведению инициативных аудиторских проверок бухгалтерского учета и налогообложения, а также по вопросам управленческого консультирования организаций.

Независимая деятельность бухгалтера — новое явление для Российской федерации и требует выработки правового поля, которое пока недостаточно регламентировано.

Педагогическая деятельность направлена на подготовку специалиста. Традиционно для Российской Федерации такая деятельность считается уделом творческих людей и почетной профессией. Существует большая потребность в преподавателях бухгалтерского учета в самых разных сферах системы образования, в зависимости от чего к преподавателю бухгалтерского учета предъявляются различные требования.

Если преподаватель работает в высшем специальном учебном заведении, то он, как правило, должен иметь ученую степень кандидата эко­номических наук и принимать участие в научно-исследовательской работе. Подтверждение квалификации в высших учебных заведениях преподаватель по бухгалтерскому учету получает на государственном уровне в виде присуждения ученых званий доцента и профессора.

Именно в процессе преподавания формируется профессиональная подготовленность современного бухгалтера. Современный бухгалтер-специалист должен быть экономистом, владеющим целой системой экономических и правовых знаний. Однако практическая деятельность показывает, что уровень значительной части работающих бухгалтеров еще далек от желаемого. Во многом это объясняется постоянными изменениями в налоговом законодательстве и нормативном регулировании бухгалтерского учета. В связи с этим особую актуальность приобретают проблемы подготовки бухгалтерских кадров.

В современных условиях важнейшей задачей, которая ставится при подготовке бухгалтеров, является выработка ими навыков самостоятельного принятия решений в практической деятельности. Такие на­выки, в зависимости от особенностей условий хозяйствования орга­низации, позволят им решать следующие задачи:

  • пользоваться полученными в процессе обучения базовыми знаниями, опираясь на систему нормативного регулирования бухгалтерского учета;
  • спокойно и творчески воспринимать изменения налогового законодательства и нормативного регулирования бухгалтерского учета;
  • использовать зарубежный опыт, учитывая особенности функционирования отечественного хозяйственного механизма и национальные традиции в организации бухгалтерского учета.

Практическая деятельность доказывает необходимость внедрения постоянной системы подтверждения полученной квалификации.

В настоящее время преобладает система выдачи специалистам профессионального сертификата на основе Положения об аттестации профессиональных бухгалтеров, разработанного Институтом профессиональных бухгалтеров (общественная организация) с участи­ем специалистов Министерства финансов Российской Федерации и других организаций. К сожалению, такая практика подтверждения полученной квалификации для органов, ее проводящих, является скорее бизнесом, чем профессиональной деятельностью. Во многом это объясняется отсутствием своих собственных квалифицирован­ных преподавателей. Отсюда — текучесть преподавательских кадров и незначительное учебно-методическое обеспечение системы подтверждения полученной квалификации. Поэтому действующая сертификация профессиональных бухгалтеров объективно не может достичь поставленных перед ней целей.

Гармоничное развитие различных социальных групп общества предполагает наличие совокупности норм поведения, присущих этим группам. С развитием профессий возник новый вид этики – профессиональная этика. Бухгалтерская профессия не является исключением: ее профессиональная этика базируется на общей этике, реализация норм которой включает в себя самоконтроль и внешние ограничения.

Самоконтроль подразумевает, что сама профессия должна вырабатывать внутренние правила управления, а внешние ограничения связаны с нормативным регулированием со стороны государства.

Анализ мировой практики показывает, что принципы самоконтроля в бухгалтерской профессии вырабатываются ее представителями и всегда основываются на интересах 3 групп: общества, клиентов и других бухгалтеров. Различные интересы указанных групп предполагают возможность возникновения конфликтов между ними. Общество, являясь самой большой группой, имеет самый высокий приоритет. Профессиональные правила формировались в результате обобщения наиболее распространенных норм поведения бухгалтеров или выводились из опыта конкретных ситуаций, когда возникал конфликт интересов и ставился под угрозу престиж профессии. Так развивался этический кодекс, а правила изменялись и расширялись в соответствии с изменяющимися обсто­ятельствами внешней среды. Таким образом, этические нормы в бухгалтерской профессии регулируют внутренние отношения, но направлены на удовлетворение нужд и интересов общества. Такая направленность объясняется тем, что именно профессиональная деятельность бухгалтеров связана с формированием информации о показателях деятельности различных структур, поэтому бухгалтерский учет может рассматриваться как элемент социальной этики, поскольку он воздействует на формирование конкретного морального суждения в ситуации, связанной с использованием данных бухгалтерской (финансовой) отчетности. Такие этические качества, как честность, альтруизм, бескомпромиссность, определяются самой сущностью профессии. Однако эти качества не должны быть декларативными понятиями в обществе, где над этическими ценностями преобладает материализм, скептицизм, цинизм, а должны исполняться на деле, в противном случае возможна потеря социальной значимости бухгалтерского учета и, как следствие, бухгалтерской профессии.

Так, например, в 2002 г. в США произошла череда финансовых скандалов, связанных с банкротством крупнейших корпораций и поставивших на грань крушения весь фондовый рынок этой страны. Компания Enron была первой в этом ряду. Вслед за ней о пересмотре запланированных ранее доходов, а затем банкротстве объявили WorldCom, AOL Тiтe Warner, Xerox и др. Причиной этого было стремление менеджмента указанных корпораций, в том числе и бухгалтерского, отразить любыми средствами в бухгалтерской (финансовой) отчетности показатели увеличения капитализации и прибылей компаний. При установлении реального положения дел акции этих корпораций стремительно дешевели, что приводило к банкротству.

В то же время при рассмотрении этого случая нельзя говорить только о прямой фальсификации бухгалтерской (финансовой) отчетности. Дело в выборе фондовой оценки материальных активов корпораций, которая искусственно их завышала. Причем это обеспечивалось в том числе и выбором соответствующей совокупности элементов учетной политики указанных корпораций. Таким образом, бухгалтерский менеджмент занимал не последнее место в одном из недавних громких финансовых скандалов.

Последствия таких финансовых кризисов влияют не только на само общество, но и на бухгалтерскую профессию. В такой ситуации могут подниматься вопросы, как об этике поведения индивидуальных бухгалтеров, так и о профессии в целом. В то же время потеря общественного доверия влечет за собой негативные последствия для бухгалтерского учета и учетной профессии. Поэтому бухгалтерам для повышения своей социальной роли необходимо предпринимать шаги не только по развитию профессиональной этики, но и по созда­нию эффективных и действенных мер дисциплинарного воздей­ствия, которые должны обеспечить качество бухгалтерской практи­ки и рост статуса профессии в глазах общественности за счет саморегулирования в своей профессиональной среде.

В ряде экономически развитых западных стран такие подходы к бухгалтерской профессии реализованы и ведется работа по их совершенствованию.

Гармоничное развитие личности бухгалтера-профессионала с присущими ему нормами этики начинается именно в процессе преподавания основ бухгалтерского учета, и в первую очередь — в системе высшего специального образования, где для достижения этой цели имеются все необходимые средства.

Читайте также: