Буддизм на востоке в средние века кратко

Обновлено: 04.07.2024

Происхождение и учение буддизма. Чань-буддизм, его влияние на развитие китайской, японской и дальневосточной культуры. Буддизм при регентах и сегунах. Образ жизни лам. Эстетика дзэн в Японии. Магия цифр и чисел. Брахманистская философия и мифология.

Рубрика Культура и искусство
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 09.01.2016
Размер файла 44,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Московский Государственный Индустриальный Университет

Реферат по культурологии

Буддийская культура средних веков

Студентки группы Ир05Эу21

Лебедевой Натальи Анатольевны

Бобровников Валерий Николаевич

Происхождение и учение буддизма

Прежде чем перейти к буддизму средних веков, я думаю, что следует отступить от главной темы и рассказать о его происхождении и судьбе на его родине.

Буддизм зародился в Индии примерно в 6в до нашей эры. Слово “буддизм” говорит нам, что основателем этого учения был Будда. Вместе с тем слово “будда” является производным от санскритского “будх” и обозначает переход от спящего сознания к пробуждению, к просветленному сознанию. Словом “будда” обозначается любое существо, чье сознание находится в активном состоянии. Под именем Будда чаще всего имеется в виду царевич Гаутама (Готама), который жил по официальным данным в 623/24 - 543/44 гг., по мнению большинства ученых, между 560 - 480гг. до н.э. в Северной Индии. Гаутама родился в аристократической семье рода Шакиев, который правил небольшим государством, расположенным на границе Непала и Индии. Мальчику дали имя Сидхартха, а Гаутама - это его фамильное имя. Отец построил для сына три дворца, чтобы оградить его от неприглядных картин окружающей жизни. Царевич возмужал, женился, у него появился сын - Рахула, и дальнейшая жизнь сулила одни радости. Однако наблюдательный и впечатлительный Гаутама во время своих редких переездов из одного дворца в другой отметил для себя, что люди болеют, стареют, умирают, задумываются о смысле жизни. Он решил помочь людям в поисках истины жизни и в 29 лет ушел из дома, став отшельником. 6 лет бродил Гаутама по долинам раки Ганг, беседовал с мудрецами и проповедниками, вел строгий образ жизни, но убедившись, что умерщвление плоти ведет к угасанию разума отказался от аскетизма. К 35 годам жизни у него созрело убеждение в близости открытия истины, и Гаутама погрузился в медитацию, в которой пребывал без еды и без питья по одной версии 4 недели, по другой - 7 недель. В процессе медитации Гаутама достиг просветления и стал Буддой, которому открыты все законы мироздания. После этого Будда в течение 45 лет ходил по стране и проповедовал свое учение. Умер он в возрасте 80 лет.

Согласно учению будды жизнь есть дар природы, а бесценны даром природы является сознание, поэтому жалко человека, который из-за своего незнания тратит жизнь на преодоление трудностей и обстоятельств, им же созданных, на погоню за излишними материальными благами. Будда учил, что в сансарическом бытии существует неудовлетворенность и страдание, порождаемые потоком вожделений и заблуждений, которые вовлекают человека в круговерть бытия, или в “колесо жизни”.

“Колесо жизни”, согласно объяснению Будды, приводится в движение неведением, которое затемняет истинный разум человека. Из-за неведения возникают моральные и аморальные действия, в результате которых формируется обыденное, ориентированное на традиционные ценности и установки сознания.

Сознание выделяет в окружающем мире наименования и формы, они становятся объектами для шести органов: глаз, ушей, носа, языка, тела, мысли; эти органы вступают в контакт с формами и наименованиями. В результате контакта появляются чувства, чувства порождают желания, желания становятся причиной жадности, жадность вызывает жажду вечного существования, жажда к жизни ведет к новому рождению. Неизбежным результатом рождения является старость и смерть. Иначе говоря, человек обречен на круговращение в “колесе жизни” до тех пор, пока не обратится к учению Будды.

Будда указал на существование восьмеричного (срединного) пути, выводящего человека из “колеса жизни”. Этот путь состоит из восьми стадий, или шагов: правильное понимание, правильная мысль, правильная речь, правильное действие, правильной образ жизни, правильное намерение, правильное усилие, правильное видение. В буддизме наиболее разработаны три концепции: концепция “колеса жизни”, приводимого в действие законом зависимого происхождения; концепция восьмеричного, или срединного, пути; концепция Нирваны, или вхождение в космическое тело Будды. Все три концепции непосредственно связаны с трансформацией сознания человека, с переходом от корпускулярного логического мышления к волновому образному мышлению, последнее развивается в процессе медитации.

Сансарическое бытие, как правило, отождествляется с мутным потоком, загрязненным страстями, вожделениями, тщеславием, ненавистью и другими чувствами и эгоистическими желаниями. В этом потоке существуют водовороты, втягивающие человека на самое дно сансарического бытия, где эгоизм достигает гиперболизированной концентрации, проявляющейся в том, что человек готов убивать, воровать, мошенничать ради накоплений богатств и достижения власти. Такой человек все делит на мое “и не мое”. В результате он постоянно утрачивает человеческие черты и превращается в безнравственное, аморальное, грубое животное.

Путь указанный Буддой, выводит человека из нечистот сансарического бытия в более светлые и чистые потоки и по мере продвижения вверх органы человека начинают видеть, чувствовать, ощущать, осмысливать необъятность природы, ее красоту и живительную силу. Они наполняют человека верой и энергией для продолжения своего движения к более высоким уровням просветления. Энергия просветленного сознания преисполняет человека благожелательностью ко всем формам существования, делает его спокойным, доброжелательным, независимым не только в мыслях и деяниях, но от кармического воздействия, последнее воздействие отождествляется с нирваной.

Буддизм относится к политеистическим религиям, в которых нет единого бога-творца. Согласно буддизму существует множество миров и пространств, в которых жизнь постоянно эволюционирует от зарождения до гибели и нового возрождения и так до бесконечности. На идее перерождения держится вся структура буддийского мировоззрения с ее космогоническими и космологическими представлениями.

Согласно космогоническим представлениям существует необозримое и безначальное состояние, в котором периодически возникают импульсы, порождающие активную природу, состоящую из психических и физических начал. Именно из этой активной природы формируются живые и неживые формы и конструкции. Некоторые из них могут существовать бесконечно долго, но они со временем исчезают, погружаясь в неправильную активную природу, а вместо них возникают новые формы и конструкции и так до бесконечности. Каждое пространство имеет область концентрации психической энергии, отождествляемую с каким-либо существом, которое может проявиться в различных образах и которое определяет судьбы всех существ, находящихся в его пространстве. Любое высшее существо и его пространство - это лишь часть активной природы.

Космология представляет собой следующее. В пространственной модели буддизма высшей психической субстанцией является так называемое тело Будды, для которого характерна космическая активность, порождаемая состраданием этого всюду существующего тела с живым существом, обреченным на страдания в сансарическом бытие. Эта невидимая космическая субстанция может проявляться и материализовываться в нашем мире, как в образах будд-созерцания, так и в форме любого существа. Будды приходят в этот мир для тог, чтобы помочь людям преодолеть свой эгоцентризм, истоками которого являются гордыня и тщеславие (символ - красный петух), невежество и всеядность (черная свинья), злоба и коварство (зеленая змея). Все существа в том числе люди и божества, пребывают на уровнях существования, соответствующих их сознанию. Так, самый нижний уровень, или ад, отведен существам, охваченным всепоглощающей страстью. Следующий, более высокий уровень заселен животными, птицами, рыбами насекомыми и др. существами. Чей разум подавлен инстинктами. На третьем уровне находятся духи-преты, имеющие огромные тела и очень маленькие рты и глотки, поэтому они никак не могут насытиться и напиться. Четвертый уровень существования занимают гневные существа - демоны. Пятый уровень - это место пребывания людей. Следующие пять или шесть уровней отведены небожителям, богам, божествам, мифическим существам. Таким образом, мы имеем дело с неким организованным пространством, представляющим иерархическую пирамиду уровней существования от обитателей ада до полупрозрачных существ Брахм. Такое пространство может рассматриваться верующими и как физическая реальность, и как шкала интеллектуального состояния разума, который подавлен у них страстями, инстинктами, желаниями и ненависть.

Существа более высоких уровней разумны в своих действиях. Но если продолжительность небожителей исчисляется тысячелетиями и они ни в чем не нуждаются, то человек, живущий менее века и борющийся за свое существование, вынужден постоянно задумываться о последствиях своих поступков, так как при неблаговидных деяниях его карма ухудшается и ему грозит возрождение на одном из низших уровней.

Уже к 4 в. до н.э. картина духовной жизни Индии становиться весьма разнообразной. Возникают и развиваются новые религиозные и философские учения - буддизм и джайнизм, направленные против кастовой системы. Постепенно буддизм институализируется и становиться государственной религией, а затем распространяется за пределы Индии, где остается живой религией до наших дней. В самой Индии судьба буддизма была сложной. Во многом она связана со становлением принципов государственности, которое происходило на фоне новых завоеваний, повлиявших на формирование культуры Северной Индии. Через северо-запад Индии прошли персидские войска, а Александр Македонский после победы над Персией также предпринял поход на Индию. Влияние культуры античной Греции прослеживался в индийском искусстве, в частности в так называемой греко-буддийской скульптуре. После отступления армий Александра начинается период объединения индийских земель под властью династии Мауриев - это было время великого расцвета индийской культуры и цивилизации. Особого расцвета достигла империя Мауриев при царе Ашоке, принявшим буддизм и придавшим ему статус государственной религии. Учение Будды о равенстве людей, добродетельного правления монарха, терпимость, культ этики - все это способствовало успеху нового учения и поддержке его правителями, особенно могущественным императором Ашокой. Важной частью проповедуемого Ашокой кредо была веротерпимость. Благодаря этому появились различные религиозные мессии, расширились связи с внешним миром. Многие положения буддизма, закрепленные в эдиктах Ашоки стали неотъемлемой частью всей индийской культуры в ее повседневном функционировании. Так одним из таких положений, основанном на вере в цепь перерождений, является святость жизни всех живых существ, что объясняет столь распространенное вегетарианство. Первыми последователями Будды были аскеты, которые небольшими группами (не менее 6 человек) собирались в каком-либо уединенном месте на период дождей и, пережидая этот период, образовывали что-то вроде микрообщины. Вступавшие в общину обычно отказывались от всякой собственности. Они обривали голову, облачались в лохмотья, преимущественно желтого цвета, и имели при себе лишь самое необходимое - кружку для сбора подаяний, миску для воды, бритву и посох. Большую часть времени они проводили в странствиях, собирая милостыню. Есть они имели право лишь до полудня, причем только вегетарианскую пищу, а затем до зари следующего дня нельзя было брать в рот ни крошки.

Центрами буддизма, очагами его распространения, своеобразными университетами и библиотеками стали монастыри. В монастырских стенах ученые буддийские монахи записывали на древнейших языках пали и санскрите первые сутры, священные тексты, которые на рубеже нашей эры составили весьма внушительный по объему писанный буддийский канон - Трипитаку.

Объединявшаяся в рамках того или иного монастыря буддийская монашеская община именовалась сангхой. В начале в сангху принимались все желающие, затем были введены некоторые ограничения: не принимались преступники, рабы, несовершеннолетние без согласия родителей. В послушники часто шли подростки: сочувствовавшие буддизму миряне посылали в монастырь сыновей. Вступавший в сангху должен был отказаться от всего, что связывало его с миром: он принимал на себя первые пять обетов (не убий, не укради, не лги, не прелюбодействуй, не пьянствуй) сбривал волосы и облачался в монашеские одежды. Членство в сангхе не было обязательным: в любой момент монах или послушник мог выйти из нее и отказаться от мирской жизни. Те же кто решался посвятить религии всю жизнь, готовился к обряду посвящения, к ординации. Обряд этот представлял довольно сложную процедуру. Послушника подвергали суровому экзамену, испытывали его дух и волю, вплоть до прижигания пальца пред алтарем Будды. После положительного решения молодого монаха принимали в число полноправных членов сангхи, что накладывало на него еще пять важных обетов-обязательств: не пой и не танцуй, не спи на удобных постелях, не ешь в неположенное время, не стяжай, не употребляй вещей, имеющих сильный запах или интенсивный цвет. С распространением монастырских общин в Индии появились и женские сангхи. Визиты монахов в женский монастырь были жестоко регламентированы: переступать порог кельи монахини строго воспрещалось.

Правила жизни монахов регулировались текстами Винапитаки, важной частью Трипитаки. Кроме нее в состав буддийского канона входили Сутрапитака, излагавшая суть доктрины, и Абихармапитака (религиозно-философские тексты). Все эти тексты высоко ценились буддистами, заботливо сохранялись и переписывались монахами, хранились в библиотеках-архивах при наиболее крупных известных монастырях.

Наряду с расцветом буддизма древнее учение брахманов продолжало существовать, расцветали основанные на нем школы философии, кастовая система доказала свою прочность, а буддийские учения были во многом инкорпорированы в более широкую картину мировосприятия. Сам Будда со свойственной брахманизму, а затем и индуизму инкорпоративностью стал одним из перевоплощений Вишну - одним из трех основных божеств индуизма.

Последователи Будды непрерывно и с различных точек зрения переосмысливали и развивали его идеи. Со временем происходит разделение буддизма на Махаяну и Хинаяну - на северную и южную ветви буддизма. Иногда между последователями этих направлений разгорались споры о том, кто лучше понимает учение Будды.

Последователи Хинаяны ( малой колесницы или узкого пути ) считали обязательным сохранение каждого слова, жеста, эпизода из жизни Гаутамы. Кроме того Хинаяна как раз многое и заимствовала из брахманизма. Хинаяна распространилась на Цейлоне, в Индокитае, Индонезии.

Последователи Махаяны считали истинным путем познание космической природы будд. Махаяна включила в себя представление об аде и рае, большое количество будд и бодисатв. Махаяна распространилась в Непале, Тибете, Китае, Корее, Японии.

К 11в н.э. буддизм практически утратил свое значение как живой религии в Индии, хотя некоторые положения его учения вошли в доктрину индуизма. Памятники почитаются как святыни, а лучшие произведения искусства (ступы Ступа (санскрит “куча земли”, “камней”) буддийское культовое сооружение, в котором хранятся священные реликвии; древние ступы представляли собой полусферические земляные холмы, облицованные камнем или кирпичом и увенчанные верхушкой; позднее появились колоколообразные, башнеобразные, квадратные, ступенчатые и др.; - реликварии, столбы с высеченными на них проповедями, рельефные и скульптурные изображения самого Будды и сцен из его жизни, фресковая живопись в скальных храмах) вошли в сокровищницу индийской художественной культуры. До сих пор в Индии существуют действующие буддийские монастыри, центры по изучению буддийских священных текстов, а к месту рождения легендарного Будды совершаются паломничества.

статуя будды

Б уддизм — одна из самых популярных мировых религий! Она занимает 3–4-е место в списке наиболее часто встречающихся вероисповеданий. Буддизм распространён в Европе, Азии. В некоторых странах эта религия является основной, а где-то она — одна из главных в списке религий, проповедуемых в государстве.

Где и когда зародился буддизм

Датой отсчёта зарождения буддизма принято считать исторический момент ухода Будды в мир иной. Однако есть мнение, что правильнее считать и годы жизни прародителя религии, а именно период просветления Гаутамы Будды.

По официальной информации, признанной ЮНЕСКО, паринирвана Будды свершилась в 544 году до нашей эры. Буквально пол века назад, а именно в 1956 году мир озарился торжественным празднованием 2500-летия буддизма.

Столица буддизма и другие страны, где проповедуют религию

Сегодня буддизм является государственной религией в четырёх странах: Лаосе, Бутане, Камбодже, Таиланде. Но зарождение этой религии свершилось именно в Индии. Около 0,7–0,8 % (около 7 млн человек) населения этой страны проповедуют буддизм. Эта чудесная страна подарила миру одну из крупнейших религий. Поэтому по праву Индия называется столицей буддизма.

Помимо Индии, буддизм проповедуют в таких странах, как Китай, Тайвань, Южная Корея, Япония, Шри-Ланка, Мьянма. В этих странах буддизм является официально признанной религией, которая занимает 1–2-е место в списке. Проповедуют буддизм в Тибете, Малайзии, Сингапуре. Более 1 % жителей России проповедуют эту религию.

Распространение этой веры растёт. Причина тому — особая миролюбивость религии, её красочность, философское насыщение, интеллектуальная подоплёка. Многие находят в буддизме успокоение, надежду, знание. Поэтому интерес к религии не иссякает. Буддизм распространяется в разных частях мира. Но, конечно, столицей мирового буддизма была и останется навсегда Индия.

Возникновение буддизма

Многим людям, окунувшимся в познание буддизма или только изучающим этот вид религии, будет интересно, как возникло это вероисповедание и что стоит у истоков развития буддизма.

Создатель учения, на основе которого была сформирована религия, — Гаутама. Ещё его называют:

  • Будда — просветлённый высшим знанием.
  • Сиддхартха — осуществивший своё предназначение.
  • Шакьямуни — мудрец из племени Шакья.

статуя будды

И всё же самое привычное для человека, неглубоко ведающего основы этой религии, имя основателя — Будда.

Легенда о просветлении Будды

По преданию, необычный мальчик по имени Сиддхартха Гаутама родился у четы индийских королей. После зачатия королева Махамайа увидела вещий сон, который указывал на то, что ей суждено произвести на свет не обычного человека, а великую личность, которая войдёт в историю, озарив этот мир светом познания. Когда малыш появился на свет, знатные родители увидели для него будущее правителя или Просветлённого.

Отец Сиддхартхи, король Шуддходана, оберегал мальчика от мирских несовершенств, болезней и несчастий всё его детство, юность. До своего двадцатидевятилетия жил юный Будда в цветущем дворце, вдали от бренности бытия и невзгод обычной жизни. В 29 лет юный красивый принц женился на красавице Яшодхаре. У молодой четы родился здоровый, славный сын Рахула. Жили они счастливо, но однажды молодой муж и отец вышел за ворота дворца. Там он обнаружил людей, измотанных болезнями, страданием, нищетой. Он увидел смерть и понял, что существует старость, недуги. Его расстроили такие открытия. Он осознал всю бесполезность бытия. Но отчаяние не успело захлестнуть принца. Ему встретился отрешённый монах — саману. Эта встреча была предзнаменованием! Она показала будущему Просветлённому, что, отрекшись от мирских страстей, можно обрести умиротворение, безмятежность. Наследник престола бросил семью, ушёл из отчего дома. Он отправился на поиски истины.

В 35 лет Сиддхартха Гаутама обрёл Просветление и стал Буддой. С этой поры он радостно делился с людьми своим знанием. Он вернулся в родные места, где ему очень обрадовались его близкие. Выслушав Будду, жена и сын также выбрали путь монашества. Будда обрёл освобождение и покой вначале своего девятого десятка. Он оставил огромное наследие — Дхарму.

Как распространялся буддизм

Общая численность буддистов на всей земле — более 500 миллионов человек. И эта цифра неуёмно растёт. Идеи и принципы буддизма интересуют, трогают сердца многих людей.

Эта религия отличается отсутствием навязчивой философии. Идеи буддизма по-настоящему цепляют людей, и они сами приобретают эту веру.

В распространении религии в первую очередь сыграла роль география возникновения этого вероисповедания. Страны, где буддизм давно является основной религией, подарили эту веру соседствующим государствам. Возможность путешествовать по всему миру открыла людям из отдалённых стран знакомство с буддийской философией. Сегодня существует немало литературы, документальных и художественных видеоматериалов об этой вере. Но, конечно, по-настоящему заинтересоваться буддизмом можно лишь прикоснувшись однажды к этой уникальной культуре.

В мире есть этнические буддисты. Это люди, рождённые в семьях с этим вероисповеданием. Очень многие приняли буддизм сознательно, познакомившись с философией Просветления во взрослом возрасте.

Конечно, знакомство с буддизмом не всегда знаменуется принятием этой религии для себя. Здесь личный выбор каждого. Однако однозначно можно сказать, что философия буддизма — это интересная область, которая любопытна многим с точки зрения саморазвития.

статуя будды

Что такое буддизм

Подводя итог, хочется отметить, что буддизм — это целая философия, основанная на религии, зародившейся в Индии ещё до нашей эры. Прародителем Священного учения Дхармы является Будда (Просветлённый), некогда бывший наследником индийского престола.

В буддизме выделяют три основных направления:

  • Тхеравада;
  • Махаяна;
  • Ваджраяна.

Существуют разные буддийские школы, которые раскиданы по странам. В зависимости от школы могут разниться какие-то детали учения. Но в целом буддизм, тибетский или индийский, китайский, тайский и любой, другой несёт одни и те же идеи и истины. В основе этой философии — любовь, добро, отречение от излишеств и прохождение идеального пути для избавления от страданий.

У буддистов есть свои храмы, дацаны. В каждой стране, где проповедуется эта религия, существует буддийская община, где каждый страждущий может найти информационную, духовную поддержку.

Люди, исповедующие буддизм, поддерживают особые традиции. У них своё понимание мира. Как правило, эти люди стремятся нести добро окружающим. Буддизм не ограничивает интеллектуальное развитие. Напротив, эта религия наполнена смыслом, в её основе лежит многовековая философия.

У буддистов нет икон. У них есть статуи Будды и других Святых-последователей этой веры. В буддизме принята своя особая символика. Стоит выделить восемь благих символов:

  1. Зонт (чхатра);
  2. Ваза с сокровищами (бумпа);
  3. Золотая рыбка (матсья);
  4. Лотос (падма);
  5. Раковина (шанкха);
  6. Знамя (двахья);
  7. Колесо Дхармы (Дхармачакра);
  8. Бесконечность (Шриватса).

Каждый символ имеет своё обоснование и историю. В буддизме вообще нет ничего случайного и пустого. Но, чтобы понять истины этой религии, придётся потратить время на ознакомление с ними.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Раздел: Цивилизации Запада и Востока в Средние века

Тема: Буддизм на Востоке в Средние века.

Цель: Рассмотреть характерные черты и особенности развития буддизма Востока в Средние века.

(Образовательная) изучить особенности цивилизаций Востока в Средние века;

(Развивающая) научить выделять особенности религий;

(Воспитательная) способствовать воспитанию чувства патриотизма и причастности к своей Родине.

Оборудование: учебник, тетрадь, мел, доска.

Тип урока: Комбинированный урок

Организационный момент. (3 минуты)

Проверка домашнего задания (25 минут)

- Великое переселение народов и его исторические результаты?

- Запад и Восток в эпоху расцвета Средневековья?

- Китайско-конфуцианская цивилизация?

Изучение нового материала. (45 минут)

Буддизм на Востоке в Средние века.

Культура Индии.

Географические и политические границы мира ислама.

Буддизм на Востоке в Средние века.

Под культурой понимают все достижения людей, плоды их деятельности.

Культура возникла с появлением человека, но культура первобытных людей разительно отличается от культуры цивилизованных народов. Одним из важнейших отличий является наличие письменности. Шумерская и египетская системы письма возникли примерно одновременно, более 5 тыс. лет назад. Они имели немало общего: письменные знаки передавали как отдельные слова, так и слоги, звуки. Значительное влияние на развитие письменности оказал материал для письма — в Египте папирус, в Месопотамии — глина. Египетскую письменность называют иероглифической, а шумерскую — клинописной. По примеру шумеров клинописное письмо возникло у других народов Передней Азии. Оригинальные системы письма сложились в Индии и Китае. Китайская иероглифическая письменность стала основой для письменности Японии и Кореи.

Первоначально письменность служила для записи священных гимнов, затем стали записывать сказания о богах и древних героях. На основе этих сказаний рождалась литература..

Архитектурных памятников Древнего Востока сохранилось очень немного. Среди них — египетские пирамиды, которые до сих пор поражают своим величием. В Луксоре (Фивы) находится громадный дворец фараона Аменхотепа III. Здесь же расположены великолепные храмы с множеством колонн в виде пучков папируса. Поражают красотой и остатки архитектурных сооружений Месопотамии. Ворота богини Иштар в Вавилоне высотой 12м выложены си-ним глазурованным кирпичом и украшены изображениями животных. Ныне они восстановлены и хранятся в Пергамском музее в Берлине.

До наших дней дошли скульптурные изображения богов и людей (больше всего найдено в Египте). На стенах гробниц росписи и рельефы изображают сцены загробной жизни.

В древневосточных странах зарождались научные знания. Они неразрывно связаны с хозяйственной деятельностью. Так, земледельцы должны были знать, когда начинать сеять, а когда убирать урожай. Для этого надо было уметь считать время. Но время невозможно считать без наблюдения за небесными телами (Солнцем, Луной, планетами и звездами). Так родилась астрономия — наука о небесных телах. Жрецы научились предсказывать затмения Солнца и Луны. Многие древние элементы счета времени дожили до наших дней (деление суток на 24 часа и пр.).

Еще одной наукой, хорошо известной древним, была медицина. И здесь особенно преуспели египтяне. Благодаря изготовлению мумий появилась возможность изучить строение человека. Предполагается, что в Египте существовали даже медицинские училища. Славились и врачи Древнего Китая. Они освоили популярные и поныне методы иглоукалывания, диеты, лечебной гимнастики.

Религии, в которых присутствует много богов, называют политеистическими религиями, или язычеством.

Религиями были разработаны представления о загробной судьбе человека. Развитие древневосточных обществ постепенно привело к изменениям в сфере религиозных представлений. Зарождаются первые религии. Одна из попыток утверждения такой религии связана с деятельностью египетского фараона Эхнатона. Он приказал всем своим подданным почитать бога Солнца Атона. Однако утвердить в Египте единобожие не удалось.

Первой мировой религией стал буддизм, зародившийся в Индии в VI — V вв. до н.э.

Мировые религии распространяются среди разных народов. Некоторые ученые относят к мировым религиям и зороастризм, появившийся у индоевропейских народов Средней Азии и Ирана.

Особенности культуры и религиозных воззрений Древней Греции и Древнего Рима. Древние греки оставили глубочайший след во всех областях культуры. Достаточно напомнить, что греческая (финикийская) письменность лежит в основе большинства современных алфавитов.

Огромное воздействие имела древнегреческая архитектура. Самым важным в любом здании, по мнению греков, являлась гармония — согласованность и стройность всех его частей. Архитектору разработали правила строительства, определили, как должны соотноситься различные части здания, например высота и толщина колонны с размером крыши. Эти правила называются ордером — порядком. Главных ордеров было два — дорический и ионический. Одни из самых красивых в мире зданий находятся в Афинах, на Акрополе. Главные храмы Акрополя — Эрехтейон и Парфенон. В Парфеноне содержится, по преданию, тайна божественной гармонии, установленная его создателями — архитекторами Иктином и Калпиратом.

Не менее знаменита греческая скульптура. К V в. до н.э. греки научились в совершенстве изображать в скульптуре человеческое тело. Великим скульптором Эллады был афинянин Фидий. Особенно прославили его статуя Афины для Акрополя и статуя Зевса в храме Олимпии. В Афинах был славен также род скульпторов Праксителей. Одному из Праксителей принадлежит статуя Афродиты, в которую юноши влюблялись как в живую девушку.

В Древней Греции из празднеств в честь Диониса, бога виноградарства и виноделия, зародился театр. До сих пор на сценах всего мира идут трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида и комедии Аристофана. В своих произведениях они поднимали вечные темы, Волнующие людей и тысячелетия спустя.

Древняя Греция стала родиной философии. Основы представлений об общих закономерностях мира заложены Фале сом, Гераклитом, Пифагором, Демокритом, Сократом, Платоном, Аристотелем.

Еще одним вкладом греков в мировую культуру стали Олимпийские игры — спортивные состязания, проводив-шиеся раз в четыре года в честь бога Зевса в городе Олим¬пия.

Культура Греции оказала колоссальное влияние на куль-туру Рима. Римляне, считавшие себя учениками и последо-вателями греков, позднее сами достигли больших высот в этой сфере.

Религиозные представления древних греков и римлян были сходными. Они поклонялись многим богам. Боги были неразрывно связаны с природой и людьми. Главные боги, по мнению греков, жили на горе Олимп, поэтому их религию часто называют олимпийской. Римляне относились к рели¬гии очень практично, поэтому они поклонялись и богам дру¬гих народов, если те приносили им удачу.

В I в. н.э. на востоке Римской империи возникло новое вероучение — христианство. Оно сложилось как течение в иудаизме, но его распространение связано с глубоким кризисом прежних представлений о мире. Христианство признает лишь одного Бога, который является абсолютным властелином и творцом мира.

Христианство, свидетельствовавшее об окончательном отрыве человека от природы и отделении индивидуума от коллектива, также стало мировой религией.

В отличие от иудаизма христианство обещало спасение всем людям независимо от их национального и социального происхождения.

Первоначально христианство было верой низших слоев населения и рабов. Римские власти жестоко преследовали последователей новой веры. Однако их ряды росли. Христиане объединялись в общины во главе с епископами. Объединение общин называлось христианской церковью. Этим же словом обозначали и храмы христиан. Ко второй половине III в. христианство превратилось в мощную силу: христиан было много среди воинов, среди состоятельных людей, чиновников. В конце IV в. христианство стало государственной религией Римской империи.

С самого начала в христианстве возникло множество течений, представители которых вели яростную борьбу между собой. Так, споры вызывало учение о Троице. Бог представляется христианам в виде единства Бога Отца, Бога Сына (Христа) и Бога Святого Духа. Все три лица Троицы равны и едины. Этот догмат (неопровержимая истина) вошел в Символ веры — краткий свод вероучения, принятый на Первом Вселенском соборе в городе Никея в 325 г. Однако борьба внутри христианской церкви продолжалась и после Никейского собора.

2. Культура Индии.

Наиболее известные памятники архитектуры раннего Средневековья находятся в Аджанте и Эллоре. Аджанта прославилась главным образом настенными росписями буддийских монастырей. Храмовые комплексы Эллоры известны своими скульптурами, среди которых выделяются изваяния слонов в натуральную величину.

Завоевание Северной Индии в X — XII вв. мусульманами принесло новые для Индии культурные традиции Средней Азии, Ближнего Востока, Ирана. В Индии стали строиться сооружения с арками, куполами и сводами. Появились и новые типы сооружений — мечети, минареты, мавзолеи.

Велик вклад Индии и в науку. Так, исключительно важным стало создание десятичной системы счисления. Индийскими учеными была создана таблица для вычисления местонахождения планет. Ученый и астроном Ариабхата высказал мысль, что Земля — шар и вращается вокруг своей оси. Многие астрономические труды индийских ученых переводились на арабский язык. Благодаря этому идеи, заложенные в них, проникали и в другие страны.

Географические и политические границы мира ислама.

Арабские племена часто воевали друг с другом, однако человеку по имени Мухаммед (ок. 570 — 632) удалось объединить арабов под знаменем веры в единого Бога.

Мухаммед стал основателем третьей, после буддизма и христианства, мировой религии — ислама.

Мухаммед, живший в Мекке, проповедовал веру в Аллаха и призывал выполнять богоугодные дела — например, выкупать рабов на волю, помогать бедным, сиротам и вдовам. В 622 г. он вынужден был бежать в соседний город Ясриб (позже — Медина).

Объединив в Медине своих последователей, Мухаммед повел борьбу с Меккой, которая в 631 г. закончилась заключением мира. Мекканцы признали власть Мухаммеда и приняли его учение. Постепенно к учению Мухаммеда примкнули все арабские племена. С целью распространения ислама по всему миру арабы начали военные действия против Византии и Ирана.

Арабские завоевания. После смерти пророка Мухаммеда арабы стали выбирать правителей из числа его сподвижников и родственников. Они получали титул халифов — заместителей пророка, или посланников Аллаха. Халифы сосредоточили в своих руках духовную и светскую власть. Первые четыре халифа продолжили наступление на соседние земли. К этому арабов толкал также рост численности племен, которые уже не могли прокормиться на Аравийском полуострове, жажда добычи. Основной силой завоевателей была великолепная кавалерия.

В 633 г. начался поход на Иран. К 651 г. арабы овладели всем Ираном. В 636 — 642 гг. были завоеваны восточные провинции Византии — Сирия, Палестина и Верхняя Месопотамия. К концу VII в. пали ее владения в Северной Африке. Не раз арабы осаждали и сам Константинополь, но отчаянное сопротивление вынуждало их отступать. Через Гибралтарский пролив арабские завоеватели вторглись на Пиренейский полуостров. В 711 — 718 гг. они уничтожили Вестготское королевство. Вся Испания, за исключением горной территории на севере, перешла под власть мусульман. Продолжались и завоевания на Востоке. Арабы заняли Среднюю Азию, часть Индии, разгромили китайцев в битве при Таласе в 751 г., но дальше не пошли.

Арабский халифат. После четырех первых халифов власть над арабами и всей завоеванной территорией захватил род Омейядов из Мекки (661 — 750). Омейяды перенесли столицу Арабского халифата в Дамаск. Огромная территория халифата была разделена на пять наместничеств во главе с эмирами.

Заселяя завоеванные земли, арабы смешивались с местным населением. Постепенно арабский язык получал все большее распространение. Арабы не закрывали христианские и иные храмы, не препятствовали жителям исполнять в них религиозные обряды, однако все немусульмане были обложены неподъемными налогами, от которых освобождались только те, кто переходил в ислам. Поэтому через несколько веков некогда христианские страны — такие как Египет, Сирия, Па¬лестина — стали исламскими, а их жители начали говорить по-арабски. В ислам было обращено население Ирана, Средней Азии, Северо-Западной Индии, но здесь сохранились местные языки. Ислам распространился и на другие, не входящие в халифат земли.

И все же единство мусульман было непрочным. Приверженцы четвертого халифа А ли ибн Али Талиба — двоюродного брата и зятя пророка Мухаммеда — считали Омейядов изменниками общему делу во имя Аллаха. Ислам распался на два течения. Сторонников Али стали называть шиитами, а сторонников Омейядов и других халифов — суннитами, поскольку помимо Корана они считали священной книгой Сунну.

Суннитов было больше, чем шиитов, но в некоторых областях (например, в Иране и Ираке) шииты преобладали. В разных концах халифата происходили восстания как против арабской власти, так и против Омейядов. В конце концов Омейяды были свергнуты и почти все истреблены.

В 750 г. власть в Халифате захватила династия Лббасидов — потомков дяди Мухаммеда. Столица была перенесена в город Багдад на Тигре. При новой династии завоевания почти прекратились. Лишь в Средиземном море флот арабов захватил многие острова и юг Италии, разорял берега Южной Европы.

Распад халифата. С начала IX в. Арабский халифат вступил в период распада. Слишком велика была его территория, слишком разные там жили народы, с разным уровнем развития. Эмиры постепенно превращались в хозяев своих провинций. Первой отпала Испания, где возник Кордовский халифат. Затем отделились Марокко, Алжир, Египет, Средняя Азия, Иран, Аравия.

В 1055 г. Багдад был взят турками-сельджуками, пришедшими из Средней Азии и покорившими весь Ближний Восток. Халиф при сельджуках был только духовным главой мусульман, потеряв светскую власть. В 1258 г. Багдад взяли монголы, казнившие халифа. До 1517 г. халифы жили в Каире. После завоевания Египта турками-османами титул халифа принял на себя турецкий султан.

Арабская культура. Арабы усвоили и развили многие знания и традиции покоренных ими народов. Арабский язык стал языком литературы и науки.

При Омейядах Дамаск был украшен роскошными дворцами и мечетями, наиболее известной из которых стала мечеть халифа Валида (мечеть Омейядов), перестроенная из собора Св. Иоанна.

4.Подведение итогов. Фронтальный опрос

- Какие мировые рилигии Вы знаете, охарактеризуйте их?

- Особенности Запада и Востока в эпоху расцвета Средневековья? (10 минут)

5. Домашнее задание. Самыгин П.С., стр. 56,59,69-70 Артёмов В.В. стр.63-69 (7 минут)

Ключевые слова конспекта: Будда, буддизм, хинаяна, бхаванна, махаяна, ламаизм.

Буддизм — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее в середине 1-го тысячелетия до нашей эры в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама (563-483 гг. до н. э.), впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни. После смерти Будды его наиболее выдающиеся последователи собрались г. Раджагрихе, чтобы утвердить основные положения учения. Буддизм, сохранив ряд положений индуизма (тезисы о переселении душ, о карме), отверг другие — признание природного неравенства людей и пантеон индуистских богов.

буддизм

Каждый, кто исповедует буддизм, должен соблюдать пять обязательных требований: не лгать, не красть, не причинять зла ближнему, воздерживаться от чувственных излишеств и алкоголя. В отличие от других религиозных систем, где на первом месте стоит коллективный культ бога, т. е. определенная обрядность; в буддизме преобладает бхаванна — индивидуальный культ. Он заключается в постепенном Самоуглублении путем медитации и размышлений о сути веры. Именно так, в результате размышления и созерцания, ушел из жизни Гаутама.

Образ Будды

В дальнейшем, завоевав миллионы последователей в странах Азии, буддизм утратил свои позиции на территории Индостана и фактически исчез. Простота исполнения обрядов обусловила широкое распространение буддизма в различных странах мира. Первой страной, в которую попало учение Будды, было Кушанское царство, связанное с севером Индии тесными экономическими связями. Именно в этой гористой стране сформировался тот тип буддизма, который завоевал мир. Идеи Будды тем не менее принимались. Но массы не устраивал факт того, что они не могут увидеть своего нового бога, которым они сделали учителя.

В настоящий момент основное число последователей буддизма живет в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Непале, Бутане, Китае (а также китайское население Сингапура и Малайзии), Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже, Мьянме (Бирма), Таиланде, Лаосе, Тибете. А также в нашей стране: в Бурятии, Калмыкии, Туве. С момента основания буддизм сильно изменился, особенно в школе махаяны и потерял первоначальную этику, а в ряде стран инкорпорировал местные божества и практики (ламаизм).

Будда

Читайте также: