Брунеллески воспитательный дом кратко

Обновлено: 07.07.2024

Кватроченто — этап Раннего Возрождения в Италии — триумфальный период в истории искусства. Поражает щедрость, преизбыточность художественного творчества, хлынувшего как из рога изобилия. Можно подумать, что никогда столько не строили, не ваяли, не расписывали, как в Италии XV века.

Понадобилось бы много страниц, не только чтобы рассказать обо всех знаменитых мастерах кватроченто, но хотя бы их перечислить. По давно сложившейся исторической традиции зачинателями искусства Раннего Возрождения считаются три художника.

Первый - флорентиец Мазаччо, художник мужественного, энергичного стиля, умерший совсем молодым, но успевший заслужить славу основоположника кватрочентистской живописи.

Второй основоположник ренессанского стиля - скульптор Донателло.

Третий - архитектор и скульптор Брунеллески. Он создал архитектуру, вполне светскую по духу, изящно простую, гармонических пропорций, где как бы совсем исчезает ощущение тяжести камня, борьбы сил, сопротивления материала. Элементы античного ордера у Брунеллески переосмыслены по-новому, превращены в прелестную декорацию. Самые характерные для него постройки — капелла Пацци с воздушным легким портиком и Воспитательный дом во Флоренции, в котором весь нижний этаж оформлен в виде приветливой открытой лоджии-галереи. Тип лоджии с полукруглыми арками и широко расставленными тонкими колоннами утвердился потом в архитектуре внутренних дворов ренессансных палаццо. Эти палаццо, обычно трехэтажные, сложенные из грубо отесанных (рустованных) каменных квадров, с фасада выглядят довольно суровыми, имитируя крепостной замок, но их внутренние дворы изящны. Есть особенная поэтичность в этих двориках, окруженных двойным ярусом колоннад, где современному посетителю чудятся тени Ромео и Джульетты.

Филиппо Брунеллески (1377-1446) Воспитательный дом итал. Ospedale degli Innocenti Двор мужской части приюта Флоренция

И Мазаччо, и Донателло, и Брунеллески работали в первой половине XV века во Флоренции. Флорентийская школа и во второй половине столетия оставалась ведущей. Она была, можно сказать, лабораторией художественных идей, которые подхватывались и перерабатывались другими школами.

Филиппо Брунеллески

Архитектор, скульптор, изобретатель и ученый Филиппо Брунеллески (Filippo Brunelleschi) был настоящим новатором и гением своего времени. Он внес неоценимый вклад в культурное наследие не только Италии, но и всего мира. Неповторимый облик Флоренции был создан во многом благодаря архитектурным шедеврам Брунеллески. Путешественникам, оказавшимся в этом удивительном городе, стоит обязательно посмотреть выдающиеся работы мастера и ощутить свою причастность к высокому искусству Раннего Возрождения.

Биография

Будущий великий творец родился в 1377 году. В отличие от других флорентийских художников он был выходцем из не простой семьи ремесленников.

Мать, Джулиана Спини (Giuliana Spini), принадлежала к знатному, богатому роду. Отец, Брунеллеско ди Липпо Лапи (di ser Brunellesco di Lippo Lapi), был почетным гражданином Флоренции, известным нотариусом, активно участвовавшим в политической жизни города, и выполнявшим важные дипломатические миссии.

Как и надлежало детям из состоятельных семей, Филиппо получил блестящее гуманитарное образование. С ранних лет он обучался латыни, словесности, литературе, богословию. Юноша проявлял незаурядный талант к точным наукам, усердно штудировал арифметику, геометрию и физику, удивляя позже своими познаниями знаменитого ученого Паоло Тосканелли (Paolo dal Pozzo Toscanelli). Еще в молодом возрасте разносторонне одаренный Филиппо увлекался живописью, и вместе с тем конструировал и мастерил всевозможные приспособления и технические новинки.

Любовь к творчеству определила жизненный путь Брунеллески, решившего посвятить себя ювелирному делу, которое в средние века было тесно сопряжено с искусством скульптуры и архитектуры.

Приобретая профессию, он практиковался в рисовании, лепке, гравировании, обучался у знаменитого ювелира Линардо ди Маттео Дуччи в Пистойе (Pistoia), и быстро преуспел в выбранной стезе. В 1398 году стал членом флорентийской гильдии искусств Арте делла Сета (Arte della Seta). В 1402 году уехал в Рим, где несколько лет скрупулёзно осваивал принципы и особенности сооружений античных времен.

Вернувшись в родной город, Филиппо Брунеллески быстро завоевал огромный авторитет и уважение со стороны жителей Флоренции. Долгие годы на него была возложена функция главного архитектора, занимавшегося планированием городской среды и выполнявшего важные правительственные заказы.

Создатель научной теории перспективы

Несмотря на то, что документальных подтверждений теоретических разработок и открытий Брунеллески не сохранилось, именно ему приписывается авторство идеи прямой перспективы. Благодаря его новаторскому взгляду на искусство мастерам XV века и последующих столетий открылся способ передачи глубины пространства и наружного объема.

В своих теоретических изысканиях Филиппо Брунеллески, опираясь на достижения античных творцов и известные ему тезисы технических наук, собрал в единую систему разрозненные представления о линейной перспективе. Он вывел законы трех измерений, симметрии и пропорции, которые распространялись как на живопись, так и на архитектуру. Для последней их применение было особенно важным, так как позволяло создать объемное изображение зданий, учесть все особенности и сложности конструкций, до начала строительных работ.

Без знаний перспективы невозможна работа современных художников, скульпторов, архитекторов и инженеров.

Скульптурные работы

Создание скульптурных произведений относится к раннему этапу творчества Брунеллески. Не все творения удалось сохранить. Так, например, изваяние Марии Магдалины, выполненное из дерева для украшения церкви Санто-Спирито (basilica di Santa Maria del Santo Spirito), сгорело в страшном пожаре 1471 года.

Чувственная, утонченная фигура Спасителя была создана, по приданию, в результате творческого спора с лучшим другом Брунеллески, Донателло (Donatello).

Произведение отличается оригинальностью, реалистичностью и свободой композиционного решения. Несмотря на то, что Филиппо не выиграл конкурс, бронзовый рельеф был признан работой, заслуживающей наивысших оценок. Ценители искусства могут увидеть его в Национальном музее Барджелло во Флоренции (Museo nazionale del Bargello).

Самые знаменитые архитектурные творения

Самые знаменитые архитектурные творения авторства мастера Филиппо Брунеллески находятся, конечно, во Флоренции.

Купол Брунеллески (Cupola del Brunelleschi)

Главное произведение мастера во Флоренции, принесшее ему невероятную известность, – купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре (la Cattedrale di Santa Maria del Fiore).

Чертеж собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции

В этом монументальном творении воплощена гениальная инженерная мысль: при гигантских размерах восьмигранной конструкции (ее высота составляет 90 метров) удалось создать легкость, гармоничность, простоту и ясность форм. Возведение купола началось в 1420 году и завершилось спустя 14 лет. В ходе беспрецедентного строительства молодой архитектор, не имевший ранее опыта работы с такими масштабными объектами, придумал и реализовал несколько уникальных приемов, обеспечивших устойчивость и надежность сооружения:

Более того, архитектором были разработаны специальные механизмы с шестеренками, облегчающие поднятие многотонных строительных материалов на огромную высоту. Брунеллески тщательно продумал мельчайшие детали и вспомогательные приспособления. Он разработал систему водостоков, внутренних лестниц и проходов. Его авторству принадлежат чертежи фонаря с эдикулами (полукруглыми выступами), венчающего конструкцию.

Чертежи купола Брунеллески

Беломраморное сооружение на вершине купола было завершено уже после смерти архитектора под руководством Антонио Манетти (Antonio Manetti) и Бернардо Росселлино (Bernardo Rossellino).

Вид на собор и купол Брунеллески во Флоренции

Купол Брунеллески считается не просто одной из самых популярных достопримечательностей, а главным архитектурным символом Флоренции. Ежедневно тысячи туристов поднимаются на его смотровую площадку, преодолев более 460 ступенек, и наслаждаются с высоты птичьего полета великолепным панорамным видом.

  • Узнать больше интересных фактов про Брунеллески можно во время авторской обзорной экскурсии с гидом Натальей Колесниковой. Рекомендую!

Воспитательный дом

Параллельно с работой над куполом Дуомо (el Duomo) Брунеллески руководил проектированием и строительством других объектов, например, Ospedale degli Innocenti – Воспитательного дома для сирот, оставленных родителями. В стенах заведения должны были располагаться комнаты для младенцев, учебные классы и ремесленные мастерские, позволяющие детям приобрести профессию. Строительные работы начались в 1419 году и, из-за недостатка финансирования, закончились лишь в 1445 году, уже при участии ученика Брунеллески, Франческо делла Луна (Francesco Della Luna).

Воспитательный дом для сирот во Флоренции – проект Брунеллески

Стилистика здания и лоджии приюта оказала огромное влияние на развитие не только итальянской, но и мировой культуры, став эталоном архитектуры Раннего Возрождения. В основу концепции были положены новаторские идеи, рожденные мотивами древнеримского, готического и романского зодчества.

Фасад первого этажа 70-метровой постройки представляет собой воздушную аркаду, опирающуюся на изящные коринфские колонны, выполненные из темного серого камня. Этот необычный цветовой эффект, придающий сооружению динамику и ритмичность, впоследствии часто заимствовался флорентийскими архитекторами. Цельность и законченность композиции создается благодаря широкой лестнице, соединяющей здание с просторным двором. Боковые пролеты без аркад рождают ощущение монументальности и основательности.

Оспедале дельи Инноченти расположен на площади Святейшего Благовещения (piazza della Santissima Annunziata), в историческом центре Флоренции. На протяжении нескольких веков в стенах здания продолжало функционировать благотворительное учреждение. Помимо художественного музея сегодня здесь располагаются женские и детские приюты, ясли, школа материнства. Посещение Воспитательного дома входит во многие экскурсионные программы, вызывая большой интерес и восторг у туристов.

Сакристия в базилике Сан-Лоренцо

Здание старинной флорентийской церкви Сан-Лоренцо (Basilica di San Lorenzo), сооруженное еще в 393 году, во времена святого Амвросия Медиоланского, было обновлено и перестроено в XI веке.

базилика Сан-Лоренцо во Флоренции

В процессе реконструкции базилика приобрела романский стиль архитектуры, не лишившись при этом ранневизантийских зодческих идей. В начале XV века властями города было принято решение об очередном преобразовании обветшавшего храма, не имевшего тогда купола и состоявшего из трех небольших нефов.

Над созданием проекта реконструкции трудился Филиппо Брунеллески. Архитектор соорудил сакристию (ризницу), а также продумал, как можно расширить пространство здания, оформив планировку в виде латинского креста. Им были разработаны модели и эскизы фамильных капелл для представителей клана Медичи, купол базилики, варианты внутреннего и внешнего убранства стен. К 1429 году значительная часть работ была уже выполнена, но не закончена полностью из-за внезапной смерти Джованни ди Биччи де Медичи (Giovanni di Bicci de’ Medici), заказчика проекта. Дальнейшая реконструкция осуществлялась спустя несколько лет, под руководством другого архитектора – Микелоццо ди Бартоломео (Michelozzo di Bartolomeo), который несколько изменил творческие замыслы Брунеллески.

Капелла Пацци

Сооружение капеллы Пацци (Cappella dei Pazzi) в базилике Санта-Кроче (basilica di Santa Croce), названной в честь заказчика проекта – флорентийского состоятельного аристократа Андреа Пацци (Andrea de Pazzi), представляет собой одно из самых грациозных и изящных архитектурных произведений мастера.

Капелла Пацци во Флоренции, архитектор Филиппо Брунеллески

Церковь Санта-Мария-дельи-Анжели

Ораторий Санта-Мария-дельи-Анжели (Santa Maria degli Angeli) – очередная масштабная архитектурная работа Брунеллески в области церковного зодчества, которую, к сожалению, мастеру не удалось завершить.

Церковь Санта-Мария-дельи-Анжели архитектор Филиппо Брунеллески

Модель здания была создана в 1434 году. Архитектор с готовностью приступил к работе, но спустя три года строительство пришлось приостановить из-за нехватки денежных средств и развязавшейся войны между Луккой и Флоренцией. Брунеллески возвел лишь стены, высотой 4.5 метров. По утверждению некоторых историков сохранились копии чертежей великого мастера. В XVIII-XIX веках предпринимались неоднократные попытки восстановить здание церкви. Последняя реконструкция проводилась в 30-40-х годах прошлого столетия.

Церковь Санто-Спирито

Нынешнее здание базилики Санто-Спирито (Basilica di Santa Maria del Santo Spirito) стало настоящим символом эпохи Раннего Возрождения.

Церковь Санто-Спирито – символ эпохи Раннего Возрождения

Старый храм возвели на месте древнего монастыря, относящегося еще к XIII столетию. После разрушительного пожара, случившегося в XV веке, было принято решение о его глобальной реконструкции. Авторство чертежей и макетов новой церкви принадлежит Брунеллески. По замыслу архитектора фронтальная часть постройки должна была смотреть на реку Арно, однако плотно стоящие жилые дома и узкие улицы не позволили реализовать этот план. Мастер приступил к работе в 1436 году, возведение базилики завершилось уже после его смерти, спустя 18 лет, при участии Антонио Манетти (Antonio Manetti) и других учеников Брунеллески.


Планировка здания выполнена в форме латинского креста. Ощущение объемности и цельности конструкции создается благодаря полукруглым нишам, размещенным по периметру строения вместо прямоугольных боковых капелл. Ритмичное чередование колоннад и арочных сводов способствует динамике, архитектурной насыщенности, рождает глубину и визуальное расширение пространства.

  • Рядом с базиликой находится недорогой и вкусный ресторан Osteria Santa Spirito, берите на заметку.

Особенности архитектурного стиля

К сожалению, Брунеллески удалось завершить не все работы, но каждый проект творца увековечил его имя, став образчиком ренессансной архитектуры раннего периода, органично сочетавшей в себе средневековые традиции и классические элементы.

Лучший из мастеров Флоренции ушел из жизни в 1446 году, в почтенном возрасте 69 лет. Его творчество, объединившее монументальность и поэтичное изящество, высокое искусство и научную обоснованность замыслов, открыло новую эпоху и определило вектор развития архитектуры Раннего Возрождения. Стиль Брунеллески отличается ясной логикой композиционного решения и гармоничностью визуального облика. Система пропорций, идеальная строгость геометрических форм, применение линейной перспективы, внимание к деталям и мелким декоративным элементам, – все эти революционные для средневековья приемы породили новые эталоны красоты в искусстве.

Чертежи, Воспитательный дом во Флоренции или детский приют Инноченти

Параллельно с постройкой купола Санта Мария дель Фиоре Брунеллески работал и над целым рядом других сооружений. Самым ранним и совершенно самостоятельным творением его следует считать дом и лоджии детского приюта (или воспитательного дома) Оспедале дельи Инноченти во Флоренции. Эта постройка была начата по модели, изготовленной Брунеллески в 1419 году, и закончена его учеником Франческо делла Луна в 1445 году, то есть за год до смерти автора модели.

В архитектурных чертах приюта Инноченти видны зачатки стилевых положений, позднее развитых Брунеллески и его школой в ряде сооружений.

Легкий двухэтажный прямой фасад. Гладь стены верхнего этажа прорезывают тринадцать прямоугольных окон с античными фронтонами над ними. Лаконичный, скромный архитрав разделяет этажи. Основную центральную часть нижнего этажа образует портик из десяти изящных коринфских колонок с перекинутыми между ними арочками, обрамленными простым, легким архивольтом. Над колоннами, между двумя соседними арочками, помешены круглые медальоны — мотив, часто употреблявшийся Брунеллески.

Введение в фасад подобной аркады позволило архитектору значительно облегчить нижний этаж и достигнуть известной остроты композиции. Верхний этаж оказался, таким образом, значительно более тяжелым. Помимо того, стало возможным организовать за колоннами своеобразную лоджию, поднятую на несколько ступеней над улицей. Одновременно оказались несколько отодвинутыми вглубь входные двери.

Брунеллески не мельчит, не дробит архитектурные массы. Наоборот — он их обобщает, выравнивает.

Проектируя фасад, архитектор преследовал еще и такую цель: дать достаточно монументальное, выразительное обрамление той небольшой площади, на которую выходит здание, пространственно сочетать пропорции площади с пропорциями сооружения.

План дома тщательно прорисован, внутренние помещения и дворы — их взаимное расположение, их пространственная связь — детально продуманы архитектором и находятся в соответствии с фасадной организацией.

Это обстоятельство представляется особенно существенным, если вспомнить, что на высших этапах развития Ренессанса проблема внутреннего пространства и ритма отдельных его элементов стала играть исключительно важную роль.

Рассматривая здание воспитательного дома во Флоренции в целом, следует отметить, что здесь Брунеллески впервые разрешил задачу сооружения здания, к которому были предъявлены требования, выдвинутые новой эпохой, новой социальной структурой, — здания с большим количеством отдельных мелких помещений, преимущественно общественно-жилого порядка, здания, более других близкого к типу дворцов-особняков.


Наиболее полно выявились особенности нового архитектурного направления в построенном Брунеллески Воспитательном доме (Оспедале дельи Инноченти — приют невинных).

Начат в 1419 г. по заказу цеха шелкопрядильщиков и ювелиров, членом которого был и Брунеллески; в последний раз имя Брунеллески упоминается в документах 1424 г., когда выстроен наружный портик, а внутри была возведена лишь часть стен. В 1427 г. строителем Воспитательного дома на три года был назначен Франческо делла Луна, работавший также в 1435—1440 гг. Согласно свидетельству предполагаемого автора анонимной биографии Брунеллески — Антонио ди Туччо Манетти — Франческо делла Луна принадлежит крайняя южная постройка (около 1430 г.), нарушившая пропорции фасада и замысел Брунеллески.

Воспитательный дом был открыт в 1445 г. Он построен из кирпича, стены и своды оштукатурены. Колонны, архивольты, междуэтажные тяги и все орнаментальные элементы сделаны из местного известняка (macigno). Терракотовые барельефы с изображением спеленутых младенцев выполнены Андреа делла Роббиа.

Воспитательные учреждения и приюты для подкинутых детей были еще в средневековье, обычно в церковных и монастырских комплексах. В эпоху Возрождения их число сильно вырастает, отражая гуманность и светский характер новой культуры. Оспедале дельи Инноченти Брунеллески явился первым крупным общественным зданием подобного типа, стоящим обособленно и занимающим видное место в городе.

Композиция этого сложного комплекса, объединявшего в себе жилые, хозяйственные, общественные и культовые помещения, ясно строится вокруг центрального двора (установить точно назначение отдельных помещений Воспитательного дома невозможно, однако размещение входов, лестниц, комнат и их размеры подсказывают, что основные обслуживающие помещения (кухня, столовая, жилье прислуги, комнаты администрации и приема детей) были расположены в первом этаже, в непосредственной связи с нижними лоджиями двора; спальни же детей и воспитателей и помещения для занятий находились на втором этаже по периметру двора).

Флоренция. Воспитательный дом, 1419—1444гг. Брунеллески

Флоренция. Воспитательный дом, 1419—1444гг. Брунеллески

Открытая на площадь Сантиссима Аннунциата лоджия, повторяющая главный мотив дворовой аркады в монументальном масштабе и с более богатыми деталями, связывает Воспитательный дом с городом. Древнему мотиву арочной колоннады Брунеллески придал облик приветливого, гостеприимного вестибюля, открытого на площадь и всем доступного. Это подчеркнуто пролетами широко расставленных стройных колонн и упругих полуциркульных арок лоджии, приподнятой на девяти ступенях по всей ее длине. Главной темой всей композиции является аркада и потому Брунеллески не акцентирует центр фасада.

Флоренция. Воспитательный дом. Фасад с площади Сантиссима Аннунциата

Фасад здания, расчлененный на два неравных по высоте этажа, отличается простотой форм и ясностью пропорционального строя, за основу которого принята ширина пролета аркады лоджии. Укрупненные членения главного фасада, его ширина (глухие боковые пристройки заметно нарушили пропорции фасада, чрезмерно удлинив здание и усложнив его композицию) и размер пролета аркады лоджии приняты Брунеллески с учетом размеров площади и восприятия здания со значительного расстояния (аркады вокруг небольшого внутреннего двора в полтора раза меньше наружных).

Легкость и прозрачность лоджии, ее изящество были бы немыслимы без конструктивного новаторства, проявившегося здесь. Выбранный Брунеллески парусный свод, давно забытый в Италии, обладал всеми необходимыми статическими качествами: при тех же размерах основания и высоте подпружных арок, что и у крестового свода, он имел большую стрелу подъема и, следовательно, меньший распор. Это позволило сделать его значительно более тонким и легким, чем крестовый свод. Металлические тяги, расположенные в нижней части арок, связывающие колонны со стеной, помогали погасить значительную долю распора. Высокая стена второго этажа, нагружающая аркады лоджии, и заполнение пазух между арками в большей степени локализовали остальную часть распора свода.

Антаблемент, лежащий непосредственно на архивольтах аркады и на больших коринфских пилястрах, обрамляющих крайние пролеты, объединяет всю композицию не только по горизонтали, но и по вертикали. Составляя единое целое со стеной, в которой фриз условно выделен неизменным профилем, словно рамой обегающим его со всех сторон, этот антаблемент передает на аркаду нагрузку второго этажа. Легкая гладкая стена второго этажа, прорезанная метрическим рядом простых окон с треугольными фронтонами и увенчанная скромным и легким карнизом, подчеркивала глубину и просторность защищенной от солнца лоджии.

Композиционный замысел, ясно отражающий общественное назначение здания, тектоничность и простота форм, четкость пропорционального строя и соответствие застройке площади придают этому первенцу нового направления в зодчестве гармоничность, роднящую его с архитектурой античной Греции. Несмотря на то, что во всем фасаде Воспитательного дома нет ни одного элемента, непосредственно заимствованного из античных памятников, здание близко к ним по характеру благодаря своей ордерной системе, соотношению несомых и несущих частей и облегченным кверху пропорциям.

Лоджия Воспитательного дома способствовала формированию нового типа аркад, пропорции, членения и формы которых подчинены логике ордерного построения. Постепенно такие аркады стали обычными для архитектуры XV в. и в Тоскане и за ее пределами (второй двор монастыря Санта Кроче, двор монастыря Сан Марко, двор палаццо Строцци и других дворцов во Флоренции, лоджия аббатства в Фьезоле, госпиталь в Пистойе и др.; со второй половины XV в. аркады этого типа строятся по всей стране, например дворцы в Губбио и Урбино).

Читайте также: