Боннская конституция 1949 г кратко
Обновлено: 04.07.2024
Конференция глав правительств державпобедительниц — СССР, Англии, Франции и США постановила в августе 1945 г. распустить германские вооруженные силы, провести демилитаризацию экономики, денацификацию в политической сфере и содействовать созданию в Германии миролюбивого и демократического государства. В стране был введен временный оккупационный режим в четырех зонах. В этих условиях и была начата работа над выработкой Основного закона — конституции страны.
Она была обнародована 23 мая 1949 г. и прошла одобрение в ландтагах всех земель западных зон, за исключением Баварии, законодателям которой конституция показалась слишком централистической, однако Бавария подтвердила свою принадлежность Федеративной Республике Германии (ФРГ). По форме правления новое государство было парламентской республикой. Высшие органы власти включали в себя федерального президента, избираемого особым собранием законодателей федерации и земель сроком на пять лет, бундестаг и бундесрат (соответственно нижняя и верхняя палаты законодательного собрания), федеральное правительство с канцлером во главе и Федеральный конституционный суд. Президент и канцлер избираются без прений — таково конституционное обыкновение.?
Разработка конституции ФРГ была проведена специальной правительственной комиссией по поручению конференции премьер-министров земель западных зон в августе 1948 г. Одной из важнейших задач было возрождение в полной мере государственного федерализма, а также создание правовых гарантий против президентской узурпации власти сравнительно с тем, что было установлено в Ваймарской конституции. Эти внутренние политические и правовые задачи многое предопределили в содержании основного закона восстановленной республики.
Для принятия конституции был сформирован особый Парламентский совет – в составе 65 советников, избранных от 11 ландтагов земель на основе партийного представительства (а также еще 5 делегатов Берлина). В Парламентском совете оказались в итоге представленными все основные политические партии тогдашней Германии: Христианско-демократический союз, Христианско-социальный союз (Баварии), СДПГ, Свободная демократическая партия, КПГ и др. 8 мая 1949 г. большинством голосов (53:12) Совет принял конституцию ФРГ. Затем она была утверждена ландтагами земель (кроме Баварии), западными военными губернаторами, и 23 мая 1949 г. Конституция ФРГ вступила в силу.
Конституция 1949 г. (146 ст.), названная также Боннской (по новой столице ФРГ), утвердила в Германии парламентскую республику, основанную на принципах строгого разделения властей и федерализма. По своему построению и по правовым принципам Конституция была в значительной степени прогрессивным документом, оказавшим большое влияние на развитие конституционного права в Новейшее время.
К сфере исключительной компетенции федерации относились внешние сношения, оборона, гражданство, основы финансово-экономической системы, транспорт и связь, торговля и промышленность. Остальное считалось сферой конкурирующего законодательства (т.е. земли могли законодательствовать в других сферах при отсутствии федеральных постановлений). За землями закреплялась обязанность исполнять федеральные законы как свои собственные – т. е. посредством той же администрации. Из старых германских порядков XIX в. было перенесено право экзекуции – принуждения со стороны федерации в отношении какой-либо земли.
Законодательная власть осуществлялась парламентом. Национальное представительство – бундестаг – избиралось гражданами ФРГ на основе всеобщего прямого избирательного права (с 18 лет) на 4 года. Роль второй палаты в ряде вопросов выполнял бундесрат, – представительство федеративных земель, члены которого определялись правительствами земель пропорционально количеству населения (свыше 2 млн. жителей – 4 голоса, свыше 6 млн. – по 5 голосов). Бундестаг и бундесрат в равной степени участвовали в законодательстве, однако в случае коллизий определяющим было решение бундестага.
Главой государства федерации считался президент. Он избирался особым федеральным собранием (депутаты бундестага и особые представители земель) на 5 лет. Однако сравнительно с Ваймарской конституцией полномочия президента были небольшими: он представлял ФРГ в международных отношениях, назначал и увольнял федеральных служащих и судей, вносил предложения о замещении поста федерального канцлера. Основной фигурой правительственной власти стал федеральный канцлер. Его избирал бундестаг, следуя партийному большинству. Он устанавливал основные положения политики и нес за нее полную ответственность.
Важным новым институтом власти стал Конституционный суд. Членов суда избирали поровну бундестаг и бундесрат, они пользовались как и все судьи полной независимостью и неприкосновенностью. Конституционный суд выносил решения об объеме прав других органов власти соответственно конституции, по поводу споров земель, а главное – о конституционности или нет действий органов государственной йласти или законодательных постановлений в отношении прав гражданина (это последнее было почерпнуто из американского конституционного опыта деятельности Верховного суда). Конституционный суд был практически организован лишь в августе 1951 г.
Конституция 1949 г. (146 ст.), названная также Боннской (по новой столице ФРГ), утвердила в Германии парламентскую республику, основанную на принципах строгого разделения властей и федерализма.
Законодательная власть осуществлялась парламентом. Национальное представительство – Бундестаг – избиралось гражданами ФРГ на основе всеобщего прямого избирательного права (с 18 лет) на 4 года. Роль второй палаты в ряде вопросов выполнял Бундесрат, – представительство федеративных земель, члены которого определялись правительствами земель пропорционально количеству населения (свыше 2 млн. жителей – 4 голоса, свыше 6 млн. – по 5 голосов). Бундестаг и бундесрат в равной степени участвовали в законодательстве, однако в случае коллизий определяющим было решение бундестага.
Главой государства федерации считался Президент. Он избирался особым федеральным собранием (депутаты бундестага и особые представители земель) на 5 лет. Однако сравнительно с Ваймарской конституцией полномочия президента были небольшими: он представлял ФРГ в международных отношениях, назначал и увольнял федеральных служащих и судей, вносил предложения о замещении поста федерального канцлера. Основной фигурой правительственной власти стал федеральный канцлер. Его избирал бундестаг, следуя партийному большинству. Он устанавливал основные положения политики и нес за нее полную ответственность.
Важным новым институтом власти стал Конституционный суд. Членов суда избирали поровну бундестаг и бундесрат, они пользовались как и все судьи полной независимостью и неприкосновенностью. Конституционный суд выносил решения об объеме прав других органов власти соответственно конституции, по поводу споров земель, а главное – о конституционности или нет действий органов государственной йласти или законодательных постановлений в отношении прав гражданина (это последнее было почерпнуто из американского конституционного опыта деятельности Верховного суда). Конституционный суд был практически организован лишь в августе 1951 г.
118. Веймарская Конституция 1919 г.
В июле 1919 г. в городе Веймаре была принята конституция германского государства,известная в истории как Веймарская конституция.
Сохранив прежнее название, Германская империя провозглашалась республикой с федеральной формой государственного устройства. Бывшие союзные государства получили название "земель". Земли имели свои законодательные собрания и конституции. Однако империя (федеральное государство) имела подавляющее преимущество в полномочиях и компетенции по отношению к землям. Существовала даже статья "имперской экзекуции", по которой президент с помощью военной силы мог заставить отдельные земли выполнять возложенные на них конституцией обязанности.
Германский парламент состоял из двух палат. Нижней палатой являлся рейхстаг, верхняя палата именовалась рейхсрат (имперский совет). Рейхстаг осуществлял высшую законодательную власть, депутаты избирались на 4 года на основе всеобщего избирательного права.
Рейхсрат обеспечивал представительство земель и имел право отлагательного вето.
Главой государства являлся президент. Он избирался сроком на 7 лет всеобщим голосованием с неограниченным правом переизбрания. Президент имел довольно широкие полномочия: мог распустить парламент и назначить новые выборы, объявлять чрезвычайное положение, самостоятельно назначать главу правительства и его министров, являлся главнокомандующим вооруженными силами. Широкими правами наделялся и глава правительства - канцлер Германии, которому поручалось "формулирование основных принципов политики".
Веймарская республика просуществовала менее 15 лет. 30 января 1933г. президент Гинденбург назначил канцлером Германии Адольфа Гитлера. С этого момента в стране и устанавливается диктатура фашистской партии.
Одной из важнейших задач было возрождение в полной мере государственного федерализма, а также создание правовых гарантий против президентской узурпации власти. Для принятия конституции был сформирован особый Парламентский совет
Конституция 1949 г. утвердила в Германии: парламентскую республику, основанную на принципах строгого разделения властей федерализма.
Конституция закрепила основные права граждан.
Важным новым институтом власти стал Конституционный суд. Конституционный суд выносил решения об объеме прав других органов власти соответственно конституции, по поводу споров земель, а главное – о конституционности или нет действий органов государственной власти.
Крупные кредиты и субсидии:
Оздоровление промышленности возлагалось на специально создаваемое учреждение — Национальную администрацию восстановления промышленности. Для сельского хозяйства учреждалась Администрация регулирования сельского хозяйства, которая на основании закона об улучшении положения в сельском хозяйстве наделялась правом регулирования цен на продукцию сельского хозяйства и доведения их до уровня.
Парламентские реформы в Великобритании в XX веке.
Ответ:
Конституция IV Республики во Франции 1946 г. Причины крушения режима IV Республики.
Ответ: В качестве первоочередных задач после освобождения Франции встали вопросы о государственном режиме и устройстве основных государственных органов. Необходимо было выработать новую систему, которая не допустила бы ошибок Третьей республики. Часть политических формирований настаивала на укреплении во Франции сильной президентской власти, при которой не сможет произойти слияния двух ветвей, своего рода установления парламентской диктатуры. В рамках действия временного правительства продолжала претворяться в жизнь программа Народного фронта. Были выявлены и наказаны государственные служащие, способствовавшие становлению фашистского режима во Франции. Проводилась национализация ряда отраслей народного хозяйства, а также крупнейших банков страны, вкладывались инвестиции в восстановление экономики, разрушенной в ходе военных действий.
Выборы 1945 г. завершились в пользу коммунистов, социалистов и международной католической партии. В 1946 г. разрабатывается проект конституции, который устраивал всех представителей парламента. Конституция 1946 г. состоит из 1 Об статей. По объему она значительно превосходит не только конституцию 1875 г., но также обе конституционные хартии и конституции десятилетнего и пожизненного консульства, равно как и конституции Второй империи. Основной закон 1946 г., разработанный на фоне общего демократического подъема после победы над гитлеровским фашизмом, мог оказаться юридической основой для последующих социальных и политических преобразований.
В преамбуле конституции 1946 г. торжественно подтверждались права и свободы человека и гражданина, предусматривалось учреждение парламентской республики. Парламент должен был состоять из двух палат: Национального собрания и Совета республики. Только Национальное собрание имело право принятия законов. Совет республики избирался коммунами и департаментами на основе всеобщего и косвенного избирательного права, часть его назначалась Национальным собранием.
В 1948 г. введена мажоритарная система выборов. В условиях новой волны социально-политических противоречий 1950-х гг., обусловленных начавшейся структурной модернизацией национальной экономики, во многом проводимой за счет населения, поражениями в колониальных войнах и крахом колониальной империи, многие политические группировки хотели не только дальнейшего усиления исполнительной власти, возвышения главы государства, но и придания ему особых правомочий некоего надпартийного арбитра.
Читайте также: