Брак в древней греции кратко

Обновлено: 05.07.2024

Семья в Древней Греции считалась основой общества, а вступление в брак – гражданской обязанностью. При выборе невесты жених руководствовался социальным положением ее родственников, приданым, которое давал за ней отец или брат. Чувства редко принимались во внимание, а согласия девушки вообще никто не спрашивал, все решали родители жениха и невесты.

Обряду бракосочетания греки придавали очень большое значение. В доме невесты обязательно совершали жертвоприношения, обряд отлучения девушки от родительского очага, а в доме жениха невесту подводили к очагу, что символизировало ее вступление в новую семью. Размер приданого родители жениха и невесты обсуждали в присутствии свидетелей, хотя никаких письменных записей не делали. В случае развода муж обязан был вернуть жене приданое, чтобы она могла снова выйти замуж.

Отец был главным в семье, женщине отводилась второстепенная роль хозяйки дома. Она должна была следить за работой служанок и рабов, вести домашнее хозяйство. Вся ее жизнь проходила в женской половине дома, принимать участие в общественной и политической жизни она не могла, даже на улицу она могла выйти только в сопровождении рабов и служанок. Бедные женщины иногда были вынуждены заниматься торговлей, но это осуждалось обществом.

После смерти отца его имущество переходило сыновьям или человеку, указанному в завещании. Сын для греков символизировал продолжение рода, поэтому если у мужчины не было собственного сына, то он старался усыновить брата своей жены, мужа дочери или сына дочери, то есть собственного внука. В этом случае усыновленный мужчина считался главой семьи, то есть продолжателем рода и семейных традиций.

У древних греков были сильно развиты семейные культы и традиции. Старшему сыну обычно давали имя отца или деда, дочери – имя бабушки. Детям рассказывали историю семьи, таким образом семейные истории передавались из поколения в поколение.

Какая жизнь ожидала мужчин после свадьбы, и что было уготовлено для девушек? Давайте познакомимся поближе с обычаями и традициями свадьбы в древней Греции и постараемся воссоздать картину прошлых столетий.


Свадебные обычаи древней Греции имеют богатую многовековую историю, любопытные факты и подробности, которые сохранились и дошли до наших дней в виде рисунков на античных вазах. Эти бесценные исторические эпизоды рассказывают, насколько разным было восприятие супружеской жизни между женщинами и мужчинами, насколько разными были законы для жен и мужей. Одним принадлежали господство и все удовольствия мира, другие довольствовались скромным радостями семейной жизни.

Так что же скрывалось за пышной свадьбой с цветами и лентами, колесницами и флейтами, песнями и плясками?

Брак в древней Греции - Суровые законы вступления в брак


В древней Греции девушек выдавали замуж еще до полового созревания, пока они молоды и чисты. Не успев проститься с детскими игрушками, девочки в возрасте до 12 лет были вынуждены покинуть отчий дом и становиться женами юнош или мужчин старшие их на 12-15 лет.

В Древней Греции не знали ни запретов на секс, ни абортов. У каждого грека могло быть столько детей, сколько могла родить жена или жена + любовница. В среднем 10-12 детей. Однако в виду высокой смертности до детородного возраста выживало лишь 1-2 ребенка.

Еще об оной причине раннего вступления в брак мы расскажем чуть позже.


Брак в древней Греции сопровождался подписанием брачного договора, по которому девушка переходила в собственность своему мужу за определенную оплату. До появления чеканных монет в древней Греции использовались различные денежные единицы, находившиеся в обороте в том или ином веке. Это был и скот и натуральные продукты и драгоценные металлы. В зависимости от внешности невесты, ее работоспособности и достатка семьи за девушку могли отдать от 1 до 20 коров или овец или же мешок ячменя или 10-30 сиклей (единица измерения серебром, 1 сикль = 11,4 гр. серебра). С течением времени выкуп невесты носил уже символический смысл. Сегодня у некоторых народов покупка невесты по сей день является обязательным условием свадебного ритуала, даже если она носит обрядово-символический характер.

До современной Греции этот обычай дошел в символическом смысле: как и в России, жених платит выкуп за невесту ее подружкам.


Условно свадьбу в древней Греции можно поделить на три этапа: помолвка, пиршество в доме невесты, пиршество в доме жениха.

По традиции свадьбе в древней Греции предшествовала помолвка. Как говорилось выше, брак - это договор купли-продажи невесты, детали которого - размер оплаты и дата свадьбы - обсуждались на помолвке. Договор подписывался между отцом невесты и женихом, участие невесты при этом не требовалось. По местным обычаям невесту не знакомили с женихом до дня самой свадьбы.

Если заглянуть в историю древней Руси можно найти моменты, которые тесно переплетаются с древнегреческой историей. Так замужество на Руси - это взаимовыгодная сделка, заключаемая между родителями невесты и жениха. Родители девушки выбирали будущего родственника, исходя из сословных и имущественных интересов. На помолвке молодых знакомили, ну а далее - неизбежная свадьба. Мнение девушек, разумеется, при этом не учитывалось, жили по старинному убеждению: стерпится, слюбится.

Современная помолвка в Греции или обручение совершается за несколько месяцев или даже за год до свадьбы. Как и в древности, главная цель помолвки - подписание брачного контракта между родителями жениха и невесты. В этот же день происходит обмен сторон свадебными кольцами, назначается дата свадьбы.

Наряды жениха и невесты


В день свадьбы девушки одевали длинное, украшенное вышивкой, платье с застежками на плечах. Голова покрывалась головным убором или покрывалом (сегодня это называется фата). Наряд мужчины представлял собой прямоугольный кусок материи, также скрепленного на плечах застежками и не сильно отличался от женского.Одежда молодоженов в древней Греции была обязательно белого цвета, как символ чистоты и света. Кстати, традиция надевать на свадьбу белое платье зародилась именно тут.

В современной Греции, помимо белого платья невесты, сохранилась традиция покрывать голову венками: новобрачные надевают тонкие венцы, соединенные между собой шелковой белой лентой, символизирующие единство.

Свадьба в древней Греции

К алтарю молодожены отправлялись на украшенной цветами повозке в сопровождении гостей, флейтистов, барабанщиков и факельщиков.

В первый день праздник начинался в отчем доме невесты и заканчивался в доме жениха. Обязательными атрибутами свадьбы были шумное веселье, песни и пляски, которые, как верили греки, изгоняли злых духов. Актуально создание шума и в современной Греции: на свадьбе к машине привязываются жестяные банки.


Обычай праздновать свадьбу с размахом несколько дней постепенно утратил свою ценность. С течением времени пиршества становились все более скромными и расточительство уже не приветствовалось. Эта традиция дошла и до наших дней

Молодоженов на свадьбе осыпали монетами, финиками, фигами, орехами, что символизировало достаток и счастье в семье. Такая традиция сохранилась во многих странах.

В древней Греции жениху и невесте было непозволительно употреблять алкоголь. Не смотря на то, что вино греки делали отменное, употребляли они его в разбавленном виде. Пьянство считалось позором и каралось общественностью. Однако правила созданы для того, чтобы их нарушать, и нарушались они довольно часто: за стенами городов царила иная нравственность и мораль.

Интимная жизнь после свадьбы


По достижении половой зрелости юные девы, как считают историки, становились похотливыми самками, лишенными сдержанности и самоконтроля. За ними нужно было приглядывать, чтобы они хранили свое целомудрие. Самым верным решением считалось отдать девочку замуж. И до и после женитьбы девушки держались взаперти из страха прелюбодеяния.

Брак в древней Греции - это ничто иное как воспроизводство потомства. Незавидная судьба ожидала девушек после свадьбы: они практически приравнивались к рабыням, в том числе и в сексуальной жизни.

Замужняя женщина занималась хозяйством и воспитанием детей, соблазнительными их назвать было нельзя. Как говорилось в те времена - девочки для дела, мальчики - для удовольствий. Мужья предпочитали удовольствия на стороне - в стране процветали проституция и гомосексуализм.
источник


Брак в Древней Грециибыло основано не столько на личных отношениях, сколько на социальной ответственности. Цель и цель всех браков - воспроизводство, что делает его предметом общественного интереса. Браки обычно устраивались родителями; иногда используются профессиональные сваты. Каждый город политически независим и имеет свои законы относительно брака. Чтобы сделать брак законным, отец или опекун женщины выбирает мужчину, которого судят за брак. Девочки-сироты обычно выходят замуж за дядей или двоюродных братьев и сестер. Зимние свадьбы более популярны из-за важности этого времени для Геры, богини брака. Пара участвует в церемонии, которая включает в себя ритуалы, такие как снятие вуали, но после того, как пара живет под одной крышей, брак узаконивается. Брак считается для женщин официальным переходом из детства во взрослую жизнь.

Исторические документы, доступные по этому вопросу, сосредоточены исключительно на Афинах и Спарте и в основном на высшем классе. Ученые не уверены, были ли эти традиции распространены на всей остальной территории Древней Греции и для представителей низших классов, или же эти документы являются уникальными для этих регионов и социальных классов. Эта информация также в основном относится к классическому периоду. Информации о браке в городе Гортин в древние времена в виде юридического текста Гортинского кодекса мало .

Резюме

Брак в общественных интересах


Законодатели Древней Греции рассматривали брак как предмет общественной озабоченности. Браки должны были быть моногамными. В соответствии с этой идеей герои Гомера по закону никогда не имеют более одной жены, хотя их можно изображать живущими с наложницами или занимающимися сексом с одной или несколькими женщинами. Согласно Платону «s законов , любой человек , который не состоит в браке в возрасте тридцати пяти лет , могут быть наказаны потерей своих гражданских прав и финансовых санкций. Он предполагает, что при выборе женщины мужчины всегда должны учитывать интересы государства, а не собственные желания.

В древней Спарте

В древней Спарте подчинение личных интересов и личного счастья общественному благу настоятельно поощрялось городскими законами. Пример юридического значения брака можно найти в законах Ликурга Спарты, которые требовали возбуждения уголовного дела против тех, кто женился слишком поздно ( график opsigamiou ) или незаконно ( график kakogamiou ), например, против закоренелых холостяков, которые то есть против тех, кто вообще не женился ( график агамиу ). Эти правила основывались на общепринятом принципе, что долг каждого гражданина - воспитать сильного и здорового законнорожденного ребенка для государства.

Спартанцы считали главным объектом брака текнопойю (деторождение). По этой причине, если женщина не имеет детей от собственного мужа, государство должно разрешить ей жить с другим мужчиной. По тому же принципу, чтобы не допустить прекращения родовой линии, спартанскому королю Анаксандриду II было разрешено жить с двумя женщинами. У него было два отдельных очага: это был случай двоеженства, которое, как отмечает Геродот , совершенно не соответствовало спартанским законам или даже эллинским обычаям .

В древних Афинах

Чтобы брак считался законным в Афинах, жених и невеста должны были иметь свободный статус, а после 451 года оба должны были быть законными детьми семей афинских граждан. Затем дети этих союзов считаются законными афинскими гражданами в зрелом возрасте. Хотя свадьбы не были официально признаны в Афинах, богатые метики считаются женатыми окружающими, если они следуют тем же процедурам и церемониям. Эти пары затем ведут себя как любая женатая афинская пара.

В древней Гортине

В Гортинском кодексе содержится информация о законе о браке в древней Гортине . Хотя кодекс посвящен закону, исследователь Сью Бланделл напоминает нам, что мы не должны делать вывод, что это обязательно отражает последовательную практику. Кодекс, по-видимому, касается в основном законности браков, чтобы учесть гражданство и политический статус ребенка. Гражданство детей рабов и свободных женщин зависит от места проживания детей. Дети считаются рабами, если пара живет и растит детей в отцовском доме, делая его собственностью хозяина. Если пара живет и воспитывает детей в доме матери, они считаются свободными. Дети, рожденные от двух родителей-рабов, принадлежат их хозяину.

Брак по договоренности

Брак обычно заключался между родителями жениха и невесты. Мужчина выбрал жену на основании трех факторов: приданого , которое отец невесты дает жениху; его предполагаемая плодовитость и его навыки, такие как ткачество . Как правило, не существует установленного предельного возраста для вступления в брак, хотя, за исключением политических браков, детородный возраст считается надлежащим приличием. Многие женщины выходят замуж в возрасте 14 или 16 лет, тогда как мужчины обычно вступают в брак в возрасте около 30 лет.

Зять и тесть становятся союзниками ( ἔται , etai ) через обмен подарками в рамках подготовки к передаче невесты. Подарки ( δῶρα Dora ) означал союз между двумя домашними хозяйствами. Обмен также показал, что семья женщины не просто продает ее или отвергает; подарки оформляли законность брака. Подарки жениха ( ἕδνα hedna ) обычно состояли из крупного рогатого скота.

Муж может иметь жену и наложницу. Если жена дает согласие, дети наложницы признаются наследниками мужа. Эта практика была предназначена в основном для богатых мужчин с высоким статусом, что позволяло им иметь несколько наложниц и любовниц, но только одну женщину.

Браки также заключаются, когда отцы молодой пары воссоединяются, основывая брак на их интересах развивать бизнес или налаживать союз между семьями, независимо от мнения двоих о вступлении в брак.

Выбор супруга

Согласно афинскому законодательству, гражданину не разрешается жениться на иностранке, и наоборот, под суровым наказанием. Однако близость по крови ( anchisteia ) или инбридинг ( syngeneia ) не была, за редким исключением, препятствием для брака в любой части Греции; линейный спуск был прямым. Таким образом, братьям разрешалось вступать в брак даже с сестрами, гомометриями или рожденными от одной матери, как это сделал Кимон с Эльпиницей , но союзы такого рода, похоже, были плохо приняты.

Наследницы

В Афинах в случае смерти отца без завещания и без детей мужского пола у его наследницы не было выбора в браке. Женщина не была наследницей по современным западным стандартам, поскольку фактически не могла владеть землей, но и не могла быть отделена от нее. Это означает, что каждый мужчина должен был сначала жениться на ней, чтобы владеть землей. По закону она должна была выйти замуж за своих ближайших родственников, обычно за двоюродную сестру или дядю, способную зачать детей. Если наследница и / или ее потенциальный муж состоят в браке, они должны развестись, если только отец не принял меры предосторожности и усыновил мужа своей дочери в качестве наследника до ее смерти. Согласно реформам Солона, пары такого характера должны были заниматься сексом не менее трех раз в месяц, чтобы зачать наследника мужского пола. Если наследница была бедной ( тесса ), ближайшая единственная родственница женится на ней или находит подходящего мужа по ее чину. Когда было несколько сонаследников, они были соответственно женаты на своих родителях, причем самый близкий имел право первого выбора (см. Epikleros). На самом деле наследница со своим наследством принадлежала родственникам семьи, поэтому поначалу отец не мог выдать свою дочь (если она была наследницей) замуж без их согласия. Однако этого не было в более позднем афинском законе, по которому отцу разрешалось распоряжаться своей дочерью по завещанию или иным образом; так же, как вдовы лишались повторного брака по воле своих мужей, которые всегда считались их законными опекунами ( кыриои ).

Такая же практика брака в семье ( ойкос ), особенно в случае наследниц, преобладала в Спарте. Эти женщины были известны как патручи. Леонид женился на наследнице Клемены I , как и ее анхистее , или близкой родственнице, и Анаксандридес , дочери своей сестры. Кроме того, если отец не управлял своей дочерью, королевский двор решает, кто из привилегированных или членов одной семьи должен жениться на наследнице.

Брачный период

Обязательство

Встречи между старейшинами оставались вне политических и правовых норм и оставались на усмотрение и размышление родителей или женщин, сделавших это профессией, называемых промнестриями или промнестридами . Однако эта профессия, похоже, не считалась очень почетной, потому что она слишком близка к профессии сводника ( прогоги ).

В древних Афинах браки заключались между женихом и опекуном ( кириосом ) невесты. Kyrios объявляет , что он позволяет его дочери выйти замуж. Претенденты соревнуются за его руку и приносят подарки или соревнуются в песнях, танцах или играх. Когда жениха выбирают для дочери, жених и отец проходят процесс, называемый engyse ( передача залога в руку ), они обмениваются рукопожатием и произносят ритуальные фразы. Женщина не играет активной роли в процессе энцизиса . После ангиса они дают друг другу связующее обещание перед свадьбой.

Закон Афин гласит , что все дети, рожденные от законного брака, должны быть законными гнесиоями и, следовательно, если они сыновья, isomoiroi имеют право наследования. Таким образом, кажется, что вопрос о браке без мужа приведет к потере наследственных прав, которые зависят от их рождения ex astes kai engyetes gynaikos, то есть от гражданина и жены, состоящих в законном браке . В невесты приданое также дается супругам.

В Спарте, как и в Афинах , помолвка невесты ее отцом или опекуном ( кириос ) является необходимым условием для вступления в брак. Другой обычай, свойственный спартанцам, - похищение невесты ее будущим мужем (см. Геродот, VI, 65), но с согласия ее родителей или опекунов. Однако она не сразу поселилась в доме своего мужа, а тайно сожительствует с ним в течение некоторого времени, пока он официально не приводит ее, часто вместе с матерью, в свой дом. Похожий обычай, по-видимому, преобладал на Крите, где молодые люди, изгнанные из агелы своих собратьев, немедленно женились, но не приводили своих жен домой до некоторого времени. Мюллер предполагает, что детей в этом скрытом отчете звали Партениои .

Свадебное торжество

Празднование брака в Древней Греции состоит из трехчастной церемонии, которая длится три дня: проаулия , которая была церемонией перед браком, гамос , фактический брак, и эполия , церемония после свадьбы. Большая часть свадьбы сосредоточена на опыте невесты. В Афинах большинство свадеб проходит ночью.

Proaulia

Proaulia когда невеста проводит свои последние дни с ее матерью, родственники и друзья готовятся к своей свадьбе. Proaulia , как правило, партия провела у отца невесты. Во время этой церемонии невеста делает различные подношения, называемые протелейей , богам, таким как Артемида , Афина и Афродита . Игрушки посвящены Артемиде девочками-подростками до замужества, как прелюдия к поискам мужа и рождению детей. Ритуал стрижки и посвящения прядки важен. Вполне вероятно, что будущая невеста предлагает этим богиням пояс, который носят с подросткового возраста. Эти подношения означают отделение невесты от детства и ее посвящение во взрослую жизнь и устанавливают связь между невестой и богами, которые обеспечивали ее защиту во время этого перехода.

Гамос

В гамосе это день свадьбы, где ряд церемоний сопровождать передачу невесты из дома своего отца в том , что ее новый муже. Он начинается с жертвоприношения, proteleia , (брачного) для богов, чтобы благословить двух жениха и невесту. Ритуалы дня начинаются с свадебного омовения невесты. Эта ванна символизирует очищение и плодородие. Вода для ванны поступает из особого места или типа сосуда, называемого лутрофором. Затем жених и невеста совершают храмовые подношения, чтобы обеспечить плодотворную будущую жизнь. Свадебный пир между двумя семьями проходит в доме отца невесты, мужчины и женщины сидят за разными столами, женщины сидят и ждут, пока мужчины закончат. Самый важный ритуал в день свадьбы - анакалуптерия , снятие фаты с невесты, знаменующее завершение перехода в семью мужа.


Самая важная часть - свадебный кортеж; колесница, ведомая женихом, везет к нему домой невесту, все еще скрытую в чадре. За ними следуют родственники, которые приносят паре подарки. Дорожка освещена факелами. Предлагаемые подарки расписаны романтическими изображениями свадеб и молодоженов. Вполне вероятно, что эти изображения выбраны, чтобы развеять страх перед женщинами, которые выходят замуж за часто иностранного мужчины. Когда они приходят в дом, их встречает свекровь и проводит прямо в холл дома. В этот момент пару посыпают сухофруктами и орехами, чтобы благословить их и пообещать им плодородие и процветание. Именно в этот момент жених ведет невесту в брачный чертог и ритуально снимает с нее фату.

Epaulia

Спартанская свадьба

Свадьба Гортина

Мало что известно о свадебных церемониях в древней Гортине, но некоторые данные свидетельствуют о том, что невесты могут быть довольно молоды и все еще жить в доме своего отца, пока не смогут управлять своим собственным домом.

Семейная жизнь

В древних Афинах


Выйдя замуж, начинается семейная жизнь. Домашнее пространство и задачи делятся между мужчинами и женщинами. У женщин есть свои места наверху, а у мужчин внизу. Это помогает держать женщин вне поля зрения, когда присутствуют посетители или незнакомцы. Все развлечения происходят в мужских помещениях, чтобы скрыть женщин. Такое женское уединение, вероятно, является символом статуса, поскольку только богатые семьи могут позволить себе место и персонал, чтобы держать своих жен в полной изоляции. Изоляция женщин также гарантирует законность всех ее детей. В женском пространстве свободные женщины и рабы смешиваются, работая вместе, чтобы производить ткани. Ткачество и производство тканей считались чрезвычайно важной задачей для женщин, которые часто предлагали богам особенно красивые работы. Если женщины хотели работать на открытом воздухе в жаркую погоду, они могли сделать это во внутреннем дворе. Также важно, чтобы женщины имели возможность руководить домашними делами и выполнять обязанности раба в отсутствие мужа. Муж обучал свою жену делать это должным образом, так как мужчины могли отсутствовать в течение длительного времени по демократическим или военным соображениям.

В древней Спарте

Независимо от брака, в мирное или военное время спартанские мужчины продолжали жить в бараках до тридцати лет. Считается, что такое разделение между мужем и женой поддерживает страстные отношения, поскольку нечастый секс приведет к более активным детям, чем средний ребенок. Единственная цель спартанского брака - размножение, и во многих случаях заключаются соглашения о зачатии детей отдельно от мужа и жены. Очень старый муж может выбрать молодого человека, чтобы тот оплодотворил свою жену от его имени. Эти меры принимаются для того, чтобы дети превосходили неспартанских детей. Спартанские жены не могли работать за деньги и должны были обеспечивать себя за счет выделенной им земли, эксплуатируемой рабами или рабочими низшего класса. Нет никаких свидетельств того, что женщинам была предоставлена ​​земля или земля под надзором передана их мужьям. Спартанские женщины не оплакивают смерть мужей или сыновей, погибших на войне, но гордятся своими храбрыми подвигами и героической смертью.

В древней Гортине

Хотя кодекс Гортина дает ограниченную информацию о супружеской жизни в Гортине, по закону есть свидетельства того, что женщины пользуются большей независимостью, чем в Афинах и Спарте, хотя они не имеют значения по сравнению с законными правами мужчин. Фоксхолл говорит, что применение этого закона не означает, что он порождает обычную практику. Законы не обязательно существовали для общего благополучия женщин. Мужья и жены делили доход от совместной собственности, но жена сохраняла единоличный контроль над своей собственностью.

Одинокие женщины

Неизвестно, было ли принято женщинами в Древней Греции хранить целомудрие, поскольку они не интересовали историков-мужчин. Строки в Лисистраты по Аристофану намека на печаль женщин в Афинах для женщин, у которых в возрасте и не может иметь законные ребенок , потому что люди давно ушли бороться с войной в Пелопоннесе . Утверждается, что одинокие женщины находились в финансовой зависимости от ближайшего члена их семьи мужского пола. Если ее семья была бедной, это могло побудить женщину обратиться к секс-индустрии, чтобы прокормить себя.

В разводе

В случаях, когда женщина была признана виновной в супружеской неверности, муж вынужден развестись под угрозой исключения. Было высказано предположение, что в некоторых случаях, чтобы избежать скандала, мужья могли не строго соблюдать этот закон. При разводе муж должен вернуть жене приданое. В противном случае он должен платить 18% годовых.

В Спарте бесплодие жены, кажется, было причиной отвержения мужа.

В Гортине либо муж, либо жена имели право на развод. По инициативе мужа он был должен жене небольшую финансовую компенсацию. Разведенные жены сохранили свое имущество, половину урожая за счет своей собственности и половину тканых работ.

Еще одна распространенная причина разрыва брака - вдовство, когда женщины теряют своих мужей из-за войны. Мужчины становятся вдовами после смерти во время родов. Для разведенных или овдовевших было обычным делом вступать в повторный брак.

Греки считали брак божественным установлением, и потому свадьба сопровождалась молитвами и жертвоприношениями. Свадьбы в основном играли зимой; в Афинах даже название одного зимнего месяца Гамелион было произведено от глагола жениться. Различались благоприятные и неблагоприятные дни для брака, к первым относились полнолуние и дни растущей луны.

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ СВАДЬБА


Дома жениха и невесты празднично убирали, двери украшали зеленью и гирляндами цветов. Праздник включал три основных акта: обряды и угощение в доме невесты, торжественная процессия молодых в сопровождении родственников и друзей к дому жениха и там заключительный этап свадьбы с пиром, проводами новобрачных в спальню, а утром подношение подарков. В бедных семьях свадьбу играли в один день, состоятельные граждане устраивали трехдневные торжества.

В древнегреческой поэзии смерть девушки нередко называлась похищением богом подземного царства, умершую называли его невестой или супругой, а могилу – спальней новобрачных.
Вечером молодые отправлялись в дом жениха. В бедных семьях они шли пешком, но чаще для этого брали повозку, запряженную конями, мулами или быками. Их вели под уздцы, и повозка медленно двигалась по улицам города или села. В ней полагалось сидеть на высокой скамье только невесте с женихом, иногда вместе с дружкой.



Там невест из чертогов, светильников ярких при блеске,
Брачных песен при кликах, по стогнам градским провожают.
Юноши хорами в плясках кружатся, меж них раздаются
Лир и свирелей веселые звуки; почтенные жены
Смотрят на них и дивуются, стоя на крыльцах воротных.

Мать невесты зажигала от своего очага факел и шла за повозкой вместе с родственниками и гостями. Одни несли факелы для освещения дороги, другие – подарки, а также особого вида треножник, лутрофор и кальпиды для свадебных ритуалов, многие пели свадебные песни и танцевали под аккомпанемент аулосов и лир , возгласы, обращенные к Гименею, звучали на всем пути к дому жениха. Его мать с факелом встречала гостей у дверей. При входе в дом молодых осыпали плодами и сластями в знак пожелания счастливой совместной жизни и хорошего потомства. В некоторых областях Эллады разыгрывалась сцена похищения невесты, напоминая давно не практиковавшийся древний обычай, девушка при этом вскрикивала, а жених хватал ее на руки и, внося в дом, следил, чтобы ноги новобрачной не коснулись порога.

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ СВАДЬБА

После входа в дом начинались обряды приобщения невесты к домашним божествам ее нового дома: молодая прикасалась к огню очага, ее подводили к изображениям домашних божеств и окропляли очистительной водой. Супруги обращались с молитвой богам и делили между собой хлеб, пирог и несколько плодов. Затем продолжался праздничный пир, который был самым многолюдным из всех домашних праздников, потому что следовало пригласить родственников и ближайших друзей жениха и невесты. Именно на свадебных торжествах многие желали блеснуть роскошью и богатством праздника, поэтому законодатели, борясь с излишествами, в первую очередь ограничивали число гостей на свадьбе. Все участники свадебных торжеств считались свидетелями заключенного брака; они в случае необходимости в дальнейшем могли засвидетельствовать его законность и подтвердить, что оба вступивших в брак принадлежат к семьям полноправных граждан.

В одних областях Эллады в конце пира с невесты снимали фату и открывали ее лицо, а в других это происходило при входе в спальню, от названия которой таламос происходят наименования эпиталамиев, песен у брачного покоя. Невеста входила туда первой вместе с нимфетрией и подругами; они снимали с нее свадебный наряд и готовили к брачной ночи. Потом приходил жених; при свете факелов его сопровождали родственники и друзья, певшие эпиталамии, часто с шутливыми и нескромными намеками.

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ СВАДЬБА


Позже в ближайший праздник Апатурий муж совершал свадебное жертвоприношение, обращался с просьбой внести имя жены в списки своей фратрии и устраивал угощение для ее членов. Таким образом, окончательно утверждалось новое социальное положение женщины.

По материалам: М. В. Скржинская. Древнегреческие праздники в Элладе и Северном Причерноморье.

Читайте также: