Беларусь и оон кратко

Обновлено: 19.05.2024

Беларусь является страной-основательницей ООН. Это решение было принято в знак признания жертв белорусского народа в борьбе с фашизмом, несмотря на то, что на тот момент (1945 г.) БССР не была суверенным государством, являясь одной из республик СССР. Более чем 60-летний опыт участия белорусской делегации в деятельности ООН имеет большое значение для авторитета нашей страны на международной арене.

Беларусь имеет опыт деятельности в важнейших органах ООН. В том числе в 1974–1975 гг. БССР осуществляла обязанности непостоянного члена Совета Безопасности ООН.

Одной из самых серьезных проблем для Беларуси является преодоление последствий чернобыльской катастрофы. При деятельном участии Беларуси Генеральной Ассамблей ООН регулярно принимаются резолюции ООН по Чернобылю, призванные поддержать усилия стран, пострадавших от этой катастрофы, на международном уровне. Белорусские представители участвуют в деятельности групп и комитетов в рамках ООН, связанных тем или иным образом с данной проблематикой. Активность в области чернобыльской проблематики характерна для белорусской внешней политики и вне ООН. Так, по инициативе Беларуси на ежегодной сессии ПА ОБСЕ 2008 г. в Казахстане была принята белорусская резолюция по Чернобылю.

Беларусь принимает активное участие в созданной в 1965 г. Программе развития ООН (ПРООН). Приоритетными направлениями ПРООН является координация деятельности учреждений системы ООН для способствования устойчивого человеческого развития, защита окружающей среды, ликвидация бедности, улучшение положения женщин, создание новых рабочих мест, поощрение прав человека, борьба против ВИЧ/СПИД и других болезней, развитие гражданского общества[36].

В июне 2005 г. Исполнительным советом ПРООН был утвержден проект Документа страновой программы на 2006–2010 гг. в отношении Беларуси.

В Беларуси деятельность ПРООН направлена на помощь в поиске решений проблем в следующих областях:

экономический рост и повышение уровня жизни населения;

эффективное и подотчетное управление;




устойчивое природопользование и охрана окружающей среды;

реабилитация и устойчивое развитие районов, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС;

расширение социального влияния женщин;

трансграничное сотрудничество в области профилактики ВИЧ/СПИДа, борьбы с торговлей людьми и нелегальным оборотом наркотиков[37].

Контрольные вопросы

1. Какова роль Республики Беларусь в деятельности по укреплению европейской и международной безопасности?

2. Оценен ли по достоинству западными странами вывод ядерного оружия с территории Республики Беларусь?

3. Участницей каких конвенций, способствующих укреплению европейской и международной безопасности является Республика Беларусь?

4. Какова разоруженческая политика Беларуси в вопросах сокращения обычных вооружений?

5. Какую роль играет Беларусь в деятельности ООН?

6. На что направлена деятельность ПРООН в Беларуси?

Беларусь является страной-основательницей ООН. Это решение было принято в знак признания жертв белорусского народа в борьбе с фашизмом, несмотря на то, что на тот момент (1945 г.) БССР не была суверенным государством, являясь одной из республик СССР. Более чем 60-летний опыт участия белорусской делегации в деятельности ООН имеет большое значение для авторитета нашей страны на международной арене.

Беларусь имеет опыт деятельности в важнейших органах ООН. В том числе в 1974–1975 гг. БССР осуществляла обязанности непостоянного члена Совета Безопасности ООН.

Одной из самых серьезных проблем для Беларуси является преодоление последствий чернобыльской катастрофы. При деятельном участии Беларуси Генеральной Ассамблей ООН регулярно принимаются резолюции ООН по Чернобылю, призванные поддержать усилия стран, пострадавших от этой катастрофы, на международном уровне. Белорусские представители участвуют в деятельности групп и комитетов в рамках ООН, связанных тем или иным образом с данной проблематикой. Активность в области чернобыльской проблематики характерна для белорусской внешней политики и вне ООН. Так, по инициативе Беларуси на ежегодной сессии ПА ОБСЕ 2008 г. в Казахстане была принята белорусская резолюция по Чернобылю.

Беларусь принимает активное участие в созданной в 1965 г. Программе развития ООН (ПРООН). Приоритетными направлениями ПРООН является координация деятельности учреждений системы ООН для способствования устойчивого человеческого развития, защита окружающей среды, ликвидация бедности, улучшение положения женщин, создание новых рабочих мест, поощрение прав человека, борьба против ВИЧ/СПИД и других болезней, развитие гражданского общества[36].

В июне 2005 г. Исполнительным советом ПРООН был утвержден проект Документа страновой программы на 2006–2010 гг. в отношении Беларуси.

В Беларуси деятельность ПРООН направлена на помощь в поиске решений проблем в следующих областях:

экономический рост и повышение уровня жизни населения;

эффективное и подотчетное управление;

устойчивое природопользование и охрана окружающей среды;

реабилитация и устойчивое развитие районов, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС;

расширение социального влияния женщин;

трансграничное сотрудничество в области профилактики ВИЧ/СПИДа, борьбы с торговлей людьми и нелегальным оборотом наркотиков[37].

Контрольные вопросы

1. Какова роль Республики Беларусь в деятельности по укреплению европейской и международной безопасности?

2. Оценен ли по достоинству западными странами вывод ядерного оружия с территории Республики Беларусь?

3. Участницей каких конвенций, способствующих укреплению европейской и международной безопасности является Республика Беларусь?

4. Какова разоруженческая политика Беларуси в вопросах сокращения обычных вооружений?

ЦУР в Беларуси: фокус на молодежь

В состав Страновой команды ООН входят 7 агентств ООН: Программа развития ООН (ПРООН), Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Фонд ООН в области народонаселения (ЮНФПА), Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН), Объединенная программа ООН по ВИЧ/СПИД (ЮНЭЙДС)и Международная организация по миграции (МОМ).

В расширенную систему ООН также входят работающие в Беларуси международные финансовые институты, такие как:

  • Всемирный банк;
  • Международный валютный фонд (МВФ);
  • Международная финансовая корпорация (МФК).

Ряд агентств ООН-нерезидентов также активно поддерживает развитие в Беларуси, тесно сотрудничая с правительственными и неправительственными организациями и участвуя в совместных проектах и ​​мероприятиях ООН в Беларуси. Среди них:

Продовольственная и сельскохозяйственная Организация Объединенных Наций (ФАО), а также Международная организация труда (МОТ) имеют своих Национальных корреспондентов в стране.

Основные этапы

Белорусские представители принимали активное участие в деятельности различных органов и учреждений ООН. В 1974–1975 гг. Беларусь была непостоянным членом Совета Безопасности – главного органа ООН, отвечающего за поддержание международного мира и безопасности, и единственного органа ООН, решения которого носят обязательный характер. Она неоднократно переизбиралась в состав Экономического и Социального Совета.
По инициативе Беларуси в ООН были поставлены и получили дальнейшее развитие такие вопросы, как выдача и наказание военных преступников, неприменение срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества, принятие принципов международного сотрудничества в сборе и обмене информацией в отношении выявления, ареста, выдачи и наказания военных преступников, международная поддержка научных исследований в области борьбы с раковыми заболеваниями, использование научно-технического прогресса в интересах мира и на благо человечества и многие другие.
В центре внимания делегаций Беларуси на сессиях Генассамблеи ООН неизменно находились вопросы международной безопасности и разоружения. БССР выступала в поддержку запрещения испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой (соответствующий договор был заключен в 1963 г.), добивалась разработки Договора о нераспространении ядерного оружия, который был открыт для подписания в 1968 г., поддерживала другие конкретные меры, направленные на ограничение и предотвращение гонки вооружений. В 1984 году по ее инициативе была принята резолюция о запрещении разработки и производства новых видов оружия массового уничтожения и новых систем такого оружия.

Деятельность Беларуси в ООН.

Беларусь была одним из активных сторонников разработки и принятия Программы действий ООН по предотвращению и искоренению незаконной торговли легким оружием и стрелковыми вооружениями во всех ее аспектах и борьбе с ней. Программа была одобрена на Конференции ООН по незаконной торговле ЛСО во всех ее аспектах, которая проходила в июле 2001 года в Нью-Йорке.

В рамках ООН Беларусь активно участвует в деятельности Комитета Генеральной Ассамблеи по вопросам международной безопасности и разоружения (Первого комитета), являясь автором и соавтором ряда резолюций, посвященных наиболее насущным проблемам сферы поддержания международной безопасности. На 63-й сессии Генеральной Ассамблеей ООН 2 декабря 2008 г. принята новая резолюция 63/36 по этой теме. В ходе голосования ее поддержали 175 государств.

В 2000 году руководством страны была одобрена концепция постепенного расширения участия белорусских граждан в операциях ООН по поддержанию мира (ОПМ). В рамках реализации этой концепции 1 октября 2001 года в Нью-Йорке подписан Меморандум о взаимопонимании между Республикой Беларусь и ООН в отношении участия нашей страны в системе резервных соглашений ООН.

Республика Беларусь принимала активное участие в разработке итоговых программных документов Международной конференции ООН по народонаселению и развитию 1994 года, Конференции ООН по населенным пунктам 1996 года, 19-й специальный сессии Генеральной Ассамблеи ООН для проведения всеобъемлющего анализа хода реализации Повестки дня на XXI век 1997 года, Международной конференции по финансированию развития 2001 года, Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию 2002 года, Международной конференции по последующей деятельности в области финансирования развития для обзора хода осуществления Монтеррейского консенсуса 2008 года, других крупных международных форумов, проводившихся под эгидой ООН.

Существенный вклад Республика Беларусь внесла в укрепление и повышение эффективности деятельности Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС), занимающегося вопросами координации деятельности организаций системы ООН в экономической, социальной и природоохранной областях. В 1998 и 1999 годах Беларусь избиралась на пост заместителя председателя ЭКОСОС. Под председательством Беларуси в эти годы был разработан ряд шагов по включению гуманитарного направления в повестку дня ЭКОСОС. В настоящее время гуманитарный сегмент основных сессий ЭКОСОС, по мнению большинства стран-членов ООН, является одним из наиболее эффективных, и в этом есть доля заслуг Беларуси. В 2006 году Беларусь также внесла значительный вклад в выработку комплексных предложений по реформе этого органа, в частности, в укрепление сегмента высокого уровня основных ежегодных сессий ЭКОСОС. В четвертый раз наша страна была избрана в состав ЭКОСОС в 2006 году на период 2007–2009 годов. Постоянный представитель Беларуси при ООН избран заместителем председателя ЭКОСОС на 2008 год. Под его руководством на основной сессии ЭКОСОС 2008 года проведен всеобъемлющий обзор прогресса в выполнении резолюции 62/208 Генеральной Ассамблеи ООН о совершенствовании оперативной деятельности в рамках системы ООН в целях развития.

В ходе Всемирного саммита ООН в сентябре 2005 г. (60-я сессия ГА ООН) Президент Республики Беларусь А. Лукашенко выступил с инициативой об активизации международных усилий по противодействию торговле людьми.

Активно развивается сотрудничество Беларуси с ООН в области экологии. Программные документы Беларуси – Национальный план действий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды и Национальная стратегия устойчивого социального и экономического развития – выделяют международное сотрудничество в рамках ООН как один из путей эффективного решения природоохранных проблем.

Важнейшим мероприятием в рамках развития сотрудничества Республики Беларусь с ЕЭК ООН в 2008 году стал организованный МИД визит заместителя Генерального секретаря ООН – Исполнительного секретаря ЕЭК ООН М. Бельки в Республику Беларусь в мае 2008 г. М. Белька принял участие в заседании Совета глав правительств государств – участников СНГ. Достигнута договоренность об участии ЕЭК ООН в разработке Стратегии экономического развития СНГ до 2020 года. По итогам участия в мероприятии Секретариатом ЕЭК ООН разработаны предложения ЕЭК ООН в проект Стратегии.[10]

Одним из наиболее ярких и значимых событий в области международного сотрудничества явилось присоединение Беларуси к Киотскому протоколу к Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Участие в этом международном документе позволит Беларуси внести существенный вклад в глобальный процесс борьбы с изменением климата. Необходимо отметить высокий уровень сотрудничества Беларуси с секретариатами Рамочной Конвенции ООН об изменении климата, Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием и Киотского протокола.

Беларусь традиционно выступает за укрепление информационно-коммуникационной составляющей деятельности ООН и расширение информационных потоков между Организацией и ее государствами-членами.

Позиция Беларуси заключается в том, что по каналам ООН должна распространяться только объективная и непредвзятая информация. Безусловной необходимостью также является равнозначное использование в работе Организации всех шести ее официальных языков.

Беларусь отстаивает стратегическую важность особого внимания со стороны информационных структур ООН к интересам государств с переходной экономикой и государств со средним уровнем дохода, к числу которых относится и Республика Беларусь. Международные инициативы этих государств в ООН должны своевременно и объективно отражаться названными структурами ООН.

Беларусь также регулярно подчеркивает необходимость более широкого и качественного информирования международной общественности об усилиях ООН и ее отдельных государств-членов в сфере борьбы с торговлей людьми, конкретных проектах ООН, направленных на преодоление последствий аварии на Чернобыльской АЭС, а также информационного сопровождения деятельности главных органов ООН.

Успешно развивается сотрудничество Беларуси с русской службой Радио ООН, с которой Белтелерадиокомпанией было заключено соглашение о ретрансляции передач на территории Беларуси.

Значительную роль в укреплении позиций Беларуси в рамках ООН сыграли ее своевременные диктуемые требованием времени инициативы.

В 2008 году дальнейшее продвижение получила инициатива Беларуси об укреплении координации международных усилий в деле противодействия торговле людьми. Последовательная позиция Беларуси в пользу разработки глобального плана действий по предотвращению торговли людьми, высказанная на Венском форуме по борьбе с торговлей людьми в феврале 2008 г. и в ходе неофициальных тематических слушаний в рамках Генеральной Ассамблеи в июне 2008 г., позволила закрепить идею разработки глобального плана действий в резолюции Экономического и Социального Совета 2008/33 от 25 июля 2008 г. и в обновленной резолюции 63-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН по координации усилий в области борьбы с торговлей людьми. В резолюции Генеральной Ассамблеи также приветствуется деятельность Межучрежденческой координационной группы по борьбе с торговлей людьми, созданной по предложению Беларуси.

В 2008 году предпринят ряд практических шагов по осуществлению высказанной Министром иностранных дел Республики Беларусь Мартыновым С.Н. в 2007 году с трибуны 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН инициативы о создании под эгидой ООН механизма обеспечения доступности для всех государств современных передовых технологий использования новых и возобновляемых источников энергии. К декабрю 2008 г. усилиями Беларуси сформирована инициативная группа стран, которые обратятся к председателю Генеральной Ассамблеи ООН с совместным письмом о проведении до окончания 63-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (до сентября 2009 г.) тематических слушаний в рамках Генеральной Ассамблеи по актуальным вопросам международного сотрудничества в области повышения энергоэффективности, энергосбережения и использования новых и возобновляемых источников энергии.

На 63-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН усилиями делегации нашей страны удалось существенно продвинуться в решении вопроса о расширении членского состава Научного комитета ООН по действию атомной радиации (НКДАР) и включении в него Республики Беларусь. В принятой по этому вопросу резолюции Генеральной Ассамблеи предусматривается увеличить в двухгодичном бюджетном цикле ООН 2010 − 2011 годов финансирование НКДАР, с тем чтобы решить вопрос о полноправном членстве в Комитете Беларуси и других пяти государств не позднее сентября 2010 г.

В рамках реализации положений принятой в 2007 году резолюции 62/9 Генеральной Ассамблеи ООН о провозглашении третьего десятилетия после катастрофы на Чернобыльской АЭС десятилетием восстановления и устойчивого развития пострадавших от нее территорий в ноябре 2008 г. на координационном совещании в Вене с участием организаций и учреждений системы ООН и правительств Беларуси, России и Украины фактически завершена работа над Планом действий ООН в области преодоления последствий чернобыльской катастрофы на период до 2016 года.

Делегации Республики Беларусь на министерском уровне приняли участие в основной сессии Экономического и Социального Совета (Нью-Йорк, июль 2008 г.) и Международной конференции по последующей деятельности в области финансирования развития для обзора хода осуществления Монтеррейского консенсуса (Доха, ноябрь − декабрь 2008 г.). Участие на высоком уровне в этих крупных международных форумах было использовано для внедрения в деятельность организаций и учреждений системы ООН на экономическом направлении подходов Беларуси в области совершенствования многосторонней торговой и международной финансовой систем, организации оперативной деятельности системы ООН по поддержке процесса развития в мире, реагирования международного сообщества на мировой финансовый кризис.

Постоянный представитель Республики Беларусь при ООН выступил на 63-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН от имени ряда государств − участников СНГ по проблемам борьбы с терроризмом, коррупцией, нелегальной миграцией, торговлей людьми, транснациональной организованной преступностью и незаконным производством, передачей и обращением стрелкового оружия и легких вооружений.

В 2008 году Беларусь стала еще более заметным участником процесса реформирования ООН. По предложению Беларуси усилилось информирование международного сообщества о деятельности Генеральной Ассамблеи, о работе ее председателя. Наша страна остается в числе тех государств, которые добиваются максимально широкого согласия по аспектам реформирования деятельности Совета Безопасности ООН.[11]

Результатом комплекса проведенных мероприятий стало избрание кандидатуры Министра иностранных дел Республики Беларусь Мартынова С.Н. в состав Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам на 2009–2012 годы.

bg.jpg

В конце 1943 года, после коренного перелома в ходе войны, союзники уже не сомневались в победе, и на Московской конференции министров иностранных дел стран антигитлеровской коалиции в октябре 1943 года, и на Тегеранской конференции глав государств и правительств в ноябре-декабре того же года стали обсуждать послевоенное устройство мира. В том числе – создание ООН, которой предстояло взять на себя функции обеспечения коллективной безопасности.

К практическому созданию ООН приступили в 1944 году, и сразу стало ясно, что организация станет ареной борьбы между Великобританией, США и СССР. Сталин видел, что в ООН СССР оказывается в одиночестве или меньшинстве. Поэтому он вносит предложение о включении в ООН советских республик – в качестве самостоятельных членов. В феврале 1944 года Верховным Советом СССР был принят закон о предоставлении союзным республикам полномочий в области внешних сношений. Советское правительство желало видеть в составе ООН все страны антигитлеровской коалиции, в том числе и 15 союзных республик СССР. Президент США Франклин Рузвельт и премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль воспротивились этому, однако после многочисленных встреч, согласований и письменных обращений глав правительств друг к другу согласились на членство в ООН Белорусской и Украинской ССР как республик, понесших наибольшие жертвы в войне.

D0GtRfBWoAAuBsQ.jpg

В роли основателей ООН выступило 51 государство. 25 июня 1945 года на учредительной конференции в Сан-Франциско Беларусь подписала Устав ООН, в разработку которого внесла конструктивный вклад. Глава белорусской делегации министр иностранных дел БССР Кузьма Киселев был утвержден докладчиком комиссии, занимавшейся вопросами Генеральной Ассамблеи ООН. Вследствие этого вопросы состава Генеральной Ассамблеи и процедуры ее работы решались при непосредственном участии представителей Беларуси, как, впрочем, и другие вопросы, касавшиеся структуры ООН и методов ее деятельности. 30 августа 1945 года белорусский парламент ратифицировал Устав ООН.

Из года в год Беларусь формировала образ миролюбивого члена ООН, настойчиво отстаивающего цели и принципы, заложенные в Устав организации.

un-sunnypanorama-crop2.jpg

После провозглашения независимости Беларуси в июле 1990 года начался новый этап становления белорусской государственности. Ключевым его звеном стало формирование внешнеполитического курса страны на фундаменте национальных интересов.

В сентябре 1992 года в Минске открылось представительство ООН, первое представительство подобного рода на пространстве СНГ. Также в Минске появились представительства ВОЗ, Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН), Группы Всемирного банка.

Сегодня в ООН входят около 200 государств, это самая авторитетная международная организация в мире, решающая вопросы безопасности и сотрудничества на планете.

Читайте также: