Бронзовый и ранний железный век на территории россии кратко

Обновлено: 25.06.2024

В неолитическую эпоху помимо традиционных техник изготовления и обработки каменных, костяных и деревянных орудий широкое распространение получает керамика. Появление керамики является зачастую главным признаком неолита.

В неолитическую эпоху произошло выделение и развитие такого феномена, как производящее хозяйство. К нему относится скотоводство и земледелие. Наряду с освоением огня это одни из важнейших достижений человека. Зачатки производящего хозяйства появились еще в мезолите на территории Ближнего Востока, но распространение на территории Евразии оно получило в эпоху неолита, вызвав изменения во всей жизни человека, поэтому еще этот феномен носит название неолитической революции.

Завершение каменного века пришлось на эпоху энеолита. Иногда энеолит относят уже к бронзовому веку, но сам смысл названия эпохи наиболее точно объясняет характер периода. Энеолит – означает медно-каменный. Итак, в начале использования металлов еще долгое время в ходу был и камень. В связи с этим сложно выявить, когда именно можно говорить о наступлении медно-каменного века, а следом за ним бронзового? Самые древние металлические изделия относятся к неолиту, от $VII$ до $V$ тысячелетий до н.э. в зависимости от региона. По характеру обработки первые металлические изделия выполнены из самородков. С $IV$ тысячелетия медные и бронзовые изделия распространяются на территории современной России, начиная с юга, и уже повсеместно вытесняют каменные.

Готовые работы на аналогичную тему

Неолит на территории России

Как уже было сказано, новый каменный век характеризуется появлением и развитием производящего хозяйства.

$4,5$ тыс. лет назад на территории современной европейской России климат вновь изменился – наступило похолодание, вследствие которого увеличилось количество хвойных лесов. Широколиственные леса уменьшились, это означало уменьшение количества прокорма для травоядных животных, питавшихся травой и кустарниками.

Люди постепенно начали прикармливать животных, с течением времени смогли приручить некоторые виды. Одомашнивание стало первым шагом к развитию скотоводства. С изменением флоры и фауны, а также количества населения увеличились потребности в пище растительного происхождения. Это привело к появлению земледелия.

Проживание человека становится более оседлым.

Усложнение и разнообразие деятельности человека привело к росту потребности в сырье для изготовления орудий. Зачастую заселенность региона определялась доступностью сырья. Появились разработки месторождений. Известны обширные разработки горной породы в верховьях Волги и в Новгородской области. Качественное сырье становилось предметом обмена.

Значительно возрастает важность рыболовства в неолитическую эпоху. Это доказано многочисленными находками – гарпунами, крючками, в Приангарье использовались грузила виде двухголовых рыб.

В неолите получило массовое распространение ткачество, существовали примитивные ткацкие станки.

Выше уже упоминалось о развитии керамики. Следует отметить, что для территории Европы в целом и России в частности в неолите распространена керамика ленточного типа или техники выбивания, а обжиг проводился на костре. Отличительной особенностью керамики являлось орнаментирование. По виду орнаментов разделяют археологические культуры неолитической эпохи.

Большое влияние на людей, населявших территории современной России оказали племена, относившиеся к культурам буго-днестровской и линейно-ленточной керамики. Они освоили земледелие и животноводство, являясь периферией культур более благоприятного для присваивающего хозяйства региона Южной и Центральной Европы.

Территория между Днепром и Волгой имела зоны степи и лесостепи. Население этого региона в эпоху неолита занималось охотой и рыболовством, земледелие развито было слабо. В этом регионе существуют две группы археологических культур. Первая представлена горнокрымской и сурской культурой. Для нее характерно охота, рыболовство, но также и скотоводство. Керамика обладает характерным видом – остроконечные сосуды, при этом они слабо орнаментированы или совсем не имеют декора. Вторая группа археологических культур включает в себя днепро-донецкую культурную общность, ракушечноярскую культуру, а также сероглазовскую, среднедонскую, самарскую и волго-уральскую культуры. Для второй группы характерно большее развитие скотоводства при сохранении охоты и рыболовства. Значительно выше разнообразие керамики – гребенчатые или накольчатые орнаменты.


Лесная зона Восточной Европы до развитого неолита характеризуется охотой, рыболовством и собирательством. Производящее хозяйство постепенно появляется к развитому неолиту. Известно достоверно об одомашнивании в лесной зоне эпохи неолита только собаки. Археологически трудно разделить неолитические находки от раннеметаллических на северных территориях.

Культуры раннего неолита на европейской территории России представлены ранней валдайской, нарвской, верхневолжсокй, среднедонской, ранним этапом деснинской и др. Значительное влияние на поздний лесной неолит сыграли племена ямочно-гребенчатой керамики. Располагались они на Верхнем Поволжье, а также между Волгой и Окой. Важной культурой позднего неолита на рассматриваемой территории является волосовская, ее материалы свидетельствуют о переходе к энеолиту. Поселения были долговременными, что означает оседлость, очень высока была организация присваивающего хозяйства, усложненный погребальный обряд означает изменения в обществе и мировоззрении.

Слабее изучен неолит Сибири. Главной особенностью можно назвать долгое сохранение техник мезолита в обработке орудий. В позднем неолите из общего этнокультурного массива Западной Сибири выделились несколько видов археологических культур: гребенчатая, гребенчато-ямочная, ташбулатовская, прибельская, кошкинская и боборыкинская. Неолитическая эпоха Восточной Сибири изучена еще более слабо. Основная информация касается Приморья, Приамурья и Прибайкалья. Поздний этап прибайкальского неолита сливается с энеолитом, для этого периода уже характерно имущественное расслоение, развитие керамики, но нет свидетельств оседлости.

На Дальнем Востоке выделение земледелия произошло в конце неолита.

Развитие религиозных представлений шло по пути, намеченному в мезолите и ранее. Важен культ природы и предков, поклонение матери. В южных регионах более распространены солярные и культы плодородия. Для лесной зоны характерен также культ покровителей охоты, животных и духов. Все эти представления выражались в изобразительном искусстве, живописи и мелкой пластике.

Энеолит и бронзовый век на территории России

Переход к использованию металлов стал закономерным следствием развития производящего хозяйства. Для этого необходимо было иметь запасы продуктов питания на определенное время, чтобы заниматься изготовлением трудоемких изделий из металла без риска умереть от голода. Следовательно, закономерно начало использования металла в южных регионах с наиболее благоприятными климатическими условиями для земледелия.

Первый металл, освоенный человеком – медь. Она легко поддается и холодной обработке, но при этом из-за мягкости изделия из меди не могли полностью заменить каменные. Кроме того, медь была значительно реже распространена по сравнению с традиционными каменными породами.

Использование меди усилило обмен между человеческими общностями. К центрам металлургии на территории современной России можно отнести Кавказ, оттуда медь распространялась севернее, способствуя обогащению тех, кто жил рядом с месторождениями.

Лесостепная зона Украины и Молдавии в $III$ тыс. до н.э. представлена трипольской культурой. Земледелие в этом регионе быстро выдохлось за счет обеднения почвы, и на рубеже $II$ тыс. до н.э. представители трипольской культуры перешли к пастушескому скотоводству. Медь они получали из прикарпатского металлургического центра.

Зона степей представлена древнеямной культурой. Свое название она получила от особенностей погребений. Племена этой культуры занимались пастушеством, это объясняет смены места жительства. Характерной чертой племен этой культуры является воинственность, позже они вытеснили своих противников – трипольцев.

Бронзовый век пришел на смену энеолиту. Бронза – это сплав меди с оловом или иными добавками. Она обладает более выгодными качествами по сравнению с медью. Изделия из бронзы более твердые и острые. В Европе в связи с тяжелыми климатическими условиями бронзовый век не привел к существенным переменам в человеческом обществе. Только на юге бронзовые изделия возможно поспособствовали разложению первобытного строя.

Для России бронзовый век оказал влияние на Кавказ. Это хорошо иллюстрирует известная майкопская культура $II$ тысячелетия до н.э. Племена Кавказа тесно контактировали с наиболее развитыми регионами Передней Азии, в особенности с цивилизациями Междуречья. От них они переняли имущественное разделение и выделение родоплеменной знати, пример тому – курган под Майкопом, в котором был захоронен племенной вождь. Это захоронение очень богатое, его украшения из серебра, золота, драгоценных камней выполнены мастерами явно из других регионов (Средняя и Малая Азия, Иран).

Степная зона бронзового века представлена земледельческо-скотоводческими племенами. Археологические культуры этого региона – катакомбная и срубная. Лесная зона представлена традиционными охотниками и рыболовами, хотя в междуречье Волги и Оки развилось оседлое скотоводство, а в Поволжье еще и земледелие.

Для бронзового века характерно постепенное разделение хозяйственных специализаций. Скотоводческие племена были кочевниками, быстро увеличивались за счет частого объединения в племенные союзы. Таким образом, земледельцы часто оттеснялись скотоводами, и были вынуждены развивать формы обработки земель в условиях леса или лесостепи. Так появилось подсечно-огневое земледелие. Постепенно получило преобладание использование лесного перелога.

Если изобретение бронзы значительно способствовало прогрессу человеческой материальной культуры, то не менее важный шаг вперед был сделан с введением в обиход железа.

ПЕРЕХОД ОТ БРОНЗОВОГО ВЕКА К ЖЕЛЕЗНОМУ ВЕКУ

Самый технологичный металл

Золото впервые подвергли рафинированию, к нему впервые были применены технологии гидрометаллургии и металлотермической обработки.

ПЕРЕХОД ОТ БРОНЗОВОГО ВЕКА К ЖЕЛЕЗНОМУ ВЕКУ

«…Говорить о начальном периоде использования железа в древние времена почти невозможно: тайна, окутывающая его истоки, не позволяет делать предположения, отличные от мнения археологов, сложившегося на сегодняшний день. Золото, серебро, медь, олово и бронзу использовались человеком раньше железа, но именно приход железного века более, чем что-либо другое, направил человечество по пути цивилизации. Использование нового металла действительно стало причиной значительного изменения положения человека, что, в общем, соответствует заключительному этапу доисторического периода.

История возникновения и развития черной металлургии.

железный метеорит

Медь и бронза были удобным материалом для сосудов и утвари, но недостаточно тверды для инструментов и оружия. Хотя археологами было обнаружено значительное количество бронзовых мечей, вероятно они по большей части употреблялись как рапиры, поскольку бронза слишком хрупка для рубящих ударов. Только после того как меч был сделан из железа, он стал грозным оружием. Аналогичным образом дело обстояло с земледельческими инструментами: только с изобретением железного плуга земледелие вступило на новую ступень развития. Как мы видели, железо начало использоваться много позднее, нежели бронза. Оно было известно в Малой Азии и Месопотамии по крайней мере с 1300 г. до н.э. После 1000 г. до н.э. его использование распространилось в Кобан, в Северокавказский регион. Наиболее ранние железные изделия как в Центральной России, так и на Украине могут датироваться 900 г. до н.э. Как раз около этого времени железо было введено в Греции.

Гальштатская культура. Поселения (реконструкция): 1 — городище Гейнебург; 2 — гальштатская оборонительная стена в разрезе

В центральной Европе начало железного века, известное как гальштатская культура

(Гальшта́тская культу́ра — археологическая культуражелезного века, которая развивалась в Центральной Европеи наБалканахна протяжении около 500 лет (примерно с 900до 400годы до нашей эры), восходя к культуре полей погребальных урн. Основными носителями гальштатской культуры были кельты, на Балканах — также иллирийцыи фракийцы [] .),

Великая Венея – так давно тому назад называлась территория Западной Европы, куда племена славян и ариев переселялись из Семиречья в поисках новых земель для обитания, постепенно заселяя земли к западу от Уральских гор. Вот, что рассказывают нам Славяно-Арийские Веды об одном из таких переселений:

Ведический символ. Остров Готланд, Швеция, Vaskinde 4-6 в.
Ведический символ. Остров Готланд, Швеция, Havor 4-6 в.
Ведический символ. Остров Готланд, Швеция, Vaskinde 4-6 в.
Ведический символ. Остров Готланд, Швеция, Hellvi 4-6 в.
Ведический символ. Остров Готланд, Швеция, Martebo 4-6 в.

В 1857 году Великобритании при раскопках у моста Челси нашли бронзовый кельтский щит, украшенный спиралями, кругами и 27 свастиками. Современные учёные отнесли его к кельтской латенской культуре (первая половина I тыс. до н.э.), распространённой по всей центральной и западной Европе (Франция, Швейцария, Испания), на Балканах, в Малой Азии, Британии и Ирландии. Эта культура почему-то названа по имени селения Ла Тен (La Tene) в Швейцарии.

Свастика на кельтском щите, Англия, 1 в. до н.э – 1 в. н.э.
Свастика на кельтском щите, Англия, 1 в. до н.э – 1 в. н.э. (деталь).
Свастика в церкови Кэнфилд, Canfield church, Эссекс, Великобритания.
Свастика на урне для праха, Великобритания 5 в.
Свастика на броши, Норфолк, Великобритания, 6 в.
Свастика на детали упряжи, Великобритания, 6 в.
Свастика на урне для праха, Великобритания, 7 в.
Свастика на броши, Великобритания, 8 в.
Свастика на стеле, остров Мэн, Великобритания, 9 в.
Свастика на копье, Германия, 1 в.

На территории современной Германии тоже находят славяно-арийские ведические символы, что не удивительно. Ведь до 11-12 веков там жили славяне – племенные союзы лужичан, лютичей и бодричей, пока их полностью не уничтожили тевтонцы, до основания разрушив святые для них города-храмы Аркона (о. Рюген) и Рет-Ра и присвоив себе славянские города, слегка изменив их названия. Липск стал Ляйпцигом, Дроздяны – Дрезденом, Стрелец – Штрелицем, Зверин – Шверином, Микулин Бор – Мекленбургом.

установилось в первой половине первого тысячелетия до н.э. Во второй половине тысячелетия развилась более богатая и тонкая культура железа,

ПЕРЕХОД ОТ БРОНЗОВОГО ВЕКА К ЖЕЛЕЗНОМУ ВЕКУ

известная как культура латен. Ее обычными носителями были кельты. Около 500 г. до н.э. началась экспансия кельтов в юговосточной Европе, и с нею распространилась латенская культура. В первой четверти третьего столетия до н.э. кельты

достигли Западной Украины, Бессарабии и Балканского полуострова. Так же как это было с медью и бронзой, железо входило в обиход лишь постепенно. Во многих регионах железные инструменты сначала лишь заменяли бронзовые.

Орудия железного века

Это справедливо и для развития железной культуры по территории России. Хотя железные изделия появились как в Центральной России, так и на Украине около 900 г. до н.э., как мы это видели, должны были пройти столетия до прихода подлинного железного века в эти края. Следует отметить, что в России естественные условия были более благоприятны для развития железной индустрии, нежели медной и бронзовой. Железные залежи днепровского бассейна залегали слишком глубоко для эксплуатации путем примитивной техники, но на Западной Украине и в Центральной и Северной России было много поверхностных или близких к поверхности земли залежей руды, в основном вблизи озер и топей. Как славяне, так и финны начали использовать местные железные руды только около начала христианской эры.

Однако путь любого меча или ствола пушки всегда начинался гораздо раньше металлургического горна и, тем более, кузницы. Любой металл — это в первую очередь топливо (уголь или кокс для его выплавки), а во вторую очередь — сырьё для его производства. Здесь я сразу должен расставить акценты. Почему топливо — это первоочередное условие, а сама железная руда так смело отодвинута мной на второй план? Всё дело в логистике процессов перевозки руды и топлива, необходимых для производства железа в средние века. Ведь основным, причём наиболее качественным топливом для выплавки средневекового, кричного железа, служил древесный уголь. Даже сейчас, в современный просвещённый век, задача получения качественного древесного угля является отнюдь не такой простой, как это кажется на первый взгляд. Наиболее качественный древесный уголь получается только из очень ограниченного количества пород дерева — из всех достаточно редких и медленно растущих твёрдолиственных пород (дуб, граб, бук) и из архетипической русской берёзы. Уже из хвойных — сосны или ели древесный уголь получается гораздо более хрупким и с большим выходом мелочи и угольной пыли, а пытаться получить хороший древесный уголь из мягколиственных осины или ольхи практически нереально — выход годного падает по сравнению с дубом почти в два раза.

Топливо в Древней Руси есть, и с избытком. А что на Русской платформе с железом? А вот с железом есть вопросы. Качественной железной руды на Русской равнине нет.

Руда в это время выплавлялась примитивными методами, во рвах и в ямах. В период антов, с четвертого по седьмое столетие н.э., железная индустрия значительно усовершенствовалась на юге, уже использовались плавильные печи. В начале железного века черноморские степи контролировались киммерийцами, народом, схожим с фракийцами. В седьмом веке до н.э. киммерийцы были заменены скифами, которые мигрировали в Южную Россию из Казахстана. Скифы представляют, конечно, не первую волну евразийских кочевников, достигших черноморских степей с востока, но они первые, о ком мы имеем определенную информацию. Скифское движение на запад должно было сопровождаться в течение времени многочисленными вторжениями иных кочевников. Поэтому кажется логичным скоординировать план нашего краткого обзора культурных сфер Евразии в киммерийскую и скифскую эпоху с направлением основных миграций. Поэтому нужно обратиться сначала к Сибири и Казахстану, затем к Кавказу и Крыму, а потом исследовать археологическую базу черноморских степей и Центральной и Северной России.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

С незапамятных времен Уральские горы были своеобразным "перекрёстком", на котором пересекались пути великих народов. Арии и угры, тюрки и хунну, славяне и монголы – на протяжении многих тысячелетий они заключали союзы и враждовали, уничтожали друг друга и растворялись друг в друге, порождая новые этносы. Пересказать эту многовековую историю в двух словах попросту невозможно. Но я всё же попробую.

Палеолитическая фауна давно уже канула в Лету, но отдельных её представителей, изваянных в натуральную величину, можно увидеть на территории палеопарка, открывшегося в конце 2020 года на берегу озера Шарташ в Екатеринбурге

Палеолитическая фауна давно уже канула в Лету, но отдельных её представителей, изваянных в натуральную величину, можно увидеть на территории палеопарка, открывшегося в конце 2020 года на берегу озера Шарташ в Екатеринбурге

Шигирский идол – древнейшая деревянная скульптура в мире. Глазами этого изваяния на нас смотрит эпоха мезолита. Ныне он находится в экспозиции Свердловского областного краеведческого музея

Шигирский идол – древнейшая деревянная скульптура в мире. Глазами этого изваяния на нас смотрит эпоха мезолита. Ныне он находится в экспозиции Свердловского областного краеведческого музея

Древние наскальные рисунки – писаницы – яркий и очень самобытный отголосок эпохи неолита. Их изучение позволяет глубже понять мироощущение наших далёких предков

Древние наскальные рисунки – писаницы – яркий и очень самобытный отголосок эпохи неолита. Их изучение позволяет глубже понять мироощущение наших далёких предков

Аркаим – лишь одно из множества поселений Страны Городов, возникшей в южноуральских степях за 2 тысячи лет до нашей эры

Аркаим – лишь одно из множества поселений Страны Городов, возникшей в южноуральских степях за 2 тысячи лет до нашей эры

Чуть сложнее дался следующий шаг — переход от бронзы к железу. Железо — вообще не очень удобный материал. В самородном виде оно почти не встречается, поэтому его нужно выплавлять из руды. К тому же, оно имеет более высокую температуру плавления, чем бронза, и менее пригодно для литья. Вдобавок, ещё и ржавеет. Но при всем при этом у железа есть одно неоспоримое преимущество: изготовленные из него орудия труда долговечнее, а оружие – прочнее и, к тому же, лучше держит заточку. И если во многих других регионах переход от бронзы к железу произошёл отчасти вынужденно – из-за истощения месторождений олова – то на Урале, всегда славившемся своими подземными богатствами, этот процесс происходил вполне осознанно, как дальнейшее развитие мастерства древних металлургов. Не для кого не секрет, что железная руда встречается в природе гораздо чаще медной и оловянной. Когда технология выплавки железа перестала быть местным ноу-хау и стремительно распространилась по всему миру, производство железа неожиданно оказалось настолько выгодным занятием, что его освоили даже в лесах Среднего и Северного Урала. С началом железного века примитивные домны для выплавки металла стали неотъемлемой частью уральских поселений – в первую очередь, поселений гамаюнской и иткульской культур, представители которых оставили нам в память о себе многочисленные изделия из меди, бронзы и железа. Клад из почти полусотни таких предметов был найден группой школьников в 1940 году на Азов-горе близ Полевского , хорошо известной всем по сказам уральского писателя Павла Петровича Бажова.

Литые фигурки из клада, найденного школьниками на Азов-горе в 1940 году. Все они прошли через руки древних металлургов – представителей иткульской культуры

Литые фигурки из клада, найденного школьниками на Азов-горе в 1940 году. Все они прошли через руки древних металлургов – представителей иткульской культуры

Пермь Великая и город Чердынь стали для русских князей своеобразными "ключами" от Уральских гор и, впоследствии, Сибири

Пермь Великая и город Чердынь стали для русских князей своеобразными "ключами" от Уральских гор и, впоследствии, Сибири

На страницах этого канала я всегда старался уделять много внимания истории и археологии Урала. Помимо тех статей, ссылки на которые я разбросал по тексту, вас, возможно, заинтересуют и другие мои рассказы на эту тему. К примеру, я писал о весьма необычном, живописном и по-своему уникальном капище Бей-Таш на озере Большие Аллаки . Или о Чердыни, которая после присоединения Перми Великой к Московской Руси стала главным оплотом для первых походов русских дружин за Каменный Пояс . А совсем недалеко от уральской столицы, Екатеринбурга, и вовсе расположился целый комплекс археологических памятников времен неолита и раннего бронзового века – древние поселения, святилища и металлургические "мастерские", некогда стоявшие на берегах огромного Романовского палеоозера .

Бронзовый век. Новую эпоху в истории нашего края эпоху господства производящего хозяйства открыл бронзовый век (начало II начало I тыс. до н.э.). Как мы помним, к нему только начало переходить волосовское население. Теперь произошли более существенные изменения.

В хозяйстве местных племен ведущее место занимают мотыжное земледелие, скотоводство и металлургия. Охота же и рыболовство отступают на задний план. Бронзовые орудия труда и оружие начали постепенно вытеснять каменные, хотя каменная индустрия все еще прочно удерживала свои позиции.

Бронза более тверда, чем составляющая ее основу медь. А это значит, что, получив бронзу, человек приобрел дополнительные возможности в различных сферах своей деятельности. Развитие получили его техничес­кие навыки и умения.

Центрами производства бронзы в крае, по-видимому, были юго-восточные районы Татарстана. Здесь, по побережью Мензели, Ика, Зая, до сих пор сохранились остатки больших в свое время залежей меди.

Наиболее видными представителями эпохи бронзы Среднего Поволжья считаются так называемые приказанские племена — потомки волосовских племен. Первые их поселения были обнаружены в окрестностях Казани (у сел Займище, Балым, Карташиха, Атабаево).

Приказанские племена жили в XVI-VIII вв. до н.э. О характере их занятий рассказывают археологические находки: прекрасно отшлифованные каменные топоры, долота, тесла, зернотерки, бронзовые мотыги, серпы, ножи-кинжалы, наконечники копий, женские украшения, глиняные горшки, кости различных домашних животных. Это значит, что приказанское население знало строительное, ремесленное, военное дело, земледелие, скотоводство. Сея­ли просо, пшеницу, ячмень, зерно хранили в хозяйствен­ных ямах. Разводили лошадей, коров, овец, коз, свиней.

Поблизости поселков находились, как правило, родо­вые кладбища. Умерших хоронили в ямах головой или ногами к реке, рядом с ними ставили горшки с пищей, орудия труда и предметы домашнего обихода. Это говорит о том, что приказанские племена верили в существование души и ее переселение.

В основном закамские территории современного Татарстана населяли племена срубной культуры (их название связано с тем, что умерших они хоронили в дере­вянных срубах). Срубняки находились примерно на том же уровне развития, что и приказанцы. Однако они являлись для нашей территории пришлыми племенами. Сюда срубняки переселились из более южных областей, где занимались в основном скотоводством. Мотыжное земледелие было развито на припойменных почвах речных долин.

Памятники приказанской и срубной культур отразили в себе серьезные изменения, которые произошли в жизни людей эпохи бронзы. Преобладание произво­дящих форм хозяйства способствовало улучшению жизненных условий. Люди уже полностью не зависели от результатов охоты. Появилась возможность иметь запасы продовольствия, в первую очередь зерна. Домашние животные давали мясо, молоко, шерсть и кожу. Повышение жизненного уровня повлекло за собой рост численности населения. Так, в некоторых поселениях приказанских племен проживало до 500 человек.

Дальнейшее развитие экономики приводит к качественным изменениям в области общественных отношений. Внутри родовых групп выделяются металлурги и литейщики, которые специализировались на изготовлении изделий из бронзы. Резко возрастает роль обмена, особенно с племенами Урала и Западной Сибири, южных степей и Кавказа, откуда привозили металл в виде слитков и готовых изделий. Чаще происходят межплеменные столкновения за богатые природными ресурсами территории. В этих условиях в жизни родовой общины все большую роль начинает играть мужчина: металлург, скотовод и воин. Он и становится во главе рода, возникают большие патриархальные (отцовские) семьи. Женщина занимается теперь лишь домашним хозяйством и воспитанием де­тей. Матриархат уходит в прошлое.

Такие нововведения принес с собой бронзовый век. Первобытное общество существенно продвинулось вперед в своем развитии и приобрело новые черты.

Ранний железный век. Ананьинские племена (VHI-III вв. до н.э.). Мощным фактором развития хозяйства всего древнего общества стало применение же­леза. Этот металл до сих пор является одним из основных материалов в производстве материальных благ.




Для получения железа из руды нужны специальные плавильные печи или горны с искусственным дутьем, в которых должна быть очень высокая температура (1530°). Такую температуру древнейшие металлурги бронзового века в своих примитивных печах и кострах не могли получать.

Поначалу железо считалось дорогим металлом и шло, как и медь, на изготовление украшений. Но затем оно быстро вытеснило бронзу, обладая неоспоримыми над ней преимуществами. Человек получил орудия невиданной прежде остроты и твердости.

Раскопки начались летом 1858 г., в них принимало участие около сотни крестьян из окрестных деревень. За один день было раскопано около 50 погребений. Были найдены украшения, орудия труда, оружие, глиняные горшки и другие предметы. Так был обнаружен новый археологический памятник Ананьинский могильник.

В последующем были проведены более широкие раскопки. Археологи в окрестностях Елабуги, по берегам Волги, Камы, их притоков Вятки, Белой и Ветлуги обнаружили свыше 60 древних поселений и около 30 таких же древних могильников.

С ростом производительности труда у отдельных людей начали накапливаться запасы продовольствия, ценности. Их можно было продавать или обменять, накапливая новые богатства. Так, ананьинцы поддерживали оживленные торговые связи не только со своими соседя­ми, но и более отдаленными племенами и народами. Через посредство скифов к ним проникали даже отдельные вещи греческого и египетского производства. Греческий историк Геродот, живший в V в. до н.э., знал ананьинцев и называл их тиссагетами.

Обогащению служили также войны. В этих условиях общество расслаивается, возникает имущественное неравенство. Вожди племен и старейшины родов стали пользоваться преимуществами, которых раньше не было.

С появлением имущественного неравенства начинается разложение первобытнообщинного строя. Этот процесс хорошо отражен в археологических материалах.

Прямыми потомками ананьинцев были пьяноборские племена. Они проживали на территории Татарстана с рубежа III—II вв. до н.э.

Пьяноборцы продолжали развитие культуры предшествующего населения. Они жили преимущественно в неукрепленных поселках, но во время военной опасности скрывались в специально построенных убежищах.

В обществе пьяноборцев происходил дальнейший рост имущественного неравенства. Основу родоплеменной организации составляли большие патриархальные семьи. Значительное место в жизни общества занимали войны и военное дело. Об этом свидетельствуют многочисленные погребения мужчин с железными мечами, копьями и другим оружием, а также коллективные (братские) могилы воинов, погибших во время ожесточенных межплеменных схваток.

Таким образом, на территории края в эпохи камня, бронзы и раннего железа обитали различные племена. От века к веку менялся их образ, уровень жизни. Была создана сложная родоплеменная организация, совершен переход к производящему хозяйству.

Племена волго-камской, волосовской, приказанской, ананьинской и пьяноборской культур не имели прямого отношения к истории татарского народа. Они относились к группе так называемых поволжских финнов и стали предками современных марийцев, удмуртов и коми.

Вопросы и задания

1. Какие изменения в хозяйственной жизни местных племен произошли в эпоху раннего металла? Проследите эти изменения на примере волосовских и приказанских племен. 2. Племена срубной культуры являлись пришлыми. Попытайтесь объяснить, почему они находились примерно на том же уровне развития, что и приказанцы? 3. Что происходит в эпоху бронзы в области общественных отношений? Почему матриархат в это время уходит в прошлое? 4. Какие племена, жившие на терри­тории Татарстана, первыми вступили в железный век? Обо­снуйте свое утверждение. 5. Почему в условиях железного века учащаются военные столкновения между племенами? Как это проявилось в образе жизни ананьинцев? 6. Чем вы можете подтвердить возникновение в то время имущественного нера­венства между людьми? 7. Почему это неравенство приводит к разложению первобытнообщинного строя? Чем в данном отно­шении примечательно устройство жизни пьяноборских племен? 8. Какие современные народы являются потомками местных племен эпохи камня - раннего железа?

Бронзовый век. Новую эпоху в истории нашего края эпоху господства производящего хозяйства открыл бронзовый век (начало II начало I тыс. до н.э.). Как мы помним, к нему только начало переходить волосовское население. Теперь произошли более существенные изменения.

В хозяйстве местных племен ведущее место занимают мотыжное земледелие, скотоводство и металлургия. Охота же и рыболовство отступают на задний план. Бронзовые орудия труда и оружие начали постепенно вытеснять каменные, хотя каменная индустрия все еще прочно удерживала свои позиции.

Бронза более тверда, чем составляющая ее основу медь. А это значит, что, получив бронзу, человек приобрел дополнительные возможности в различных сферах своей деятельности. Развитие получили его техничес­кие навыки и умения.

Центрами производства бронзы в крае, по-видимому, были юго-восточные районы Татарстана. Здесь, по побережью Мензели, Ика, Зая, до сих пор сохранились остатки больших в свое время залежей меди.

Наиболее видными представителями эпохи бронзы Среднего Поволжья считаются так называемые приказанские племена — потомки волосовских племен. Первые их поселения были обнаружены в окрестностях Казани (у сел Займище, Балым, Карташиха, Атабаево).

Приказанские племена жили в XVI-VIII вв. до н.э. О характере их занятий рассказывают археологические находки: прекрасно отшлифованные каменные топоры, долота, тесла, зернотерки, бронзовые мотыги, серпы, ножи-кинжалы, наконечники копий, женские украшения, глиняные горшки, кости различных домашних животных. Это значит, что приказанское население знало строительное, ремесленное, военное дело, земледелие, скотоводство. Сея­ли просо, пшеницу, ячмень, зерно хранили в хозяйствен­ных ямах. Разводили лошадей, коров, овец, коз, свиней.

Поблизости поселков находились, как правило, родо­вые кладбища. Умерших хоронили в ямах головой или ногами к реке, рядом с ними ставили горшки с пищей, орудия труда и предметы домашнего обихода. Это говорит о том, что приказанские племена верили в существование души и ее переселение.

В основном закамские территории современного Татарстана населяли племена срубной культуры (их название связано с тем, что умерших они хоронили в дере­вянных срубах). Срубняки находились примерно на том же уровне развития, что и приказанцы. Однако они являлись для нашей территории пришлыми племенами. Сюда срубняки переселились из более южных областей, где занимались в основном скотоводством. Мотыжное земледелие было развито на припойменных почвах речных долин.

Памятники приказанской и срубной культур отразили в себе серьезные изменения, которые произошли в жизни людей эпохи бронзы. Преобладание произво­дящих форм хозяйства способствовало улучшению жизненных условий. Люди уже полностью не зависели от результатов охоты. Появилась возможность иметь запасы продовольствия, в первую очередь зерна. Домашние животные давали мясо, молоко, шерсть и кожу. Повышение жизненного уровня повлекло за собой рост численности населения. Так, в некоторых поселениях приказанских племен проживало до 500 человек.

Дальнейшее развитие экономики приводит к качественным изменениям в области общественных отношений. Внутри родовых групп выделяются металлурги и литейщики, которые специализировались на изготовлении изделий из бронзы. Резко возрастает роль обмена, особенно с племенами Урала и Западной Сибири, южных степей и Кавказа, откуда привозили металл в виде слитков и готовых изделий. Чаще происходят межплеменные столкновения за богатые природными ресурсами территории. В этих условиях в жизни родовой общины все большую роль начинает играть мужчина: металлург, скотовод и воин. Он и становится во главе рода, возникают большие патриархальные (отцовские) семьи. Женщина занимается теперь лишь домашним хозяйством и воспитанием де­тей. Матриархат уходит в прошлое.

Такие нововведения принес с собой бронзовый век. Первобытное общество существенно продвинулось вперед в своем развитии и приобрело новые черты.

Ранний железный век. Ананьинские племена (VHI-III вв. до н.э.). Мощным фактором развития хозяйства всего древнего общества стало применение же­леза. Этот металл до сих пор является одним из основных материалов в производстве материальных благ.

Для получения железа из руды нужны специальные плавильные печи или горны с искусственным дутьем, в которых должна быть очень высокая температура (1530°). Такую температуру древнейшие металлурги бронзового века в своих примитивных печах и кострах не могли получать.

Поначалу железо считалось дорогим металлом и шло, как и медь, на изготовление украшений. Но затем оно быстро вытеснило бронзу, обладая неоспоримыми над ней преимуществами. Человек получил орудия невиданной прежде остроты и твердости.

Раскопки начались летом 1858 г., в них принимало участие около сотни крестьян из окрестных деревень. За один день было раскопано около 50 погребений. Были найдены украшения, орудия труда, оружие, глиняные горшки и другие предметы. Так был обнаружен новый археологический памятник Ананьинский могильник.

В последующем были проведены более широкие раскопки. Археологи в окрестностях Елабуги, по берегам Волги, Камы, их притоков Вятки, Белой и Ветлуги обнаружили свыше 60 древних поселений и около 30 таких же древних могильников.

С ростом производительности труда у отдельных людей начали накапливаться запасы продовольствия, ценности. Их можно было продавать или обменять, накапливая новые богатства. Так, ананьинцы поддерживали оживленные торговые связи не только со своими соседя­ми, но и более отдаленными племенами и народами. Через посредство скифов к ним проникали даже отдельные вещи греческого и египетского производства. Греческий историк Геродот, живший в V в. до н.э., знал ананьинцев и называл их тиссагетами.

Обогащению служили также войны. В этих условиях общество расслаивается, возникает имущественное неравенство. Вожди племен и старейшины родов стали пользоваться преимуществами, которых раньше не было.

С появлением имущественного неравенства начинается разложение первобытнообщинного строя. Этот процесс хорошо отражен в археологических материалах.

Прямыми потомками ананьинцев были пьяноборские племена. Они проживали на территории Татарстана с рубежа III—II вв. до н.э.

Пьяноборцы продолжали развитие культуры предшествующего населения. Они жили преимущественно в неукрепленных поселках, но во время военной опасности скрывались в специально построенных убежищах.

В обществе пьяноборцев происходил дальнейший рост имущественного неравенства. Основу родоплеменной организации составляли большие патриархальные семьи. Значительное место в жизни общества занимали войны и военное дело. Об этом свидетельствуют многочисленные погребения мужчин с железными мечами, копьями и другим оружием, а также коллективные (братские) могилы воинов, погибших во время ожесточенных межплеменных схваток.

Таким образом, на территории края в эпохи камня, бронзы и раннего железа обитали различные племена. От века к веку менялся их образ, уровень жизни. Была создана сложная родоплеменная организация, совершен переход к производящему хозяйству.

Племена волго-камской, волосовской, приказанской, ананьинской и пьяноборской культур не имели прямого отношения к истории татарского народа. Они относились к группе так называемых поволжских финнов и стали предками современных марийцев, удмуртов и коми.

Вопросы и задания

1. Какие изменения в хозяйственной жизни местных племен произошли в эпоху раннего металла? Проследите эти изменения на примере волосовских и приказанских племен. 2. Племена срубной культуры являлись пришлыми. Попытайтесь объяснить, почему они находились примерно на том же уровне развития, что и приказанцы? 3. Что происходит в эпоху бронзы в области общественных отношений? Почему матриархат в это время уходит в прошлое? 4. Какие племена, жившие на терри­тории Татарстана, первыми вступили в железный век? Обо­снуйте свое утверждение. 5. Почему в условиях железного века учащаются военные столкновения между племенами? Как это проявилось в образе жизни ананьинцев? 6. Чем вы можете подтвердить возникновение в то время имущественного нера­венства между людьми? 7. Почему это неравенство приводит к разложению первобытнообщинного строя? Чем в данном отно­шении примечательно устройство жизни пьяноборских племен? 8. Какие современные народы являются потомками местных племен эпохи камня - раннего железа?

Читайте также: