Бернини и борромини кратко

Обновлено: 06.07.2024

Мрачному и вспыльчивому ломбардцу Франческо Борромини (1599-1667) повезло значительно меньше – и с характером, и с карьерой. Он появился в Риме в качестве простого каменщика: помогал своему дяде, Карло Мадерно, на стройке в соборе Святого Петра. Потом мучительно выбивался в мастера, а когда стал, наконец, архитектором (так и не освоив скульптуры), получал заказы в основном от религиозных орденов, скрывавших его затейливые выдумки в труднодоступных местах. Ситуация перевернулась лишь однажды – когда на престол взошел Иннокентий X, ненавидевший своего предшественника-растратчика Барберини до такой степени, что даже его любимый архитектор оказался в немилости. Хитрый Бернини, однако, пролез и тут, залучив себе в помощники самое влиятельное лицо в государстве – бывшую папскую любовницу Олимпию Маидалькини-Памфили.

Лоренцо Бернини

Лоренцо Бернини (1598—1680 гг.) архитектор и скульптор, представитель барокко Наибольшей похвалы заслуживает тот архитектор, который умеет соединить в постройке красоту с удобством для

ДЖОВАННИ ЛОРЕНЦО БЕРНИНИ (1598—1680)

ДЖОВАННИ ЛОРЕНЦО БЕРНИНИ (1598—1680) «Синьор кавалер Бернини, слух о Вашем несравненном таланте и о столь счастливо завершенных Ваших творениях распространился за пределы Италии, а также чуть ли не за пределы Европы, и везде у нас в Англии Ваше славное имя превыше всех

ФРАНЧЕСКО БОРРОМИНИ (1599—1667)

ФРАНЧЕСКО БОРРОМИНИ (1599—1667) Искусство Борромини было олицетворением крайней степени творческой индивидуализации. Это относится не только к общей композиционной стороне его замыслов, но и ко всему языку форм, вплоть до малой детали архитектурного декора. Видимо, это

Бернини

Бернини Бернини (Джовани Лоренцо Bernini) – знаменитый итальянский скульптор. художник и архитектор, род. в 1598 в Неаполе, очень рано проявил большой скульптурный талант – его первая работа, голова ребенка (мрамор), относится к 1608 г. – и восемнадцати лет создал замечательную

Борромини

Борромини Борромини (Франческо) – итальянский архитектор и скульптор, род. в 1599, учился у Мадерна и Бернини и участвовал в их работах по постройке храма св. Петра в Риме. Б. пользовался большой известностью среди современников. Папа Урбан VIII поручил ему много больших работ

Бернини против Борромини. Римское барокко

Бернини против Борромини

Бернини был рожден в Неаполе, но прожил всю жизнь в Риме. Он считается величайшим скульптором на все века, хотя был и архитектором, и художником. Бернини - основоположник стиля барокко, рано проявил свой талант и религиозное рвение, благодаря чему, быстро стал один из самых известных и, как сейчас говорят, востребованных творцов в католическом Риме. Папа Урбан VIII очень ценил его и покровительствовал Бернини.
Если говорить о самом важном наследие Бернини, то это обустройство площади Святого Петра с ее знаменитой на весь мир двойной колоннадой.

Борромини родился в Швейцарии в итальянском кантоне Тичино. Настоящая фамилия архитектора была Кастелли, но, перебравшись в Рим, он стал называть себя Борромини. Современники его описывали как человека импульсивного, раздражительного, впадающего в меланхолию. Слава Борромини долго оставалась в тени популярности Бернини, но папа Иннокентий X предпочел талант Борромини.
В стиль барокко Борромини внес свой особый выразительный метод, узнаваемый архитектурный почерк, который читается на фасадах и своеобразных колокольнях с геометрическими чередованиями.
Скверный характер съедал Борромини, он завидовал успехам конкурентов. После серии неудач Борромини покончил жизнь самоубийством.

Площадь Навона

Площадь Навона

Все эти моменты не улучшали отношения между Бернини и Борромини, и их вражда даже вошла в легенду.
В центре площади Навона возвышается фонтан Рек, возведенный в 1651 году по проекту Бернини. Обелиск окружают четыре фигуры, символизирующие четыре реки и четыре континента.
Прямо за фонтаном расположена церковь Святой Агнессы. Работу над церковью начинали Джироламо и Карло Райнальди, но уже через год их заменил Борромини.

В 1626 году Бернини занимался расширением дворца Пропаганда Фиде на площади Миньянелли, но в связи со смертью Убрана VIII работы поручили Борромини.
В этот период дом, где жил Бернини находился рядом с тем дворцом. И известные архитекторы издевались друг над другом, вырезая на стенах дворцов то уши осла, направленные в сторону Бернини, то мужское достоинство, направленное в сторону Борромини.
Потом, правда, это архитектурное хулиганство убрали.

Смерть двух талантливых соперников была очень разной.
Бернини похоронили с почестями в одной из самых важных базилик Рима Санта Мария-Маджоре.
Скромная могила Борромини находится в церкви Сан Джованни де'Фиорентини, на камне выбито только имя, нет ни алтаря, ни других знаков отличия.

Франческо Борромини

Франческо Борромини (Francesco Borromini) – экспрессивный и иррациональный архитектор эпохи барокко из Италии. Крупнейший мастер пространственных строительных решений, автор нескольких зданий и множества интерьерных оформлений.

Биография

Франческо родился 25 сентября 1599 года в Тичино (Ticino), италоязычном кантоне на юге Швейцарии. Его настоящая фамилия – Кастелли (Castelli). Решив стать каменотесом, Франческо продолжил дело своего отца. Юношей он стал подмастерьем резчика по камню в Ломбардии (Lombardia). Затем отправляется осваивать ремесло в Милан (Milan), а в двадцать лет уже трудится в Риме, под началом родственника Карло Мадерно (Carlo Maderno). В это время Мадерно возглавлял строительство Базилики Святого Петра (Sancti Petri) в Ватикане (Stato della Città del Vaticano) и палаццо Барберини (Palazzo Barberini), он смог устроить юношу на хорошо оплачиваемую должность.

На формирование стиля архитектора оказали влияние Микеланджело (Michelangelo) и Андреа Палладио (Andrea Palladio), визитной карточкой Борромини стало использование овалов вместо кругов, дополненных волнистостью архитектурных композиций. Он предпочитал работать с малыми формами, не стремясь к крупном градостроительным проектам.

Любимыми материалами мастера стали: кирпич, камень, гипс и штукатурка. При этом Борромини предпочитал разламывать линии, создавать тонкие узоры декора, подсвечивать работы неярким светом.

Бернини против Борромини

Главным соперником Франческо Борромини на протяжении всей жизни стал Джованни Бернини (Giovanni Bernini), которому постоянно покровительствовали многие монаршие особы Ватикана.

Бернини мог проявить себя в архитектуре, в живописи, в скульптуре, в механике и в написании пьес (хотя до наших дней почти ничего не сохранилось). Борромини же оставался лишь архитектором, но в техническом плане он всегда оказывался грамотнее и дальновиднее соперника.

Бернини работал легко и непринужденно, без труда получая наиболее значимые заказы церкви. Борромини всего приходилось добиваться тяжелым трудом, неоднократно выслушивая жесткую критику экстравагантного стиля своих работ. Некоторые общие произведения двух архитекторов принесли славу только Бернини (например, балдахин в соборе Святого Петра), при этом имя второго автора оказалось не упомянутым.

Борромини злился на соперника не на шутку, не упуская возможности унизить и оскорбить его. Узнавая о просчетах Джованни в строительстве зданий и сооружений, Франческо никому не спешил об этом сообщать. Он ждал удобного момента, чтобы насладиться победой, уничтожив Бернини в урочный час.

Смерть

За некоторое время до окончания строительства храма “Святого Карла у Четырех Фонтанов” (San Carlo alle Quattro Fontane), Борромини переживал сильнейшую депрессию, из-за чего уничтожил все новые проекты будущих строений. После этого, 8 августа 1667 г. он совершил самоубийство.

Архитектор похоронен в церкви Сан Джованни де Фиорентини (Chiesa di San Giovanni dei Fiorentini). Его могила не украшена балдахином, монументом или алтарем, на надгробном камне выбито только имя Борромини.

Личная жизнь

О семье и детях Франческо Борромини истории ничего не известно, возможно, их просто не было. Будучи набожным человеком и выбрав для себя путь служения богу через воплощение своего таланта архитектора на строительстве церквей и храмов, он принес в жертву собственное семейное счастье. Рядом с ним было несколько учеников, которым мастер передавал свои знания, но в личной жизни Борромини оставался одинок.

Работы во дворцах

Склонность к причудливым архитектурным деталям начала проявляться у Борромини с первых дней работы на больших папских и значительных заказах. Тщательная проработка деталей вместе с головокружительной планировкой идеально отражали мастерство художника. Нарядные, величественные дворцы с открытыми дворами занимают почетное место в барочной архитектуре.

Палаццо Барберини

Палаццо Барберини

Палаццо Барберини (Palazzo Barberini) возведен на улице Делле-Кватро-Фонтане (delle Quattro Fontane) на востоке Рима. Сегодня в нем расположена национальная художественная галерея (Galleria Nazionale d’Arte Antica). Здесь Борромини впервые встретился со своим будущим соперником Бернини.

Начало строительству положено в 1627 г. по проекту Мадерно и по указанию папы Урбана VIII (Urbanus PP. VIII). После смерти Мадерно, руководство работами взял на себя Бернини, закончив их в 1633 г. Борромини стал автором винтовой лестницы, заднего фасада, двойных колонн и окон.

Галерея Спада

Галерея Спада

Дворец Спада (Palazzo Spada) – римский дворец кардинала Бернардино Спада (Bernardino Spada), строительство которого пришлось на начало XVI в. Находится на площади Капо ди Ферро (Piazza Capo Di Ferro) в историческом центре Рима.

Спада купил здание в 1632 г. у кардинала Пьетро Паоло Миньянелли (Pietro Paolo Mignanelli) и сразу же приступил к реконструкции, доверив работы Борромини. Знаменитая Галерея Спада (Galleria Spada) – это галерея протяженностью 9 метров, идущая через низкий садовый корпус к статуе Меркурия (высотой 60 сантиметров) в маленьком садике. Архитектор наклонил пол и установил колонны и арки вдоль помещения, постепенно уменьшая их размер. Оптический эффект удлиняет коридор в 4 раза и втрое увеличивает статую.

Дворец Памфили

Фасад дворца Памфили (Palazzo Pamphilj) смотрит на площадь Навона (Piazza Navona). Здание по проекту Джироламо Райнальди (Girolamo Rainaldi) строилось с 1644 г. по 1650 г. для папы Иннокентия Х (Innocentius PP. X). Борромини пригласили, чтобы он внес корректировки в план облика дворца.

По замыслу архитектора главный зал оформили лепными декорациями и изменили декор галереи на первом этаже, украсив её фресками Пьетро да Кортоны (Pietro da Cortona). Овальные лестницы также принадлежат замыслу Борромини.

Дворец Пропаганда Фиде

Дворец Пропаганда Фиде

Дворец Пропаганда Фиде (Palazzo di Propaganda Fide) расположен в центре Рима на площади Испании (Piazza di Spagna) со стороны улицы Виа Фраттина (Via Frattina) и принадлежит Святому Престолу (la Santa Sede).

Вначале принадлежал иезуитскому ордену, там обучались миссионеры, обращающие язычников в христиан. С 1627 г. реконструкцией фасада занимался Бернини, а после смерти папы Убрана VIII работы продолжил Борромини. Сегодня в здании организован музей миссионерской Конгрегации по евангелизации народов (Congregatio pro Gentium Evangelizatione).

Дворец Карпенья

Дворец Карпенья

Во дворце Карпенья (Palazzo Carpegna) на площади Академии ди Сан-Лука (Piazza dell’Accademia di San Luca) с 1932 г. оборудована Галерея академии Святого Луки.

Авторству Борромини здесь принадлежит лестница и главный портал, значительное расширение пространства помещения.

Церкви

Проекты соборов и базилик Борромини отличаются самобытностью. Как общие композиции, так и отдельные элементы декора несут в себе строгую индивидуальность автора, часто не принимаемую и критикуемую современниками.

Сан Карло алле Куатро Фонтане

Наименование небольшой францисканской базилики “San Carlo alle Quattro Fontane” в переводе обозначает церковь “Святого Карло у 4-х фонтанов”.

Церковь Сан-Карло-алле-Куатро-Фонтане Рим

Храм в белых тонах возводился по эскизам Борромини с 1638 г. по 1677 г. и стал ярким примером криволинейности эпохи барокко. Наличие на скрещении улиц Делле-Куатро-Фонтане (delle Quattro Fontane) и Дель-Квиринале (del Quirinale) 4-х фонтанов отразилось в наименовании церкви. Заказчиком строительства работы выступал Орден Пресвятой Троицы (Ordo Sanctissimae Trinitatis).

Здание с обрезанными углами и волнообразными карнизами предусматривалось как место погребения автора проекта, там ему была отведена капелла слева, так и не ставшая могилой талантливого итальянца.

Сан Аньезе ин Агоне

Сант Аньезе ин Агоне

Церковь “Sant’Agnese in Agone” (“базилика святой Агнессы”) возведена на площади Навона (Piazza Navona).

Сант Андера делле Фратте

Сант Андера делле Фратте

Базилика Сант Андера делле Фратте (Sant’Andrea delle Fratte) построена в честь великомученика Андрея и возведена на улице Виа ди Сант Андреа делле Фратте (Via di S.Andrea delle Fratte).

Храм функционирует с XII века как национальная церковь шотландцев, впоследствии он много раз подвергался реконструкции. В 1585 г. папа Сикст V (Sixtus PP. V) передал ее монашескому ордеру минимов (Ordo Minimorum). Борромини работал над зданием с 1653 г. до самой смерти. По его проекту перестроены танцующая колокольня, церковный купол и прилегающий полукруглый выступ здания. Здесь захоронены художники Анжелика Кауфман (Angelica Kauffmann) и Орест Кипренский, скульптор Рудольф Шадов (Rudolf Schadow).

Сант Иво алла Сапиенца

Сант Иво алла Сапиенца

Католическая церковь “Sant’Ivo alla Sapienza” возведена в честь святого Иво Бретонского. Здание является вершиной мастерства Борромини. Расположено в центральном районе Рима на улице Corso del Rinascimento в сотне метров от Навоны.

Заказчиком строительства стал папа Урбан VIII. Архитектору предлагалось встроить церковь между двумя зданиями университета. Он разработал шестиугольное строение с вогнутым фасадом и спиральным куполом, органично вписав все это великолепие в небольшое пространство. Строительство университетской церкви шло с 1642 по 1662 год.

Оратория Филиппо Нери

Оратория Филиппо Нери

Оратория филиппинских монахов должна была включать в себя молельню Филиппо Нери (Filippo Neri), помещение для хранения риз и церковной утвари, кельи, монастырскую столовую и читальню. По проекту, она прилегает к Новой церкви (Chiesa Nuova) на самой уютной улице в городе Дель Говерно Веккьо (del Governo Vecchio).

Борромини соединил архитектуру римских дворцов и церковные темы, соорудив фигурную арку верхнего фронтона, пилястры и интересное чередование фронтонов и окон.

Вогнутый фасад кладки из кирпича и корпуса по бокам из двух компонентов призваны олицетворять приветственные руки церкви.

Сант Андреа делла Валле

Сант Андреа делла Валле

Церковь святого Андрея в долине (Sant’Andrea della Valle) – самый большой храм, над которым работал Борромини, строился разными мастерами и архитекторами с 1590 по 1650 год.

Расположен на римской площади Пьяцца Видони (Piazza Vidoni), на пересечении улиц Corso Vittorio Emmanuele и Corso del Rinascimento. В 1622 г. Борромини, под руководством Мадерно, трудился над возведением церковного купола.

Санта Мария деи сетте Долори

Санта Мария деи сетте Долори

Церковь святой Марии (Santa Maria dei Sette Dolori), основанная Камиллой Фарнезе (Camilla Farnese), герцогиней Латер (Latera), возведена на улице Гарибальди (Garibaldi) в тринадцатом районе Рима.

Началом строительства считается 1642 г., в 1655 г. работы остановились из-за прекращения финансирования. По замыслу Борромини, храм имеет прямоугольную форму с закругленными углами. Внешний фасад отделан кирпичом, внутренний интерьер не блещет богатством отделки, хотя и украшен мраморными скульптурами и полотнами Марко Бенефаля (Marco Benefial).

Сан Джованни деи Фиорентини

Сан Джованни деи Фиорентини

Церковь Сан Джованни деи Фиорентини (Chiesa di San Giovanni dei Fiorentini) находится на римской улице Джулия (Giulia) и изначально построена для флорентийской общины в Риме.

Возведение шло более 100 лет, с 1509 г., первым архитектором стал Антонио да Сангалло (Antonio da Sangallo). В 1620 г. Карло Мадерно спроектировал для храма купола, а Борромини построил величественный алтарь. Оба архитектора за заслуги перед церковным строительством удостоились быть похороненными в этой базилике. Это единственная церковь в мире, где можно находиться с собаками и кошками.

Церковь Святой Лючии в Сельчи

Церковь Святой Лючии в Сельчи (Chiesa di Santa Lucia in Selci) – это скрытая от посторонних глаз церковь на римском Эсквилинском холме (Mons Esquilinus).

Церковь построена в начале VI в. при папе Симмахе (Symmachus PP), с 1534 г. принадлежала ордену Святого Бенедикта (Ordo Sancti Benedicti), с 1568 г. перешла к ордену Августинцев (Ordinis Sancti Augustine). В 1604 г. в реконструкции церкви участвовал Карло Мадерно, с 1637 по 1638 работами руководил Франческо Борромини. Он заменил главный алтарь, украсил первую слева часовню Ланди (Lundy) и хор.

Капелла Сан Джованни Ин Олео

Капелла Сан Джованни Ин Олео

Капелла Сан Джованни Ин Олео (Oratorio San Giovanni in Oleo) в восьмиугольной часовне, по легенде, построен там, где Иоанн Креститель вышел живым из костра с горячим маслом. Находится на улице Порта Латина (di Porta Latina).

Борромини, участвуя в переустройстве церкви, изменил ее интерьер, украсив его терракотовым рельефным фризом с изображением роз и веток пальмы. Также он установил на крышу часовни крест.

Сан Джованни ин Латерано

Сан Джованни ин Латерано

Храм Иоанна Крестителя на Латеранском холме (San Giovanni in Laterano) по значению превосходит все церкви мира (Собор святого Петра в том числе), так как расположен близ Латеранского дворца (Palazzo del Laterano), резиденции епископов Рима с IV в. до XIV в.

С 1650 г. и до смерти работами по восстановлению храма руководил Борромини. Он реконструировал бронзовые двери курии Юлия (Curia Iulia), спроектировал ниши главного нефа. Вдоль стен расположились статуи святых и пророков, сооруженных по эскизам архитектора.

Работы в Ватикане

Борромини не был таким любимчиком папского двора как Бернини, но и его работы можно встретить в Ватикане. Неоспоримый талант архитектора шел впереди своего времени и современники заметили и отметили его умение красиво выполнять сложные заказы, особенно когда дело касалось ограниченного пространства.

Собор святого Петра

Собор святого Петра

Собор святого Петра (Basilica di San Pietro) – церемониальный центр римско-католической церкви, созданный несколькими поколениями выдающихся архитекторов.

Официальной датой основания считается 1626 г. Борромини вместе с Бернини разрабатывал проект балдахина над местом захоронения святого Петра, но лавры достаются только Бернини. Также Борромини соорудил пьедестал для Пьеты Микеланджело (Pietа Michelangelo), нарисовал эскиз решётки из бронзы для капеллы Святого Причастия (Santissimo Sacramento) и ворота Капеллы Хора (Cappella del Coro), которые до наших дней не сохранились.

Церкви и площади, колоннады и фонтаны, памятники и статуи: мы обязаны Бернини и Борромини той частью Рима, которая все еще очаровывает нас сегодня. Они являются гениями, создавшими ту деликатность и романтику, которая в XVII веке изменила облик города. Два блестящих толкователя двойственной души римского барокко, торжествующей или измученной. Они были архитекторами, скульпторами, сценографами, строителями. Давайте поговорим о Джан Лоренцо Бернини и Франческо Борромини, объединенных и разделенных искусством.


Джан Лоренцо Бернини родился в Неаполе, хотя его отец Пьетро был тосканцем, но прожил в Риме почти всю свою жизнь. Он считается величайшим скульптором своего века, будучи одновременно прекрасным архитектором, художником и искусным создателем фонтанов, а также драматургом - действительно универсальная творческая личность эпохи Возрождения!

bernini

Его ранний талант и религиозный пыл вскоре сделали Бернини одним из самых важных и знаменитых людей Рима, особенно при папе Урбане VIII (1623-44), который начал делать первые заказы юному Джанлоренцо, когда он был еще кардиналом. Чтобы понять важность произведений Бернини для художественного наследия города, достаточно упомянуть среди множества проектов впечатляющее расположение площади Сан-Пьетро, ​​окруженной грандиозной колоннадой.


Площадь Сан-Пьетро. Фото @crombie_90

Франческо Борромини же прослыл мастером пространственных строительных решений, новатором стиля барокко. Его фасады и его знаменитые причудливые колокольни возникали из наборов геометрических фигур, таких как прямоугольники, квадраты, круги и овалы, повторяющихся в чередующихся последовательностях, часто составляя очень инновационные решения для того времени, в отличие от строгих религиозных стилей Бернини, который считал, что пропорции зданий должны соответствовать пропорциям человеческого тела (поскольку, согласно Библии, Бог создал человека по своему образу и подобию, а, значит, более гармоничного решения быть не может).

Борромини родился в швейцарском кантоне Тичино, как и многие другие важные архитекторы, работавшие в Риме в период между поздним Ренессансом и периодом барокко, в том числе Доменико Фонтана (1543–1607), Карло Мадерно (1556–1629), Карло Фонтана (1634–1717) и другие, многие из которых были связаны друг с другом, образуя настоящий клан.

borromini

Сам Борромини был дальним родственником Мадерно. Его настоящая фамилия была Кастелли, но позже он принял ту, с которой прославился, неясно точно почему: то ли из-за преданности Сан-Карло Борромео, то ли частично вдохновившись фамилией второго мужа его матери, Брумино. Когда он приехал в Рим по вызову Мадерно, он начал фигурировать во всех документах как Борромини. Его описывали как одинокого, импульсивного, меланхоличного человека с очень вспыльчивым характером. Его известность всегда была омрачена популярностью Бернини. Он наслаждался покровительством Иннокентия X (1644-55), но по большей части потому, что этот папа не переносил на дух Бернини, чем по причинам истинного превосходства.

Его склочный характер, наряду с растущим разочарованием, вызванным успехами его соперника, в дополнение к ряду негативных событий - у него отобрали некоторые проекты, затем произвольно добавили дополнения в некоторые из его зданий, чтобы изменить их первоначальный, задуманный им облик, и так далее, говорят, в конце-концов, подтолкнули его к самоубийству.


Алтарь базилики Сан-Пьетро Фото @andreaskoehl

Эти разные реалии породили соперничество и напряженные отношения между двумя архитекторами, и их конфликт стал легендарным.

В центре площади Пьяцца Навона стоит одно из самых знаменитых произведений Бернини - Фонтан четырех рек (1652). Структура, которая увенчана римским обелиском в подражание египетским, украшена четырьмя крупными аллегорическими фигурами, представляющими главные реки четырех континентов: Дуная (Европа), Нила (Африка), Ганг (Азия) и Рио-делла-Плата (Америка).


На западной стороне площади перед фонтаном стоит церковь Сант-Агньезе-ин-Агоне, строительство которой происходило почти в те же годы; работы начались в 1652 году под руководством Джироламо Райнальди, и только через год его сменил Борромини, который продолжил строительство до 1657 года, затем он покинул стройплощадку и передал ее сыну Карло Райнальди Джироламо, но по традиции эта церковь всегда сочетается с именем архитектора из Тичино.

piazza navona

Сант-Аньезе имеет впечатляющий внешний вид, несмотря на ее размеры. Фасад храма вогнутый, чтобы придать куполу большую видимость и позволить лестнице, ведущей к церкви, не выходить на площадь.

Римляне поговаривали, что Борромини установил у основания колокольни небольшую статую Святой Аньезе, которая подносит руку к своей груди, чтобы дать понять извечному сопернику, что он уверен в стабильности церкви.

Более того, церковь была закончена спустя несколько лет после самого фонтана, когда статуи уже были установлены, и Бернини больше не мог изменить их форму, даже если бы очень захотел досадить сопернику.

Впрочем, и последователи Борромини критиковали с пылом фонтан Джан Лоренцо, утверждая, что в центральной части, он не выдержал бы тяжелого обелиска и рухнул бы. Фактически, эта схема, хотя и часто встречающаяся в работах Бернини, противоречила архитектурным канонам того времени.

Говорят, что остроумный архитектор послал своих помощников ночью и заставил их привязать к обелиску четыре очень тонких струны, утверждая, что он теперь можно быть уверенным, что он не упадет. Бернини, который очень любил пошутить, и это не легенда, прекрасно знал, что и как делает: обелиск и ныне там, твердо стоит на своем на месте уже более 350 лет.


Даже при смерти, как и в жизни, двух великих архитекторов ждали совершенно разные почести, хотя, безусловно, ни один из них не может похвастаться "гробницей фараонов".

Бернини был похоронен со всеми почестями в Санта-Мария-Маджоре, одной из четырех самых важных базилик христианского мира, рядом с главным алтарем.


Борромини, с другой стороны, который зарезервировал для себя часовню в крошечной церкви Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане, автором коей он сам являлся, был отвергнут из-за самоубийства; его останки покоятся в церкви Сан-Джованни-де-Фьорентини, под небольшим и довольно скромным надгробием, без лишних слов, кроме даты смерти и имени, рядом с родственником Карло Мадерно.



Франческо Кастелли родился в Биссоне, недалеко от Лугано в Тичино, который в то время был под юрисдикцией Швейцарской Конфедерации. Борромини происходил из семьи потомственных каменщиков и строителей, какими славился Тессинский кантон. Он был старшим из четырёх детей. О его отце Джованни Доменико известно немного, но известно, что он был скромным архитектором или мастером-строителем на службе у Висконти в Милане; его мать, Анастасия Гарове, происходила из богатой семьи, которая занималась строительством и имела отдаленное отношение к Доменико Фонтане, который в то время считался одним из самых престижных архитекторов в западном мире.



Палаццо Барберини — дворец (палаццо) фамилии Барберини на улице Четырёх фонтанов в восточной части Рима. В настоящее время здесь помещается Национальная галерея старинного искусства.




Лестница Борромини

Вскоре он отправился в Милан, чтобы учиться и практиковать своё ремесло. С 1619 года работал в Риме, помощником Карло Мадерно, своего дальнего родственника, на строительстве собора Святого Петра, а затем во Дворце Барберини. Когда Мадерно умер в 1629 году, он и Пьетро да Кортона продолжали работать над дворцом под руководством Бернини.








Ораторио деи Филиппини в Риме — здание для молитвенных собраний общины Св. Филиппа Нери (1515—1595), выходца из Флоренции, основателя конгрегации ораторианцев.



Церковь Сант-Иво алла Сапиенца— католический храм в Риме, шедевр римского барокко XVII века, яркое и отточенное творение великого Франческо Борромини, одна из признанных вершин его мастерства. Церковь расположена на улице Корсо дель Ринашименто к востоку от площади Навона, однако практически не видна с улицы. Она посвящена святому Иво Бретонскому, патрону ордена Иезуитов и покровителю юристов.







Борромини интересовался математикой и самостоятельно осваивал многие науки. Собрал выдающуюся библиотеку. Однако, следуя тенденциям формообразования стиля римского барокко, Борромини всегда предлагал самые необычные, экспрессивные решения и мало кто мог догадаться, что за такими решениями кроется математика и геометрия.



Палаццо Памфили (итал. Palazzo Pamphilj) — дворец, выходящий на Пьяцца Навона в Риме (Италия), построенный в стиле барокко с 1644 по 1650 год.




Перспективная Галерея в римском палаццо Спада




Palacio de Propaganda Fide



Карьера Борромини не была удачной. Он работал вдумчиво и медленно. Часто заказчики теряли терпение и отзывали свой заказ, передавали его Дж. Л. Бернини. Завершив капеллу Фальконьери в церкви Сан-Джованни-деи-Фиорентини, 22 июля 1667 года[8] Борромини почувствовал себя тяжело больным и больше не выходил из дома.



Базилика Святой Агнессы на пьяцца Навона или Сант-Анье́зе-ин-Аго́не (итал. Sant’Agnese in Agone, лат. Sanctae Agnetis in Agone) — титулярная церковь на площади Навона в честь раннехристианской мученицы св. Агнессы Римской в Риме. Другие названия церкви:Sant’Agnese de Agone, Sant’Agnese al Circo Agonale, Sant’Agnese de Cryptis Agonis или Sant’Agnese in Piazza Navona. Выдающийся памятник архитектуры римского барокко.





Сант-Андреа-делле-Фратте— титулярная (с 12 марта 1960 г.) базилика в Риме, посвященная Св. Андрею.





Церковь Сан-Джованни-деи-Фиорентини — титулярная католическая церковь Святого Иоанна Крестителя, покровителя города Флоренции, построенная для общины флорентийцев в Риме.



Франческо Борромини был изображён на 6-й серии банкнот 100 швейцарских франков, которая была в обращении с 1976 по 2000 год. Это решение в то время вызвало полемику в Швейцарии, начатую швейцарским итальянским историком искусства Пьеро Бьянкони. По его словам, поскольку в 17 веке территории, которые в 1803 году стали кантоном Тичино, были итальянскими владениями некоторых швейцарских кантонов (кондоминиумов двенадцати кантонов), Борромини нельзя было ни назвать ни тичианцем, ни швейцарцем.



О нём снят фильм La Sapienza[en] французского режиссёра Эжена Грина, выпущенного в 2015 году.







Борромини, Франческо // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Читайте также: