Буддизм учение о перевоплощении и карме кратко

Обновлено: 02.07.2024

Содержание

Введение. 3
Сансара, учение о перевоплощении. 5
Бхавачакра. 7
Карма. 10
Толкование кармы в разных философских школах индуизма. 12
Конечная цель духовной практики. 14
Список используемой литературы. 15

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Центросоюза Российской Федерации

по философии на тему

Древнеиндийское учение о карме и перевоплощении

студентки 2 курса по направлению

заочной формы обучения

  1. Введение. 3
  2. Сансара, учение о перевоплощении. 5
    1. Бхавачакра. 7
    1. Толкование кармы в разных философских школах индуизма. 12

    Индуизм уходит своими корнями в ведийскую, хараппскую и дравидийскую цивилизации, из-за чего его называют древнейшей в мире религией. В отличие от авраамических религий, у индуизма не было своего основателя, в нём отсутствует единая система верований и общая доктрина. Индуизм представляет собой семейство разнообразных религиозных традиций, философских систем и верований, основанных на монотеизме, политеизме, панентеизме, пантеизме, монизме и даже атеизме.

    Хотя невозможно сформулировать безупречное определение индуизма и общую для всех направлений индуизма доктрину, существуют практики и верования, которые занимают в индуизме центральное место, и которые можно признать типичными для индуизма:

    • Дхарма — морально-нравственный долг, этические обязательства.
    • Сансара — круговорот рождения и смерти, вера в перевоплощение души после смерти в тела животных, людей, богов.
    • Карма — вера в то, что порядок перерождений определяется совершёнными при жизни поступками и их последствиями.
    • Мокша — освобождение из круговорота рождения и смерти, сансары.
    • Йога в различных её направлениях.

    Индуизм — это третья по числу последователей религия в мире после христианства и ислама. Индуизм исповедуют более 1 млрд человек, из которых около 950 млн живут в Индии и Непале. Другие страны, в которых приверженцы индуизма составляют значительную часть населения, это Бангладеш, Шри-Ланка, Пакистан, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Маврикий, Фиджи, Суринам, Гайана, Тринидад и Тобаго, Великобритания, Канада и США.

    Во второй половине XX века индуизм распространился за пределы Индии, перешагнул национальные границы и приобрёл много последователей по всему миру. Широко распространились и стали привычными такие идеи, как карма, йога и вегетарианство.

    Некоторые аспекты и практики индуизма подвергаются критике. Наибольшее осуждение вызывают обряд самосожжения вдов и дискриминация, основанная на кастовой принадлежности.

    В этой работе мы рассмотрим Сансара (перевоплощение, реинкарнация), Карма (последствия действий человека при жизни, что определяют его дальнейшую судьбу сансара), и Мокша (освобождение от сансара).

    Сансара

    Стадия конечного освобождения из цикла сансары называется в индуизме по разному: мокша, мукти, нирвана или махасамадхи.

    В традициях йоги описываются несколько путей освобождения из цикла сансары и достижения мокши. Мокши можно достичь посредством любви к Ишваре/Богу , путём медитации (раджа-йога), научившись отличать реальность от иллюзии посредством философского анализа (джнана-йога) или путём правильного выполнения предписанной деятельности без привязанности к её плодам (карма-йога).

    В монистической адвайта-веданте, которая оказала сильное влияние на йогу в индуизме, Брахман рассматривается как безличная и бесконечная реальность (выступающая на контрасте с буддистской концепцией шуньяты) осознав которую, все временные проявления, такие как сансара, космос, девы и различные формы Бога представляются манифестациями безличного Брахмана.

    В философской школе санкхья — одной из шести ортодоксальных школ в философии индуизма — принимается существование двух тел: грубого материального тела, называемого стхула, и тонкого материального тела, которое не разрушается после смерти грубого и переходит в следующее физическое тело, получаемое индивидом в цикле сансары. Тонкое материальное тело состоит из трёх элементов:

    В круговороте сансары живые существа, эволюционируя или деволюционируя, проходят через различные формы жизни от микробов, насекомых, растений и даже минералов — до самой возвышенной позиции девы-творца вселенной Брахмы. Положение, в котором оказывается живое существо в этой жизненной иерархии, зависит от качеств, приобретённых в прошлых воплощениях и является плодами кармы, которые индивид вынужден пожинать.

    Существует несколько вариантов объяснения работы кармических реакций в цикле сансары. Согласно некоторым из них, душа (джива) после оставления грубого материального тела переносится тонким телом на небесные или адские планеты или планы бытия (локи) и пребывает там до тех пор, пока не пожнёт определённую часть плодов своей хорошей или плохой кармы. После этого джива рождается заново и оказывается в определённом теле и при определённых обстоятельствах, которые являются результатом остатка её кармы. Теоретически, это делает возможным памятование о прошлой жизни (джатисмара) — способность, которой часто обладают великие святые и которая может быть развита посредством определённых духовных практик. В буддизме, примерами джатисмары являются истории Джатаки, в которых Будда (основатель буддизма Сиддхарта Гаутама) рассказывает о своих прошлых воплощениях.

    На изображениях колесо, символизирующее бхавачакру, сжимает клыками и лапами бог смерти Яма Дхармараджа в виде черепахи. Это значит, что законы причинности действуют в сфере страстей (кама-дхату). В центре круга изображают свинью, змею и петуха, хватающих друг друга и являющихся символами невежества (авидья), гнева и похоти, источников страдания и, следовательно, перерождений (если особь была захвачена вихрем страстей, её ждёт перерождение). В круге вокруг них изображают добродетельных людей, чей путь устремлён на небеса, и фигуры недобродетельных людей, которых, связанными, демоны тащат в ад. На 5-6 сегментах между спицами изображаются сцены жизни существ сферы кама-дхату: шести миров жителей ада, асуров, голодных духов, людей, животных и богов — как видов перерождения; порядок перерождения передан 12 изображениями на ободе колеса, символизирующих 12 звеньев цепи взаимозависимого происхождения как формулы данного учения, описывающей цикл перерождений, состоящий из трех жизней особи в сансаре.

    Закон гласит, что

    Карма

    Понятие кармы уходит своими корнями к ранним Упанишадам, по которым все живые существа несут ответственность за свою карму — свои действия и их последствия — и за своё освобождение из круговорота рождения и смерти сансары. В веданте отводится определённая роль Богу как распределителю плодов кармы или как обладателю силы менять карму индивида. В общем, последователи буддизма и большинства традиций индуизма рассматривают естественные причинно-следственные законы как достаточное объяснение результатов кармы. Согласно другой точке зрения, гуру, действуя как представитель Бога, может частично освободить ученика от его кармы.

    Ключевые понятия буддизма: карма, сансара, нирвана, дхармы

    В этой части рассмотрим несколько главных и общих для всех школ понятий буддизма, значение которых мы часто понимаем очень упрощенно. Попробуем разобраться, какой смысл буддисты вкладывают в сансару, карму, дхармы и нирвану.

    Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.


    Тренер по аргументации и критическому мышлению, сооснователь Свободного университета, автор 30 научных статей и 2 учебных пособий по логике


    ☸️ Сансара — буквально цепь или колесо перерождений. Само понятие придумали не буддисты — оно восходит к более древней индийской религии, священным текстом которой являются Веды. В Ведах сансара описана как представление о том, что души могут перерождаться в новых телесных оболочках, в других людях, животных, растениях. В колесо перерождения могут быть вовлечены даже духи и боги.

    🎨 Буддизм заимствует это понятие, но творчески его переосмысляет. Буддисты не принимают сансару буквально. Для традиционного индуизма сансара — это догма, в которую надо поверить. Будда же говорит, что в сансару можно верить и не верить.

    😩 Сансара символизирует тягостное ощущение неподлинного бытия, которое полно глубоких заблуждений и иллюзий. Если человек находится в плену у иллюзии, которую считает реальностью, он обречен из-за своей слепоты повторять одни и те же ошибки. Смысл сансары в тягостном ощущении обреченности. Это круг рождений и смертей, которые сами по себе бессмысленны. Формально человек прожил жизнь, но, по сути, ничего не достиг и обречен родиться снова — снова ходить по тому же кругу.

    ➡️ Круг рождений и смертей — это философский способ понять бессмысленность отдельно взятой жизни, если она прожита неподлинным образом.

    Чтобы прожить свою жизнь не иллюзорно, нужно пройти особый путь. Нельзя просто переключиться из иллюзорного бытия в настоящее. Чтобы достичь подлинного бытия, нужно потратить много времени и выполнить немало духовных практик. Пока человек находится в плену иллюзий, ему невозможно объяснить, как выглядит подлинное бытие. Настоящее бытие не цель — чтобы понять, в чем состоит цель, нужно начать движение, начать практику.

    📜 Молодой ученик обратился к мудрому наставнику:
    — Учитель, я очень хочу достичь просветления. Я готов сделать все, что вы скажете. За сколько лет можно достичь просветления?
    Учитель был немного смущен таким странным вопросом и ответил:
    — Мой лучший ученик достиг просветления за 10 лет.
    — А если я буду стараться в два раза сильнее?
    — Если будешь стараться в два раза сильнее, достигнешь просветления за 20 лет.

    🙅🏻‍♂️ Затрачивать больше усилий — неправильная установка. Буддизм утверждает, что пытаться преодолевать препятствия при помощи воли неправильно. Нужно достичь гармонии внутри себя, успокоить свои волнения, погасить свою волю и обрести состояние безмятежности.

    Буддизм ассоциируется с понятием кармы. Давайте узнаем, что на самом деле буддисты думают о ней.

    🥊 Карма — закон справедливого воздаяния. Обычно он понимается так: если в этой жизни человек сделал что-то плохое, то в будущей жизни, переродившись в другой оболочке, он испытает на себе все то плохое, что приносил другим.

    🤔 Понятие кармы происходит из индуизма. Для буддистов карма не является догмой, в которую надо обязательно верить.

    📍 Буддисты верят в справедливое воздаяние здесь и сейчас. Зачем мысленно откладывать его на следующие жизни? Чаще всего воздаяние за дурные поступки настигает нас в этой жизни. Справедливость часто вершится прямо здесь и сейчас.

    🤕 Человек наносит себе вред, уже когда совершает несправедливый поступок. С точки зрения буддизма, самый большой вред, который человек себе наносит — это погружение в иллюзорность неправильной жизни.

    ✨ Дхармы можно сравнить с квантами. Кванты — это некие порции энергии, которая существует в материальном и нематериальном проявлениях, в виде волн и полей.

    📺 Дхармы можно сравнить с колебаниями, которые возникают на экране кинескопного телевизора. Мы видим на экране движущиеся картинки, но на самом деле изображение создается при помощи строки, которая пробегает по всему экрану 25 раз в секунду — гораздо быстрее, чем мы можем воспринять. Ни в один момент времени на экране нет полного изображения.

    ➡️ Можно представить, что дхармы — это настолько тонкие и быстро колеблющиеся нити, что мы не можем их воспринять как таковые в отдельности. Но из их колебания и взаимодействия соткан весь мир. Если бы мы могли усилием своего разума перестать верить глазам и разложили бы картину мира на составные части, мы бы убедились в иллюзорности того, что считаем подлинной реальностью. Чтобы выбраться из плена иллюзий, нужно перенастроить свою душу.

    🔢 Сколько существует дхарм? Для буддистов это непринципиальный вопрос. В одних источниках пишут, что есть 75 разновидностей этих частиц, другие говорят, что их 100, а некоторые, что их сотни тысяч.

    📐 К дхармам неприменимо понятие размера. Видится, что дхармы очень малы, но на самом деле понятие размера для дхармы ложное, оно применимо к тем предметам, которые сотканы из дхарм. Когда древнегреческий философ Демокрит впервые разрабатывает учение об атомах, он не говорит о том, что они должны быть очень маленькими. У Демокрита атомы могут быть очень маленькими и неуловимыми для глаза и огромными, как солнце. Их размер не имеет значения.

    Еще одно важное понятие буддизма, значение которого гораздо глубже, чем мы привыкли думать — нирвана.

    🌅 Нирвана буквально — угасание. Подлинная человеческая жизнь — это освобождение от навязчивой иллюзии окружающего мира и достижение просветления. Человек понимает, что мира в привычном смысле нет и его самого тоже нет. Состояние, в котором человек оказывается в результате просветления, и есть нирвана.

    Различают два вида нирваны 👇

    1️⃣ Нирвана с остатком — неокончательная нирвана, из которой можно выпасть обратно в сансару, неподлинное бытие.

    2️⃣ Нирвана без остатка — окончательная нирвана. В такую нирвану попал Будда, закончив свой земной путь.

    ⚰️ В буддизме понятие смерти оказывается бессмысленным. Человек не умирает, а выпадает из этого мира, сансары. Обычно мы говорим, что человек покинул этот мир, но в буддизме нет мира, который можно покинуть. Не человек исчезает для мира, а мир для человека, который растворяется в покое и пустоте.

    Среди буддийских авторов встречаются три точки зрения на карму и сансару и все они имеют право на существование. Нам трудно это понять, но буддисты говорят, что все три утверждения верны.

    1️⃣ Перерождение и кармическое воздаяние существуют.
    2️⃣ Перерождение и кармическое воздаяние не существуют.

    3️⃣ Не важно, существуют или нет перерождение и кармическое воздаяние.

    🤔 С точки зрения классической логики это невозможно. Может буддисты намекают на то, что есть другие, более важные вопросы, которые стоит себе задавать?



    Курс из 5 лекций о том, что свобода значит для философов разных эпох и для каждого из нас. Курс даст ключ к пониманию множества тем: от политики до психологии. Взглянем на хиты мировой литературы и кинематографа сквозь призму философии.

    Идея реинкарнации возникла не в буддизме, она существовала в Индии за несколько столетий до рождения Будды, характерна для многих культур и была широко распространена на Западе в эпоху Античности, пока, начиная примерно с VI в., была признана не совместимой с христианским учением. Однако индийские представления о перевоплощении своеобразны, они связаны с учением о карме, согласно которому обстоятельства будущих новых рождений определяются нравственными действиями, совершаемыми в этой жизни. Карма (пали — камма) играет основополагающую роль в буддийской философии, и чтобы понять ее суть, необходимо изучить комплекс смежных космологических понятий и концепции времени.

    Буддийская Вселенная


    Шесть царств перевоплощения

    Над адом находится царство животных. Перевоплощение в животное по понятным причинам нежелательно. Ими движут грубые инстинкты, они лишены интеллектуальных способностей, позволяющих понимать свое положение или что-то предпринимать для его улучшения. При этом в поисках пищи на них охотятся люди и хищники. Над царством животных располагается царство призраков. Эти несчастные обитают на окраинах человеческого мира. В большинстве своем призраки — это умершие, у которых остались сильные привязанности, удерживающие их на земле. Они охвачены желаниями и стремлениями, которым не суждено сбыться, и изображаются похожими на привидения с большими животами и крошечными ртами, что символизирует их ненасытный и никогда не утоляемый голод. На четвертом уровне титаны — раса демонических воинственных существ; движимые жаждой власти, они постоянно стремятся к насилию, завоеваниям, но не находят удовлетворения.

    Три сферы существования


    Схема буддийской вселенной с 31 планом, 3 сферами существования и 8 уровнями медитации (джан).

    Карма

    Не все последствия поступков человек переживает в той жизни, когда эти поступки совершены. Карма, накопленная, но еще не прочувствованная переносится в следующую жизнь, а может быть, даже через много будущих жизней. Буддисты расходятся во мнениях по вопросу о том, как именно это происходит, но, вероятно, совершение хороших деяний схоже с заправкой батарейки кармической энергией, которая затем сохраняется до будущих времен. Определенные ключевые аспекты следующего рождения человека считаются кармически предопределенными — семья, в которой он родится, социальное положение, внешность и, безусловно, характер и тип личности, поскольку они переносятся из предыдущей жизни. Некоторые буддисты выбирают фаталистический подход и в каждой удаче или неудаче видят кармическую причину. Однако в учении о карме не утверждается, что все, происходящее с человеком, кармически обусловлено. Многое из того, что случается в жизни, например выигрыш в лотерею или перелом ноги, может быть и случайностью. Карма не может четко определить, что произойдет или какова будет реакция на происходящее. Люди свободны в выборе, они могут противостоять предопределению и формировать новые модели поведения, собственно говоря, так человек становится буддистом.

    Заслуга

    Западный взгляд

    Людей Запада идеи кармы и перевоплощения часто приводят в замешательство. В определенной степени это объясняется упомянутым выше различием исходных представлений о времени и истории в разных культурах. Для культуры, в которой принята концепция цикличности времени, идея перевоплощения вполне естественна. Но если люди рождаются вновь, то почему так мало среди них тех, кто помнит свои прошлые жизни? Отчасти это, вероятно, объясняется тем, что категории культуры обусловливают личный опыт. При отсутствии основы для веры в реинкарнацию, память о прошлых жизнях может пройти незамеченной или неузнанной. Кто-то, может быть, не хочет рассказывать об этом, опасаясь насмешек. Когда о таких воспоминаниях рассказывают дети, учителя и родители обычно не принимают их всерьез, приписывая слишком бурному воображению. Тем не менее растет число людей, утверждающих, что помнят свои прошлые жизни, и многие из этих свидетельств трудно объяснить, если не признать их подлинность. Однако такие воспоминания достаточно редки даже в культурах, признающих перевоплощение. Одно из объяснений, которое может предложить буддист, состоит в том, что опыт смерти и нового рождения имеет тенденцию к стиранию воспоминаний из высших уровней мозга и что они могут возрождаться в состояниях измененного сознания, например, вызываемых медитацией или гипнозом.

    Таким образом, цель буддизма — переселение в более благоприятное состояние? Несмотря на то что на практике многие буддисты, как монахи, так и миряне, стремятся к этому, она не означает окончательного избавления от страдания — цели буддизма. Будда не был удовлетворен временным блаженством, достигнутым им через состояние транса, чему научили его наставники, а высшее наслаждение, которое испытывают боги, — это ничто иное, как продолжение этого опыта. Рано или поздно хорошая карма, приводящая к небесному рождению, пройдет свой путь, и даже боги будут умирать и вновь рождаться. Кармическая энергия конечна и в итоге исчерпывается, как энергия космического аппарата, движущегося по снижающейся орбите. Бесконечная цепь перерождений (сансара) не решает проблемы избавления от страданий. Окончательное решение дает только нирвана.

    Данный текст является ознакомительным фрагментом.

    Продолжение на ЛитРес

    Перевоплощение

    Перевоплощение Император, желая повидать Нан-ина, приехал в монастырь. Встретив там дровосека, коловшего дрова, он спросил:- Монастырь большой, где я могу найти Учителя Нан-ина?Человек подумал несколько мгновений с закрытыми глазами и сказал:— Прямо сейчас Вы не можете

    Перевоплощение

    Перевоплощение Император, желая повидать Нан-ина, приехал в монастырь. Встретив там дровосека, коловшего дрова, он спросил:- Монастырь большой, где я могу найти Учителя Нан-ина?Человек подумал несколько мгновений с закрытыми глазами и сказал:— Прямо сейчас Вы не можете

    Глава 4 Карма

    Глава 4 Карма Высшей целью для нас, буддистов, является достижение полностью просветленного и всеведущего состояния будды. Инструменты, необходимые для этого, — человеческое тело и здравый ум. Большинство из нас принимают жизнь в более или менее здоровом человеческом

    Предсуществование, перевоплощение и карма

    Предсуществование, перевоплощение и карма Как мы говорили раньше, признаками культов бывают также вера в перевоплощение души и закон кармы. В основном, эти идеи принадлежат индуистским религиям. Однако известно также, что такие древнегреческие философы, как Пифагор и

    Эволюция души, карма и перевоплощение

    Эволюция души, карма и перевоплощение Основным пунктом учения Теософского общества является теория эволюции. Теософы применяют ее не только к происхождению материального мира, но также и к духовному прогрессу человека на земле и после смерти. В этой эволюции

    ГЛАВА ТРЕТЬЯ: Карма-йога

    ГЛАВА ТРЕТЬЯ: Карма-йога Каждый в этом мире должен заниматься какой-нибудь деятельностью. Однако деятельность может либо привязывать человека к этому миру, либо освобождать его. Действуя ради удовлетворения Всевышнего, без эгоистических побуждений, человек может

    ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ

    Глава 4 ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ ДУШ И ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СТРАДАНИЕ

    Глава 4 ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ ДУШ И ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СТРАДАНИЕ воплощения души – непрерывный процесс – эволюция – страх смерти – закон сохранения времени и движения – эра Водолея – принцип Колеса – страдание – вопросы экзистенцииЕсли Творец и вправду добрый и любящий,

    Глава 6 ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ ДУШ В НИЗКИЕ УРОВНИ ЖИЗНИ

    Глава 11 ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ ДУШ И ЗЛО

    Глава 20 ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ ДУШ И СУПРУЖЕСТВО

    Глава 20 ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ ДУШ И СУПРУЖЕСТВО брак как предоставление возможности – рост души – брак – истинной пары – заслужить свою истинную пару – рабство – сексуальный аспект брака – развод – измена – гражданский брак – космический процессЕсть люди, для которых

    Глава 23 ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ ДУШ НА ЗЕМНОМ ШАРЕ

    Закон кармы

    С татья об общей концепции теории закона кармы, в которой будет рассказано, откуда произошло само понятие кармы, и каким образом его интерпретируют в различных духовных школах и религиозных учениях.

    Закон кармы. 12 законов кармы

    лестница, человек

    Таким образом получается, что от наших поступков и мыслей, совершаемых сейчас или совершенных в прошлом, будет напрямую зависеть и наше будущее. Этот вывод интересен тем, что, в отличие от идей христианства или ислама, в ведантизме гораздо больше подчёркивается индивидуальная ответственность человека за то, что им совершается. Одновременно с этим ему предоставляется большая степень свободы выбора: он вправе выбирать свою судьбу, т. к. от чистоты его мыслей и поступков будет зависеть и его будущее. С другой стороны, прошлая, накопленная человеком карма на протяжении его предыдущих воплощений оказывает влияние на то, как он живет сейчас, в особенности на такой фактор, как условия, в которых человек родился.

    Что такое реинкарнация и закон кармы

    Как мы уже сказали, без концепции реинкарнации практически невозможно было бы объяснить и сам закон кармы. Реинкарнация — это идея о перерождении сущности. Сущность можно назвать душой или духом, но суть состоит в том, что душа постоянно перерождается в разных телах и не всегда человеческих.

    Таким образом, зная, что реинкарнация — это неотъемлемая часть нашей жизни, мы понимаем, что закон кармы работает в полную силу. То, как вы (ваша сущность) вели себя в прошлых воплощениях, непременно скажется на том, что происходит в настоящем, а, быть может, и в других перерождениях. Также в течение этой жизни у человека существует возможность улучшить свою карму за счёт благих действий и мыслей так, что уже в текущем воплощении можно развернуть направление своей жизни в благоприятное русло.

    Почему у христиан нет концепции реинкарнации?

    В древних направлениях христианства, таких, как секты катаров или альбигойцев, вера в реинкарнацию существовала, но в традиционном христианстве эта идея полностью отсутствует, т. к. считается, что душа пришла сюда единожды и после физической смерти тела она предстанет перед Богом, где будет решено, что произойдёт дальше, в жизни после смерти, — рай или ад. Таким образом, у человека нет других попыток, что в какой-то мере обделяет и уменьшает количество возможностей для совершения добрых дел. С другой стороны, он избавлен от пребывания в сансаре, на которую обречены живые существа согласно концепциям веданты и буддизма.

    солнце, дорога

    Важно отметить следующий аспект понятия кармы: она не является наказанием или воздаянием, хотя может так переводиться. Карма — это последствия, которые человек получает, исходя из того, как он жил. Здесь нет влияния провидения, поэтому человек решает, что будет лучше для него, и он сам может решить, каким образом вести себя, чтобы максимально повлиять на судьбу в этом и последующих воплощениях.

    12 законов кармы, которые изменят вашу жизнь. Закон кармы кратко

    1. Первый закон — великий. Закон причины и следствия. Что посеешь, то и пожнёшь.
    2. Второй закон — закон создания. Жизнь возникла давно, но она требует от нас участия. Мы — её часть. Отсюда можно сделать вывод, что накапливаемая карма членов общества также влияет и на развитие всего общества.
    3. Третий — закон смирения. Принятие ситуации. Это один из наиболее популярных законов, который в настоящее время попросту эксплуатируется по поводу и без повода различными духовными учителями. Суть его состоит в том, что, только приняв ситуацию, человек сможет её изменить. В целом здесь говорится даже больше, чем о самом принятии: скорее, речь идёт об осознании. Как скоро вы осознаете ситуацию или состояние, в котором вы находитесь, вы сможете на это повлиять.
    4. Четвёртый — это закон роста. Человек должен что-то менять в первую очередь в самом себе. Изменяя себя изнутри, он меняет свою жизнь и снаружи, таким образом воздействуя и на окружающее.
    5. Пятый — закон ответственности. То, что происходит с человеком в его жизни, зависит от его поступков в прошлых и настоящей жизнях.
    6. Шестой закон — о связи. Всё, что бы мы ни делали в настоящем или прошлом, оказывает влияние на окружающее и будущее. Здесь будет уместным вспомнить эффект бабочки. Любое, казалось бы несущественное, действие или мысль оказывает влияние на нас и на других.
    7. Седьмой — закон фокуса. Нельзя думать о двух вещах одновременно.
    8. Восьмой — закон благодарения. Здесь речь идёт не о благодарности кому-то конкретному и даже не о благодарности божеству, а в целом — миру. То, что вы выучили, вы должны будете однажды применить. Это и будет вашей благодарностью по отношению ко Вселенной.
    9. Девятый закон — здесь и сейчас. Опять же, один из наиболее популярных законов, позаимствованных многими духовными школами. Концентрация мысли на настоящем моменте, потому что, находясь в настоящем, но думая о прошлом или будущем, мы пропускаем настоящий момент, лишая его первозданности. Он пролетает перед нами, но мы его не замечаем.
    10. Десятый — закон об изменении. Ситуация не изменится и будет повторяться в разных видах до тех пор, пока вы не извлечёте из неё нужный урок.
    11. Одиннадцатый — закон о терпении и вознаграждении. Для того чтобы получить желаемое, нужно прилагать усердие — и тогда желаемая награда станет доступной. Но самая большая награда — это та радость, которую человек получает от выполнения правильных действий.
    12. Двенадцатый — закон значения и вдохновения. То, во что вы вложили много энергии, играет в вашей жизни большое значение, и наоборот.

    девушка, тропа

    Существуют и так называемые 9 законов кармы, но они по большей части дублируют уже имеющиеся 12 и относятся к дальнейшему углублению теории закона кармы. Вкратце закон кармы можно свести к следующему: всё то, что с человеком происходит в жизни, — это результат его действий в прошлом или настоящем и направлено на то, чтобы восстановить баланс между совершённым и совершаемым в настоящем и будущем.

    Закон воздаяния — карма: закон кармы гласит, что человек ответственен за происходящее с ним

    Интересно посмотреть на трактовки понятия закона кармы в философских школах санкхьи и мимансы. Это древние философии, возникшие на основе учения Вед. Здесь закон кармы понимают исключительно как автономный. Он не связан никоим образом с воздействием свыше, т. е. ответственность за происходящее всецело лежит на человеке. В других школах, признающих наличие Бога или верховного существа, которое управляет нашей жизнью, закон кармы объясняется уже по-другому. Человек не ответственен за всё, что с ним происходит, потому что есть невидимые силы, от которых также зависит течение жизни во Вселенной, но закон кармы при этом действует.

    Путь Будды и законы кармы

    Одна из наиболее значимых для нас интерпретаций закона кармы пришла к нам из учения буддизма. Будда, как мы знаем, признавал действие закона кармы, но его прочтение этого закона не было жёстким. В буддизме наличие кармы не означает, что человек проживёт свою жизнь только так, как ему это предначертано в связи с накопленной им кармой из предыдущих воплощений. Таким образом, Будда говорит, что человек властен над судьбой, у него есть свобода воли.

    буддизм, руки, лотос

    Только после освобождения от желания, любые совершённые действия перестанут быть привязанными к результату, т. к. именно желание результата, каков бы он ни был — хороший или плохой, хорошим или плохим намерением он формировался, — продолжает работать на создание кармы. Неудивительно, что Будда также говорит о том, что только действия, произведенные в результате намерения, а не просто любые действия, приводят к созданию кармы. Так мы видим опять же уклон в сферу осознанности.

    Тем, кто стремится перейти в нирвану, нужно постепенно избавиться от желаний. Тогда вы обретёте мокшу, и закон кармы перестанет работать. Из изложенного выше понятно, что закон кармы будет работать там, где есть привязанность к результату, а она генерируется силой желания. Нужно понизить стремление получить что-то, и тогда вы это получите. Это один из выводов, которые можно сделать, изучив закон кармы и его толкование Буддой. В теории его легко понять, но применять на практике бывает довольно сложно. Для того чтобы стать Буддой, не нужно стремиться им стать. Это изложенная в одном предложении суть учения буддизма.

    Читайте также: