Блюма зейгарник биография кратко

Обновлено: 07.07.2024

Блюма Вульфовна Зейгарник (урождённая Герштейн) — советский психолог, основательница советской патопсихологии.

Зейгарник — одна из создателей факультета психологии МГУ, кафедры нейро- и патопсихологии. Выдающийся вклад Блюмы Зейгарник в разработку психологических проблем был оценен Американской психологической ассоциацией, присудившей ей премию имени Курта Левина (1983). В СССР ей была присуждена Премия имени М. В. Ломоносова I степени (1978).

Биографический очерк

Блюма Вульфовна Герштейн родилась 9 ноября 1900 года в Пренах Ковенской губернии. Родители, Вульф и Роня Герштейн, владели магазином. Училась в гимназии в Пренах, с 1916 года — в Алексеевской женской гимназии Е. Д. Рейман-Далматовой в Минске. В 1921 году переехала в Берлин, где поступила в Берлинский университет на филологический факультет. Там под влиянием лекций Макса Вертхаймера она заинтересовалась психологией. В 1924 году вышла замуж за Альберта Янкелевича Зейгарника.

В 1927 году Б. В. Зейгарник окончила Берлинский университет и в 1931 году приехала в СССР, где стала ближайшей сотрудницей Л. С. Выготского, работала в Москве в Институте по изучению высшей нервной деятельности при Секции естествознания Комакадемии и, затем, в психоневрологической клинике Института экспериментальной медицины.

В послевоенный период Блюма Зейгарник возглавляла лабораторию психологии в Институте психиатрии, которая была создана при её непосредственном участии. Именно в этот период на стыке психологии и психиатрии было сформировано направление психологии — экспериментальная патопсихология.

В ходе кампании по борьбе с космополитизмом, Б. В. Зейгарник была отстранена от заведования лабораторией (1950) и в 1953 году уволена из лаборатории; восстановлена в должности заведующей патопсихологической лабораторией в 1957 году и проработала в ЦНИИ психиатрии до 1967 года. Также преподавала на психологическом факультете МГУ (с 1967 года).

Эффект Зейгарник

Эффект Зейгарник — психологический эффект, заключающийся в том, что человек лучше запоминает прерванные действия, чем завершённые. Зейгарник изучала данную закономерность в рамках нарушений мотивационного компонента памяти, впоследствии эффект приобрёл название, связанное с её именем. Исследования в этой области были темой дипломной работы Блюмы Вульфовны Зейгарник.

Феномен воспроизведения незавершённых действий также исследовался Куртом Левином. Согласно его Теории поля доступ к следам памяти облегчается при сохранении напряжённости, которая возникает в начале действия и не разряжается полностью при неполном его завершении. В его экспериментах творческую деятельность детей прерывали и предлагали им другое занятие. В случае нереализованности остатка потенциала дети при первой возможности стремились завершить неоконченное дело.

В среднем незавершённые действия у здоровых участников экспериментов вспоминались на 90% лучше, чем завершённые. У больных шизофренией (простая форма) на 10%, у больных эпилепсией на 80%, а у больных с астеническим синдромом — на 20%.

Представляем вашему вниманию новую статью в рубрике биографии психологов. Сегодняшней героиней рубрики станет Блюма Зейгарник.

Блюма Зейгарник

Блюма Вульфовна Зейгарник

Чем знаменита

2) выделила патопсихологию в особую ветвь науки.

Даты жизни

9 ноября 1900 г., Пренай (Литва) — 1985 г.

Семейное положение

замужем, есть сын

Жизненный путь

Рано вышла замуж и в 1921 г. поехала вместе с мужем в Берлин. В Берлине она поступила в Берлинский университет на филологический факультет.

В 1924 г. Зейгарник начала посещать семинар Курта Левина.

Одновременно с занятиями у Левина Зейгарник продолжала посещать занятия и у других профессоров: так, она занималась в психиатрической клинике у К. Гольд-штейна, прослушала курс лекций Э. Шпрангера и курс лекций по эстетике М. Дессуара. Последние, заметив ее увлечение гештальтпсихологией, прикладывали много усилий, чтобы отговорить ее от занятий в кружке Левина, что не привело к желаемому результату.

Эффект Зейгарник

Во время проведения эксперимента Зейгарник просила испытуемых за определенное время решить какую-либо задачу. Зейгарник опытным путем вывела следующую закономерность: число запомнившихся нерешенных задач примерно вдвое превышает число запомнившихся решенных задач.

Спустя сорок лет после открытия эффекта Зейгарник было подсчитано, что более 160 научных работ были посвящены уточнению и интерпретации эффекта Зейгарник и свыше 30 тыс. человек были использованы в качестве испытуемых для проведения соответствующих экспериментальных исследований с целью доказать или опровергнуть существование этого феномена.

Блюма Зейгарник

В 1927 г. Зейгарник окончила Берлинский университет, успешно защитив диплом, посвященный открытому ею эффекту. Однако ее исследования были обнародованы Левином еще в 1926 г. в своем докладе на VIII Международном психологическом конгрессе.

В 1931 г. Зейгарник вернулась в Россию. Зейгарник становится ближайшей помощницей Л.С. Выготского и работает в психоневрологической клинике Института экспериментальной медицины. В эти годы Зейгарник удается стать верной соратницей и единомышленницей для многих видных советских психологов.

В 1938 г. был арестован и погиб в застенках Лубянки муж Б.В. Зейгарник, и она осталась практически без поддержки с малолетним сыном.

Во время Великой Отечественной войны Зейгарник пришлось эвакуироваться из Москвы. В этот период она принимала активное участие в восстановлении психического здоровья тяжелораненых в нейрохирургическом госпитале на Урале.

В послевоенный период Зейгарник возглавляет лабораторию психологии в Институте психиатрии, которая была создана при ее непосредственном участии.

Вклад в психологию

Блюма Вульфовна Зейгарник приобрела всемирную известность благодаря открытому ею феномену, названному в ее честь и вошедшему во все психологические энциклопедии, словари и учебники, а также благодаря выделению патопсихологии из разрозненной области знаний в особую ветвь науки со своей проблематикой, терминологией, предметом, методом, системой и областью практического применения.

Зейгарник Блюма Вульфовна

Годы жизни:1900 -1988

Родина: Пренай (Литва)

Зейгарник Блюма Вульфовна (9.11.1900, г. Пренай, Литва — 24.02.1988, Москва) — психолог, доктор психологических наук (1960), профессор (1965), основатель отечественной патопсихологии.

В этой работе было впервые показано, что прерванные задачи запоминаются взрослыми примерно на 90% лучше, чем законченные, а дети вообще помнят исключительно прерванные задачи. Этот результат вошел в историю науки как Зейгарник-эффект.

В 1925 Зейгарник оканчивает университет и продолжает работать в нем, а в 1927 после публикации работы о прерванных действиях ей была присвоена степень доктора.

В 1931 Зейгарник переезжает из Германии в Москву и начинает работать научным сотрудником Института высшей нервной деятельности, который в 1932 был реорганизован в отдел Всесоюзного института экспериментальной медицины (ВИЭМ).

В те годы она знакомится с Л.С. Выготским, который оказал на нее так же, как и К. Левин, огромное влияние. Их двоих она считала величайшими психологами своего времени.

В ВИЭМе Блюма Вульфовна почти полностью поглощена патопсихологией. Интерес к ней, по ее словам, возник еще в Берлине, когда вместе с Левиным она посещала клинику соматических заболеваний Гольдшейдера. Начиная с 1930-х годов медицинская психология становится главной областью интересов.

В 1935 Зейгарник была присвоена степень кандидата биологических наук. Немецкая степень доктора философии в СССР, не была признана.

В 1940 муж Блюмы Вульфовны Альберт Янкелевич Зейгарник арестован по обвинению в шпионаже и осужден на десять лет без права переписки. Она остается с двумя детьми, одному из которых меньше года, другому — шесть лет. События этих лет отложили глубокий отпечаток на всю последующую жизнь Блюмы Вульфовны. Основным в ее жизни стал страх, прежде всего за судьбу своих детей, внутренняя цензура. Блюма Вульфовна не оставила после себя почти ничего, ни автобиографий, ни архивов, записных книжек, воспоминаний, ею все было уничтожено.

Институт психоанализа

В годы Великой Отечественной войны Зейгарник занималась восстановлением высших психических функций после черепно-мозговых ранений в восстановительном госпитале г. Кисегач под руководством А.Р. Лурия.

После войны (1943-1967) Зейгарник возглавляла лабораторию патопсихологии НИИ Психиатрии Минздрава РСФСР одновременно (с 1949) на преподавательской работе в МГУ им. М.В.Ломоносова.

В 1958 Блюма Вульфовна подготовила свою третью (после Берлинской и украденной Кисегачской) докторскую диссертацию, и ей была присвоена степень доктора педагогических наук.

В 1965 ей присваивают звание профессора по специальности психология.

В 1967 ее избирают на должность профессора кафедры психофизиологии и нейропсихологии МГУ.

Зейгарник — организатор системы переподготовки и повышения квалификации практических патопсихологов страны, руководитель Всероссийских патопсихологических семинаров (с 1960), почетный член и член Президиума Общества психологов СССР, председатель секции медицинской психологии. Участвовала в международных психологических конгрессах, на XVIII Международном психологическом конгрессе в Москве и XIX Международном конгрессе в Лондоне была организатором и сопредседателем секций патопсихологии. Выдающийся вклад Зейгарник в разработку психологических проблем был оценен Американской психологической ассоциацией, присудившей ей премию имени Курта Левина (1983).

Блюма Вульфовна Зейгарник — один из создателей факультета психологии МГУ, кафедры нейро- и патопсихологии. В течение более 40 лет ею разрабатывались проблемы патологии психики при душевных заболеваниях. Опираясь на теоретические положения отечественной психологической школы Выготского-Леонтьева-Лурии, создала новую научную область — экспериментальную патопсихологию, имеющую свой предмет, понятийный аппарат и методический инструментарий. Ею подготовлено большое число специалистов, работающих в настоящее время в различных областях психологии. Труды Зейгарник в области патопсихологии открыли возможность для становления новой сферы психологической практики.

В 1978 профессору Зейгарник была присуждена Ломоносовская премия (1-й степени) за цикл работ, посвященных проблеме нарушений психики при различных психических заболеваниях, коррекции и реабилитации психически больных (работы опубликованы в 1962-1976).

В работах этого цикла дано теоретико-методологическое обоснование психологического изучения патологии психики у психически больных, показано, что при различных психических заболеваниях выявляются принципиально те же закономерности функционирования психики, что и в норме: изменяются лишь условия, при которых обнаруживаются данные закономерности. Как в норме, так и при психических заболеваниях основным источником развития является социальная среда, окружающий больных мир человеческой культуры. Собственная активность больных — основной симптомообразующий фактор. Психологические механизмы участвуют в формировании психопатологической картины заболевания, следовательно, психологические коррекция и реабилитация больных является необходимым условием их возвращения к полноценной социальной жизни, условием восстановления их психического здоровья. В исследованиях Зейгарник показано, что распад психики не есть негатив ее развития, дано теоретическое и экспериментальное обоснование этого положения. Последнее важно как для решения исследовательских задач в области патопсихологии, так и для практической работы психологов в этой области.

Зейгарник Блюма Вульфовна

. патопсихологии из разрозненной области знаний в особую ветвь науки со своей проблематикой, терминологией, предметом, методом, системой и областью практического применения. Б.В. Зейгарник умерла в 1985 г. Зейгарник Блюма Вульфовна . цикла дано теоретико-методологическое обоснование психологического изучения патологии психики у психически больных, показано, что при различных психических заболеваниях .

На факультете психологии МГУ Зейгарник читала курс патопсихологии, спецкурсы по патологии мышления, зарубежным теориям личности.

Основные научные труды:

К проблеме понимания переносного смысла слов или предложения при патологических изменениях мышления// Новое в учении об апраксии, агнозии и афазии. (1934); Нарушения мышления при психических заболеваниях (1957); Патология мышления. (1962); Введение в патопсихологию (1969); Личность и патология деятельности (1971); Основы патопсихологии. (1973); Патопсихология. (1986); Очерки по психологии аномального развития личности. (1980, в соавт.); Теория личности К.Левина. (1981); Теории личности в зарубежной психологии. (1982).

Теория мышления в ассоциативной психологии

. индивида). ПСИХОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ. Психология мышления стала специально разрабатываться лишь в XX в. Господствовавшая до этого времени ассоциативная психология исходила из того положения, что все психические процессы . ЭКСПЕРИМЕНТ Предложен одновременно К.Г.Юнгом, М.Вертгеймером и Д.Кляйном для исследования мотивации личности. Это проективный метод. В нем испытуемому предлагается как можно быстрее .

Примеры похожих учебных работ

Психология управленческого воздействия в деятельности руководителя

. направлены на более совершенное самоуправление своей психической деятельностью, безотносительно к влиянию внешнего социального окружения. . нацеливает личность на взятие новых высот профессионализма. За последние 20-25 лет в мировой психологии .

Изменения личности и характера больных алкоголизмом

. личности, и в характере. Глубокая психическая декомпенсация выражается в том, что субъект не в состоянии определить цель деятельности, . длительного употребления алкоголя. Заболевание проявляется физической и психической зависимостью и имеет .

Особенности психического развития детей с заболеванием шизофрения

. "раздвоение личности". Шизофрения – это душевное расстройство, тип психического заболевания, при котором . в расстройствах восприятия, мышления, эмоций, поведения и . обеднение, или "дефект" личности. Больные первой группы, характеризующиеся острой .

Нравственно–богословские аспекты тестовой диагностики психических проявлений личности 2

. являются психические проявления личности. Цель исследования состоит в нравственно–богословском осмысленииотдельных категорий понятийного аппарата, используемого при разработке и интерпретацииличностныхтестов в секулярной психологии, в .

A) закономерности психического развития личности на разных этапах её развития

. B) личность; C) субъект деятельности; D) индивидуальность; E) объект. 32. Совокупность психических . жизни. E) Определённом типе мышления 14. Тип акцентуации характера . D) Эффект Зейгарник. E) Интроспекция. 20. Деятельность, выполнение которой .

Семья как источник психической травматизации личности

. психических процессов, так и их ролью во взаимосвязи психических и соматических систем личности . или больной, добрый . личности существенно влияют условия воспитания в семье, особенности отношений между родителями и ребенком, организация его деятельности, .

ВЕБИНАР: Профессиональное выгорание – не повод менять работу! Методы самодиагностики и супервизорской помощи for myself

Скоро

Научные чтения памяти Елены Олеговны Смирновой


Доктор психологических наук, профессор.

Профессор кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

Почетный член и член Президиума Общества психологов СССР, председатель секции медицинской психологии.

В 1927 г. окончила Берлинский университет, училась у Курта Левина, занималась в психиатрической клинике у К. Гольдштейна, прослушала курс лекций Э. Шпрангера и курс лекций по эстетике М. Дессуара.

В 1931 г. Б.В. Зейгарник вернулась в Россию, работала в Институте по изучению высшей нервной деятельности при Секции естествознания Комакадемии и в психоневрологической клинике Всесоюзного института экспериментальной медицины в сотрудничестве с Л.С. Выготским.

Во время Великой Отечественной войны принимала активное участие в восстановлении психического здоровья тяжелораненых в нейрохирургическом эвакогоспитале №3120 на Урале в посёлке Кисегач Челябинской области (вместе с А.Р. Лурией и другими психологами), разрабатывала методы реабилитации после тяжёлых ранений.

С 1943 г. возглавляла лабораторию психологии в Институте психиатрии, созданную при ее непосредственном участии. В ходе кампании по борьбе с космополитизмом в 1950 г. Б.В. Зейгарник была отстранена от заведования и в 1953 г. уволена из лаборатории; восстановлена в должности заведующей патопсихологической лабораторией в 1957 г., проработала в ЦНИИ психиатрии до 1967 г.

В этот период на стыке общей психологии и психиатрии была сформирована особая ветвь психологии — экспериментальная патопсихология, наука об особенностях психических процессов у психиатрических больных, со своей проблематикой, терминологией, предметом, методом, системой и областью практического применения.

Б.В. Зейгарник дала теоретико-методологическое обоснование психологического изучения патологии психики у психически больных, показала, что при различных психических заболеваниях выявляются принципиально те же закономерности функционирования психики, что и в норме: изменяются лишь условия, при которых обнаруживаются данные закономерности. Как в норме, так и при психических заболеваниях основным источником развития является социальная среда, окружающий больных мир человеческой культуры. Собственная активность больных — основной симптомообразующий фактор. Психологические механизмы участвуют в формировании психопатологической картины заболевания, следовательно, психологические коррекция и реабилитация больных является необходимым условием их возвращения к полноценной социальной жизни, условием восстановления их психического здоровья. В исследованиях Зейгарник показано, что распад психики не есть негатив ее развития, дано теоретическое и экспериментальное обоснование этого положения.

Б.В. Зейгарник - организатор системы переподготовки и повышения квалификации практических патопсихологов страны. С 1960 г. - руководитель всероссийских патопсихологических семинаров.

Участвовала в международных психологических конгрессах, на XVIII Международном психологическом конгрессе в Москве и XIX Международном конгрессе в Лондоне была организатором и сопредседателем секций патопсихологии.

Основные работы:

Награды:

  • премия имени Курта Левина Американской психологической ассоциации (1983)
  • премия имени М.В. Ломоносова I степени за цикл работ, посвященных проблеме нарушений психики при различных психических заболеваниях, коррекции и реабилитации психически больных (1978)

Б.С. Братусь, ученик Б.В. Зейгарник, написал:

премия имени М. В. Ломоносова

Блю́ма Ву́льфовна Зейга́рник (урождённая Герштейн [2] ; нем. Bluma Zeigarnik ; 27 октября ( 9 ноября ) 1901 [1] , Прены, Мариямпольский уезд, Сувалкская губерния — 24 февраля 1988, Москва) — советский психолог, основательница советской патопсихологии.

Одна из создателей факультета психологии МГУ, кафедры нейро- и патопсихологии. Выдающийся вклад Блюмы Зейгарник в разработку психологических проблем был оценён Американской психологической ассоциацией, присудившей ей премию имени Курта Левина (1983). В СССР ей была присуждена Премия имени М. В. Ломоносова I степени (1978).

Читайте также: