Будущее русской культуры кратко и понятно

Обновлено: 05.07.2024

Россию накрывает новая волна коронавируса – штамм "омикрон" добрал.

Культура как всеобъемлющее явление

Западноевропейская культура

Особенности российской культуры

Высказывания Ивана Ильина служат лишним подтверждением тому, что русский народ отличает эмоциональный подход к действительности, к жизни, тогда как в Европе превалирует рациональный подход. Фактически Ильин обосновывает правомочность подобного отношения к жизни. Однако русский иррационализм хорош, наверно, для писателей, поэтов, художников, но плох для народа, который должен обустроить свою страну, обеспечить себе достойную жизнь.

Культура и экономика

Культура определяет экономику. Несколько примеров, подтверждающих это.
В Советском Союзе в пятидесятых годах был изобретен силикатный бетон, совсем не требующий цемента – песок, известь и вода. Однако этот бетон для твердения нуждался в автоклавной обработке, обеспечивающей определенный температурный режим и определенное давление пара. Технология была передана в Германской Демократической Республике (сокращенно – ГДР), где тоже построили завод. И вскоре выяснилась прелюбопытная вещь: в СССР выход годных железобетонных панелей едва превышал 50%, тогда как в ГДР – 97%. Начали разбираться. Причина оказалась в том, что автоклавная обработка требовала точного исполнения технологии: когда поднять давление пара, до какой величины, температуры, когда опустить давление – только так происходило образование необходимых связей между компонентами и приобреталась прочность. В СССР дяде Васе, мечтавшему об опохмелке, некогда и неохота было выполнять требования технологов. Немцы четко выдерживали необходимые условия, ибо даже в ГДР, не говоря про Западную Германию, они старались четко выполнять то, что от них требуется. Итог: советские заводы половину готовой продукции выкидывали. Казалось бы речь о такой грубой сфере деятельности – о производстве железобетонных панелей. На самом деле разговор о культуре. В данном случае – культуре производства, технологической культуре, культуре деловых отношений.
Во времена СССР продукция трех Прибалтийских республик – радиоэлектроника, трикотаж, мебель, продукты питания и многое другое – по качеству и дизайну значительно превосходило аналогичную продукцию, произведенную в других республиках СССР. Причина? В том, что уровень культуры в Литве, Латвии и Эстонии был выше, чем на остальной части СССР. Во-первых, потому что он изначально был выше в странах Балтии, более близких к западной цивилизации, чем Россия и другие республики Советского Союза. Во-вторых, позднее вхождение Прибалтийских республик в СССР (это был 1939 год) позволило сохранить культуру деловых отношений, производственную и поведенческую культуру, уровень которых успел существенно вырасти в довоенное время.

Культура и политика

Культура и власть

Есть ли выход?

Россия должна взять курс на вхождение в европейскую цивилизацию. Не формальное, а фактическое. При этом не существует опасности потери нашей самобытности. Конечно, изменение культуры – дело непростое и долгое. Но других вариантов становления по-настоящему демократического государства, цивилизованной рыночной экономики нет.

Культура охватывает практически все сферы человеческой деятельности. Она направлена на увеличение качества жизни и воспитание в людях высоких моральных ценностей. Развитие современной культуры в России тесно связано с накопленным опытом. Мировые тенденции тоже играют немалую роль в ее становлении.

Культура России

Немного истории

После распада СССР в 90-х годах единая культура, существовавшая в стране, распалась на более мелкие части, образовав субкультуры. Между ними нарастало напряжение, так как по своей сути они были разными и существовать в едином социокультурном пространстве не могли.

Россия 90-х

Новое государство, сформированное после распада Советского Союза, оказалось в иных экономических, культурных и политических условиях. Современная культура очутилась в новых реалиях. Конечно, появилось много плюсов, ведь она перестала подвергаться жесткой цензуре, но без минусов тоже не обошлось, поскольку ее деятели потеряли главного заказчика — государство.

Так как культуру почти никто не контролировал, формировать ее пришлось самому обществу. В народе появились разногласия: одни считали, что отсутствие общей идеи приведет к кризису, другие были уверены, что культура станет развиваться естественным путем.

Устранение идеологических барьеров благотворно повлияло на создание духовной культуры. Но экономические проблемы и переход к рыночной экономике поспособствовали ее коммерциализации. Начался кризис современной культуры, она нуждалась в государственной поддержке, но ее не получила.

Произошло стремительное разделение между элитарной и массовой культурой, а также между возрастными поколениями.

Музыкальное искусство

Музыкальная культура России

Ценители следят за выпуском альбомов, подолгу слушают их, знают отлично исполнителей, жанры, тексты, то есть подходят к прослушиванию музыки ответственно. Любители не уделяют ей столько времени, зачастую не знают музыкантов по именам, но могут придерживаться определенных жанров и исполнителей. Чаще всего это обычные меломаны, слушающие сегодня рок, а завтра рэп или попсу.

Существует определенное разделение музыкальных вкусов у разных поколений.

Пожилые люди предпочитают что-нибудь легкое и напевное, представители среднего возраста — классику, музыку 80-х и 90-х, младшее поколение отдает предпочтение рэпу, попсовой музыке и року.

Отечественный кинематограф

В 2000-х годах российский кинематограф оказался в плачевном состоянии. В производство вливались сомнительные инвесторы, а зрителей в кинотеатрах было мало. Дела пошли лучше с укреплением экономики: в больших городах стали появляться кинозалы, доход у рядового зрителя вырос, поэтому теперь он мог тратить деньги на развлечения.

Отечественный кинематогроф

Объяснить популярность таких фильмов можно. Во-первых, подобные кинокартины продолжают традиции советских фильмов о войне, напоминают о прошлом. Во-вторых, они почти всегда подходят зрителям разных возрастов и полов, характеризуются разнообразием: здесь есть и спецэффекты, и драма, а нередко и любовная линия.

Живопись и архитектура

Архитектура России

Современная российская живопись отражает мрачную действительность и обнажает проблемы общества. Популярными становятся картины с изображением духовной и физической деградации (Василий Шульженко), портреты людей-зверей (Коржев, Пазаренко). Нередко художники изображают разруху или мрачные пейзажи городских улиц.

Несмотря на это, трудно выбрать стили, которые ярко доминируют над остальными. Свое место нашли и классические пейзажи, и абстракционизм.

В архитектуре проектированием особо важных объектов в стране занимаются западные специалисты. Но они не всегда понимают культуру россиян, историю застройки региона и т. д. Другая особенность российской архитектуры — это то, что немногие компании вкладывают в современное строительство. Многие компании не заинтересованы оставить наследие будущим поколениям. Они не стремятся построить здания, которые бы стали памятниками архитектуры.

Основная часть населения может даже не задумываться, насколько эстетично построено здание. Намного важнее безопасность и доступность. К сожалению, у нас в стране архитектура и общество сильно удалены друг от друга — это можно назвать проблемой российской культуры. Главные правила, нормы урбанистики и архитектуры в России сла́бо функционируют. Социальное жилье строится как под копирку и почти ничем не отличается от типовых зданий 80-х годов.

Стоит отметить, что российскому потребителю можно привить хороший вкус, но необходим мощный рывок во всей отрасли. Необходимо поддерживать талантливых архитекторов, реализовывать интересные проекты. Страна нуждается в красивых и многофункциональных домах.

Перспективы и проблемы культуры

Культура современной России

Граждане нашей страны переживают этап переосмысления культурных ценностей и сущности само́й культуры. Все зависит от гражданской и социальной позиции, от духовного состояния человека, а также от того, насколько он осваивает богатство местной и мировой культуры.

Культурную ситуацию в РФ сложно оценить однозначно и кратко, потому что она крайне сложна и противоречива. Несмотря на это, специалисты могут выделить три основные проблемы:

  1. Коммерциализация культуры. Инвесторы предпочитают вкладывать деньги в развлекательную индустрию, забывая о таких институтах, как музеи, театры, библиотеки. Все эти направленности испытывают финансовые трудности, что ведет к их кризису. Особую тревогу вызывает младшее поколение, все больше отдаляющееся от духовных ценностей.
  2. Деидеологизация культуры и потеря государственной монополии. С одной стороны, творчество получило большую свободу, с другой — за его качеством следят уже не так тщательно, не всегда потребителю достается адекватная продукция.
  3. Духовная самобытность культуры РФ размывается, обычаи, традиции и образ жизни становятся унифицированными по образцу западных стран. В большей степени это относится к городским жителям. Из-за массового тиражирования западной культуры происходит утрата национально-культурной идентичности.

Но все не так плохо, как может показаться. Сегодня существуют и положительные факторы развития культуры:

  1. Появилось множество форм и видов творчества, стали развиваться общественные объединения, клубы, ассоциации.
  2. Культурный обмен стал богаче.
  3. Культура перестала быть изолированной.
  4. На выставки, в музеи и галереи вернули художественные работы, в театрах появились спектакли, которые раньше были запрещены.
  5. Гуманитарный потенциал продолжает осваиваться, становятся востребованными доклады и статьи по философии, социологии, психологии, экономике.
  6. Появляются специальные программы для поддержки той или иной отрасли культуры.

Культурная жизнь в современной России в какой-то степени все еще формируется и стоит перед чертой новых явлений, у нее есть потенциал. Его достаточно, чтобы ответить на вызов, который бросает современный мир.


Развивая данную мысль, на наш взгляд, можно сделать и более широкий вывод. По всей видимости, это фундаментальное различие порождено, прежде всего, той огромной разницей, которую занимает культура в различных типах общества, соответственно отсюда ее отличие в статусе и социальных ролях.

Так, если по общепринятой трактовке высокая культура является феноменом Модерна, уникальные образцы которой создаются представителями национальной интеллигенции, причем с опорой на богатую народную почву, то элитарная культура, в противоположность ей, появляется на месте ее разрушения (по мере наступления Постмодерна) и фактически не обладает созидательным, творческим потенциалом.

В то же время высокую культуру, на наш взгляд, есть гораздо больше оснований отнести к явлению традиционного общества, которая в эпоху Модерна лишь получает наиболее завершенные формы и особый статус. Именно поэтому высокая культура имеет религиозные корни, а сама она в полной мере может быть понята только в религиозном контексте.

Однако уже к концу ХIХ в. ситуация изменилась коренным образом, что вызвало резкую озабоченность и тревогу за будущее у части, в тот момент маргинальной, антимодернистски настроенной европейской элиты, которая постепенно начала осмысливать реальные масштабы набирающих силу деструктивных процессов. В рамках этого дискурса ею были поставлены под сомнение базисные основания современного Модерна, а перспективы дальнейшего развития культуры получили пессимистическую окраску.

Так, известный французский философ-традиционалист Рене Ге- нон (1886–1951) пришел к заключению, что европейский Модерн стал выражением антицивилизации, воплощением всего того, что противоположно духу, Традиции, сакральности. Секуляризация, гуманизм, натурализм, механицизм и рационализм, по Генону, суть 90 проявления духа извращения, который затрагивает все общества, но который лишь в современной Европе получил столь абсолютное и полное воплощение, был возведён в норму и принцип. Периоды деградации знали и традиционные общества, но современная Европа, по его мнению, построила в полном смысле слова антиобщество, где все нормальные пропорции нарушены: божественное трансцендентное измерение отвергнуто, религия отодвинута на социальную периферию, материя и количество, эфемерность и чувственность, индивидуализм и эгоизм, напротив, возведены в высшие ценности [4].

Практически к аналогичным выводам пришли и основоположники концепции высокой культуры, которая сложилась в германской философской традиции на рубеже ХIХ–ХХ вв. в лице Ф. Тенниса, М. Шелера, О. Шпенглера. В упрощенном изложении она выглядит следующим образом. Человек – существо, наделенное душой и потому стремящееся к идеалам добра и красоты, но одновременно это существо, отягощенное зовом плоти, низменными и грубыми потребностями. Человек и создаваемый им мир имеют два уровня: высший и низший. Высший может быть назван культурой, низший – цивилизацией. Культура олицетворяет творения человеческого гения, исполненные красоты, веры и гармонии.

Цивилизация же есть собрание продуктов человеческой деятельности, созданных и используемых для утилитарных целей. Культура и цивилизация находятся между собой в вечном конфликте. Рост цивилизации губит культуру, а вместе с ней ведет к краху и самого человека.

При этом элементы цивилизации могут внешне походить на культурные творения. Сходство это, однако, обманчиво. Продукты цивилизации лишь имитируют творения высокой культуры, опошляя их в угоду низменным вкусам толпы. Феномены культуры, напротив, соответствуют божьему замыслу, а вместе с ним национальному духу и вечным эталонам красоты и добродетели. Цивилизация доступна всем. Культура – избранным, аристократии духа и т.д. В дальнейшем подход противопоставления культуры и цивилизации был в различных формах более детально развит как в самой Европе, так и России; и сегодня по данной проблеме существует уже огромное количество научной и публицистической литературы.

Оговоримся, что на этих общеизвестных фактах мы останавливаемся только затем, чтобы показать, что на уровне научно-философской рефлексии европейская элита, хотя бы в лице консерваторов- традиционалистов, в принципе вполне адекватно описала грядущий фундаментальный кризис. И тот факт, что даже мощная и высокоразвитая европейская культура в конечном счете потерпела сокруши- тельное поражение, наводит на тягостные размышления о будущем нашей страны.

В России на протяжении ХХ в. также шли схожие социокультурные процессы, связанные с постепенной утратой цивилизационной идентичности, а трагический распад сложноорганизованного советского общества, институтов советского традиционализма, закономерно породил тяжелые регрессивные явления, в том числе и в культуре, привел к уродливым сочетаниям элементов Модерна и архаики в его социальной архитектуре.

Несмотря на то, что эти негативные процессы в целом хорошо описаны нынешними социологами [5], существуют аспекты, которые, на наш взгляд, остались за рамками критического анализа. Так, сегодня уже является общепризнанным фактом, что в культуре, в том числе и российской, возникла ситуация, когда вертикальная иерархия Модерна постепенно демонтировалась и сменилась горизонтальным плюрализмом Постмодерна. Однако при этом зачастую упускается из виду тот момент, что параллельно с этим процессом активно создается и навязывается обществу принципиально новая, ложная иерархия. В чем ее суть?

Как уже указывалось выше: высокая культура является главным образом феноменом традиционного общества (включая и европейский Модерн до ХХ в.), она находится на его вершине, имеет религиозные основания. Но при этом необходимо понимание того, что существует также и иерархия культур внутри нее самой. Так, высшей ее формой, на наш взгляд, выступает национальная литература (поэзия, проза), затем национальный театр и классическая музыка; наконец, нижним ее звеном выступает изобразительное искусство (живопись, скульптура, архитектура).

Сегодня уже можно только бесконечно рефлексировать по поводу: была ли советская русская литература органичным и цельным явлением, продолжением дореволюционной литературной традиции, не стала ли она хоть и качественной, но все же ее искусственной калькой в условиях ХХ в.? Однако в данном случае более показательным является тот факт, что с распадом советского государства представители его творческой элиты и их дети, практически без всякого внутреннего сопротивления, перешли из разряда высокой в элитарную культуру, составив новую псевдоэлиту. И в настоящий момент по социокультурным характеристикам их уже вряд ли можно отнести к традиционной национальной интеллигенции России.

Любопытно отметить, что пограничное искусство, также как и высокая культура, пытается сакрализовать жизнь человека, то есть вырвать его из контекста повседневности и приобщить к высшему, трансцендентному уровню бытия; и сложно понять может ли оно, в отличие от высокой культуры, осуществить эту связь через творчество?

Более того, по мере усложнения на своих крайних полюсах пограничное искусство, как показывает практика, начинает само отрицать себя. В случае с кино, например, появляется огромный массив низкопробных фильмов и сериалов, рассчитанных на массового зрителя. Но одновременно и элитарное, авангардное направление, которое, как и высокая культура, может ставить философские вопросы перед обществом, говорить о засилье масскультуры, экранизировать великих классиков и проч., то есть формально выступать проводником и высокой культуры.

Эстрадное искусство также начинает делиться на дешевую поп- музыку и тяготеющую к высокой поэзии рок-музыку; субкультуру бардов и элитарный джаз.

И постепенно пограничные виды искусств обрастают своими традициями, легендами, формируют собственные пантеоны героев, отцов основателей и т.д. Другими словами полностью копируют внутреннюю структуру высокой культуры, но при этом являются принципиально новой культурной парадигмой.

Однако по мере того, как носители новой парадигмы занимают главенствующие позиции в культурном пространстве, растет их статусно-ролевое положение, ценности и принципы высокой культуры все более маргинализируются, перемещаются на периферию социокультурной среды. Но этот процесс не проходит бесследно и его, по всей видимости, неизбежным итогом становится радикальный фазовый переход, который приводит к резкой смене всей шкалы ценностей и иерархий в трансформирующемся обществе.

В результате нового доминирования возникает абсурдная ситуация, когда общество в лице его элиты, представителей культуры, перестает замечать очевидные, на первый взгляд, вещи, отличать черное от белого, добро от зла. Начинает отрицать саму иерархичность мира, его онтологическую вертикаль. Принимает как должное культурную гегемонию новой элиты. И этому практически невозможно сопротивляться, поскольку речь идет о культурных авторитетах, символах эпохи, представителях многих поколений.

Другими словами, М. Берг последовательно проводит мысль, что с российской литературой ничего ужасного не произошло, поскольку высокая культура, искусственно растиражированная советским государством, лишь вернулась, с распадом СССР, на прежнее место, то есть, как и до революции, стала достоянием узкой культурной элиты.

Поднятые проблемы приобретают сегодня актуальный, экзистенциональный смысл, особенно в свете тех противоречивых социокультурных процессов, которые протекают в настоящий момент в современной России. На наш взгляд, с распадом в конце ХХ в. советской версии Модерна, в российском обществе произошел качественный трансформационный сдвиг, связанный с окончательным переходом в эпоху дряхления, упадка и деградации. Советский период истории России, вероятно, лишь создал полувековую паузу в последнем акте общеевропейского кризиса, но не сумел найти выхода из фатальной обреченности. Глубина и степень этого процесса таковы, что делают, в условиях уже наступившего ХХI в., крайне сомнительной перспективу возрождения и развития великой русской культуры.

И, тем не менее, нужно признать, что потенциал высокой русской культуры дошел, видимо, до пороговых значений. Казалось бы, в чем же трагизм ситуации, ведь европейская элита давно смирилась с подобным положением вещей и уже как минимум на протяжении целого века довольствуется наличием лишь элитарной культуры?

Есть также прямая диалектическая взаимосвязь между национальной интеллигенцией и народом в широком смысле; между традиционным обществом и высокой культурой. И можно быть идейным противником или апологетом традиционализма, но принципиально это никак не меняет общую картину.

Тем не менее, даже в этом, казалось бы безвыходном положении, история дает нам небольшой исторический шанс, поскольку потенциал высокой культуры огромен, а сама Россия еще обладает при- знаками и структурами традиционной цивилизации.

Следовательно, если российское общество найдет в себе духовные силы, сделает сверхусилия в данном направлении, то в перспективе оно еще может, осуществив масштабную культурно-нравственную революцию, избежать повторения трагической участи Западной Европы. Но для этого необходимо, чтобы, в первую очередь, нынешняя российская элита нравственно прозрела, излечилась от постигшей ее духовной слепоты. Чтобы она окончательно определилась, ответив на вопрос: кем она все-таки хочет быть: представителем и носителем идей и идеалов великой русской культуры или же глобалистской элитой общества потребления?

1. Костина А.В. Культурология: учебник. М.: КНОРУС, 2010.

3. Бердяев Н.А. Смысл творчества. М.: АСТ, 2007.

6. Корнев С. Столкновение пустот: может ли постмодернизм быть русским и классическим? // Новое литературное обозрение. 1997. № 28.

8. Дугин А.Г. Социология воображения. Введение в структурную социологию. М.: Академический Проект; Трикста, 2010.

10. Ильин В.И. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность // Мир России. 2005. № 2.

Источник: Россия как традиционное общество: история, реалии, перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / ГБНУ ИГИ РБ. – Уфа: Мир печати, 2015.

Наполненность гносеологического пространства таким большим числом синонимов в современной науке может быть свидетельством напряженных попыток осмыслить социокультурный процесс, имеющий место в России постсоветского периода.

С одной стороны, современная культура подвержена влиянию формирующихся на сегодняшний день социально-политических и общественно-хозяйственных механизмов в социуме. С другой стороны, культура отдельно в ощутимой степени влияет на них, выступая, тем самым, своеобразным катализатором общественного процесса.

На современный этап переосмысления культурных ценностей и последующую судьбу российской культуры во многом влияют ее духовное состояние, социальная и гражданская позиции каждого гражданина страны, а также освоение им богатств как российской, так и мировой культур.

В связи с этим, ситуацию касательно современной отечественной культуры не стоит оценивать однозначно и категорично, так как, во-первых, она крайне сложная и противоречивая, а во-вторых, еще до конца не исследована глубина и масштаб происходящих в ней трансформаций.

Проблемы культуры

На современном этапе исследователи обозначают такие самые очевидные проблемы культуры в современной Российской Федерации:

  • Стирание духовной самобытности отечественной культуры, что влечет за собой унификацию обычаев, традиций и образа жизни (в частности, людей, живущих в городах) по зарубежным лекалам. Итогом массового копирования образа жизни и моделей поведения по образцу Запада может служить стандартизация запросов культуры, потеря национальной культурной идентичности и деструктив индивидуальности отечественной культуры.
  • Разрушение идеологии культуры и устранение монопольного положения государственного аппарата на культуру. В содержательном плане это повлекло за собой, с одной стороны, большую свободу творчества и свободу выбора в культурной отрасли, с другой – потерю контроля за качеством и уровнем предлагаемой потребителям продукции культуры. Все эти действия в конце концов становятся преградой для нормального процесса взаимного действия, а также обмена данными культуры и социума.
  • Коммерциализация культуры. На сегодняшний день, данный процесс обладает односторонней направленностью: богатые люди нашей страны желают вкладывать ресурсы в индустрию развлечений (так как сегодня это довольно высокодоходная сфера). Одновременно с этим такие институты культуры как учреждения образования, музейные комплексы, театры, библиотеки, а также все классическое искусство в его проявлениях не интересны предпринимателям и инвесторам с точки зрения коммерции, испытывают трудности из-за нехватки финансирования. Очевидно, что такое положение дел приводит к кризису этих институтов.

В сложившейся ситуации особенную тревогу вызывает молодежь нашей страны, которая все дальше делает шаги от духовной культуры, так как несоответствующее положение декларируемого приоритета общечеловеческих ценностей и настоящей жизни влечет за собой разрушение нравственных оснований и правовой нигилизм.

  • Возрастание интереса к культурам отдельных национальностей. Данное явление влечет за собой очевидное формирование уважения к ним, но при этом также рост внимания к национальным культурам зачастую используется в своих корыстных интересах политическими элитами. Данное действие может стать причиной дестабилизации социального и государственного устройства и порядка в социуме.
  • Культурно-коммуникативное равнодушие населения, которое приводит к угасанию интереса к чтению книг в пользу более интерактивных, зрелищных форм (прежде всего телевидения), упадку посещаемости учреждений культуры и образования.
  • Проблема состояния русского языка, изучаемая в качестве индикатора культуры. По мнению исследователей, на современном этапе в русском языке наблюдаются отрицательные трансформации, ставшие причиной снижения степени грамотности, распространения иностранных слов, широкого распространения сквернословия в повседневной речи людей.
  • Влияние на культуру Российской Федерации глобализационных процессов в рамках хозяйственных и политических изменений в жизни отечественного общества. С одной стороны, это может стать причиной развития межкультурного обмена и взаимного культурного действия, с другой – формирует угрозу разрушить национальные культуры, что провоцирует ответную реакцию - защитить собственную культуру, стимулирует интерес к историко-культурному культуры, его истокам, ценностям.

В современной культурной жизни Российской Федерации на молодежь возлагается ответственность за то, чтобы в полной мере сохранить и развить национальные культурные традиции и ценности, а также цивилизованно и без потерь интегрировать России с мировым сообществом и культурным пространством.

В связи с этим, особенно актуальной становится выработка системы методов культурной политики и создание адекватных им механизмов, которые бы имели конкретно обозначенные приоритеты, а также помогли усилить фокус внимания к соответствующим основным проблемам создания культуры в современной Российской Федерации.

Положительные факторы

Невзирая на описанные выше угрозы и проблемы, справедливости ради, необходимо обозначить на сегодняшнем этапе и положительные факторы развития отечественной культуры:

  • расширилось количество видов и форм художественного творчества, а также обогатился спектр культурных начинаний за счет развития различного рода общественных объединений, движений, клубов и ассоциаций;
  • обогатился российский историко-культурный обмен;
  • пропало негативное чувство культурной изоляции;
  • культурные и образовательные учреждения страны было возвращено большое количество художественных ценностей, которые ранее несправедливо предались забвению;
  • более востребованным и во многом заново освоенным стал внушительный гуманитарный потенциал отечественной культуры – философская, культурологическая, социологическая, психологическая, экономическая мысль;
  • применение определенной и адресной поддержки различных инициатив, которая осуществляется в виде целевых программ, более подробно описанных ниже.

Целевые программы

В числе целевых программ можно назвать следующие.

Исследование места и роли культуры в социальной жизни, закономерностей ее развития обладает большим практическим значением. В современных условиях становится очевидной истина: нельзя проводить в жизнь хозяйственные и политические программы, не принимая во внимание культурного уровня населения. Иными словами, рост культурного уровня есть необходимая предпосылка общественно-хозяйственного роста.

Читайте также: