Борьба новгородцев и владимиро суздальцев за право собирать дань с предуралья кратко

Обновлено: 05.07.2024

Люди, обращённые своими ли помыслами, поступками, или даже всей жизнью к миру горнему, к непреходящей, вечной действительности, неизбежно получают, как ответ или награду, изменение, причём, изменение качественное, своей жизни.

Для людей прошлого такая обращённость была естественна, и потому проявление настоящего мира было явлением в их жизни нередким и таким же естественным.

Причём, примеры таких проявлений по определению своему не могут быть только каким-то внешним представлением, только демонстрацией чего бы то ни было. Каждый такой случай оборачивается всплеском нравственной потенции как отдельного человека, так и всего общества.

Соответственно, люди, от настоящей действительности отворачивающиеся, ставящие её под сомнение и никогда не обращающиеся к ней, никакого ответа от неё и не получают – какой может быть ответ, если нет вопрошающего? – и подобное качественное изменение жизни для них недоступно.

Самые верные определения таких людей – близорукие или даже слепые, обделённые существа, по собственной воле делающие недоступным для себя единственный источник жизненной силы: тот самый, настолько обычный в жизни людей прошлого – вот вспомнить хотя бы историю битвы новгородцев с суздальцами:

Иллюстрации: две доски

БИТВА НОВГОРОДЦЕВ С СУЗДАЛЬЦАМИ
60-е годы XV века.
Новгородский историко-архитектурный музей-заповедник.
Дерево, яичная темпера

Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket

Чудо от иконы Знамение (Битва новгородцев с суздальцами) — популярный в России XV-XVII вв. иконописный сюжет, в основе которого лежит историческое событие: осада Новгорода войском под предводительством суздальского князя Мстислава Андреевича.

Содержание

Исторический сюжет

В начале 1170 года соединённые силы русских князей: владимирского, смоленского, рязанского, муромского и полоцкого, — возглавляемые суздальским князем Мстиславом Андреевичем, сыном Андрея Боголюбского, подошли к стенам Новгорода и осадили город.

Иконы



Формат иконы точно соответствует золотому квадрату. Композиция произведения напоминает воинский штандарт, состоящий из трёх горизонтальных прикреплённых к древку полос. Вместо древка через два нижних регистра иконы проходит вертикаль крепостной стены. Высь устремлены и главы храмов, и звонницы, фигуры людей, размещённых в верхнем поясе. [5]


В 1211 году стареющий Владимирский князь Всеволод Большое Гнездо, решил назначить своим многочисленным сыновьям уделы. Столицу князь планировал передать старшему — Константину, следующему сыну — Юрию – Ростов, Ярославу — Переяславль, Владимиру — Юрьев-Польский. Малолетним сыновьям дал опекунов. К тому времени 25-летний Константин уже правил в Ростове и потребовал, чтобы отец отдал ему два города, а Юрию — Суздаль.

Всеволод отказал, но вызвал сына на разговор. Константин обозлился и не явился. Тогда князь отважился на беспрецедентные по меркам русского средневековья шаги. На общеземском вече Всеволод заявил, что оставляет Константину только Ростов и лишает его права на великое княжение в пользу младшего, Юрия, который сел во Владимире. Через год Всеволод умер, а Константин, отказавшийся прибыть на похороны, начал междоусобицу. На протяжении 1213—1214 годов наследники три раза вступали друг с другом в войну, в результате чего Константин остался без поддержки, а остальные братья объединились вокруг Юрия.

Новая распря

В 1215 году Новгород призвал на княжение одного из сыновей Всеслава — Ярослава. Между горожанами и новым князем произошел конфликт, и Ярослав прервал поставки в город зерна. В Новгороде произошел голод, от которого умерло много людей. Новгородцы обратились за помощью к своему старому князю Мстиславу, который считался отличным воином и носил прозвище Удатный. Поддержали голодающих псковский и смоленский князья. Против коалиции Северо-Западной Руси выступили все Всеволодовичи, кроме старшего Константина, который поддержал Мстислава.

Для борьбы с противником князь Юрий Всеволодович собрал огромное 10-тысячное войско, в которое мобилизовал даже крестьян, что было первым известным случаем набора в армию не профессиональных воинов. Из летописей известно и о бродниках, которых считаются прообразом казаков. В войске Мстислава и Константина были личные княжеские дружины и немногочисленное ополчение. Перед решающим боем князья вступили в переговоры, но они закончились ничем. 19 апреля 1216 году браться Всеволодовичи послали противникам послов с призывом сразиться в урочище под названием Липицы возле города Юрьев-Польский.

Прибытие на поле боя

Перед штурмом усиленных позиций, занятых многосильным противником, Мстислав решил дождаться подхода подкреплений псковских и ростовских ратей. При этом опытный военачальник решил сковать силы противника и послал против них младшую дружину, которая завязывала с противником короткие конные рубки.

Забудем, братья, дом, жен и детей

Новгородцы с топорами

Завязалась рубка, новгородцы стали теснить противника и подсекли вражеское знамя. Атаку союзников поддержали смоленцы, а после наскока латной кавалерии Мстислава войска Всеволодовичей дрогнули. К обеду атакующие прорвали оборону войска суздальской земли и прорубились к обозам. Летописец писал, Мстислав Удатный верхом на коне и вооруженный топором несколько раз проезжал сквозь вражеский строй и разил всех вокруг. В общей свалке исход сражения решил профессионализм воинов, а не их количество.

По летописным данным, Юрий и Ярослав потеряли только убитыми 9233 человека, что по меркам Средневековья колоссальная цифра. Историк Татищев говорит о 17 250 со стороны Всеволодовичей и 2550 со стороны Новгорода и Смоленска. Ценой огромного количества смертей Константин сместил брата с Владимирского стола и остановил усобицу во Владимирском княжестве.

Какую дань на Руси платили Орде

Зарабатываем вместе на Binance

binance биржа

tinkoff кредитка

Помимо прочего здесь сказался банальный дефицит кадров — в постоянных завоеваниях по всей территории Евразии и в нескольких внутренних войнах монголы к XIV столетию подорвали свой мобилизационный потенциал, людей едва хватало для контроля над Китаем и Средней Азией, на далекую и сравнительно бедную северо-западную окраину империи их уже не доставало. Одновременно, такая передача сбора дани в руки русских князей, позволила последним скопить немалые средства, что в конечном итоге и привело к усилению Москвы и появлению в будущем централизованного российского государства.

На западе Руси прямой сбор дани продолжался несколько дольше. Известно, что в Киеве ордынский баскак с отрядом сидел до 1362 года.

Событиями воспользовался младший брат убитого московского князя Юрия — Иван Калита, тоже финансовый махинатор, но в отличие от брата более осторожный и тонкий. Он быстро получил у разъяренного хана Узбека ярлык на великое княжение и при помощи ордынских войск разгромил Тверское княжество, ранее конкурировавшее с Москвой за лидерство на северо-востоке Руси. С этого времени Тверь уже не оправилась и начался постепенный рост влияния Москвы во всем регионе.

Какую дань на Руси платили Орде

Относительно подробно известны размеры дани с различных уделов Северо-Восточной Руси в период княжения Дмитрия Донского. Дань с Великого княжества Владимирского составляла 5000 рублей. Нижегородско-Суздальское княжество в тот же период платило 1500 рублей. Дань с территорий собственно Московского княжества была размером 1280 рублей.

Для сравнения, только один город Хаджитархан (Астрахань), через который в те века шла большая транзитная торговля, давал в казну Золотой Орды 60 тысяч алтын (1800 рублей) налогов ежегодно.

Однако, из сохранившихся летописей не ясна периодичность такой дани. Теоретически она должна была выплачиваться ежегодно, но на практике, особенно в период междоусобиц русских князей или ордынских ханов, она не выплачивалась или платилась частично. Опять же для сравнения укажем, что в момент расцвета монгольской империи, когда потомки Чингисхана владели всем Китаем, только налоговые сборы с китайских городов давали в монгольскую казну в десять раз больше серебра, чем вся дань с северо-восточной Руси.

Изучая историю денежных взаимоотношений Руси и Орды, можно заключить что ордынская дань была хорошо продуманным финансовым мероприятием завоевателей. Дань не была чудовищной и тотально разорительной, но на протяжении веков регулярно вымывала из страны и ее хозяйства средства, необходимые для развития.

Читайте также: