Бронзовый век кратко самое главное

Обновлено: 04.07.2024

Временной период с конца 4 до начала 1 тысячелетия до нашей эры, когда человек узнал, что такое бронза, и научился обрабатывать этот металл, изготавливая из него орудия труда и оружие, называют бронзовым веком. В этот период человек научился выращивать домашний скот, перемещаясь с места на место, стал поливать растения, которые выращивал, обрабатывая свои земли, изобрел письменность и стал использовать рабов, принуждая их к тяжелому труду.

В Средней Азии в этот период люди стали переплавлять медь в сочетании с оловом. Основными занятиями этого времени были орошаемое земледелие и скотоводства. В этот период стали развиваться различные ремесла. Но особенно примечательно, что человек изобрел гончарный круг и стал лепить из глины и других природный материалов посуду. Хорошо развита была и торговля.

В Европе люди занимались преимущественно скотоводством: коневодством, содержанием коз и овец. При этом скотоводы постоянно перемещались по обширным европейским степям. Это способствовало тому, что разные племена активно общались друг с другом, обмениваясь достижениями в хозяйственной деятельности, культурой и языком. Люди в этот период стали хоронить умерших в земле, создавая над могилами огромные курганы.

В качестве средства перемещения люди стали использовать лошадей. Лошадь впрягали в повозку или ездили на ней верхом. В это время были изобретены колесницы – древние повозки. Постепенно скотоводство становилось оседлым.

Люди стали добывать медь, используя каменные орудия труда: молотки, зубила. Но люди замечали, что медь была мягкой и непрочной. Поэтому ее стали переплавлять вместе с оловом. Так появилась бронза.

Бронзовый век: первые цивилизации и появление письменности

Месопотамия, Мохенджо Даро и Древний Египет — ключевые культуры Бронзового века. Разберемся, как жили и почему погибли первые цивилизации.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.


Историк, культурный антрополог, педагог, глава направления гуманитарных наук школы Le Sallay International Academy







🤔 Чтобы начать обсуждение Бронзового века, вспомним географию его цивилизаций. Определите, на территории каких современных государств располагались эти древние цивилизации

Бронзовый век (4 тысячи лет до н.э. — 13–11 вв. до н.э.).

🌊 В этот период сформировались важные очаговые культуры, часть из них — у плодородных рек.

✅ Египет вдоль Нила и Месопотомия вдоль Тигра и Евфрата — это территории современных Ирака, Сирии, Турции и Ирана.

✅ Мохенджо-Даро вдоль Инда. Нужно иметь в виду, что она не соответствует современной культуре Индии и была уничтожена нашествием арийцев. Культура сохранилась только в лице народов дравидийской языковой семьи на юге Индии и севере Пакистана. Все остальное заселили арийцы, говорящие на индоевропейских языках — хинди и санскрите.

✅ Китай вдоль Хуанхэ — Желтой реки.

✅ Мезоамерики, где самая интересная культура — ольмеки (Мексика).

🐴 Помимо речных и оседлых культур, появляются скотоводческие — речь о Средней Азии и степей от Дуная до Китая. Они оставили мало информации о себе, потому что постоянно перемещались. Кочевники были врагами земледельцев и постоянно совершали на них набеги.

🧐 Как только люди пришли к производящему хозяйству, их группы увеличились до нескольких сотен человек. Потом — до тысячи, 10, 20, 40 и даже 60 тысяч человек в одном или нескольких близких поселениях.

❗️ Такие сообщества уже не могли существовать без структуры. В период Бронзового века появилось понятие государства. Государство могло быть разным: олигархическим (власть в рамках малочисленной группы), монархией, конгломератом отдельных городов.

🛡 Начались социальные расслоения: те, кто защищают остальных, те, кто работают, и те, кто записывают ход событий. К высшим слоям относились жрецы, воины, вельможи и чиновники, к средним — свободные общинники, к низшим — рабы.

👧🏻 Надо отметить, что это была эпоха не классического рабства, а патриархального. Рабами часто называли своих же родственников. Женщины, дети, младшие братья и сестры — все они были имуществом господина. Если он вдруг не мог выплатить долг, его семью могли продать в рабство. При этом сам он оставался свободным.

☝️ Рабы считались продолжением тела господина. Например, если кто-то из вавилонян (жителей Месопотамии) убивал раба, ему за это могли отрубить руку.

✍️ В Бронзовом веке появилась письменность — не для записи длинных текстов, а для подсчетов. Все первые таблички в разных культурах — это бухгалтерские счета. Постепенно возникли разные типы письма: иероглифы, клинопись и даже первые буквы.

🤝 Налаживались связи и торговля, появились деньги, законы, развивалось строительство (начали применять кирпич). Распространилась идея хранения и накопления ценных продуктов, обмен.

⛵️ Хотя массово люди перемещались мало, торговцы выезжали за пределы своих государств — пусть и недалеко. Благодаря им у жрецов и будущих ученых появилась возможность записывать истории.

🌎 К концу Бронзового века египтяне знали, что есть Средняя Азия, а китайцы — что есть Индия. Изолированной оставалась только Мезоамерика.

Бронзовый век — первый период после каменного века. Продолжался от 3500 лет до 1100 лет до н. э. Однако у различных культур бронзовый век наступил в разное время, так что в разных точках планеты эти временные рамки могут отличаться. Как бы то ни было, считается, что люди начали использовать бронзу 3500-3000 лет до н.э. В это время закончился последний период каменного века энеолит или медный век, после чего наступила эпоха бронзовой культуры.

Название бронзовому веку дало главное изобретение человека в это время. После открытия меди и олова, человек научился создавать их сплав (бронзу), что дало новый толчок к развитию и усовершенствованию предметов труда и охоты. Всего выделяют три этапа бронзового века — ранний, средний и поздний. На раннем этапе зона культур, была относительно небольшой, однако с ходом времени всё больше и больше территорий, заселённых людьми, перенимало металлургию с использованием бронзы, превращая её буквально в повсеместную.


Как известно, холодная ковка меди появилась ещё в предыдущем — медном периоде. Стоит отметить, что учёные до сих пор не могут однозначно ответить, каким образом древним людям удалось догадаться, что медь можно обрабатывать при помощи огня и плавления. Как одно из предположений: кусочки меди, которые оказались в породе или которые остались после холодной ковки, попали в сильный костёр и впоследствии расплавились. Люди это увидели и стали использовать огонь для того, чтобы плавить медь и создавать таким образом более современные изделия. Но и тут возникают вопросы. Дело в том, что температура горения костра достигает разве только 700 градусов, тогда как температура плавления меди превышает 1000 градусов. Случайно ли было открыто плавление меди, например, в результате длительного нахождения кусочков в самом эпицентре возгорания или при горении каких-либо сильногорючих материалов, или каким-то другим способом, но факт остаётся фактом. Люди обнаружили такую особенность меди и придумали новый способ обработки.

Где именно впервые был изобретён способ получения бронзы остаётся спорным вопросом, однако, судя по археологическим данным, первые изделия из меди с примесью олова обнаружены в Ираке и Иране. Данные находки датируются IV тысячелетием до н.э. Также древние бронзовые изделия, датирующиеся примерно тем же временем, найдены на Северном Кавказе и в Анатолии. Это может говорить о том, что открытие бронзы могло произойти одновременно в нескольких местах.


Социальная сторона человеческого общества в бронзовом веке продолжала развиваться. В обществе заметны всё большие различия между богатыми и бедными. Зажиточные люди начинают отделять себя от бедных слоёв, появляются первые богатые дома. Зачастую вокруг этих домов строятся другие богатые дома, организуя таким образом зажиточные районы, вокруг которых вырастают поселения обычных людей, занимающихся сельским хозяйством, животноводством, различными ремёслами. Таким образом растёт количество крупных городов. Помимо ремёсел активно развивается торговое дело, которому способствует переход человека от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию, а также производство изделий из меди и бронзы. Скупка и продажа изделий из металла, а также самих материалов приобрела значительных размах. Помимо изделий, которые изготавливались из практичных соображений, то есть для труда и охоты, большое распространение получили предметы украшений. Также считается, что в бронзовом веке зарождается первая письменность, которая оказалась необходима людям, которые теперь жили не маленькими поселениями, независимо друг от друга, а в больших городах, которые сообщаются с другими городами, ведут с ними торговлю и другие дела.

Бронзовый век — первый период после каменного века. Продолжался от 3500 лет до 1100 лет до н. э. Однако у различных культур бронзовый век наступил в разное время, так что в разных точках планеты эти временные рамки могут отличаться. Как бы то ни было, считается, что люди начали использовать бронзу 3500-3000 лет до н.э. В это время закончился последний период каменного века энеолит или медный век, после чего наступила эпоха бронзовой культуры.

Название бронзовому веку дало главное изобретение человека в это время. После открытия меди и олова, человек научился создавать их сплав (бронзу), что дало новый толчок к развитию и усовершенствованию предметов труда и охоты. Всего выделяют три этапа бронзового века — ранний, средний и поздний. На раннем этапе зона культур, была относительно небольшой, однако с ходом времени всё больше и больше территорий, заселённых людьми, перенимало металлургию с использованием бронзы, превращая её буквально в повсеместную.


Как известно, холодная ковка меди появилась ещё в предыдущем — медном периоде. Стоит отметить, что учёные до сих пор не могут однозначно ответить, каким образом древним людям удалось догадаться, что медь можно обрабатывать при помощи огня и плавления. Как одно из предположений: кусочки меди, которые оказались в породе или которые остались после холодной ковки, попали в сильный костёр и впоследствии расплавились. Люди это увидели и стали использовать огонь для того, чтобы плавить медь и создавать таким образом более современные изделия. Но и тут возникают вопросы. Дело в том, что температура горения костра достигает разве только 700 градусов, тогда как температура плавления меди превышает 1000 градусов. Случайно ли было открыто плавление меди, например, в результате длительного нахождения кусочков в самом эпицентре возгорания или при горении каких-либо сильногорючих материалов, или каким-то другим способом, но факт остаётся фактом. Люди обнаружили такую особенность меди и придумали новый способ обработки.

Где именно впервые был изобретён способ получения бронзы остаётся спорным вопросом, однако, судя по археологическим данным, первые изделия из меди с примесью олова обнаружены в Ираке и Иране. Данные находки датируются IV тысячелетием до н.э. Также древние бронзовые изделия, датирующиеся примерно тем же временем, найдены на Северном Кавказе и в Анатолии. Это может говорить о том, что открытие бронзы могло произойти одновременно в нескольких местах.


Социальная сторона человеческого общества в бронзовом веке продолжала развиваться. В обществе заметны всё большие различия между богатыми и бедными. Зажиточные люди начинают отделять себя от бедных слоёв, появляются первые богатые дома. Зачастую вокруг этих домов строятся другие богатые дома, организуя таким образом зажиточные районы, вокруг которых вырастают поселения обычных людей, занимающихся сельским хозяйством, животноводством, различными ремёслами. Таким образом растёт количество крупных городов. Помимо ремёсел активно развивается торговое дело, которому способствует переход человека от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию, а также производство изделий из меди и бронзы. Скупка и продажа изделий из металла, а также самих материалов приобрела значительных размах. Помимо изделий, которые изготавливались из практичных соображений, то есть для труда и охоты, большое распространение получили предметы украшений. Также считается, что в бронзовом веке зарождается первая письменность, которая оказалась необходима людям, которые теперь жили не маленькими поселениями, независимо друг от друга, а в больших городах, которые сообщаются с другими городами, ведут с ними торговлю и другие дела.

Читайте также: