Борьба саков за независимость кратко

Обновлено: 04.07.2024

Урок истории "Борьба саков за независимость"
Цели урока :

Образовательная : Рассказать учащимся о борьбе саков за свою независимость . Объяснить, что опустошительные нашествия и чрезмерная жестокость чужеземных завоевателей стали причиной национально освободительной борьбы саков .

Развивающая: Развитие разговорной речи, самостоятельного мышления и общего кругозора учащихся.

Воспитательная : Обращая внимание на героизм сакских племен, формировать у учащихся чувство патриотизма.

Оборудование: учебная карта, документы ,схема, иллюстрации.

1.Что сказано о саках в записях знаменитого древнегреческого историка Геродота?

2.Чем докажите ,что саки были воинственными племенами7

3.Как называли саков греки , персы по данным древних источников?

4. Что вы знаете о сакских женщинах?

Учитель: Вообще саки глубоко ценили такие качества как истина , справедливость и считали главным во взаимоотношениях – честность, чистоту намерений и поступков. Греки очень уважительно отзывались о саках и скифах, считая их самыми честными и правдивыми людьми в мире.

Сегодня на уроке мы рассмотрим вопрос о борьбе саков за свою независимость , ибо свободу они ценили выше всего.

|||. Заполнение схемы совместно с учащимися.

Работа с картой.

А с соседней Персией даже заключили военный союз. Однако персидский царь Кир, не обращая внимания на этот союз ,несколько раз нарушал его и совершал захватнические походы против саков- массагетов.Но в результате этого войска персов потерпели поражение ,а сам Кир в этом сражении погиб. Случилось это в 530 году до н. э.

В середине группы персидских воинов стоит красиво и богато одетый царь Кир. Обращаясь к воинам ,он выступает с речью :

-Сакская царица Томирис, уверенная в себе ,для нас является опасным врагом. Поэтому нам выгоднее хитростью заманить врага в наши сети ,чем пленить ее в открытом бою. Таков мой план.

Голоса со стороны:

-Приказывай ,наш царь, мы все выполним!

-Мы не подведем тебя!

Царь Кир встал с места ,начал ходить взад и вперед и вдруг, подняв свой красивый посох кверху, промолвил :

-Переправившись через реку ,внезапно доедем до места отступления врага и применим такую хитрость. Зарежем много баранов ,приготовим много пищи. Надо позаботиться также, чтобы было много вина. Приготовив все это, здесь оставим небольшое количество войска ,а остальные отойдут назад к реке. Победив немногочисленное войско , враг просто так не уйдет. По-моему ,они набросятся на готовую пищу ,будут праздновать победу ,напьются. Как вы думаете ,мои храбрые воины ,не одержим ли мы победу в сражении с пьяным врагом ?

-Надо уничтожить врага на месте !

-Разобьем врага !- кричали воины.

Вот ,дети ,зазнавшись после головокружительной победы над немногочисленным врагом , сакские воины забыли об опасности со стороны основного отряда персов Напились ,наелись и беспечно заснули. Ожидавшие этого момента ,персы беспощадно изрубили напившихся и спящих саков , некоторых взяли в плен. Среди пленных был и сын Томирис Спаргап . Плененный Спаргап ,мгновенно отрезвев и поняв ,в какое положение попал ,внезапно выхватывает у находящегося рядом перса кинжал и пронзает себе грудь.

Вопросы к учащимся:

1.Царь Кир предпочитал ослабить соперника хитростью ,чем подчинить его силой в открытой битве. Как вы понимаете эти слова?

2.В чем была ошибка сакских воинов во главе со Спаргапом ?

3.Почему сын Томирис Спаргап покончил жизнь самоубийством?

4.Какой вывод для себя сделали вы из этого представления ?

Свои выводы ,сделанные в ходе беседы ,учащиеся записывают в тетради:

-Защита Отечества- задача очень ответственная ;

-Слабые не смогут защищать Родину;

-Никогда не верь врагам;

-Люди должны отказаться от алкоголя ;

-Руководитель обязан все обдумать и взвесить.

Учитель: На следующий день между персами и саками произошла невиданная по жестокости битва. Саки полностью уничтожили персидское войско. После сражения Томирис приказала своим воинам найти тело Кира ,обезглавить его и наполнить кровью врага кожаный сосуд. Держа его в руках царица сказала :

Насыться же теперь кровью , которой ты всегда жаждал и которой никогда не мог насытиться.

Так закончился бесславный поход Кира в страну саков.

Учитель: Через одиннадцать лет после гибели Кира в 519г. до н. э. Персы вновь вторглись на территорию Казахстана. На этот раз поход против саков возглавил царь Дарий. Борьбу саков возглавил вождь Скунха , однако он потерпел поражение. Саки дали возможность перейти персам Сырдарью.

Древнегреческий историк Полиэн описал подвиг простого сака-пастуха Ширака ,отдавшего свою жизнь за независимость Родины.

Самостоятельная работа учащихся с дополнительным материалом «Героический подвиг сакского воина Ширака

После ознакомления с текстом , учащиеся отвечают на вопросы :

1.Как вы думаете ,почему Ширак совершил героический подвиг , пожертвовал своей жизнью ?

2.Какие чувства вызывает у вас этот рассказ ?

3.Как поступили бы вы , если бы были на месте Ширака ? Почему ?

Учитель : Благодаря таким героям ,как Ширак , саки отстояли свою независимость.

Однако часть территории саков осталась под властью персов .Саки должны были поставлять в персидские войска своих воинов . Известно , что сакская конница прикрывала отход персидских войск в Марафонской битве с греками в 490г. до н. э. Саки в составе персидских войск участвовали в войнах с Египтом ,Грецией

|||. Учитель : В 336г. до н. э. царем Македонии стал 20-летний Александр , получивший прозвище Македонский ( Ескендир Зулкарнай ) Он начал завоевательные походы. После установления своей власти над Грецией , он разбил Персидское царство и начал вторжение в Среднюю Азию.

Борьбу против греко-македонских завоевателей возглавил сак Спитамен.

|Х. Работа с учебной картой.

Учащиеся показывают на карте Балканский полуостров и границы государств Греции и Македонии , направления походов войск Александра Македонского.

Х. Рассказ учителя с использованием опорной схемы.

Учитель подводит учащихся к выводу :Саки- это гордые , воинственные племена, так и не были покорены завоевателями и сохранили свою независимость.

XI ''Лицом к лицу'' (работа в парах) ''Мой герой''

После того как ребята объединятся в пары, учитель дает инструкцию : ''Сегодня на уроке мы упоминали многие имена. Каждый из вас должен рассказать , обращаясь к партнеру, о своем любимом историческом герое''

Учащиеся дается время (2 мин), чтобы они вспомнили ситуацию , связанную с любимым историческим героем. После окончания обсуждения , слово предоставляется некоторым парам, чтобы они поделились своими впечатлениями.

Из­менение климата, опустынивание казахстанских степей в середине 2-го тысячелетия до н.э. привело к тому, что заниматься земледелием стало невыгодно и сложно, жители степи перешли к кочевому скотоводству. Древние жители стали больше держать лошадей, овец и верблюдов. Скот быстро поедал тра­ву, приходилось переходить на новые пастбища. Скотоводы содер­жали лошадей, верблюдов, овец, численность коров была небольшая. В пустынных районах Западного Казахстана боль­шую роль играл верблюд. Здесь мало держали ко­ров. На севере страны, где растительность была на­много богаче, коров держали больше. Для юга стра­ны характерно преобладание овец.

Скотоводы соблюдали веками выработанную скотоводческую культуру, перекочевывая с летних пастбищ - жайляу, на зимовку - кыстау. Весенние пастбища — коктеу - распо­лагались на сопках и возвышенностях. Осенью скотоводы уходили на осенние пастбища - кузеу.

Кочевание имело свои особенности в различных регионах. В Западном и Центральном Казахстане сформировалось чистое кочевание. В Восточном Казахстане, в Жетысу получило распространение полукочевое скотоводство. В Южном Казахстане развивалось оседлое земле­дельческое хозяйство.

Юрта – переносное жилище кочевников – состоит из двух основных компонентов: кош­мы для покрытия и деревянного каркаса. Деревянный каркас делится на три части: кереге - основа юрты, решетчатая стенка, уыки - специальные жерди, навершие - шанырак.

Железный век охваты­вает с VIII до н.э. по VI в. н.э. Смена бронзовых орудий труда железными явилась началом ран­него железного века. ( VIII в. до н.э.- III в. до н.э.). Поздний железный век включает III в. до н.э.- VI в. н. э.

С использованием железа невероятно повысилась производительность труда, т.к. железные орудия труда прочнее и эффективнее. В железном веке в результате распада родовой общины, на ос­нове племенных союзов саков, гуннов, уйсунов, кангюев, сарматов возникли государства.

В I тысячелетии до н.э. Казахстан и Среднюю Азию населяли саки. Сведения о саках содержатся в наскальных надписях, составленных по приказам персидских царей Дария и Ксеркса, и сочинениях греко-рим­ских авторов, среди которых можно вы­делить Геродота и Страбона.

В Жетысу, в горах Тянь-Шаня, по среднему течению Сырдарьи жили саки-тиграхауда, они носили остроконечные шапки. В Приаралье и в низо­вьях Сырдарьи обитали саки-парадарайа - заморские саки. Южнее них расселялись саки-хаумаварга, они готовили напиток хаома. Греки называют их массагетами, даями.

Даи, аргиппеи, исседоны кочевали в Северном При­аралье, Северном и Центральном Казахстане.

Сакские вожди решали воп­росы войны и мира, заключали союзы, отправля­ли послов, возглавляли войска. Власть пе­редавалась по наследству.

Велика была роль народ­ного собрания. Это было время распада первобытного строя и формирования военной демократии. На народном собрании выбирали вож­дя.

Сакское общество состояло из трех групп - воинов, жрецов, скотоводов и земледельцев. Цари выбирались из воинов. Основную массу составляли общинники-скотоводы. Воины носили одежду красного и желто-красного цвета, жрецы – белого, общинники – желтого и синего.

Древнегреческий географ Страбон отмечал, что саки - прекрасные наездники, вооружены луками, мечами, бронзовыми боевыми топорами.

Саки занимались кочевым скотоводством. Использовали куйме - юрту на повозке. Главное значение имело ко­неводство и овцеводство. Выращивали курдючную и тонкорунную породы овец. Занимались и земледелием. Найдены оросительные каналы возле городища Чирик-Рабат (Кызылординской обл.). Остат­ки арыков II - III веков обнару­жены около города Талгар возле Алматы, и в Жамбылской области. Оседлый тип скотоводства и земледелия преимущественно был распространен у саков, проживавших в районах Южного Казахстана.

В 530 году до н.э. на земли саков вторглись персидские войска во главе с царем Киром. Царица Томирис (570-520 гг. до н.э.) разгромила персов, а голову Кира бросила в бурдюк с кровью. Об этом писал римский историк Помпей Трог.

В 519 году до н.э. поход против саков возглавил персидский царь Дарий. Вождь Скунха потерпел поражение. Древнегреческий историк Полиэн описал под­виг пастуха Ширака, он завёл пер­сов в безводную пустыню.

Оказавшись под властью персов, саки должны были поставлять в персидские войска своих воинов. Саки в составе персидских войск участвовали в вой­нах с Грецией, Египтом. Сакская конница прикрывала отход персидских войск в Марафонской битве с греками в 490 году до н.э.

В 330-327 году до н.э. Александр Маке­донский вторгся в Среднюю Азию и приблизился к Сырдарье. Борьбу против завоевате­лей возглавил Спитамен. Сакские племена преградили греко-македонским войскам путь на Восток.

Археологи исследовали города Чирик-Рабат ( IV - II вв. до н.э.) в 300 км. от Кызылорды и Бабиш-Молда. В центре города находилась крепость – цитадель со стенами, вышками, рвом. Чирик-Рабат был столицей саков-апасиаков.

В истории противостояния саков персидским войскам известен подвиг простого сакского пастуха Ширака, который завел персов в безводную пустыню. Древнегреческий историк Полиэн описал подвиг Ширака. В 519–518 гг. до н.э. против саков-тиграхауда предпринял поход персидский царь Дарий I. О его победе над саками известно из текста и рисунков, выбитых на Бехистунской скале.

В греко-персидских войнах (V в. до н. э.) саки участвовали на стороне персидского царя Ксеркса. Саки воевали против греков в 490 г. в Марафонской битве. Изображения саков, носивших остроконечные шапки, встречаются на барельефах дворца Ксеркса в Персеполе (столице Ахеменидов). В IV в. до н. э. (330–327 гг.) против сакских племен выступил великий завоеватель древности Александр Македонский. Древнегреческий историк Арриан описал переправу его воинов через Сырдарью. По его приказу на берегу Сырдарьи был построен город Александрия Эсхата (Александрия Крайняя). Против агрессии греко-македонских войск освободительную борьбу саков возглавил Спитамен. Саки осадили Мараканду (ныне город Самарканд, Узбекистан), где был греческий гарнизон.

У саков была особая военная тактика, с помощью которой они победили в этой войне. Так они преградили путь Александра Македонского на Восток.

Возглавил(-а) войско саков против армии Александра Македонского

Персидские войска во главе с царем Киром напали на племена саков

Древнегреческий историк, который описал подвиг Ширака

Войска Дария I вторглись на территорию саков

По приказу Александра Макендонского на берегу Сырдарьи был построен город

Переправу воинов Александра Македонского через Сырдарью описал

Саки воевали в составе персов против греков в Марафонской битве

О победах этого правителя над саками известно из текста и рисунков, выбитых на Бехистунской скале.

Царица Томирис одержала победу над персидским царем Киром в

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.


Описание презентации по отдельным слайдам:


 Знать о том, как боролись саки за свою независимость

Знать о том, как боролись саки за свою независимость

1.Вторжение войск Кира 2. Вторжение войск Дария 3.Подвиг Ширака 4.Борьба сак.

1.Вторжение войск Кира 2. Вторжение войск Дария 3.Подвиг Ширака 4.Борьба саков против Александра Македонского

Саки – древние племена, населявшие Казахстан и Среднюю Азию в I тысячелетии.

Саки – древние племена, населявшие Казахстан и Среднюю Азию в I тысячелетии до н.э.

1. Вторжение войск Кира 2500 лет назад во главе персидских племен стоял талан.

1. Вторжение войск Кира 2500 лет назад во главе персидских племен стоял талантливый полководец царь Кир. Никто не мог устоять перед его армией. Кир покорил много стран. Персия при Кире стала могущественной страной

1. Вторжение войск Кира

1. Вторжение войск Кира

1. Вторжение войск Кира

1. Вторжение войск Кира

1. Вторжение войск Кира Кир отправил к Томирис послов, пытаясь склонить саков.

1. Вторжение войск Кира Кир отправил к Томирис послов, пытаясь склонить саков к покорности. Но сакская царица отказалась вести переговоры.

1. Вторжение войск Кира

1. Вторжение войск Кира

1. Вторжение войск Кира

1. Вторжение войск Кира

1. Вторжение войск Кира Сын Томирис Спаргапис, будучи неопытным юношей, попал.

1. Вторжение войск Кира Сын Томирис Спаргапис, будучи неопытным юношей, попал в засаду персов и погиб

1. Вторжение войск Кира Томирис, получив весть о гибели сына, двинулась с бол.

1. Вторжение войск Кира Томирис, получив весть о гибели сына, двинулась с большим войском к Киру.

1. Вторжение войск Кира

1. Вторжение войск Кира

1. Вторжение войск Кира

1. Вторжение войск Кира

Саки победили. Царица Томирис отомстила за сына. Царь Кир был убит. 1. Вторже.

Саки победили. Царица Томирис отомстила за сына. Царь Кир был убит. 1. Вторжение войск Кира

2. Вторжение войск Дария

2. Вторжение войск Дария

2. Вторжение войск Дария Борьбу саков возглавил вождь Скунха, однако он потер.

2. Вторжение войск Дария Борьбу саков возглавил вождь Скунха, однако он потерпел поражение

2. Вторжение войск Дария

2. Вторжение войск Дария

3. Подвиг Ширака Ширак – простой сак-пастух, отдавший жизнь за независимость.

3. Подвиг Ширака Ширак – простой сак-пастух, отдавший жизнь за независимость Родины.

4. Борьба саков против Александра Македонского В 336 году до н.э. царем Макед.

4. Борьба саков против Александра Македонского В 336 году до н.э. царем Македонии стал 20-летний Александр, получивший прозвище Македонский

4. Борьба саков против Александра Македонского

4. Борьба саков против Александра Македонского

4. Борьба саков против Александра Македонского Борьбу против греко-македонски.

4. Борьба саков против Александра Македонского Борьбу против греко-македонских завоевателей возглавил сак Спитамен

Таким образом, жившие за Сырдарьей кочевые племена так и не были покорены зав.

Таким образом, жившие за Сырдарьей кочевые племена так и не были покорены завоевателями и сохранили свою независимость. 5. Заключение

Закрепление изученного: 1. Как звали сына Томирис? (Спаргапис) 2. Какого царя.

Закрепление изученного: 1. Как звали сына Томирис? (Спаргапис) 2. Какого царя победила Томирис? (царя Кира) 3. В каком году персы впервые напали на саков? (530 г. до н.э.) 4.Назовите персидского царя, который после царя Кира напал на саков? (Дарий)

Закрепление изученного: 5. В каком году царь Дарий напал на саков? (519 г. до.

Закрепление изученного: 5. В каком году царь Дарий напал на саков? (519 г. до н.э.) 6.Как звали сака, обманувшего Дария и персов? (Ширак) 7.В каком году царем Македонии стал Александр? (336 г. до н.э.) 8. Кто возглавил борьбу против греко-македонских завоевателей? (Спитамен)

Закрепление изученного:

Закрепление изученного:

Закрепление изученного:

Закрепление изученного:

Закрепление изученного:

Закрепление изученного: 18. Верно ли, что… Томирис проиграла войну персам? во.

Закрепление изученного: 18. Верно ли, что… Томирис проиграла войну персам? войну против македонцев возглавил Скунха? сына Томирис звали Спитамен? Александр Македонский завоевал саков? в 519 г. до н.э. Дарий вторгся в земли саков?

Закрепление изученного: 19. По картинке вспомните и опишите подвиг простого с.

Закрепление изученного: 19. По картинке вспомните и опишите подвиг простого сака-пастуха Ширака?

Таким образом, жившие за Сырдарьей кочевые племена были покорены завоевателя.

Таким образом, жившие за Сырдарьей кочевые племена были покорены завоевателями и сохранили свою независимость. Сакские правители не смогли преградить греко-македонским завоевателям путь на Восток. Закрепление изученного: 20. Найдите ошибку

Домашнее задание: 1. параграф 14, пересказ, составить синквейн по теме.

Домашнее задание: 1. параграф 14, пересказ, составить синквейн по теме.

Краткое описание документа:

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 30 человек из 19 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 613 047 материалов в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Оставьте свой комментарий

  • 13.02.2015 10984
  • PPTX 6.7 мбайт
  • 1086 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Дорогая Любимая Я. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: