Биография шопенгауэра и его этическая концепция кратко

Обновлено: 04.07.2024

Шопенгауэр оказал значительное влияние на многих знаменитых мыслителей, в числе которых Фридрих Ницше, Альберт Эйнштейн, Зигмунд Фрейд, Карл Юнг, Лев Толстой и других.

В биографии Шопенгауэра есть множество интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Артура Шопенгауэра.

Биография Шопенгауэра

Артур Шопенгауэр появился на свет 22 февраля 1788 г. в городе Гданьск, который находился на территории Речи Посполитой. Он рос и воспитывался в состоятельной и образованной семье.

Отец мыслителя, Генрих Флорис, был купцом, посещавшим по торговым делам Англию и Францию, а также увлекался европейской культурой. Мать, Иоганна, была моложе своего супруга на 20 лет. Она занималась писательской деятельностью и владела литературным салоном.

Детство и юность

Когда Артуру было около 9 лет отец отвез его во Францию к своим друзьям. В этой стране мальчик пробыл 2 года. В это время с ним занимались лучшие педагоги.

artur-shopengauer-v-yunosti

Артур Шопенгауэр в юности

В 1799 г. Шопенгауэр стал студентом частной гимназии Рунге, где проходили обучение дети высокопоставленных лиц. Кроме традиционных дисциплин здесь преподавали фехтование, рисование, а также учили музыке и танцам. Интересен факт, что к тому моменту биографии юноша уже свободно разговаривал на французском.

В 17-летнем возрасте Артур устроился в торговую компанию, расположенную в Гамбурге. Однако он сразу же понял, что торговля совершенно не его стихия.

В скором времени парень узнает о кончине своего отца, утонувшего в водном канале после падения из окна. Ходили слухи будто Шопенгауэр-старший совершил самоубийство по причине возможного банкротства и проблем со здоровьем.

Артур тяжело перенес смерть отца, долгое время оставаясь в унынии. В 1809 г. ему удалось поступить в Геттингенский университет на медицинское отделение. Позже студент решил перевестись на философский факультет.

В 1811 г. Шопенгауэр обосновался в Берлине, где часто слушал лекции философов Фихте и Шлейермахера. Изначально он с большим вниманием слушал идеи популярных мыслителей, но вскоре начал их не только критиковать, но и вступать в перепалку с лекторами.

В то время биографии Артур Шопенгауэр стал глубоко исследовать естественные науки, включая химию, астрономию, физику и зоологию. Он присутствовал на курсах по скандинавской поэзии, а также зачитывался трудами эпохи Возрождения и изучал средневековую философию.

Наиболее сложно Шопенгауэру давались право и богословие. Тем не менее, в 1812 г. Йенский университет заочно удостоил его звания доктора философии.

Литература

При создании этой работы философ черпал вдохновение с творчестве Эпиктета и Канта. Автор стремился доказать читателю, что самым важным для человека является внутренняя целостность и гармония с самим собой. Также он утверждал, что физическое здоровье тела является единственной причиной для достижения счастья.

portret-29-letnego-artura-shopengauera

Портрет 29-летнего Артура Шопенгауэра

Интересен факт, что писатель доходчиво объясняет, как оказаться правым, даже если ты не прав. По его словам, победы в споре удастся достичь только при условии правильной подачи фактов.

Личная жизнь

Шопенгауэр не обладал привлекательной внешностью. Он был невысокого роста, узкоплеч, а также имел непропорционально большую голову. По своей натуре он являлся мизантропом, не стремясь заводить беседы даже с противоположным полом.

Однако периодически Артур все же общался с девушками, которых он привлекал своими речами и мыслями. Более того, он иногда флиртовал с дамами и предавался любовным утехам.

shopengauer-1

Шопенгауэр так и остался старым холостяком. Ему были присущи свободолюбие, мнительность и пренебрежение простейшими жизненными благами. Он ставил на первое место здоровье, о чем упоминал в своих трудах.

Стоит заметить, что философ страдал крайней подозрительностью. Он мог заверить себя в том, что его хотят отравить, ограбить или убить, когда для этого не было обоснованных причин.

Шопенгауэр владел огромной библиотекой, насчитывающей более 1300 книг. И хотя он любил читать, он критически относился к чтению, так как чтец заимствовал чужие мысли, а не черпал идеи из своей головы.

Шопенгауэр считал музыку высочайшим искусством и играл на флейте всю свою жизнь. Будучи полиглотом, он знал немецкий, итальянский, испанский, французский, английский, латинский и древнегреческий языки, а также был почитателем поэзии и литературы. Особенно он любил творчество Гете, Петрарки, Кальдерона и Шекспира.

Смерть

Шопенгауэр отличался феноменальным здоровьем и почти никогда не болел. Поэтому, когда у него началось учащенное сердцебиение и легкий дискомфорт за грудиной, он не придал этому значение.

Артур Шопенгауэр умер 21 сентября 1860 г. от пневмонии в возрасте 72 лет. Он скончался у себя дома сидя на диване. Его тело не вскрывали, поскольку философ еще при жизни просил не делать этого.

Этика Шопенгауэра основывается на положении о том, что в борьбе мировых сил должно явственно ощущаться стремление первоосновы всего бытия – воли – возвратиться к своему истинному, бессознательному бытию. Оно выражается на фоне скорби, боли и страданий, господствующих в жизни. По мнению Шопенгауэра, истинное содержание жизни – постоянная борьба воли, в которой она, томясь, стремится к покою своего бессознательного бытия.

Мир, как арена этой борьбы – не лучший, а худший из всех миров. Влечение воли возвратиться к своему общему бытию более всего обнаруживается, согласно Шопенгауэру, в двух явлениях: в процессе размножения, в котором индивид стремится воспроизвести общее, род; и в сострадании, источнике всякой морали, где индивид в подобных ему тварях сознает себя родом.

Чем более человек отрешается от своей индивидуальности и возвышается ко всеобщему, тем более он освобождается от житейских страданий – вот основной пункт этики Шопенгауэра.

Он говорит, что это освобождение может совершаться двум путями:

1. Возвышение над страданием через искусство, которое, будучи символическим изображением общего объективирования воли, в погружении духа в бытие и чистом беспристрастном его созерцании дает возможность забыть житейские невзгоды.

2. Освобождение от страдания через отрицание воли к жизни. Относительно оно осуществляется в аскетизме, а совершенно – в добровольном отречении от жизни, в самоубийстве.

Воля есть беспрерывное хотение бытия, и из этого-то хотения непрерывно рождается мир явлений. Пока будет существовать воля, будет существовать и вселенная. Индивидуумы рождаются и умирают, говорит Шопенгауэр, но воля, хотение, их порождающее, вечна подобно Идеям, по образу которых она их создаёт. Рождение и смерть касаются не самой воли, а только её проявлений. Сущность нас самих, воля не умирает.

Все поступки, мотивированные желанием личного блага, Шопенгауэр расценивает как эгоистические и исключает их из числа нравственных.Воля к жизни (эгоизм) пользуется для своего удовлетворения убийством, кражей, ложью, но также и трудом, экономией. Поэтому труд, упорное прилежание, бережливость – все это только утонченный эгоизм, плод воли к жизни. Положительной добродетели нет, ибо в основании всего того, что обычно называется добродетелью и этикой, мы находим эгоизм, волю к жизни и к наслаждению. Критерием нравственности является отсутствие эгоистических мотивов. Это возможно, когда люди настолько близки друг к другу, что чужое страдание воспринимают как свое. Такое отношение возможно лишь при взаимной симпатии, поэтому симпатия — единственная, реально существующая форма нравственности.

Из принципа сострадания вытекают две нормы поведения: пассивное (не вреди никому) и активное (помогай каждому по мере сил). При пессимистическом взгляде на мир нравственный поступок может привести лишь к облегчению страдания, но не избавить от него, ибо страдание бесконечно. Чем глубже и нравственнее человек, тем шире его сочувствие, тем больше его собственное страдание и чувство безысходности, ибо мир полон страданий, нищеты, несчастий.




Учение Шопенгауэра оказало большое влияние на философию Ницше, последующую буржуазную этику, экзистенциализм и др.

Этика Шопенгауэра основывается на положении о том, что в борьбе мировых сил должно явственно ощущаться стремление первоосновы всего бытия – воли – возвратиться к своему истинному, бессознательному бытию. Оно выражается на фоне скорби, боли и страданий, господствующих в жизни. По мнению Шопенгауэра, истинное содержание жизни – постоянная борьба воли, в которой она, томясь, стремится к покою своего бессознательного бытия.

Мир, как арена этой борьбы – не лучший, а худший из всех миров. Влечение воли возвратиться к своему общему бытию более всего обнаруживается, согласно Шопенгауэру, в двух явлениях: в процессе размножения, в котором индивид стремится воспроизвести общее, род; и в сострадании, источнике всякой морали, где индивид в подобных ему тварях сознает себя родом.

Чем более человек отрешается от своей индивидуальности и возвышается ко всеобщему, тем более он освобождается от житейских страданий – вот основной пункт этики Шопенгауэра.

Он говорит, что это освобождение может совершаться двум путями:

1. Возвышение над страданием через искусство, которое, будучи символическим изображением общего объективирования воли, в погружении духа в бытие и чистом беспристрастном его созерцании дает возможность забыть житейские невзгоды.

2. Освобождение от страдания через отрицание воли к жизни. Относительно оно осуществляется в аскетизме, а совершенно – в добровольном отречении от жизни, в самоубийстве.

Воля есть беспрерывное хотение бытия, и из этого-то хотения непрерывно рождается мир явлений. Пока будет существовать воля, будет существовать и вселенная. Индивидуумы рождаются и умирают, говорит Шопенгауэр, но воля, хотение, их порождающее, вечна подобно Идеям, по образу которых она их создаёт. Рождение и смерть касаются не самой воли, а только её проявлений. Сущность нас самих, воля не умирает.

Все поступки, мотивированные желанием личного блага, Шопенгауэр расценивает как эгоистические и исключает их из числа нравственных.Воля к жизни (эгоизм) пользуется для своего удовлетворения убийством, кражей, ложью, но также и трудом, экономией. Поэтому труд, упорное прилежание, бережливость – все это только утонченный эгоизм, плод воли к жизни. Положительной добродетели нет, ибо в основании всего того, что обычно называется добродетелью и этикой, мы находим эгоизм, волю к жизни и к наслаждению. Критерием нравственности является отсутствие эгоистических мотивов. Это возможно, когда люди настолько близки друг к другу, что чужое страдание воспринимают как свое. Такое отношение возможно лишь при взаимной симпатии, поэтому симпатия — единственная, реально существующая форма нравственности.

Из принципа сострадания вытекают две нормы поведения: пассивное (не вреди никому) и активное (помогай каждому по мере сил). При пессимистическом взгляде на мир нравственный поступок может привести лишь к облегчению страдания, но не избавить от него, ибо страдание бесконечно. Чем глубже и нравственнее человек, тем шире его сочувствие, тем больше его собственное страдание и чувство безысходности, ибо мир полон страданий, нищеты, несчастий.

Учение Шопенгауэра оказало большое влияние на философию Ницше, последующую буржуазную этику, экзистенциализм и др.

Немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788—1860 гг.) отверг своим учением многие принципы классической фило–софской традиции, в особенности ее представление о том, что нравственность должна формироваться на основе разумности. Обращаясь в основном к человеческой субъективности, он обратил внимание на неисчерпаемость психики, прежде всего ее волевого компонента, на значение интуиции, импульсив–ных составляющих духовного опыта.

Вместе с тем философ утверждал, что возникновение его естественно, потому что каждый человек обречен на страда–ния, которые являются результатом вечной неудовлетворен–ности воли и которые дают возможность ощутить острую боль другого. Задача личности – победить эгоистические установ–ки, которые побуждаются ее волей.

Но сделать это и тем самым преодолеть страдания возмож–но лишь путем полного отказа от воли к жизни, выбора пози–ции недеяния, ведущей к нирване. Несомненно, в этих утвер–ждениях А. Шопенгауэра, навеянных восточной философией, обнаруживается пессимистический характер его этических размышлений. Согласно его идеям, жизнь практически ока–зывается лишь ожиданием смерти.

Требование недопущения несправедливости, непосред–ственно понимаемое как запрет на несправедливость в отно–шении других, обладает и другим, очень важным в этическом плане аспектом – не совершать по отношению к другим не–справедливости, так же, как и в отношении себя.

В результате соблюдение справедливости в отношении к другим полагает исполнение и своих обязанностей. Но так–же справедливость в отношении себя должна предполагать от–стаивание своих собственных прав.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Этика

Этика Много писалось об этических нормах древних египтян. Мы знаем, что с древнейших времен жители этой страны отличались высокими моральными принципами. Первым было моральное обязательство по отношению к богу, но, поскольку царь и бог были едины, значит, моральное

Конфуцианская этика

Конфуцианская этика Конфуцианство было официально изъято из школьного образования после войны, так как оно скомпрометировало себя как духовное прикрытие для того милитаристского сумасшествия, которое привело к поражению. Тогда случился один из обычных парадоксов

6. Этика секса

6. Этика секса Эротический этикет не так строг, как этикет в других областях человеческой жизни. Однако как мужчины, так и женщины должны отвечать за свои поступки. Если женщина сексуально привлекательна, она должна соблюдать определенные правила, которые помогут ей

3. Этика Аристотеля

3. Этика Аристотеля Творчество Аристотеля (384—322 гг. до н. э.) считают вы–сшим развитием античной этики. Это вряд ли стало возмож–ным, если бы ученик Платона не превзошел своего учителя, сделав выбор в пользу истины.Всем нам известно высказывание философа: «Хотя Платон и

1. Этика И. Канта.

1. Этика И. Канта. Формулировка категорического императиваОсновная проблема этики И. Канта – проблема человече–ской свободы. Она являлась основной проблемой эпохи. И. Кант выводит взаимное равенство всех людей. Другое значе–ние решения И. Кантом этой проблемы состоит в

2. Корпоративная этика

2. Корпоративная этика Предпринимательская этика регулирует также и отношения между предпринимателями в различных сообществах – ассо–циациях, гильдиях, корпорациях.Эти отношения предусматривают как отстаивание конку–рентных позиций, так и солидаристские связи,

5. Этика софистов

9. Этика Аристотеля

16. Этика Б. Спинозы

16. Этика Б. Спинозы Аксиоматический метод доказательства моралиОсновная установка мыслителей Нового времени предполагала выведение морали из природы, что часто становилось сведением ее к естественнонаучному знанию.Бенедикт Спиноза (1635–1677) превращает этику в

20. Этика И. Канта

20. Этика И. Канта Моральная теория Иммануила Канта не допускает исключений из реализации закона, которые были бы обусловлены неблагоприятными обстоятельствами. Лжесвидетельство не должно быть услышано. Однако нравственный закон не принуждает к тому, чтобы героические

22. Этика А. Шопенгауэра

22. Этика А. Шопенгауэра Немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788–1860) отверг своим учением многие принципы классической философской традиции, в особенности ее представление о том, что нравственность должна формироваться на основе разумности.Основная философская идея

35. Новая этика

37. Корпоративная этика

37. Корпоративная этика В отличие от Западной Европы, где в основании предпринимательской этики находились менталитет средневековых городов, этос капитализма, и особенно этика протестантизма, в России духовными истоками данной этики оказались служебные этосы

Крупнейший философ-иррационалист 19 века являлся крайне противоречивой натурой. Сторонник идей аскетизма ни в чем себя не ограничивал; будучи убежденным вегетарианцем – не помышлял о жизни без мяса; всем сердцем ненавидел женщин, но любил общество милых дам. По сей день это несоответствие между философией пессимизма и жадностью к наслаждениям жизни вызывает жаркие споры среди современников.

Детство и юность

22 февраля 1788 в городе Данциг в зажиточной семье Шопенгауэров на свет появляется мальчик. Отец и мать дают имя младенцу Артур.

Генрих Флорис Шопенгауэр, отец Артура, потомственный купец, который гордился делом, доставшимся по наследству. Поддерживая репутацию семейства, он делал все возможное, чтобы бизнес процветал, и его жена с детьми ни в чем не нуждались. Генрих являлся не только грамотным коммерсантом, но и человеком богатой душевной организации.

Артур Шопенгауэр в юности

Артур Шопенгауэр в юности

Артур прожил в родном городе ровно пять лет. В 1793 году Данциг подвергся блокаде прусских войск и перестал быть вольным городком. Свободолюбивое семейство не хотело пресмыкаться перед захватчиками и в марте переселилось в Гамбург. На протяжении 12 лет Шопенгауэры не меняли места жительства. Генрих мечтал дать сыну достойное образование.

Артур Шопенгауэр в молодости

Артур Шопенгауэр в молодости

В 9 лет Шопенгауэр старший отправляет Артура во Францию к своему другу в Гавр. На протяжении двух лет мальчик обучается у лучших преподавателей города. Вернувшись домой, юный Шопенгауэр в совершенстве говорил на французском, а родной немецкий язык давался будущему философу с трудом. В 11 лет мальчик поступает в гимназию Рунге, где воспитывали исключительно детей коммерсантов. В этой школе кроме общепринятых предметов преподавали фехтование, рисование, игру на флейте и танцы.

В январе 1805 года по наставлению отца Артур поступает торговую контору коммерсанта и сенатора Иениша. Там мальчик понимает, что торговля - это не то, чем бы он хотел заниматься в будущем.

Портрет Артура Шопенгауэра

Портрет Артура Шопенгауэра

После смерти главы семейства, власть в доме перешла к Иоганне. Мать философа без зазрения совести окружить себя литераторами, художниками и политическими деятелями, открывает в Веймаре салон. Среди гостей женщины появлялись именитые персоны: Виланд, братья Шлегели, и даже сам Гетте. Пока Иоганна вела праздный образ жизни, Артур продолжал обучаться коммерческому делу. Обучался юноша до тех пор, пока новый друг Иоганны не убедил ее отдать сына в Геттингенский университет.

Медицинский факультет сразу привлек внимание Артура, но под влиянием преподавателя Г. Шульца юноша сфокусировался на философии, перейдя на соответствующий факультет В Геттингене Шопенгауэр пробыл с 1809 по 1811 года. В 1811 году Артур переезжает из Веймара в Берлин. Там жил философ Фихте,находящийся в тот момент на пике популярности. Юный Шопенгауэр посещал лекции, коллоквиумы и не раз вступал в конфронтацию с мэтром. Со временем уважение к Фихте испарилось, зато пришли пренебрежительное отношение и насмешка.

Памятник Артура Шопенгауэра

Памятник Артура Шопенгауэра

Артур с усердием изучает естественные науки: химию, астрономию, физику, зоологию, геогнозию. Юноша прослушал курс по скандинавской поэзии, изучал творчество писателей эпохи Возрождения, тяготел к средневековой философии. Только юриспруденция и богословие не привлекали студента. Сосуд остальных наук юному Артуру хотелось осушить полностью.

В начале октября старания Шопенгауэра были оценены по достоинству: Иенский университет провозглашает Артура доктором философии.

Литература

Книги Артура Шопенгауэра

Книги Артура Шопенгауэра

Русское издание книги Артура Шопенгауэра

Русское издание книги Артура Шопенгауэра

Личная жизнь

Шопенгауэр не был привлекательным: Философ был низкого роста, узкоплеч и имел непропорционально большую голову, которая из-за размеров тела смотрелась комично.

Несмотря на отсутствие внешнего лоска, парень одевался изящно. У него было собственное видение моды. Даже в подборе одежды мужчина являлся неисправимым индивидуалистом. Но мизантроп остается мизантропом, даже будучи одетым с иголочки.

Артур Шопенгауэр так и не женился

Артур Шопенгауэр так и не женился

Малообщительный юноша был чужд обществу и девушкам. Однако в редких беседах парень привлекал внимание не внешностью, а речами, которые, как литературный слог, были просты и точны.

Девушку, посеявшую в душе юного пессимиста зерно женоненавистничества, звали Каролина Джегерман. Шопенгауэр влюбился до беспамятства, решив создать семейный союз, навечно привязав красавицу к себе. Но возлюбленная оказалась не так проста: не захотев обременять себя узами брака, Каролина попросила юного философа оставить ее в покое. Артур не выяснял поэтапно, почему с ним так обошлись. Объяснение молнией пронеслось у него в голове: женщины по природе глупы и недалеки. Эти существа не способны строить будущее. Женщина – оплот греховности и порочности.

Каролина Джегерман

Каролина Джегерман

Молодой человек становился сексистом, но, несмотря на это прозрение, юноша проводил много времени в компании местных красавиц, флиртовал и, если повезет, предавался любовным утехам.

Каролина посеяла зерно, но корни проросли, когда в жизни Артура появилась знойная итальянка Тереза. Девушка была красива, богата и образована. Знакомство состоялось в 1822 году, в момент путешествия Шопенгауэра в Италию. Молодой человек был на седьмом небе от счастья и всерьез задумался о женитьбе. Один единственный эпизод разрушил планы философа: во время прогулки по городу влюбленные столкнулись с английским писателем лордом Байроном.

Артур Шопенгауэр с пуделем

Артур Шопенгауэр с пуделем

Спутница при виде именитого донжуана расчувствовалась и упала в обморок. Артур побоялся, что в будущем столь впечатлительная дама с легкостью наставит рога и поспешно отказался от свиданий с легкомысленной девушкой.

Через год Артур вернулся в Дрезден и сообщил во всеуслышание, что семейная жизнь не для него и с любовью к женщинам покончено.

Смерть

Шопенгауэр отличался феноменальным здоровьем. Никакая болезнь не могла с ним совладать. Поэтому учащенное "апрельское" сердцебиение 1860 года и легкий дискомфорт в области груди в тот момент не вызвали в философе и капли опасения.

Через четыре месяца, 21 сентября, врач нашел бездыханное тело Шопенгауэра: болезнь застала "врасплох", когда мужчина пил кофе в гостиной. Пневмония легких стала посмертной спутницей философа.

Могила Артура Шопенгауэра

Могила Артура Шопенгауэра

Тело не вскрывали, ибо при жизни Шопенгауэр в письменной форме отказался от этой процедуры. При погребении на голову был возложен лавровый венок. Останки маэстро пессимизма предали земле 26 сентября на местном кладбище во Франкфурте.

Неприметная надгробная плита, увитая плющом, украшает последнее пристанище гения. Нет точки отсчета (даты рождения), нет точки невозврата (даты смерти). Только два слова высечены на той плите: Артур Шопенгауэр.

Цитаты

Читайте также: