Белорусская философская и общественно политическая мысль кратко

Обновлено: 05.07.2024

До 16 в. белорус. обществ. мысль находила свое выражение гл. обр. в устном нар. творчестве, летописях, поучениях ("Слова и поучения св. Кирилла Туровского", "Летопись Авраамки", "Летописец Литвы и хроника русская", "Сказание о Мамаевом побоище" – белорус. вариант, и др.). К 16 в. в основном закончился процесс образования белорус. народности, происходивший в условиях острой борьбы с реакц. силами феод. Литвы и Польши. В это время Белоруссия выдвигает ряд мыслителей и обществ. деятелей. Наиболее крупным из них в нач. 16 в. был Скорина – первопечатник и талантливый ученый. Провозглашенные им идеи гуманизма и просветительства нашли дальнейшее развитие в творчестве Будного и Тяпинского (2-я пол. 16 в.), к-рые примкнули к радикальному течению в протестантизме – антитринитарству (см. Антитринитарии). Они разоблачали реакц. роль католич. духовенства и Ватикана, критиковали осн. догматы христианской церкви и библейские тексты. Свободолюбивые идеи распространяли также др. антитринитарии – Петр из Гонендза, Чеховиц, Ян Лицинис, Доманевский и др., а также бежавшие в Белоруссию от преследований церковников рус. вольнодумцы Артемий, Феодосий Косой и др. Учение Косого с его протестом против феод. строя и освящавшей его церкви, с требованием равенства было своеобразным выражением идеологии крестьянства и поэтому имело особенный успех среди "людей простых нравом" (3иновiй, Истины показание. 1863).

Со 2-й пол. 16 в. в Белоруссии, входившей тогда в состав Речи Посполитой, усиливается наступление католицизма, имевшего целью закабалить белорус. народ не только политически, но и идеологически, задушить в нем мысль о нац. независимости, разорвать его вековые связи с братским рус. народом. Следствием этого явилось усиление идеологич. борьбы, в к-рой важное место принадлежало братствам – нац.-религ. и политич. организациям 15–17 вв. Типографии братств издали значит. количество полемич. сочинений, направленных на разоблачение папства и "учеников римского костела". Наряду с религ. темами эти сочинения обсуждали также филос. и политич. вопросы. Особую известность имели полемисты Филалет, Зизаний, Смотрицкий, Филиппович.

Важную роль в борьбе против церк. мракобесия в Белоруссии в 17 в. сыграл поборник просвещения народа и воссоединения Белоруссии с Россией Полоцкий, имевший многих учеников и последователей. Его мировоззрение имело религ. окраску. Вместе с тем он развивал идеи Скорины о естеств. праве, выступал против теории врожденных идей, отстаивая точку зрения сенсуализма. В силу господства церк. идеологии и ожесточ. внутрирелиг. борьбы (между католицизмом, православием и протестантизмом) у белорус. мыслителей этого периода преобладает интерес к теологич. проблемам. Однако общее развитие белорус. мысли идет по линии раскрепощения умов от религ.-церк. пут. Зарождаются гуманистич. и рационалистич. идеи, пробивают себе дорогу в борьбе с господствующей религией и идеализмом материалистич. и атеистич. тенденции.

Нек-рые офиц. документы (трибуналов, сеймов и т.п.) и отд. работы против материалистов, написанные гл. обр. иезуитами, дают основание утверждать, что в Белоруссии уже в период средневековья шла острая борьба по коренному филос. вопросу. Материалистич. и атеистич. идеи, как отмечали современники, "глубоко укоренились не в одном уме". Существовали целые "секты", к-рые публично отвергали бога (см. A. Ch. ZaIuski, Mowy sejmowe. Kalisz, 1718, с. 1). Отрицание творца и признание материи в качестве источника развития характерно для Бекеша, Доманевского, Лована. Лован (из Мозыря) учил, что "бога на небе и души в человеку, рая и пекла нет. и что кольвек есть на свете, то все само през себе. сталосе" (Бодянский О., О поисках моих в познаньской публичной библиотеке, М., 1846, с. 12). В 17 в. материалистич. идеи Лована были развиты Лыщинским (из Бреста), к-рый утверждал, что "не бог является создателем человека, а человек является создателем бога, потому что выдумал себе бога из ничего" ("Historische und auslührliche Relation. ", см.: Nоwakowski F. K., Zródla do dziejów Polski, т. 2, В., 1841, S. 125). Лыщинский дошел до полного отрицания церк. учреждений, гос. властей, до признания всеобщего равенства людей.

Наводнившие страну иезуиты прибрали к своим рукам образование и воспитание молодежи. Вплоть до 19 в. в иезуитских, доминиканских, базильянских школах философия преподавалась по схоластизиров. Аристотелю, Фоме Аквинскому, Дунсу Скоту. Дань схоластике в той или иной степени отдали мн. мыслители, в их числе Кмициц, Карский, Конисский и др. Однако с каждым десятилетием религ. идеология вынуждена была делать уступку за уступкой светскому образу мышления.

Родом из Белоруссии (из Несвижа) был крупный философ-идеалист Маймон, с 80-х гг. 18 в. живший в Германии. Он одним из первых подметил дуализм философии Канта и с позиций идеализма критиковал кантовскую "вещь в себе". В нач. 19 в. против субъективного идеализма и скептицизма выступил Довгирд, стоявший на позициях дуализма.

Воссоединение Белоруссии с Россией (конец 18 в.) ускорило разложение феодализма и рост капиталистич. отношений; усилилась освободит. борьба трудящихся масс Белоруссии. В устном нар. творчестве, анонимной лит-ре, публицистике центр. место заняли крест. тематика, нац.-освободит. идеи. Под влиянием рус. революц.-демократич. мысли Калиновский, Богушевич, Гуринович и др. пропагандировали идею восстания против царизма и установления демократич. республики, в к-рой не будет места сословному и имуществ. неравенству. Наряду с этим большое место по-прежнему занимали вопросы материализма и атеизма, критика церкви и духовенства.

В 70–80-х гг. 19 в. в Белоруссии возникли революц. народнич. организации. Народники Минска (ок. 200 чел.) издали в своей типографии неск. номеров "Черного передела" и газ. "Зерно". Видными деятелями белорус. революц. народничества были Гриневецкий, Езерчик, Богданович, Судиловский, Ивановская, Исайев, Лукашевич и др. Белорус. народники издавали журн. "Гомон" (вышло два номера, 1884). Считая себя социалистами, гомоиовцы выдвигали в качестве "главной цели" "экономическое улучшение страны на началах научного социализма" ("Гомон", No 2). Достижение этой цели они считали возможным путем революц. свержения царизма и установления демократич. республики. При этом гомоновцы считали либеральную буржуазию "еще более опасным врагом", чем царизм. Выступая с критикой лицемерного характера "бурж. свобод", "Гомон" писал: "Без изменения экономических отношений свобода есть жестокая ирония над трудящимися классами, ирония еще более жестокая и нахальная, чем "отеческая заботливость" царского самодурства" (No 1). Журнал выступал за союз равноправных народов России, выдвигал "принцип областной самостоятельности" как основы "для будущего свободного федерально-политического строя" России; этот строй "должен занять место современного абсолютизма". Гомоновцы высоко отзывались о деятельности рус. революционеров-демократов и считали себя продолжателями революц. традиций народовольцев. Вместе с тем они положительно относились к идее создания марксистских орг-ций, приветствовали образование за границей группы "Освобождение труда". Благодаря их деятельности, изданные группой "Освобождение труда" произведения науч. социализма стали известными рабочим и интеллигенции Белоруссии. Однако, будучи выразителями интересов мелких производителей, гомоновцы не смогли подняться до правильного понимания обществ. развития.

В 80-х гг. 19 в. в Белоруссии возникли первые рабочие и марксистские орг-ции. С 90-х гг. в среду белорус. рабочих проникают работы Ленина. Ленинские идеи распространялись не только общероссийскими большевистскими органами, но и издававшимися в Белоруссии газ. "Северо-Западный край" (1902–05) и "Звязда" (с июля 1917). В 1902 образовалась "Белорусская социалистическая громада" (БСГ), к-рую Ленин относил к "мелкобуржуазным национальным партиям левонароднического направления" (Соч., 4 изд., т. 20, с. 84). Часть руководства БСГ группировалась вокруг газеты "Наша нiва" (1906–15).

Благодаря победе Окт. революции 1917 Белоруссия впервые в истории обрела свою социалистич. государственность. Были созданы необходимые условия для развития нац. культуры и торжества марксистского мировоззрения. В 20–30-х гг. были изданы на белорус. языке важнейшие работы Маркса и Энгельса, 12-томное собр. соч. В. И. Ленина, нек-рые произведения Плеханова. В открывшемся в 1921 в Белоруссии Гос. ун-те была создана кафедра диалектич. материализма. В 1924 начала работу кафедра историч. материализма в Коммунистич. ун-те, было создано Об-во историков-марксистов БССР (1927). В 1922 в Минске вышел первый учебник по марксистской философии С. Вольфсона, выдержавший 7 изд. В 20-х гг. вышли также кн. "Что такое марксизм" (1925), "Марксизм и социология" (1926) С. Каценбогена, и др., издан ряд работ, посвященных разработке марксистской теории Лениным.

В 1931 был создан Ин-т философии АН БССР. В 30-х гг. вышли монографии "Семья и брак в их историческом развитии" (1937) и "Современная религиозность" ("Сучасная рэлiгiнасць", 1930) С. Вольфсона, статьи "К. Маркс i нацыянальнае пытаньне" И. Ильюшина, "Фальсыфiкацыя марксызму сучасным соцыял-фашызмам" Р. Выдры, и др.

В послевоен. годы восстановлен (1947) Ин-т философии и права АН БССР, создана кафедра истории философии в Белорус, ун-те (1947), организованы кафедра философии при АН БССР, кафедры диалектич. и историч. материализма в Политехнич., Мед. ин-тах и др. вузах. Значительно выросли филос. кадры республики, расширился круг исследований. На белорус. языке изданы сочинения Ленина, Сталина, отд. произведения Маркса, Энгельса, Белинского, Герцена, Чернышевского, Добролюбова и др.

Среди филос. работ – "Вопросы исторического материализма в трудах Ленина и Сталина 1921–1923 гг." (1953) К. Буслова, "Борьба В. И. Ленина против субъективной социологии либерального народничества" (1954) Н. Халипова, "О материалистических воззрениях в отечественной физике (II половина XIX и начало XX вв.)" (1957) А. Карлюка, "Значение учения И. П. Павлова для естественно-научного обоснования диалектического материализма" В. Ковалгина (В. М. Кавалгiн, Вучэнне I. П. Паўлава – выдатны ўклад у прыродазнаўча – навуковую аснову дыялектычнага матэрыялiзма, 1953), "Проблема ощущений и рефлекторная теория" (Сб. ст., 1959), "Очерки по истории обществ.-политич. и философской мысли в Белоруссии второй половины XIX века" И. Лущицкого (I. Н. Лушчыцкi, Нарысы па гicтopыi грамадска – палiтычнай i фiласофскай думкi ў` Беларусi ў другой палавiне XIX веку, 1958), "Скорина, его деятельность и мировоззрение" Н. Алексютовича (Алексютовiч Μ. Α., Скарына, яго дзейнасць i светапогляд, 1958), "Происхождение сознания и его особенности" (1959) П. Протасени, "Философские и социологические воззрения В. Г. Белинского" (1959) В. Степанова, "Мировоззрением. В. Ломоносова" (1959) Е. Азаренко, "Очерк истории социальных идей в древней Индии" Г. Александрова, и др. В последние годы вышли из печати коллективные работы "Вопросы марксистской философии в трудах В. И. Ленина" (1958), "Фармiраванне i развiцце Беларускай сацыялiстычнай нацыi (1958), сб. "Из истории борьбы за распространение марксизма в Белоруссии (1883–1917 гг.)" (1958), "Вопросы марксистско-ленинской философии" (1955), "О "Философских тетрадях" В. И. Ленина" (1959) и др. Усилия белорус. философов сосредоточены на разработке проблем коммунистич. строительства в СССР, ленинского этапа в философии марксизма, истории передовой филос. и обществ. мысли в Белоруссии.

Лит.: Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 1–2, М., 1955–56 (т. 1, гл. 8. т. 2, гл. 29); История философии, т. 2, М., 1957, с. 404–406; т. 4, М., 1959, с. 237–243; Буслов К. П., Развитие марксистской философской науки в БССР за 40 лет, "Вопр. философии", 1958, No 1; Дабрынiн М. К., Беларуская лiтература. Старажытны перыяд, Мiнск, 1952; Tatarkiewicz W., Materialy do dziejów nauczania filozofii na Litwie, [Kraków], 1923.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960—1970 .

Своеобразие и особенность белорусской философской мысли обусловлена историческим прошлым нашего народа, его включенность в систему международной социокультурной коммуникации.

Географически находясь в центре Европы, наша страна располагалась как бы между двумя цивилизациями: Западной Европой и Европой Восточной. В отдельные периоды своей истории наши земли ощущали определяющее воздействие то западноевропейской, то восточноевропейской культур.

Основные этапы:

1) Фольклорный (до Х века фольклор доминирует ‑ позже под спудом христианской и прочих идеологий): образные представления о единстве человека и природы, единство истины, блага и красоты. Пословицы и поговорки – квинтэссенция народной мудрости.

2) Предфилософский - просветительский этап (X-XII века): распространение христианства (Ефросинья Полоцкая, Кирилл Туровский), просвещение и издание рукописных книг, формирование комплекса мировоззренческих, общественно-политических, этических и эстетических идей.

3) Гуманистическое и реформационное движение (XVI-XVII века): влияние Ренессанса и Реформации, формирование белорусской народности и языка. Франциск Скорина – гуманизм, идея общего блага, достигаемого с помощью разумного составленного права. СимеонБудный – реформаторская свобода совести и интерес к реальности.

4) Схоластика (конец XVII в. - первая половина XVIII в.): господство казенного богословия, а на западе ордена иезуитов. Типичный схоласт - Симеон Полоцкий, богослов-книжник и учитель детей царя Алексея Михайловича, прославился своими стихами, нравоучениями и проповедями. В противовес схоластике – атеизм Казимира Лыщинского.

5) Просвещение (вторая половина XVIII в. – первая половина XIX в.): рационалистические философии, в центре внимания образование и воспитание, стремление к справедливому обществу, тайные студенческие общества.

6) Национально-демократический этап (вторая половина XIX в. – начало XX в.): примат национального возрождения, поиск самоидентичности, воспитание национального самосознания (Янка Купала, Якуб Колас, Максим Богданович, Игнат Абдиралович - настоящая фамилия Канчевский).

7) Марксизм-ленинизм (20-80 гг. XX в.): белорусские философы особо отличились в истории философии, методологии науки, диалектике, социологии, философии культуры.

8) В 90-е годы XX в. начался новейший этап: расширение проблемного поля, глубокий и детальный анализ путей развития Республики Беларусь.

Дополнительно о просветительстве:

Е. Полоцкая (1110-1173 гг.) и К. Туровский (1130-1182 гг.) – монахи и в основном распространяли христианское вероучение, создавая церкви, монастыри, книги. Основные темы трудов К. Туровского: бессмертие души и ее единство с телом; разум - высшая ценность, а знания ‑ высшее счастье; духовная красота выше чувственной, обучение диалектике и риторике. Он же горячо опровергал мнение, будто Бог похож на человека, ибо не может бесконечное быть подобным конечному.

Эпоха Возрождения и Реформации – начало формирования национального самосознания белорусов, становления и развития самобытной культуры. Кроме того, развитие гуманистических идеалов и отделение философии от религии, появление книгопечатания и литературы на родном языке, экспериментальной науки. Одна из центральных тем ‑ единство славянских народов.

С. Полоцкий (1629-1680 гг.) признавал за наукой и философией право на самостоятельное существование, анализировал соотношение чувственного восприятия и разумного познания (анализа, обобщения).

Сегодня перед философской мыслью встают проблемы духовного возрождения белорусского общества и, в первую очередь, проблемы, связанные с обретением государственного суверенитета. Важнейшие философские положения идеологии современного белорусского государства формируется в конце XX – начале нынешнего столетия. Они связаны с критическим переосмыслением истории белорусской государственности, положений марксистской идеологии, идеологических платформ либерализма и консерватизма, современным содержанием традиционных ценностей белорусской культуры, социальным творчеством отечественной элиты и масс в условиях трансформации всех сторон общественной жизни.

Философия является формой осмысления национальных культурных традиций. Развитие философской мысли неразрывно связано с историей того или иного народа. Начала общечеловеческой духовности утверждались на Руси, Украине и Беларуси с принятием христианства от Византии (9 век) и имели общие черты.

В средние века еще в Византии зародились два религиозно-идеологических течения: 1-е придерживалось только христианской догматики, а 2-е стремилось соединить христианскую теологию с античной философией (Иоанн Дамаскин в Византии, а у нас – Климентий Смолятич).

Соединение религиозных и античных мотивов еще более проявилось у Кирилла Туровского (1130-1182). Он подчеркивал взаимодействие души и тела. Разум – высшая ценность человеческой жизни, наряду с молитвой.

В это же время разрабатывается морально-этическая пролематика («Аповесць мiнулых гадоў). Значительное внимание уделяется социально-политическим проблемам. Митрополит Илларион, К.Смолятич и др. стремились к религиозной и политической независимости от Византии.

В белорусско-литовских летописях 13-15 веков развиваются идеи толерантности, требование к политике быть нравственной.

На Белорусских землях велико было значение просветительской деятельности Евфросиньи Полоцкой, Кирилла Туровского, К.Смалятича (12 век).

Возрождение. В 15-16 веках Белоруссия входила в состав Великого Княжества Литовского, Речи Посполитой. В 16 в. Беларусь захватило общеевропейское реформационное движение, способствовавшее становлению гуманистической идеологии. Особенно активной оказалась ересь антитринитариев, не принимавших догмата троицы (Христос – творение бога-отца и стоит ниже его). Шла и борьба с антитринитариями (Будный боролся и др.). Сымон Будный (1533-1593) использовал идеи реформации в борьбе за белорусскую культуру. Он подчеркивал роль знаний, индивидуального разума, говорил о разумности общества, основанного на частной собственности. Библию можно познать с помощью разума (был кальвинистом). Представителем реформации является и Михаил Литвин.

Одна из самых крупных фигур этого времени – Ф.Скорина (1490-1551). Он рассуждал о привязанности живых существ к родным местам, о человеколюбии и справедливости. Скорина перевел Библию на белорусский язык. Сама идея перевода на понятный обычным людям язык шла в русле идей гуманизма и просветительства, была созвучна идеям Реформации церкви (Лютер перевел Библию на немецкий язык и считается основоположником современного немецкого языка), выражала свободомыслие Скорины.

Новое время 17-18 (эпоха Просвещения) вв. Одной из идеологических форм национально-освободительной борьбы против господства польской шляхты в 17 в. стала полемика с идеологией католицизма и униатства. 17 век выдвигает таких мыслителей как К.Лыщинский, С.Полоцкий, К.Нарбут и др.

Симеон Полоцкий (1629-1680) сыграл большую роль как просветитель белорусский и, после отъезда в Москву, как просветитель российский. Один из основателей славяно-греко-латинской академии (первое высшее образовательное учреждение в России). Был наставником царских детей. Основал большую библиотеку, знакомившую с античными и др. зарубежными философами.

В 17-18 (Просвещение) веках развиваются идеи, которые приходят с Запада – идеи естественного права, гражданского договора, просвещения.

Можно назвать такую фигуру как Георгий Конисский (1717-1795). Он родился, вырос и получил образование на Украине и был послан епископом в Могилев. В то время в Речи Посполитой, куда входила Беларусь, господствовал католицизм, православных называли диссидентами. Конисский выступает за свободу вероисповедания. О его взглядах высоко отзывался Вольтер. Конисскому были знакомы идеи договорного происхождения государства, научные достижения того времени. Его деятельность повлияла на раздел Речи Посполитой и присоединение к Российской империи. Правда, российский царизм его тоже разочаровал, т.к. не дал возможности национального развития белорусскому народу.

Национальное самосознание продолжает развиваться.

Калиновский был за отмену всех классовых, национальных, религиозных привилегий и ограничений, за всеобщее образование и воспитание, развитие науки и культуры на белорусском языке. В 1905 г. был снять запрет на белорусскоязычные публикации. Возникает ряд журналов и газет на белорусском языке.

Национальные идеи сформулированные Янкой Купалой (1882—1942), Якубом Коласом (воспевавшими такие национальные черты как трудолюбие, коллективность, толерантность) были развиты в начале XX века — это братья И. и А. Луцкевичи, И. Буйницкий, В. Ластовский и др. Они выступали за социально-экономическое, политическое, культурное возрождение белорусских земель, за развитие белорусского языка, просвещение народа, созда­ние собственной государственности.

Нач. ХХ в Проблемы национального самосознания заняли ведущее место в исследованиях Игната Абдираловича-Канчевского (1896-1923). Он анализировал место белорусов в геополитическом пространстве между Востоком и Западом. Но считал, что при всем влиянии других культур, формы жизни любого народа не приходят извне, а являются плодом его духовного развития. И др.

После революции 1917 г. Начинается советский период философской мысли на Беларуси. Имели место националистические тенденции, но официальная философия шла в рамках марксистской философии. В рамках диалектического и исторического материализма многое было сделано в области анализа философских вопросов естествознания, глобальных экологических проблем, этики, эстетики, социальной философии, философии сознания, истории философии, в том числе, истории философской мысли Беларуси.

Философская мысль Беларуси на современном этапе.

Если рассматривать современное состояние белорусской философии, то стоит отметить, что оно оставляет желать лучшего. На протяжении трех последних десятилетий рейтинг ценности философского мышления значительно снизился.

В философских исследованиях был сделан крен в сторону философии и методологии науки, проблем теории научного познания, как наиболее нейтрального направления в отношении к раскрытию закономерностей социально-культурного, а тем более общественно-политического и государственного развития. В начале 90-х гг. это направление исследований начинает терять свое значение по причине общего критического отношения общественного сознания к научному мировоззрению вообще и к философскому в особенности. На первый план выходят другие формы сознания, которые обусловлены стремлением человека найти определенную нишу душевного спокойствия среди множества проблем и трудностей. Это направило внимание подавляющих масс на другие системы мировоззрения: различные религиозные, мистические, и т.д. Примером может служить огромный интерес к различного рода астрологическим прогнозам, предсказаниям.

В Беларуси второй половины ХХ вв. Развитие философии шло в рамках марксизма-ленинизма. В к. 70-80-х гг. появились оригинальные исследования Н. Жукова, В. Степина А. Михайлова, Е. Бабосова, П.А.Водопьянова, А.С.Майхровича и др.

Новая волна в исследованиях в первую очередь, была вызвана новыми явлениями как в общественно-политической, так и в научной жизни. Такие явления как вычислительная техника, понятие информации, новые направления прикладной математики нашли отражение в трудах Н. Жукова. Академик Е. Бабосов на основе большого фактического материала, связанного с крупнейшей катастрофой XX века — аварией на Чернобыльской АЭС, исследует теорию и практику катастроф.

В проекте приняли и принимают участие более 300 авторов из Беларуси и десятков зарубежных государств. Проект содержит ряд принципиально новых статей, отражающих новации в мировой философии ХХ – начала ХХ I века.

Одной из основных проблем современной белоруской философии является определенная разобщенность между представителями официальной национальной школы и национально-ориентированой прозападной школы. Публикации говорят об отсутствии диалога между этими двумя группами, кроме заочной критики, что не оставляет возможности сотрудничества.

К достоинствам последних стоит отнести философскую литературу, изначально обдумывавшуюся и создававшуюся на белорусском языке и отражающая горизонты и реалии современного философского лексикона Европы (тексты Акудовича, Антипенко, Бобкова, Рязанова, Булгакова, Дынько и др.).

Таким образом, несмотря на сложности, современная белорусская философия начинает медленно, но подниматься. В ней исчез налет партийности и догматизма, абстрактных теоретических схем. Явственно происходит поворот к принципам объективности, научности, гуманизма и либерализма. Универсальные человеческие ценности становятся центром внимания философского анализа совместно с вопросами особенностей белорусской культуры и менталитета.

В целом следует отметить преобладание социальной проблематики в белорусской философской мысли. Таким образом, можно отметить, что в развитии белорусской философской мысли имела место ассимиляция духовного опыта западноевропейской и русской традиций.

Философия является формой осмысления национальных культурных традиций. Развитие философской мысли неразрывно связано с историей того или иного народа. Начала общечеловеческой духовности утверждались на Руси, Украине и Беларуси с принятием христианства от Византии (9 век) и имели общие черты.

Соединение религиозных и античных мотивов еще более проявилось у Кирилла Туровского (1130-1182). Он подчеркивал взаимодействие души и тела. Разум – высшая ценность человеческой жизни, наряду с молитвой.

На Белорусских землях велико было значение просветительской деятельности Евфросиньи Полоцкой, Кирилла Туровского, К.Смалятича (12 век).

Возрождение. В 15-16 веках Белоруссия входила в состав Великого Княжества Литовского, Речи Посполитой. В 16 в. Беларусь захватило общеевропейское реформационное движение, способствовавшее становлению гуманистической идеологии. Особенно активной оказалась ересь антитринитариев, не принимавших догмата троицы (Христос – творение бога-отца и стоит ниже его). Шла и борьба с антитринитариями (Будный боролся и др.). Сымон Будный (1533-1593) использовал идеи реформации в борьбе за белорусскую культуру. Он подчеркивал роль знаний, индивидуального разума, говорил о разумности общества, основанного на частной собственности. Библию можно познать с помощью разума (был кальвинистом). Представителем реформации является и Михаил Литвин.

Одна из самых крупных фигур этого времени – Ф.Скорина (1490-1551). Он рассуждал о привязанности живых существ к родным местам, о человеколюбии и справедливости. Скорина перевел Библию на белорусский язык. Сама идея перевода на понятный обычным людям язык шла в русле идей гуманизма и просветительства, была созвучна идеям Реформации церкви (Лютер перевел Библию на немецкий язык и считается основоположником современного немецкого языка), выражала свободомыслие Скорины.

Новое время 17-18 (эпоха Просвещения) вв. Одной из идеологических форм национально-освободительной борьбы против господства польской шляхты в 17 в. стала полемика с идеологией католицизма и униатства. 17 век выдвигает таких мыслителей как К.Лыщинский, С.Полоцкий, К.Нарбут и др.

Симеон Полоцкий (1629-1680) сыграл большую роль как просветитель белорусский и, после отъезда в Москву, как просветитель российский. Один из основателей славяно-греко-латинской академии (первое высшее образовательное учреждение в России). Был наставником царских детей. Основал большую библиотеку, знакомившую с античными и др. зарубежными философами.

Национальные идеи сформулированные Янкой Купалой (1882—1942), Якубом Коласом (воспевавшими такие национальные черты как трудолюбие, коллективность, толерантность) были развиты в начале XX века — это братья И. и А. Луцкевичи, И. Буйницкий, В. Ластовский и др. Они выступали за социально-экономическое, политическое, культурное возрождение белорусских земель, за развитие белорусского языка, просвещение народа, создание собственной государственности.

После революции 1917 г. Начинается советский период философской мысли на Беларуси. Имели место националистические тенденции, но официальная философия шла в рамках марксистской философии.

17 Развитие философии как методологии научного исследования в западной философии XX в. (неопозитивизм, феноменология, философская герменевтика).

Неопозитивизм – это философия науки. С их точки зрения, предметом философии должна быть наука.

Итак, неопозитивизм (название, используемое как общее для всех этапов) исследует развитие науки и её взаимодействие с философией.

Феноменология. Представитель Э.Гуссерль (1859-1938).

- Феномен в обычном понимании этого слова – редкое, необычное, исключительное явление.

- Феномен в идеализме – субъективное явление, существующее только в сознании и не отражающее объективную реальность.

Разработанная Гуссерлем феноменология – это феноменология сознания.

Вообще в рамках феноменологии имеют место различные подходы и методы…

Герменевтика (с греч.) – объяснение, изложение, толкование. Зародилась еще в древней Греции. Постепенно она менялась. К концу 19 – началу 20 веков обретает современный вид. Она занимается проблемой понимания.

Еще нем.филос. Дильтей (1833-1911) разделил область познания на сферу наук о природе и сферу наук о духе. Науки о духе (это гуманитарные науки – психология и др., и социальные науки – история и др.) должны уловить единичное, в отличие от естественных наук, которые интересуются общим (вывод общих законов).

Основными понятиями являются: предпонимание (т.е. мы смотрим на мир через призму уже усвоенных понятий, ценностей и т.п.); перевод; диалог; текст; контекст и др.

Главное: для понимания необходимо сопереживание с тем человеком, культурой, которые хотим понять, как бы вживание в ситуацию…

Читайте также: