Биография зая пандиты кратко

Обновлено: 20.05.2024

В 17-лет­нем воз­рас­те был по­свя­щён в ла­мы и от­прав­лен изу­чать буд­дий­ское ве­ро­уче­ние в Ти­бет. В 1639 году вер­нул­ся к ой­ра­там, что­бы про­по­ве­до­вать буд­дизм.

В 1648 году на ос­но­ве ста­рой монгольской пись­мен­но­сти соз­дал ой­рат­ское пись­мо (так называемое яс­ное пись­мо), точ­нее от­ра­жав­шее фо­не­тический строй монгольского языка.

Пе­ре­вёл вме­сте с уче­ни­ка­ми около 200 буд­дий­ских со­чи­не­ний с ти­бет­ских ори­ги­на­лов на монгольский язык.

Умер по пу­ти в Ти­бет.

Био­гра­фия Зая-пандиты на­пи­са­на его уче­ни­ком Рад­наб­хад­рой (1690).


Зая-Пандита, с именем которого связана одна из самых блестящих страниц ойрат-калмыцкой истории, широко известен в буддийском мире как выдающийся религиозный, научный и общественный деятель. Века не смогли стереть из памяти народной светлый образ и славное имя учителя, просветителя и гуманиста, но лишь подчеркивает масштаб его личности, грандиозность деяний, мощь интеллекта и величие духа.
От этого романтического названия веет горячим ветром Востока, оно манит таинственностью древних цивилизаций, влечет в неведомую даль. Именно через эти ворота к нам, в Россию, а отсюда в Европу и далее через океан в Америку пришел всепобеждающий свет учения великого Будды. Именно здесь, в Джунгарии, родился Шара Хабаг (таким было его детское имя), который вошел в историю как Огторгуйин Далай Зая - пандита ойратский. Биография "Лунный свет - история рабджамбы Зая - пандиты" написана его учеником - буддийским монахом Ратнабадрой (здесь и далее курсивом выделены отрывки, приведенные из этого старинного ойратского писания; перевод на русский язык - анонимный).
"Зая-пандита родился в год Свиньи, в стихию Земли (1599г.). Зая-пандита был из рода Хошут, из поколения Шангас, принадлежащего Гуручинз духовенству". Хошуты - одно из самых сильных и многочисленных ойрат-монгольских племен, предводители которого вели свое происхождение от младшего брата Чингис-хана Ха-буту-Хасара.
Род Кунку Заячи (мудрый прорицатель) относился к аристократической части ойратского общества. Детство, отрочество и ранняя юность будущего гения прошли в родной юрте, у уютного семейного очага. До семнадцати лет он жил и воспитывался точно так же, как любой другой его сверстник.
Молодой человек, по понятиям ойратов, должен был быть скромным, любознательным, справедливым, честным, трудолюбивым, смелым, мужественным, ловким, сильным. Воспитанию этих качеств способствовали как пример старших, так и народная школа мудрости, заключенная в богатом фольклоре, всевозможные игры, различные соревнования, в том числе' "эрин гурвн наадн" (три мужских забавы - скачки, стрельба из лука и борьба). Таким образом, юноши получали всестороннее развитие. Считается, что отправной точкой на пути ойратов (калмыков) к великому учению Будды стало одно событие, о котором Ратнабадра пишет так: "Отец Цецен хана, Бай-багас Батур, и прочие князья Четырех Ойратов условились между собою посвятить в банди (духовное звание) по одному сыну. Все князья исполнили свое слово, исключая Байбагас Батура, который вместо своего сына поставил мальчика и велел ему принять духовное звание". Этим мальчиком был не кто иной, как будущий Огторгуйин Далай Зая-пандита ойратский.

· и аристократы: "Между тем Далай хун тайджи с прочими и малыми сановниками на берегу Кукунура, месте, называемом Коко Шабарте приготовили трон, на который, посадив его (Зая-пандиту после прибытия из Тибета), поклонялись";

Уважаемый пользователь, данный сайт производит обработку файлов cookie и пользовательских данных (информацию об ip-адресе, местоположении, типе и версии операционной системы, типе и версии браузера, источнике переадресации на сайт, и сведения об открытых страницах пользователя) в целях улучшения функционирования сайта и проведения статистических исследований.

Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на сбор и обработку указанной информации (Статья 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ "Закон о персональных данных").

Свет монгольской веры, рассеивающий тьму неведения – Зая Пандита

Статуя Зая Пандиты ойратского Намкай Джамцо в синьцзянском монастыре Шар сюмэ (СУАР КНР).

Вся жизнь этого великого человека была отдана на благо монгольских народов, в том числе и калмыков, кочующих в пределах России. Впервые Зая Пандита приехал к калмыкам в 1645 году по приглашению торгутского владельца Шукур Дайчина. Этот первый приезд Зая Пандиты был связан, в основном, с миротворческой деятельностью. За год пребывания у калмыков он примирил враждующих владельцев, даровал большое количество различных буддийских учений и наставлений, как по теории, так и по практике буддизма.

Зая Пандита Намкай Джамцо создал Тодо бичиг зимой Года Мыши (1648) в кочевьях хана Аблая, на реке Чуй. Алфавит нового письма отличала высокая точность не только при передаче слов монгольского языка, но в равной степени и санскритских мантр, что было необычайно важно для монгольских буддистов.

Новыми буквами Зая Пандита осуществил перевод более 177 различных буддийских сочинений с тибетского на монгольский язык – став одним из самых продуктивных монгольских переводчиков за всю историю буддизма в Монголии.


Памятник Зая-Пандите в Калмыкии (Элиста). Фото Википедия.

В 1654 году Зая Пандиту во второй раз пригласил к себе торгутский владелец Шукур Дайчин, кочевавший на обширной территории между Уралом и Волгой. Весной 1655 года ойратский лама въехал в Россию. Разумеется, границ в нашем привычном понимании тогда не было, и сейчас весьма сложно определить и передвижение Зая Пандиты по кочевьям и места, которые он посетил.


Безусловно, за время своего пребывания у калмыков Зая Пандита даровал огромное количество учений и посвящений, взял себе в ученики калмыцких послушников и распространил Ясное письмо – Тодо бичиг – среди калмыков в России.

Последний приезд Зая Пандиты Намкай Джамцо на Волгу подарил российским калмыкам письменность, а с ней и литературный язык, и письменную культуру, и ту историю, которую донесли литературно-исторические памятники на Ясном письме. Кроме специалистов, уже никто не помнит о визите Зая Пандиты, но его труды и жизнь, направленная на благо всех монгольских народов – пусть будет путеводным флагом для каждого, кому не безразлично будущее монголов.

Путь Учителя


Будучи одаренным от природы смелостью, он смог много приобрести, отдавая все свое время для занятий высшими науками. Все удивлялись его способностям и говорили, что у него большое будущее, что он станет великим мудрецом.

После этого он поступил в философскую школу Цанит. Через 10 лет принял участие в диспуте на звание рабжамбы, показав свои превосходные знания, привел всех в удивление, и имя его пронеслось повсюду.

В течение двадцати двух лет Намкай Гьяцо изучал теорию и практику буддизма, из них десять лет обучался цаниду (буддийской философии) в дацане Лхасского монастыря Дрепунг, одним из его главных учителей был Панчен-лама IV.

За особые успехи получил звание Пандиты, а также высшую ученую богословскую степень Рабджамбы.

Будучи большим буддийским ученым, достигшим высокого уровня духовной реализации Зая Пандита являлся одним из учителей-наставников Великого Пятого Далай-ламы Нгаванг Лобсанг Гьяцо, первым из нетибетцев был удостоен высокой чести участвовать в церемонии передачи монашеских обетов юному Далай-ламе, а впоследствии стал одним из его приближенных советников.

В 1638 году, вернувшись после учебы из Тибета в Джунгарию, Зая Пандита развернул бурную миссионерскую деятельность по распространению буддизма, разъезжая по кочевьям и посещая владения многих нойонов, выступая в качестве арбитра при спорах и конфликтах, основывая монастыри и наставляя народ по вопросам Учения.

В 1640 году принял активное участие в организованном джунгарским Эрдэни-Батуром хунтайджи общемонгольском съезде, на котором было утверждено Великое Степное Уложение, свод законов монголоязычных кочевников. После этого в 1642 году Зая Пандиту пригласили к себе для проповеди халхаские правители Дзасакту-хан, Тушэту-хан и Сэцэн-хан.

Радужное тело

За шестьдесят три года, наполненных постижением буддийских знаний, просветительской, миротворческой и религиозной деятельностью, Зая пандита перевел с тибетского на ойратский язык 177 фундаментальных религиозных сочинений. В их число входят: научные и религиозные трактаты, сутры и философские сочинения, медицинские и грамматические трактаты. Умер великий просветитель, миссионер, философ, политик, ученый и переводчик от паралича в 1662 году по пути в Тибет. Вот тут-то и начинается наша история.


Статуя Зая Пандиты ойратского Намкай Джамцо в синьцзянском монастыре Шар сюмэ (СУАР КНР), где содержится его шарира.

Миллионы верующих буддистов от Гималайских гор до берегов Байкала, от Великой Китайской Стены до степных просторов седого Каспия скорбели об этой великой утрате.

Прах его, по приказу Далай-ламы, добавили в чернила, которыми ученики записали молитвы (тиб. зунг., ойр. тогтал) и вместе с шарирой приготовили для закладки в статую выдающегося ойратского учителя.

Справка

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Реферат на тему:

Выполнила: Камиюкова Светлана,

Проверила: Горяева Дельгир Бембеевна,

1. Детство и учеба.

3. Литературная деятельность.

4. Просветительская и дипломатическая деятельность.

hello_html_m5a9b5aba.jpg

В настоящее время на нашей планете, по оценкам специалистов – до пяти тысяч языков, из которых лишь чуть более ста имеют письменность и литературу. Еще в 19 веке абсолютное большинство народов, населявших территорию России, не имело своей письменности. Из этого видно, что создание национальной письменности – событие исключительно важное для каждого народа и уникальное для всей человеческой цивилизации. Именно поэтому мы, калмыки, вправе гордиться тем, что имеем национальную письменность, которая была создана нашим соплеменником – великим Зая-Пандитой.

Детство и учеба

Зая - Пандита родился в год Свиньи, в стихию Земли 1599 г. Зая -Пандита был из рода Хошут, из поколения Шангас, принадлежащего Гуручинэ духовенству.

В те времена огромную роль в процессе воспитания детей и юношества играл фольклор. Ойратская семья тогда состояла из нескольких поколений, поэтому дети имели прекрасную возможность познавать окружающий мир с помощью мудрых бабушек и дедушек. Богатырские сказания, исторические повествования, сказки, пословицы, поговорки, благопожелания, песни и другие жанры устного народного творчества оказывали благотворное воздействие на становление личности ребенка и воспитывали в нем лучшие черты характера.

Народная мудрость заключалась также и в том, что все нужные для жизни знания юный человек получал в занимательной форме, легкой для запоминания - в виде интересных сказок, красивых преданий, метких слов, кратких устных формул повседневного поведения - пословиц.

У него (Кункан Заячи) много было сыновей, из которых старший назывался Бабохан. У Бабохана было восемь сыновей, пятый из них - Зая Пандита.

Этот акт высокого гражданского сознания, когда каждый из виднейших представителей национальной элиты - ханов и нойонов - отправил по одному своему сыну на учебу в Тибет, имел огромное значение в распространении буддизма среди ойратов (калмыков). Видимо, это было сделано для того, чтобы поднять на должную высоту авторитет ламы - буддийского монаха, а значит и буддийской религии в ойратском обществе. Ламы аристократического происхождения стали называться тойнами.

Так как Зая - Пандита был сыном лидера всех ойратских племен Байбагас-батура, то ему всегда и всюду оказывались соответствующие почет и уважение. Достаточно сказать, что по прибытии в Тибет он состоял в свите высшего государственного чиновника (Дибе) и до поступления в монастырь жил в его дворце. Конечно же, значительно позднее это положительно сказалось на распространении проповедуемого им учения среди ойрат-монголов.

Банди (манджи - по-калмыцки) - это самая первая, начальная степень буддийского монаха. По вступлении в банди он просил позволения не оставаться далее на Родине без занятия, а ехать в Тибет. Получив на то позволение от своего владельца в Кукунуре, в год Дракона оставил Родину и отправился в Тибет.

Зая - Пандита сперва поступил к Дибе в качестве дюйнхора (послушника), потом поступил в школу, где учился первоначальным предметам. Будучи одарен от природы сметливостью, он много успел приобрести, применяя урочные свои занятия высшим отделениям науки. Все удивлялись его способностям и говорили, что он будет великим мудрецом.

После того он поступил в школу Цанит. По прошествии 10 лет он превосходно диспутировал на степень рабджамба, привел всех в удивление, и имя его пронеслось повсюду.

В Тибете традиционные образовательные центры находились в крупных монастырях, каждый из которых представлял определенную буддийскую школу. Монастырские образовательные центры университетского уровня могли иметь широкий или узкий профиль обучения. В образовательных центрах широкого профиля имелось четыре факультета: философский (цанид), тантрический (факультет, на котором студенты-монахи изучали традиционные техники работы с сознанием, опираясь на соответствующие разделы текстов буддийской письменной традиции), медицинский и астрологический. В монастырских университетских центрах узкого профиля упор делался на изучение философии. Здесь углубленно изучали классическую индобуддийскую философию (наследие четырех ведущих школ - Вайбхашика, Саутран-тика, Мадхьямика и Виджнянавада), теорию и практику философского диспута, логику и диалектику. Особое внимание также уделялось, наряду с философией, изучению религиозной доктрины буддизма и монашеской дисциплины, включая практическое освоение традиционных методов работы с сознанием (углубленная концентрация, система созерцательной практики). Это было особенно присуще образовательным центрам школы Гелугпа, где и обучался Зая - Пандита.

Как следует из сочинения Ратнабадры, Зая Пандита блестяще овладел всеми науками буддийского канона. Когда oн находился в школе Ундусун, то послан был к нему посол с предложением, чтоб был он ламою отделения Кагбы. Тогда бывший лама Ундусуна заметил, что "цецен рабджамбе лестно занять такое место, но прискорбно, что меня обошли ". Такое его замечание убедило учеников Ундусуна, бывших с ним в дружбе.

После поступления в звание ламы Кагбы Зая - Пандита был принят в число 10 гелюнгов, долженствовавших присутствовать 19-го числа при принятии Далай Ламою звания гелюнга от Богдо Ламы. После этого он сделался ламою Цобзана и Кагбы.

Зая - Пандита был одним из лучших знатоков буддийского учения: недаром он входил в число избранных лиц, особо приближенных к Далай-Ламе и в довольно молодом возрасте был удостоен высших ученых степеней и званий и стал ламой-наставником одновременно двух факультетов - Цобзапа и Kaи-бы. Здесь необходимо внести некоторую ясность в отношении терминов, касающихся буддийских ученых степеней и религиозных званий.

Лама (совершенно чистый - тибет.) - человек, следующий буддийским заповедям и ставший монахом.

Рабджав (рабджамба) - (превосходный, выделившийся среди других, отличный ученый - тибет.) - высшая ученая степень, присваемая духовным лицам. Синоним этого слова - гешс. Рабджавы, в зависимости от формы сдачи экзаменов на получение ученой степени, подразделялись на лхарамб, цзорамб, дорамб, шатарамб, габчу.

Зая - (победоносный - санскрит) - эпитет буддийских царей, архатов.

Таким образом, Зая - Пандита - это не имя, но титул, ученая степень, почетное звание буддийского монаха высокой учености.

Зая - Пандита Ойратский имел много почетных званий, таких как: богдо хутугга (мудрый перерожденец), гэгэн (Его святейшество), рабждамба-цорджи, цэцэн-цорджи - (мудрый порджи), царь драконов (благодаря которому идет дождь знаний) и другие. Монашеское имя Зая Пандиты Ойратского - Намкай Джамцо (Небесный океан - тибет.) и на его родном языке звучит как Окторгуйн Далай, светское же его имя было Бархавг.

На нашей планете существуют свыше пяти тысячи языков и всего лишь несколько сот видов письменности. Как видно, не каждый народ сумел создать свою национальную систему грамоты, что свидетельствует не только о необычайной сложности, но и об особой уникальности этого феномена.

Исторически сложилось так, что долгое время именно религиозные центры одновременно были также центрами образования и просвещения. Так было и на западе, и на востоке, так было и в ойратской среде.

В результате распада монгольской империи ойратский диалект, уже в XIII в. несколько отличавшийся от других монгольских диалектов, дал начало процессу образования ойратского (калмыцкого) языка, который сложился на основе диалектов различных монгольских племен, вошедших в состав ойратов. Обогащение словарного состава ойратского языка происходило также за счет общения ойратов с другими племенами и народностями.

«Как бы отвечая новым потребностям и национальному самосознанию ойратов, - писал академик Б. Я. Владимирцов, - представитель одного из ойратских племен - хошеутов Зая-Пандита, получивший солидное образование в Тибете, составил в 1648 году особый ойратский алфавит, основанный на общемонгольском, и установил правила новой орфографии, руководствуясь главным образом этимологическим принципом правописания. Еще большая заслуга Зая-Пандиты заключается в том, что им был определен и установлен литературный язык ойратов.

Немало калмыцких рукописей сохранилось в рукописных фондах научных учреждений Санкт-Петербурга и в библиотеке Казанского государственного университета. Много документов, написанных на зая-пандитском алфавите, хранится в Центральном государственном архиве Республики Калмыкия.

В архиве Санкт-Петербургского отделения Института востоковедения РАН хранится около 400 рукописей, переведенных на калмыцкий язык. Они имеются и в библиотеке Академии наук МНР. В Западной Германии немецкий ученый В. Хэйсиг обнаружил около 150 калмыцких рукописей, относящихся к XVII - XVIII вв.

Литературная деятельность

Огторгуйн Далай, как известно, не только создал новое письмо, но и по сути создал новый ойратский литературный язык. Для этого ему пришлось проделать титаническую работу по переводу многих буддийских канонических текстов. Это было связано с громадными трудностями, так как нужно было адекватно перевести сложнейшие философские буддийские трактаты, что требовало разработку научного лексического аппарата и методики перевода, введение огромного количества терминов по философии, астрологии, медицине и т.д. Также им было написано большое количество оригинальных произведений. Конечно же, он не был одинок в своих устремлениях, его окружали многие ученики и последователи, в числе которых был, как мы знаем, и Ратнабадра - будущий биограф Зая - Пандиты.

Из книг главные:

Бадзар бидаранайн токтол Биягийн дзурэкэн Нигуца хурангуйн ускэл.

Зая-Пандита ко всем этим переведенным буддийским религиозным сочинениям написал стихотворные колофоны.

Просветительская и дипломатическая деятельность

Глубоко символично, что этот первый в мировой педагогической практике закон о всеобщей грамотности связан с именем Зая -Пандиты Ойратского.

Первый пункт законов, принятых на съезде монголо-ойратской аристократии, провозглашал о ненападении и коллективном наказании агрессора. Это был первый зафиксированный в истории Пакт о ненападении и коллективной безопасности. Примечательно, что в его разработке и принятии активно участвовали Зая Пандита Ойратский и другие видные представители самой миролюбивой религии - буддизма.

Читайте также: